САМООБУЧЕНИЕ ДЧ
Самообучение отличается от обучения большей трудоемкостью, требует психолого-педагогических знаний, достаточно устойчивых мотивов обучения, высокой самодисциплины, организованности и самоконтроля, а также наличия аппаратуры и умения ею пользоваться. С целью овладения исходными знаниями следует внимательно проработать предлагаемые методические указания и, взяв их за основу, ознакомиться с более развернутыми руководствами [16]. Специальным пособием для самообучения может служить серия статей Е. Федоровского и В. Емеличе-ва в журнале «Научно-технические общества СССР» № 1—9 за 1972 г. [21, 12].
Отчетливое понимание задач и принципов скорочтения облегчит преодоление психологических барьеров и позволит составить план самообучения, что особенно важно при отсутствии указаний и побуждений со стороны. Следует постоянно поддерживать интерес к занятиям, не допускать однообразия и утомления, а с другой стороны, увеличивать нагрузку в дни, когда повышается активность и появляются положительные результаты.
Систематичность и последовательность самостоятельной работы предполагают проведение трех занятий в неделю по 2 часа и определение сроков получения ожидаемых результатов. Их можно ожидать через два месяца самостоятельной работы (увеличение скорости в три раза).
Следует строго разграничить учебные занятия и повседневное чтение, так как попытка читать методом скорочтения без выработки навыков превратит обычное чтение в недозированные и неорганизованные тренировки и может вызвать утомление и нежелание продолжить самообучение.
Переходить к практическому применению ДЧ следует только убедившись, что все необходимые навыки выработаны и использование их не требует особых волевых усилий.
Можно выделить следующие основные этапы самообучения ДЧ.
1. Овладение навыками самоконтроля. Определение скорости чтения и скорости продуктивного чтения следует проводить в начале и конце каждого занятия. Нужно добиться высокой скорости и автоматизма в подсчетах, так чтобы эта процедура не казалась сложной и утомительной. Целесообразно вести дневник оценок результатов каждого занятия и продвижений в выполнении общего плана.
Оценка угла зрения может проводиться с помощью цифровых пирамид.
2. Выработка навыков использования зоны периферического зрения до 30° от центра. Самостоятельно нетрудно изготовить не только таблицы Шульте и цифровые пирамиды, но и периметр, который представляет собою полукруг, установленный на уровне глаз, находящихся на расстоянии радиуса от средней (фиксируемой) точки полукруга. Для тренировки служат любые значимые опознаваемые изображения (буквы, цифры, слова), передвигаемые от периферии к середине полукруга.
3. Усвоение высоких темпов чтения с подавлением моторных и слуховых образов. Соответствующие ТСО — секундомеры, реле времени могут быть легко приобретены для личного пользования. Снижение времени зрительного восприятия и тренировку оперативной зрительной памяти можно обеспечить работой с та-хистоскопом или фразоскопом. В журнале «Техника молодежи» № 12 за 1970 г. имеются описание и чертежи тахистоскопа для самостоятельного изготовления, а в журнале «Наука и жизнь» ЛМЪ 9 за 1968 г. — фразоскопа.
Убедившись в положительных результатах тренировок, можно приступить к разработке мотивационно-логических алгоритмов чтения и формированию навыков системного смыслового восприятия текста и опережающего логического поиска, что представляет собою переход к практическому применению принципов ДЧ. Этот переходный этап является наиболее ответственным, так как и повседневное чтение теперь становится продолжением самообучения. Рекомендуется сохранять контроль, организованность и не допускать перегрузок.
Приступив к практическому использованию выработанных навыков, следует иметь в виду, что совершенствование процесса считывания и усвоения информации есть, в свою очередь, этап научной организации умственного труда, имеющей разнообразные аспекты и перспективы. Большую помощь на дальнейших этапах самоорганизации могут оказать знания, касающиеся принципов саморегуляции, самовоздействия, управления собственным психическим состоянием и поведением [9]. а также о резервных возможностях человеческой психики и перспективах развития способностей человека [19].
Ускорение и оптимальная организация чтения тесно связаны с мотивированностью познания, с решением конкретных производственных, учебных и иных задач, с удовлетворением культурных потребностей. Поэтому усвоение принципов ДЧ предполагает последовательный переход к выбору необходимых читающему материалов, их фиксации — конспектированию, перепечатке, систематизации, составлению картотек и т. д.
Поскольку мы пишем в среднем в шесть раз медленнее, чем говорим и читаем, возникает проблема ускорения процесса фиксирования данных и их оптимального хранения с целью оперативного пользования ими. Это требует овладения основами техники личной работы, библиотечной техники, навыками составления каталогов и картотек.
В этой связи чтению и конспектированию, согласно рассмотренным принципам ДЧ, должны предшествовать осознание собственных мотивов чтения, понимание задач работы с текстом и подготовка тематических папок, куда будут вложены полученные материалы, связанные с решением поставленных познавательных или иных задач. Собственно, это и есть часть работы по составлению мотивационно-логических алгоритмов последующего чтения. Очень организует чтение систематическое ведение записей как производственного, так и личного порядка, составление каталогов и картотек личных материалов. Следует обратить внимание, что картотеки удобнее систематизировать не по источникам и авторам, а по наиболее актуальным для самого читающего вопросам, темам, проблемам или наиболее интересным для него идеям.
Очень важно письменно фиксировать мысли, решения, нужные сведения непосредственно в момент их считывания и осознания. Еще Чарлз Дарвин отмечал необходимость записывать свои наблюдения в момент первых впечатлений.
Следует иметь в виду, что в принципе разработаны и некоторыми иностранными фирмами изготовляются портативные технические средства, позволяющие записывать нужные сведения и мысли без привлечения контроля зрением. Например, четырех-клавишные карманные пишущие машинки для записи кодом Брайля, изготовляемые фирмой «Олимпия».
Оргтехнические средства, позволяющие при записи освободить зрение и передать контроль осязанию, дают возможность делать записи в любых производственных или бытовых условиях непосредственно в момент возникновения важных мыслей, определений, формулировок, даже не прерывая беседу. Как показал наш опыт, использование таких технических средств может резко увеличить творческую продуктивность и облегчить выполнение работ, требующих письменного завершения.
Овладение принципами ДЧ находится как бы в противоречии с необходимостью письменной фиксации информации, подлежащей дальнейшей обработке и творческому использованию. Действительно, почти электронная скорость оперирования впечатлениями, образами, представлениями, понятиями при чтении замедляется во время записи до скорости сокращения мышц кисти, осуществляющих перемещение карандаша и позволяющих записывать около 30 слов в минуту (180 зн./мин). И чем выше становится скорость чтения, тем заметнее это расхождение между возможностями совершенствования чтения и ограниченностью скорости осуществления записей и тем настоятельнее возникает необходимость преодолеть это противоречие.
Упражнения в скорописи могут дать* лишь незначительный прирост темпа. Использование стенографии существенно не увеличивает скорости при конспектировании, кроме того, значительное время уходит на перевод стенограммы в обычный текст с повторной перепиской. Поэтому наиболее эффективным направлением преодоления противоречия между скорочтением и ограниченными темпами письма является овладение техническими средствами. Сюда можно отнести копировальную технику (фото-, термо^ и электрокопировальные аппараты), использование пишущих машинок и др.
Если скорость письма карандашом около 180 зн./мин. (30 сл./мин), то электрифицированная пишущая машинка позволяет делать 1000 ударов в минуту, т. е. обеспечивает скорость записи (при овладении навыками работы) в 160 сл./мин. Следует отметить, что требования, предъявляемые к профессиональной машинистке, — 180 ударов в минуту (30 сл./мин), поэтому достижение скорости печатания, в пять раз превосходящей профессиональную, не такое простое дело. Тем не менее можно рекомендовать тренироваться в скоростной машинописи, так как такая тренировка способствует более свободному овладению текстами при чтении.
Побуквенная фиксация прочитанного при его машинописном воспроизведении, казалось бы, не соответствует принципу ДЧ, требующему системного одномоментного восприятия текста и отказа от поэлементного его осмысления с озвучиванием и прого-вариванием. Однако имеются данные, показывающие, что при переписывании текста преобладает зрительный компонент, а ре-чедвигательный ослабляется. Так, например, О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромов пишут: «...при списывании фраз с книги речедвига-тельные напряжения появляются редко. Преобладает зрительный компонент, а речедвигательный ослабляется и отходит на второй план» [16, с. 72]. Отсюда можно сделать заключение, что тренировка в скоростной машинописи может быть включена в систему методов обучения ДЧ, обеспечивающих блокирование установок на проговаривание и усиливающих установки на зрительное осмысление содержания текста.
Если чтение — это отражение воспринимаемого оптического образа, построение его внутренней модели на основе невро-пси-хических процессов, то перепечатка — это внешнее воспроизведение внутреннего зрительного образа воспринятого текста. Она позволяет осуществить объективный контроль за точностью зрительного восприятия и способностью к удержанию зрительного образа на период его печатного воспроизведения.
Превращение процесса перепечатки в тренировочный процесс овладения навыками ДЧ осуществляется определением максимального объема текста, который печатающий может удержать в памяти после однократного предъявления до тех пор, пока не воспроизведет его в форме машинописной копии, и выработкой установки на постоянное расширение этого объема. Идеальным результатом тренировки является печатное воспроизведение зрительно воспринятой однократно целой страницы текста. Анализ ошибок, если они возникают, позволяет выявить конкретные недостатки восприятия и осмысления и по принципу обратной связи произвести перестройку направленности внимания для их устранения.
Многочисленные опубликованные данные достаточно убедительно показывают, что принципы ДЧ не являются частным вопросом техники чтения, но имеют универсальное значение для всех информационных процессов в их психологическом содержании.
Так, Г. Сакман, анализируя способности специалистов, работающих с ЭВМ (так называемых пользователей), дает портрет малоспособного пользователя: «он доводит себя до изнеможения в погоне за выполнением незначительных деталей своего задания, строго следует известным ему методам и решениям и, по-видимому, преисполнен страха перед новыми альтернативами и неизбежностью выбора» [20, с. 170].
Проведенные им исследования позволяют.предположить, что высокий темп выполнения заданий является не только показателем, но и условием успешности решения задач.
Аналогичные данные получены при изучении стилей руководства. Руководители, без достаточных оснований не доверяющие своим подчиненным, придерживающиеся стиля мелочной опеки, стремящиеся все перепроверить, ориентируются на максимум чувственно-образной информации, а не на минимум логической, необходимой и достаточной для принятия решения. Как правило, такие руководители не обеспечивают выполнения своих управленческих функций.
Есть некоторое число людей, которые без специальной тренировки читают очень быстро. Собственно с момента их изучения и берет начало история ДЧ как самостоятельного направления прикладных психологических исследований. Это так называемые естественные скорочтецы — люди, стихийно, интуитивно открывшие для себя принципы наиболее эффективного чтения. Обращает на себя внимание то, что такие люди, как правило, отличаются высокой продуктивностью также и письменного оформления материалов и нередко достигают значительных успехов в своей производственной и общественной деятельности. В литературе перечисляется много имен выдающихся людей, отличавшихся способностью читать очень быстро: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький и многие другие. Благодаря свидетельствам очевидцев имеются точные данные о скорости чтения В. И. Ленина: он затрачивал меньше половины минуты на две страницы, или около 15 сек. на одну страницу, что составляет 240 страниц в час. Так, П. Лепешинский пишет в воспоминаниях о В. И. Ленине: «Не проходило и полминуты, как его пальцы перелистывали уже новую страницу» [8, с. 5].
Учитывая, что около 80% информации, усваиваемой в течение жизни, человек приобретает путем чтения, можно сделать предположение, что выдающиеся люди — естественные скорочтецы не только потому быстро читали, что в этом проявлялись их способности, но, видимо, и способности их интенсивнее проявлялись и формировалось благодаря высоким темпам переработки и усвоения информации.
Психологическое изучение механизмов быстрого чтения еще нельзя считать завершенным. При выяснении основных принципов ДЧ становится очевидным, что многое еще нуждается в уточнении, экспериментальной проверке, в методических и технических усовершенствованиях. Тем не менее уже проделанная советскими исследователями работа позволяет предложить интересующимся читателям некоторый минимум знаний и рекомендаций по овладению навыками, которые в недавнем прошлом были достоянием лишь отдельных особо талантливых людей.
Таким образом, следует считать справедливым мнение, что работа по овладению принципами ДЧ, давая немедленные практические результаты, может явиться начальным этапом научной организации труда самого широкого круга лиц на пути всестороннего развития их способностей.
<<<---