ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Топливо. Тракторные и комбайновые дизели работают на дизельных топливах ДА, ДЗ, ДЛ ГОСТ 4749—73 и А, ЗС, 3, Л ГОСТ 305—73.
Топливо ДА и А (арктические) используют при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°; ДЗ и ЗС (зимние) — при температуре выше минус 30й; 3 (зимнее) — при температуре выше минус 20°; ДЛ и Л (летние) — при температуре выше 0°.
Для уменьшения износа деталей в дизельном топливе не должно быть механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей, а содержание серы не должно превышать 0,2... 0,5%. В пусковых двигателях П-23М используют автомобильный бензин А-72 ГОСТ 2084—77, а в пусковых двигателях Г1-10УД и ПД-8 всех модификаций — смесь из 15 частей (по объему) автомобильного бензина той же марки и одной части масла, применяемого для смазки дизеля.
Масла. Для смазки можно применять только масла тех сортов, которые рекомендованы тракторным заводом. Иногда заводы рекомендуют масла, изготовленные в соответствии с межреспубликанскими (МРТУ) или временными (ТУ) техническими условиями.
Для смазки дизелей применяют масла М-8В2, М-10В2. М-8Г2, М-10Г, ГОСТ 8581—78; М-10Г2 по ТУ 38-1-211—68; М-10В2 (ТУ) 38-1-210-68.
Буквы и цифры марок масел обозначают: М — моторное; цифра — вязкость в сСт при 100°С; В, Г — группа масла по эксплуатационным свойствам. Масла группы В—для среднефорсированных двигателей, а группы Г — для высокофорсированных двигателей. Отсутствие цифрового индекса у буквы или индекс 2 указывают, что масло предназначено для дизелей.
Для сборочных единиц трансмиссий тракторов, кроме К-701, надо пользоваться трансмиссионным тракторным маслом всесезонпьш ТЭ-15-ЭФО по ТУ 38-101521—75.
В трансмиссиях тракторов К-701 и в коробках передач тракторов Т-150 и Т-150К рекомендуются моторные масла, используемые для двигателей этих тракторов.
В гидросистему рулевого управления трактора Т-150К заливают масло индустриальное И-20А по ГОСТ 20799—75, а в гидроамортизаторы трактора Т-150 — масло веретенное АУ ГОСТ 1642—75.
Пластичные (консистентные) смазки разделяются на две группы: универсальные, широко применяемые в сборочных единицах различных машин, и специальные, используемые только в сборочных единицах, работающих в специфических условиях.
Для смазки тракторов и сельскохозяйственных машин используют жировые солидолы УС-1 (пресс-солидол) и УС-2 (ГОСТ 1033—73); синтетические солидолы С и пресс-солидол С (ГОСТ 4366—76); жировые консталины УТ-1 и УТ-2 (ГОСТ 1957-73); смазки ЛИТОЛ-24 (ГОСТ 21150—75) и ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—74).
При хранении тракторов и сельскохозяйственных машин применяют масла консервационные К-17 (ГОСТ 10877—76), НГ-203 (ГОСТ 12328—77); антикоррозионную присадку АКОР-1 (ГОСТ 15171—70) для смешивания с рабочими (моторным, трансмиссионным и др.) маслами. Присадку (5...30%) АКОР-1 добавляют к маслу в зависимости от условий хранения. При приготовлении защитных масел присадку подогревают до 60...70° и тщательно перемешивают с рабочим маслом. Все сборочные части машины, законсервированные рабоче-консервационными маслами с присадкой АКОР-1, включают в эксплуатацию без предварительной Расконсервации и замены масла в картерах.
Охлаждающие жидкости. Вода должна быть чистой, мягкой. Если вода жест-Кая, ее следует умягчить. Простейший способ умягчения воды — кипячение в течение 30...40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией сквозь матерчатый фильтр. Воду, сливаемую после работы из системы охлаждения двигателя, надо накапливать, отстаивать и фильтровать для последующего использования.
Воду можно умягчать трннатрийфосфатом в бакс. На каждый литр воды добавляют по 0,5 г этого химиката и перемешивают до полного растворения. Затем воду отстаивают 8...10 ч и, отфильтровав, используют в системе охлаждения двигателя.
При использовании воды, умягченной трннатрийфосфатом, систему охлаждения необходимо периодически промывать водой.
При температуре окружающего воздуха ниже 0° для охлаждения дизелей вместо воды следует применять низкозамерзающие жидкости^— антифризы 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Температура замерзания антифриза 40 минус 40°, а антифриза 65 — минус 65°.
Антифриз при нагревании расширяется. Поэтому его требуется на 5...7% (по объему) меньше, чем воды. Перед заправкой антифриз нагревают до температуры 70°. При работе трактора вода из антифриза постепенно испаряется. Поэтому при снижении уровня жидкости в радиаторе в систему охлаждения доливают чистую мягкую поду. Через каждые 60 ч работы дизеля проверяют гидрометром или ареометром состав антифриза по его плотности *.
В тракторах К-701 следует (всссезонно применять охлаждающую жидкость антифриз Тосол А-40 (ТУ 6-02-619—70). Это слегка мутная жидкость желтоватого цвета. Плотность ее 1075... 1085 кг/м3, температура замерзания — не выше минус 40°.
Антифризы — сильные яды, поэтому заправлять и сливать их следует, пользуясь специальной посудой.
После окончания эксплуатации тракторов в условиях низких температур антифриз сливают в стальные бочки и плотно закрывают. На бочках должна быть надпись «Яд».
<<<---