УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ, ЗАЩИТА ГРАНИЦ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ в период 1921—1941 гг.
Описания к листам 8-10
Лист 8
А. ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР в 1921—1941 гг.
После окончания иностранной военной интервенции и гражданской войны советский народ под руководством Коммунистической партии и Советского правительства приступил к восстановлению народного хозяйства. Уровень производства крупной промышленности страны в 1920 был почти в 7 раз ниже, чем в 1913, выплавка стали сократилась более чем в 20 раз, а продукция сельского хозяйства составляла немногим более половины довоенного уровня. Водный и ж.-д. транспорт находился в упадке.
В связи с тем, что империалисты не отказались от своих замыслов по уничтожению первого социалистического государства, перед Коммунистической партией и Советским правительством стояла задача — укрепить обороноспособность страны и усилить армию и флот.
К 1921 Советская республика почти не имела в.-м. сил на Черном, Белом, Баренцевом морях и на Дальнем Востоке. Существовали лишь Балтийский флот и несколько флотилий (см. табл. л. 6, Ж «Советские военные флоты и флотилии...»). Находившиеся на Балтийском море 7 линкоров, 8 крейсеров, эсминцы типа «Новик», подводные лодки типа «Барс» и другие корабли нуждались в капитальном ремонте и модернизации. Война и разруха тяжело отразились на судостроительной и судоремонтной промышленности.
Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед народом задачу: в кратчайший срок восстановить флот, сделать его 'боеспособным.
Исключительно важное значение в деле восстановления флота имели специальные решения, принятые X съездом РКП (б) в марте 1921: «Съезд считает необходимым, в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного Военного Флота». (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 1, М., 1953, стр. 571.)
Исходя из решений съезда, партия и правительство провели ряд мероприятий по восстановлению и строительству кораблей и в.-м. баз, по подготовке кадров, по улучшению организации и боевой подготовки флота.
Началось восстановление судоремонтных и судостроительных заводов, портов, баз. Многие устаревшие и недостроенные корабли были сданы на слом. Производились демобилизация и проверка личного состава флота, который в 1921 был сокращен с 180 до 40 тыс. чел. Наряду с этим ЦК РКП (б) вернул на флот моряков-коммунистов из армии и гражданских учреждений. Только в 1921 на флот пришло св. 1200 коммунистов, возглавивших работу по его возрождению и спло-
79
чению личного состава. Среди вернувшихся были В. М. Орлов, И. М. Лудри, И. К. Наумов, И. К. Глухоченков и многие др.
В окт. 1921 Советское правительство создало Центральную морскую комиссию, определившую очередность работ по восстановлению флота.
В апр. 1922 в Москве по инициативе ЦК РКП (б) было созвано Всероссийское совещание военных моряков-коммунистов, которое обсудило первые итоги восстановления флота и наметило его. очередные задачи. Активными участниками восстановления советских ВМС были Е. А. Беренс, Н. И. Игнатьев, А. К. Векман, В. И. Зоф, А. М. Муклевич, Э. С. Панцержанский, А. В. Домбровский, А. В. Немитц, С. И. Фролов»
A. П. Зеленой. Большую работу по восстановлению Балтийского флота провели М. В. Викторов, П. И. Курков, Ф. С. Аверичкин, В. Д. Трефолев и др. В восстановлении ЧФ участвовали Н. Ф. Измайлов, В. Н. Варваци, И. Д. Сладков, Г. В. Козырев, А. Ф. Малолетко и др.
16.10.22 V Всероссийский съезд РКСМ постановил: «Учитывая ту колоссальную роль, которую играет Красный Военный Флот в деле обороны подступов к Советской республике, и считая необходимым взять на себя основную работу в деле возрождения боевой мощи Морских Сил Советской России... принять шефство над Красным Военным Флотом Республики» («Правда», 18 окт. 1922).
В 1922—23 было проведено 3 добровольных призыва, в результате которых на флот пришло ок. 8 тыс. комсомольцев, ок. тысячи из них были зачислены в в.-м. учебные заведения. По путевкам комсомола в разное время пришли на флот А. Г. Головко, Н. Г. Кузнецов, В. И. Платонов, Г. И. Левченко, А. С. Фролов, И. А. Колышкин, Н. И. Виноградов, Н. И. Морозов, Б. М. Балев, П. И. Вельский, Н. П. Египко, П. Н. Ле-мешко, П. И. Мусьяков и др., ставшие впоследствии адмиралами и генералами.
На состоянии флота тяжело отражался недостаток квалифицированных командных кадров. Их подготовка возлагалась на вновь созданное Управление в.-м. учебных заведений под начальством А. В. Баранова. На базе Училища командного состава флота были созданы Военно-мор-ское училище (ныне Высшее военно-морское орденов Ленина и Ушакова Краснознаменное училище им. М. В. Фрунзе) и Военно-морское инженерное училище (ныне Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского). Кроме того, были организованы Военно-морское политическое училище, Высшие специальные курсы командного состава РККФ, Военно-морское подготовительное училище, Политические курсы Красного Флота. В 1922 начали учиться
B. А. Алафузов, В. А. Андреев, Л. А. Владимирский, В. Ф. Трибуц, Н. М. Харламов, Г. Н. Холостяков, Г. В. Жуков, Л. Н. Курников, Ф. С. Седельников, В. Г. Фадеев, А. С.. Вельский, А. Г. Ванифатьев,
C. С. Рамишвили, И. Г. Святов, М. А. Крупский и др. В начале 1922 Морская академия была переименована в Академию Рабоче-Крестьян-ского Красного Флота (ныне Военно-морская ордена Ленина академия). Среди первых слушателей академии были К. И. Душенов, П. И. Смир-' нов, И. М. Лудри, И. К. Кожанов, А. П. Александров, С. Э. Столярский и др. Большую роль в переподготовке руководящего состава флота сыграли Военно-морские академические курсы, переименованные затем в Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава. Их окончили такие видные советские флотоводцы как М. В. Викторов* Л. М. Галлер, В. М. Орлов и др.
Личный состав флота был укреплен в социальном отношении. К 1923 рабочие составляли на флоте 42%, крестьяне — 50%. Резко возросло число членов партии и комсомольцев.
80
Коллективы заводов и фабрик, различных предприятий и общественных организаций взяли шефство над кораблями флота. VII Всеукраин-ский съезд Советов принял шефство над крейсером «Червона Украина», находившимся в ремонте. С 1922 все восстановительные работы на эсминце «Незаможник» производились на средства его шефов — трудящихся Украины. В янв. 1923 по решению ЦК РКП (б) проводилась Неделя Красного Флота, во время которой трудящиеся передали флоту ок. 100 тыс. руб., много продовольствия, одежды, обуви и других предметов.
Общий подъем народного хозяйства страны и организационные мероприятия, проведенные на флоте, дали возможность приступить в 1922 к ремонту кораблей.
Таблица 2
Корабельный состав Красного Флота 1 к 1922
На Балтийском флоте в 1922 после ремонта вступил в строй учебный корабль «Комсомолец» (бывш. «Океан»), в 1922—24 были отремонтированы линкоры «Марат» (бывш. «Петропавловск») и «Парижская Коммуна» (бывш. «Севастополь»), крейсер «Аврора»3, несколько эсминцев, тральщиков, подводных лодок и др. кораблей.
На Черноморском флоте в 1922—23 после ремонта были введены в строй крейсер «Коминтерн» (бывш. «Память Меркурия»), 2 эсминца, 2 подводные лодки, 5 канлодок, 2 мин. заградителя, несколько катеров и вспом. судов.
Успешно восстанавливались Морские силы Каспийского моря, велась работа по созданию Морских сил на Дальнем Востоке. Всего в 1922—24 было введено в строй ок. 40 боевых и вспом. кораблей.
К концу 1924 советский ВМФ имел в строю 2 линкора, 2 крейсера, 17 эсминцев, 14 подводных лодок, 5 мин. заградителей, 18 тральщиков,
1 До 11.01.35 Балтийский флот именовался Морские силы Балтийского моря, Черноморский флот — Морские силы Черного моря. Каспийская фл-ия до 27.06.31 именовалась Морские силы Каспийского моря. Морские силы Севера существовали с апр. 1920 по янв. 1923 (гл. в.-м. база — Архангельск). На Дальнем Востоке существовали: в 1920—22 — Народно-революционный флот Дальневосточной Республики (гл. в.-м. база — Хабаровск), в 1923—27 — Морские силы Дальнего Востока (гл. в.-м. база Владивосток); в 1927—31 —Дальневосточная военная фл-ия (гл. в.-м. база Хабаровск); в 1932—35 — Морские силы Дальнего Востока (гл. в.-м. база — Владивосток), из состава которых в 1932 была выделена Амурская военная фл-ия (гл. база — Хабаровск).
2 В т. ч. башенные типа «Ленин».
3 Крейеер «Аврора» с 1923 использовался как учебный корабль для подготовки командного состава ВМФ СССР.
81
8 канлодок, 5 речных канлодок, 2 сторожевых корабля, 7 посыльных судов и 98 др. вспом. судов. В части морской авиации начали поступать первые гидросамолеты советской постройки конструкции Д. П. Григоровича.
24.08.23 Президиум ЦИК СССР утвердил новый в.-м. флаг СССР, который был поднят на кораблях в день празднования шестой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции1 (рисунок флага см. в приложении).
Одновременно с восстановлением корабельного состава флота были приняты меры по повышению боевой готовности кораблей и соединений. Основное внимание в боевой подготовке уделялось выработке практических навыков у личного состава в использовании оружия и тренировке в длительных плаваниях.
С 1922 корабли ВМФ начали совершать дальние походы (см. табл. «Важнейшие походы кораблей...»). Так, в 1923 сторожевой корабль «Красный Вымпел» прошел из Владивостока в зал. Корфа и обратно. В июне — авг. 1924 «Красный Вымпел» совершил поход по маршруту Владивосток — Петропавловск — Уэлен — Владивосток. Корабль имел на борту экспедицию для ликвидации белогв. банд на побережье Охотского моря. В 1925 «Красный Вымпел» ходил по маршруту Владивосток — Охотск — Аян — Владивосток.
20.07—23.10.24 канлодка «Красный Октябрь» совершила переход из Владивостока к о. Врангеля в тяжелых ледовых условиях. 20.08 на о, Врангеля был поднят гос. флаг СССР и создана научно-исследовательская полярная станция. Прибывшее из Архангельска посыльное судно «Воровский» (см. стр. 88) совершило в 1925 переход из Владивостока в Александровск и обратно.
С самого начала возрождения флота встал вопрос о его роли и месте в системе Вооруженных Сил Республики. «У некоторых товарищей, в связи с недостатком у нас средств, — говорил в ноябре 1924 М. В. Фрунзе, — является мысль, что лучше сосредоточить все внимание на сухопутной армии. Такая точка зрения крайне ошибочна... Реввоенсовет твердо и незыблемо стоит на той точке зрения, что флот нам крайне необходим, что мы должны его развивать...» (М. В. Фрунзе. Избранные произведения. 1950, стр. 286—287).
В 1924—25 под руководством М. В. Фрунзе началось проведение военной реформы, которая заключалась в улучшении организации, боевой подготовки и комплектования Вооруженных Сил. На флоте были сокращены тыловые органы и утвержден план ориентировочной численности личного состава флотов и флотилий.
ЦК партии на основе анализа задач флота и возможностей его строительства определил роль и место ВМФ в системе Вооруженных Сил. Он исходил из советской военной доктрины, считавшей, что в случае войны решающие события развернутся на сухопутных фронтах, а флот должен будет содействовать армии; не исключалась возможность и самостоятельных действий флота. В дек. 1926 была принята первая шестилетняя программа военного кораблестроения. Она предусматривала строительство главным образом «москитного флота» (торпедных катеров, сторожевых кораблей) и подводных лодок.
Большое значение для дальнейшего восстановления флота имел XIV съезд ВКП(б) (дек. 1925), принявший решение о социалистической индустриализации страны. В процессе индустриализации создавалась новая техническая база для ВМФ.
1 Современный военно-морской флаг СССР утвержден постановлением ЦИК и СНК от 27.05.1935 (рисунок флага см. в приложении).
82
На базе новой техники в 1926—28 были модернизированы и капитально отремонтированы линкор «Октябрьская Революция» (бывш. «Гангут»), эсминцы «Войков», «Карл Маркс», «Сталин», «Урицкий», «Володарский», крейсера «Профинтерн» (с 1939 «Красный Крым»), «Красный Кавказ» и «Червона Украина», эсминцы «Карл Либкнехт», «Валериан Куйбышев», «Калинин».
К началу 1928 были восстановлены и модернизированы все наиболее ценные в боевом отношении корабли, а остальные сданы на слом.. В 1928 ВМФ имел в строю 3 линкора, 4 крейсера, 24 эсминца, 18 подводных лодок и другие боевые корабли и вспом. суда.
Направленность боевой подготовки ВМС в восстановительный период 1921—28 определялась главной задачей, поставленной перед флотом,— оказывать всемерную поддержку сухопутным войскам в обороне побережья. Флот должен был оборонять подступы к базам,, осуществлять минные постановки и, опираясь , на минно-арт. позицию, быть готовым вести бой с превосходящими силами противника.
По мере роста флота расширялись оборонительные задачи, отрабатывавшиеся на маневрах и учениях. Большое внимание уделялось взаимодействию разнородных сил флота с войсками, ставились задачи по отражению высадки десанта «противника» и совместному с армией проведению дес. операций, предусматривалось взаимодействие подводных и надводных кораблей, морской авиации и береговой артиллерии, использование ночного времени для проведения атак.
23.02.28, в связи с десятилетием Красной Армии и Красного Флота, Балтийский флот за выдающиеся заслуги в гражданской войне и огромную работу по восстановлению флота был награжден орденом Красного Знамени.
Упрочение международного положения Советского Союза (даты установления дипломатических отношений между СССР и капиталистическими государствами см. А) благоприятно сказалось на условиях дальних походов советских военных кораблей, получивших возможность заходить в порты других государств. В 1924 корабли Балтийского флота — крейсер «Аврора» и учебный корабль «Комсомолец» под команд. Н. А. Бологова осуществили поход из Кронштадта вокруг Скандинавского п-ова до Архангельска и обратно. В 1925 эти корабли под команд. В. М. Орлова совершили вторичный поход по тому же маршруту. Корабли ЧФ в 1925 и 1929 совершили походы в Италию (см. текст Б). В 1925 корабли Каспийской фл-ии ходили по маршруту Баку — Ленкорань — Махачкала — Красноводск — Форт-Шевченко 1 — Баку, а также к берегам Ирана.
Индустриализация страны создавала надежную базу для перевооружения армии и флота. С 1929 начались техническая реконструкция и строительство ВМФ СССР.
Создание новых и рост старых центров тяжелой индустрии, развитие машиностроительной, металлообрабатывающей и химической промышленности, освоение новых месторождений нефти и угля, строительство электростанций усилили военно-экономический потенциал страны. Успехи, достигнутые в развитии тяжелой промышленности (см. табл. «Производство важнейших видов продукции...»), позволили создать такие новые отрасли как авиационная, электротехническая и др.; росла судостроительная промышленность; реконструировались судостроительные заводы в Ленинграде и Николаеве, строились новые во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре и в р-не Архангельска.
1 До 1939 — Форт-Александровский.
Строительство новых кораблей началось с закладки подводных лодок, которые рассматривались как основной род сил для действий на морских сообщениях и для борьбы с боевыми кораблями противника. При постройке надводных кораблей особое внимание обращалось на развитие корабельной артиллерии. Был создан ряд арт. систем, превосходивших подобные системы иностранных флотов, создавались новые зенитные установки. Значительные успехи были достигнуты в создании минного, торпедного, трального и противолодочного оружия, а также радиотехнических средств.
В годы первой пятилетки (1929—32) развернулось строительство подводных лодок типа «Декабрист» и сторожевых кораблей типа «Ураган». В годы второй (1933—37) и третьей (1938—41) пятилеток строились лидеры типа «Ленинград», эсминцы типа «Гневный» и «Сторожевой», легкие крейсера типа «Киров», большие подводные лодки типа «К» и «Л», средние типа «Щ» и «С» и малые типа «М», тральщики типа «Фугас». В начале третьей пятилетки были заложены линкоры типа «Советский Союз» и крейсера типа «Чапаев».
Тоннаж ВМФ с 1930 по 1939 увеличился почти в 2,5 раза. В 1939 флот получил 112, в 1940—168 кораблей (включая сторожевые и торпедные катера), причем в 1940 тоннаж его по надводным кораблям возрос на 107718 т, по подводным — на 50385 т. Подводных лодок в 1940 было построено по тоннажу в 3 раза больше, чем в 1939.
Наряду со строительством кораблей создавалась береговая оборона. Появились мощные ж.-д. арт. системы, было построено значительное число батарей береговой артиллерии и аэродромов, развернуто строительство новых и дооборудование старых в.-м. баз.
Авиация флота пополнилась новыми самолетами: МБР-2, СБ, И-15, И-16, И-153, а с 1938—39 —самолетами ДБ-3 и ДБ-Зф (ИЛ-4). Только в 1940 состав ВВС ВМФ возрос на 39%. Однако развитие авиации требовало перевооружения ВВС флота самолетами новейших типов, поступление которых началось незадолго до войны. К июню 1941 их число составило лишь 12,5% от всего состава ВВС ВМФ. Мало было самолетов минно-торпедной авиации.
Большой вклад в развитие военного кораблестроения и боевых средств флота внесли советские ученые и видные специалисты А. Н. Крылов, В. Л. Поздюнин, Н. А. Петров, Н. Е. Кочин, А. Н. Гар-соев, Ю. А. Шиманский, П. Ф. Папкович, П. П. Киткин, Г. Н. Пелль,
A. П. Шершов, Л. Г. Гончаров, А. И. Берг и др. Творцами новых типов самолетов были С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. С. Яковлев,
B. М. Петляков, А. Н. Туполев и др.
Серьезным недостатком в развитии боевых средств флота являлось отсутствие магнитных мин и средств борьбы с ними, отсутствие на кораблях и самолетах радиолокационного оборудования. Мало внимания уделялось строительству вспом. кораблей, не было достаточного количества дес. судов и тральщиков, кораблей ПЛО.
Вступление в строй новых кораблей позволило усилить Балтийский и Черноморский флоты, флотилии на Амуре и на Каспийском море, создать новые флоты и флотилии на Севере и Дальнем Востоке. В 1929—30 ЧФ были переданы из состава КБФ линкор «Парижская Коммуна» и крейсер «Профинтерн». В период с 22.11.29 по 18.01.30 эти корабли под команд. Л. М. Галлера совершили переход из Балтийского моря в Черное. Выйдя из Бреста 7.12.29, корабли в Бискайском зал. попали в шторм (10—12 баллов) и вынуждены были вернуться в порт, где простояли до 26.12.29.
21.04.32 были созданы Морские силы Дальнего Востока (гл. в.-м. база — Владивосток), переименованные в 1935 в Тихоокеанский флот.
84
В 1933 была создана Северная военная фл-ия (гл. в.-м. база — в Мурманске, с 1934 — в Полярном). 11.05.37 флотилия была преобразована в Северный флот. В мае — авг. 1933 по только что вступившему в строй Беломорско-Балтийскому каналу на Север были переведены под руководством И. С. Исакова корабли КБФ: эсминцы «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», подводные лодки «Декабрист» («Д-1») и «Народоволец» («Д-2»), сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», [а несколько позже — эсминец «Карл Либкнехт», сторожевой корабль «Гроза» и подводная лодка «Красногвардеец» («Д-3»)].
В июле — авг. 1933 учебный корабль «Комсомолец» совершил переход из Кронштадта в Мурманск вокруг Скандинавского п-ова. В 1934 корабль возвратился в Кронштадт.
В 1935 моряки Северной фл-ии приступили к освоению морского театра. 3 подводные лодки совершили переход по маршруту: Архангельск — Белушья Губа — пр. Маточкин Шар — Русская Гавань — Мурманск. В февр. 1938 подводная лодка «Красногвардеец» («Д-3») ходила из Мурманска в Гренландское море для оказания помощи советской экспедиции «Северный полюс».
Большое стратегическое и народнохозяйственное значение имело освоение Сев. морского пути, который связал Балтийский и Северный морские театры с Тихоокеанским. В июле — окт. 1936 по этому пути перешли из Кронштадта во Владивосток эсминцы «Сталин» и «Войков». Выйдя по внутренним водным путям из Балтийского моря в Белое, корабли в Баренцевом море, на подходе к пр. Маточкин Шар, были рстречены ледорезом «Федор Литке», который сопровождал их до бухты Провидения. От о. Диксона до меридиана устья Лены корабли шли во ; льдах.
В авг. 1939 была сформирована Северо-Тихоокеанская фл-ия (гл. в.-м. база — Советская Гавань).
17.06.40 была расформирована Днепровская фл-ия1, на базе которой были созданы две флотилии: Пинская и Дунайская.
В разнообразных по целям и условиям походах моряки ВМФ СССР осваивали боевую технику и совершенствовали боевую выучку. Заграничные походы крейсера «Аврора», учебного корабля «Комсомолец», [крейсеров и эсминцев ЧФ (см. А и табл. «Важнейшие походы...») показали хорошую подготовку личного состава. В мае — июне 1937 [линкор «Марат» под команд. В. И. Иванова совершил поход в Вели-; кобританию для участия в морском параде по случаю коронации английского короля. В апр. 1939 канлодка «Красный Азербайджан» [совершила переход по маршруту Баку — Пехлеви — Баку, доставив в Иран правительственную делегацию СССР.
С увеличением количества кораблей и частей ВМФ появилась необ-[ ходимость в пополнении его командными кадрами. В конце 30-х годов ; были открыты новые в.-м. учебные заведения в Ленинграде, Севасто-\ поле, Баку, Владивостоке. В большинстве крупных городов СССР были [ созданы морские учебные центры Осоавиахима, которые содействовали ■распространению в.-м. знаний и подготовке кадров. 5 Укрепление обороноспособности СССР приобретало особое значение в связи с агрессивными действиями германских и итальянских фашистов в Европе и японских милитаристов на Дальнем Востоке (см. табл. «Важнейшие международные события»).
Флот содействовал Красной Армии в обороне границ, участвовал в осуществлении мероприятий Советского правительства по укреплению
1 В окт. 1925 на Днепре был сформирован отряд судов, который с окт. 1926 именовался Отд. отрядом судов р. Днепр, с 27.06.31 — Днепровской фл-ией. Кроме того, в 1925—28 существовал Отд. дивизион катеров р. Зап. Двина.
85
безопасности СССР. Так, в 1929 Амурская фл-ия участвовала в разгроме войск китайских* милитаристов, напавших на СССР (см. текст л. 10, А, Д), за что 23.04.30 была награждена орденом Красного Знамени. В 1938 ТОФ содействовал советским войскам в разгроме японских войск у оз. Хасан (см. текст л. 10, 3).
В 1939 Днепровская фл-ия принимала участие в освободительном походе советских войск в Зап. Украину и Зап. Белоруссию. Этот поход был предпринят с целью исправить историческую несправедливость в отношении западных частей Украины и Белоруссии, насильственно включенных в прошлом в состав Польши, не допустить захвата их Германией и тем приостановить распространение гитлеровской агрессии на Восток. 1.11.1939s Зап. Украина и 2.11.1939 Зап. Белоруссия были по воле их населения воссоединены с УССР и БССР. Гл. базой Днепровской фл-ии с окт. 1939 стал Пинск.
В 1939—1940 КБФ, Ладожская фл-ия1 и СФ участвовали в советско-финляндской войне (см. текст л. 10, П). Согласно мирному договору с Финляндией 12.03.1940 Советскому Союзу был передан в аренду п-ов Ханко, где была создана в.-м. база КБФ.
28.06.1940 Румыния согласилась на предложение Советского правительства возвратить захваченную ею в 1918 Бессарабию и передать СССР сев. часть Буковины, населенную украинцами. В связи с выходом юго-зап. границы Советского Союза на Дунай и Прут Днепровская фл-ия в июне 1940 была расформирована и созданы новые флотилии: Пинская с гл. базой в Пинске и Дунайская с гл. базой в Измаиле
3—6.08.1940 Литва, Латвия и Эстония, в которых трудящиеся установили Советскую власть, были по их просьбе приняты в состав СССР. КБФ приступил к оборудованию в.-м. баз в Таллине, Лиепае, Риге.
ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны превратился в современный флот, способный обеспечить безопасность морских рубежей Советского Союза и оказывать эффективное боевое содействие Красной Армии (состав флотов к 22.06.41 см. табл.: СФ — л. 20, А; КБФ —л. 22, Б; ЧФ—л. 25, А).
В связи с развитием флота и изменением характера его задач менялась организация управления флотами и флотилиями. С 1918 существовал Народный комиссариат по морским делам, высшее руководство флотом и армией осуществлялось Революционным военным советом Республики. В 1924 центральным органом Вооруженных Сил СССР стал Народный комиссариат по военным и морским делам. В 1926 для руководства флотом и флотилиями было создано Управление ВМС РККА, упразднен штаб РККФ, называвшийся в 1921—24 Морским штабом Республики, и образован Главный морской штаб. В 1934 Народный комиссариат по военным и морским делам был преобразован в Народный комиссариат обороны СССР, а в 1938 был выделен общесоюзный Наркомат ВМФ СССР и создан Главный военный совет ВМФ. Членами совета были Л. М. Галлер, А. А. Жданов, И. С. Исаков, Н. Г. Кузнецов, Г. И. Левченко, П. А. Смирнов и др.
Изменилась регламентация обязанностей должностных лиц кораблей и соединений, а также организация повседневной службы на кораблях. В 1921 был введен Устав внутренней службы на судах флота, а в 1925 — Устав корабельной службы РККФ, согласно которым личный состав корабля разделялся по специальностям, определялись порядок службы на корабле и обязанности командного, старшинского
1 Ладожская военная фл-ия была создана в окт. 1939. После окончания советско-финляндской войны флотилия была расформирована.
86
и рядового состава. В 1932 был введен Корабельный устав ВМС РККА (КУ—32). Организационное деление личного состава корабля по специальности заменялось делением на боевые части и службы. Личный состав был разделен на боевые смены, ротная организация упразднена. Дальнейшее совершенствование организации службы на кораблях и соединениях нашло свое отражение в Корабельном уставе РККФ (КУ—39), введенном в действие в 1939 году.
Вооружение флота новой техникой, накопленный опыт оперативно-тактической и боевой подготовки, а также развитие военно-теоретической работы на флоте, создали условия для издания в 1930 Боевого устава Морских сил РККА (БУМС—30). Устав исходил из основных положений Полевого устава РККА (1929). Оба устава отражали военную доктрину, в которой флот рассматривался как неотделимая составная часть Вооруженных Сил. Перед ВМС ставились задачи быть готовыми к решительному ведению борьбы с противником на море, содействию операциям сухопутных войск и обеспечению войск как со стороны моря, так и на реках и озерах. Боевым уставом определялась боевая деятельность кораблей, морской авиации и береговой обороны.
Дальнейшее развитие теоретических положений советского в.-м. искусства нашло отражение в Боевом уставе Морских сил (БУМС—37) и во Временном наставлении по ведению морских операций (1940). В этих документах большое внимание уделялось боевому использованию подводных лодок, авиации и торпедных катеров. Им отводилась роль ударных сил в наступательных операциях. Легкие силы флота должны были вести систематические боевые действия против береговых объектов, на морских сообщениях и против кораблей противника (в т. ч. против линейных кораблей). Предусматривалось ведение операций на коммуникациях противника силами подводных лодок, авиации и надводных кораблей.
Однако, исходя из состава сил ВМФ и возможностей экономики страны, флоту ставились главным образом оборонительные задачи — он должен был действовать в прибрежной зоне с целью не допустить вторжения противника с моря. Важная роль при этом отводилась использованию позиционных средств борьбы, минных заграждений, созданию мощных минно-арт. позиций.
Опыт Великой Отечественной войны (1941—45) подтвердил правильность основ советской в.-м. теоретической мысли, несмотря на то, что в ней было несколько ошибочных положений: переоценивалась роль линейных кораблей, не были разработаны методы организации обороны в.-м. баз и мероприятия по их эвакуации, слабо отрабатывались взаимодействие сил флота с наземными войсками и стрельбы корабельной артиллерии по берегу.
В период культа личности Сталина флоту был нанесен значительный ущерб, т. к. вследствие необоснованных репрессий в 1936—39 пострадали многие руководители флота, в т. ч. В. М. Орлов, М. В. Викторов, И. К. Кожанов, К- И. Душенов, П. И. Смирнов, А. М. Муклевич, А. К. Сивков и др.
Однако ВМФ СССР в своем развитии сделал крупный шаг вперед, неизмеримо возросла мощь всех родов сил флота, личный состав был вполне подготовлен к выполнению стоявших перед флотом задач.
Б. ПОХОДЫ КОРАБЛЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
После восстановления первых кораблей ЧФ приступил к учебным походам и маневрам. В сент. 1923 отряд в составе крейсера «Коминтерн», дивизиона подводных лодок, дивизиона эсминцев и др. кораблей
87
прошел от Севастополя до Батуми и обратно. Это было первое совместное плавание кораблей ЧФ. Начиная с 1924 корабли флота совершали регулярные походы вдоль черноморского побережья (см. табл.).
В сент. — окт. 1925 эсминцы «Незаможник» и «Петровский* посетили Неаполь в ответ на визит итальянских кораблей в Ленинград. По пути корабли заходили в Стамбул. В последующие годы корабли ЧФ неоднократно совершали походы в Италию: в авг. — сент. 1929 — эсминцы «Незаможник» и «Фрунзе», в окт. 1930 — крейсер «Червона Украина» и эсминцы «Незаможник» и «Шаумян», в окт. — ноябре 1933 — крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Петровский» и «Шаумян». Во время походов корабли заходили в порты Турции и Греции.
В мае — июне 1928 крейсер «Червона Украина», эсминцы «Петровский», «Фрунзе» и «Шаумян» ходили в поход по маршруту Севастополь — Стамбул — Батуми — Туапсе — Севастополь. В сент. — окт. 1928 крейсер «Коминтерн» совершил учебный поход по маршруту Севастополь— Стамбул — о. Митилини — о. Халки — Севастополь. Походы из Севастополя к пр. Босфор совершались как одиночными кораблями различных классов, так и отрядами кораблей (см. табл. Б). В 1929 и в 1933 было совершено по 2 похода, а в 1938 и в 1939 — по одному.
В. ПОХОДЫ КОРАБЛЕЙ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
Осенью 1922 были проведены маневры Балтийского флота. После этого сводный отряд в составе 18 кораблей осуществил первое практическое плавание, во время которого учебный корабль «Комсомолец» дошел до Кильской бухты* (окт. 1922).
В 1924, 1925 и 1930 крейсер «Аврора» и учебный корабль «Комсомолец» с курсантами в.-м. училищ на борту совершили дальние плавания из Кронштадта в Архангельск и обратно с заходом в порты Швеции и Норвегии (см. А).
Важное значение в боевой подготовке флота имел поход от Кронштадта до Кильской бухты* в июне 1925 под флагом Народного комиссара по военным и морским делам М. В. Фрунзе. В нем принимали участие почти все корабли флота. Поход был широко использован для отработки и решения учебных задач и изучения театра.
В июле — авг. 1928 крейсер «Аврора» посетил Норвегию и Данию, а эскадра флота в августе осуществила учебный поход по Балтийскому морю до берегов Швеции, Дании, Германии и Литвы. В авг. 1929 было совершено несколько заграничных походов крейсеров «Аврора» и «Профинтерн», эсминцев «Ленин» и «Валериан Куйбышев» с заходом в порты Германии и эсминцев «Калинин» и «Войков» — в Мёмель (Клайпеду). В авг. 1930 эсминцы «Сталин» и «Карл Маркс» посетили порты Норвегии. В сент. 1934 линкор «Марат» в сопровождении эсминцев «Калинин» и «Володарский» ходил в Польшу, в 1937 «Марат» совершил поход в Великобританию (см. текст А).
Г. ОКЕАНСКИЕ ПЛАВАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
Одним из первых океанских плаваний советских военных кораблей был переход в 1924 посыльного судна «Воровский» под команд. А. С. Максимова из Архангельска вокруг Европы и Азии во Владивосток. На корабле находились слушатели первого выпуска штурманского класса Высших специальных курсов командного состава флота (руководитель штурманской практики слушателей Н. Ф. Рыбаков). Корабль заходил в порты Великобритании и ее колоний, Италии, Египта и Китая, пройдя в общей сложности ок. 14450 миль.
88
В 1936 эсминцы «Сталин» и «Войков», выйдя из Кронштадта, прошли через Беломорско-Балтийский канал и совершили первый дальний арктический переход Сев. морским путем, достигнув Тихого океана за одну навигацию (см. текст А). В 1937 гидрограф, суда «Охотск» и «Океан» совершили переход из Балтийского моря вокруг Скандинавского п-ова в Тихий океан также Сев. морским путем.
В 1938 гидрограф, суда «Партизан» и «Полярный» перешли из Балтийского моря в Тихий океан через [Панамский] канал, посетив порты Великобритании, вост. и зап. побережья США, а также Алеутские о-ва и п-ов Камчатку.
В апр. — мае 1939 дивизион тральщиков и 2 гидрограф, судна ЧФ перешли из Черного моря во Владивосток через [Суэцкий] канал вокруг Азии, а в июне — авг. того же года дивизион тральщиков КБФ совершил переход из Балтийского моря во Владивосток через Панамский канал.
<<<--->>>