Страницы истории
Европейский Север — древнейшая русская земля. Историческая роль Новгорода определилась еще в конце IX в., когда он сыграл крупную роль в образовании древнерусского Киевского государства. Новгородская земля объединила в те времена сло-вен, кривичей, а также финно-угорскио племена — чуди, мери и веси.
Расцвет Великого Новгорода относится к XIV—XV вв., когда он после отделения в XII в. от Киевского государства стал крупнейшим центром ремесла и одним из важнейших русских торговых городов. Новгород находился в оживленных торговых связях с западноевропейскими городами, объединенными в Ганзейский торгово-по-л ит и чески й союз. Возвышению Великого Новгорода способствовали выгоды его географического положения. Он находился на северо-западной окраине Русского государства, на стыке важнейших мждународных торговых путей: древнего «Пути из варяг в греки» и более позднего, связавшего торговые города Западной Европы с Востоком. Владения Новгорода в пору его расцвета охватывали обширную территорию: от побережья Финского залива на северо-западе до Великих Лук на юге и до Уральского хребта на северо-востоке. Близость к государственным рубежам рано заставила в Новгороде и в подвластных ему городах воздвигнуть мощные крепости.
Новгород стал базой освоения всего севера Восточной Европы. На протяжении XII—XV вв. происходило освоение Обоне-жья, Придвинья, берегов Белого моря. Югорские племена, жившие на Северном Урале, платили дань Великому Новгороду. Ужо в XIII в. новгородцы достигли устья Оби, в XV в. регулярно посещали Новую Землю и Грумант (Шпицберген), основали поселения на островах Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Моржовец.
Слои деревянных мостовых XII—XIV вв., вскрытые во время археологических раскопок в Новгороде
p01
Основой экономического процветания города было развитое ремесло. В конце XVI в. в Новгороде насчитывалось около 5,5 тыс. ремесленников и торговцев. Из числа ремесленников выделялись кожевенники, сапожники, калачники, серебряники, плотники и кузнецы. Изделия новгородских ремесленников, так же как и пушнина, изделия из железа, соль, хлеб,
206
лен и скот, поступавшие из различных частей Новгородской земли, были предметами обмена на ввозимые из-за рубежа сукна, металлические изделия, вина, пряности.
Примерно в одно время с Новгородом на западном рубеже русской земли возник Псков. После распада в XII в. древнерусского Киевского государства Псков вошел в состав Новгородской феодальной республики как «младший брат» Великого Новгорода. Основу экономического расцвета Пскова, как и Новгорода, составляли развитое ремесло и торговля с Прибалтийскими государствами, а через них — с западноевропейскими городами. Возвышению Пскова способствовало его положение на большом водном пути в Прибалтику (по реке Великой, Псковскому и Чудскому озерам).
С начала XIII в. военное значение Пскова усилилось, он становится главной крепостью на западных границах Русского государства. В 1378 г. Псков отделился от Новгорода, став самостоятельной феодальной республикой.
В состав новгородских земель входили также территории современных автономных республик Карелии и Коми. С разложением первобытнообщинного строя, возникновением и развитием феодальных отношений шел процесс консолидации обширной группы финно-угорских племен в народности карелов и вепсов на западе и коми (зырян) на востоке. Карелы и вепсы составляли западную ветвь финно-угорской группы племен. К этой группе близки по языку саами, которые в давнем прошлом были жителями Приладожья и Прионежья, а позже были оттеснены далеко на север. Западное и северное Приладожье заселяли карелы, причем в новгородскую пору их земли выходили к северо-восточным берегам Финского залива.
Изборская крепость XIV вохранявшая подступы к древнему Пскову
p02
На юге Карельского перешейка и в бассейне Невы жили ижо-ры — племя, родственное карелам по происхождению. Позже они ассимилировались русскими. Олонецкий перешеек заселяли вепсы (весь). К северу и востоку от последних, за Онежским озером, широко были распространены различные финские племена, упоминавшиеся в древних источниках под названием заволоцкая чудь.
Вычегодский край, а позже и северовосточные районы междуречья Вычегды и Печоры заселяли коми. Язык их совместно с удмуртским образует так называемую пермскую группу финно-угорской семьи языков. Отдаленные предки коми и удмуртов (древние пермские племена) давно, вероятно за 3 тыс. лет до н. э., выделились из остальных финно-угорских племен, поэтому язык их мало похож на языки живших недалеко от них мари и мордвы.
В конце XV в. Новгород, а позднее (в 1510 г.) и Псков вошли в состав Московского государства. В XVI в. роль их стала постепенно падать. Упадок этих древнерусских городов был связан с потерей Россией выхода к Балтийскому морю и освоением в середине XVI в. иностранными торговцами северного морского пути в Россию. Большие преимущества в торговле с зарубежными странами получили северные города — Архангельск, Вологда, Великий Устюг.
Прионежье, Поморье и Подвинье, как принято было в ту пору называть земли, прилегающие к Онежскому озеру, Белому морю и Северной Двине, первоначально заселялись новгородцами, а позже переселенцами с верхней Волги. Хозяевами северных земель были новгородские бояре и многочисленные монастыри (в частности Кирилло-Белозерскнй и Соловецкий). Крестьяне платили им денежный оброк, продавая товары своих промыслов. Сельское хозяйство плохо кормило население.
Крестьяне Русского Севера в XVI— XVII вв. меньше страдали от крепостной зависимости, чем крестьяне других районов страны. Присоединив новгородские земли, Московское государство ликвидировало крупное землевладение новгородских и двинских бояр. Этим актом центральное правительство обезопасило себя от феодального сепаратизма. Крестьяне на Севере были государственными и не испытывали помещичьего гнета (за исключением некоторых южных районов Вологодской губернии). Все это содействовало подъему экономики края в XVI—XVII вв., притоку сюда населения, развитию энергии и предприимчивости, свойственной жителям севера.
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь со Свирского озера
p03
Морское побережье от Норвегии до Урала протяженностью в 10 тыс. км было освоено русскими до XVI в. Старейшими пунктами поморского судоходства были Кемь, Сума, Кереть, Кола, Подпорожье в устье Онеги; Холмогоры в низовьях Северной Двины и Мезень. Английские торговцы в средине XVI в. освоили для внешней торговли путь через Белое море и Северную Двину, давно проторенный русскими поморами.
Старейшими пунктами поморского судоходства были Кемь, Сума, Кереть, Кола, Подпорожье в огоры в низовьях Северной Двины и Мезень. Английские торговцы в середине XVI в. освоили для внешней торговли путь через Белое море и Се-ю проторенный русски-
В XVI в. началось широкое движение русских на восток, в Сибирь. Первопроходцами и мореплавателями стали жители севера, или населявшие Беломорское побережье, или выходцы из торговых городов Подвинья. Те и другие называли себя поморами. Не удивительно, что их было немало среди русских первооткрывателей: С. Дежнев — устюжанин, Е. Хабаров — вагжанин, И. Игнатьев (первый прошел до Колымы) — мезенец.
Самой заселенной местностью Беломорья было низовье Северной Двины—район Хол-могор. Здесь развивались речное и морское судостроение, лесопильное и мукомольное дело, имелись прядильные и ткацкие предприятия. Вокруг поселения развивалось племенное животноводство. Территория Вологодского края — район Вологды и Устюга—была заселена в 2—3 раза плотнее, чем двинская земля. В Устюге в 1678 г. насчитывалось более 1000 дворов и до 3800 жителей. С XVI в. город уже называют Великим. Ему приналежала первенствующая роль в освоении водных путей, ведущих в Сибирь.
В 1583 г. на Северной Двине у древнего монастыря святого Николая был основан Архангельск. К этому городу-порту в XVII в. стягивались экспортные товары со всей русской земли, сюда приходили корабли всех торговых стран Западной Европы. В средине XVII в., например, в Архангельск зашло 80 судов, а вывезено было товаров более чем на 1 млн. руб. (икра, поташ, сало, слгода, хлеб, меха).
Другим важ;:ым центром, куда собирались экспортные товары, была Вологда. До середины XVII в. за нею сохранялась роль главного хлебного и соляного рынка Севера. По водному пути к Архангельску отсюда отправлялись хлеб, лен, пенька, крестьянский холст, по дороге (у Устюга) присоединялись меха, смолопродукты, поташ. Таким образом, XVI—XVII вв. были временем экономического и культурного подъема Севера. В то же время юго-запад, являвшийся основной составной частью новгородских и псковских земель, в XVII в. переживал глубокий упадок, вызванный длительной борьбой со шведскими интервентами.
В XVI—XVII вв. Карелия, расположенная между Белым и бассейном Балтийского моря, у северо-западных границ Русского государства оказалась в более выгодном положении, чем многие отдаленные районы Севера.
Здесь шире распространились различные промыслы, в частности железоделательный и солеварный. В южных районах края большое значение приобрели земделелие и животноводство.
В северной и центральной частях Карелии в XVI—XVII вв. сложился Заонеж-ский железоделательный и металлообрабатывающий район. На основе эксплуатации болотных, а позже и озерных руд из кричного железа производили различные изделия, вывозимые либо на Тихвинскую ярмарку (уклад *, сохи, топоры, ножи и др.), либо поступавшие из северных районов в Карельское Поморье (цренное ** железо для солеварен).
Территория, населенная народом коми, представляла собой в ту пору обширный лесной малонаселенный край. Наибольшее значение имели пушной да сосредоточенный в районе Сольвычегодска — Серегова солеварный промыслы. Жизнь населения была тесно связана с важным торговым транзитным путем, ведущим по рекам и волокам от Великого Устюга на Северной Двине вверх по Вычегде и ее притокам в бассейн Печоры и левых притоков Оби.
Основание и развитие Петербурга
Новый этап развития Европейского Севера начался с основания в 1703 г. Петербурга, куда в 1712—1713 гг. была перенесена из Москвы столица государства. С победоносным окончанием Северной войны Россия твердо стала на морских рубежах Балтики. Теперь по кратчайшему морскому пути необходимо было наладить торговые и культурные связи с западноевропейскими
* Уклад — железо, отработанное отковкой и по качеству близкое к стали.
** Выварка соли тогда производилась на больших сковородах (цренах).
Памятник Петру I — «Медный всадник». Сооружен в 1782 г. Авторы — Э. Фальконе и М. Колло
p04
Павильон XVIII в. в Павловском парке
p05
государствами, в короткий срок освоить достижения их экономики и культуры, укрепить центральную власть в России. Это выпало на долю Петра I и города, созданного его волей.
16 мая (по старому стилю) 1703 г. на Заячьем острове на Неве была основана крепость, названная Санкт-Питербурхом. Город Петербург, выросший у этой крепости, встал в устье Невы — на естественном выходе обширной озерно-речной системы всего северо-запада Европейской России. Сюда, кроме того, глубоко вдается Финский залив — часть балтийского водного пути, ведущего в Западную Европу.
Позже, через систему искусственных водных путей (Вышневолоцкий, Тихвин-
ский и Мариинский соединительные каналы), к Балтийскому морю получили выход глубинные районы страны, значительная часть Европейской России. Новая столица оказалась в конце водных путей, соединивших ее с ядром Русского государства — центром и древней столицей Москвой, с богатым сельскохозяйственным районом Поволжья и даже железорудным Уралом. Несмотря на его эксцентричное положение на Европейском Севере, Петербург вскоре через систему водных и сухопутных дорог стал центром тяготения для обширной территории северных губерний. Таким образом, вся Европейская Россия получила выход в устье Невы. Естественно, что после создания Петербурга открылось «окно в
Европу», и Россия стала морской державой.
Екатерининский дворец постройки 1752— 1756 гг. в городе Пушкине. Архитектор В. Растрелли
p06
Потребовались неимоверные усилия, чтобы «из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво...» новый город. Потребовались энергичные меры Петра ^опиравшегося на жестокую крепостническую систему России, чтобы направить усилия всей страны на строительство новой столицы и ее морского порта, на заселение и промышленное развитие нового города. Были вложены крупные средства, принесены в жертву тысячи жизней безвестных строителей для того, чтобы Петербург обрел тот внешний облик, который запечатлен в бессмертных стихах А. С. Пушкина:
...По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова...
Первоначальные попытки Петра I и привлекаемых им иностранных архитекторов сделать центром новой столицы заречные части города — Петербургский, а позже Васильевский острова — не дали результатов. Связи Петербурга с внутренними губерниями России устанавливались в левобережной части столицы, где возникли и развивались Адмиралтейство, Литейный двор и другие казенные предприятия, селилась верхушка чиновничества. К планировке и застройке центра Петерубрга привлекалось не одно поколение талантливых русских и иностранных архитекторов Ж. А. Леблон, Д. Трезини, В. В. Растрелли, А. Д. Захаров, Д. Камерон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов).
Архитектурной осью столицы становится Нева, к которой примыкают основные площади города (Дворцовая, Сенатская и Марсово поле). От Дворцовой площади отходят три луча основных уличных магистралей: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица. Одетая в гранит Нева, стройные архитектурные ансамбли и густая сеть каналов с многочисленными мостами придают центру города облик северной Венеции. Петербург становится одним из красивейших городов мира.
Большое значение для роста столицы имело преодоление водной разобщенности ее обширной территории — постройка мостов. Рано появились в ней первоначально деревянные плавучие мосты, связавшие отдельные части города друг с другом. Позже, во второй половине XVIII в., здесь началось усиленное строительство небольших каменных мостов на Фонтанке, Мойке и других притоках Невы. Первый каменный мост через Неву, названный Дворцовым, был построен в 1776 г. Позже, в 1850 г., был построен Николаевский мост (теперь лейтенанта Шмидта).
Петербург с первых лет своего существования развивался как морская крепость, центр военного судостроения, порт, через который поддерживались внешние связи России с Западной Европой.
В первой половине XVIII в. казенные и частные мануфактуры возникли в самой столице и ближайших ее окрестностях.
Перенос центра военного судостроения, созданного Петром I, с Олонецкой верфи на Адмиралтейскую в Петербурге превратил город в крупнейшего производителя кораблей. Вместе с тем поблизости от столицы появился ряд заводских поселений: Сестрорецк, Колпино и др. В эти же годы вблизи Петербурга возникли дворцовые центры: Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум.
Первыми строителями и жителями города были солдаты расквартированных здесь войск и рабочие, возводившие дворцы и укрепления. Затем, по указам Петра I, сюда стали привлекать «работных людей» из различных мест империи. Таким образом, ежегодно мастеровые разных специальностей, как и десятки тысяч чернорабочих, проводили в «гиблой столице», как в ту пору называли Петербург, по два-три месяца. Основную массу постоянного населения столицы составляли ремесленники и мастеровые, посылаемые сюда на «вечное житье» вместе со своими семьями. Они и становились первыми рабочими петербургских мануфактур. Заметную часть населения нового города составляли солдаты гарнизона и матросы Балтийского флота. Немало здесь селилось на «вечное жительство» иностранцев, пользовавшихся различными привилегиями, — голландцев, немцев, датчан. Среди них в первую очередь выделялись морские офицеры и матросы, мастеровые и ремесленники, врачи, аптекари, ученые и учителя и т. п. Многие из них вскоре обрусели и влились в состав коренного населения столицы.
Рабочий люд с конца 30-х годов XVIII в. стали сселять на окраины города, где стали создаваться специальные слободы. Так, в частности, возникли рабочие слободы по берегам Невы (левый берег реки), в Коломне (между устьями рек Мойки и Фонтанки), а также на Бочарной, Казачьей, Госпитальной улицах. Богатые купцы, как и мелкие торговцы и мастеровые, в большинстве своем жили на Садовой улице — у Сенной площади и Гостиного двора.
В начале XIX в. впервые в Петербурге, ранее, чем в других районах России, появляются крупные предприятия, обладающие чертами капиталистического производства, — Александровская мануфактура, завод Берда и др. Все же в ту пору в столице было еще много мелких заведений. Это был период господства мелкого производства и мануфактуры, применявших как вольнонаемный, так и принудительный труд. В середине 50-х годов XIX в. в городе появился ряд машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.
Население Петербурга за первую половину XIX в. выросло в 3,5 раза (со 147 тыс. в 1808 г. до 539 тыс. в 1863 г.), обогнав по числу жителей Москву. Оно увеличилось главным образом за счет притока рабочих извне, переселившихся в столицу из различных губерний и ютившихся по окраинам города.
Древние города Новгород и Псков, известные в средневековье развитым ремеслом и торговлей с зарубежными странами, приходят в дореформенный период в полный упадок. Они превращаются в небольшие торгово-административные центры, занимавшиеся скупкой и отправкой в столицу главным образом сельскохозяйственного сырья.
Положение Карелии как пограничного и хорошо связанного с Петербургом края первоначально благоприятно сказалось на развитии ее металлургической промышленности. В первой и последней четверти XVIII в. здесь возникла группа казенных металлургических заводов (Петровский, Кончеозерский, позже Александровский — теперь Онежский тракторостроительный). Все они пользовались болотными и озерными рудами, древесным углем и размещались в районе северо-западного побережья Онежского озера на территории, изобилующей порожистыми реками. Кадры квалифицированных рабочих на заводах сложились из пришлых мастеров, а отчасти из рабочих, набранных из приписных селений.
Под влиянием нужд Петербурга, переживавшего период «парадного» строительства, во второй половине XVIII и первой половине XIX в. в Карелии добывались и обрабатывались мрамор, кварциты, граниты. Рост в 20—30-х годах XVIII в. лесопильной промышленности также был вызван потребностями столицы и возможностями вывозить продукцию за границу через Петербургский порт. Дореформенная Олонецкая губерния превратилась в крупного производителя лесных материалов.
На остальной территории Севера рост Петербурга сказался отрицательно уже с 20-х годов XVIII в. В первую очередь он вызвал сокращение внешней торговли Архангельска. Вначале это было связано с принудительным ограничением его внешнеторговых операций, а позже — с конкуренцией Петербургского порта.
Промышленность в районах Двинско-Пе-чорского Севера несколько выросла главным образом за счет небольших предприятий, принадлежавших местным промышленникам, и предприятий более крупных, принадлежавших казне и иностранным предпринимателям.
На территории, заселенной коми, в середине XVIII в. появляются три небольших железоделательных завода (Нювчим-ский, Кажимский и Нючпасский). Большой урон местному хозяйству края принесло перемещение торговых путей в Сибирь и в районы, расположенные южнее.
Сохранение на Севере феодальных отношений, система привилегий для казенных и иностранных предприятий с их хищническим хозяйствованием подрывало хозяйство крестьян и поморов, пагубно влияло на развитие промышленности.
Капиталистический период
Во второй половине XIX в. в Петербурге происходит быстрый рост промышленности. В это время возникают или расширяются такие крупные предприятия, как Пу-тиловский, Семянниковский, Балтийский, Обуховский металлообрабатывающие и машиностроительные заводы. Первое место среди столичного пролетариата заняли металлисты.
В 90-х годах XIX в. Россия вступила в период монополистического капитализма. Процессы, характерные для этой стадии капиталистического развития, особенно типичны были для Петербурга — столицы царской России. Организаторы крупной петербургской промышленности при участии иностранного капитала создавали мощные производственные акционерные компании. В первое десятилетие XX в. Петербург стал крупнейшим в России средоточием
банков, монополистических объединений, больших промышленных предприятий. Численность фабрично-заводских рабочих здесь накануне первой мировой войны была более 200 тыс. человек, а численность населения превысила 2 млн.
Железные дороги, активное строительство которых началось еще в 50-х годах XIX в., связали Петербург с промышленными, портовыми центрами и сельскохозяйственными районами страны, что внесло значительные изменения в экономико-географическое положение столицы. Железные дороги как бы приблизили ее к старым и новым промышленным и сельскохозяйственным районам страны. Получение южного и уральского металла, бакинского мазута, среднеазиатского хлопка привело к упадку ряда ранее развитых отраслей промышленности (например, олонецкой металлургии) и содействовало развитию таких отраслей сельского хозяйства, как льноводство и молочное животноводство в районах, расположенных к югу и востоку от Петербурга.
В 70—80-х годах XIX в. создаются новый порт на юго-западе столицы и Морской канал, соединивший его с Кронштадтом. (Старый порт, созданный в XVIII в., располагался на Васильевском острове.) Новый порт резко повысил роль Петербурга во внешней торговле России.
Вологда в начале XX в.
Телега со сплошными колесами, сделанная без употребления гвоздей и железа. Такие повозки можно было встретить в северных губерниях накануне революции
i07
Новая транспортиая ситуация ускорила рост промышленных предприятий, особенно машиностроительных и металлообрабатывающих. Появляются новые заводы и расширяются старые на территории, находящейся между рекой Екатерингофкой и Балтийской железной дорогой,— на западе, вдоль Обводного канала и к югу от него — в центре и между Невой и Николаевской железной дорогой — на востоке. Позже ряд предприятий возникает еще южнее, причем некоторые из них имеют ярко выраженную железнодорожную ориентацию.
В Петербурге, как и во всяком крупном капиталистическом городе, расселение имело классовый характер. Внешний облик отдельных районов города сильно отличался один от другого. Старые окраины столицы, населенные издавна плотниками, извозчиками и другим ремесленным и рабочим людом, имели вид провинциальных слобод и состояли из одноэтажных деревянных домишек (Охта и др.). Трущобы, образовавшиеся в период бурного капиталистического развития Петербурга, были застроены большими доходными домами. С окраинами резко контрастировали центральные районы столицы с их дворцами и особняками.
К апрелю 1917 г. население Петрограда достигает максимальной в дореволюционный период величины, примерно 2,5 млн. человек, оставив позади Москву.
В дореволюционной России, за редким исключением, не было района, где столь большая роль принадлежала бы одному большому городу и где окружение города столь резко отставало бы в развитии от своего центра. Связи Петербурга с окружающей его местностью были очень ограничены, так как петербургская промышленность развивалась на импортном или дальнепривозном отечественном сырье. Вне столицы, в южных районах и губерниях Севера, получили развитие лишь немногие отрасли промышленности, продукция которых не конкурировала с петербургской (стекольная, фарфоро-фаянсовая, лесопильная, спичечная, фанерная). Ни одного большого города, кроме Петербурга, на Европейском Севере не было. Вблизи Петербурга были лишь мелкие фабрично-заводские, а также дворцовые и дачные поселения. Новгород и Псков, пользовавшиеся в прошлом широкой известностью, теперь играли скромную роль торгов-рас-пределительных центров. Промышленность всех смежных со столицей губернских городов имела очень небольшие размеры, и города эти были малонаселенными. В капиталистический период ведущую роль на Севере за пределами Петербурга и ого окружения приобрела лесная промышленность. Архангельск занял первое место среди центров лесопиления, за ним следовали Онега и Мезень. На долю лесной промышленности в Карелии приходилось около 9/ю всей ее промышленной продукции. Рост спроса мирового рынка на русский лес и развитие морского судоходства внесли изменения в размещении карельского лесного дела. Особенно быстро оно развивалось в районах, тяготевших к Белому морю.
Характерной чертой лесной промышленности северных губерний было преобладание иностранного капитала.
Исконный промысел Севера — рыболовство. Главные центры лесопиления на севере края (Сорока, Кемь) были и старыми очагами поморского рыбного промысла. В течение столетий Русский Север, главным образом Мурман, был поставщиком рыбы не только для внутренних районов России, но и для многих западноевропейских стран. В XIX в. улов рыбы русскими рыбопромышленниками сократился. Введение беспошлинного ввоза иностранной рыбы и соли губительно отразилось на развитии северных рыбных промыслов.
В пореформенный период, и особенно начиная с 70-х годов XIX в., на Севере, в частности в Вологодской губернии, очень выросло маслоделие. За 30—40 лет здесь возникли сотни небольших маслодельных заводов.
Если не считать Петербурга, то даже по меркам царской России Север в пореформенное время (несмотря на некоторое оживление хозяйственной жизни) был отсталым краем. Особенно тяжелым оказалось положение районов, населенных коми. Заготовки древесины велись лишь в бассейне Вычегды в очень небольших размерах. Старые металлургические предприятия влачили жалкое существование; техника их была крайне отсталой. Не лучше было положение и в преобладавших здесь крестьянских районах, хозяйство в которых оставалось полунатуральным.
Район этот даже в то глухое время бездорожья был известен многими минеральными ископаемыми, однако ничего не было сделано для того, чтобы они разрабатывались.
Общественное и революционное движение в Петербурге
Уже во второй половине XVIII в. Петербург становится центром передовой общественно-политической мысли. Выразителями ее были дворянские просветители А. Н. Радищев, выступивший против самодержавия и крепостничества в своей знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву», Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.
Крупнейшим событием в общественно-политической жизни России в первой чет-
верти XIX в. было восстание декабристов, выступивших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Эта первая попытка революционного переворота знаменовала начало «дворянского» периода в революционном движении России. На смену ему приходит новый период — разночинный, связанный с деятельностью революционных демократов, самыми выдающимися представителями которых были В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. На рубеже ВО—70-х годов XIX в. возникло и оформилось движение революционно настроенной интеллигенции — народничество. Считая основной революционной силой крестьянство, народники ведут пропаганду в деревне, но после провала «хождения в народ» переходят к тактике индивидуального террора. Ближайшей задачей наиболее активной террористической организации «Народная воля» было свержение самодержавия путем цареубийства. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но самодержавие свергнуто не было. Несостоятельность теории и тактики «Народной воли» и полицейский разгром приводят к ее упадку, и вскоре после 1 марта «Народная воля» распалась. Народничество постепенно выродилось в либеральное движение, с которым потом пришлось вести борьбу В. И. Ленину.
В 80-х годах XIX в. в Петербурге зарождаются первые марксистские рабочие кружки. Начинается новый этап революционного движения в России. Возникает первая марксистская организация — группа «Освобождения труда», основанная Г. В. Плехановым за границей.
В конце XIX в. в ссязи с промышленным подъемом происходит быстрый рост пролетариата в Петербурге и усиление рабочего движения.
1917 год — год Великой Октябрьской революции.
Проверка пропусков у Смольного
i08
Во второй половине 90-х годов в столице произошло более 100 стачек, охвативших главным образом металлистов и текстильщиков. В 1895 г. В. И. Ленин объединил действовавшие в Петербурге марксистские рабочие кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; организация позже переросла в революционную рабочую партию в России. Под руководством В. И. Ленина и его сподвижников происходит переход русской социал-демократии от кружковой работы к политической агитации в широких народных массах.
В начале XX в. под влиянием ленинской газеты «Искра» марксистские идеи широко проникают в рабочее движение.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г., когда но приказу Николая II в столице было убито свыше 1000 и ранено 2000 рабочих, всколыхнуло всю Россию и послужило началом первой русской революции 1905—1907 гг., подавленной царизмом.
В апреле 1912 г. в знак протеста против расстрела рабочих на далекой реке Лене в Петербурге бастовало более 200 тыс. рабочих. Это было начало нового революционного подъема в России. Наибольшего размаха рабочее движение в столице достигло в июльские дни 1914 г., когда оно переросло во всеобщую стачку, а в некоторых ее районах привело к баррикадным боям рабочих против войск и полиции. Вступление России 20 июля 1914 г. в первую мировую войну приостановило начавшийся подъем рабочего движения.
Легендарный крейсер *Аврора» стал на вечный прикол у набережных города Ленина
i09
Война обострила социальные противоречия в стране. Возникла новая революционная ситуация, которая в феврале 1917 г. переросла в буржуазно-демократическую революцию, свергнувшую самодержавие. Февральская буржуазно-демократическая революция явилась важнейшим этапом на пути к Октябрю. В начале апреля 1917 г. из эмиграции в Петроград возвратился Ленин, ставший во главе борьбы партии большевиков против буржуазно-помещичьего Временного правительства. Партии большевиков удалось сплотить вокруг себя революционно настроенные массы рабочих, крестьян и солдат и повести
их к победе социалистической революции. Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов провозгласил Советскую власть. Россия вступила в новую эру — эру социалистического развития.
Советский период
Вскоре после победы Октябрьской революции в России в 1918 г. столица была перенесена из Петрограда в Москву. Все же, используя старые производственные фонды, накопленный питерскими рабочими производственный опыт, высокую культуру производства, а также благодаря наличию многочисленной передовой интеллигенции, разнообразной культурной деятельности Ленинград сохранил за собой роль важнейшей базы индустриализации страны и технического прогресса, остался крупнейшим после Москвы центром подготовки кадров, научно-исследовательской и проектной работы. Ленинград подобно Москве и некоторым другим старым промышленным центрам сыграл выдающуюся роль в социалистической реконструкции народного хозяйства всей страны.
Восстановительный и довоенный периоды
В течение восстановительного периода, закончившегося в 1927 г., ленинградская промышленность достигла по объему выпущенной продукции не только довоенного уровня 1913 г., но по некоторым отраслям, в частности по электротехническому производству, в 3,5 раза превзошла этот уровень. Многие ленинградские предприятия помимо восстановления довоенного уровня продукции осваивали выпуск новых видов изделий.
В годы первой пятилетки темпы развития ленинградской промышленности были выше, чем в среднем по стране.
Особенно бурно развивались машиностроение, судостроение, электротехническая и химическая промышленность. Ленинградские предприятия за эту пятилетку освоили производство около 200 новых видов изделий.
В течение последующих второй и частично выполненной третьей пятилетки, прерванной нападением фашистов на СССР, доля Ленинграда в общесоюзной промышленности понижалась, что объяснялось освоением производственных мощностей на новых крупных предприятиях, введенных в строй в различных районах страны. В 1939 г. доля ленинградской промышленности в общесоюзном производстве составляла 10,5%, хотя, конечно, по ряду квалифицированных производств удельный вес ее был во много раз выше (производство турбин, турбогенераторов, телефонных аппаратов, станков, кораблей и др.). Объем промышленного производства Ленинграда в 1940 г. превзошел уровень 1913 г. в 12,3 раза.
В советские годы происходил постепенный процесс «врастания» Ленинграда в экономическую ткань Европейского Севера. причем влияние его на различные районы было далеко не одинаковым. Непосредственная помощь Ленинграда особенно ощутимо сказывалась до войны в южной и северо-западной частях Европейского Севера. Восточная часть, составлявшая длительное время Северный край, ощущала это влияние в меньшей мере и тяготела к Архангельску.
Мои сайты
Библиотека (new)
LiveInternet