RSS Выход Мой профиль
 
Михаил Николаевич Загоскин ИЗБРАННОЕ


ПРИМЕЧАНИЯ


В данной книге, приуроченной к 200-летию со дни рождении известного писатели М. Н. Загоскина, представлены его самый известный исторический роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (Текст печатаетси по: Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году: Ист. роман: В 3 ч.— М.: Сов. России, 1983.) и еще мало знакомые советскому читателю отдельные главы из книги «Москва и москвичи», освещающие историю города. (Текст печатаетси по: Собрание сочинений М. Н. Загоскина.— Т. 8.— Спб.; М.: Изд. Вольфа, 1901).



РОМАН «ЮРИЙ МИЛОСЛАВСКИЙ...»


С. 21. Шеин Михаил Борисович (ум. в 1634) — русский государственный деятель, боярин, с 1607 г. воевода Смоленска. В 1609—1611 гг. возглавлял героическую оборону Смоленска.
Сигизмукд III (1566—1632) — король польский и великий князь литовский. В 1604—1605 гг., поддерживай Лжедмитрии I, проводил политику скрытой интервенции России, в 1609 г. начал открытую войну против России, осадив Смоленск.
Жолкевский Станислав (1547—1620) — польский военный деитель, великий коронный гетман; во времи польско-шведской интервенции командовал крупным отридом, во главе которого вступил в Москву в 1610 г.; добился свержении с русского престола Василии Шуйского и избрании царем королевича Владислава (1595—1648) — сына Си-
327
гизмунда III; в 1612 г. вернулся в Польшу, передав командование польским гарнизоном в Москве Гонсевскому (ум. ок. 1645), которому удалось разбить в марте 1611 г. Первое русское ополчение, пытавшееся изгнать из Москвы польских захватчиков.
Тушинский вор — прозвище самозванца — ставленника Польши, выдававшего себя за царевича Дмитрия (1582—1591) — сына Ивана Грозного — и претендовавшего на русский престол в 1608—1611 гг.; прозвище получил по подмосковному селу Тушино, в котором располагались лагерем его войска. В истории известен как Лжедмитрий II, убит в 1611 г.
Делагарди Якоб Понтус (1583—1652) — шведский полководец, командовавший шведскими отрядами, захватившими в 1611 г. Корелу, Новгород и прилегающие области.
Сергиева лавра — монастырь под Москвой, в 1608—1610 гг. была осаждена войсками Лжедмитрия II; выдержала осаду и тем самым отвлекла на себя значительную часть армии интервентов.
Сапега Ян Петр (1569—1611) — один из военных руководителей польских отрядов, осаждавших Сергиеву лавру.
Лисовский Александр Иосиф (ум. в 1616) — польский шляхтич, изгнанный из Польши за участие в восстании против Сигизмунда III. Присоединился со своими отрядами к Лжедмитрию II независимо от основных польских сил. Разорил Коломну, вместе с Сапегой осаждал Сергиеву лавру.
Дионисий (1570—1633) — архимандрит (один из высших церковных чинов), настоятель Троице-Сергиевой лавры, во время польско-шведской интервенции рассылал по русским городам грамоты с призывами бороться против интервентов.
Старец — монах.
Авраамий Палицын (ум. в 1626) — русский политический деятель, монах Троице-Сергиевой лавры, участник ее обороны, писатель, автор «Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря».
С. 22. Пожарский Дмитрий Михайлович (1578—1642) — князь, один из руководителей борьбы русского народа против польских и шведских интервентов.
С. 27. Курень — административная единица в Запорожской Сечи, включающая в себя несколько соседних деревень.
Кошевой атаман — выборный глава Запорожской Сечи.
328
Гайдамак (от турецкого хайдамак — нападать) — вооруженный разбойник; в XVIII веке так называли украинских крестьян — участников антифеодальных восстаний.
С. 29. Ендова — в Древней Руси большая медная посуда для вина, пива, меда в виде чаши с носиком.
С. 34. Юрьев день — церковный праздник, посвященный св. Георгию (26 ноября ст. ст.), совпадавший с окончанием годового цикла сельскохозяйственных работ. В средневековой России неделя до и после Юрьева дня была единственным временем в году, когда зависимые от помещиков крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. В ходе закрепощения крестьян в XV—XVII вв. это право ограничивалось и в конце концов было отменено.
С. 35. Димитрий — здесь имеются в виду Лжедмитрий I (убит в 1606 г.), самозванец, по общепринятой версии правительства Бориса Годунова это был беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, выдававший себя за царевича Дмитрия. При поддержке польских магнатов в 1606 г. воцарился на русском престоле. Был убит восставшими московскими горожанами; и Лжедмитрий II (убит в 1611 г.) — второй самозванец, также польский ставленник, выдававший себя за чудом спасшегося Лжедмитрия I.
С. 37. Киса — сума, мешок.
С. 38. Маринка — Марина Мнишек (ок. 1588—1589 — не ранее 1614), дочь польского магната, жена Лжедмитрия I, в мае 1606 г. короновалась в Москве. Когда Лжедмитрий был убит, отказалась от царского титула и в 1608 г. была отпущена на родину. Признала Лжедмитрия II «спасшимся» мужем, после его гибели претендовала на русский престол от имени сына Ивана (род. в 1611 г.). Умерла в заточении в Коломне.
С. 39. Романея — сладкая настойка на французском вине.
С. 43. Кунтуш — польский верхний кафтан, иногда на меху, со шнурами и откидными рукавами.
С. 47. Лайдак — в западных и южных украинских диалектах — негодяй, прощелыга.
С. 52. Трущоба — густой непроходимый лес, заваленный буреломом, трухлявыми колодами или хворостом.
С. 53. Шеренговый — рядовой солдат.
С. 57. Рудомет — лекарь, пускающий кровь. Руда — кровь.
329
Тростить — повторять одно и то же, упорно стоять на своем.
С. 59. Красны — деревенский холст, простое полотно.
С. 70. Ферязь — неподпоясываемая мужская одежда, длинная, с длинными рукавами, без воротника.
С. 82. Хвалынское море — Каспийское.
С. 83. Бурмитские зерна — крупные, окатистые жемчужины.
С. 86. Патриарх Гермоген (ок. 1530—1612) — церковный и политический деятель, видный идеолог боярства. Последовательно выражал интересы православной церкви, требовал крещения Марины Мнишек, чем вызвал неудовольствие Лжедмитрия I, позже требовал, чтобы избранный русским царем польский королевич Владислав принял православие. Выступил против предложения бояр о присяге польскому королю Сигизмунду III. Во время оккупации Москвы рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию, был заключен в темницу Чудова монастыря, отказался убедить участников народного ополчения Минина и Пожарского сохранять верность Владиславу и был уморен голодом.
Святейший Игнатий (ум. ок. 1640) — патриарх, родом грек, в 1605 г. первым из русских архиереев встретил Лжедмитрия I как царя и по приказанию самозванца был возведен на патриарший престол. После убийства Лжедмитрия I лишен сана и в качестве простого монаха заключен в Чудов монастырь. В 1611 г. освобожден боярами и снова признан патриархом, но, чувствуя свое положение непрочным, бежал в Польшу, где принял унию.
С. 102. Шептала — сушеные персики, привозимые из Азии.
С. 110. Голубец — народная пляска.
С. 126. Скопин — Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586— 1610), воевода, в 1609 г. разбил войска сторонников Лжедмитрия II под Торжком, Тверью и Дмитровом, освободил поволжские города, в мае 1610 г. пришел на помощь осажденной Москве. Рост его популярности среди дворянства и горожан вызвал опасения у окружения царя Василия Шуйского. Имеется подозрение, что М. В. Скопин-Шуйский был отравлен по приказанию Шуйских.
С. 152. Мощи Петра, Алексея, Ионы.— Петр — митрополит всея Руси (ум. в 1326). В борьбе князей Александра Михайловича Тверского и Ивана Даниловича Московского (Калиты) оринял сторону последнего и поселился в Москве, чем много способствовал возвышению
330
Московского княжества. Причислен к лику святых. Алексий (ок. 1293/1298—1378) — митрополит. Выступал за объединение Руси, неоднократно ивлялся примирителем в распрях князей. Один из наиболее чтимых русских угодников. Мощи его находились в Чудовом монастыре в Москве. Иона (ум. в 1461) — митрополит Московский, был строгим блюстителем поридка благочинии и обряда.
С. 174. Брынский лес — находитсн в Калужской губернии, часто упоминаетсн в былинах и песнях как местопребывание Соловьи-Разбойника.
С. 209. Изменник Заруцкий Иван Мартынович (ум. в 1614) — предводитель казачьих отридов, политический авантюрист. Лжедмитрием II был пожалован в бояре, в 1612 г. выступил против народного ополчения и организовал покушение на Д. М. Пожарского. Казнен в Москве в 1614 г.
С. 211. Связь — изба с надворным строением под одну крышу.
С. 252. Стефан Пермский (ок. 1345—1396) —деятель русской православной церкви, церковный писатель, с 1382 г. епископ Пермской епархии, создал первую письменность дли народа коми — пермскую азбуку. Его политическаи деятельность способствовала включению страны коми в состав великого книжества Московского.
Вл. Муравьев



ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ «МОСКВА И МОСКВИЧИ»


С. 267. Лихачев Василий Борисович — стольник (придворный чин ниже боярского). Ездил в 1658—1659 гг. во Флоренцию с поручением от цари Алексеи Михайловича благодарить «флорентийского дука Фердинандуса» за теплый прием российских послов.
Волков Федор Григорьевич (1729—1763) — русский актер и театральный деитель. Создатель первого постоинного русского театра, «отец русского театра» (Белинский). Организовал в Ярославле домашний, а с 1750 г.— публичный театр. В 1752 г. создал придворный театр, где исполнили комедию «О покаянии грешного человека» Димитрии Ростовского и трагедии А. П. Сумарокова. В 1756 г. был издан указ об учреждении государственного «Русского для представлении
331
трагедий и комедий публичного театра», который возглавил Ф. Г. Волков.
С. 276. Братья Гарнер.— Фирма Гарднер основана в 1766 г. в с. Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. В 20-е годы XIX в. выпускала чашки с изображением героев войны 1812 г.
С. 278. «Ну, что за обществоI То'харя, то урод!» — Эпиграф взят из комедии А. А. Шаховского «Липецкие воды».
С. 285. Гогарт — Уильям Хогарт (1697—1764) — английский живописец, график и теоретик искусства.
«Что Климыч на руку нечист — все это знают...» — Из басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».
С. 286. ...«Всего приятнее для меня то место...» — Эпиграф взят из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», опубликованной в «Московском журнале» в июне 1792 г.
Симонов монастырь — Симонов Успенский, мужской монастырь, в юго-восточной части Москвы, на левом берегу р. Москвы. Основан в 1379 г. на земле боярина С. В. Ховрнна (инока Симона — отсюда название). Являлся важным звеном южного оборонительного пояса Москвы. В XVI в. в Симоновом монастыре писали свои сочинения Вас-сиан Патрикеев и Максим Грек.
С. 291. Ново-Спасский монастырь — Новоспасский монастырь, мужской. В XIV—XV вв. находился в Кремле, при церкви Спаса на Бору (не сохранился). Во второй половине XV в. переведен на левый берег р. Москвы, ниже Таганки. Являлся звеном в системе укрепленных монастырей, прикрывавших Москву с юга и юго-востока. В 1640— 1642 гг. деревянные укрепления Новоспасского монастыря были заменены кирпичными стенами.
Крутицкий монастырь — был расположен на Крутицах, в местности на левом берегу р. Москвы, к юго-востоку от Новоспасского монастыря. Основан в 1272 г. князем Даниилом Александровичем. С середины XV в.— резиденция епископов Сарских и Подонских, затем переименованных в Крутицких. После уничтожения в конце XVIII в. Крутицкой митрополии здания были переданы Крутицким казармам.
С. 293. Тон Константин Андреевич (1794—1881) — русский архитектор, создатель русско-византийского стиля в архитектуре. Строил Большой Кремлевский дворец в Москве (1839—1849), здания вокзалов Октябрьской (бывшей Николаевской) жел. дор. в Москве (1849)
332
и Ленинграде (1844—1851), а также храм Христа Спасителя в Москве.
Данилов монастырь — основан в конце XIII в. князем Даниилом Александровичем; играл роль крепости, охранявшей подступы к Москве с юга.
С. 294. Перервинский монастырь — Николький мужской монастырь, известный с XV в., находился на левом берегу Москвы-реки, напротив села Коломенское.
Село Коломенское — царская вотчина, расположенная к югу от Москвы. Ныне — архитектурный памятник-заповедник.
С. 295. Пересеет (Александр) — монах Троице-Сергиевой лавры; герой Куликовской битвы; его поединком с татарским богатырем Че-либеем (в котором оба погибли) началось Куликовское сражение.
Ослябя (светское имя Роман, в монашестве Родион) — до пострижения боярин, монах Троице-Сергиевой лавры. Герой Куликовской битвы. Умер после 1398 г. в Москве.
С. 297. Князь Платочкин — поэт-сентименталист князь П. И. Шаликов (1767-1852).
С. 298. Спи, пострел, пока невинный/ — М. Загоскин цитирует стихотворение Н. Некрасова «Колыбельная песня». Впервые опубликовано в «Петербургском сборнике» (Спб., 1846).
С. 300. Лютеция — древнее название Парижа. Так в I в. До н. э. называлось главное поселение галльского племени паризеев, располагавшееся на островке реки Сены (ныне Сите в центре Парижа).
С. 301. Воспитательный Дом — приют для «незаконнорожденных детей», сирот недворянского происхождения, учрежденный Екатериной II в 1762 г. Здание Воспитательного дома построено в 1764— 1770 гг. архитектором К. И. Бланком при участии М. Ф. Казакова на Москворецкой набережной. В настоящее время здание занимает Военная академия имени Ф. Э. Дзержинского.
Крымский брод — брод через Москву-реку на месте нынешнего Крымского моста. В 1786 г., после сооружения Водоотводного канала и первой Бабьегородской плотины, на месте брода сооружен деревянный Никольский (Крымский) мост, замененный в 1872 г. чугунным; современный Крымский мост построен в 1938 г.
С. 302. Бабье-городская — Бабьегородская плотина, деревянная разборная плотина на Москве-реке между Крымским и Б. Каменным мостами, соединившая Берсеневскую и Кропоткинскую набережные.
333
Сооружена в 1836 г. для поднятия уровни воды в Водоотводном канале («Канава»). Просуществовала до 1937 г. Названа по соседней местности Бабий городок.
С. 303. Бабий городок — местность на правом берегу Москвы-реки ниже Крымского моста. Название свнзано с укреплением берега сваями, которые вбивались в землю подвесным молотом — так называемой «бабой».
С. 306. «Grand chaumiere», «Bal Mabielle» — «Большая хижина» (фр.). и «Бал мабиль» (фр.).— увеселительные заведении в Париже.
Вл. Семенов

<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0