ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ТРАКТОРА
В период эксплуатации тракторист-машинист может проверять и при необходимости регулировать некоторые механизмы трактора без помощи мастера-наладчика. Покажем порядок проверки и регулировки механизмов тракторов ДТ-75М и МТЗ-80.
Проверка и регулировка зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел.
Нормальные зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел в прогретых дизелях должны соответствовать величинам, указанным в таблице 2. Зазоры при холодном дизеле надо увеличивать на 0,05 мм.
В дизеле А-41 проверяют зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел, а при необходимости и регулируют зазоры спустя 15 мин после остановки двигателя следующим образом.
Очищают колпак головки цилиндров и снимают его. Проверяют динамометрическим ключом затяжку гаек, крепящих головку цилиндров. Эту операцию надо выполнять в соответствии с данными таблицы 3.
Включают декомпрессионный механизм. Устанавливают поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого, вывинтив установочную шпильку из картера маховика, вставляют ее в отверстие обратным концом и, слегка нажимая на шпильку, медленно поворачивают коленчатый вал, пока она не войдет в углубление на маховике. Выключают декомпрессионный механизм и замеряют зазоры между торцами стержней клапанов первого цилиндра и бойками коромысел. Щуп толщиной 0,25 мм должен проходить в зазор с небольшим усилием, а щуп толщиной 0,20 мм — свободно. Для регулировки следует отвернуть контргайку регулировочного винта и, удерживая ее ключом, завинчивать или отвинчивать отверткой винт до получения необходимого зазора. Затем надо затянуть контргайку, удерживая винт отверткой.
После этого щупом вновь проверяют величину зазора, поворачивая штангу толкателя вокруг своей оси, чтобы убедиться в ее свободном вращении.
Закончив регулировку зазоров между бейками коромысел и торцами стержней клапанов первого цилиндра, регулируют декомпрессионный механизм, относящийся к данному цилиндру. Для этого валик декомпрессионного механизма устанавливают так, чтобы ось его регулировочного винта была вертикальна. Отвертывают контргайку винта, а винт завертывают до полного выбора зазоров между винтом и коромыслом, стержнем клапана и бойком коромысла. Затем винт ввертывают еще на один полный оборот и законтривают его.
Вынимаю®установочную шпильку и, ввинтив ее в отверстие картера маховика. проверяют и регулируют величину зазоров у клапанов других цилиндров дизеля, как и первого цилиндра.
Чтобы ускорить операции, их выполняют в порядке работы цилиндров (1 — 3—4—2). Повернув коленчатый вал на первый полуоборот, проверяют и регулируют величину зазоров у клапанов третьего цилиндра; повернув на второй полуоборот. проверяют и регулируют зазоры у клапанов четвертого цилиндра и т. д.
Проверив и отрегулировав зазоры у всех клапанов, устанавливают на место колпак головки цилиндров, следя за тем, чтобы прокладка была цела и правильно уложена.
В дизеле Д-240 и его модификациях декомпрессионного механизма нет. Проверяют и при необходимости регулируют зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел так, как и в дизеле А-41.
Проверяют и регулируют натяжение ремня и вентилятора на неработающем дизеле.
Ремень не должен быть замаслен и расслоен. Не допускается его перекос в плоскости шкивов. Натяжение ремня проверяют, определяя величину его прогиба при нажатии на ремень в средней части с определенным усилием (табл. 4).
В дизеле А-41 требуемый прогиб ремня 5 (рис. 12) достигается перемещением натяжного ролика. Перед регулировкой отвинчивают на один — два оборота гайку крепления оси шкива 6 ролика. Завертывая или отвертывая натяжной устанавливают необходимое натяжение, а затем завинчивают гайку крепления оси шкива.
Регулируют натяжение ремня, охватывающего шкив 1 генератора, перемещая его.
В дизелях Д-240 и Д-50 для натяжения ремня вентилятора перемещают генератор.
Проверка и регулировка зазоров между электродами свечи пускового-двигателя.
Отсоединив провод от свечи, тщательно очищают свечу и головку цилиндров вокруг нее. Вывертывают свечу трубчатым торцовым ключом, снижают прокладку
и закрывают отверстие в голов к"? цилиндров деревянной пробкой. После этого очищают от нагара электроды и корпус свечи тонкой стальной пластинкой, а изолятор — волосяной щеточкой, смоченной в бензине.
Чтобы нагар легко очищался, свечу можно предварительно положить на несколько минут в ванночку с бензином. После очистки свечу промывают в бензине, просушивают и осматривают изолятор. Свечу с трещиной на изоляторе и обгоревшую прокладку заменяют.
Круглым щупом (рис. 13, а) проверяют зазор между электродами, он должен быть в пределах 0,6...0,7 мм. Если необходимо, регулируют его, подгибая боковой электрод, как показано на рисунке 13, в. После этого кладут свечу на корпус двигателя и, присоединив к ней провод, провертывают стартером или вручную коленчатый вал пускового двигателя, наблюдая за искрой, которая должна быть
яркой, светло-голубого цвета. Затем, отсоединив от свечи провод, ставят свечу на место, подложив под нее прокладку, и присоединяют к ней провод.
Проверка и регулировка натяжения гусеничной цепи.
У тракторов ДТ-75М, ДТ-75 и Т-74 проверяют и регулируют натяжение так: трактор устанавливают на ровной твердой площадке. У правильно натянутой гусеничной цепи расстояние от плоскости, проведенной через, пальцы наиболее провисшего звена, до плоскости ровной линейки, проставленной на концах пальцев звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, должно быть в пределах 30...50 мм (рис. 14) у тракторов ДТ-75Л1 и ДТ-75 и 40...80 мм у трактора Т-74. Пружины 5 (рис. 15) амортизирующего устройства должны быть сжаты у тракторов ДТ-75Л1 " и ДТ-75 до 640 мм, у трактора Т-74 — до 450...465 мм.
Если измеренная величина провисания гусеничной цепи окажется больше или меньше нормальной величины, натяжение необходимо отрегулировать. Для этого очищают и промывают керосином натяжной болт 1, смазывают его дизельным маслом и отпускают контргайку 4. Вращая регулировочную гайку 3, устанавливают. коленчатую ось 6 так, чтобы натяжение выровнялось. Продвинув трактор своим ходом на 2...3 м вперед и назад (для равномерного распределения натяжения гусеничной цепи), вновь проверяют натяжение. Затем надежно затягивают контргайку 4, густо смазывают резьбу болта солидолом и обматывают ее брезентом.
Если после нескольких регулировок гусеничную цепь нельзя натянуть из-за того, что коленчатая ось 6 занимает крайнее переднее положение, цепь нужно разъединить, снять одно звено с пальцем и отрегулировать цепь до нормального натяжения.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАКТОРОВ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
В холодное время года, когда температура окружающего воздуха плюс 5° и ниже, эксплуатация тракторов усложняется. Объясняется это ухудшением условий работы систем питания, охлаждения и смазки дизеля, повышением вязкости масла в механизмах трансмиссии.
Для бесперебойной работы трактора в условиях низких температур следует ДО наступления холодов провести сезонное осенне-зимнее техническое обслуживание, утеплить трактор и заменить воду в камерах ведущих колес, используемую Для увеличения сцепного веса, раствором хлористого кальция.
Трактор надо утеплять чехлом, закрывающим радиатор и капот дизеля, с откидным клапаном в передней части. Нижний трубопровод, соединяющий дизель с радиатором, внешние топливопроводы и маслопроводы должны быть обмотаны войлоком, покрытым сверху плотной тканью. Обмотку закрепляют мягкой проволокой и покрывают масляной краской. На топливные и масляные фильтры, рукоятки рычагов управления и педали надевают суконные или войлочные чехлы, а на пол кабины кладут резиновый коврик или фанеру. Для предохранения лобового стекла от намерзания на него устанавливают антиобледенительное стекло, представляющее собой две склеенные панели и нагревательный элемент, включенный в электрическую систему трактора.
При температуре окружающей среды ниже минус 25° раствор хлористого кальция сливают из камер ведущих колес. При эксплуатации тракторов в холодное время года, кроме обычных операций но техническому обслуживанию и пуску двигателей, необходимо выполнять и ряд других.
Система питания.
С понижением температуры воздуха вязкость дизельного топлива увеличивается. Это затрудняет его прохождение по топливопроводам и в топливных фильтрах, ухудшается распыл топлива форсунками. Поэтому до температуры окружающего воздуха минус 20° нужно применять зимние сорта дизельного топлива. Если температура воздуха ниже минус 20°, к зимнему дизельному топливу следует добавлять тракторный керосин: при температуре от минус 20° до минус 30° — 15%, при температуре от минус 30" до минус 35° — 25% и при температуре от минус 35° и ниже — 30.„5096.
Перед заливкой в топливный бак керосин и дизельное топливо необходимо тщательно перемешать в чистой посуде, проверить, нет ли воды в топливе. В условиях низких температур даже незначительное количество воды в топливе может вызвать закупорку топливопроводов и топливных фильтров. Воду из топлива можно легко удалить вымораживанием.
С наступлением холодной погоды рекомендуется чаще сливать отстой из топливного бака, фильтров грубой и тонкой очистки топлива и отстойника топлива пускового двигателя.
Трактор заправляют топливом сразу после окончания смены, чтобы на стенках пустого бака от конденсации влаги, содержащейся в воздухе, не образовался иней.
Система смазки.
Поскольку при пониженных температурах вязкость масла возрастает, в дизеле и других составных частях трактора следует применять только зимние (менее вязкие) сорта масел.При длительных остановках тракторов, не имеющих пусковых жидкостных подогревателей, масло из картера дизеля надо слить в чистую закрытую посуду сразу после остановки дизеля. Холодный дизель заправить маслом, подогретым до температуры 70 . . . 80° в специальной масло-грейке.
Система охлаждения.
Во время работы трактора необходимо следить за температурой воды в системе охлаждения, поддерживая ее на уровне 80... 95°, прикрыв радиатор клапаном капота на определенную высоту. Если температура воды повышается (вплоть до кипения), это свидетельствует о ненормальной циркуляции воды в системе охлаждения из-за замерзания воды в нижней части радиатора или в нижнем отводящем патрубке. В таком случае надо немедленно остановить трактор и перевести дизель на малую частоту вращения коленчатого вала. Затем на ощупь определить места, где замерзла вода, и, освободив.их от утепляющих материалов, отогревать тряпками, смоченными в горячей воде. Начинать отогрев следует с самых нижних замерзших участков.
На стоянку трактор ставят только на защищенное от ветра место.
При кратковременной остановке трактора нельзя допускать снижения температуры воды ниже 40°. Если температура воды снизилась до 40°, дизель следует завести и прогреть. Если остановка трактора длительная, воду необходимо слить в чистую закрытую посуду после того, как температура ее снизится до 55 . . . 50" Сливая воду, необходимо несколько раз проверить проволокой чистоту отверстии в сливных краниках. После слива воды коленчатый вал следует повернуть на 3...4 оборота, чтобы слить остатки воды из водяного насоса. Сливные краники оставляют открытыми и на трактор вывешивают специальную табличку с указанием, что вода и масло слиты.
Если трактор работает при температуре окружающего воздуха минус 10°
и ниже, для охлаждения рекомендуется использовать антифризы (см. раздел •Эксплуатационные материалы»).
Запуск дизеля.
Перед пуском закрывают радиатор и дизель теплым чехлом и постепенно прогревают, пропуская через систему охлаждения (при открытых сливных краниках) воду, нагретую до 60...70°. Затем закрывают краники и заливают в систему охлаждения воду при температуре 90...95°. Если дизель прогреется недостаточно, остывшую воду сливают и вторично заполняют систему охлаждения горячей водой. Одновременно с окончательным заполнением системы охлаждения водой в картер двигателя заливают предварительно подогретое моторное масло.
После заправки дизеля горячими водой и маслом разъединяют при помощи главного сцепления дизель с трансмиссией и прокручивают коленчатый вал на несколько оборотов. Если имеется увеличитель подачи топлива, его нужно вклю-Чить при пуске дизеля.
Тракторы классов 14 кН и выше оборудованы или могут быть по заказу оборудованы предпусковым подогревателем. Наиболее широко распространены подо-гРеватели модели ПЖБ различных размеров,их устанавливают на тракторы в осен-
нс-зимний период. Когда температура окру- I жающего воздуха выше 5°, подогреватель снимают с трактора и хранят в закрытом сухом помещении.
Схема работы подогревателя ПЖБ-200 (дизелей А-41 и СМД-14) показана на рисунке 16. Бензин Л-72 ГОСТ 2084—77 из бачка 4 по топливопроводу 11 поступает в горелку котла /. Горелка имеет свечу для воспламенения топлива и направляющий аппарат для завихрения воздуха, поступающего от вентилятора 7. В котле газы от сгоревшего топлива нагревают воду, которая по трубопроводам 5 подается в систему охлаждения дизеля и прогрепает его. Газы, выходящие из котла, проходят через кожух 9 и нагревают масло в поддоне картера.
Подогреватель ПЖБ-200 имеет электромагнитный клапан 3, который прекращаетjio-дачу топлива к горелке котла при выключенном вентиляторе 7. Иглой клапана 3 регулируют количество топлива, поступающего в горелку. На панели управления подогревателем смонтированы контрольная спираль 1 (рис. 17), переключатель 2 и выключатель 3 свечи накаливания.
Переключатель 2 имеет три форсированных положения: 0 — нейтральное, когда движок переключателя .вдвинут до конца, все приборы выключены; I — продувка котла, если движок выдвинут на половину хода, включен электродвигатель вентилятора; II — рабочее положение, движок выдвинут полностью, вклю- Ч чен вентилятор и электромагнитный клапан.
Для обеспечения безопасности при работе с подогревателем надо последовательно и точно выполнять все операции по использованию подогревателя; при прогреве дизеля в ы к рытом помещении долж! быть хорошая вентиляция; на трактор следует установить огнетушитель и не оставлять трактор без надзора в течение всего периода подогрева дизеля; подогреватель и дизель должны быть чистыми и без подтеков топлива и масла; продувать котел I...2 мин до розжига и после окончания работы подогревателя. При появлении пламени с отработавшими газами или при взрывном горении с сильным прерывистым гулом необходимо устранить причину ненормальной работы котла.
Перед включением подогревателя ПЖБ-200 в работу подготавливают воду в объеме полной емкости системы охлаждения, закрывают сливные краники радиатора и котла I (рис. 16) и шторкой радиатора проверяют наличие топлива в бачке 4, открывай' пробки горловины радиатора и трубы 2, заслонку вентилятора 7. После продувки котла заслонку вентилятора прикрывают примерно на */, и включают свечу накаливания, нажимая на выключатель J (рис. 17) до появленн* ярко-красного накала на контрольной сиир»*; ли 1. После этого переводят переключатель
в рабочее положение. Как только топливо начнет гореть в котле, плавно открывает заслонку вентилятора.
^Г При достижении устойчивости работы котла, что определяют по равномерному шуму горения топлива, выключают свечу накаливания. Последнее устанавливают по контрольной спирали, которая теряет свой накал. Затем через трубу 2 (рис. 16) заливают 8...10 л воды в котел и систему охлаждения дизеля, н через каждые последующие 3...4 мин, определив на ощупь, что труба 5 прогрелась, наливают такое же количество воды. Последнюю дозу наливают через горловину радиатора, закрыв крышкой трубу. Если коленчатый вал дизеля прокручивается рукояткой вручную, чта бывает после 10...15 мин прогрева воды, запускают дизель в обычном порядке.
Когда температура воды и масла достигнет 50...60°, выключают подогреватель. Для этого закрывают кран в топливном бачке, продувают котел, установив переключатель 2 (рис. 17) на половину хода, и затем переводят переключатель в нейтральное положение. Убедившись по прекращению шума в котле об окончании горения топлива, закрывают заслонку вентилятора.
Чтобы облегчить пуск двигателя П-10УД и его модификаций, в цилиндр через краник 1 (рис. 18) предварительно наливают 3...4 г смеси бензина с маслом в пропорции (15 : 1 по объему). Для этой же цели в пусковом двигателе П-23М вывертывают и просушивают свечи.
Для обеспечения нормальной работы гидравлической системы температура масла в ней должна быть не ниже плюс 20°. Чтобы масло подогрелось, насос должен проработать 3...4 мин без нагрузки, без включения рычагов распределителя. Затем несколько раз поднимают и опускают навешенную машину, пока масло в гидросистеме не нагреется до температуры 20°.
Для улучшения проходимости гусеничных тракторов уменьшают натяжение их гусеничных цепей. Провисание цепи между поддерживающими роликами для работы на укатанной снежной дороге должно быть в пределах 50...60 мм, а по Смежной целине — 90 мм.
<<<---