RSS Выход Мой профиль
 
Итоги выполнения Первого Пятилетнего плана развития Народного хозяйства Союза ССР| III-V


III
V с'езд советов установил, что «предложенный правительством пятилетний план, являясь развернутой программой социалистической реконструкции народного хозяйства, соответствует генеральному курсу советской власти на индустриализацию Союза ССР, на социалистическое переустройство деревни, на преодоление капиталистических и последовательное усиление социалистических элементов в хозяйственном строе страны и на повышение обороноспособности Союза ССР».
СССР к началу первой пятилетки был страной аграрной с отсталой, подчас со средневековой техникой, с промышленностью, уровень развития которой был далеко недостаточен для того, чтобы реорганизовать на основах современной техники промышленность, транспорт и сельское хозяйство.
К началу пятилетки СССР закончил восстановительный период и сделал лишь первые шаги в области реконструкции, находясь по уровню техники недалеко от уровня дореволюционной России, о которой Ленин говорил как о стране, «оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии и вдесятеро хуже Америки» \
Аграрный характер страны выражался в высоком удельном весе сельского хозяйства в народном доходе, равном в 1927/28 г. 44,1%, при удельном весе цензовой промышленности в 27,6%. В валовой продукции сельского хозяйства и планируемой промышленности удельный вес последней был равен в 1928 г. 48%. Аграрный характер~Страны ярко отражался и в распределении населения между городом и деревней. Городское население в 1928 г. составляло 17,9% к общему составу населения. На 1 ООО человек населения в рабочем возрасте приходилось 142 рабочих и служащих.
Задача ликвидации технико-экономической отсталости СССР требовала осуществления в первой пятилетке грандиозной программы строительства. Строительная программа явилась стержнем первого пяти-

1 Л е н и н, т. XVI, изд. 3-е, стр. 543.

летнего плана. За 4% года об'ем капитальных вложений в обобществленный сектор народного хозяйства составил 52,5 млрд. руб., превысив задания пятилетнего плана, рассчитанные на пять лет, на 11,9%.
Этот размах строительства был осуществлен исключительно за счет мобилизации внутренних ресурсов страны. Опираясь на уже освоенную к началу пятилетки производственную мощность старых предприятий и расширяя эти предприятия, СССР развернул за короткий исторический отрезок времени в невиданных в истории капиталистических стран масштабах строительство новых предприятий, являющихся образцами современной техники.
Об ем капитальных вложений в промышленное строительство за 4% года составил 24,8 млрд. руб. против заданий пятилетнего плана в 19,1 млрд. руб. В тяжелую промышленность за те же годы вложено 21,3 млрд. руб. против заданий пятилетнего плана в 14,7 млрд. руб. Половина всех капиталовложений в промышленность была направлена на строительство новых предприятий, вооруженных современной техникой.
В результат осуществленного строительства за годы пятилетки об'ём основных фондов обобществленного сектора народного хозяйства удвоился. Технический уровень этих новых основных фондов далеко превышает собой то, что СССР имел к началу пятилетки. Этот итог, свидетельствующий о гигантском росте производительных сил страны и о глубочайшей технической революции, является одной из наиболее блестящих побед пятилетки.
Валовая продукция цензовой промышленности выросла с 15,7 млрд. руб. в 1928 г. до 34,3 млрд.' руб. (в ценах 1926,27 г.) в 1932 г. и составила 218,5% от 1928 г. Об'ем .промышленной продукции в 1932 г. больше чем втрое превысил довоенный уровень и больше чем вдвое — уровень 1928 г. План первой пятилетки в целом выполнен по валовой продукции промышленности на 93,7%.
Удельный вес цензовой промышленности в народном доходе с 27,6% в 1927/28 г. вырос до 38,4% в 1932 г. Удельный вес промышленности при быстром росте сельского хозяйства в сумме валовой продукции планируемой промышленности и сельского хозяйства повысился с 48°/е в 1927,28 г. До 70% в 1932 г. По , структуре своего народного хозяйства СССР приблизился к передовым индустриальным странам.~"В Германии удельный вес промышленности в сумме валовой продукции промышленности (без строительства) и сельского хозяйства в 1932 г. составил 80.3%, в САСШ в 1929 г__82.6%
Быстрое развитие промышленности обусловило значительное возрастание к концу пятилетки доли городского населения и в особенности доли пролетарского населения. Доля городского населения с 17.9% в 1928 г. возросла в 1932 г. до 23,3%. доля пролетарского населения выросла с 19,9% до 31,1% за те же годы. Число рабочих и служащих возросло в 1932 г. до 257 чел. на 1 ООО чел. в рабочем возрасте против 142 к началу пятилетки.
Рост индустриализации выразился также в повышении удельного веса производства средств производства. К началу пятилетки удельный вес производства средств производства составлял 44,3% в продукции цензовой промышленности (1928 г.), тогда как производство предметов потребления составляло 55,7%. В последний год пятилетки стоимость продукции средств производства возросла до 18 млрд. руб. против 7.0 млрд. руб. в 1928 г., т. е. на 157,1%; производство средств потребления возросло с 8,7 млрд. р. до 16,3 млрд. р.. т. е. на 87.3%.
СССР стал страной 'тяжелой индустрии Удельный вес средств производства повысился с 44,3% в 1928 г. до 52.5% в 1932 г. Мы уже сравнялись по структуре промышленности с такими странами, как Англия и Германии В валовой продукции промышленности Германии v тельный вес производства средств производства в 1925 г. был равен 54,5%, в 1931 г.— 45,2%* в Англии в 1924 г.— 54%\

1 Исчислено: Германия — по данным «Konjunkturstatistlsrhes Handbuch», изз. 1933 г.; САСШ—Statistical Abstract of U S:». .1932.
2 По Германии данные Берлинского конъюнктурного института («Vierteljahrsheft», № 3, Tell «А» за 1931 г.).
3 По Англии условно чистая продукция по «Tbird Census oi Production», 1924 г. изд 1929 г.

В итоге СССР превратился из страны аграрной в страну индустриальную. Социалистическая форма стала § единственной формой промышленности в СССР. СССР создал за годы пятилетки индустрию, которая способна завершить процесс реконструкции промышленности,' транспорта и сельского хозяйства на новой технической основе.
До войны только 36,2% стоимости промышленного оборудования приходилось на продукцию машинострое. ния России. В 1927/28 г. импорт машин, даже при относительно небольшом размахе строительной программы, составил 32.5%. Однако по ряду сложных машин импорт был значительно выше: по паротурбинам — 52.6%, станкам для обработки металлов — 67,1%, текстильным машинам — 27,7%, тракторам — 69%. Отсталость машиностроения СССР к началу пятилетки приводила к тому, что большая часть передовых современных машин импортировалась, так как произвести их машиностроение СССР не было в силах.
Так было к началу пятилетки. Четыре года пятилетки вооружили основные отрасли производства современной машинной техникой, поставив Советский союз в ряд передовых в технико-экономическом отношении стран.
План машиностроения в последнем году пятилетки превышен на 57%. Продукция общего машиностроения возросла с 1 405,8 млн. руб. в 1928 г. до 5 252,9 млн. руб. в 1932 г., превысив задания плана на 81,2%; продукция сельскохозяйственного машиностроения (включая тракторы) возросла с 176,9 млн. руб. до 890,4 млн. руб. за те же годы.
По сравнению с довоенным временем продукция машиностроения возросла в 1932 г. в 10 раз, а в сравнении с 1927/28 г.—в 4,4 раза.
За годы пятилетки развернуто производство тракторов на «Красном путиловце», Сталинградском и Харьковском тракторных заводах, вводится в эксплоатацию Челябинский тракторный завод. Производство тракторов за один последний год пятилетки (1932 г.— 50 тыс. штук) почти вдвое больше всего тракторного парка, имевшегося в сельском хозяйстве в 1928 г. (26,7 тыс. 16
тракторов). Наряду с этим освоено производство целевого тракторного инвентаря и комбайнов. В 1932 г. произведено уже 10 тыс. комбайнов.
За годы пятилетки заново создано авиа-моторостроение. что является одним из крупных достижений первой пятилетки.
На основе последних достижений мировой техники развернуто строительство автомобилей на Московском, Горьковском и Ярославском автозаводах.
Машиностроение, став базой технического вооружения народного хозяйства, освоило одновременно производство машин, необходимых для производства самих машин. В первой пятилетке широко развернуто станкостроение. введены в эксплоатацию такие мощные гиганты, как Московский и Горьковский заводы станкостроения.
Советское машиностроение в состоянии уже спроектировать и произвести любую машину и запасные части к уже завезенному оборудованию. Прежние важнейшие статьи импорта оборудования стали предметами нашего собственного производства. СССР может полностью удовлетворить внутренним производством потребность в паровозах, электровозах, автомобилях, тракторах, сельскохозяйственных машинах, доменном оборудовании, моторах, мощных блюмингах, турбинах, электропечах, измерительных приборах, автоблокировке и ряде других машин и аппаратов, составлявших до сих пор крупнейшую часть промышленного импорта.
Осуществлена важнейшая директива партии «превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование» (из резолюции XIV с'езда ВКП(б)).
Решение задачи создания собственного машиностроения в Советском союзе являлось важнейшим звеном выполнения пятилетки, обеспечивающим в годы второй пятилетки завершение технической реконструкции всего народного хозяйства на основах современной машинной техники.
В итоге пятилетки СССР укрепил технико-экономическую независимость, заняв уже в 1931 г. второе место в мире по производству машин.

В 1928 г. продукция советского машиностроения составляла 4,2% к продукции машиностроения капиталистических стран. В 1931 г. продукция советского машиностроения уже составляла 26,$% продукции капиталистических стран. В. 1928 г. производство машин составляло 7% продукции CACШ, 29.2% — Германии, 37% — Англии. В 1931 г. продукция машиностроения СССР поднялась, до 56,9% фактической продукции машиностроения САСШ, 140,0% — Англии и 151,1% — Германии.
За годы пятилетки создана база тяжелой индустрии— мощная черная металлургия. Старые металлургические заводы подверглись радикальной реконструкции, и заново создана урало-кузнецкая металлургическая база. Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты — крупнейший шаг в деле более равномерного размещения промышленности СССР.
Основные фонды черной металлургии к концу пятилетки возросли в два раза по сравнению с 1928 г. Создана мощная электрометаллургия. Выпуск качественного проката вырос с 70 тыс. тонн до 555 тыс. тонн, т. е. в 8 раз. СССР может теперь производить' автомобили и тракторы, средства обороны, турбины, инструмент из металла внутреннего производства.
Построены доменные* печи, дающие 1 ООО тонн в сутки. блюминги производительностью до 1 млн. тонн обжатой болванки в год, средняя мощность металлургических заводов выросла на 60%.
СССР добился величайших успехов на важнейшем участке технической реконструкции народного хозяйства— электрификации. Мощность всех электростанций выросла с 1 874 тыс. квт в 1928 г. до 4 567 тыс. квт в 1932 г. От мелких и мельчайших станций царской России через Волховстрой СССР пришел к таким гигантам. как Днепрострой. В 1928 г. в СССР работали 18 районных станций обшей мощностью в 610 тыс. квт; к концу 1932 г. работают уже 43 районных станции общей мощностью в 2 624 тыс квт. К концу пятилетки в

1 Исчислено по данным Берлинского конъюнктурного института «Wockenberichte». август 1932 г.

СССР насчитывается 10 станций, каждая мощностью в 100 тыс. квт и выше. Вместе с тем достигнут более высокий каэфициент использования оборудования электростанций. Для СССР он составляет 3 570 час. в 1932 г. против 3 тыс. в САСШ (1929 г.), 1,8 тыс. для центральных электростанций и 2,2 тыс. для электростанций предприятий Германии (1931 г.)и 1,7 тыс. для Англии (1928 г.)
В СССР создан ряд электрических скольцованных систем напряжением в 100 тыс. вольт. Днепровское кольцо имеет 160 тыс. вольт, соединение Ленинграда со Свирьской гидроэлектростанцией осуществляется при напряжении в 220 тыс. вольт. По степени электрификации промышленности мы уже далеко обогнали Англию и близко подошли к самым передовым капиталистическим странам. Так, коэфициент электрификации промышленности составил в СССР в 1932 г. 71,2%, в Англии— 49% (1929 г.), в Германии —64,6% (1925 г.) и САСШ — 78,3% (1929 г.)
Выработка электроэнергии в СССР в сравнении с 1913г. возросла в 6,7 раза, в сравнении с 1928 г.— в 2,6 раза.
Заново за годы пятилетки создана современная технически передовая химическая промышленность. Продукция химической промышленности по группе «А» выросла с 348,0 млн. руб. в 1928 г. до 1 039,9 млн. руб. в 1932 г.
Недостаточность развития тяжелой индустрии к началу пятилетки обусловила низкий технический уровень всей промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Каменноугольная промышленность к началу пятилетки добывала, свыше 85% каменного угля ручным трудом; в металлургии основные процессы производства. как-то: подача доменной шихты к доменным печам, завалка мартеновских печей, разливка чугуна и т. д.. были механизированы в ничтожной степени. Лесоразработки и производство простейших строительных

1 По данным «Die Energiewirtschaft der Welt», Sonderheft Берлинского конъюнктурного института № 19; «Wirlschaft und -Statistic» „Ml, 1933.
2 По данным промышленных цензов соответствующих стран.

материалов почти целиком базировались на ручном труде, без всякой механизации. Недостаточно была механизирована добыча торфа.
Ручной труд преобладал также в ряде отраслей легкой (швейной, обувной и др.) и в большей части пищевой промышленности.
Техника сельскохозяйственного производства находилась на особенно низком уровне: 45% посева зерновых культур убиралось при помощи косы и серпа, свыше 70% сева производилось ручным способом и не менее 40% урожая обмолачивалось цепом и другими орудиями ручного обмолота. Не были механизированы и погрузочио-разгрузочные работы на железнодорожном и водном транспорте.
Внедрение современной техники и электрификации -в народное хозяйство СССР обеспечило решительный переход от господствовавшего в огромной степени ручного труда к широкой электрификации и механизации ® основных процессов производства во всех отраслях народного хозяйства. Процент электрификации промышленности возрос с 50,9% в 1928 г. до 71,2% в 1932 г. Энерговооруженность рабочего СССР уже в 1930 г. составила 2,8 л. е., тогда как в Англии она составляла 2,46 л. с. (1924 г.) и в Германии 2,8 л. с. (1925 г.)
Угледобыча к концу 1932 г. механизирована на 63,6%, по Донбассу — на 71,9%. Нефтяная промышленность, радикальное техническое преобразование в которой было проведено уже к началу первой пятилетки, за годы пятилетки завершила процесс реконструкции. В металлургии коренным образом изменился тип современного металлургического завода, проведена механизация внутризаводского транспорта, подача руды и топлива в домны, введены разливочные машины -и т. д. Широкое развитие получили электротермические процессы, электрометаллургия и электрохимия. В машиностроении осуществлен широкий переход от общей трансмиссии к современному типу машин с индивидуальным приводом. Возросло механизированное производство в пищевой промышленности: мясокомбинаты

1 По данным промышленных цензов соответствующих стран. 20

современного типа, мощная консервная промышленность, рыбное хозяйство, вооруженное траулерами, сейнерами и другими современными орудиями лова. Швейная, обувная, трикотажная и ряд других отраслей легкой промышленности из кустарных и полукустарных производств превратились в крупные механизированные отрасли промышленности. Проведено перевооружение сельского хозяйства на основе внедрения тракторов, комбайнов, уборочных машин для зерна и ряда технических культур.
Осуществлена в значительных размерах механизация погрузочно-разгрузочных работ на транспорте. Крупных достижений СССР добился и в области автомобилизации страны.
Все это характеризует переход хозяйства от преобладания ручного труда и подчас средневековой техники к труду, вооруженному современными орудиями производства, под'ем народного хозяйства на уровень передовой техники.
Техническая революция СССР — стержень социалистического переустройства, народного хозяйства — уже в годы первой пятилетки охватила все отрасли народного хозяйства £ такой глубиной, которой не мог достигнуть капитализм на своих путях технического переворота. Техническая революция в СССР показала всему миру, что могут дать последние достижения науки и техники при диктатуре пролетариата и в условиях планового руководства, и обеспечила темпы роста производительных сил в Советской стране, неведомые капиталистическому миру.
СССР увеличил промышленную продукцию до 334,5% в 1932 г. по сравнению с 1913 г.
Огромное значение этого факта особенно велико, если учесть, что в 1920 г. продукция промышленности СССР составляла всего лишь 13,8% от 1913 г.
За годы пятилетки наша промышленность в целом возрастала в среднем на 21,6% в год, при среднем росте группы «А» на 26,8% и группы «Б» — на 17%.
Бурным темпам под'ема социалистической промышленности противостоит небывалое падение производства в капиталистическом мире.
21

ОБЩИЙ ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (1928 г.—100)



1 По капиталистическим странам данные «Wochenbericht Л» 41 за 1933 г. Берлинского конъюнктурного института от 11/1 1933 г.

Гигантский рост народного хсзяйства СССР и небывалое падение производства в странах капитала — таков общий итог великого исторического соревнования двух систем: побеждающего социализма и сотрясаемого глубочайшим кризисом капитализма.

IV
Успехи социалистической индустриализации, повышение на этой основе руководящей роли рабочего класса и укрепление его союза с крестьянством создали гигантские возможности социалистического преобразования сельского хозяйства и ликвидации на этой основе его чрезмерной отсталости.
XVI партконференция ставила перед пятилеткой задачу «вовлечения миллионов масс крестьянства в социалистическое строительство на базе кооперативной общественности и коллективного труда и всемерную помощь бедняцко-середняцким индивидуальным хозяйствам в их борьбе против кулацкой эксплоатации».
Задания партконференции в развитии обобшествленного сектора в деревне были таковы: посевные площади колхозов и совхозов на 1932 33 г. должны были составить 17,5% всех посевных площадей, удельный вес 22% обобшествлекного сектора в товарной зерновой продукции должен был возрасти до 43%,
Решение XVI партконференции вытекало из невозможности базировать долго социалистическое строительство на двух различных основах — крупной социалистической промышленности и частнособственническом, отсталом в техническом отношении мелкокрестьянском хозяйстве.
Удельный вес социалистического производства в f сельском хозяйстве до первой пятилетки был весьма невысок. Основная масса хлеба была сосредоточена в руках мелких и средних крестьян, при сохранении еще значительного количества хлеба в руках кулачества, саботировавшего выполнение заданий пролетарского государства по хлебозаготовкам и ведшего ожесточенную борьбу против советской власти и ее мероприятий.
Развитие сельского хозяйства могло итти лишь или кулацко-капиталистическим путем, на который правые уклонисты ташили партию, или путем создания крупного социалистического хозяйства через насаждение колхозов и совхозов, переделку мелкокрестьянского производства в крупное колхозное и ликвидацию на этой основе кулачества как класса.
Осуществляя ленинскую политику, партия и рабочий класс повернул^ крестьянство на социалистический путь Выполнение пятилетки уже в первый год показало возможность и необходимость перехода к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, к строительству сотен тысяч колхозов, тысяч крупнейших совхозов и тысяч машинно-тракторных станций, вооруженных новейшей техникой.
Развернутое на протяжении первой пятилетки наступление социализма по всему фронту, решительный бой с наиболее озверелым врагом рабочего класса — кулачеством — обеспечили решение самой трудной после захвата власти задачи пролетарской революции: создан новый колхозный строй в деревне, разгромлено кулачестве, в широких размерах развернуто совхозное строительство За годы пятилетки создано больше 200 тыс. колхозных хозяйств, 5 тыс. крупнейших совхозов и почти 2,5 тыс. машинно-тракторных станций,

[часть угла страницы утрачена]...о коренным образом изменило облик советской деревни и обеспечило абсолютное преобладание в ней социалистических форм хозяйства. СССР из страны мелкокрестьянской превратился в страну крупнейшего земледелия.



Задания XVI партконференции и V с'езда советов о развитии социалистического сектора в деревне во много раз перевыполнены. Удельный вес социалистического сектора (совхозов и колхозов) в посевах всех культур возрос с 2.7°/о в 1928 г. до 78% в 1932 г. против задания пятилетки в 17,5%. В товарной зерновой продукции удельный вес социалистического сектора повысился до 84% против 43%, намеченных пятилеткой. Социалистический сектор сельского хозяйства стал основным поставщиком хлеба пролетарскому государству.
СССР создал крупное земледелие и добился величайшего переворота в техническом уровне сельского хозяйства. За четыре года пятилетки деревня получила новых с.-х. машин и инвентаря на 1 610 млн. руб., в то время как к началу пятилетки деревня имела орудий и средств производства лишь на 1 110 млн. руб. Тракторный парк сельского хозяйства за пятилетку возрос (с учетом амортизации) до 148 тыс. тракторов, или до 2 225 тыс.. л. с., между тем как к началу пятилетки сельское хозяйство имело лишь 26,7 тыс. тракторов, или 278 тыс. л. с.
В результате этого коренным образом изменилась роль отдельных орудий производства в обработке почвы и уборке хлебов. Совсем исчезает соха, которой еще в 1928 г. обрабатывалось около 10% всей площади, тракторная вспашка охватила свыше трети всех посевов против 1% в 1928 г. Коса и серп, которыми убиралось около 45°/о зерновых посевов в 1928 г., уступили место уборочным машинам и комбайнам. Сотни тысяч * тракторов, сложный тракторный инвентарь, комбайны— вот что ныне характеризует новую технику социалистического земледелия.
Вновь создано социалистическое животноводство. Крупного рогатого скота в крупных совхозах и товарных фермах к концу 1932 г. было 7,6 млн. голов (в совхозах 2.1 млн. голов и в колхозных товарных фермах—ц 5.5 млн. голов). Свиней к концу 1932 г. было в совхозах 950 тыс. голов и в товарных фермах — 2.6 млн. голов. Овец и коз к концу 1932 г. было в совхозах 4,4 млн. голов и в товарных фермах — 5,6 млн. голов. Таким образом СССР превратился в страну самого крупного в мире животноводства.
XVI партконференция ставила задачу «изживания чрезмерной отсталости сельского хозяйства от промышленности и разрешения в основном зерновой проблемы».
Несмотря на величайшие трудности, с которыми было сопряжено разрешение в короткий исторический срок проблемы создания в СССР крупного земледелия, преимущества крупного земледелия ярко сказались уже в ходе реконструкции сельского хозяйства. Это выразилось прежде всего в росте посевных площадей как под зерновыми, так и под техническими культурами. Вся посевная площадь за годы пятилетки возросла с 113 млн. га до 134,1 млн. га. Из 21,4 млн. га прироста посевов на долю зерновых культур падает 7,5 млн. га, на долю технических культур — 6.2 млн. га.
Преимущества крупного земледелия обеспечили разрешение в основном зерновой проблемы. Вместо. 80— 100 млн. центнеров товарного хлеба, заготовлявшегося в период преобладания индивидуального крестьянского хозяйства, теперь ежегодно заготовляется 200 — 230 млн. центнеров зерна.
Рост технических культур уже в пределах первой пятилетки обеспечил создание собственной отечественной хлопковой базы. В огромной степени также возросли возможности снабжения легкой индустрии остальными видами сырья.
Особенно ярко преимущества крупного земледелия уже на данной стадии проявились в огромном росте производительности труда. 14,7 млн. крестьянских хозяйств, вошедших в колхозы и владеющих 60% рабочего скота, в 1932 г. засеяли три четверти всех зерновых культур, в 1,5 раза больше хлопка, почти вдвое (на 95%) больше сахарной свеклы и больше льна (118%), чем засевали раньше 24,5 млн. индивидуальных крестьянских хозяйств.
Таковы блестящие победы социализма в области сельского хозяйства, достигнутые в итоге выполнения первой пятилетки. Тем самым подведен исторический итог и дано (историческое подтверждение правильности учения основоположников научного социализма, развитого Лениным и Сталиным, о путях социалистического переустройства сельского хозяйства.
Опрокинута теория буржуазных идеологов о неизбежности реставрации капитализма в СССР на основе роста капиталистических элементов, выделяемых мелким индивидуальным хозяйством. Разбиты попытки буржуазии добиться на этой основе реставрации капитализма. На-голову разбиты попытки' правых оппортунистов, тянувших на путь капиталистического развития, и троцкистов, отрицавших возможность социалистического преобразования мелкокрестьянской деревни.
В итоге выполнения первого пятилетнего плана социалистического строительства подорваны корни капитализма в сельском хозяйстве, сделан невозможным возврат к капитализму на основе частнособственнического, мелкого крестьянского хозяйства. Позиции единоличного хозяйства преодолены во всех основных районах СССР, и победа колхозного строя, а тем самым победа социализма в деревне обеспечена полностью.

V
Индустриальное развитие страны, создание ряда новых промышленных районов и успешное развертывание социалистической реконструкции сельского хозяйства потребовали огромного развития железннодорожного и водного транспорта.
Итоги работы ж.-д. транспорта за годы пятилетки показывают, что основное задание пятилетнего п? по грузообороту и перевозке пассажиров перевыполни^ но. Задание пятилетки на 1932/33 г. выполнено в 1932 г, по грузовым перевозкам на 104.1%, по перевозкам пассажиров — на 237,6%. Перевыполнен также один из самых основных показателей работы транспорта — среднесуточная погрузка вагонов. Вместо 40 тыс., заданных, по пятилетнему плану, погрузка вагонов в 1932 г. возросла до 46 тыс.
Общее перевыполнение ж.-д. транспортом заданий пятилетнего плана было достигнуто лучшим использованием подвижного состава и проведением широких реконструктивных работ.
Техническая реконструкция транспорта выразилась в увеличении силы тяги парка товарных паровозов на 35% и общего тоннажа товарных вагонов на 25%, в увеличении средней силы тяги одного паровоза в 1932 г. по сравнению с 1913 г. на 37,0%, в проведении работ по электрификации более 1 400 км наиболее трудных по профилю и наиболее грузонапряженных участков (Урал, Закавказье, Донбасс), в увеличении удельного веса открытого и специального подвижного состава до 35%, в увеличении пропускной способности наиболее загруженных направлений, в оборудовании диспетчерской связью почти всей железнодорожной сети и т. д. Одновременно в широких масштабах было раэвернуто строительстве новых железных дорог.
Следует особенно подчеркнуть достижения в области транспортного машиностроения. За годы пятилетки налажено производство магистральных электровозов, тепловозов, строятся мощные паровозы, хоперы, изотермические вагоны, цистерны, гондолы, новое оборудование для автосцепки, автоблокировкн и т. д.
Столь же значительны и достижения в работе водного транспорта. В 1932 г. речные перевозки за тягой превысили задание на 1932/33 г. по пятилетке на 3,3%, составляя 138% к уровню 1913 г. и 181% —к 1928 г.

[уголок листа утрачен]
... пассажирским перевозкам план перевыполнен на
... Перевозкики Совторгфлота за пятилетие удвоились:
... млн. тонн в 1928 г. до 15 млн. тонн в 1932 г.
... роборот портов вырос за годы пятилетки уже
... менее разительны достижения Советского союза области развития автодорожного транспорта и гражданского воздушного флота.
За годы первой пятилетки построено новых дорог протяжением 93 тыс. км против .Имевшихся в 1928 г. 41 тыс. км. Автомобильный парк за это же время возрос по сравнению с 1928 г. в четыре раза: с 18 700 машин до 73 ООО единиц. Протяжение автолиний выросло с 14 582 км в 1928 г. до 35 255 км в 1932 г.
Дореволюционная Россия не имела гражданского воздушного флота. Строительство советского гражданского воздушного флота началось лишь в 1923 г., и накануне первой пятилетки сеть воздушных линий выросла до 11 442 км, по которой было пройдено 2,8 млн. км и перевезено 10613 пассажиров, 93,2 тонны почты и 162,2 тонны грузов. В результате развернутого за годы пятилетки строительства сеть эксплоатируемых линий увеличилась почти в три раза, перевозки пассажиров увеличились в три раза, перевозка почты и грузов выросла в 3,5 раза. Исключительны достижения и в области опытного самолетостроения и моторостроения («АНТ-14», «Сталь-2» и др.).


--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0