RSS Выход Мой профиль
 
Советский этикет. |В. П. Кобляков. Читатели о советском этикете


В. П. Кобляков

ЧИТАТЕЛИ О СОВЕТСКОМ ЭТИКЕТЕ


Книги, выйдя из-под пера авторов, обретают собственную судьбу. Это объясняется многими причинами, среди них одна из самых важных — характер воздействия каждой из них на сознание читателя. Одни — глубоко задевают мысли и чувства, другие заставляют задуматься на короткий срок и исчезают в недрах памяти, третьи — не оставляют почти никакого следа в сознании читателей. У книг, посвященных проблемам этики, особое предназначение. Если одна из них никак не действует на мысли и чувства читателей, то она не просто никчемная. Она может повредить тому делу, ради которого написана; равнодушие к книге тот или иной читатель может перенести на вопросы, рассматриваемые в ней.
Выпуская первое издание «Советского этикета», коллектив авторов ставил перед собой следующие цели: привлечь внимание читателей к проблемам культуры общения, поддержать выступления в печати писателей, педагогов, артистов по вопросам советского этикета, правил поведения в общественных местах, правил служебного этикета, культуры взаимоотношений юношей и девушек. Однако реакция читателей на книгу «Советский этикет» была столь положительной, что возник вопрос о необходимости второго издания.
Многие читатели, хорошо отзываясь о книге, подчеркивают актуальность поднятых в ней вопросов. Видимо, этим в первую очередь и объясняется та высокая степень положительного в оценках сборника «Советский этикет»; авторы книги эту оценку относят также за счет нехватки подобной литературы. Об этом же нередко говорят и письма читателей.
Учитель-пенсионер, лектор по вопросам этики Н. Н. Лазарев из г. Новосибирска пишет: «Я недоволен малым тиражом этой книги. Разве 180000 экземпляров нужно выпускать? Минимум 1800000, то есть в 10 раз больше! Взять, к примеру, книжные магазины нашего города Новосибирска. О культуре поведения в них нет ни одной книги»,.

«Такие книги, — пишет читательница Е. Д. Румянцева из г. Мироновка Киевской области, — нужно издавать тиражом, достаточным для массового приобретения, у нас не должно быть ни одной семьи, не имеющей у себя подобной книги. В нашем коллективе (НИИ пшеницы) вашу книгу читали с большим удовольствием, обсуждали прочитанное, провели вечер на тему „Советский этикет" и готовим следующий».
«Коллектив завода „Паллада", — пишет секретарь комитета комсомола В. Ивачев из г. Херсона, — прочитав вашу книгу, считает, что в настоящее время каждый человек должен знать наш советский этикет. Такая книга может быть настольной в каждой семье. В ней отражены некоторые насущные проблемы, которые волнуют в той или иной степени нашу молодежь. Юноши и девушки задают много вопросов об этикете. В ответах на них они ждут практические советы, как им следует вести себя во взаимоотношениях друг с другом. Положительным является и то, что в книге показана противоположность человеческих отношений в нашей стране и в странах капитализма, отражены нормы этикета в различных странах, что дает возможность подрастающему поколению понять социальный смысл советского этикета и руководить своими действиями в обществе. Хотелось бы, чтобы таких книг как можно больше поступало в продажу». Далее В. Ивачев обращается с просьбой выслать 20 экземпляров книги наложенным платежом. «Мы хотим, — пишет он,— чтобы эта книга являлась настольной в каждом Красном уголке цеха, участка, завода». Подобные просьбы содержались почти во всех письмах, просили выслать от одного-двух экземпляров до 20—30 и даже до 2000! Последняя просьба содержалась в письме редактора Всесоюзного издательства «Колос». Удовлетворить эти просьбы читателей мы можем только одним путем — новым изданием книги.
Письма в научно-методический совет по этике шли со всех концов страны. Их писали отдельные читатели и целые коллективы, писали «от себя лично» и «по поручению». Ольга Волко-вец, групкомсорг Межреспубликанских курсов модельеров в г. Львове, в письме, написанном от имени комсомольцев 11-й группы, сообщает, что они книгу читали в перерывах между занятиями вслух, коллективно. «На курсах у нас занимаются люди со всех концов СССР, но видели бы вы, с каким интересом читали эту книгу азербайджанцы и русские, казахи и белорусы, украинцы и литовцы! И всякий сожалел о том, что не смог приобрести такую полезнейшую книгу для себя лично».
Далее Ольга пишет: «Мне пока всего лишь 19 лет, но поверьте, с тех самых лет, как я вошла в сознательные взаимоотношения с людьми, мне стало недоставать именно такой книги. Я не знала самых элементарных правил поведения, ведь в школе этому уделялось очень и очень мало внимания, хотя следовало бы ввести еще одну дисциплину (очень и очень нужную) в школьную программу — эстетика поведения. Конечно, люди научили, подсказали, но некоторые правила я узнала только сейчас, из „Советского этикета". Как хорошо было бы, если бы все люди действовали по этим правилам, чтобы с самого раннего детства обучались культуре взаимоотношений, насколько красивее и интереснее стала бы жизнь!»
«С большим интересом прочел я вашу книгу, — сообщал читатель Марченко. — Я студент 4-го курса Краматорского индустриального института. Мне 23 года. Мне и моим друзьям эта кщга раскрывает мир красоты в обращении людей, нормы морали. Этикет сейчас не сковывает человека, а делает его красивей духовно и морально. Действительно, некоторые говорят, что, вступая в коммунизм, человек должен становиться свободней и поэтому, дескать, никакие этикеты ему не нужны. Очевидно, эти люди забывают о духовном совершенстве человека. Я понимаю это совершенство не только как физическое развитие, но и как красивое поведение в обществе. Да и не только окружающим такой человек делает хорошо, он и сам становится лучше. Человек как бы „самоочищается"». Подобных писем были десятки.
Многие читатели высказывают обиду на школьное образование, точнее на школу, «преследующую преимущественно образовательные цели и недостаточно воспитательные». В школе, заметил один из читателей, появилось много факультативных предметов и программ, но почему-то никто из учителей не берется за преподавание советского этикета. Читатель В. А. Зыкин из г. Нолинска Кировской области вносит практическое предложение: «Я — за преподавание „Советского этикета" в школе. Этот предмет можно сделать частью литературы».
Такое пожелание исходит не только от взрослых, но и от подростков. Джульетта Гаглоева, ученица 8-го класса 661-й школы г. Тбилиси, называет «Советский этикет» «книгой жизни». «Лично для меня, — пишет она, — эта книга стала незаменимым попутчиком на всю жизнь. Но хотелось бы, чтобы она охватывала больше вопросов жизни. В ней очень хорошо сказано об этикете молодых, но почти ни слова — о подростках — о девушках и юношах в возрасте от 12—13 до 16—17 лет. Ведь они еще не вполне взрослые, но и не дети. Как вести себя нам? Очень хотелось бы, чтобы в школе были специальные уроки этикета, они были бы не менее важны, чем, например, уроки химии или физики».
«Этикет нужно ввести в программу общеобразовательных школ, — пишет Анатолий Голев из г. Кудымкар Пермской области. — Такой способ внедрения в жизнь советского этикета— лучший. Я уверен, что для многих учеников это будет любимый предмет». Анатолий предлагает также параллельно с изучением этикета в программу обучения ввести изучение норм трудового и уголовного права.

В своем письме Анатолий обнаруживает серьезную заинтересованность в молодежных проблемах. Ссылаясь на исследования, проведенные лабораторией социологических исследований Ленинградского государственного университета, а также на книгу С. Н. Иконниковой и В. Т. Лисовского «Молодежь о себе, о своих сверстниках», он пишет: «Среди многих вопросов, по которым проводилось исследование, есть и такой: „Какие качества, на Ваш взгляд, недостаточно активно воспитываются у молодежи?" На этот вопрос я отвечу — культура поведения. Это сейчас, по-моему, самый неспокойный вопрос. Я еще молод (18 лет), но мне почему-то неприятно порой находиться среди своих сверстников, многие не умеют себя вести ни с девушками, ни с друзьями. Хочется, чтобы все знали о правилах этикета, только тогда все будут эстетически образованными».
Для нас представляло особый интерес мнение педагогов о «Советском этикете». Ведь многие предлагают сделать его школьной дисциплиной. Но готова ли сегодня к этому школа? Кто будет вести такой предмет? В какой форме его построить? Какие для этого потребуются пособия?
Письмо-размышление прислала нам учительница Павловской средней школы Воронежской области Татьяна Николаевна Чиркнна. «Мне всегда очень хотелось, — писала она, — организовать в своей школе цикл лекций по этике. В меру своих сил и возможностей я делаю это. Но как это трудно, когда под рукой нет соответствующей литературы. И уж, что греха таить, — иногда сам не знаешь, как ответить на вопрос, касающийся этикета. Ведь нас-то в свое время этому совершенно не учили. И вдруг ваша книга — для меня это просто клад! Прошу извинить меня за нескромность, но я очень прошу помочь мне хотя бы советом, как лучше организовать эту работу, какая литература в данном случае может стать подспорьем. Возможно, ваш научно-методический совет имеет уже накопленный материал работы, обобщая опыт работы какой-нибудь из школ».
Нашему Совету пока еще не известны школы, где вопросы этикета поставлены в такой степени, чтобы их опыт можно было бы пропагандировать. Однако мы продолжаем считать, что именно в школе должно быть начато преподавание советского этикета, особенно в наше время, когда советская школа переходит на всеобщее обязательное десятилетнее обучение и, следовательно, будет закладывать фундамент знаний, моральных качеств, навыков поведения, культуры общения всей советской молодежи. Новое поколение педагогов, приходя в школу, должно принести с собой из институтов все необходимое для формирования культуры поведения у подростков. Поэтому большие надежды возлагаются на совершенствование учебных программ в педагогических вузах и училищах.
Студентка индустриально-педагогического техникума из г. Новокуйбышевска Куйбышевской области Валентина X., отметив, что вопросам этикета «в школе уделяют мало внимания, в других учебных заведениях не больше», призывает всех, кто занимается вопросами советского этикета, «почаще писать об этом в газетах и журналах, — это более доступно, ведь газеты выписывают все, побольше выпускать книг, брошюр, где частично или полностью раскрываются вопросы советского этикета. Хочется чаще слышать такие передачи по радио, телевидению. Ведь для построения коммунизма нам нужны культурные, воспитанные люди, так почему бы не уделять воспитанию культуры больше внимания, не указывать на красоту человеческих отношений, основанных на тактичности, вежливости».
С конкретными предложениями по пропаганде идей книги выступает студент юридического института из г. Харькова Борис Завидов. «Было бы здорово, — пишет он, — если бы Ленинградское общество „Знание" добилось публикации хотя бы отдельных частей книги или очерков, статей о культуре, этике, морали на страницах еженедельных газет, таких, как „Литературная газета", „Литературная Россия" или „Неделя". Можно даже ввести специальную рубрику. Пойдет ли навстречу редакционная коллегия какой-нибудь из газет? Думаю, что да! Ведь для этого есть серьезные основания: пропаганда советской культуры, морали и этикета послужит важным средством в воспитании советских людей, особенно советской молодежи. А воспитание нового человека — одна из главнейших задач в построении коммунизма».
Читатель, видимо, обратил внимание на то, что и «Неделя» и «Литературная газета» в последние годы все чаще стали помещать материалы, посвященные утверждению в жизнь советского этикета. Очень приятно, что приобрел права гражданства сам термин «советский этикет». Когда подготавливалось первое издание книги, некоторые из членов методического совета сомневались в правомерности такого понятия и тем более названия для книги. Однако сама жизнь отвергла сомнения. Понятие «советский этикет» столь же удачно выражает сущность норм взаимоотношений советских людей, как и понятие «советский образ жизни», «советский народ» для обозначения соответствующих социальных явлений.
Появление книги дало толчок оживлению лекционной деятельности членов методического совета. С 1971 г. при Центральном лектории в Ленинграде читается цикл лекций по советскому этикету, собирающий постоянно большую аудиторию. Лекторами выступают авторы сборника и другие члены методического совета. Подобные циклы читаются также еще в шести Дворцах культуры и в Доме ученых Ленинграда. При Дворцах бракосочетания созданы консультационные пункты, где также выступают с беседами авторы статей сборника.

Учитывая пожелания своих слушателей, отделения общества «Знание» городов Воронежа, Харькова, Ярославля, Рыбинска организовали в своих лекториях циклы лекций по советскому этикету, где выступали авторы сборника. Лекции по советскому этикету читались в период с 1971 по 1974 г. во Владивостоке, Новосибирске, Пскове, Вологде. Члены методического совета принимали участие в читательских конференциях в совхозах Ленинградской области, в Эстонии, выступали на страницах газет и журналов, в многочисленных ленинградских аудиториях.
Выпуская в свет второе издание «Советского этикета», авторы надеются, что читатели книги, слушатели лекций станут активными пропагандистами по внедрению в жизнь правил советского этикета.
Методический совет интересовали не только общее мнение читателей о выпущенном сборнике, но и конкретные предложения по его улучшению.
Читатель А. Т. Алексеев считает, что в книге «много философских рассуждений и их необходимо упростить, сделать короче, тогда правила будут читаться легко, быстро, скорее запоминаться, а следовательно, и приближаться к цели — формированию культуры человека в обществе».
С этим замечанием трудно согласиться. Авторы сборника ставят перед собой задачу не только дать правила и советы, но и объяснить, почему именно их следует выполнять, почему они делают красивым человеческое общение, как эти правила связаны со всей предшествующей культурой человеческого общения. Этим сборник отличается от других книг по этикету, которые носят более нормативный, предписывающий характер. В частности, читатели X. М. Витмаа из г. Пярну Эстонской ССР, Н. Рыжов из г. Бобруйска Белорусской ССР, К. Сергеев из г. Пензы и другие просили нас порекомендовать книги, которые по тематике были бы сходными с «Советским этикетом». Охотно выполняем их просьбу.
На эстонском и русском языках имеется книга И. Аасамаа «Как себя вести» (на эстонском языке третье издание, исправленное и дополненное, 1970 г.; на русском — изд. «Валгус», Таллин, 1972). В Ленинграде в 1969 г. была издана книга В. Н. Па-жина «Как себя вести» с предисловием члена нашего методического совета кандидата философских наук Э. В. Соколова. Эти книги, а также «Советский этикет» удачно выполняют свою воспитательную миссию. В 1973 г. в библиотеке «Комсомольской правды» вышла книга «Об этикете — всерьез и с улыбкой». Она близка по теме к выпуску «Воспитывать воспитанность», изданному в 1972 г. В нем были помещены материалы газетной дискуссии о нравственном облике молодого советского человека,. Книга «Об этикете — всерьез и с улыбкой» составлена из выступлений в «Комсомольской правде» под рубрикой «С улыбкой об этикете» и «Поведение: раздумья и советы» преподавателя Камчатского пединститута кандидата педагогических наук Б. Бушеловой и откликов читателей на ее выступления.
Вопросам советского этикета уделяется сегодня внимание в различных источниках информации. Большинство их рекомендаций совпадают по своему содержанию. Поэтому нельзя не согласиться с мнением читательницы нашей книги, заведующей библиотекой в Министерстве сельского хозяйства БССР А. Тос-куновой: «Читая вашу книгу, — пишет она, — я не открыла, как говорят, Америки, но нашла подтверждение своим мыслям, убеждениям и, наконец, требованиям, которые подчас предъявляю своим читателям».
Много читательских откликов вызвала статья Б. Г. Григорьева и Л. Г. Гринберга «Служебный этикет». Студент юридического института Борис Завидов пишет: «Статья является наиболее актуальной в настоящий момент, ибо отношения между руководителями и рабочими, служащими оставляют все еще желать лучшего».
Врач из г. Облучье Хабаровского края М. С. Лемещенко высказывает пожелание, чтобы вопросы взаимоотношений между коллегами были освещены шире. С таким же предложением обращается Е. Д. Румянцева из г. Мироновки Киевской области: «Важно рассмотреть вопрос о взаимоотношениях мужчины и женщины на работе. Зачастую бывает ведь так: только увидят хорошие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как сразу же возникают всякие ужимки, намеки, а то и просто сплетни, хотя эти люди просто сдружились в процессе своей работы, нашли взаимопонимание».
«Я — социолог одного из научно-исследовательских институтов, — пишет из г. Смоленска А. П. Юревич. — Веду в институте семинар по социальной психологии, состав слушателей — только мужчины. Рукопожатие у нас в основном удел мужчин, женщины это делают редко, как-то не принято. А вот как должен поступить мужчина, если в общественном месте находится одна или две женщины? Ведь получается так: вновь подошедший подает всем мужчинам руку, если, конечно, группа небольшая, а женщину он как будто бы не замечает (хотя некоторые кивком головы приветствуют, а большинство не делает даже этого). Создается какое-то неудобство, это чувствуют и женщины, и мужчины, а вот как правильно поступить — никто не знает».
На вопросы читателей, касающиеся служебного этикета, авторы отвечают, в предлагаемом втором издании книги. Кроме того, в 1973 г. научно-методический совет по этике выпустил брошюру заведующего социологической лабораторией ленинградского Кировского завода И. А. Громова «Этика взаимоотношений в трудовом коллективе». Обобщая большой эмпирический материал, И. А. Громов рассказывает о роли руководителя в организации и воспитании производственного коллектива, о социально-психологических и этических проблемах, возникающих в процессе подбора, расстановки и продвижения кадров, нормирования, оплаты труда. Анализируются особенности формирования и роль взаимоотношений «руководитель — подчиненный».
Большую помощь в подготовке второго издания и работе над статьями оказало письмо доцента Томского университета А. А. Брока. Высоко оценивая начинание ленинградских этиков, он выдвигает ряд вопросов, которые предлагает осветить:
об отношении людей к деньгам — брать и давать в долг, дарить деньги, копить их;
о письмах — как отвечать, адресовать, как строить, как начинать, кончать, как надо писать и как не надо;
об отношении взрослых к детям, не углубляясь в педагогические подробности;
об отношении к больным — врачей и окружающих; о злоупотреблении радио и телевидением; о подарках и подарках-взятках.
«Хотелось бы, — пишет Александр Артурович, — иметь в одном месте, а не разбросанно серьезное пояснение, как относиться к речи: о речи и молчании с равными, старшими по положению или возрасту и младшими, со знакомыми и незнакомыми или случайно знакомыми — о чем говорить, как говорить, когда говорить».
Во втором издании книги сделана попытка ответить на не-которые из поставленных вопросов. Авторы заинтересованы получить суждения читателей по этим вопросам.
Много откликов поступило на статью Л. Я. Верб «Культура взаимоотношений мужчины и женщины». В иных из них не обходится дело без курьезов. Курсант из г. Новочеркасска Ростовской области пишет: «Очень хотелось бы, чтобы более обширно были рассмотрены вопросы взаимоотношений между юношей и девушкой, ведь это один из коренных вопросов жизни». В оценке рассматриваемого вопроса как «коренного» автор письма явно преувеличивает, но что проблема эта серьезная,— видно из писем читателей. «Мне не хватило в магазине книги „Советский этикет", — пишет Галина К. —А она так необходима мне и особенно подруге. У нее муж совсем невоспитанный чело"-век (ему 30 лет), и никого ни в чем не слушает. Считает, что жена —его собственность, поэтому он вправе с нею делать все, что хочет (даже бьет ее). Пожалуйста, вышлите мне две книжки, я ему подарю, а если смогу, то и прочту все, чего он не знает, хотя и считает себя культурным и вполне воспитанным человеком. Главное, что ему нисколько не стыдно за свое поведение, а страдает его жена (моя подруга)».

Такому человеку вряд ли поможет эта книга. Если за тридцать лет жизни он не воспитал в себе уважения к простым нормам общечеловеческой морали, не принимает аксиом нашей коммунистической нравственности, ему не стоит браться за изучение правил этикета. В таком возрасте этикет может усвоить только тот, кто по своим моральным качествам является добрым, гуманным человеком, но не всегда знает, как, в какой форме преподнести людям подарок, обнаружить свое расположение, проявить внимательность, чуткость и т. п. Мораль — это содержание человеческих действий, этикет — форма их проявления.
«Статья „Культура взаимоотношений мужчины и женщины" Л. Я- Верб мне понравилась особенно, — пишет технолог завода из г. Москвы Д. Э. Строгонова. — Учить правилам этикета надо наших детей в школе и даже в детском саду. Можно проводить в школах лекции, занятия и напоминать о правилах в школах и семьях ежедневно, в процессе самой жизни. Может быть, нужно выпустить специальное пособие правил поведения для детей?»
Некоторые вопросы читателей к авторам сборника носят вполне конкретный характер. Капитан речного теплохода из г.Печоры Коми АССР просит разъяснить, как должен вести себя мужчина за столом. Автор брошюры «О культуре поведения» А. Дорохов, сообщает он, пишет: «Если рядом сидит женщина, воспитанный человек будет следить за ее тарелкой и вовремя предлагать ей то или иное блюдо», а в книге «Советский этикет» в статье В. Л. Руднева «мужчины любезно предлагают женщинам напитки, спрашивая, что налить в бокал и что положить в тарелку». «Я считаю, — пишет автор письма, — что воспитанный мужчина должен вовремя предлагать женщине то или иное блюдо, если оно далеко от нее расположено, но не наполнять ее тарелку, а если близко, то она возьмет сама».
Нужно признать, что в рассуждениях читателя есть здравый смысл. Действительно, незачем предлагать блюдо, которое стоит рядом, и тем более класть из него в тарелку женщине. Но в то же время нарушением всякой целесообразности и норм этикета окажется действие, когда мужчина берет, скажем, с другого конца стола блюдо и подает его женщине, вместо того, чтобы еамому из него положить кушанье в тарелку. Ведь это блюдо ему снова придется поставить на то же место, откуда он его взял, или передать соседу. В действиях, которые предлагает читатель, нет особой предупредительности по отношению к женщине. Такие действия совершают мужчины по отношению друг к другу, когда они находятся в мужской компании, это обычные правила вежливости. Здесь же речь идет именно о правилах этикета, нормах взаимоотношений мужчины и женщины.

Правила сервировки стола, а также правила поведения за столом интересуют курсанта Л. В. Климко из г. Полтавы. Читатель Сергей Толстой, курсант военного училища из г. Тамбова, озабочен тем, как сделать интересной и запоминающейся на всю жизнь свадьбу своег^ друга. «В прочитанных мною статьях,— пишет он, — очень подробно говорится о первой части бракосочетания— торжественной церемонии, оставляя в тени ее логическое продолжение. Но ведь одно застолье и танцы довольно скучно, и обычно не вызывают в дальнейшем приятных воспоминаний. Хочется избежать обыденного. Можете вы помочь нам в этом? Быть может, есть смысл старые обычаи свадебного ритуала преподнести в современной интерпретации? Но мы почти не знаем традиционно русских или других национальных ритуалов. Пожалуйста, подскажите!»

Всегда нужно помнить об одном: «качество» свадьбы во многом будет зависеть от тамады и от уровня культуры приглашенных на свадьбу. Если вы пригласили гостей, которые пришли только поесть-попить и покричать «Горько!», свадьба превратится в обыденное застолье с танцами. Жених и невеста, как и в старину, должны позаботиться о том, чтобы свадебный пир не затягивался, а затем — свадебное путешествие. Совершить его следует в место, где вас будут ждать, или где заранее с вас будут сняты многие обязанности и заботы (туристским поездом, самолетом, на пароходе, к родственникам в другой город, в деревню и т.п.). В свадьбе имеет значение не столько воспоминание о ней участников-гостей, сколько ее след в душе молодоженов.
Старшеклассница Вера Шилкина из деревни Токарево Рязанской области рассказывает в своем письме о подготовке к беседе на тему «Как вести себя дома, в школе и в общественных местах». «На первый взгляд, вроде бы ничего трудного,— пишет Вера, — а как начала готовить, обнаружила, что не знаю, с чего начать. Прочитав книгу „Советский этикет", я построила свою беседу так: вначале написала о том, что „не существует рецептов, точно определяющих, как должен вести себя человек на улице и в гостях, на работе и дома, в театре и в поезде". После этого я остановилась на ряде моральных требований, непосредственно отражающихся в культуре взаимоотношений, а именно на вежливости, скромности, тактичности, корректности и точности. И все. Показалось, что больше ничего не надо. А потом появилось сомнение, соответствует ли беседа своему названию? Может, это написано о культуре взаимоотношений? Решила обратиться к вам».
Вера и ее товарищи должны запомнить, что в любой жизненной ситуации вежливость, скромность, корректность — достаточно обязывающие и содержательные требования, способные сделать поведение человека и нравственным и эстетичным.

Ряд читателей недовольны своим характером и просят совета, как его изменить, как научиться «управлять своими поступками, чувствами, побуждениями».
«Привычка есть привычка, — писа^ Марк Твен, — ее из окна не выбросишь, привычку нужно шаг за шагом выманивать из дома. И сделать это подчас не так-то просто, как на первый взгляд кажется. Нужно иметь в себе внутренний стержень. Обладать способностью поступать так, как ты сам считаешь правильным, а не приноравливаться под чье-то мнение, одобрение, которое порядочного человека может обжечь больше, чем пощечина. Нужно растить в себе личность».
Читателям Р. Б. Долговой из г. Темиртау, Н. Сазоновой из г. Иркутска, М. Вербиной из г. Рязани можно лишь ответить словами замечательного советского педагога В. А. Сухомлин-ского: «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».
Читатель из Наро-Фоминска Московской области, подписавшийся «Голос из провинции», высказывает пожелание, чтобы рассмотрение вопросов этикета содержало больше критического материала, высмеивало обывателей, «жгло людей чеховским огнем». «Человек станет лучше, если ему показать, каков он есть. Если чаще, нагляднее и ярче показывать, как не надо поступать. Это, видимо, и должно содействовать успешному внедрению в жизнь требований советского этикета».
На это справедливое в целом замечание можно ответить и так: человеку необходимо не только показать, как не надо поступать, но и как надо поступать. Во всем нужна мера, нужна мера и в использовании критического и позитивного материала в книге, призванной в первую очередь научить людей культуре общения. Для этого необходимы культура чувств, скромность и порядочность, неразрывность сознания и поведения. Нельзя путать тактичность и неискренность, лицемерие и вежливость. В свое время В. Либкнехт отмечал, что если нельзя или не всегда можно говорить правду, то это не означает, что следует при этом лгать. Формирование культуры поведения, тактичности и вежливости способствует развитию искренности, правдивости, порядочности, облегчает становление отношений доверия и всяческого уважения личности.

В этом прежде всего и заключается социальная ценность проделанной авторами сборника работы. Способствовать формированию красоты нравственных отношений — благородная задача специалистов всех областей этического знания.
В предлагаемом издании, так же как и в предыдущем, нет правил поведения, которые авторы хотели бы навязать читателю по принципу: надо выполнять потому, что так поступают другие. Все требования советского этикета авторы связывают с нормами коммунистической морали, которая, как известно, является последовательно рационалистической моралью. Именно поэтому главное внимание в книге уделено целесообразности для общества и для человека всех правил советского этикета, о которых идет речь. Авторы считают, что разум должен играть определяющую роль не только тогда, когда решаются моральные проблемы в собственном смысле слова, но и тогда, когда предстоит определить, как вести себя в мелочах, которые, однако, в своей совокупности способны выразить нравственную позицию человека в самом важном — в отношении к обществу, к другим людям.

Нравственные основы советского этикета позволяют человеку следовать его нормам и вместе с тем сохранять свое своеобразие, быть непохожим на других, быть искренним, оставаться самим собой. Благодаря этому наш этикет не только не имеет ничего общего с лицемерием и ханжеством, но и требует решительного их осуждения.
Однако встречаются люди, которые считают, что любые нормы взаимоотношений ограничивают их свободу, являются для них препонами, мешающими общению с другими людьми. Они рассматривают этикет как нечто абсолютно условное и ненужное. Разумеется, такие люди глубоко заблуждаются. А требования этикета превращаются для них в трудное испытание, в бремя, которое необходимо нести в тех или иных ситуациях.
Любые правила поведения, которые общество вырабатывает, с одной стороны, накладывают на каждого определенные обязанности и этим создают рамки, в пределах которых человек должен действовать. Но вместе с тем они создают условия для деятельности человека, ибо защищают его от произвольных поступков со стороны других людей. Таким образом, этикет, который предписывает определенный характер поведения каждому, не является, однако, «неудобной одеждой, стесняющей движение». Правила этикета в повседневной жизни — не излишества, а те удобства, которые облегчают взаимоотношения между людьми.
Нормы советского этикета отражают особенности советского образа жизни, они пронизаны требованиями целесообразности, органически включают в себя как нравственные, так и эстетические критерии поведения. Все это обусловлено тем, что в нормах советского этикета находит выражение опыт поколений трудящихся, опыт миллионов людей. Однако громадную роль в формировании культуры общения играет и специальная разработка вопросов этикета специалистами различных областей знания—этики и психологии, педагогики и искусствоведения, юриспруденции и науки управления. В этой разработке могут и должны принять участие и читатели.

Научно-методический совет по пропаганде этических знаний при Ленинградской организации общества «Знание» снова обращается к читателям с просьбой поделиться своими мнениями о втором издании сборника «Советский этикет», о том, что еще нужно сделать, чтобы подобного рода книги в наибольшей степени соответствовали своему предназначению — способствовать формированию подлинно социалистической культуры взаимоотношений между людьми.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0