Лист 9
ОСВОЕНИЕ МОРЕЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ в 1917—1941 гг.
Б. ВАЖНЕЙШИЕ РУССКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АРКТИКЕ с начала XX в. до октября 1917 г.
В период развития капитализма сев. и вост. окраины России, представлявшие собой богатейшие источники сырья, привлекали особое внимание русских и иностранных капиталистов. В Сибири, где быстро развивалось земледелие и скотоводство, в избытке имелась дешевая с.-х. продукция, не попадавшая на мировой рынок из-за неразвитости ж.-д. сети. Необходимость освоения морского пути на Севере стала безотлагательной.
В начале XX в. русские исследователи провели целый ряд экспедиций по изучению морей Арктики и сев. окраин страны. •
Большая заслуга в исследовании и освоении Арктики принадлежит вице-адмиралу С. О. Макарову, впервые предложившему активный метод преодоления арктических льдов при помощи ледокола. Под его руководством был спроектирован и построен мощный ледокол «Ермак» (водоизм. 6 тыс. т, мощность машин 10 тыс. л. е.), вступивший в строй в февр. 1899. В июне и авг. 1899 «Ермак» (нач. экспедиции С. О. Макаров, к-р корабля капитан 2 ранга М. П. Васильев) совершил испытательные плавания в полярных льдах в р-не о-вов Шпицберген. В мае — сент. 1901 «Ермак» произвел метеорологические и гидрологические исследования в р-не между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа.
В 1900 Академия наук организовала русскую Полярную экспедицию для всестороннего научного исследования р-на Новосибирских о-вов. Одной из задач экспедиции были розыски гипотетической «Земли Санникова». 8.06.19001 экспедиция на китобойном судне «Заря» (водоизм. 443 г, 228 л. с.) вышла из С.-Петербурга (нач. экспедиции Э. В. Толль, к-р лейтенант Н. Н. Коломейцев, с 1901 лейтенант Ф. А. Матисен). Тяжелая ледовая обстановка вынудила «Зарю» 13.09.1900 стать на зимовку у п-ова Таймыр. Во время зимовки экспедиция изучала близлежащий р-н. 12.08.1901 «Заря» направилась к Новосибирским о-вам и 3.09 вынуждена была стать на вторую зимовку у о. Котельного.
1 В тексте Б все даты указаны по старому стилю.
89
Весной 1902 научные группы этой экспедиции исследовали острова архипелага: вели топографические работы, изучали климат, флору и фауну. Из-за тяжелой ледовой обстановки «Заря» не смогла подойти к о. Беннетт и снять группу, которая работала на острове под руководством Толля. Ф. А. Матисен, ввиду ограниченного запаса угля на «Заре», увел судно в б. Тикси. Судьба группы Толля осталась неизвестной, поиски ее оказались безуспешными.
В 1908 промышленник Н. А. Бегичев посетил остров в устье р. Хатанги (до тех пор полагали, что это часть материкового берега), обследовал его, открыл там залежи каменного угля и нефть. Остров был назван его именем.
В первые годы XX в. в русских правительственных и деловых кругах был поставлен вопрос об организации пароходных рейсов из Владивостока к устью р. Колымы для снабжения Колымского края. После проведения гидрографических исследований на вост. участке Сев. морского пути, 16.07.11 из Владивостока был отправлен грузовой пароход «Колыма». Начальником первого Колымского рейса был контр-адмирал П. А. Троян. 12.08.11 пароход прибыл в устье Колымы. В 1912—17 пароходные рейсы осуществлялись ежегодно.
В июне 1912 на парусно-моторном судне «Геркулес» вышла экспедиция (нач. В. А. Русанов) из Александровска. Закончив работы у о-вов Шпицберген, экспедиция направилась к Новой Земле, намереваясь достигнуть затем Берингова пр. После ухода с Новой Земли экспедиция пропала. Следы ее были обнаружены в 1934 на островах у сев.-зап. побережья п-ова Таймыр.
В 1912 старший лейтенант Г. Я. Седов возглавил экспедицию к Северному полюсу. Экспед. судно «Св. Фока» (водоизм. 273 т, 100 л. с.) вышло из Архангельска 14.08. В сентябре «Св. Фока» был затерт льдами у зап. побережья Новой Земли. Во время зимовки экспедиция произвела съемку сев-зап. побережья Новой Земли и исследовала внутренние р-ны сев. части острова. 25.09.13 «Св. Фока» направился к Земле Франца-Иосифа. [В забитых льдом проливах судно стало на вторую зимовку.] 2.02.14 Седов с двумя матросами (Г. В. Линником и А. И. Пустошным) вышел к полюсу на собачьих упряжках. 20.02.14 Седов, болевший цингой, скончался, сопровождавшие его матросы вернулись к месту зимовки. Участники экспедиции произвели съемку о-вов Земли Франца-Иосифа, геологические, магнитные и гляциологические исследования. В конце авг. 1914 «Св. Фока» возвратился в Архангельск.
В июле 1912 вышла из С.-Петербурга на зверобойной шхуне «Св. Анна» (водоизм. 230 г, 41 л. с.) экспедиция под начальством лейтенанта Г. JI. Брусилова. В сент. 1912 «Св. Анна» через Югорский Шар прошла в Карское море. У п-ова Ямал она была затерта льдами и зимой 1913 вынесена дрейфом в Арктический бассейн.
10.04.14, когда «Св. Анна» находилась на 82°55' с. ш. и 60°45' з. д., часть экипажа во главе со штурманом В. И. Альбановым покинула судно. Преодолев огромные лишения, Альбанов и один из его спутников (остальные погибли) достигли Земли Франца-Иосифа и были сняты «Св. Фокой». Судьба «Св. Анны» с оставшимися на ней Брусиловым и экипажем осталась неизвестной. Альбанов доставил судовой журнал «Св. Анны» с записями метеорологических и других наблюдений за все время дрейфа.
Все эти экспедиции не производили систематического изучения арктических морей. Научные наблюдения их были эпизодическими. Все же они дали много общегеографических сведений об этих р-нах Земли.
90
В 1914 русское Морское министерство организовало поиски экспедиций Седова, Русанова и Брусилова. 6.08 из Александровска на китобойном судне «Эклипс» (водоизм. 440 т, 360 л. с.) вышла экспедиция (нач. О. Свердруп) и направилась в Карское море для поисков экспедиций Русанова и Брусилова. С конца сент. 1914 до начала авг. 1915 «Эклипс» зимовал у побережья Таймыра. В авг. 1915 он подошел к [о. Уединения] и, не обнаружив следов экспедиции, направился в Архангельск.
30.07.14 на зверобойной шхуне «Герта» (водоизм. 252 г, 180 л. е.), приспособленной для плавания во льдах, из Александровска вышла экспедиция для поисков Седова (нач. И. И. Ислямов). На Земле Франца-Иосифа она обнаружила оставленную экипажем «Св. Фоки» записку, из которой узнала о судьбах «Св. Фоки» и экспедиции Брусилова. «Герта» направилась к сев.-зап. побережью Новой Земли; поиски оказались безрезультатными и в сент. 1914 экспедиция пришла в Архангельск.
Для поисков Седова использовался гидросамолет, пилотируемый военным летчиком И. И. Нагурским. Это были первые полеты самолета в Арктике. Гидросамолет был доставлен к Новой Земле на пароходе. В течение авг. 1914 Нагурский совершил 5 полетов.
6.06.15 из Александровска для поисков Брусилова вышла экспедиция на судне «Герта». В июле — августе она безрезультатно осмотрела зап. и сев. побережье Шпицбергена и 12.09 пришла в Архангельск.
В 1898 Главным гидрографическим управлением Морского министерства была организована Гидрографическая экспедиция Сев. Ледовитого океана (ГЭСЛО) с базой в Архангельске. Она должна была исследовать морской путь к устьям Оби и Енисея. Экспедиция на пароходе «Пахтусов» проводила работы ежегодно с мая по сентябрь. Нач. экспедиции в 1898*, 1900 и 1901 был полковник А. И. Вилькицкий; в 1899* и 1902 — капитан 2 ранга А. И. Варнек; в 1903 и 1904 — полковник Ф. К. Дриженко. За 7 лет ГЭСЛО провела съемку побережья от пр. Югорский Шар до Енисея, в ряде пунктов установила морские навигационные знаки, вела гидрологические и метеорологические исследования, а также наблюдения за ледовым режимом.
Работы ГЭСЛО были возобновлены в 1910. Исследования проводились на лед. пароходах специальной постройки «Таймыр» и «Вайгач» (водоизм. 1200 т, 1220 л. е., 10,5 узлов, запас угля на 2,5 года), которые входили в состав военного флота и базировались на Владивосток.
В авг. — септ. 1911 экспедиция (нач. полковник И. С. Сергеев) производила опись берегов и промерные работы от Берингова пр. до устья р. Колымы и у о. Врангеля. В 1912 были проведены гидрографические работы на участке от устья р. Колымы до устья р. Лены и опись вост. побережья Камчатки. Попытка сквозного прохода по всему Сев. морскому пути в одну навигацию была безуспешной; встретив тяжелые льды у 113°40' в. д., пароходы в конце авг. 1912 повернули обратно.
В 1913 (нач. экспедиции капитан 2 ранга Б. А. Вилькицкий) пароходы прошли Берингов пр., затем «Вайгач» произвел ледовую разведку у о. Врангеля и после этого суда вместе пошли к Новосибирским о-вам; «Таймыр» обогнул их с севера, открыв небольшой остров (позже названный о. Вилькицкого). Экспедиция провела опись зап. побережья моря [Лаптевых] с прилегающими островами. 20 и 21.08.13 были открыты острова М. Таймыр и Сев. Земля (до 1926 — Земля Николая II). Дальнейшие попытки пройти на запад оказались безуспешными. На обратном пути велись гидрографические работы у о-вов Бен-нетт и Врангеля.
91
Экспедиция 1914 (нач. Б. А. Вилькицкий) должна была совершить 1 сквозное плавание Сев. морским путем в одну навигацию. Она произ- Я вела опись южн. побережья Сев. Земли и установила очертания про- 1 лива, впоследствии названного пр. Вилькицкого. В сентябре суда были 1 затерты льдами и стали на зимовку у п-ова Таймыр недалеко от судна I «Эклипс». Между судами впервые в истории полярных экспедиций была I установлена радиосвязь. Впоследствии суда установили связь с Петро-градом. Во время зимовки велось обследование прилегающего р-на 1 побережья. 26.07.15 «Таймыр» и «Вайгач» освободились из ледового j плена и 3.09.15 прибыли в Архангельск. Я
1.10.15 ГЭСЛО была расформирована. Она выполнила основную Я задачу, поставленную перед нею, — осуществила сквозное плавание Я Сев. морским путем,1 пройдя его с востока на запад. Большое значение для арктического мореплавания имела проведенная ГЭСЛО опись побе- Я режья от Берингова пр. до м. {Челюскина], открытие и опись Сев. Земли б и ряда островов. Полученные материалы были использованы при Я составлении карт для плавания Сев. морским путем.
А. ОСВОЕНИЕ МОРЕЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ в 1917—1941 гг.
Первый план освоения Советской Арктики был разработан весной I 1918. Под руководством Главного гидрографического управления была 1 возобновлена работа Гидрографической экспедиции Сев. Ледовитого Я океана (ГЭСЛО). Однако к планомерному освоению природных ] богатств Севера советская страна приступила только после победы над ] интервентами и белогвардейцами.
В июне 1920 ледорез «III Интернационал» (с 1921 «Ф. Литке») ] и ледокол «Святогор» (с 1921 «Красин») вывели изо льдов лед. пароход «Соловей Будимирович» (с 1921 «Малыгин»). Изучение маршрута | дрейфа лед. парохода дало возможность определить направления тече- 1 ний в юго-зап. части Карского моря.
По предложению В. И. Ленина в 1920 была организована доставка I продовольствия Сев. морским путем из Сибири в центральные р-ны России через Архангельск (Сибирская хлебная экспедиция). Экспедиция положила начало систематическим плаваниям на зап. участке Сев. мор- I ского пути.
В 1921 была проведена первая Карская товарообменная экспеди- ! ция. Она состояла из двух отрядов судов: заграничного 2, доставлявшего ] под проводкой ледокола импортные товары из портов Зап. Европы к устьям Оби и Енисея, и сибирского, сюда же подвозившего товары для экспорта и хлеб для доставки в Архангельск из Центральной Сибири. Так же организовывались и Карские экспедиции 1921—1931. Они заняли видное место во внешнеторговом обороте страны, помогли прорвать экономическую блокаду и восстановить хозяйство Сибири. С 1926 Карскими экспедициями руководил выдающийся советский гидрограф Н. И. Евгенов.
10.03.21 Совет Народных Комиссаров издал декрет, подписанный В. И. Лениным, о создании Плавучего морского научного института (Плавморнин). В распоряжение Плавморнина был предоставлен лед. пароход «Малыгин» (водоизм. 3200 т. 2800 индикаторных сил). С авг. по сент. 1921 под руководством И. И. Месяцева научная экспедиция Плавморнина проводила океанографические работы в горле Белого
1 Впервые этот путь с запада на восток был пройден экспедицией А. Норден-шельда на судне «Вега» в 1878—79.
2 Для этого отряда суда были куплены за границей.
92
моря, у зап. и сев.-зап. берегов Новой Земли и в юго-зап. части Карского моря. Было выполнено 60 комплексных океанографических станций.
В авг. — окт. 1923 океанографическая экспедиция под руководством И. И. Месяцева на эксп. судне «Персей» (водоизм. 550 т) работала сначала по 41 меридиану до Земли Франца-Иосифа, а затем вдоль зап. побережья Новой Земли.
В обеспечении безопасности плавания на зап. участке Сев. морского пути большую роль сыграли работы военных гидрогр.афов. В 1921 гидрографическая экспедиция (нач. Н. В. Розе) на лед. пароходе «Таймыр» произвела опись Байдарацкой губы и побережья Новой Земли от м. Желания до зал. Благополучия.
Управлениями по обеспечению безопасности кораблевождения (УБЕКО) в Белом, Баренцевом и Карском морях была оборудована система ограждения и навигационного обслуживания на сибирских реках и в проливах, были изданы лоции Обской губы и Енисейского зал., Карского моря и вост. берега Новой Земли.
В 1923 был организован Отдельный Северный гидрографический отряд (нач. Н. Н. Матусевич), производивший гидрографические работы в новоземельских проливах. У вост. выхода из Маточкина Шара отрядом была основана полярная станция.
Ценный вклад в изучение условий плавания по Сев. морскому пути внесла норвежская экспедиция на судне «Мод» (инициатор экспедиции Р.Амундсен). «Мод» вышла в плавание из Осло в 1918 и в 1920 вошла в Берингов пр., совершив третий в истории сквозной рейс. В течение двух лет (1922—24) судно дрейфовало в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, ведя исследования по динамике вод, метеорологии, аэрологии, земному магнетизму и гляциологии.
27.05.21 Совет Труда и Обороны принял решение об организации арктических рейсов к устью р. Колымы. В 1923 Колымский рейс был осуществлен на пароходе «Ставрополь» (капитан П. Г. Миловзоров). Без помощи ледокола «Ставрополь» прошел путь от Владивостока до Нижне-Колымска и обратно. В дальнейшем Колымские рейсы на пароходах «Ставрополь» и «Колыма» осуществлялись ежегодно. Они положили начало систематической эксплуатации вост. участка Сев. морского пути.
Советской власти пришлось принимать меры по охране принадлежавших России на крайнем северо-востоке территорий. Так, в июле 1924 на канлодке «Красный Октябрь» (водоизм. 1525 г) вышла к о. Врангеля экспедиция (нач. Б. В. Давыдов) и сняла занявших остров английских промышленников.
Первый рейс из Владивостока к устью Лены был совершен пароходом «Колыма» в июне —авг. 1927. Гидросамолеты, находившиеся на его борту, совершили перелет по маршруту б. Тикси — Якутск — Иркутск. 24.09 «Колыма» возвратилась во Владивосток. Однако регулярные рейсы к устью Лены до 1933 не проводились из-за отсутствия карт, лоций, метеорологической и ледовой службы.
Во второй половине 20-х годов широкое распространение во многих странах получила идея освоения Арктики при помощи самолетов или дирижаблей. [В 1928 в Арктику вылетела итальянская экспедиция Нобиле на дирижабле «Италия». 24.05 дирижабль достиг Северного полюса. На обратном пути у Шпицбергена 25.05.28 дирижабль потерпел аварию.]
Советский Союз принял самое активное участие в спасении экипажа дирижабля. Были организованы экспедиции на ледоколе «Красин» (нач. Р. Л. Самойлович, капитан К- П. Эгги) и на лед. пароходах
93
«Малыгин» (нач. В. Ю. Визе, капитан Д. Т. Чертков) и «Г. Седов» (капитан В. И. Воронин). На «Красине» и «Малыгине» имелись самолеты.
12.07 ледокол «Красин» снял с дрейфующих льдов 7 чел. экипажа «Италии», обнаруженных советским летчиком Б. Г. Чухновским и шведским летчиком Лундборгом. После ремонта «Красин» вновь направился в Арктику для поисков б других членов экипажа «Италии» и пропавшего без вести Р. Амундсена, также участвовавшего в поисках экипажа «Италии». Обследовав значительный р-н севернее Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, «Красин» направился в Ленинград.
Спасательная экспедиция на лед. пароходе «Малыгин» вышла 13.06.28 из Архангельска. Пробиться через льды в р-н катастрофы «Малыгин» не смог. Полярный летчик М. С. Бабушкин совершил 15 разведывательных полетов, но из-за густых туманов самолет не достиг места катастрофы. 25.07 «Малыгин» возвратился в Архангельск.
7.07.28 из Мурманска вышел «Г. Седов». 31.07—23.08 он обследовал обширный р-н зап. и южн. побережья Земли Франца-Иосифа.
Произведенные за время спасательных работ метеорологические и гидрологические наблюдения имели большое научное значение. Экспедиции показали также, что для дальнейшего исследования Арктики необходимы ледоколы и авиация.
31.07.28 Совет Народных Комиссаров принял постановление о более широком развертывании научно-исследовательских работ в Советской Арктике. Для планирования и руководства исследовательскими работами была организована правительственная Арктическая комиссия.
С 1929 арктические экспедиции начали организовываться систематически. Некоторые из них должны были не только выполнять научНо-исследовательские работы, но и закрепить за СССР территории в Арктике, объявленные декретом ЦИК СССР от 15.04.26 советскими владениями.
21.07.29 из Архангельска вышла экспедиция на лед. пароходе «Г. Седов» (нач. О. Ю. Шмидт). 29.07 она подошла к о. Гукера и подняла на нем гос. флаг СССР. В б. Тихой была построена полярная станция. Экспедиция произвела океанографические работы к северу от Земли Франца-Иосифа. 15.07.30 «Г. Седов» снова вышел из Архангельска. Произведя смену сотрудников полярной станции в б. Тихой, «Г. Седов» пошел к Сев. Земле. В Карском море экспедиция открыла острова, получившие названия о. Визе, о. Воронина, о. Исаченко, о. Шмидта, арх. Седова. На о. Домашнем (арх. Седова) была построена полярная станция и оставлена группа из 4-х чел. во главе с Г. А. Ушаковым, которая в течение двух лет вела исследования о-вов Сев. Земли. Маршрутная съемка охватила площадь 26 700 кв. км. Впервые была составлена карта Сев. Земли; были открыты пр. Шокальского и пр. Красной Армии.
В 1932—33 Советский Союз принял активное участие в проведении Второго международного полярного года (II МПГ). Всего в СССР по программе II МПГ вели наблюдения 92 станции, из них 33 были открыты вновь (см. табл. «Полярные станции»), В арктических морях по программе II МПГ вели исследования хорошо подготовленное экспедиции.
28.07.32 из Архангельска 'вышла экспедиция на лед. пароходе «А. Сибиряков» (водоизм. 2650 т, 2200 л. е.). В Чукотском море льдом у «А. Сибирякова» были сломаны лопасти гребного винта. Под парусами, сшитыми из подручных материалов, он прошел Берингов пр. и вышел на свободную воду, где был взят на буксир рыболовным траулером и приведен в Петропавловск. Поход «А. Сибирякова» — итог
94
15-летней предшествующей работы советских полярников — положил начало регулярным плаваниям по всей трассе Сев. морского пути. Научные наблюдения по гидрологии, метеорологии и геофизике, проведенные экспедицией, явились значительным вкладом в исследования арктических морей.
30.06—13.10.32 Гидрографическим управлением ВМС РККА была проведена Таймырская гидрографическая экспедиция (нач. А. М. Лавров) на лед. пароходе «Таймыр». Было пройдено 4720 миль, собранный материал о труднодоступных р-нах Карского моря был использован для составления карты зап. берега Сев. Земли и пр. Шокальского, построения схем течений и расчетов таблиц приливов для Карского моря.
В авг.— сент. 1932 работала экспедиция (нач. Р. Л. Самойлович) на лед. пароходе «В. Русанов», организованная Арктическим институтом. Она построила новую полярную станцию на м. Челюскина, выполнила 7 полных гидрологических разрезов в Карском море и открыла G островов.
С 18.08 по 21.09.32 проводилась экспедиция (нач. Н. Н. Зубов) на эксп. судне «Н. Книпович» (водоизм. 100 т, 125 л. е.), которая обогнула с севера Землю Франца-Иосифа. Непрерывно ведя океанографические и метеорологические наблюдения судно прошло в Баренцевом море ок. 3 тыс. миль.
С 1932 проводились систематические наблюдения в Гренландском море на эксп. судне «Персей».
Кроме упомянутых выше, по программе II МПГ в арктических морях работали еще 15 гидрологических экспедиций.
Большое значение для освоения дальневосточного участка Сев. морского пути имели работы Гидрографической экспедиции Тихого океана в 1929—33 (нач. JI. А. Демин). Экспедиция на сторожевом корабле «Красный Вымпел» и гидрограф, судах «Приморье» и «Чукча» произвела гидрографические работы в Беринговом море от о. Карагинского до Берингова пр. Материалы экспедиции послужили основой для составления карт и лоции этой части моря.
17.12.32 постановлением СНК СССР был образован единый тран-спортно-хозяйственный орган — Главное управление Сев. морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания по этому пути.
Освоение морей Советской Арктики и проложение Северного морского пути помогли создать условия для быстрого подъема культуры и экономического развития ранее отсталых народов обширного района Крайнего Севера.
В связи с освоением Сев. морского пути возникла необходимость включения в систему судоходства сибирских рек. До окт. 1917 из сибирских рек для судоходства использовались лишь Обь, Енисей и Лена, да и то не на всем их протяжении. К 1941 в систему речного судоходства были включены значительные участки Пясины, Хатанги, Хеты, Анабара, Вилюя, Алдана, Индигирки, Колымы и других рек (см. А и В). На Крайнем Севере за годы Советской власти созданы новые для этих р-нов отрасли промышленности: угольная, нефтяная и др. Получили огромный рост рыбная, лесная и бумажная промышленность, а также пушное и зверобойное хозяйство. Сельское хозяйство на Крайнем Севере развивалось на новых социалистических началах и на научной основе. Особенно быстро развивалось оленеводство в совхозах и колхозах как наиболее эффективная в условиях севера отрасль сельского хозяйства. Значительное развитие и продвижение на север получило земледелие и животноводство. Развитию новых отраслей
95
сельского хозяйства способствовало создание научно-опытных станций: оленеводческих, сельскохозяйственных и промыслово-биологических.
В навигацию 1933 был совершен первый пробный грузовой рейс к устью Лены и повторен сквозной рейс в Тихий океан с запада на восток. 8.08.33 из Архангельска вышли в первый Ленский рейс 3 лесовоза. На обратном пути из б. Тикси из-за тяжелой ледовой обстановки суда зазимовали у о-вов Комсомольской Правды. В 1934 они были выведены ледорезом «Ф. Литке». В 1934 проводку судов на участке о. Диксон — б. Тикси осуществлял ледокол «Ермак». В последующем грузовые рейсы на р. Лену проводились ежегодно.
Для сквозного прохода по Сев. морскому пути в 1933 была направлена экспедиция (нач. О. Ю. Шмидт) на пароходе (неледокольного типа) «Челюскин». Поход «Челюскина» обеспечивался ледовой разведкой, проводившейся небольшим бортовым самолетом (летчик М. С. Бабушкин) и самолетами, обслуживавшими первый Ленский рейс.
«Челюскин» (водоизм. 7500 г, 2400 л. с.) вышел из Ленинграда
16.07.33 и направился в Мурманск, откуда 10.08 начался его арктический поход. В Чукотском море пароход затерло льдами и дрейфом вынесло в Берингов пр., однако после перемены ветра он вновь был отнесен в Чукотское море. 13.02.34 на 68° 18' с. ш. и 172°50' з. д. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Научные работники (104 чел.), а также экипаж парохода высадились на лед.
Для руководства работами по спасению челюскинцев была образована Правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. В Ванкарем из Хабаровска, Петропавловска, а также через США со стороны Аляски вылетели самолеты. В Уэлен из Ленинграда вышел ледокол «Красин», из Владивостока — пароходы «Смоленск» и «Сталинград».
7—13.04 на самолетах, пилотируемых М. В. Водопьяновым, И. В. Дорониным, Н. П. Каманиным, С. А. Леваневским, А. В. Ляпидевским, В. С. Молоковым и М. Т. Слепневым, все челюскинцы были вывезены в Уэлен, затем в б. Провидения и далее на пароходе «Смоленск» во Владивосток. 16.04.34 названным выше летчикам впервые в истории нашей страны было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гибель «Челюскина» показала, что плавание Сев. морским путем без проводки ледоколом возможно лишь для судов специальной постройки.
В навигацию 1934 было осуществлено сквозное плавание по Сев. морскому пути ледореза «Ф. Литке» (водоизм. 5206 г, 7000 л. е.). На ледорезе работала научная экспедиция под руководством В. Ю. Визе.
28.06.34 «Ф. Литке» вышел из Владивостока. В августе он вывел из льдов 3 зимовавших судна у о-вов Комсомольской Правды и 2 из них провел через пр. Вилькицкого. В сентябре ледорез обслуживал Карскую экспедицию, находясь у о. Диксон. 20.09.34 «Ф. Литке» прибыл в Мурманск. Этот рейс был первым безаварийным плаванием по Сев. морскому пути, завершившим период пробных сквозных проходов по всей трассе. 1 •
В 1935 начались сквозные грузовые рейсы по Сев. морскому пути (пароходы «Ванцетти», «Искра», «Сталинград», «Анадырь»), Проводка транспортных судов во льдах осуществлялась ледоколами, расставленными на наиболее трудных участках пути. Самолеты полярной авиации производили ледовую разведку и обеспечивали проводку во льдах.
В авг. — сент. 1935 совершил переход из Мурманска к устью Колымы и обратно пароход «Рабочий» (капитан М. П. Панфилов).
96
По мере того как все большее количество транспортных судов проходило по Сев. морскому пути, ширились работы по исследованию арктических морей.
8.08.34 вышло в свой 50-й рейс эксп. судно «Персей». В Гренландском море, как и во время предыдущих рейсов, наблюдения велись на 74, 78 и 80 параллелях; в Баренцевом море — вдоль меридиана 33°30' в. д. и на линии м. Нордкап — о. Медвежий. 19.09 «Персей» возвратился в Мурманск.
В 1935 Главным управлением Севморпути была организована первая высокоширотная экспедиция (нач. Г. А. Ушаков) на лед. пароходе «Садко» (водоизм. 3800 т, 2800 л. е.). 6.07 «Садко» вышел из Архангельска. 13.09 он достиг 82°4Г с. ш., по тому времени рекордной, и вернулся в Архангельск. Экспедицией были произведены ценные океанографические и метеорологические наблюдения в высоких широтах и открыт остров, названный именем Ушакова.
Экспедиция на ледоколе «Красин» (нач. Г. Е. Ратманов) продолжалась с 28.06 до 5.10.35. За это время ледокол проше.л 9788 миль. Одновременно с научными работами «Красин» осуществил проводку судов в Чукотском море.
В навигацию 1936 совершили первый поход по Сев. морскому пути корабли ВМФ. 2.06 эсминцы «Сталин» и «Войков» вышли из Кронштадта, прошли Беломорско-Балтийский канал и по Сев. морскому пути под проводкой ледореза «Ф. Литке» вышли к Берингову пр. В окт. 1936 эсминцы прибыли во Владивосток.
С 1937 начались советские исследования в Центральной Арктике.
22.03.37 вылетела из Москвы на Землю Франца-Иосифа экспедиция (нач. О. Ю. Шмидт) на 4 транспортных четырехмоторных самолетах и 1 разведывательном самолете. 21.05 после проведения ледовой разведки в р-н полюса на флагманском самолете (пилот М. В. Водопьянов) направились О. Ю. Шмидт и персонал будущей дрейфующей станции. Самолет совершил посадку на льдину толщиной 3 м вблизи полюса — на 89°25' с. ш. и 78°40' з. д. К 5.06 самолеты экспедиции доставили на льдину св. Ют грузов. 6.06 дрейфующая ст. «Северный полюс» была открыта. На ней остались четверо полярников: И. Д. Папанин (нач. станции), Э. Т. Кренкель, П. П. Ширшов и Е. К- Федоров.
За 275 суток дрейфа ст. «Северный полюс» прошла по генеральному направлению 1134 мили. На станции систематически производились метеорологические, океанологические, астрономические, геомагнитные и гравитационные наблюдения в областях, ранее никем не исследованных. Был изучен рельеф дна на всем протяжении дрейфа, получены новые данные о течениях и циклоническом дрейфе льдов в Центральной Арктике. Когда станция находилась на 74°16' с. ш. и 16°24' з. д., размеры льдины сильно сократились. Было решено снять экспедицию.
11.01.38 из Мурманска вышло зверобойное судно «Мурманец», но оно было затерто льдами и продрейфовало в Датский пр. 3.02 из Мурманска был направлен лед. пароход «Таймыр», 7.02 — гидрограф, судно «Мурман». Эти суда имели на борту самолеты. [5.02 для оказания помощи папанинцам была направлена подводная лодка «Д-3».] 10.02 из Кронштадта вышел ледокол «Ермак». 19.02, когда станция находилась на 70°54' с. ш. и 19°48' з. д., «Таймыр» и «Мурман» сняли папанинцев со льдины.
В 1937 были снаряжены экспедиции на лед. пароходах «Г. Седов» и «Садко». 16.06 «Г. Седов» вышел из Архангельска и, проведя гидрографические работы в Карском море, направился в зап. часть моря Лаптевых для проводки транспортных судов. После окончания этих работ «Г. Седов» был затерт льдами вблизи Новосибирских о-вов.
97
Экспедиция на «Садко» вышла из Архангельска 26.07 и 14.08 приступила к исследованиям в море Лаптевых. Была определена естественная граница моря Лаптевых, установлено отсутствие гипотетической «Земли Санникова»; на о. Генриетта была построена полярная станция и оставлены 7 зимовщиков. После ледокольной проводки транспортных судов в зап. часть моря «Садко» пошел на помощь затертому льдами «Г. Седову». На помощь «Г. Седову» также шел лед. пароход «Малыгин», обеспечивший проводку судов в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Оба лед. парохода были также затерты льдами. К концу апр. 1938 «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин» были вынесены в Арктический бассейн.
28.08.38 к дрейфующим судам подошел ледокол «Ермак». Ему удалось вывести из льдов только «Садко» и «Малыгина». «Г. Седов» был превращен в исследовательскую базу; на судне осталось 15 чел. во главе с К С. Бадигиным. Попытка ледокола «И. Сталин» вывести его из льдов в 1938 была неудачна. «Г. Седов» был выведен из льдов «И. Сталиным» только в янв. 1940.
За 814 дней дрейфа «Г. Седов» пересек Арктический бассейн и прошел по генеральному направлению 1388 миль, а по фактическому пути — 3307 миль. Во время дрейфа проводились метеорологические и гидрологические исследования, измерялись глубины в р-нах, где никогда еще не производились научные* наблюдения. Экспедицией был собран значительный материал о климате Центральной Арктики, проведены наблюдения по земному магнетизму, получены важные данные о дрейфе льдов, установлено наличие в Арктическом бассейне мощного потока теплых атлантических вод.
Из плаваний 1938 следует отметить поход гидрограф, судна «Охотск» в сложных ледовых условиях к о. Генриетта для смены зимовщиков.
В навигацию 1939 был совершен первый двойной сквозной рейс по Сев. морскому пути ледоколом «И. Сталин». 23.07 ледокол вышел из Мурманска, до середины августа осуществлял проводку судов в пр. Вилькицкого. 28.08 он прибыл в б. Угольная, откуда в тот же день вышел в обратный путь и 28.09 пришел в Мурманск.
С 19.05 до 24.06.39 в Норвежском и Гренландском морях работала экспедиция на лед. пароходе «А. Сибиряков». Экспедиция выполнила 90 гидрологических станций, сделав 7 гидрологических разрезов.
В 1940 экспедиция на лед. пароходе «Малыгин» (нач. Я. К. Смир-ницкий) проводила исследования в р-не Новосибирских о-вов. На обратном пути, находясь у о. Карагинского, «Малыгин» 28.10.40 погиб во время шторма.
В 1940 экспедиция (нач. В. И. Воробьев) на лед. пароходе «Г. Седов» проводила гидрографические работы в Карском море у о-вов Сергея Кирова. Гидрографические работы впервые проводились на радиодальномерном обосновании. Этот метод впоследствии получил широкое применение. На основании работ экспедиции были составлены лоции и карты Карского моря.
Советская авиация в освоении Арктики. Авиации принадлежит значительная роль в изучении Арктики и в обеспечении плаваний судов по Сев. морскому пути.
Начало ледовой разведке было положено в 1924 Б. Г. Чухновским, которйш совершил на поплавковом самолете Ю-20 12 полетов в р-не Новой Земли и в общей сложности пробыл в воздухе 13 час. Регулярная разведка льдов была установлена в Карском море с 1929, в море Лаптевых — с 1935, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях — с 1936.
98
В 1926 М. С. Бабушкин положил начало обслуживанию авиацией зверобойных компаний в Белом море и совершил первые посадки на дрейфующий лед.
В июле 1929 О. А. Кальвиц на самолете В-33 совершил разведывательный полет вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Берингова пр. до устья Лены. Самолет вылетел из р-на зал. [Лаврентия] в Беринговом море и после посадок в Уэлене, у м. Сердце-Камень, на м. Отто Шмидта, о. Врангеля, у м. Биллингса, у м. Шелагского, в устье Колымы (откуда был совершен перелет в Средне-Колымск и обратно), в устье Алазеи, в Русском Устье, на о. Б. Ляховском и в Казачьем произвел посадку на р. Лене у Булуна. Полет Кальвица позволил изучить условия аэронавигации в обширном р-не.
В 1936 полет по всей трассе Сев. морского пути совершил В. С. Молоков на летающей лодке «СССР Н-2», покрыв расстояние в 26 300 км. Полет, начавшийся 22.07.36, совершался по маршруту Красноярск — Якутск — Аян — б. Нагаева — Петропавловск—Командорские о-ва— Усть-Камчатск — Анадырь — Уэлен — м. Отто Шмидта — о. Врангеля — б. Тикси — Нордвик — Хатанга — о. Диксон. Выполнив разведку льдов в р-не пр. Вилькицкого, самолет Молокова 19.08 прилетел в Москву.
В 1936 В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный перелет Москва — о. Удд. Перелет начался 20.07. Он проходил по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа— Северная Земля — устье Лены — Петропавловск. 22.07 Чкалов приземлился на о. Удд (позднее переименованный в о. Чкалов). Самолет находился в воздухе 56 ч. 20 м., покрыв расстояние 9374 км.
В 1941 была организована воздушная высокоширотная экспедиция в р-н полюса относительной недоступности на четырехмоторном самолете «СССР Н-169». В составе экспедиции было 10 чел. — экипаж самолета и научные сотрудники Арктического института. Пилотировал самолет И. И. Черевичный. [Вылетев 5.03 из Москвы,] экспедиция
20.03 достигла о. Врангеля, выполнив первую часть задания — мартовскую разведку состояния льдов в высоких широтах. В период с 2 по
29.04 самолет вылетал в глубь Арктического бассейна, совершив несколько посадок. Всего экспедиция пробыла на дрейфующих льдах 15 дней. Она производила астрономические наблюдения, измеряла глубины, вела гидрологические работы, метеорологические, магнитные и гравитационные наблюдения. Во время полетов производилась непрерывная регистрация ледовой обстановки. 5.05 экспедиция вылетела с о. Врангеля в Москву. По пути была произведена майская ледовая разведка.
<<<--->>>