RSS Выход Мой профиль
 
Советский этикет | Н. В. Рыбакова КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (окончание)


Говоря о культуре чувств, нельзя не остановиться на том, как они выражаются, в какие формы воплощаются отношения симпатии, радости или горя и т. д. Одним из весьма существенных признаков культуры чувств является способность человека находить адекватную им форму выражения, умение соизмерять их силу с обстоятельствами, с причинами, их породившими., Так, всегда вызывает досаду, чувство неловкости человек, способный выражать «благородное негодование» по сущему пустяку. Неприемлема в современной культурной среде чрезмерная экспрессия в выражении своего отношения к людям. Всякая чрезмерность несет в себе опасность конфликтной ситуации, может спровоцировать эмоциональный срыв у другого человека.
В эмоциональных контактах людей особенно важна способность к предвидению того, как отзовется на твое отношение

1 Сухомлинский В. А. Труд души. — «Комсомольская правда», 1971, 4 марта.
2 Сб. «Культура чувств». М„ «Искусство», 1968, с. 15.

человек, к которому это отношение направлено. Так, справедлив вое замечание подчиненному, если оно высказано в спокойном тоне, не вызывает, как правило, конфликта. Напротив, столь же справедливый укор, если он облечен в резкую форму, если выговаривающий кричит, несдержан, вызывает в ответ столь же бурную реакцию. Эмоциональные «излишества» в такой ситуации могут отвлечь от сути дела, люди забывают о причине, вызвавшей это объяснение, как говорится, «переходят на личности», на взаимные оскорбления.
Есть множество жизненных обстоятельств, в которых предвидение ответного отношения, эмоциональной реакции собеседника представляет профессиональную, гражданскую обязанность человека.
Представьте себе врача, выносящего «приговор» больному и не задумывающегося о последствиях своей правдивости. Разумеется, такая ситуация редка. Но как часты просчеты в общении таких партнеров, как мать — сын, учитель — ученик. В отношениях такого рода особенно опасны стихия чувств, ослабление разумного контроля, самокритичности. Особенно в подобных авторитарных отношениях опасны люди, которым лучше «не подвертываться под горячую руку», не обращаться с просьбой в то утро, когда они встали, что называется, «не с той ноги».
Подлинную радость, настоящую «роскошь» в общении доставляют совсем другие люди. Они умеют быть ровными и доброжелательными, изящными, красивыми в самых будничных отношениях. Их постоянная вежливость воспринимается как настоящий талант общения, мы ищем с ними новых контактов, надолго сохраняем в себе радость от встреч с такими людьми.
Талант в общении рождается от ясного понимания того, что живущие рядом с вами люди бесконечно разнообразны, не похожи друг на друга и заслуживают внимания и уважения именно этой своей самобытностью, неповторимой индивидуальностью. Может быть, самое трудное в отношениях с людьми— понять эту простую истину: «он» или «она» во многом не такие, как ты, их поступки, привычки отличаются от тех поступков и привычек, которые характерны для тебя, для членов твоей семьи. Не спеши подумать, что уже поэтому «те» поступки плохи, прояви терпение и терпимость.
В мире существует величайшее разнообразие эталонов поведения, общения. «В Китае, — писал И. Эренбург в своих воспоминаниях,— я впервые подумал о правилах поведения. Почему европейца изумляют нравы Азии? Мало ли у нас условностей? Европеец, здороваясь, протягивает руку, и китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит „целую ручку", не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку- Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: „Дорогой сэр, Вы мошенник44, без „дорогого сэра44 он не может начать письмо».
Разумеется, терпимость не распространяется на те формы общения, которые устарели, стали неприемлемыми для современного человека. Необходимо лишь учесть, что традиции и обычаи, те или иные нормы взаимоотношений нельзя преодолеть одним просветительством. Опыт показывает, что старые образцы общения преодолеваются, уступают место новым под воздействием объективных условий жизни людей. Только глубокие социальные преобразования, изменения условий производственной деятельности, условий быта, поднятие культуры досуга создают в единстве с просветительской, воспитательной работой реальные условия для развития и обновления системы межличностного общения.
Борьба за новый уровень культуры общения — это неотъемлемая часть процесса созидания новых коммунистических норм жизни. Человек человеку — друг, товарищ и брат. Это один из важнейших принципов морального кодекса строителя коммунизма. Осуществление этого принципа, превращение его в реальную практику взаимоотношений не может оцениваться как стихийный процесс, как обстоятельство, которое образуется само собой. От сознательных воспитательных усилий нашего общества, от умелого соединения идеологической работы с практическим утверждением новых отношений зависит дальнейший подъем нравственной культуры советского человека. Огромное значение в этом процессе имеет воспитание личной ответственности каждого человека, понимание им того, что он сам, говоря словами Горького, творец и хозяин мира, что ему должна воздаваться хвала за содеянные блага, но на него же падает ответственность за все упущенное, за все зло на земле.
Попробуем вновь оценить те опасения, которые высказываются в связи с оценкой человеческого общения в современном мире. Ведь духовное богатство; демократизм, эмоциональная выразительность межличностных связей есть величайшее благо. И -как важно помнить слова Горького, что на наше поколение возложена ответственность за сохранение и преумножение атого блага. И хотя мы ясно понимаем, что социальные преимущества нашего строя, всего социалистического образа жизни проявляются и в том, что создаются реальные возможности гармонического развития техники, науки, общественного производства и духовных ценностей, мы не должны забывать, что эта гармония — результат человеческих усилий, огромной воспитательной, идейно-политической работы нашего общества.
Жизнь современного поколения несет на себе печать нового быта, новых условий общения. Не только дальнейшая урбанизация, но и глубокие преобразования условий труда и жизни в современной деревне делают традиционные формы этикета, привычные для старшего поколения людей, как бы ненужными, устаревшими. Так, уже и в большой современной деревне не здороваются с каждым встречным: слишком много новых людей появляется ежедневно на ее улицах. Обилие случайных контактов приучает человека не обращать особенного внимания на проходящих мимо него людей. Но... не таятся ли в этом столь естественном психологическом барьере, который мы воздвигаем вокруг себя, опасность равнодушия, возможность развития той «толстокожести», которая отгораживает от чужого страдания, освобождая от сочувствия, от активного действия при виде беды.
Из массовой печати, различных популярных изданий, из медицинских рекомендаций человек получает много полезных советов, как обрести покой в сложных условиях городской жизни. Нам советуют не волноваться из-за пустяковых конфликтов в транспорте, заниматься аутотренингом, глубоко дышать, прежде чем отреагировать на оскорбление, и так далее и тому подобное.
Трудно возразить против подобных рекомендаций. Они разумны, безусловно полезны для здоровья того, кто им следует. Но... вряд ли следует умалять значение воспитания активной гражданской заинтересованности в ближнем, которая должна проявляться и в повседневной практике общения.
Взрослый, машинально дающий прикурить подростку, этакий «добрый дядя», на самом деле олицетворяет то опасное равнодушие, с молчаливого согласия которого совершается большое зло. «Способность» не заметить, как сильный обижает слабого, как кто-то попирает в другом человеке его честь и достоинство, — опасные социальные явления. Для порядочного человека здесь нет выбора. И в современном большом городе, и в глухом поселке, и в компании хорошо знакомых людей, и в толпе случайных прохожих требуется одно — активный протест, борьба со злом, с грубостью, хамством, хулиганством.
Мы уже говорили о том, что современному человеку постоянно не хватает времени. На нехватку времени жалуются все, и стар и млад. Однако не так уж редко отсутствием времени мы начинаем оправдывать невнимание к родным и близким, неблагодарность по отношению к людям, которые нас учат, обслуживают, лечат, развлекают.
А. между тем как важно заметить не только оплошность че« ловека, который вас обслуживает, но и не забыть его поблагодарить за старание, быстроту, радушие. Воспитание умения быть благодарным, способности находить деликатные уместные формы его выражения ведет к умножению ценности общения, делает его более полным и демократичным.
Как отрадно, что в концертном зале, в театре мы видим все чаще людей с цветами (а ведь не так давно висели грозные предупреждения, запрещающие приносить в зал цветы и другие «посторонние» предметы!).
Все большее распространение так называемых инструментальных форм общения (телефон, телеграф и другие), конечно, изменяет характер общения современного человека, оказывая сильное влияние на проявления его чувств. Самые искренние пожелания счастья на телеграфном бланке производят меньшее впечатление, чем высказанные при личной встрече, могут не вызвать полной эмоциональной ответной реакции. И личный контакт... по телефону как бы регламентирует меру экспрессивности в общении. Мы знаем, как важно быть сдержанным на работе и дома, стараемся не выдавать своих чувств в зрительном зале, на выставке живописных произведений... Но, проявляя постоянную заботу о сдержанности эмоциональных проявлений, нельзя ни на минуту забывать, что отношение к окружающему миру вообще, и к людям в особенности, не может быть бесстрастным.
Как подчеркивал В. А. Сухомлинский, все виды отношений человека и в труде и в быту отражаются на судьбе других людей. От того, как человек согласует свое поведение с интересами коллектива, общества, зависят благополучие и счастье его. «Воспитание и развитие таких чувств, как коллективизм, дружба, доброжелательность, уважение к внутреннему духовному миру другого человека, приобретают все больший общественный вес. Эмоциональное бескультурье в отношении к людям рождает эгоизм... Корни аморального поведения людей, которые не знают, что такое эксплуатация человека человеком, в эмоциональном и моральном невежестве, которое соединяется с общей убогостью духовного мира»
Итак, забота о воспитании культуры общения неотделима в нашем обществе от общих усилий, направленных на формирование нового человека, на утверждение коммунистических норм жизни. Совершенствование нашего образа жизни, нашего быта, форм общения требует от каждого из нас большой личной ак-тивности. Человек должен осознать, что его личным долгом, наряду с профессиональными обязанностями, общественной работой, является обязанность «каждый день делать — на улице, дома, на работе — хотя бы маленький вклад в улучшение человеческих взаимоотношений, бороться за новый быт, за гуманизм, за дружбу не только среди народов, но и среди всех людей, принадлежащих к нашему народу — советскому народу»2.

1 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971, с. 244—245.
2 Акимов Н. П. О хороших манерах. В сб. «Эстетика поведения», М., «Искусство», L963, с. 66.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0