RSS Выход Мой профиль
 
Ревкомы Бугай Н.Ф. | РЕВКОМЫ —ОРГАНЫ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ (продолжение)


Программа деятельности ревкомов в центре страны в 1919 году определялась Центральным Комитетом РКП (б) в специальном циркулярном письме от 26 сентября, направленном в губернские и уездные партийные организации. В нем отмечалось, что ревкомы обязаны главное внимание сосредоточивать на военной работе: проводить проверку военнО-комиссарского состава, осуществлять контроль над деятельностью полковых и батальонных коммунистических ячеек, руководить политической работой в красноармейских частях, заниматься агитацией среди рабочих и крестьянских масс в связи с наступлением деникинцев, подготовкой помещений для гарнизонов, продовольственным снабжением, организацией контроля за проведением строевых и тактических занятий, следить за поддержанием революционного порядка и дисциплины, надлежащим состоянием связи между уездами и центром, руководить созданием мелких партизанских отрядов, мобилизацией населения на работу по усилению оборонительных рубежей.
В начале октября 1919 года во всех губерниях центра состоялись совместные заседания партийных, советских и военных руководящих органов, на которых рассматривались вопросы организации обороны, создания ревкомов и их функций.
Такие заседания прошли в Рязани и Смоленске, где выступил командующий Московским сектором обороны бывший член Петроградского ВРК С. И. Гусев. Он поставил конкретную задачу: в течение двух недель создать сеть ревкомов как в крупных административно-политических центрах, так и в провинциальных селениях, а также при железнодорожных пунктах. На заседании в Рязани член губкома РКП (б) В. С. Коренев указал на необходимость «определить общие права и обязанности ревкомов, и в особенности уездных, где не разграничены конкретно задачи деятельности ревкомов и других органов власти». В итоге были созданы Рязанский и Смоленский губ-ревкомы, а также ревкомы в отдельных уездах этих губерний.
В связи с наступлением Деникина с юга на центральные районы Советской республики ревкомы создаются и на этой территории страны. Органы Советской власти центральных губерний, не имея общего Положения о ревкомах, разрабатывали свои инструкции. Так, в июле 1919 года исполком Воронежского Совета издал «Инструкцию по организации и работе ревкомов».
Комиссия исполкома Совета, занимавшаяся ее разработкой, считала, что четкое определение обязанностей членов ревкома является крайне важным в условиях военной обстановки, когда в большинстве случаев отсутствовала возможность решать вопросы коллегиальным образом.
Накапливался богатый опыт строительства чрезвычайных органов власти в районах преимущественно с единым национальным и социальным составом населения. Центральные районы Советской республики явились своеобразной лабораторией советского строительства в годы гражданской войны. Здесь партия на практике проверяла действенность принципа организации аппарата Советской власти, способного работать в условиях чрезвычайной военной обстановки.
Однако многие районы страны резко отличались друг от друга как многонациональным, так и много-сословным составом населения, различной степенью остроты классовой борьбы, экономическими условиями, сосредоточением контрреволюции и т. д.
В таких национальных районах, как Закавказье, Средняя Азия, Украина, открыто действовала националистически настроенная буржуазия, которая всячески препятствовала упрочению Советов. В казачьих областях страны активно выступало против Советов зажиточное казачество и т. д.
И хотя сущность революционных комитетов была ясна и понятна трудящимся массам, однако формы их работы в районах с различным по национальному составу населением, в казачьих областях и других регионах, принципы, на которых должны были строиться взаимоотношения с военными и партийными органами, не сразу были поняты членами ревкомов. Не сразу было ясно, что и как делать ревкомам на местах. Отсутствовал необходимый опыт.
Поэтому не случайно, что из многих областей, губерний и уездов страны поступали как в центральные, так и в другие руководящие органы власти, штабы, реввоенсоветы фронтов и армий письма с просьбой выслать инструкции по строительству ревкомов, определить формы взаимоотношений между партийными, советскими и военными органами и т. п. «Спешно сообщите,— писал в феврале 1919 года политотдел Пензенской дивизии в штаб 1-й армии и штаб Восточного фронта,— при создании городского исполкома отпадает ревком или нет; разъясните функции ревкома и исполкома и кто является в подчинении, кто — высшей властью».
В октябре 1919 года Ялуторовский ревком Тюменской губернии запрашивал губревком: «Каковы функции ревкома в прифронтовой полосе? При наличии каких обстоятельств (размер освобождаемой территории, число созданных сельских и волостных Советов и т. д.) может быть созван съезд для выбороз уездного исполкома?..»
Письма аналогичного содержания были получены в СНК от Тульского, Ставропольского и многих других губернских и уездных ревкомов.
Требовался единый документ, которым могли бы руководствоваться советские и военные органы, ведавшие созданием чрезвычайного аппарата Советской власти на местах, документ, в котором нашли бы отражение не только все основные направления организации чрезвычайного аппарата Советской власти, но и вопросы взаимоотношений этих органов с другими органами власти, их структура, компетенция и т. д.
Подготовка декрета о ревкомах была поручена специальной комиссии во главе с В. И. Лениным. В состав ее входили также Н. Н. Крестинский, М. Ф. Владимирский, секретарь Президиума ВЦИК А. С. Ену-кидзе и другие. К работе над документом, разработке отдельных его разделов привлекались и члены Оргбюро ЦК РКП (б).
Первоначальный вариант Положения о ревкомах несколько раз обсуждался в ЦК РКП (б) и Совнаркоме. 17 октября 1919 года Совет Обороны республики, обсудив Положение о революционных комитетах, разработанное М. Ф. Владимирским, поручил ему рассмотреть документ совместно с представителями Народных комиссариатов внутренних дел, юстиции, продовольствия, по военным делам и ВСНХ. Было решено также просить Президиум ВЦИК прислать своих представителей, остальные комиссариаты могли делегировать представителей с совещательным голосом.

К середине октября был выработан окончательный вариант Положения о создании ревкомов. Отвечая на запросы, поступавшие с мест о порядке организации чрезвычайного аппарата Советской власти, его функциях, задачах, методах работы и т. д., В. И. Ленин информировал 20 октября Тульский ревком: «Декрет о сокращении гражданского управления будет издан на днях, его надо не только соблюсти, но применить архидобросовестно и усердно»
22 октября 1919 года вопрос о революционных комитетах обсуждался в ЦК РКП (б). В результате рассмотрения Секретариат ЦК РКП (б) принял Положение о революционных комитетах.
24 октября Положение было подписано Председателем ВЦИК М. И. Калининым и Председателем Совета Рабоче-Крестьянской Обороны В. И. Лениным. 28 октября оно было опубликовано в «Известиях»2.
Сравнительный анализ всех ранее принятых Положений о ревкомах с Положением ВЦИК от 24 октября 1919 года показывает основные направления создания ревкомов, принципы их строительства применительно ко всей территории страны. Если в положении СНК РСФСР «О революционном комитете по управлению Киргизским краем» больше внимания обращалось на порядок организации ревкомов в национальном регионе страны и разделы декрета раскрывали формы привлечения трудящихся коренных национальностей для работы в органах Советской власти, в постановлении ВЦИК «Об организации гражданского управления в Сибири» отмечался только характер революционных комитетов, а в «Инструкции по организации и работе ревкомов» Воронежского губернского Совета основной упор делался только лишь на раскрытие обязанностей членов ревкомов, то в Положении ВЦИК о ревкомах эти вопросы были рассмотрены комплексно.
В новом декрете был обобщен опыт строительства ревкомов как чрезвычайных органов Советской власти в 1918—1919 годах в Средней Азии, Сибири, на Украине, Урале и в центральных губерниях страны.
В Положении ревкомы как органы военной и гражданской власти, создаваемые «для упорной обороны против врага и поддержания революционного поряд-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 51, с. 65.
2 См.: Декреты Советской власти. М., 1973, т. 6, с. 224—228.

ка», были впервые классифицированы по трем типам: в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу.
Задачи ревкомов, создававшихся в освобожденных от неприятеля местностях, были весьма разносторонними: от военно-организационных до хозяйственных и административных. Это и борьба с бандитизмом, диверсионными группами, остатками белогвардейских шаек, мобилизация всех ресурсов на нужды фронта, обеспечение Красной Армии продовольствием, фуражом, восстановление всех отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д.), организация культурно-просветительной работы, забота о повышении материального благосостояния трудящихся масс: помощь семьям красноармейцев, обеспечение рабочих квартирами, создание пунктов питания, детских учреждений и т. д. и, наконец, создание условий для передачи власти в руки Советов.
На ревкомы в прифронтовой полосе, если они существовали параллельно с Советами, полностью возлагались задачи военно-боевого обеспечения: помощь частям действующих воинских соединений Красной Армии. Они находились в непосредственном подчинении революционному военному, совету армии и были подотчетны центральной Советской власти. Ревкомы обязаны были выполнять указания реввоенсоветов действовавших фронтов и армий. Советы в такой ситуации, как правило, решали задачи народнохозяйственного характера и культурного строительства, если это позволяла обстановка.
Согласно Положению, к ревкомам тыла — губернским, уездным, волостным, железнодорожным — следовало относить ревкомы, создаваемые на территории, отстоящей от линии фронта на 50 и более верст. Их главной задачей являлось поддержание революционного порядка в тылу, борьба с контрреволюционными выступлениями, мятежами, дезертирством, организация материальной помощи Красной Армии, мобилизация трудящихся масс, налаживание бесперебойной работы транспорта в тылу, содействие военным органам в выполнении военно-заготовительных работ, реквизиция имущества и материалов, необходимых для Красной Армии.
Положение ВЦИК о ревкомах определяло и органы, которые наделялись правами по организации ревкомов. Основные полномочия по созданию ревкомов Возлагались на политический состав Красной Армии, в частности, на работников реввоенсоветов и политотделов фронтов и армий. В Положении отмечалось, что революционные комитеты на местах образуются по мере продвижения Красной Армии революционным военным советом армии при участии местных органов Советской власти. Указывалось также, что ревкомы непосредственно подчиняются военному совету армии и центральной Советской власти
Положение определило штат и структуру всех трех типов ревкомов. Так, о ревкомах, создаваемых в освобожденных от неприятеля местностях, говорилось, что они образуются «по мере продвижения Красной Армии, революционным военным советом, армии при участии местных органов Советской власти» в составе 3—5 членов. По мере надобности при этих ревкомах организуются отделы управления, социального обеспечения, земельный, военный и т. д., которые обязаны вступать в тесный контакт с соответствующими комиссариатами.
Ревкомы прифронтовой полосы, отмечалось в Положении, должны создаваться реввоенсоветами при обязательном участии местного губернского исполкома и состоять из представителей Реввоенсовета армии и исполкома.
В состав ревкомов тыла входили председатель исполкома, один из членов исполкома и местный военный комиссар. Ревкомы тыла своих отделов не создавали, а пользовались советским аппаратом губерний и уездов, приспособленным для нужд обороны.
Опубликование Положения ВЦИК о революционных комитетах имело важное значение, процесс образования ревкомов обретал юридическую силу. В значительной степени облегчалась организация ревкомов на местах, определялись их единообразие в структуре, направленность в работе.
Положение, как важный исторический документ, было воспринято с большим вниманием, им стали руководствоваться губернские и областные партийные и советские, а также военные органы власти при создании ревкомов. Оно сформулировало общие принципы

1 См.: Декреты Советской власти, т. 6, с. 225.

строительства временных чрезвычайных органов власти, вызванных к жизни военной обстановкой в Советской республике, делало процесс образования революционных комитетов более целенаправленным.
Документ Советского правительства получил высокую оценку на местах. «На тяжелом опыте советского строительства в условиях гражданской войны,— читаем в отчете Саратовского отделения народного комиссариата государственного контроля,— мы пришли к верному, осознанному пути, который и нашел место в постановлении ВЦИК о ревкомах от 24 октября 1919 года» Ч
Сразу же после опубликования Положения Московский губернский ревком потребовал безукоснитель-ного его исполнения. В письме губревкома местным органам Советской власти указывалось: «Всем ревкомам руководствоваться в своей деятельности Положением о ревкомах от 24 октября 1919 года... Ни один ревком не может отговариваться незнанием этого Положения» 2.
Практика строительства ревкомов на местах потребовала учета особенностей того или иного района страны. Поэтому в областях с многосословным составом населения, в национальных округах, автономных областях и республиках в 1920—1921 годах разрабатывались дополнительные инструкции по строительству ревкомов, которые углубляли и расширяли Положение ВЦИК о ревкомах при полном сохранении общих принципов организации этих временных чрезвычайных органов власти.
Известны инструкции Бюро по восстановлению Советской власти на Северном Кавказе (2 марта 1920 года), Временное положение о ревкомах Степного края (имелись в виду национальные районы), декреты ВЦИК и СНК об образовании ревкома Татарской АССР (27 мая), решение Оргбюро ЦК РКП (б) q создании ревкома Чувашской автономной области (24 июня), декрет ВЦИК о Карельской трудовой коммуне (август 1920 года), декрет ревкома Грузии об Абхазской АССР (16 июля 1921 года) и ряд других3.

1 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 94, д. 63, л. 512.
2 Государственный архнв Московской области (ГАМО), ф. 4718, on. 1, д. 6, л. 26.
3 Политика Советской власти по национальным делам за три года; М., 1920, с. 42, 50; Архив Кустанайской области, ф. 389, on. 1, д. 5, л. .4—5.

Во всех этих документах указывается, что ревкомы назначаются высшими центральными органами власти.
В инструкциях, создаваемых местными органами власти, получали глубокое разъяснение принципы организации ревкомов: назначение или выборность. Применение одного из этих принципов зависело от складывавшейся в каждом конкретном районе обстановки. В инструкциях разъяснялось и содержание обязанностей членов ревкомов, взаимоотношений между ними. Так, например, согласно инструкции окружного ревкома Кабардино-Балкарии, председатель «вел контроль за деятельностью всех отделов... наделялся правами приостановления некоторых распоряжений... давал отчеты об общем ходе работ и проводил обзор деятельности ревкома».
Главным в работе ревкомов таких районов страны, как Северный Кавказ, Сибирь, Украина, Средняя Азия и Закавказье, являлось, как отмечается в инструкциях, укрепление революционного порядка, строгое соблюдение норм национально-государственного строительства, правильное проведение линии Коммунистической партии в национальном вопросе, восстановление народного хозяйства.
В конце 1919 и начале 1920 года Красная Армия переходит в решительное наступление на врага. Освобождались ранее захваченные противником территории, и здесь активизировалась работа по созданию чрезвычайных органов Советской власти — революционных комитетов.
Постепенно была устранена угроза Советской'вла-сти и в центре страны. Однако хозяйничанье деникин-цев нанесло огромный ущерб экономике губерний, не было еще покончено с затаившейся контрреволюцией, открытые выступления которой отвлекали огромные силы. В этих условиях в конце 1919 года партия принимает меры по созданию ревкомов на освобожденной территории. Конец 1919 и начало 1920 года характеризовались «сплошной полосой ревкомов». Они были созданы в 33 губерниях и областях, расположенных в Европейской части Советской республики.
Особое внимание обращалось на создание территориально-промежуточных ревкомов, которые назначались для более оперативной и тесной связи центра с губернским и областным аппаратом. Таковыми были ревкомы Башкирской АССР — Башревком, ревком по управлению Киргизским (Казахским) краем, Сибирский ревком — Сибревком, ревком Дальнего Востока— Дальревком, Всеукраинский и Северо-Кавказский ревкомы, ревком Поволжья и другие.
Территориально-промежуточные ревкомы ведали вопросами военного и советского строительства. Им подчинялось, как правило, сразу несколько областных, губернских, уездных и сельских ревкомов. Так, власть Северо-Кавказского ревкома распространялась на территорию, подведомственную революционным комитетам Черноморской, Кубанской и Терской областей, Ставропольской губернии и Дагестана.
На протяжении всего периода существования ревкомов В. И. Ленин и Политбюро ЦК РКП (б) уделяли особое внимание не только их организации, но и направлению деятельности на местах. Об этом свидетельствуют многочисленные беседы, письма и телеграммы, посланные в 1920 году на имя председателей и членов Сибирского, Татарского, Армянского, Грузинского, Азербайджанского, Дальневосточного, Северо-Кавказского и многих других ревкомов.
Так, в январе 1920 года В. И. Ленин в беседе с членом Реввоенсовета 11-й армии К. А. Мехоношиным обсуждал вопрос об организации Кавказского (Северо-Кавказского) ревкома. К. А. Мехоношин сообщил по телефону в разговоре с С. М. Кировым: «„.отношение Ильича к нашим планам самое лучшее, в последней беседе с ним он обещал самую энергичную поддержку...». К. А. Мехоношин поставил перед В. И. Лениным вопрос о подчинении Кавказского ревкома не РВС Юго-Восточного фронта, а непосредственно центру, что было крайне важно для централизованного руководства процессом советского'строительства на Кавказе. Предложение это было принято.
В первой половине января 1920 года Политбюро ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина обсудило тезисы о задачах партии и Советской власти в Крыму и вопрос о составе Крымского ревкома1.
В 1920 году В. И. Ленин проявляет особую заботу об организации Татарского ревкома. И. И. Ходоров-ский — член Татревкома — писал в своих воспоминаниях о том, как Владимир Ильич внимательно рас-

1 См.: Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. М., 1977, т. 8, с. 214—215.

спрашивал его о каждой кандидатуре в состав ревкома, советовал, как правильно, с учетом национальных особенностей края, подобрать штат. \ Относительная стабилизация военной обстановки в центральных районах Советской республики дала возможность уже в начале 1920 года начать постепенный переход к Советам.
Но если в Центральном промышленном районе, на Урале и в отдельных губерниях на северо-западе в декабре 1919 — январе 1920 года революционные комитеты уже передавали свои функции выборным Советам, то на Севере, в Поволжье, Сибири, на Южном Урале, Северном Кавказе, в Крыму, на Украине и в Белоруссии, Закавказье и Средней Азии строительство ревкомов в этот период вступало в решительную фазу.
Одна за другой освобождались от колчаковцев губернии Сибири. На огромных пространствах края необходимо было установить революционный порядок, ликвидировать наследие, оставленное колчаковцами, создать условия для нормальной жизни рабочих, сибирского крестьянства, трудового казачества, запуганных террором и насилием. Строительство ревкомов в Сибири разворачивалось широким фронтом.
Власть созданного еще в августе 1919 года Сибрев-кома распространилась на Омскую, Алтайскую, Енисейскую, Иркутскую, Томскую губернии и временно, до лета 1921 года,— на Акмолинскую и Семипалатинскую. В Сибирский ревком входили И. Н. Смирнов, член партии большевиков с 1898 года В. М. Косарев и другие. В дальнейшем по мере увеличения объема работы состав ревкома численно возрастал.
Сибревком возглавил строительство Советской власти в крае. 24 ноября им был назначен Омский губ-ревком (председатель — Е. В. Полюдов). В декабре 1919 года были также назначены Алтайский (председатель — В. В. Аристов) и Томский (председатель — М. Ф. Левитин) губернские ревкомы. В январе 1920 года начал свою работу Красноярский (Енисейский) губ-ревком (председатель — А. П. Спундэ). После освобождения Иркутской губернии от колчаковцев в феврале 1920 года был образован Иркутский ревком в составе Я. Д. Янсона (председатель), А. А. Ширямова, А. Я. Флякова (члены ревкома).
В организации ревкомов на местах Сибревкому, как и повсюду, оказывала помощь Красная Армия. Только политические отделы 5-й армии создали в целом от Волги до Байкала 5 тысяч ревкомов, комбедов и комитетов профсоюзов. Сибревком и политотделы действующих армий начиная с декабря 1919 года создали только в Омской и Томской губерниях более 10 тысяч революционных комитетов. «Рабочие и крестьяне Сибири, освобожденные из-под ярма Колчака, создали советский аппарат — революционные комитеты: от сельского до губернского, и приступили к переустройству жизни на социалистических началах»,— говорилось в приказе Сибревкома и Реввоенсовета 5-й армии от 16 октября 1919 года. Губревкомы привлекали для работы в ревкомах представителей местного населения, что повышало их авторитет среди трудящихся масс как истинно народных органов власти.
В ряде губерний Белоруссии с конца 1919 года в связи с осложнением военного положения, активизацией действий контрреволюции также создается сеть ревкомов. В октябре — ноябре только в Витебской губернии были образованы 9 уездных и более 80 волостных ревкомов.
Однако в Положении ВЦИК о ревкомах не говорилось конкретно о ревкомах в сельской местности. А организация их на местах, как показывал опыт работы ревкомов в Сибири, центральном регионе страны, Белоруссии в конце 1919 года приобретала широкий размах. Становилась очевидной необходимость разработки специального документа, которым бы определялся порядок организации чрезвычайных органов Советской власти, способных работать среди крестьян в условиях гражданской войны. Не позднее февраля 1920 года Народный комиссариат внутренних дел, ведавший строительством Советской власти на местах, разработал Положение о сельских ревкомах. Этот документ фактически дополнял Положение ВЦИК о ревкомах, определял основные направления образования ревкомов в селах, деревнях, станицах и аулах страны. Положение отмечало круг задач, которые обязаны были решать сельские ревкомы: выполнение всех постановлений высших органов Советской власти, организацию коллективных хозяйств, повышение культурного уровня жизни населения и т. д.1

1 ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 2, д. 7, л. 57.

Волостные ревкомы были подотчетны уездным, участковым ревкомам. Организуемые в волостях так называемые «местечковые ревкомы» подчинялись волостному ревкому. При волостных и сельских ревкомах, как правило, было только три отдела — внутреннего управления, земельный и военный, а для районов с мусульманским населением характерно также наличие при ревкоме шариатского суда.
В тех районах страны, где крестьянство выражало полнейшую поддержку Советской власти, в ревком вводился один представитель от политотдела в качестве председателя ревкома. Остальные два члена представляли местную организацию большевистской партии, пролетарские союзы; они, как правило, являлись авторитетными работниками в той или иной местности.
Созданные на местах революционные комитеты, учитывая конкретное состояние дел в крестьянских хозяйствах, дополняли отдельные разделы Положения о сельских ревкомах своими инструкциями. Примечательно в этом плане Положение Крымревкома, в котором отмечалось, что сельский ревком является высшим органом власти в пределах его ведения и в границах обслуживаемой им местности. Вот как подробно и обстоятельно формулировались задачи сельревкома: укрепление Советской власти, организация и объединение сельскохозяйственного пролетариата, деревенской бедноты и среднего крестьянства в борьбе с паразитическими элементами, установление революционного порядка в пределах данной территории, предупреждение и борьба с контрреволюционными выступлениями й уголовными элементами, принятие всех необходимых мер для организации Советов, народного образования и ликвидации безграмотности, наблюдение за чистотой и санитарным состоянием селений, борьба с эпидемией и принятие мер по благоустройству сел и деревень, выдача пособий семьям красноармейцев, организация сельскохозяйственной помощи беднейшему населению деревень, борьба с дезертирством, проведение трудовых мобилизаций, сбор продуктов и т. д.
На основе Положения ВЦИК о ревкомах, Положения о сельских ревкомах, инструкций, создаваемых областными и губернскими органами Советской власти на селе, в 1919—1921 годах была образована густая сеть сельских революционных комитетов. Так, например, на Северном Кавказе было создано, по нашим подсчетам, более 1900 станичных и аульских ревкомов. В Омской и Томской губерниях были сформированы 794 волостных, 7760 сельских, 921 аульный и другие ревкомы, в Азербайджане — 435 сельских ревкомов, в Туркестане — 477 волостных ревкомов и т. д.
Организация ревкомов на селе способствовала упрочению позиций диктатуры пролетариата. Опираясь на крестьянскую бедноту, эти чрезвычайные органы власти отстаивали завоевания Великого Октября, приступали к проведению социалистических преобразований, последовательному осуществлению ленинской аграрной политики.
Наибольшее распространение получили ревкомы на Северном Кавказе. Они были признаны в качестве временных органов Советской власти еще в сентябре 1919 года. Центральные органы Советской власти вели подготовку к созданию краевого (Кавказского) ревкома.
В январе 1920 года штаб Юго-Восточного фронта назначил Кубанский ревком в составе Я. В. Полуяна (председатель), М. А. Коробкина, Н. А. Анисимова, Л. Г. Горбунова (члены ревкома). Ревком приступил к работе в Екатеринодаре — центре Кубанской области— в марте 1920 года. Члены облревкома, руководствуясь Положением ВЦИК о ревкомах от 24 октября 1919 года, разработали Положение об организации отдельских и окружных революционных комитетов в Кубанской области и Черноморской губернии.
Учитывая аграрный характер края, облревком детализировал задачи отдельских ревкомов в казачьих районах и особенно сельских ревкомов, определил их структуру, формы отчетности. Задачи сельских ревкомов определялись следующим образом:
«...9)' Организация и содействие развитию и поднятию сельского хозяйства (ремонт сельскохозяйственных машин и орудий, устройство прокатных пунктов, осушение болот, орошение, удобрение, общественная запашка пустующих земель и пр.).
10) Охрана лесов от расхищения, содействие государственным заготовкам леса и организация снабжения как крестьян, так и местных учреждений (школ, больниц, приютов и пр.) топливом и строительными материалами...
36
12) Наблюдение за чистотой и санитарным состоянием отдела, борьба с эпидемиями и принятие мер по благоустройству станиц, сел и хуторов...
14) Организация сельскохозяйственной и прочей помощи беднейшему населению станиц, сел и хуторов.
15) Проведение военных мобилизаций и борьба с дезертирством из Красной Армии».
31 марта 1920 года решением СНК и приказом Кавказского фронта был назначен Северо-Кавказский ревком, в состав которого вошли известные борцы за власть Советов на Северном Кавказе. Многонацио-нальность края обусловила и многонациональный состав центрального краевого ревкома. Его членами стали чрезвычайный комиссар Южного района, член Реввоенсовета 16-й армии Западного фронта, 14-й армии Южного фронта, Кавказского фронта Г. К. Орджоникидзе— он был назначен председателем Северо-Кавказского ревкома. В ревком вошли также бывший председатель ВРК Астраханского края в 1919 году, член Реввоенсовета 11-й армии Южной группы войск Красной Армии, организатор обороны Астрахани С. М. Киров (заместитель предревкома), председатель Кубанского областного ревкома Я. В. По-луян (заместитель предревкома), бывший член Дагестанского областного ВРК, областного Совета рабочих и крестьянских депутатов С. И. Габиев и другие. На правах члена в состав ревкома входили также П. Г. Мдивани, руководитель борьбы за власть Советов в Азербайджане, заместитель наркома по делам национальностей Н. Н. Нариманов. На его участии в работе Северо-Кавказского ревкома особенно настаивали Г. К- Орджоникидзе и С. М. Киров. В середине апреля 1920 года Н. Н. Нариманов выехал на Северный Кавказ.
В решении задач советского строительства на Северном Кавказе особенно активно действовал Г. К. Орджоникидзе. Осуществляя мероприятия по окончательному разгрому врага, он вкладывал весь свой талант в реализацию решений Коммунистической партии. Г. К- Орджоникидзе придавал первостепенное значение созданию крепких партийных ячеек на местах, что содействовало успешному строительству советских органов власти. Выступая на многих митингах, собраниях, проводимых в округах и уездах края, он разъяснял политику партии, призывал рабочих, казаков и городские трудящиеся массы к самоотверженной борьбе за торжество Советской власти.
В своей повседневной работе, будучи на посту председателя Севкавревкома, Г. К- Орджоникидзе руководствовался указаниями В. И. Ленина, который постоянно требовал от партийных работников, занятых на Северном Кавказе, чуткого отношения к коренным национальностям. «Еще раз прошу действовать осторожно,— писал В. И. Ленин в телеграмме Г. К. Орджоникидзе в апреле 1920 года,— и обязательно проявлять максимум доброжелательности к мусульманам...» 1
Г. К- Орджоникидзе был страстным поборником дружбы народов всех национальностей Северного Кавказа. Глубокая политическая зрелость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке характеризовали председателя Севкавревкома Г. К. Орджоникидзе не только как военного руководителя, но и как государственного деятеля нового типа. Благодаря его умелому руководству ревкому Северного Кавказа удалось добиться в своей работе тесного сочетания политического и хозяйственного принципов, сделать немало для построения фундамента социалистического общества в крае.
Вместе с Г. К. Орджоникидзе на Северном Кавказе работал С. М. Киров. Он также обладал значительным опытом партийной и советской работы. У него за плечами были многие годы революционной борьбы, руководство Астраханским губернским революционным комитетом. С. М. Киров внес многое в разработку принципов советского строительства и на Северном Кавказе. Ему принадлежит составление инструкции по организации ревкомов прифронтовой полосы в крае. Написанная С. М. Кировым инструкция определяла структуру этого типа ревкомов, их состав, намечала органы, которые наделялись правами по организации ревкомов, раскрывала сущность чрезвычайных органов Советской власти. Учитывая сложную военную обстановку на Северном Кавказе, С. М. Киров считал целесообразным значительную часть работы по организации советских органов власти возлагать на политические отделы Красной Армии. В инструкции он писал: «Состав ревкомов определяется политотделами

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 51, с. 175.

согласно положению на местах. Причем необходимо стремиться к тому, чтобы местное население было представлено в ревкомах».
Решая важные задачи советского и хозяйственного строительства, являясь заместителем председателя Севкавревкома, С. М. Киров находился в постоянном контакте с представителями центральных партийных, советских и военных органов на Северном Кавказе.
Жизнь на Северном Кавказе, знание людей этого края позволяли Кирову быстро ориентироваться в обстановке, подбирать для советского, партийного и военного аппарата нужные кадры.
Северо-Кавказский ревком сосредоточил в своих руках руководство всем ходом борьбы по разгрому остатков контрреволюции и процессом советского строительства в крае. Под его руководством был создан Терский областной ревком, который возглавил член РСДРП с 1904 года, начальник штаба 11-й армии Кавказско-Каспийского фронта в 1919 году, член РВС Кавказского фронта в 1920 году В. М. Квиркелия.
В апреле 1920 года окончательно сформировался областной Дагестанский ревком, который возглавил участник борьбы за Советскую власть в Дагестане Джалалэддин Коркмасов.
В 1919—1921 годах создавались ревкомы во многих национальных районах РСФСР. В начале 1920 года возникают ревкомы в аймаках и хошунах Бурятии.
Для успешного осуществления задач государственного строительства в существовавший ранее Якутский военно-революционный комитет, преобразованный в Якутский национальный ревком, были включены опытные большевики, в том числе X. А. Гладунов (председатель), Т. Винокуров, М. Соловьев. Всего в Якутии существовало 6 уездных национальных ревкомов.
Принимались меры по привлечению для работы в ревкомах представителей коренных национальностей. 22 февраля состоялось заседание Тюменского губревкома, которое приняло решение о включении постоянных представителей кочевого населения в губернский и уездные ревкомы. Председатель губревкома Я. Б. Шумяцкий сообщал в телеграмме в СНК о том, что губревком постоянно занимается разработкой основ и форм строительства Советской власти среди кочевого населения Тобольского Севера

1 ЦГАОР, ф. 130, оп. 4, д. 781, л. 75.

Коренное население живо откликалось на призывы советских органов власти. В телеграмме из Тюмени в марте 1920 года сообщалось, что кочевники Обдор-ского края активно обсуждают вопросы организации своей народной власти, выражают полное согласие с Советской властью, на сходах выбирают своих представителей в губернский и уездные ревкомы
1 июля 1920 года сформировался ревком Чувашской автономной области во главе с членом партии большевиков с 1918 года Д. С. Эльменем. В начале августа постановлением В ЦИК учреждается ревком Карельской трудовой коммуны, в состав которого вошли видный деятель рабочего движения, активный участник революции в 1918 году в Финляндии, член Коммунистической партии Финляндии с 1918 года, член РКП (б) с 1920 года Э. А. Гюллинг, активный участник революции 1918 года в Финляндии, член Коммунистической партии Финляндии с 1918 года Я. Т. Мяки, член партии РКП (б) с 1919 года В. М. Куджиев.
Национальные ревкомы были созданы в это же время у малых народов Севера и Дальнего Востока.
В конце 1920 года было положено начало повсеместной организации ревкомов на Крымском полуострове. Крымревком, созданный в ноябре 1920 года после освобождения полуострова от врангелевских войск, возглавил венгерский интернационалист, член социал-демократической партии Венгрии с 1902 года, член Реввоенсовета Южного фронта Бела Кун.
Ревком сформировал чрезвычайные органы власти в Севастополе, Керчи, Феодосии, Евпатории. В ревкоме Евпатории активно работал брат В. И. Ленина, участник революционного движения в России с 1894 года, член партии большевиков с 1903 года Д. И. Ульянов. После организации Крымревкома Д. И. Ульянов был избран членом областного комитета РКП (б) и облревкома.
В это же время были созданы ревкомы почти на всей территории полуострова.


--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0