ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
В начале смены перед пуском трактора в работу необходимо выполнить все операции ежесменного технического обслуживании.
Тракторы надо заправлять закрытым способом: топливо и масло подают по шлангу с раздаточным краном. Открытая заправка вызывает большие потери топлива и масел, нефтепродукты загрязняются пылью.
Перед заправкой трактора топливом и маслом, заливные горловины тщательно очищают от пыли. Проверяют, нет ли подтеканий топлива и масел. Уровень масла в картере дизеля проверяют через 15...20 мин после его остановки.
Тракторы заправляют топливом и маслами на стационарных и передвижных постах. Стационарные заправки устраивают на центральных и бригадных (отделениях) складах, иногда на полевых станах и стационарных пунктах технического обслуживания.
Применение специального оборудования, рациональная организация работ сокращают время и затраты труда на заправку машин, устраняют потери и сохраняют качество нефтепродуктов.
Масло в картеры дизеля, коробки передач и другие механизмы машин, а также в посуду для заправки картеров надо подавать через насос-дозатор 03-1559 или из переносного маслораздаточного.бака 133-01. Для смазки ходовой части машин под давлением следует применять переносной маслораздаточный бак 03-1587. Баки сделаны с ручными поршневыми насосами и раздаточными рукавами с наконечниками.
Консистентную смазку нагнетают к трущимся поверхностям подвижных соединений через пресс-масленки электромеханическим солидолонагнетателем 03-972, пневматическим 03-1153А или вручную (солидолонагнетатель 03-1279).
____________
* Плотность при 20° антифриза 40—1067... 1072 кг/м3, а антифриза 65—1085.., 1090 кг/м3.
Когда машины заправляют нефтепродуктами и водой в небольших количествах, пользуются бидонами (канистрами), бачками, кружками и воронками. Весь этот заправочный инвентарь должен быть исправным и чистым, его надо предохранять от ударов.
Значительно повышается про-изводител ь ность маш и нно-трактор -ного парка, если применять механизированные передвижные агрегаты: заправочные и для технического обслуживания. Работуях организуют по маршрутам с указанием времени и места заправки тракторов и других машин.
Рассмотрим подготовку тракторов к работе И управление ими на примере наиболее распространенных МТЗ-80 и его модификаций (МТЗ-82, МТЗ-80Л) и ДТ-75М.
Трактор МТЗ-80 и его модификации. Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рисунке 6.
1. Рычаг переключения передач. Вначале включают I (рис. 7) или II ступень редуктора, а затем, переместив рычаг в нейтральное положение, включают нужную передачу.
2. Педаль управления подачей топлива (рис. 6). Нажимом ноги на переднюю часть педали увеличивают подачу топлива, а на заднюю — уменьшают. Педаль можно фиксировать в любом положении, то есть задавать постоянную подачу топлива.
3. Поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. Если вращать поводок гаечным ключом до упора против часовой стрелки (смотреть сверху), включается синхронный привод, по часовой стрелке — независимый, среднее положение — нейтральное.
4. Рукоятка тяги гийрофицированного крюка. Верхнее положение — захваты свободны, нижнее — захваты под нагрузкой.
5. Маховичок. Регулирует давление подпора в заднем цилиндре гидросистемы. Если маховичок вращать по часовой стрелке (рис. 8), давление уменьшается, если против часовой стрелки — давление увеличивается.
6. Педаль сцепления. Нажимом ноги на педаль сцепление выключают (рис. 6).
7. Рычаг переключения понижающего редуктора. Если его установить вперед до отказа, передача понижающая, а назад — прямая.
8. Кнопка выключателя магнето пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л).
Нажатием на кнопку прекращают образование искры в свече.
9. Рукоятка троса аварийной остановки дизеля. Если вытянуть ее па себя, дизель останавливается. В первоначальное положение рукоятка возвращается автоматически после остановки дизеля.
10. Рукоятка управления краником топливного бачка пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При ее вытягивании на себя краник открывается, а при возвращении в исходное положение — закрывается.
11. Рукоятки управления воздушной заслонкой карбюрато-
pa пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). При вытягивании рукоятки на себя воздушная заслонка открывается, при возвращении в исходное положение — закрывается.
12. Блок плавких предохранителей электроцепей.
13. Рычаг управления сцеплениеми шестерней механизма выключения пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). Нейтральное положение рычага—вертикальное. Если его повернуть на себя, шестерня войдет в зацепление с венцом маховика дизеля, а сцепление выключится. При повороте от себя сцепление включится.
14. Маховичок управления шторкой водяного радиатора.
15. Переключатель ближнего и дальнего света. Если он в левом положении, то включен дальний свет, а в правом — ближний свет.
16. Рычажок переключателя указателей поворота.
17. Кнопка включения звукового сигнала.
18. Контрольная лампа включения аккумуляторной батареи,
19. Контрольная лампа включения указателей поворота.
20. Контрольная лампа дальнего света.
21. Амперметр показывает силу зарядного (стрелка отклоняется в сторону знака «+») или разрядного (стрелка отклоняется в сторону знака с—») тока в цепи аккумуляторных батарей.
22. Указатель температуры воды в системе охлаждения дизеля.
23. Указатель давления воздуха в пневмосистеме привода тормозов прицепа.
24. Указатель давления масла в системе смазки дизеля.
25. Тахоспидометр со счетчиком мотэ-часов.
26. Включатель плафона освещения кабины.
27. Включатель стеклоочистителя.
28. Контрольный элемент показывает степень нагрева спирали предпускового электрофакельного нагревателя.
29. Рукоятка фиксатора рулевого колеса. Если она в нижнем положении, фиксатор защелкнут, в верхнем — фиксатор выведен из паза.
30. Ключ включателя стартера и предпускового электрофакельного подогревателя дизеля (МТЗ-80 и МТЗ-82), ключ стартера пускового двигателя (МТЗ-80Л и МТЗ-82Л). Для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 ключ можно ставить в три положения: нейтральное — выключено; при повороте ключа по часовой стрелке в первое положение — включена спираль накаливания электрофакельного подогревателя; при дальнейшем повороте во второе положение — дополнительно включается электромагнитная катушка подогревателя и стартер дизеля.
Для тракторов МТЗ-80Л и МТЗ-82Л ключ бывает в двух положениях: нейтральное — выключено; при повороте ключа по часовой стрелке в первое положение — включен стартер пускового двигателя. В нейтральное положение включатель возвращается автоматически.
31. Колесо рулевое.
32. 33, 34. Рычаги распределителя гидросистемы. Рычаг 32 управляет правым выносным цилиндром; рычаг 33 — левым выносным цилиндром; рычаг 34 — задним (основным) цилиндром. Рычаги распределителя имеют четыре положения (рис. 8): первое (верхнее) — плавающее; второе — опускание; третье — нейтральное; четвертое (нижнее) — подъем.
35. Рычаг управления гидроувеличителем сцепного веса. Он имеет четыре положения (рис. 8).
36. (рис. 6), 38. Педали тормозов. При нажиме на них осуществляется торможение. Одновременно включаются задние комбинированные фонари. При перемещении педали 38 правого тормоза включается привод тормозов прицепа.
37. Планка. Ею можно соединить педали 36 и 38 для одновременного торможения левым и правым тормозами.
39. Тяга привода защелки горного тормоза. Перемещением тяги вверх (когда педали тормозов выжаты) фиксируется положение педалей при торможении. Тяга ""^вращается в первоначальное положение под действием пружины автоматически пРи нажатии на педали.
40. Рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором. Если рукоятку перемещать на себя до упора в крайнее положение сектора, навесная машина поднимается. Рукоятку удерживают в этом положении до полного подъема машины. Затем отпускают ее и она автоматически установится на фиксатор сектора, то есть в положение «регулятор выключен». Для опускания машины рукоятку снимают с фиксатора и перемещают от себя до упора в маховичок-ограничитель, положение которого можно регулировать по прорези в' секторе. Чем дальше от себя будет повернута рукоятка, тем ниже опустится навесная машина.
41. Рычаг управления задним ВОМ. У него два положения: переднее — ВОМ выключен; заднее — ВОМ включен.
42. Включатель аккумуляторной батареи. При нажатии на горизонтальный шток аккумуляторная батарея выключается, при нажатии на вертикальный — включается.
43. Включатель задних фар.
44. Кронштейн фиксации наклона спинки сиденья водителя.
45. Болт регулировки жесткости сиденья водителя.
46. Тяга управления раздаточной коробкой (МТЗ-82 и МТЗ-82Л). Она в трех положениях: крайнее нижнее — муфта свободного хода выключена; среднее— муфта свободного хода включена; крайнее верхнее — принудительно включен передний ведущий мост. Среднее и верхнее положение фиксируют специальным упором.
47. Включатель блока отопления (охлаждения) кабины.
48. Рукоятка крана силового (позиционного) регулятора. Перемещая ее назад, кран закрывают, а вперед — открывают.
49. Переключатель способов регулирования. Если переключатель повернуть влево по ходу трактора, включится силовое регулирование, а вправо — позиционное.
50. Рукоятка регулировки сиденья водителя по высоте.
51. Рычаг регулировки сиденья водителя по длине.
52. Переключатель освещения. У него три положения: первое, когда кнопка находится в переднем положении,— все выключено; второе — кнопка выдвинута в среднее положение,— включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака и контрольно-измерительные приборы на щитке, фары прицепной машины; третье (кнопка выдвинута назад) — включаются передние фары.
Кроме показанных на рисунке 6 органов управления, трактору МТЗ-80 и его модификациям приданы:
A. Рукоятка включения привода компрессора. У компрессора 60 113, когда рукоятка в горизонтальном левом положении, он включен, а в горизонтальном правом — выключен. Если установлен компрессор модели А29 01, то при горизонтальном левом положении рукоятки он выключен, а при горизонтальном правом — включен.
Б. Рычаг включения насоса гидросистемы с правой стороны по ходу трактора у масляного бака. Когда рычаг в верхнем положении, насос включен, а в нижнем — выключен. Для перевода рычага нужно оттянуть его рукоятку до выхода фиксатора из паза.
B. Поводок переключения независимого ВОМ, расположенный в нижней стенке корпуса сцепления. Для включения первой ступени (548 об/мин) нужно поводок повернуть по часовой стрелке (смотреть снизу), а для включения второй ступени (1013 об мин) — против . часовой стрелки.
Г. Маховичок поворотного крана управления датчиком автоматической блокировки дифференциала (АБД), расположенный на корпусе гидроусилителя рулевого управления. При установке маховичка в положение «никл.» АБД отключен н дифференциал заднего моста разблокирован независимо от положения направляющих колес. При установке в положение «вкл.» АБД включен и разблокирование дифференциала происходит автоматически при повороте направляющих колес на угол более 13°. Маховичок имеет такое же пРинудИТель110е блокирование.
Пуск дизеля. Вначале надо убедиться, что в баках дизеля и пускового двигателя имеется топливо; открыт кран бака дизеля; рычаг переключения передач в нейтральном положении; задний и боковой ВОМ выключены; система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью. В холодную погоду маховичком 14 (рис. 6) закрывают шторку радиатора. Проверяют заполнение топливопроводов и фильтров топливом. Для этого, отвернув вентиль на корпусе фильтра тонкой очистки, прокачивают ручной помпой топливо. Оно должно течь из сливной трубки струей без пузырьков воздуха. При наличии таких пузырьков топливо прокачивают до тех пор, пока их не будет.
Пуск дизеля Д-240. Установить педаль 2 управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче, включить включатель 42 аккумуляторной батареи и ключом 30 спираль накаливания электрофакелыюго подогревателя. Когда контрольный элемент 28 накалится до ярко-красного цвета (через 12...20 с), педалью 6 выключить сцепление и ключом 30 включить электромагнитную катушку подогревателя и стартер. Если через 10... 15 с дизель не заведется, стартер надо выключить.
Если необходимо, делают два... три последовательных включения стартера с перерывами в 30...40 с. Если после двух... трех попыток дизель не заведется, значит, он неисправен. Надо найти и устранить неисправность.
После кратковременной остановки дизель можно запускать в работу, не включая спираль накаливания.
Как только дизель начнет работать, стартер необходимо выключить и включить сцепление-.
После запуска дизеля его работу проверяют в течение 2...3 мин при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, плавно изменяя положение педали 2. Дизель должен работать равномерно, без стуков.
После прогрева двигателя, когда температура воды в системе охлаждения будет не менее 50°, а избыточное давление масла 0,2.,,0,3 МПа (2...3 кгс/см-), его можно включать в работу.
Пуск дизеля Д-240Л. Вначале запускают двигатель П-10УД. Для этого рукояткой 10 открывают краник топливного бачка и рукояткой И воздушную заслонку карбюратора. Обе рукоятки фиксируют на упорах. Смазывают кривошипно-ша-тунный механизм двигателя: отворачивают сливную пробку картера; выключают кнопкой 8 магнето, включают включателем 42 аккумуляторную батарею и ключом 30 стартер; прокручивают коленчатый вал двигателя в течение 5...6 с; ставят на место сливную пробку. Затем рычагом 13 вводят шестерню механизма выключения в зацепление с венцом маховика дизеля и ключом 30 включают стартер. Если через 4...5 с двигатель не начнет работать, стартер надо выключить и повторно включить после перерыва в 30...40 с. Повторных включений делают не более трех, и, если двигатель не завелся, нужно найти причину и устранить ее.
Подогревают двигатель, давая ему проработать 2...3 мин на малой частоте вращения коленчатого вала, и постепенно доводят ее до номинальной, ограничиваемой регулятором.
При неисправной аккумуляторной батарее или стартере двигатель П-10УД можно запустить вручную (шнуром). Для этого снимают кожух маховика двигателя вместе со стартером, изолируют наконечник провода стартера, вводят узел шнура в один из пазов маховика и в направлении стрелки на маховике наматывают шнур (по часовой стрелке, если смотреть на двигатель со стороны маховика). Второй конец шнура пропускают между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком тянут шнур на себя. Нельзя наматывать шнур на руку, так как при преждевременной вспышке в цилиндре маховик может начать вращаться в обратную сторону и затянуть руку. Нельзя стоять в плоскости вращения маховика при работе двигателя.
Затем надо установить педаль 2 управления подачей топлива в положение, соответствующее наибольшей подаче, и плавно включить рычагом 13 сцепление. Если частота вращения коленчатого вала пускового двигателя начнет падать,
сцепление следует выключить и через небольшой промежуток времени, когда восстановится частота вращения вала двигателя П-10УД, вновь включить.
Как только дизель начнет работать, необходимо выключить сцепление (рычаг 13 установить в нейтральное положение) и остановить пусковой двигатель.
Если двигатель П-10УД, не уменьшая частоты вращения вала, прокручивает пал дизеля, который не заводится, нужно найти причину и устранить ее.
На полной мощности двигатель П-10УД должен работать не более 15 мин, иначе он перегреется.
Пусковой двигатель останавливают так: закрывают краник бака и воздушную заслонку, возвратив рукоятки 10 и 11 в исходное положение. Выключают зажигание кнопкой 8.
После пуска дизеля проверяют его работу на холостом ходу при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала, плавно увеличивая ее.
Нагружать дизель можно после нагрева охлаждающей жидкости до 50...60° и избыточного давления в системе смазки не менее 0,2 МПа (2,0 кгс/см2).
По мере нагрева дизеля и повышения температуры охлаждающей жидкости открывают шторку радиатора маховичком 14. При температуре 75...80° шторку можно полностью открыть.
Работа на тракторе.
Чтобы привести его в движение, необходимо при малой частоте вращения коленчатого вала дизеля выключить сцепление, выжав до отказа педаль 6, и через несколько секунд включить рычагом 1 требуемую передачу. Рычаг должен переставляться легко и без рывков. Если зубья шестерен не входят в зацепление, рычаг 1 возвращают в нейтральное положение. Счегка отпускают педаль 6 сцепления и, вновь выжав се, включают необходимую передачу. Затем увеличивают подачу топлива и плавно полностью отпускают педаль 6, одновременно дают звуковой сигнал.
Поворачивают трактор в какую-либо сторону рулевым колесом 31. Для крутого поворота нужно подтормаживать то ведущее колесо, в сторону которого делают поворот. Круто поворачивать можно только на небольшой скорости движения без нагрузки. При спуске с горы надо включать I или II передачу. Если трактор работает с тяжелыми машинами, навешенными сзади, следует уложить дополнительный груз на передний брус трактора.
Во время работы тракторист-машинист должен следить:
за показаниями контрольных приборов, чтобы избыточное давление в системе смазки было в пределах 0,2...0,3 МПа (2,0...3,0 кгс/см2), температура в системе охлаждения 80...95°, избыточное давление воздуха в пневмосистеме привода тормозов прицепа 0,65...0,80 МПа (6,5...8,0 кгс/см2).
Если избыточное давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см-), дизель следует остановить и устранить причину понижения давления.
При повышении температуры воды до 100° прекращают движение трактора и, дав проработать дизелю при средней частоте вращения коленчатого вала, пока температура воды не снизится до 80°, останавливают дизель и устраняют неисправность.
Необходимо следить: за показаниями амперметра в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля и состояния аккумуляторных батарей амперметр 21 может показывать зарядку или разрядку; за цветом отработавших газов; за звуками, издаваемыми дизелем и другими механизмами трактора. При появлении необычного шума или стука двигатель немедленно останавливают. Пока не ликвидированы причины, вызвавшие ненормальный шум, работать на тракторе нельзя.
Тракторист должен обращать внимание на то, как работают машины и прицепные тележки.
Для остановки трактора выжимают педаль 6 сцепления, переводят рычаг 1 в нейтральное положение и, отпуская педаль 6 в первоначальное положение, снижают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Дают дизелю проработать несколько минут без нагрузки на небольшой частоте вращения коленчатого вала, чтобы снизилась температура масла и охлаждающей жидкости, а затем выключают педалью 2 подачу топлива и включателем 42— аккумуляторную батарею (при этом контрольная лампа 18 должна погаснуть).
Для срочной остановки трактора следует нажать одновременно на педаль 6 сцепления и на педаль 36 и 38 обоих тормозов.
При вынужденной остановке на склоне планкой 37 у педалей тормозов блокируют педали 36 и 38 и, нажимая на них до отказа, стопорят их, вытянув вверх тягу 39.
Если частота вращения коленчатого вала дизеля резко увеличилась (дизель идет вразнос), нужно быстро выключить подачу топлива и одновременно потянуть на себя рукоятку 9 троса аварийной остановки.
Трактор ДТ-75М. Органы управления и контрольные приборы при пуске двигателем П-10УД показаны на рисунке 9.
1, 3. Педали правого и левого остановочных тормозов. При нажиме на них происходит торможение.
2. Рычаг сцепления увеличителя крутящего момента (УКМ) *.
Для выключения сцепления (включения УКМ) рычаг надо установить в заднее положение, а для включения сцепления (выключения УКМ) — в переднее.
4. Рычаг переключения передач. Включают нужную передачу согласно схеме на рисунке 10.
5. Рычаг сцепления ** или педаль сцепления (рис. 9). Нажимом ноги на педаль сцепление выключают.
6,7. Рычаги левого и правого тормозов планетарного механизма. При перемещении рычагов на себя происходит оттормаживание.
8. Рычаг управления подачей топлива. Крайнее нижнее положение рычага соответствует наибольшей подаче топлива. При перемещении рычага вверх подача уменьшается. В крайнем верхнем положении рычага подача топлива выключена.
9. Насос ручной подкачки топлива. Для пользования насосом отвертывают рукоятку штока и перемещают его вверх и вниз.
10. Рычаг сцепления редуктора пускового двигателя. Когда рычаг в вертикальном положении, сцепление редуктора выключено. Для включения сцепления рычаг нужно перевести в крайнее переднее положение.
11. Рычаг механизма декомпрессии. В крайнем верхнем положении рычага механизм декомпрессии выключен, а в крайнем нижнем — включен.
12. Рычаг включения шестерни механизма выключения пускового двигателя. При крайнем переднем положении рычага шестерня включена, при крайнем заднем — выключена.
13. Рычаг включения электростартера. Чтобы его включить, надо перевести рычаг в крайнее заднее положение до его полного контакта со штоком включателя.
14. Цепь с головкой для регулирования положения шторки водяного радиатора.
15. Рукоятка обогрева кабины и обдува ветровых стекол.
16. 17, 18. Рычаги распределения гидросистемы. Рычагом 16 управляют левым насосным цилиндром; рычаг 17 — задним (основным) цилиндром; рычагом 18 — правым выносным цилиндром. У рычагов распределителя четыре положения: первое (верхнее) — подъем; второе — нейтральное; третье — опускание; четвертое (нижнее) — плавающее.
19. Указатель температуры воды в системе охлаждения дизеля,
___________
* УКМ установлен в тракторах комплектации ДТ-75М-У.
** Устанавливается только в тракторах с УКМ.
20. Указатель давления масла в системе смазки дизеля.
21. Амперметр.
22. Рукоятка тяги управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя.
23. Указатель давления масла в системе смазки У КМ.
24. Кнопка включения звукового сигнала.
25. Реле-регулятор.
26. Контрольная лампа включения аккумуляторной батареи в электрическую сеть.
27. Рычаг механизма декомпрессии.
28. Рычаг управления ВОМ. Для включения ВОМ в работу надо рычаг переместить вниз, для выключения — вверх. Включать и выключать ВОМ можно только при выключенном главном сцеплении.
29. Включатель передних фар и лампы щитка контрольных приборов.
30. Рычаг управления сцеплением редуктора и механизмом выключения пускового двигателя.
31. Контрольная лампа сигнализирует о перегреве масла в системе смазки дизеля.
32. Маховичок крана подачи топлива к карбюратору пускового двигателя.
33. Кнопка включения аккумуляторной батареи в электросеть.
34. Кнопка выключения аккумуляторной батареи из электросети,
35. Штепсельная розетка для включения переносной лампы.
36. Кнопка выключения магнето пускового двигателя.
37. Включатель стартера пускового двигателя.
38. Рычаг включения насоса гидросистемы. Для включения насоса 1 (рису-"°к И) рычаг 2 гаечным ключом повертывают в сторону радиатора, при выключении — в сторону главного сцепления. Кроме показанных на рисунке 9 органов правления, в кабине трактора ДТ-75М устроен блок выключателей, дающий возможность включить плафон, вентилятор и задние фары.
Пуск двигателя.
Подготовительные операции, указанные в общих положениях I при пуске дизелей трактора МТЗ-80 и его модификаций, выполняют и при пуске 1 двигателя трактора ДТ-75М.
Затем необходимо установить рычаг 8 (рис. 9) управления подачей топлива I в положение «подача выключена». Включить кнопкой 33 аккумуляторную батарею 1 в электросеть и рычагом 27 — механизм декомпрессии. Надо также ввести шее-' ; терню механизма выключения в зацепление с венцом маховика, переместив рычаг 30 в крайнее заднее положение (на себя). Если шестерня не войдет в зацепле- , ние, то надо установить рычаг 30 в крайнее переднее положение, кратковременно включить стартер, а затем вновь включить шестерню механизма выключения.! Далее следует открыть кран подачи топлива в карбюратор, повернув маховичок 1 32 против хода часовой стрелки; прикрыть воздушную заслонку карбюратора, 1 вытянув рукоятку 22 на себя. Далее стартером запустить пусковой двигатель и прогреть его в течение 2...3 мин, полностью открыв воздушную заслонку карбюратора.
Сцепление редуктора включают плавно и быстро, переместив рычаг 30 в крайнее переднее положение, и прокручивают коленчатый вал дизеля 1...2 мин, до появления давления на указателе 20. Затем выключают декомпрессионный I механизм и рычагом 8 включают подачу топлива.
При затрудненном запуске дизеля следует перед включением подачи топлива вытянуть кнопку валика увеличителя подачи топлива. Она смонтирована на корпусе регулятора скорости.
Как только дизель начнет работать, надо выключить сцепление редуктора, . заглушить пусковой двигатель, проверить, выключился ли увеличитель подачи топлива, закрыть воздушную заслонку пускового двигателя и кран подачи топ- Ч лива к его карбюратору.
Если дизель не заведется, следует сделать еще одну — две попытки, повторив j все операции запуска, как указано выше. Возможны случаи, когда и после повторных попыток двигатель не станет работать. Необходимо найти причину и устранить ее. I
После запуска двигателя проверяют его работу, постепенно увеличивая от средней до максимальной частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Нагружать дизель можно после нагрева охлаждающей жидкости до 60е и избыточного давления в системе смазки 0,3...0,5 МПа (3...5 кгс/см2) *. Если дизель был длительное время в эксплуатации, можно работать, когда избыточное давление в системе смазки при номинальной частоте вращения коленчатого вала не ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Если стартер или аккумуляторная батарея неисправны, пусковой двигатель можно запустить вручную шнуром.
При любом методе запуска двигателя нельзя препятствовать отключению шестерни механизма выключения и с усилием удерживать ее в зацеплении с венцом маховика.
Работа на тракторе без УКМ.
Необходимо закрыть боковины капота, закре* пив их защелками, и дать звуковой сигнал. Выключить сцепление педалью 5 (рис. 9), включить рычагом 4 требуемую передачу и, опуская рычаг 8 подачй топлива вниз, плавно включить сцепление. Рычаг 4 должен переставляться легко и без рывков. Если передача не включается, рычаг 4 возвращают в нейтральное ] положение, включают сцепление и через 2...3 с вновь выключают его. Затем уста- ] навливают рычаг 4 в рабочее положение. Шторку радиатора открывают, когда температура воды в системе охлаждения достигает 75° и трактор работает под на-1 грузкой.
Если на выбранной передаче трактор не преодолевает сопротивление прЧя трогании с места или при выполнении какой-либо работы сопротивление возрас-; тает, следует переключить его на низшую передачу.
_________________
* При запуске холодного двигателя допускается кратковременное повышений избыточного давления до 0,9 МПа (9 кгс/см2),
• Если трактор в'исправном состоянии, он сохраняет направление движения по прямой без воздействия на рычаги 1, 3 и педали 6, 7.
Чтобы плавно повернуть трактор по дуге большого радиуса, нужно рычаг управления тормозом планетарного механизма той стороны, в которую поворачивают трактор, оттянуть на себя. Когда поворот закончится, рычаг быстро, но плавно возвращают в первоначальное положение.
Для крутого поворота (по дуге малого радиуса), после того как оттянут на себя рычаг управления тормозом планетарной передачи, нажимают на педаль остановочного тормоза той стороны, в которую поворачивают трактор. Окончив поворот, опускают сначала педаль остановочного тормоза, а затем возвращают пычаг тормоза планетарной передачи в первоначальное положение. За это отвечает тракторист-машинист.
Делать крутые повороты надо при невысокой скорости движения и небольшой нагрузке на трактор. Если при повороте забегающая гусеница начинает буксовать, отпускают педаль остановочного тормоза и рычаг управления тормозом планетарного механизма, дают трактору продвинуться немного вперед и только после этого продолжают поворот.
Если необходимо сделать крутой поворот с навесными или прицепными машинами, то при прямолинейном движении трактора машины необходимо перевести в нерабочее положение. После окончания поворота машины вновь переводятся в рабочее положение.
К прицепной скобе трактора машины присоединяют так, чтобы трактор во время работы не уводило в сторону, а при пахоте обе гусеницы двигались по невспаханному полю.
При повороте трактора на спуске следует быстро, оттягивая на себя рычаг управления тормозом планетарного механизма, нажать на педаль остановочного тормоза, чтобы полностью выключить (затормозить) гусеницу с той стороны, в которую поворачивают трактор. Если быстро не затормозить отстающую гусеницу, то из-за ее наката трактор может повернуться в противоположную сторону. При накате выключенной гусеницы выравнять движение трактора можно, если выключить тормоз планетарного механизма с противоположной стороны, не включая остановочный тормоз.
Для торможения трактора выключают сцепление и нажимают до отказа на одну из педалей остановочных тормозов. Если трактор остановлен на подъеме или уклоне, включают правый остановочный тормоз, педаль которого фиксируют зубчатым сектором.
При работе тракторист-машинист должен следить за показаниями контрольных приборов, цветом отработавших газов и прислушиваться к шуму в механизмах трактора.
Для остановки трактора выключают сцепление и, установив рычаг 4 переключения передач в нейтральное положение, включают его. Затем уменьшая подачу топлива, доводят частоту вращения коленчатого вала двигателя до среднего значения.
Если нужно остановить двигатель, ему дают проработать 4...5 мин без нагрузки, Постепенно снижая частоту вращения коленчатого вала. Затем выключают Подачу топлива и аккумуляторную батарею.
Если дизель идет вразнос, надо быстро выключить подачу топлива и включить Механизм декомпрессии.
В тракторе с УКМ перед началом движения стрелка указателя давления масла системе смазки УКМ должна быть против нулевого деления шкалы. Увеличителем крутящего момента следует пользоваться только для преодоления кратковре-^'"ных повышенных сопротивлений, возникающих при работе и трогании трак-0Ра с места. Его включают, передвигая рычаг 2 в крайнее заднее положение, ^ выключают передвижением рычага в крайнее переднее положение.
При спуске c крутых склонов УКМ включать нельзя.
<<<---