ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
«Для того, чтобы успешно решать многообразные экономические и социальные задачи, стоящие перед страной, нет другого пути, кроме быстрого роста производительности труда, резкого повышения эффективности всего общественного производства»,— отметил Л. И. Брежнев, выступая на XXV съезде КПСС [2,с.43].
Увеличение производительности труда в развитом социалистическом обществе, построенном в СССР, осуществляется на основе расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Не менее 3Д прироста эффективности производства достигается в последние годы за счет интенсивных факторов и прежде всего реализации результатов научных исследований [11, с. 5]. Необходимость оперативного использования постоянно возрастающих объемов информации в организации производства, управлении, обучении кадров, в самостоятельной работе специалистов, в их самообразовании ставит перед психологической наукой актуальную задачу изучения и совершенствования методов считывания и усвоения различных видов информации.
Основным методом работы человека с информацией в современных технических и организационных условиях является чтение. Следует отметить, что в среднем около 25% рабочего времени значительное число руководителей промышленных и хозяйственных предприятий расходует на чтение. Даже учитывая возрастающее значение акустической информации, использование диктофонной техники, считывающих аппаратов, есть основание утверждать, что получение информации посредством чтения еще долго будет играть ведущую роль. Психологический анализ механизмов чтения с целью их совершенствования представляет собой, по существу, задачу психологической алгоритмизации (поэлементного описания) одного из основных процессов в структуре различных форм общественно полезной деятельности.
В отечественной литературе имеется уже значительное коли' чество работ, посвященных быстрому, или динамическому, чтению (ДЧ), в том числе руководств и методических пособий, содержащих рекомендации для руководителей и специалистов различного профиля [7, 12, 13, 14, 15, 21]. В 1977 г. опубликовано учебное пособие для широкого круга читателей, заинтересованных в овладении техникой быстрого чтения [16].
Разработка методов ускорения процесса чтения характеризуется как перспективное направление прикладных психологических исследований, обеспечивающих научную организацию и интенсификацию умственного труда. Очевидным является положение, что медленное чтение отнюдь не обеспечивает лучшего понимания и запоминания прочитанного. Медленное чтение сопряжено с фиксацией внимания на отдельных буквах, словах и фразах, их повторным чтением, с большими энергетическими и временными затратами, переживанием смысловой монотонности, снижением интереса к чтению и быстрым утомлением. Иными словами, такое чтение не считается рациональным.
Под быстрым чтением подразумевается чтение с максимальной скоростью, возможной для данного человека, обеспечивающей ему восприятие текста, осмысление и усвоение содержания прочитанного с избираемой им самим степенью детализации.
Психологические принципы быстрого чтения — это приемы и способы достижения максимальной скорости чтения, основанные на понимании психических процессов, происходящих во время чтения, умственных действий, совершаемых читающим, учете наиболее благоприятных условий для эффективности чтения.
Название динамическое чтение (ДЧ) подчеркивает, что даже у лиц, способных читать очень быстро, скорость чтения не обязательно должна быть постоянно предельно высокой, но может меняться в зависимости от целей чтения, переживаний прочитанного и других внутренних и внешних условий. На наш взгляд, это положение очевидно и сущность вопроса состоит не в том. что скорость чтения может меняться, а в том, какой предельной продуктивной скорости может достичь читающий в тех случаях, когда высокая скорость переработки информации ему жизненно необходима. В дальнейшем, употребляя термин динамическое чтение (ДЧ), мы понимаем его как синоним быстрого чтения, но вкладываем в него психологическое содержание — чтение как динамический, постоянно развивающийся и самосовершенствую-
щийся процесс умственной деятельности, который при научной его организации становится максимально эффективным.
Вопрос: нужна ли быстрота при так называемом аналитическом, критическом, творческом чтении, которое называют углубленным, так как оно сопровождается уточнением деталей, анализом нового материала, изучением таблиц и т. д., — также является дискуссионным. Кажущееся справедливым утверждение, что более сложный текст требует больших временных затрат, не является ответом, так как проблема состоит в том, помогает ли замедление восприятия лучше осмыслить информацию или препятствует этому. Экспериментальные данные показывают, что на усвоение сложного нового материала нужно столько же времени, сколько для отчетливого его восприятия и осмысления, и сознательное замедление считывания, если оно превышает необходимый минимум временных затрат, не улучшает, а ухудшает усвоение.
Овладение динамическим чтением предполагает возможность восприятия сложного сигнала (значительного объема текста), его осмысления, оценки и усвоения в предельно короткий срок. Теоретически это осуществимо, поскольку в отличие от слухового восприятия, ограниченного развернутой во времени последовательностью чередующихся звуков, зрительное восприятие любого текста, попадающего в поле зрения, фактически может быть реализовано мгновенно и ограничивается во времени лишь традиционными методами считывания, рекомендующими разделение, дробление целого на отдельные последовательные смысловые единицы.
Как показали экспериментальные данные, с помощью несложных методических средств (тахистоскоп, фразоскоп и др.) относительно легко можно обучить любого грамотного человека со средними способностями совершенно новым приемам чтения, обеспечивающим не только необычную быстроту чтения, но и возрастание скорости смысловой переработки, усвоение и запоминания.
Недостаточное использование резервов интенсификации процесса восприятия, переработки и усвоения считываемой информации особенно ощущается в связи с широким внедрением автоматизированных систем управления производством (АСУП).
Внедрение АСУП, являясь экономической и административно-организационной проблемой, становится также и проблемой психологической, поскольку автоматизированные системы управления относятся к системам, получившим название усилителей интеллекта [4].
Основная задача АСУП, вместе с информационно-справочными подсистемами и параллельно функционирующими информационными системами для руководителей, — обеспечить упорядочение информационных потоков, ускорение сбора и переработки первичной оперативной, научно-технической и иной информации и тем самым обеспечить условия руководителю для принятия управленческого решения. Однако само получение необходимой информации еще не решает проблемы совершенствования управления. Полученную информацию руководитель должен еще воспринять, осмыслить, переработать и сознательно использовать в своей деятельности. Как отмечают О. А. Кузнецов и JI. Н. Хромов, «рост источников научной и технической информации наряду с созданием автоматизированных систем управления (АСУ) делает весьма актуальной проблему повышения скорости восприятия и переработки текстов человеком... дальнейшее совершенствование процессов управления уже не может решаться односторонне — только развитием средств машинной обработки информации, но должно также предполагать и совершенствование некоторых видов творческой деятельности.
Чтение научных и технических документов — важнейший акт творческой деятельности человека, связанный с процессами управления. Поэтому увеличение скорости чтения может рассматриваться как одно из средств повышения эффективности систем управления» [15, с. 5].
Облегчая работу руководителя по сбору и переработке первичной информации, АСУП и информационные системы предъявляют к нему требования оперативного использования постоянно возрастающих объемов информации.
Увеличение скорости считывания печатной информации очень важно не только для руководителей, но и для операторов в связи с увеличением быстродействия пультов управления.
Задачи организации информационных потоков на уровне психической (умственной) деятельности решают так называемые новейшие психолого-педагогические методы интенсификации переработки и усвоения информации: динамическое чтение, алгоритмизация решения изобретательских задач [5, 22], суггестопедия [18] и др. Изучение психологических принципов ДЧ позволяет на моделях оптимальных алгоритмов процесса восприятия и переработки информации сознательно овладеть психолого-педагогическими методами организации процесса принятия решения (ППР). Таким образом, исследование психологических принципов ДЧ — это решение более общей проблемы — использования достижений в организации управления для совершенствования деятельности человека в системах управления.
Общественное значение разработки психологических принципов новейших методов ускорения переработки информации, в том числе ДЧ, сопоставимо со значением изобретения печатного станка. Если появление печатных книг создало возможности для быстрого увеличения общего объема фиксированной информации, то овладение оптимальными психологическими алгоритмами переработки информации открывает методические перспективы многократного увеличения потребления и практического использования полезной информации.
Разработанная в ЛИМТУ1 система автоматизированной подачи Информации, контроля за усвоением и машинной обработкой данных при обучении ДЧ может рассматриваться как одна из моделей, демонстрирующих использование АСУ для развития способностей человека, включенного в эти системы и образующего с ними единый биокибернетический комплекс.
Решая задачи первого уровня — упорядочение внешних потоков информации, внедрение АСУ неизбежно приводит к решению задач и второго уровня — упорядочения внутренних потоков информации — научной организации сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности самого человека.
АСУ позволяют не только облегчить работу руководителя, но и обеспечить решение принципиально новых задач — технического обеспечения реализации психологических алгоритмов, на основе чего возможно создание реальных условий, «благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей» [3, с. 41].
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
Человек, получающий информацию путем чтения, может быть представлен в виде кибернетической системы, в которой чтение обеспечивается следующими блоками (рис. 1).
В соответствии с приведенной схемой можно выделить три этапа чтения.
1. Восприятие информации, осуществляемое блоком зрительного анализатора.
2. Переработка полученной информации речемыслительным анализатором через его зрительно-речевую подсистему в случае использования только канала прямой связи (рис. 1,/). В результате переработки информации, ее осмысления формируется определенное решение (например, читать дальше или прекратить чтение). На характер решения и скорость его принятия влияет не только полученная информация, но и внутренняя информация блоков памяти (рис. 1,5).
3. Выдача принятого решения исполнительным органам — мышцам глаз, мышцам рук и др. Этот этап можно назвать уп-
1 ЛИМТУ — Ленинградский институт повышения квалификации работников промышленности и городского хозяйства по методам и технике управления.
равлением, замыкающим связь текст — читатель — текст. Обратной связью — изменением условий и процесса восприятия и переработки в данном случае является выдача решения о результате изучения фрагмента текста каналу двигательного анализатора (рис. 1,4), а также механизмам внутреннего преобразования состояний канала прямой связи — готовности к восприятию, осмыслению, запоминанию и т. д.
Рис. 1. Схема процесса чтения. 1 — канал прямой связи при зрительном восприятии текста; 2 и 3 — каналы опосредованной и дублирующей связи; 4 — канал обратной связи; 5 — блоки памяти; 6 — канал прямой связи при слуховом восприятии речи.
При чтении могут возникать не только зрительные образы воспринимаемого, но и их двигательные (артикуляция, прогова-ривание) и слуховые (внутреннее озвучивание читаемого) эквиваленты. В этих случаях в переработке информации участвуют не только блоки прямой связи, но и блоки опосредованных дублирующих — речемоторной (рис. 1, 2) и речеслуховой (рис. 1, 3) подсистем речемыслительного анализатора. Вследствие преобладания разговорной речи в практике повседневного общения вырабатывается и постоянно поддерживается прочная установка на использование привычных артикуляционных действий и слуховых ассоциаций при осмыслении информации. Однако такой способ троекратного повтора считываемой информации затрудняет использование преимущества зрительного анализатора, не связанного необходимостью последовательного предъявления смысловых элементов (развертки во времени) и позволяющего воспринимать мгновенно сигнал любой сложности, если он одномоментно появляется в пределах поля зрения.
Поскольку скорость устной речи не более 200 слов в минуту, что является пределом скороговорки, за которым теряется ее разборчивость, то и скорость чтения про себя с артикуляцией и озвучением не превышает 200 слов в минуту.
Рис. 2. Схема условий эффективности процесса чтения.
Отсюда при постановке задачи увеличения скорости чтения возникает проблема принципиального изменения системы функционирования внутренних механизмов речи.
Помимо анализа процесса чтения на уровне функциональных структур высшей нервной деятельности системный подход требует учета всего многообразия факторов внутренней и внешней среды, определяющих скорость, качество и эффективность считывания и усвоения зрительной информации. На рис. 2 представлена схема основных наиболее общих и очевидных условий эффективности процесса чтения. При анализе конкретных ситуаций чтения выделенные факторы могут подвергаться детализации к дополнениям.
Как видно из схемы, различные условия эффективности- чтения могут быть оценены лишь при учете факторов внутренней и внешней среды. Например, объективное содержание текста, представленное в его семантических особенностях (рис. 2, IV, 3) приобретает актуальное значение для читателя при соотнесении с целями, интересами, мотивами и другими психологическими условиями (рис. 2,11). Такой физический параметр, как распределение чтения во времени, продолжительность чтения (рис. 2, 111,4), приобретает значение условия эффективности при соотнесении с физиологическими условиями — общее ссстояние здоровья, работоспособность и т. д., а также психологическими (рис.2, I, II), например возникновение феномена «неутомляемости» при наличии интереса и т. д.
Вместе с тем, если такой системный анализ условий выполнен, он открывает перспективу поэлементной оптимизации процесса чтения, максимального использования наиболее благоприятных возможностей и устранения причин, препятствующих его эффективному осуществлению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ
При изучении новых методов переработки информации, представленных в динамическом чтении, можно выделить психологические принципы, понимание и использование которых лежит в основе научной организации процесса восприятия, осмысления и усвоения считываемой информации и без рассмотрения которых обучение ДЧ может оказаться механическим заучиванием разрозненных рекомендаций различных авторов.
Психологические принципы ДЧ включают в себя учет механизмов переделки динамических стереотипов или психологических установок, под которыми понимается готовность воспринимать и действовать в некотором, уже выбранном и усвоенном направлении. Можно выделить следующие стихийно выработанные и фиксированные повседневной практикой у большинства люлей установки, подлежащие переделке и замене на противоположные при обучении динамическому чтению.
1. Установка на озвучивание, внутреннее прослушивание, а также на проговаривание, внутреннее произнесение, при зрительном восприятии текста. Как видно из схемы, представленной на рис. 1, такое включение дублирующих каналов связи препятствует использованию преимуществ зрительного анализатора. Поэтому должна быть выработана установка на зрительное восприятие текста с подавлением слуховых и моторно-кинестезичс-ских образов.
2. Установка на максимальное сенсорное насыщение при зрительном восприятии текста. Нередко мы тщательно рассматриваем буквы и слова, хотяГдетали их изображения не имеют определяющего значения для понимания текста. Исходя из логики «здравого смысла» мы полагаем, что чем точнее, детальнее рассмотрим текст, тем лучше его поймем и усвоим, не учитывая, что имеется оптимум наглядности, точности и детализации, превышение которого приводит к нулевому значению информации, возникновению монотонности и т. д. Как показывают экспериментальные данные, максимальная скорость и результативность чтения достигаются при выработке противоположной установки — на использование минимально достаточного сигнала для восприятия смысла текста. Эффективность этой установки обусловлена тем, что в ней сенсорно-информационному расточительству противопоставлен режим экономии — учет и использование малейшего значимого сигнала, появляющегося в поле зрения.
Наличие такой психологической установки позволяет получать информацию не только из центрального поля зрения, но и менее отчетливую, которая попадает в периферическое поле зрения. Если центральное поле зрения представляет собой небольшой овал с горизонтальным диаметром около 7 мм при расстоянии глаз от текста 35 см, что составляет угол около 2°, то периферическое поле зрения в 60 раз шире центрального и охватывает более 120°.
Резервы периферического зрения при наличии установки на использование минимально достаточных сигналов различения могут быть продемонстрированы следующим экспериментом.
Если с периферии поля зрения к центру перемещать, например по дуге периметра, предмет, подлежащий опознанию, — цифру или букву — наступает момент, когда испытуемый, видит этот предмет, но не может назвать его. Но если предложить испытуемому угадать, какая это цифра, то в 80—90% случаев дается правильный ответ. Еще более достоверные данные можно получить, если проводить эксперимент на себе, помещая на дугу периметра цифры или буквы в случайном порядке без зрительного контроля.
В данном случае демонстрируется феномен подпорогового восприятия информации, при котором осознаваемого различения нет. Тем не менее оказывается, что даже в этих условиях информация неосознанно (субсенсорно) воспринимается и перерабатывается в пределах функциональных возможностей зрительного анализатора и может быть использована при наличии установки на угадывание.
Таким образом, ДЧ предполагает использование не только минимально достаточных сигналов опознания, но и значимых раздражителей, которые сенсорно не опознаются, но тем не менее играют значительную роль в процессе восприятия и могут быть осознаны в общей структуре оцеййи содержания текста.
3. Установка на поэлементное восприятие текста с использованием только центрального поля зрения, осознание целого только по совокупности всех составляющих элементов, а также пассивное восприятие текста.
Наличие установки на поэлементное восприятие текста и необходимость замены ее установкой на целостное системное восприятие могут быть продемонстрированы следующим экспериментом.
Если таблицу чисел размером 20X20 см (рис. 3) с отчетливо различимыми цифрами показать в аудитории на расстоянии более 4 м, то, проведя несложные расчеты, можно установить, что угол зрения при восприятии этой таблицы равен 2—3°, или диаметру центрального поля зрения. Однако испытуемые отмечают, что они осуществляют поиск последовательных чисел не путем мысленного выбора из целостной системы чисел (чего требует инструкция, данная испытуемым), а поэлементно — путем поисковых движений глаз. Таким образом, определяющим является не помещение сложного объекта в центральное поле зрения, а наличие установки на целостное восприятие объекта как системы, оцениваемой одномоментно.
Поэлементный анализ текста часто обусловливает пассивность чтения — зависимость читателя от текста по принципу: «Пока не освоены элементы, не следует ждать результатов чтения». Преодоление такой установки достигается выработкой навыков опережающего логического поиска. Он заключается в формировании предполагаемого образа, предшествующего восприятию и формирующего само восприятие. Например, для того, чтобы увидеть очередную цифру в таблице цифр, расположенных в случайном порядке, следует мысленно представить ее зрительный образ. Как отмечает А. Н. Леонтьев, сейчас поляжение о том, что для возникновения образа недостаточно лишь воздействия предмета на органы чувств, а необходим еще и активный встречный процесс, исходящий от самого субъекта, стало почти банальным [17, с. 58]. Выявлена глубокая связь между мышлением и восприятием, поскольку видеть вещи и явления можно лишь в ходе процесса, аналогичного решению задач. Все ощущения суть вопросы, задаваемые мозгу рецепторами, а все восприятия — ответы [10].
Примером сознательного использования опережающего логического поиска для повышения эффективности чтения является составление алгоритмов чтения—вопросов читателя к тексту, которые удерживаются в поле внимания на протяжении всего процесса чтения. В литературе, посвященной быстрому чтению, такие алгоритмы часто называют «интегральными», противопоставляя их «дифференциальным». С позиций анализа психологических механизмов ДЧ алгоритмы такого типа следует обозначать как «мотивационно-логические».
Выработка навыков опережающего логического поиска предполагает не только формирование установки на целостное, системное восприятие текста и на выявление его элементов исходя из целого, но и использование обратного механизма — угадывание целого по его частям, например, структуры и смысла всей фразы по отдельным ее элементам (словам, окончаниям и т. д.).
Восприятие целого по элементам может носить характер не только догадки и угадывания, что не только возможно, но и необходимо использовать как метод приближенного восприятия с допустимыми погрешностями, но и являться отчетливым знанием, если осуществить специальную тренировку. Такая тренировка должна включать различение грамматических, синтаксических, логических форм, стандартных названий, словосочетаний, повторяющихся элементов текста, а также расширение словарного запаса, уточнение терминологии, определений и т. д.
Сюда же следует отнести и предлагаемые в некоторых руководствах упражнения по формированию так называемого «дифференциального алгоритма чтения» для выработки умения обращать внимание на наиболее значимые слова текста, умения переосмыслять текст и мысленно выбирать из него главное.
4. Установка на построчное «последовательное» рассматривание текста с движением глаз слева направо. Преодоление этой установки основано на выработке навыка видеть одномоментно максимально возможный объем текста за счет перемещения глаз сверху вниз посередине текста (после выработки навыков использования периферического поля зрения).
Экспериментально доказано, что при обычных скачкообразных перемещениях глаз вдоль строки со скоростью 0,025 сек не происходит восприятия информации. В этом можно легко убедиться; если быстро перевести взгляд с одного предмета на другой, то можно заметить, что предметы, расположенные на линии перемещения глаз, не были восприняты. При чтении в результате такого перемещения глаз происходит восприятие обычно 3—4 слов только в момент остановки глаз длительностью около 0,25 сек. Для увеличения скорости чтения рекомендуется, уменьшить количество остановок и их длительность и увеличить количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию. Это и достигается отказом от движений глаз вдоль строк и заменой их движением глаз сверху вниз по центру текста.
В свете приведенных психофизиологических данных следует считать нерациональными не только движения глаз слева направо, но и справа налево к недопонятым словам и предложениям с целью повторного чтения. Возвратные движения глаз носят название «регрессий».
Регрессии следует избегать также по следующим причинам.
Во-первых, потому, что неясное в одной фразе становится ясным в широком контексте, а также после возможно следующих далее разъяснений. В этой связи отказ от регрессий способствует выработке умения черпать смысл не только из части контекста, но и из целого, которое помогает понять смысл каждого входящего в. него элемента.
Во-вторых, потому, что регрессия часто вызвана переживанием; затруднения и непонимания, что в свою очередь затрудняет понимание и порождает дополнительные барьеры. Поэтому отказ от регрессий есть одновременно и предупреждение отрицательных переживаний, мешающих процессу познания.
5. Установка на замедленное и повторное восприятие текста формируется стихийно на основе укоренившегося представления, что «чем тише едешь, тем дальше будешь», что «повторенье — мать ученья». При этом не учитывается, что некоторые формы восприятия вообще не могут быть осуществлены при замедленном, по сравнению с оптимальным, темпе (например, кинескопи-ческий эффект при просмотре кинофильма), а информационное значение повторных восприятий приближается к нулевому. Выработка противоположной установки — на одномоментное восприятие текста и на максимально быстрое переключение с одного смыслового отрезка на последующие требует в большинстве случаев специальной тренировки с использованием аппаратурн9й техники.
6. Наконец, преодоление установок на спонтанное неконтроли-пуемое чтение, препятствующих совершенствованию техники чтения, достигается расширением знаний, касающихся научной организации процесса чтения, и использованием методов контроля и самоконтроля.
Следует отметить, что при переделке перечисленных установок на противоположные возникают так называемые психологические барьеры, то есть переживания субъективного дискомфорта при необходимости изменить привычный характер деятельности. Природа психологических барьеров связана с переделкой динамических стереотипов, что согласно данным И. П. Павлова сопровождается тягостными эмоциональными переживаниями. Поэтому выработка противоположных установок требует психолого-педагогических знаний, организации систематических занятий и применения специальных методических приемов и средств.
<<<---