Кандидат архитектуры, доцент Ю. И. Курбатов
КУЛЬТУРА НАШЕГО ЖИЛИЩА
Положение о том, что человек создает среду, а среда в свою очередь формирует человека, в полной мере относится к интерьеру то есть внутреннему помещению, архитектурно и художественно оформленному. Немаловажное место в этом отношении занимает и жилой интерьер, так как в нем человек проводит наиболее значительную часть своего свободного времени. Полноценный отдых, хорошее настроение, высокий жизненный тонус во многом определяются культурой интерьера. Само собой разумеется, что если интерьер воздействует на мир наших чувств, то уже тем самым он влияет и на культуру общения между людьми.
Для многих из новоселов оформление их жилища начинается с покупок в магазине. Здесь они приобретают мебель, электробытовые приборы, произведения декоративно-прикладного искусства.
Выбрать среди множества красивых вещей ту, которая более всего необходима, — непросто. И если у покупателя нет ясного плана, что ему нужно, то возможны и нежелательные случайности. Принцип: «Покупаю самую красивую вещь!» — не может быть руководящим. Вещь «самая красивая» по своим качествам может оказаться не самой пригодной для конкретной среды определенной квартиры. Такой принцип может привести к созданию мещанских апартаментов, собранию подчас и дорогих вещей, но мало соответствующих друг другу. Квартира, представляющая собой «выставку», набор случайных предметов, мало пригодна для жилья. Требования культуры интерьера и сводятся к тому, чтобы все элементы жилой комнаты соподчинить друг другу, создать жилье красивое и удобное. Человек должен жить свободно и непринужденно в соответствии с требованиями своего вкуса.
В нашей стране строительство жилых домов осуществляется но типовым проектам с набором квартир, соответствующих демографическому составу населения. А в планировке этих квар-
1 От французского слова interieur — внутренний.
тир заранее учитывается возможность расстановки той или иной мебели.
Мебель и оборудование создаются в полной мере с учетом габаритов и пропорций человеческого тела. Проектируя мебель, художник-конструктор стремится к тому, чтобы пользование этой мебелью не было сопряжено с неудобными положениями тела. В то же время заранее учитываются условия возможной расстановки мебели, ее размерное соответствие другому оборудованию.
Наша промышленность с каждым годом выпускает все большее количество удобных и красивых бытовых приборов. При этом габаритные размеры бытовых предметов являются исходными для нормирования размеров мебели.
Любое произведение прикладного искусства также заранее рассчитывается на определенную «среду» своего существования.
Таким образом, все элементы, составляющие ансамбль жилого интерьера, проектируются не изолированно, а так, чтобы они соответствовали друг другу. Открыть эти свойства предметов и учитывать их в должной мере очень важно для создания гармоничного интерьера. Все это необходимо учитывать, приобретая мебель и благоустраивая новую квартиру.
Одним из первых шагов на пути к удобной организации квартиры является ее целесообразное заселение. В качестве наилучшего варианта предполагается размещать спальные места членов семьи в отдельных комнатах. Общая жилая комната в таком случае освобождается от спального места и используется лишь как гостиная. Этот идеальный вариант заселения в недалеком будущем будет осуществлен повсеместно. Расселение, существующее в настоящее время, нередко не позволяет освободить общую комнату от спального места. Это усложняет, но не исключает возможности удобной организации квартиры. Приведем лишь некоторые самые общие рекомендации.
Допустим, что семья из трех человек (родители и ребенок до трех лет) получила двухкомнатную квартиру. Если ребенку менее трех лет, его можно поместить в спальне вместе с родителями. Другая комната становится гостиной. Функции столовой принимает на себя кухня. Если ребенку более трех лет, его спальное место целесообразно поместить в гостиной.
Как разместить семью, состоящую из родителей и молодой супружеской пары с ребенком в трехкомнатной квартире? Общую комнату и спальню занимают супружеские пары. Третью комнату — ребенок. Если ребенку менее трех лет, его можно поместить вместе с родителями. Приведенные примеры заселения не охватывают возможного многообразия семей, связанного с разными сочетаниями возрастов и родственными отношениями. Они лишь показывают, что заселение квартиры должно в полной мере соответствовать специфическим особенностям каждой семьи.
Мебель и оборудование1
Выбор мебели и оборудования, а также их расстановка зависят не только от состава семьи, но и характера домашних занятий ее членов. Одни, например, занимаются дома научной работой, много пишут, другие много читают, третьи любят музыку. Задача меблировки и оборудования заключается в создании для этого максимальных удобств.
Каким образом организуются удобства?
Современный интерьер в значительной мере подчинен бытовому предназначению составляющих его предметов, необходимости четкой организации всех бытовых процессов. На хорошо организованных предприятиях рабочие все имеют под руками, им не требуется проходить лишние расстояния, делать ненужные движения. Современная квартира — своеобразный «цех», в котором происходят свои специфические процессы — приготовление пищи, сон, отдых, занятия, уборка. Вот почему и здесь все должно быть под рукой, чтобы не нужно было делать лишних движений, проходить лишние расстояния.
В нашей стране уже в 20-х годах начали разрабатывать проблемы научной организации быта. В то же время этот период характерен поиском новых типов жилищ, работой над созданием малометражной квартиры, борьбой за новое пространственное решение жилого интерьера и внедрением в него современных элементов оборудования. Все это соответствовало требованиям создаиия удобного и компактного жилья.
Научное изучение бытовых процессов привело к созданию и современной мебели, соответствующей тем или иным бытовым нуждам.
Раньше каждый предмет мебели создавался как самостоятельный, законченный по своей композиции. Ставился он в основном отдельно. Современная мебель предполагается комплексной. Отдельные предметы простых геометрических форм с целью увеличения свободного пространства легко составляются друг с другом, обеспечивая удобство бытовых процессов. Наконец, стремление освободить пространство привело к широкому использованию встроенных шкафов или шкафных перегородок.
Каким же образом, учитывая все это, следует оборудовать и меблировать свое жилище?
Наибольшую сложность представляет меблировка общей комнаты, так как здесь проходят самые разнообразные жизненные процессы: сон, прием пищи, домашние занятия и отдых. Пространство этой комнаты с полным основанием можно назвать универсальным.
1 Л у ч к о в а И., С и к а ч е в А. Существует ли наука о жилье. — «Наука и жизнь», 1964, № 10, с. 22—26; Вариации на тему: как оборудовать квартиру.—«Наука и жизнь», 1965, № 11, с. 146—149; 1965, № 12, с. 124-128.
Для того чтобы создать удобства, необходимо обеспечить условия для пространственного разграничения различных бытовых процессов, а для этого нужна организация отдельных бытовых «зон» с достаточными размерами проходов между ними, причем каждая «зона» образуется с помощью определенной группировки мебели.
Приведем примеры, каким образом можно приспособить одну и ту же жилую комнату к потребностям разных по составу семей.
Возьмем для этого жилую комнату типовой однокомнатной квартиры. Допустим, что в ней проживают молодые супруги, к которым часто приходят гости, тоже молодые люди — любители танцевать. В этом случае целесообразно не загромождать пространство комнаты корпусной мебелью. Благодаря этому площадь комнаты освобождается. Теперь значительно легче организовать «зону» для сна и отдыха, разместив диван-кровать, кресла и журнальный столик. Если кому-нибудь из супругов нужен для работы стол, то его можно поставить около окна.
Допустим, что однокомнатную квартиру занимают молодые супруги с маленьким ребенком. Тогда часть комнаты используется в качестве детской «зоны». Ее можно расположить, например, в алькове, который имеют некоторые однокомнатные квартиры. Но это возможно только при хорошей освещенности алькова естественным светом. Альков без естественного света лучше использовать в качестве спальной «зоны» родителей. Превращение алькова в спальню родителей становится необходимым при взрослом ребенке.
Нерационально ставить обеденный стол в комнате, так как семьи чаще обедают на кухне, а стол в общей комнате используется лишь, когда приходят гости. Удобнее иметь на кухне компактный стол с откидывающейся крышкой, который при необходимости можно перенести в жилую комнату.
Для занятий ребенка лучше использовать не обеденный стол, который для этого не приспособлен, а специальный секретер в блоке с книжными полками. Такой секретер с откидывающейся крышкой может быть вмонтирован в шкафную перегородку.
Если обеденный стол нужен в жилой комнате, его следует располагать не в центре, а у одной из стен. Традиция постановки стола в центре идет от столовых. Необходимо помнить, что современная жилая комната однокомнатной квартиры многофункциональна, то есть в ней протекают разные бытовые процессы.
Спальня в «чистом виде» в современных квартирах встречается редко. В зависимости от состава семьи эта комната нередко используется и для домашних занятий. Вот почему и здесь при преобладании «зоны» для сна выделяется и «зона» для занятий.
Кровати можно расположить несколькими способами: вдоль стены, торцом к ней или под углом друг к другу. Здесь основное требование — удобный подход к кроватям. Если ширина спальни не менее 2,4 метра, то наиболее удобное положение кроватей—торцом к стене. В спальне супругов желателен туалетный столик. Стол для занятий может быть поставлен в зависимости от положения кроватей или у окна или у одной из стен.
В детской комнате для двоих кровати могут быть поставлены вдоль одной из стен с тумбой для белья между спинками кроватей. Вдоль другой стены устанавливаются рабочие столы. Учитывая, что свет из окна должен быть при этом слева, столы ставятся вдоль правой стены.
Особую роль как в спальных, так и в общих комнатах играют встроенные шкафы для белья, платья и других вещей. При одинаковом полезном объеме встроенные шкафы занимают меньшую площадь пола по сравнению с обычными платяными, то есть фактически встроенные шкафы увеличивают жилую площадь. Они и более гигиеничны.
Прихожая, кухня и санитарный узел являются теми помещениями жилой квартиры, на оборудование и меблировку которых состав семьи почти не влияет. В то же время эти помещения — наиболее тесные. Расстановка оборудования здесь должна отличаться крайней рациональностью. Именно с кухни начался процесс серьезного научного изучения бытовых процессов. И это привело к созданию компактной кухни, напоминающей корабельные кухни или кухни вагонов-ресторанов. Основное оборудование кухни состоит из плиты, стола, мойки, шкафов и холодильника. Как показали исследования, за сутки между этими предметами хозяйка может пройти до 10—12 километров. Сократить этот путь можно таким расположением оборудования, которое в полной мере было бы технологичным с точки зрения приготовления пищи и мытья посуды. В любой кухне работа производится в определенной последовательности. Сначала нужно достать продукты, затем предварительно обработать их (мытье, резка), далее следует уже собственно приготовление пищи. Такому технологическому циклу в полной мере соответствует размещение кухонного оборудования по схеме: холодильник — мойка — кухонный стол — плита.
В зависимости от габаритов кухни ее оборудование может размещаться как вдоль продольной, так и вдоль торцевой стены. Плиту же удобнее всегда ставить недалеко от окна. Мойка, определяющая расстановку остального оборудования, может занимать угол с рядовым или угловым подстольем или же располагаться как вдоль продольной, так и вдоль торцевой стены.
Кухня, как правило, используется и в качестве столовой. Для того чтобы освободить пространство кухни для установки обеденного стола, применяются навесные шкафы. Они подвешиваются вдоль всего рабочего фронта, на высоте не менее 45 сантиметров от уровня мойки и плиты. Плоскость стены между шкафами и напольным оборудованием хорошо облицевать керамическими глазурованными плитками или искусственным материалом — заменителем.
Отечественная мебельная промышленность выпуекает хорошие кухонные гарнитуры, состоящие из напольных столов-шкафов, рабочая плоскость которых обработана разнообразными по цвету слоистыми пластиками, и шкафов навесных. Выпускаются и полустолы, в которые хорошо врезаются мойки. На основе этих элементов можно составить современную кухню. Начался выпуск и более совершенных кухонных гарнитуров. При этом конструкторы в полной мере учли размеры типовых кухонь. Наборы предметов и их габариты позволяют создавать разные планировочные варианты современной кухни.
Разумная организация труда на кухне предполагает также целесообразное размещение кухонной утвари и пищевых продуктов. Тут следует использовать следующий принцип: то* что употребляется чаще всего, должно находиться в наиболее доступной зоне. В этом отношении все кухонное оборудование по высоте можно разделить на три зоны. Самой доступной считается средняя—от 70 до 170 сантиметров. Эта зона называется комфортной. Здесь располагаются наиболее часто используемые предметы. В нижней зоне располагаются предметы» используемые реже. На уровне 190—250 сантиметров укладываются редко применяемые предметы, так как их можно достать только с помощью подставки.
Более удобными следует считать холодильники, емкости которых приподняты в так называемую комфортную зону. Самым удобным в этом отношении следует признать холодильник, приподнятый над полом и соединенный со столом. Однако такие холодильники выпускаются пока в ограниченном количестве. Заменить такой холодильник можно в какой-то мере и обыч* ным, установив его на стол-шкаф.
Отделка стен1
Наиболее распространенным способом отделки стен служит оклейка их обоями. Обои стали широко применяться со второй половины XIX века. Благодаря своей дешевизне, возможности имитации других материалов и простоты оклейки они быстро вытеснили другие материалы.
Наша промышленность выпускает обои, самые разнообразные по цвету и фактуре.
1 А л е к с е е в С. С., Т е п л о в Б. М., Щ е в а р е в П. А. Цвет в архитектуре. М., Стройиздат, 1934; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., Госстройиздат, 1964.
Что же нужно знать, чтобы правильно подобрать обои?
Цвет обоев создает основу цветового климата, который оказывает значительное воздействие на самочувствие человека и его настроение. В то же время в выборе цвета имеют значение и личные вкусы людей. Вот почему можно дать лишь общие рекомендации, учитывающие только объективные моменты.
Для спальни, где требуется «климат» спокойствия, специалисты рекомендуют голубовато-серые или бледно-зеленые цвета. Для детской спальни, где обычно дети и играют, рекомендуются чистые и яркие оттенки красного, желтого, голубоватого, зеленого.
Для прихожих хороши светлые тона. В кухне следует предусматривать большие светлые поверхности, лучше матовые, чем блестящие. Кухня должна быть стерильной. В то же время, учитывая, что хозяйка проводит здесь много времени, в кухню начинают все больше вводить интенсивный цвет, так как однообразная цветовая среда утомляет.
Необходимо также помнить и о том, что цвет оказывает воздействие и на впечатление о величине помещения. Так, на-пример, комната со светло-голубыми стенами будет казаться больше, чем такая же по размерам комната с красно-коричневыми стенами. Стены плотного, тяжелого цвета давят, теснят. Стены легкого цвета создают впечатление простора, свободы, воздуха.
Большое значение имеет пространственное восприятие цвета. Насыщенный, теплый цвет (особенно красный) воспринимается как выступающий, то есть приближающийся. Тем самым зрительно он уменьшает размер помещения. Цвет малонасыщенный и прежде всего холодный (особенно синий) — воспринимается как отступающий, удаляющийся. Тем самым визуально он увеличивает размер помещения.
Стремясь к тому, чтобы комната казалась больше, следует использовать светлые оттенки холодного цвета: светло-голубой, светло-зеленый, бледно-синий.
Квартира в целом должна обладать цветовым разнообразием. Смена цветовых впечатлений—средство ослабления зрительного утомления и повышения работоспособности.
Архитектура современного интерьера основана на простоте линий, плоскостей. Основным украшением служит цвет. Вот почему язык цвета, его выразительность и разнообразие приобретают все большее значение.
Освещение
Искусственный свет — важный элемент интерьера. Он не только обеспечивает соответствующие условия для работы и отдыха, но и выполняет и существенные эстетические функции.
Различают следующие виды освещения: общее, местное и комбинированное. При общем — освещают все помещение в целом, при местном — освещают лишь определенные рабочие зоны. Комбинированное освещение предполагает сочетание общего и местного.
В общей комнате желательно иметь и общее и местное освещение. Это особенно необходимо в комнатах с высоким потолком. Здесь при свете, который дают местные светильники, потолок остается неосвещенным. Резкие переходы от ярко освещенных участков к значительно затемненным вредно влияют на зрение.
Для местного освещения очень удобны светильники с металлическими поворотными колпачками, позволяющими направлять световой пучок.
Искусственный свет должен развить многофункциональность общей комнаты. В связи с этим люстру не всегда можно и нужно вешать в центре комнаты. Необходимо помнить, что общая комната включает разные зоны, каждая из которых требует своего света. На эти местные источники должно приходиться около 75% мощности искусственного освещения, и только 25% — на общее освещение от люстры или плафона. В спальне, например, можно обойтись только прикроватными светильниками. В ванной и кухне, где повышенная влажность, следует применять светильники, закрытые колпаками. Рабочие поверхности кухонного оборудования хорошо осветить источниками света, вмонтированными в нижнюю грань подвесных шкафов.
Произведения декоративно-прикладного искусства
Современный интерьер все более пополняется бытовыми приборами, удобными в употреблении и красивого внешнего вида. Они создаются в соответствии со структурой человека, его физиологией, чувственным восприятием. Но как бы совершенны не были эти изделия, они не могут удовлетворить широких эстетических запросов современного человека. Человек XX века обладает широким культурным горизонтом. Ему необходимо общение с искусством прошлого и настоящего.
Художественное конструирование — явление нетрадиционное. Вот почему так велико значение изделий декоративно-прикладного искусства, традиционного, берущего начало от истоков народного творчества.
Еще в 1925 году на выставке декоративного искусства в Париже в павильоне «Эспри нуво» («Новый дух») замечательный французский архитектор Ле Корбюзье «взорвал» традиционное представление о том, что интерьер может быть «стерильным», наглухо закрытым для инородных вторжений. Ковры и скульптура, морские раковины и камни были завершающим штрихом в интерьерах по-новому организованного жилья. Ле Корбюзье показал, как эти предметы разнообразят и индивидуализируют интерьер.
Большим своеобразием и вкусом отличалась индивидуализация традиционного японского жилища. Его архитектура оказалась во многом созвучной поискам современных архитекторов. Каркасная система и модульность создавали общность всех интерьеров жилья. Индивидуализировался же интерьер с помощью ниши — токономы. Это был фокус декоративного оформления интерьера. Каждый хозяин по своему усмотрению украшал ниши композицией из цветов и керамики.
Какие же рекомендации можно дать по использованию произведений декоративно-прикладного искусства?
Прежде всего, интерьер не должен производить впечатление склада или магазина по продаже произведений декоративно-прикладного искусства. Их не должно быть слишком много. Необходимо учитывать законы восприятия. Необходимо помнить о соответствующем фоне для каждого произведения.
Гладкие стены нового жилища являются хорошим фоном для декоративных тарелок, панно, камерной пластики. В открытых и застекленных полках корпусной мебели или встроенных шкафов могут найти место единичные предметы или небольшие группы практически используемых вещей, которые одновременно послужат и украшением.
Существуют и такие изделия прикладного искусства, которые могут выполнить формообразующую роль. Это — настенные и напольные ковры. Их яркое пятно может, например, объединить группу мебели, предназначенной для отдыха, или группу других более мелких декоративных изделий.
Нельзя назвать снобизмом увлечение исторической художественной мебелью. Это увлечение — следствие того, что изделия современного промышленного искусства, наполняющие интерьер, в том числе и современная функциональная мебель, не могут удовлетворить широких художественных запросов современного человека. Это еще раз может подтвердить мысль о том, что красота нужна человеку не менее, чем удобства.
Если в квартире историческая мебель и другие цен-ные предметы: ковры и картины, то задача заключается в том, чтобы найти для них подходящее обрамление. Однородные цветовые поверхности современного интерьера создают, как правило, хороший контрастный фон для восприятия этих произведений искусства.
Эксплуатация квартиры 1
Любое хорошо организованное жилье при плохом уходе за ним становится душным, грязным, сырым.
Врачи-гигиенисты отмечают ряд существенных источников загрязнения воздуха: продукты жизнедеятельности организма,
1 Ш а ф и р А. И. Гигиена жилища. М., «Знание», 1967.
пыль с одежды, «мягкого инвентаря» комнат, полов, стен и мебели; табачный дым., продукты горения и неполного сгорания газа. Загрязнение воздуха и как следствие отклонение от норм температуры и влажности оказывают отрицательное влияние на самочувствие людей, приводит к ряду заболеваний.
Для создания здорового микроклимата необходимо прежде всего поддерживать чистой воздушную среду. Врачи-гигиенисты советуют проветривать комнаты не меньше четырех раз в день по 20—30 минут. Проветривание — наиболее эффективный способ воздухообмена между комнатами и наружной средой.
Каждая квартира снабжена и приточно-вытяжной вентиляцией. Она представляет собой систему каналов, прокладываемых во внутренних стенах. Действие этих каналов основано на разнице температур наружного и внутреннего воздуха. Однако в верхних этажах многоэтажных зданий вследствие незначительной длины каналов их тяга уменьшается. В этих случаях необходимы пристенные вентиляторы.
Особенно важна хорошая вентиляция на кухне. В кухнях желательна установка над плитой вытяжного шкафа с естественной или принудительной вентиляцией. Хорошо очищают воздух бытовые воздухоочистители, которые уже выпускаются нашей промышленностью.
Необходимо регулярно чистить ковры, одеяла, матрацы и верхнюю одежду. Если их не чистить, то они очень быстро становятся обильными резервуарами пыли.
Современные квартиры оборудованы системами центрального водяного отопления. Они обеспечивают равномерную температуру при самых резких изменениях погоды. Тем не менее этой системе отопления свойственны и некоторые недостатки.
Так, например, при создании оптимальной температуры воздуха в 18—20° относительная влажность достигает 20—25%, что ниже необходимой нормы (30—60%). Как известно, сухость воздуха определяет функциональные нарушения слизистых оболочек горла и носа. Кроме того, среда с относительной влажностью в 20% является наиболее благоприятной для выживаемости вируса гриппа. Вот почему в квартирах с центральным водяным отоплением крайне важна нормализация содержания влаги в воздуке. Для этого наиболее эффективным средством могут служить установленные на батарее металлические противни с испаряющейся водой или же керамические увлажнители.
Огромное значение для поддержания чистоты жилья имеет правильная уборка помещений. Ее нужно производить влажным способом. Применение сухих щеток или тряпок приводит к значительному запылению воздуха. Весьма эффективна уборка помещений с помощью пылесосов.
В культурном жилье, соответствующем высоким требованиям советского человека, должны сочетаться удобство, красота и гигиена,
Кандидат философских наун, доцент. Председатель научно-методического совета по пропаганде марксистско-ленинской этики при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР
<<<---