СЕНТЯБРЬ. ВЕРЕСЕНЬ,
Слово сентябрь в переводе с латинского (September) значит «седьмой». Первым у древних римлян был март.
На Руси сентябрю соответствовал вересень (в лесах цветет низкорослый кустарник верес), а кое-где зоревник (полыхают зарницы) или рюин, то есть ревун (в лесах ревут олени).
Холоден сентябрь, да сыт. С сентября зажигай огонь и в избе, и на поле. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. Весна красна цветами, а осень снопами. Осенью кисель да блины, а весной сиди да гляди. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. Осенний дождь мелко сеется,
да долго тянется. Весной что рекой прольет — капли не видать, осенью ситом просеет, а воду хоть ведром черпай.
1 сентября (19 августа ст. ст.). Андрей Стратилат. Стратила-тов день приспел — овес поспел. Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса.
2 сентября (20 августа ст. ст.). Самуил. Самойлин день бога о мужике молит. В сентябре шуба за кафтаном тянется.
3 сентября (21 августа ст. ст.). Фаддей. Если этот день будет ясный, еще четыре недели хорошая погода выстоит.
4 сентября (22 августа ст. ст.). Агафон. В ночь на это число леший выходит из лесу и бегает по деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Мужики выходили стеречь гумна в тулупе, вывернутом наизнанку, с кочергой. Придя на гумно, кочергой обводили круг и садились в него. Тогда уже леший не то что на гумно, но и на поле не смеет зайти. Леший может и помочь человеку, если тот его уважит чем.
5 сентября (23 августа ст. ст.). Лупп. Со святого Луппа мороз овсы лупит, то есть осыпает. Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит. Лупп — брусничник: на Луппа брусника поспела. Если на Луппа журавли на юг потянули — зима наступит ранняя. Осенние морозы: лупенские (сентябрь), покровские (октябрь), Михайловские и екатерининские (ноябрь).
7 сентября (25 августа ст. ст.). Тит. Варфоломей. Святой Тит последний гриб растит. Пришел Варфоломей, жито на золу сей. Загадка. Не сеяно, не молочено, в воде обмочено, камнем пригнетено, к зиме припасено (грибы).
8 сентября (26 августа ст. ст.). Наталья. Варят овсяный кисель да пекут блины. Косари, собравшись артелью косить овес, приносили хозяину овсяный сноп, наряженный чучелом. Хозяин угощал их овсяными блинами и дежнём — сухомесом из овсяного толокна на воде, который сверху поливали сметаной или простоквашей, кушанием вкусным, сытным и простым в изготовлении.
10 сентября (28 августа ст. ст.). Анна. Савва. Этих святых народ звал скирдниками. Крестьяне спешили к этому дню убрать весь хлеб в скирды.
11 сентября (29 августа ст. ст.). Усекновение головы Иоанна Предтечи. День строгого поста. Нельзя было есть ничего круглого, напоминающего отделенную от туловища голову: яблок, картофеля, капусты, арбузов, лука. Грехом считалось взять в руки нож и что-либо резать. Не пели песен и не плясали, потому что, по библейской легенде, дочь царя Ирода пением и пляской добилась у него согласия обезглавить пророка Иоанна.
День Иоанна Предтечи народ называл Иваном постным. Иван постный пришел, лето красное увел. С Ивана постного убирали репу. Последний срок расстила льна на стлище. Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
Если журавли полетели — к ранней зиме.
13 сентября (31 августа ст. ст.). Киприан. На Куприяна начинают дергать корнеплоды, копать картошку. Картошка — хлебу присошка. Картофель — второй хлеб.
14 сентября (I сентября ст. ст.). Симеон Столпник. 1 сентября старого стиля два с лишним века, с 1492 по 1700 год, считалось началом нового года. Под Семен день вечером гасили старый огонь, а утром вытирали из дерева новый. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево о дерево, пока не затлеет. Тогда молодая невестка или девица раздувала огонек и зажигала им тонкую сухую лучинку, а от нее — свечу или лампу.
С Семенова дня начинается бабье лето. Оно длится одну неделю. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, вся осень будет такая. С Семенова дня начинают мочить коноплю, сушить и мять лен. Солят огурцы.
Отворяют ворота в поле и пускают туда скот. Много веков сохранялся обычай в Семенов день сажать трехлетнего мальчика на коня. Из младенца он превращался в подростка. С Семена дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. В Семен день хоронили мух, тараканов, блох, чтобы в избе не водились. Переходы в Семен день на новоселье — к счастью и веселью.
15 сентября (2 сентября ст. ст.). Мамонт. Федот. Руфина. Мамонт — покровитель овец и коз. Федот и Руфина — не выгоняй со двора скотину, выгонишь -беду нагонишь.
С этого дня парни призывного возраста начинали рекрутить: гуляли, пели песни, гостили друг у друга. Призыв обычно проводился в ноябре.
В Саратовской и Пензенской губерниях Семен день зовут пасековым — убирают ульи с пасек. В Ярославской и Вологодской— луковым: начинают рвать лук.
16 сентября (3 сентября ст. ст.). Василиса. Домна. Пришла Василиса—со льнами торопися. Чтобы осень прошла благополучно, на Домну бабы тащили в избу всякую рухлядь. Особенно уважали старые, изношенные лапти, которые считались верным средством от сглаза.
17 сентября (4 сентября ст. ст.). Икона Богородицы Неопалимая Купина. Луков день. Неопалимая Купина считается охранительницей от пожара и молний. Крестьяне молились Неопалимой Купине о защите дома и скота от огня. На Неопалимую Купину рвут лук из гряд.
19 сентября (6 сентября ст. ст.). Михаил. Начинаются утренники. День укоротился на пять часов. Работать в этот день нельзя: бог накажет.
20 сентября (7 сентября ст. ст.). Созонт. Идет торг репчатым луком. Сидит Марфутка в четырех шубках; кто поцелует, тот и сморщится. Лук — от семи недуг.
21 сентября (8 сентября ст.ст.). Рождество Богородицы. Осложни день. Осенины. Рано утром женщины выходили на берег реки или озера встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая этот хлеб держит, а молодые вокруг нее песни поют. После этого хлеб разламывают на куски по числу присутствующих, и каждая уносит кусочек домой, скармливает скоту. Госпожин день (оспо-жинки) — своеобразный праздник урожая. Чем богаче урожай, тем дольше отмечали его. Родные и знакомые ходили навестить молодоженов. Молодая хозяйка угощала их, а потом показывала свое хозяйство, хозяин показывал двор, амбар, сарай и угощал пивом.
23 сентября (10 сентября ст. ст.). Петр и Павел. Рябинники. Заготовляли гроздья рябины на зиму, часть оставляли на кусту для дроздов и всякой другой птицы. Если рябины в лесу много, осень будет дождливая, а зима суровая, если мало — осень сухая. Из рябины делали рябиновый квас, слабительный и жаропонижающий.
24 сентября (11 сентября ст. ст.). Федора. Третья встреча осени. Становится слякотно, все чаще идут дожди. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя (12 января) платком рыло закрывает.
25 сентября (12 сентября ст. ст.). Артамон. На Артамона змеи с полей в леса уходят и прячутся.
26 сентября (13 сентября ст. ст.). Корнилий. С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет. Заканчивают уборку корнеплодов, кроме репы.
27 сентября (14 сентября ст. ст.). Воздвижение. С Воздвижения начинали рубить капусту, устраивали веселые вечерины — капустники, длившиеся две недели. По поверью, в день Воздвижения все змеи сползаются в одно место под землю к своей матери, где и зимуют до первого весеннего грома. Лешие и оборотни сгоняют в одно место все подвластное им зверье и делают ему смотр. В лес в этот день
Народный календарь
ходить опасно. На Воздвижение птица в отлет двинулась, медведь в берлогу залег. Здвиженье -хлеб с поля на гумно движется. Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись.
28 сентября (15 сентября ст. ст.). Никита. Гуси летят, зимушку на хвосте тащат. Праздник гусятников — охотников на диких гусей. В этот день били и домашних гусей. Задабривали водяного, бросая в реку зарубленного гуся без головы. На Никиту-гусятника стригли овец. Никита-репорез: с этого дня начинают рвать с гряд репу. Не дремли, баба, на репорезов день. Репа — брюху не укрепа, но до появления на Руси картофеля она была одним из основных заполнителей крестьянских желудков. Ее ели свежую, пареную, вяленую, пекли пироги с репой, варили репницу (кашу из репы), сушили, делали репный квас. Проще пареной репы ничего нету.
30 сентября (17 сентября ст. ст.). Софья. Вера. Надежда. Любовь. Всесветные бабьи именины. Девичий праздник. Девушки шепчут древний заговор: «Чтобы любви суженого-ряженого веку не было, чтобы краса девицы в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима не знобила, не студила».
<<<- - ->>>