В первые же годы после революции Советское правительство отказывается от использования иностранного капитала, составлявшего в дореволюционном прошлом основу экономического подъема Петербурга. В восстановительный период и в довоенные пятилетки были проведены крупные геологические и гидрологические работы по изучению энергетических и сырьевых ресурсов вокруг Ленинграда и втянуты в промышленную эксплуатацию многие виды местных энергетических ресурсов п сырья: торф, бурый боровичский уголь, горючие сланцы, гидроресурсы Волхова, Сви-ри, тихвинские бокситы, известняки, огнеупорные глины. Все это содействовало созданию в районах, примыкающих к Ленинграду, новых отраслей промышленности и появлению новых индустриальных центров: торфодобывающих (Синявино, Назия), сланцевого (город Сланцы), энергетических (Волхов, Подпорожье), бокситового и алюминиевого (Бокситогорск и Волхов), производства огнеупорных изделий (Боровичи), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (Дубровка, Сясьстрой и др.).
Советская власть победила в Карелии в ноябре 1917 — феврале 1918 г. В июне 1920 г. в составе РСФСР была образована Карельская трудовая коммуна, а в июле 1923 г.— Карельская АССР.
Направление экономического развития республики в основных чертах было определено в постановлении Совета Труда и Обороны еще в 1921 г., в котором предусматривалась индустриализация ее народного хозяйства путем комплексного использования основных естественных богатств — лесов, недр и вод.
Первоначально большая роль в подъеме экономики и заселения Карелии и Кольского полуострова отводилась Мурманской железной дороге. Ее управлению предоставлялось в 20-х годах право исследования и заселения прилегающих к дороге обширных территорий. В некоторой мере сходную роль сыграла постройка во второй пятилетке Беломоро-Балтийского канала.
За годы довоенных пятилеток в Карелии резко возросли заготовки древесины, поставляемой другим районам страны, а также на экспорт, выросло потребление ее для нужд деревообрабатывающей и вновь созданной целлюлозно-бумажной промышленности в самой республике. Новым толчком для дальнейшего развития горной промышленности в Карелии послужил спрос на нерудное сырье со стороны строительной и электротехнической промышленности Ленинграда и Москвы. Началось энергетическое использование рек (Кондопожская ГЭС на Суне).
Кольский полуостров до революции был диким, безлюдным краем. Вся промышленность его в ту пору состояла из четырех маломощных лесопильных заводов да небольших рыбных промыслов. Население в созданной вскоре после революции Мурманской губернии составляло немногим более 10 тыс. человек.
Многоотраслевое народное хозяйство Мурманской области сложилось за годы довоенных пятилеток. Огромную роль в его развитии сыграла большая помощь Ленинграда, особенно в начальный период индустриализации Карело-Мурманского Севера в 20—30-х годах. Достаточно вспомнить организационную деятельность С. М. Кирова на Кольском полуострове, геологические изыскания академика А. Е. Ферсмана и его учеников в Хибинах.
Ведущую роль в Мурманской области, образованной в 1938 г., заняла еще до войны рыбная промышленность. Рыбный флот здесь был создан заново. Он состоял из государственных траловых, сельдяных и колхозных судов, которыми добывалось ежегодно большое количество рыбы. Мурманск стал крупным торговым портом. Значение его особенно возрастало зимой, когда он становился «форточкой» Ленинграда. Положено было начало освоению внутренних районов области. Первенец заполярной горной промышленности — горнохимический комбинат «Апатит», основанный в начале 1930 г. в районе Кировска, уже давал стране апатитовый концентрат, а горнометаллургическая промышленность, возникшая в области в конце 30-х годов,— металлический никель, черновую медь.
14 января 1929 г. был образован Северный край с центром в Архангельске, просуществовавший до 1937 г., когда из него была выделена Вологодская область. В 1929 г. в составе края был создан Ненецкий национальный округ. Северный край сыграл выдающуюся роль в подъеме лесной промышленности и в увеличении лесного экспорта страны.
В первой пятилетке в Северном крае были созданы государственные лесозаготовительные предприятия — леспромхозы, началась широкая механизация заготовок древесины. В эти годы здесь было построено десять крупных лесопильных заводов (в Архангельске, Онеге, Мезени и Котласе). В годы довоенных пятилеток в крае были созданы новые отрасли фабрично-заводской деревообрабатывающей промышленности, вырабатывающие ящичную тару, строганые доски на экспорт, мебель и строительные детали. Вместо старых лесопилок появились лесопильно-деревообрабатывающие комбинаты (доки).
В 1935 г. был введен в эксплуатацию Соломбальский сульфатно-целлюлозный завод, поэднее — еще ряд предприятий, использующих древесину в химических целях. Получила развитие в крае и так называемая малая лесохимия. Она дает стране живицу, добываемую подсечным промыслом в сосновых лесах; из нее изготовляются канифоль, скипидар, смола, уксус-но-кальциевый порошок, уксусная кислота. Второе место после лесообработки в крае заняли машиностроение и металлообработка, обслуживающие лесную промышлен-
ность, водный транспорт н рыбную промышленность. Рыбная промышленность Архангельска по сравнению с Мурманском сохранила скромную роль, особенно после перевода тралового флота из Архангельска в Мурманск.
В Вологодской области, выделенной в 1937 г. из Северного края, решающео значение имели заготовка леса, лесообработ-ка и целлюлозно-бумажная промышленность.
В 1921 г. в составе РСФСР была создана автономная область Коми (зырян) с центром в городе Усть-Сысольске (теперь Сыктывкар). В 1936 г. автономная область была преобразована в автономную республику (Коми АССР).
За годы социалистического строительства резко возросли в республике лесозаготовки. широко развернулась добыча угля и нефти.
Еще в 1918 г. местный житель открыл на берегу Воркуты крупное месторождение каменного угля. По указанию В. И. Ленина на Печору была послана первая геологоразведочная экспедиция, а уже в сентябре 1934 г. была введена в строй первая угольная шахта на Воркуте. Однако отсутствие железнодорожной связи длительное время ограничивало развитие Печорского угольного бассейна. В 1931 г. впервые на Ухте на одном из участков обширной Ти-манской нефтегазоносной провинции была получена нефть. Вошел в эксплуатацию Ухтинский нефтеобрабатывающий завод.
Годы Великой Отечественной воины
Нападение фашистской Германии на СССР приостановило созидательный труд советских людей. На Ленинград была двинута сильная группа вражеских армий.
900 дней ленинградской блокады — 900 дней неимоверных лишений и героизма
i10
21 августа 1941 г. началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. Промышленность города перестроилась на обслуживание фронта. На ближних подступах к Ленинграду велись большие работы по созданию оборонительных рубежей. В самом городе возводились баррикады и противотанковые заграждения.
Ленинградский гарнизон, Балтийский флот, все ленинградцы героически отстаивали свой город в неимоверно тяжелых условиях, лишенные достаточного количества продуктов, топлива и сырья, под обстрелами вражеской артиллерии и налетами авиации. Много сотен тысяч жителей
города погибло от голода. В тяжкий период блокады лишь единственная ледяная дорога по Ладожскому озеру («Дорога жизни») соединяла Ленинград с внутренними районами страны. По ней, а частично и с помощью авиации была эвакуирована большая часть оборудования многих предприятий, вывезено несколько сот тысяч детей, женщин, стариков и учащихся и завезены продукты голодающим ленинградцам.
18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и прорвали кольцо блокады. В середине января 1944 г. советские войска перешли в генеральное наступление против врага и совместными ударами из Ораниенбаума и с Пулковских высот разгромили вражескую группировку под Ленинградом. Блокада наконец была полностью снята.
В это время на северном крыле фронта под Мурманском события разворачивались следующим образом. Хотя налетами фашистской авиации был нанесен большой урон Мурманску, Красная Армия не дала возможности фашистским войскам проникнуть на крайнем северо-западе на расстояние больше чем 20—25 км от государственной границы СССР. Мурманск и Архангельск были опорными пунктами, через которые союзниками поставлялись грузы Советскому Союзу.
За годы блокады фашистские варвары нанесли колоссальный ущерб Ленинграду и его окрестностям. Замечательные памятники русской культуры были уничтожены и разграблены. Многие древние города были превращены в развалины. Сотни колхозов и совхозов лишились важнейших средств производства и скота.
Начавшееся еще до окончания Великой Отечественной войны возрождение народного хозяйства, восстановление городов и сельских поселений Европейского Севера завершилось в первые послевоенные годы.
Еще в 1944 г. правительство поставило задачу возродить Ленинград как крупный индустриальный и культурный центр. После освобождения Ленинграда от блокады приняты были меры для быстрейшего восстановления промышленности и городского хозяйства. 1 ноября 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о первоочередном восстановлении 15 древнерусских городов, среди которых были названы Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса.
Послевоенный период
Восстановление довоенного объема промышленного производства было достигнуто в Ленинграде в 1949 г. Большую роль сыграла реэвакуация промышленных предприятий, перебазированных в военные годы в районы Приуралья, на Урал. Промышленные кадры в послевоенные годы сформировались не столько за счет возвращения на предприятия эвакуированных ленинградцев, сколько путем привлечения в Ленинград рабочих, инженеров и ученых из других центров страны, а также за счет набора рабочей силы в сельских местностях.
За годы послевоенных пятилеток и семилетку ленинградская промышленность много сделала для досрочного выполнения государственных планов. В 1966 г. валовая продукция промышленности Ленинграда выросла по сравнению с 1945 г. в 15,5 раза, а продукция машиностроения и металлообрабатывающей промышленности увеличилась более чем в 28 раз. Ленинградская промышленность выделяется не только количественными успехами, быстрыми темпами увеличения производства важнейших видов продукции, но и качественными достижениями — повышением надежности и технического совершенства изделий. Современный Ленинград по степени развития промышленности и культуры далеко оставил позади довоенный уровень.
За послевоенный период произошли большие изменения в размещении производительных сил по территории, тяготеющей к Ленинграду и охватывающей южные области Севера.
Прежде всего они коснулись Ленинградской области. Здесь создано много новых предприятий, дополняющих производственный комплекс Ленинграда (промышленность: энергетическая, торфяная, сланцевая, строительных материалов). Вместе с тем получили все возрастающее значение отрасли союзного значения: бокситовая, глиноземная, алюминиевая, химическая, целлюлозно-бумажная.
Сотни тысяч ленинградцев лежат под плитами Пискаревского мемориала. Торжественно-траурный церемониал на Пискаревском кладбище в канун Дня Победы
i11
В последние десятилетия многое сделано для концентрации ленинградских промышленных предприятий, углубления их специализации и кооперирования. Кроме того, более простые или трудоемкие производства переданы филиалам крупных ленинградских предприятий или специализированным заводам и фабрикам, созданным в пределах Ленинградской, Псковской и Новгородской областей.
Южные области Европейского Севера, где раньше развивалась преимущественно местная промышленность, сейчас превратились в индустриально-аграрные районы с крупными и средними индустриальными городами — Череповцом, Псковом, Новгородом, Великими Луками, Боровичами.
Хозяйство северных областей и автономных республик в послевоенный период развивалось по пути разностороннего и комплексного использования природных богатств, в первую очередь леса, полезных ископаемых и водных ресурсов. Здесь большое развитие теперь получили такие отрасли обрабатывающей промышленности, как нефтеобрабатывающая и сажевая (Коми АССР), производство машин, необходимых для заготовки древесины (трелевочных тракторов), и бумагоделательного оборудования, судов и других механизмов (Петрозаводск, Архангельск).
Возросли связи Ленинграда и соседних с ним промышленных центров с карело-мурманской частью края (увеличился вывоз древесины в южном направлении, больше поставляется апатитового и нефелинового концентратов для химических и глиноземных заводов) и с северо-восточной частью Европейского Севера. Постройка Северо-Печорской железнодорожной магистрали (1941 г.), а в последнее время и газопровода (Вуктыл — Череповец — Торжок) позволила использовать большие энергетические ресурсы Коми АССР (уголь,нефть и природные газы) в крупных центрах потребления топлива, расположенных в южных областях Севера, в первую очередь в Ленинграде и Череповце. Создание Череповецкого металлургического завода обусловило возникновение железорудной промышленности в Мурманской области и содействовало увеличению добычи угля в Печорском угольном бассейне. Череповец стал как бы связующим звеном, объединя-ющим северные области с промышленными узлами, расположенными в южной части Европейского Севера, в первую очередь с Ленинградом.
Подобную же роль играют и другие промышленные узлы, потребляющие много сырья и энергии. Они возникли в южных областях Европейского Севера, но тесно связаны с сырьем и топливом, расположенными на далеком севере. К ним следует отнести Волховский алюминиевый комбинат, который использует для производства глинозема нефелин, получаемый попутно с апатитовым концентратом на Кировском комбинате «Апатит» предприятии в Мурманской области. Апатитовый концентрат поступает в суперфосфатный цех Волховского комбината для выпуска двойного суперфосфата. Такого же типа связи характерны и для Пикалевского глиноземного завода. После того как здесь будет исчерпана собственная сырьевая база, Тихвинское глиноземное предприятие ориентируется на привозные северо-онежские бокситы Архангельской области. Наконец, следует упомянуть о тесных связях целлюлозно-бумажных предприятий, расположенных в южных областях, с лесным сырьем северной полосы (Сясьстрой, Приозер-ский и Окуловский целлюлозно-бумажные комбинаты).
Развитие энергетической и нефтехимической промышленности в Ленинграде и прилегающем районе будет и впредь опираться на все возрастающие потоки нефти и природного газа, поступающие не только из Коми АССР, но и транзитом через эту республику с Тюменского севера.
<<<---