RSS Выход Мой профиль
 
Первушина. Природа и творчество. | ЧАСТЬ I, Глава 3




Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО


Глава 3

КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Техника засушивания растений в плоскости
Растительный материал очень красив по цвету, фактуре, обладает богатой палитрой оттенков. Важно уметь правильно заготовить растения, хорошо высушить их и бережно хранить. Плохо засушенные и неправильно хранящиеся растения загнивают, покрываются пятнами, плесенью, теряют цвет, а выполненные из них работы погибают.
Мы советуем иметь обширный набор засушенного растительного материала, собранного в разное время года и на разной стадии развития растения. Это особенно пригодится, если вы решите создать оригинальную композицию, использовав растения одной окраски, но разной степени насыщенности и оттенков цвета.
Сбор растений начинают ранней весной и заканчивают поздней осенью. Опавшие листья можно собирать даже из-под снега: они прекрасны неповторимыми и оригинальными цветовыми оттенками.
Как правильно засушить растение? Сбор производят в сухую, солнечную погоду, берут по нескольку экземпляров одного и того же вида. Растения должны быть свежими, без признаков увядания или болезни. Собранный материал укладывают в гербарные сетки или папки, проложив чистыми гладкими листами бумаги.
При засушивании необходимо сохранить форму, цвет растения, по возможности — свежесть и яркость природной окраски. Вначале материал обрабатывают: очищают стебель от земли, отделяют от него листья, цветы; пыльные, загрязненные листья моют в воде и подсушивают на воздухе при комнатной температуре. Стебли сушат отдельно от цветов и листьев; толстые, плотные, сочные стебли можно разрезать вдоль. Испорченные, больные или поврежденные лепестки и листья удаляют. Внимательно следят, чтобы в подготовленный для засушивания материал не попала влага.
Обработку и засушивание производят немедленно после сбора. Низкая температура и высокая влажность в помещении замедляют процесс высыхания, при этом качество материала ухудшается.
Для засушивания используют оберточную или газетную бумагу, способную впитывать влагу. Листы должны быть чистые, гладкие, без морщин. Если на листе есть складка, разглаживают ее утюгом.
Газету складывают так, чтобы получилась «тетрадь» в '/< газетной полосы. На развернутую «тетрадь» помещают в один ряд растения, выбранные для засушивания, «тетрадь» закрывают, сверху кладут два листа газетной бумаги. Эти листы — прокладка. Вместе с «тетрадью» они составляют закладку.
Закладки («тетрадь» с растительным материалом и прокладка), уложенные стопкой друг на друга, помещают на ровную доску, накрывают сверху другой доской и на нее ставят груз (например, кирпичи). Груз может достигать 16 кг (до 4 й более кирпичей). Вес груза зависит от толщины растений, их плотности, сочности и от количества закладок в стопке. Много закладок под один груз ставить не надо: это замедлит просыхание растений. Нежные лепестки цветов, тонкие листья и целые цветы засушивают отдельно от грубого, плотного материала.
Через 12—20 часов прокладки меняют на новые, сухие, не раскрывая «тетради» с растениями в течение 2 дней. Меняют «тетради» на новые в исключительных случаях, если растение очень сочное и пропитало всю бумагу. После замены прокладок стопку вновь накрывают доской с грузом. В дальнейшем прокладки меняют по мере их отсыревания. На 4-й день просматривают материал, положенный в «тетради», определяют степень высыхания и необходимость замены «тетрадей». «Тетради» заменяют на сухие до тех пор, пока растения полностью не высохнут. Определяют готовность так: берут листок пальцами за край основания и держат горизонтально. Если кончик листа не опускается, значит, листок высох. Отсыревшие прокладки и «тетради» просушивают на воздухе, проглаживают горячим утюгом и снова используют для засушивания материала.
Готовый материал хранят в сухих чистых «тетрадях», разложив в один ряд, рассортировав по виду, по цвету. На «тетради» делают надпись: название растения, его цвет. Хранят «тетради» в картонных папках или коробках, на крышках делают соответствующие надписи. Засушенные растения нельзя хранить в общей большой массе — они пересыхают и ломаются.

Засушивание цветов.
Цветы засушивают в листах бумаги отдельно от стеблей и листьев. Тонкий стебель можно оставлять, но между ним и цветком в этом случае делают прокладку из бумаги, чтобы стебель не отпечатался на лепестках. Чтобы цветы сохраняли более естественную форму, не расплющивались, каждый лепесток обязательно изолируют от соседнего бумажными прокладками. У цветов, имеющих воронкообразную форму, полость трубки заполняют комочками мягкой бумаги или ваты, делая это крайне осторожно. Тычинки и пестики сохраняют. Кончик трубки отгибают, цветок засушивают венчиком вниз. Лепестки цветов, имеющих плотную большую корзинку, тоже изолируют друг от друга прокладками. Стебель удаляют, цветок располагают на листе «тетради» венчиком вниз, корзинку обкладывают плотным кольцом из ваты — диаметр кольца должен быть больше диаметра цветка. «Тетрадь» закрывают, делают прокладку, сверху помещают доску с грузом. Кольцо из ваты защищает лепестки цветка от большого давления груза. Через несколько дней кольца удаляют, вес груза уменьшают и оставляют цветок до полного просыхания, не забывая менять прокладки и «тетради» на сухие.
Цветы с большим количеством лепестков (розы, пионы, георгины) засушить в плоскости целыми не удается, поэтому засушивают каждый лепесток в отдельности и затем из них восстанавливают форму цветка, собирая его по рисунку на кальке.
Цветы одного и того же вида засушивают в нескольких экземплярах, разного цвета, размера, разной степени раскрытия, придают им различное положение — прямое, боковое, цветком вверх, вниз, в профиль. Стеблям от цветов при засушивании сразу придают желаемый поворот, наклон или изгиб. Цветы отбирают одного-двухдневного цветения. Чем старше цветок, тем менее устойчива его форма: после засушивания он быстро распадается, теряет яркость, блеск, становится тусклым.

ПРИМЕРЫ ЗАСУШИВАНИЯ САДОВЫХ И ДИКОРАСТУЩИХ ЦВЕТОВ

Цветы, соцветия.
Лютики — обычные цветы наших лугов и лесных полян — засушивают венчиками книзу, в развернутом и боковом положении. Лепестки прокладывают бумагой. Листья и стебли сушат отдельно, но можно засушить цветы вместе со стеблем. Ярко-золотистый цвет и блеск лепестков сохраняются долго. Следует засушить отдельно сердцевины лютиков: их используют для оформления сердцевины любых цветов в композиции из растительного материала. Красивы композиции из цветов лютика.
Так же засушивают подснежники: венчиками книзу, стебли и листья отдельно. Цветы хорошо сохраняют форму и белый цвет.
Герань хорошо сохраняет форму, многие цветы не меняют окраску: луговая — сине-фиолетового цвета, лесная — сиреневого.
Незабудки собирают разного размера и цвета: голубые, синие, розоватые. Засушивают со стеблями и, кроме того, отдельно каждый цветок. Отлично сохраняется форма, естественный цвет. Мелкие цветы помогут изобразить отделку (на вазе, скатерти, платье), стебли с цветами используют в композиции.
Ромашки — садовые, полевые белые и желтые отлично сохраняют форму и цвет. Листья и стебель засушивают отдельно от цветов, придав им нужный изгиб. Дополнительно засушивают отдельно сердцевины, подбирая их разного размера и окраски.
Цветы шиповника засушивают отдельно от ветки, затем монтируют. Красный цвет лепестков после высыхания становится темно-красным, иногда фиолетовым. Белый, желтый и розовый цвета сохраняются. Из отдельно засушенных лепестков можно выполнить различные цветы, оформить ими небо на закате в пейзажной композиции и т. д.
Фиалки лесные засушивают со стеблем и без стебля, венчиком книзу (фиалка собачья, трехцветная). Лепестки прокладывают бумагой. Таким же образом засушивают анютины глазки (виолы), подбирая цветы разного цвета, размера, формы. От крупных цветков можно засушить отдельно каждый лепесток. Они дают богатую красочную палитру.
Кровохлебка лекарственная, растение сырых лугов, опушек, вырубок. Цветет с июня до августа. Мелкие малиновые цветки собраны в колосовидные и головчатые соцветия, напоминающие формой шишки. Засушивают цветы в боковом положении под прессом. Сухие цветы густо-малинового цвета. Используются в композициях; отдельные мелкие цветки из соцветий — хороший материал для оформления полевых лугов в пейзажах.
Гравилат речной — растет по берегам водоемов, сырым лесам и лугам. Цветет с конца апреля до июля. Цветы довольно крупные, полураскрытые, поникшие, лепестки кремовые, иногда желтоватые с темными красными жилками. Стебель красновато-коричневого цвета.
Гравилат городской — растет в тенистых лесах, по опушкам, кустарникам. Цветет с июня до сентября. Цветы диаметром до 1 см, лепестки желтоватые. Для засушивания выбирают красивый стебель с цветами. Можно засушить его полностью, одновременно засушивая отдельные цветы. Цвет устойчивый. Скромная композиция из 2—3 стеблей гравилата на удачно подобранном фоне выглядит очень красиво, скромно, изящно. Напоминает хорошо выполненную акварель.
У чубушника (садового жасмина) засушивают отдельные цветы или ветку с цветами. Цветы бело-кремовые; их берут в бутонах, полураскрытыми и распустившимися. Ветку с цветами раскладывают на газетной «тетради» цветками вниз, каждый цветок и каждый лепесток у цветка изолируют прокладкой из бумаги. Чубушник легче засушивать в одной закладке. После засушивания ветка и цветы сохраняют свою форму и цвет. Так же можно засушить ветки яблони, вишни, миндаля.
Кисти с мелкими цветами (сирень, черемуха) уплощают, т. е. удаляют цветы с одной поверхности, затем раскладывают в «тетради»: одну кисть располагают соцветием книзу, другую — кверху. Цветы расправляют и изолируют друг от друга. Обязательно засушивают отдельные цветы — они помогут устранить дефекты на засушенной кисти и даже восстановить (смонтировать) всю кисть. Цветы черемухи сохраняют белый цвет, сирени — белый, розовый и голубоватый. Остальные цвета изменяются. Их можно сохранить, засушивая кисть в термостате при температуре +25°С. Для засушивания выбирают махровые сорта сирени.
У дельфиниума весь стебель с цветами засушить сложно, поэтому засушивают цветы отдельно, в различных ракурсах. Цветы хорошо сохраняют форму и цвет. Стоит засушивать и отдельные лепестки, особенно синего и голубого окраса. Яркий, сочный цвет необходим для изображения неба, водоемов, волн в пейзажных композициях.
Васильки собирают только в первые два дня цветения, стебли и листья засушивают отдельно. Цветы на листке располагают венчиком книзу и в боковой проекции. Трубки цветка заполняют рыхло ватой или комочком бумаги, цветы изолируют друг от друга прокладками. Оптимальный груз 4—6 кг. В других бумажных «тетрадях» необходимо засушить отделенные от корзинки цветы, заполнив их трубочки ватой. Из них можно восстановить весь цветок или его часть. Перед засушиванием обработанный цветок василька накрывают листом бумаги, быстро проглаживают негорячим утюгом и сразу закладывают в «тетрадь»: так лучше сохраняется природная окраска.
Душистый горошек засушивают целой веткой, придавая стеблю и отдельным цветам нужное положение. При засушивании отдельных цветов используют бумажные прокладки. Форма цветов сохраняется. Лепестки можно использовать для придания оттенков деталям в пейзажах.
Львиный зев доставляет много хлопот: перед засушиванием нижнюю губу цветка и вогнутые части лепестков заполняют гигроскопической ватой, засушивают всю ветку с цветами или отдельно цветы и стебель, а потом монтируют ветку. Белый и розовый цвета сохраняются, красный становится темно-вишневым с фиолетовым отливом или темно-красным.
У гладиолусов от стебля отделяют цветок и засушивают так, чтобы сохранить форму. Трубку рыхло заполняют ватой или бумагой, окутывают тычинки, изолируют прокладками лепестки. Цветок укладывают венчиком вниз, трубку воронки отгибают. Груз — 2—4 кг, в зависимости от количества закладок. Засушенные лепестки тонкие, часто прозрачные. Можно монтировать цветок гладиолуса из отдельно засушенных лепестков и стебля. Лепестки служат материалом для выполнения фантастических цветов, для оформления различных деталей в пейзажах, натюрмортах, интерьерах. Многие цвета изменяются и приобретают другие оттенки. Красный — становится темно-красным, темно-вишневым, у некоторых сортов — почти черным. Белый цвет сохраняется, если на цветке нет розовато-сиреневого оттенка. Сохраняется и густо-розовый, а бледные розовые лепестки быстро обесцвечиваются.
Монтбреция — красивое, изящное растение. Для засушивания стебель с цветами укладывают на лист «тетради», трубки цветов заполняют ватой, лепестки изолируют друг от друга бумагой, а цветы от стебля — бумагой или ватой. При укладке стеблю и цветам придают нужный наклон, поворот. Засушивают под грузом. Растение очень декоративно, хорошо засушенный стебель с цветами, помещенный на подходящий фон, может стать самостоятельной красочной композицией.
Нарциссы засушивают венчиком вниз, выбирая цветы с короткой трубкой. Стебель засушивают отдельно. Обрабатывают цветы, как и цветы гладиолуса. Можно засушивать отдельные лепестки крупных цветов. Они хорошо сохраняют форму и цвет. Тонкие, прозрачные лепестки используются для оформления оттенков в деталях, для фантастических цветов. Для выполнения различных цветов пригодны сердцевины нарциссов, засушенные отдельно.
Хорошо сохраняют форму и окраску засушенные цветы земляники, клубники, малины, картофеля. Красочный материал получают, засушивая цветы тыквы, кабачков, огурцов — разного размера, рисунка, оттенка. Цветы разрезают вдоль, расправляют, раскладывают на бумаге «тетради». Прокладки меняют ежедневно. Засушенный материал хорошо сохраняет желтый, оранжевый цвет с зеленоватыми оттенками, рисунок цветка.
У тюльпанов и маков засушивают отдельно каждый лепесток. Цвет мака малоустойчив, красный оттенок становится тускло-розовым. Поэтому предпочтительно выбирать желто-оранжевые маки, сохраняющие свою окраску. Лепестки тюльпанов цвета не меняют. Перед засушиванием отделенным от цветка лепесткам дают подвянуть, чтобы они стали эластичнее, расправляют на листке «тетради» и ставят под груз. Можно брать лепестки от цветов, стоящих в вазе с водой. Особенно красивы засушенные лепестки среднеазиатских тюльпанов. Из лепестков выполняют цветочные композиции, они — прекрасный материал для изображения закатного неба в пейзажах, красочной одежды, драгоценных камней, украшений.
Махровые пионы, мальву, хризантемовидные цветы, георгины, тагетесы (бархатцы), цинии можно засушить полностью, изолируя все лепестки цветов тонким слоем ваты или бумаги. Цветок помещают на лист «тетради» венчиком книзу, сверху на корзинки накладывают плотное кольцо из ваты, накрывают доской с грузом, уменьшая его через 3—4 дня, чтобы не раздавить лепестков. Белый, розовый, желтый цвета при засушивании сохраняются, красный — темнеет.
Удобнее засушивать отдельные лепестки пионов, георгинов, роз, а потом уже из них монтировать цветы. Если хотят получить лепесток с отогнутым краем, перед засушиванием под этот край помещают бумажную прокладку в 2—3 слоя и на нее накладывают край лепестка. Отгиб будет иметь более естественную форму, если прокладку выкроить по форме отгиба.
При засушивании лепестков роз одного и того же цвета, одного и того же сорта получают разные результаты. Кроме того, следует учитывать, что лепестки побуреют, если растение срезано не в начале цветения. Красный цвет лепестков при засушивании темнеет, бело-кремовый приобретает тусклый беловато-серый, а морковный — ярко-красный оттенок. Чисто-белый и густо-розовый цвета сохраняются. Засушенные лепестки роз пригодны не только для восстановления самой розы; из них монтируют фантастические цветы, яркое птичье оперенье, орнамент и детали одежды, они хороши в пестрой мозаике.
Лепестки тигровой лилии перед засушиванием подвяливают, потом расправляют. Цвет стойкий, яркий — желтый, оранжевый с черными точками. Широко используют такие лепестки в композициях с фантастическими цветами, птицами, яркими бабочками. Лилии красного цвета меняют окраску от бежево-коричневой до темно-коричневой, лепестки белых лилий становятся кремово-желтыми. Тычинки и пестики лилий, так же, как и других цветов, засушивают и используют для оформления сердцевин цветов, выполненных из другого растительного материала. У цветов канн засушивают отдельные лепестки. Ярко-красные, розовые, желто-оранжевые, они почти не изменяют цвета (красный темнеет). Засушенные лепестки служат отличным материалом для выполнения фантастических цветов, закатного неба в пейзажах; с их помощью можно добиться тончайших оттенков в различных деталях картин и композиций.
При засушивании соцветий зонтичных растений (борщевик, пастернак купырь лесной) зонтик распластывают цветами книзу на листе «тетради», стебель срезают. В результате получают необычное, фантастическое растение с мелкими белыми цветами на причудливо переплетенных стебельках. Такие «цветы-паучки» очень эффектны на темном или ярком фоне, на бархатной бумаге. Кроме того, мелкие цветы всегда найдут у флористов применение (например, для изображения цветов на клумбах, лугах в пейзажах и т. п.).
Цветы, объединенные общим названием «бессмертники», собирают в полном роспуске, подсушивают на воздухе. Они хорошо сохраняются и цельными. Чтобы получить удобный материал для работы, у части растений осторожно снимают лепестки с цветоложа, раскладывают на «тетради», накрывают доской с грузом. Через некоторое время лепестки выпрямляются. Они хороши в разных композициях: оперенье птиц, орнамент ваз, различные украшения, цветы.

6. Фарберова JI. С. Жар-птица. Соломка 7. Первушина О. М. Декоративное панно. Соломка, обертки кукурузных початков 12. Столбова В. Г. Лето красное. Смешанный растительный материал Красивые, ярко-окрашенные, блестящие, словно полированные, они могут сами подстегнуть фантазию флориста, подсказать мотив необычного орнамента или сюжет картины. Особенно хороши лепестки бессмертников-гелихриэумов. В болотистой местности часто можно встретить растение пушицу. Цветок — тонкий короткий колосок с пушистой кисточкой. Растение засушивают, связывая снопиками и подвешивая вниз пуховками либо оставляя в вазе без воды. Можно засушить его вместе со стеблями под грузом, как любое другое растение. Пуховки хороши для изображения нежных цветов, например яблони, чубушника, анютиных глазок. Пушица хорошо сочетается с другим растительным материалом. Эффектны и композиции из одной пушицы на черном фоне. Красивые, ярко-окрашенные, блестящие, словно полированные.
Можно засушить пуховки других растений, например мать-и-мачехи, одуванчика. Головки подбирают полностью раскрывшиеся и полураскрывшиеся, засушивают в прямой и боковой проекциях. Так, только что раскрывшийся одуванчик срезают, удаляют стебель и листья, кладут в бумажную «тетрадь» вверх головкой, сушат под грузом. Хранят в плотных папках, переложив листами бумаги.
Срезанные стебли с нераскрывшейся пуховкой требуют другой обработки. Корзиночки отделяют от стеблей, освобождают от части листьев, раскладывают на листах бумаги, а когда через некоторое время корзинки раскрываются, их сразу переносят на лист «тетради», придают им различные положения —- шапкой книзу или кверху. Лучшие результаты получаются, если срезанные нераскрывшиеся корзинки поставить донышком на листы «тетради», а когда корзинки раскроются полностью, закрыть «тетрадь» и оставить под небольшим грузом до полного просыхания. В боковом положении засушивают корзинки, в которых уже видны распускающиеся пушинки. Корзинки сжимают пальцами у основания, чтобы сделать их более плоскими, раскладывают в «тетрадях» и сушат под грузом.
Можно засушить пуховку сразу в композиции — но для этого надо приобрести некоторый опыт, обладать особой тщательностью и аккуратностью в работе. Порядок такой: заблаговременно выполняется вся композиция, крепится на фон так, чтобы места, предназначенные для пуховок, оставались свободными. Когда пуховки поспеют, их срезают, размещают в композиции строго в соответствии с замыслом (в прямой, в боковой проекциях), накрывают стеклом, чтоб пуховки улеглись и подсохли. Затем стекло поднимают, под корзиночки спицей осторожно наносят клей, снова закрывают стеклом. Когда клей высохнет, можно оформлять картину.
Пуховки чертополоха, иван-чая, пушицы позволяют создать не только реальные цветы (ромашки, васильки, гвоздики), но и самые фантастические. Например, на черную бумагу наносят контур задуманного цветка, заклеивают его рыхлыми пучками из пуховок, смазывая клеем только один конец. Сердцевину оформляют любым материалом. Лучший фон — бархатная бумага. Можно выполнять цветы сразу на фоне.
Если хотят добиться более объемного изображения, наклеивают пуховки друг на друга, причем верхняя пуховка может быть меньше нижней или равной ей.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
Несколько советов по засушиванию цветов
Мы советуем иметь в запасе засушенные мелкие цветы дикорастущих растений — с ветками, листьями, усиками и отдельными стебельками (мышиный горошек, чина лесная, чина луговая и т. п.).
• Если растение изменило при засушивании цвет, не торопитесь выбрасывать его: в работе может понадобиться именно такой оттеиок.
• Если цвет хрупких, прозрачных лепестков кажется недостаточно интенсивным, можно сложить вместе по 2—3 лепестка. Еще один способ — подложить под блеклый тонкий лепесток другой, более яркий: получится нужный оттенок.

Засушивание листьев.
Для работы пригодны листья самых различных деревьев и кустарников. Советуем производить сбор листьев одного растения в разные периоды его роста и в разные времена года. Осенние листья более крепкие, разнообразны по окраске, богаты необычными сочетаниями оттенков. Цвет таких листьев более стоек.
Засушивают листья под грузом в листах бумаги.

ПРИМЕРЫ
Листья мать-и-мачехи собирают весной и осенью. Весной одна сторона листа — зеленая, другая — бархатистая, голубоватая или бело-серая. Этот редкий оттенок сохраняется и после засушивания. Он хорошо передает в работах снег, талую воду; листья применяются для оформления ваз, отделки паспарту. Осенью лицевая сторона листа приобретает пеструю или пятнистую окраску. Листья с преобладанием красного цвета при засушивании темнеют. Но поверхность остается пестро окрашенной: такие листья хороши для выполнения скал, гор, дорог, стволов деревьев.
Листья чистеца шерстистого собирают в разный период роста, разнообразными по форме и цвету. Продолговатые или овальные, весной и летом они обладают белым или беловато-серебристым цветом с голубоватым оттенком. Поверхность листа бархатистая. Осенние листья более крупные, обе стороны поверхности отличаются бархатистостью. Цвет от беловатого до мышино-серого, с различными оттенками даже на одном листе. При засушивании листья не меняют окраски, но становятся ломкими, поэтому хранить их следует в листах бумаги, помещенных в плотные папки. В работе пригодны обе стороны поверхности листа. Их своеобразие позволяет использовать материал для создания фона, изображения животных, цветов, самых разных деталей.
У девясила листья продолговатые (ланцетовидные). Лицевая поверхность гладкая, темно-зеленая, нижняя — бархатистая, беловато-серого цвета, порой приобретающего голубоватый оттенок. Цвет стойкий. Засушенные листья — прекрасный материал для фона, оформления паспарту, изображения неба, снега, воды, цветов.
Листья любого вида крапивы собирают в разное время года, в разный период роста растений. Желательно иметь в запасе листья, отличающиеся по размеру, форме, окраске. Из этого материала выполняют контуры леса в пейзажных композициях, употребляют его как фон для работ из крупных фантастических цветов. Не применяют такой фон для выполнения мелких человеческих фигур, силуэтов птиц, животных.
Красивые продолговатые листья конского щавеля собирают осенью, когда их окраска наиболее яркая. Вишневый цвет после засушивания темнеет, приобретает различные оттенки. Из листьев выполняют фон, крону и листья деревьев, фантастические цветы, столешницы, вазы; можно обозначить такими листьями контуры леса (в сочетании с другим растительным материалом).
Весной и летом листья ландыша садового имеют красивый цвет — от светло- до темно-зеленого. Осенью, особенно глубокой, листья приобретают оттенок от светло- до темно-коричневого. Собирают листья ландыша с весны до осени. Молодые листья при засушивании цвет меняют: он становится темным либо блекнет. Чтобы сохранить естественную окраску, вымытые и подсушенные на воздухе листья кладут на 3—4 слоя газет, сверху накрывают еще одним газетным листом и быстро проглаживают 1—2 раза горячим утюгом. Затем сразу же перекладывают в «тетрадь» и засушивают в небольших закладках под грузом в 2—4 кг. Полученный материал используют для изображения воды, лугов, полей, листьев, цветов, ваз, фантастических цветочных композиций. Осенние листья применяются для выполнения земли, вспаханного поля, дорог, гор, деревянных или керамических ваз, столешниц, стволов деревьев и др. Известен опыт, в результате которого флористы получали листья ландыша серовато-белого цвета с различными оттенками. Для этого листья, собранные очень поздно (даже из-под снега), очищают от грязи, промывают, просушивают, протирают мягкой тряпкой, складывают в полиэтиленовый мешок и оставляют на длительный срок в холодильнике на нижней полке. Обесцвеченные листья еще раз протирают тряпкой, чтобы убрать лишнюю влагу, и засушивают под грузом, в газетных «тетрадях».
Листья лапчатника красивые, резной формы. В начале лета одна сторона их зеленого цвета, другая — светло-сероватого. В августе они приобретают светло-серебристую окраску. Листья сохраняют цвет и форму после засушивания. Служат для выполнения разнообразных деталей; из целых листьев выполняют фантастических птиц, цветы, листья пальм, оформляют ими паспарту.
Листья папоротника лучше сохраняют цвет, если собраны в августе, а не в июне — июле. На воздухе они быстро увядают, поэтому засушивать и надо сразу же после сбора. Засушивают весь большой лист целиком, хранят в плотных листах бумаги. Поздней осенью листья папоротника приобретают рыже-коричневый цвет.
Отличный материал дают комнатные декоративные папоротники. Используются для оформления фона, аранжировки в цветочных композициях, хороши для выполнения крон, деревьев, листьев кустарника.
У петрушки засушивают отдельно листья и целые веточки. Выбирают ветки с листьями разного размера: это отличный материал для оформления крон и листвы деревьев, декоративных вставок в цветочных букетах. Для оформления кустарников, цветочных композиций пригодится засушенная ботва моркови.
Засушенные листья декоративной капусты различных видов сохраняют цвет от светло- и темно-зеленого до фиолетового. Если засушить листок, не расправляя его, на нем останутся своеобразные рельефные контуры. Рисунок можно усилить, переложив накладывающиеся друг на друга части листа бумагой. Результат лучше, если предварительно лист разрезать на половинки, вырезав по всей длине его утолщенную среднюю часть. У некоторых сортов декоративной капусты листья при засушивании значительно светлеют. Окраска нестойкая, через 1—2 года материал обесцвечивается. Используют в пейзажах при выполнении скал, крон деревьев, зарослей кустарников.
У комнатной бегонии выбирают плотные, темные листы с крупными пятнами беловатого цвета. Пятна сохраняются при засушивании.
Материал декоративен, хорош для выполнения фантастических цветов, ваз, оригинального фона. При засушивании листьев бегонии необходимо часто менять прокладки и вовремя заменять отсыревшую «тетрадь».
Листья канн, собранные в разное время, отличаются цветом и оттенками. Поздней осенью они становятся коричневыми, иногда — песочного цвета с вкраплением зеленоватого. При засушивании цвет сохраняется. Хороши для выполнения фона, оттенков в пейзажах, стволов деревьев, оформлении ваз и столешниц. Цвет стойкий.
Листья ирисов, гладиолусов собирают в конце августа — сентябре. Поздней осенью они особенно яркие, желто-оранжевые. Засушивают их под грузом. Свежие листья можно прогладить теплым утюгом и сушить под прессом. Толстые листья после засушивания разрезают вдоль: внутренняя поверхность светло-голубоватая или зеленая. Выполняют из листьев фон, вазы, столы, в пейзажах — дороги, поля, стволы деревьев.
Листья кустарников собирают в разное время года. У бузины весной листья отличаются изящной формой и коричневым цветом различной интенсивности. В остальное время года листья менее интересны.
Листья малины пригодны для сбора в любое время. Весной и летом (у некоторых листьев и осенью) наружная поверхность зеленоватая, внутренняя — бело-серебристая или голубоватая. Прекрасный материал для изображения неба, воды, оттенков снега, весенних полей, снежных шапок на горах; хорош он и в цветочных композициях. Осенью наружная поверхность листьев отличается богатейшим сочетанием цветов и оттенков. Такие листья можно удачно использовать для выполнения фона, обозначить ими контуры леса, зарослей кустарников, оттенки почвы распаханных полей. Собранные поздней осенью листья имеют темный, почти черный цвет с причудливыми полосами более светлой окраски. Они очень хороши в пейзажных композициях.
Листья кизильника мелкие, 0,3—0,7 см, круглой или овальной формы, осенью ярко окрашены в желтый, зеленый, бледно-розовый, ярко-красный цвета. Внутренняя поверхность листа — серо-зеленая. Окраска стойкая, но красный цвет при засушивании превращается в темно-вишневый. Флористы обычно используют такие листья, если надо изобразить землю, засыпанную палым листом; опавшие листья, плывущие по водоему; листву на деревьях и кустарниках; хороши они и для узора на вазах, для оперения птиц, выполненных методом накладки, в деталях одежды, орнамента.
Калина особенно нарядна осенью: листья ее яркие, насыщенного цвета, с разнообразными оттенками. Из них получаются прекрасные фантастические цветы (каждый лист — лепесток). Менее яркие листья можно использовать в портретных работах. Ива дает флористам разнообразный материал. Листья различных ее видов, особенно опавшие осенью на землю, на поверхность первого снега, удивительно богаты оттенками. Наружная поверхность листа одного вида — темно-зеленая, а внутренняя — светлосерая, голубоватая, розоватая. У другого вида опавшие листья — желтые, с лимонным оттенком. Перед засушиванием листья очищают, промывают, дают обсохнуть на воздухе. Цвет сохраняется стойко. Работы, особенно выполненные из целых листьев, очень декоративны.
Листья тополя обыкновенного обладают порой очень красивой формой. Осенью они яркие, пятнистые. Широко применяются в пейзажных композициях (крона, стволы деревьев, фон).
У серебристого тополя листья собирают ранней весной: наружная поверхность листа зеленая, внутренняя — белая, с серым или голубоватым оттенком. При засушивании цвет не меняется. Можно использовать в работах для изображения снега, неба, воды. Если выбрать красивую ветку с листьями и засушить ее целиком в плоскости под грузом, изолируя листья от стебля и друг от друга бумажными прокладками, получится готовый оригинальный материал. Ветка с серебристыми листьями на темном фоне — неброская, но удивительно изящная.
Листья краснолистного клена осенью отличаются разнообразием оттенков — красный, темно-красный, темно-вишневый, темно-коричневый цвет сохраняется при засушивании и держится стойко.
° В природе часто встречаются листья ажурные, дырчатые — это результат болезни растения или следы работы насекомых-вредителей (рис. 4). Флористу пригодятся листья и в том случае, если от них остались одни скелетные жилочки. Такие листья засушивают как обычно. В работах используют, накладывая на яркий фон: так, например, изображают крону осенних деревьев. Таким же образом можно выполнить оригинальную композицию только из ажурных листьев.
Рис. 4. Лист, изъеденный насекомыми Засушивание стеблей.
У некоторых растений засушивают стебли и листья со стеблями. Аир растет по берегам водоемов. Толстое корневище его расположено под водой. От корневища отходят толстые мечевидные листья. Во флористике применяется нижняя часть листа с черешком. Окраска ее красива — от нежно-сиреневой до сиреневой. Заготавливают материал с середины июля по сентябрь. Листья отрезают на 5 см выше корневища, разбирают, промывают в воде, собирают в небольшие пучки, связывая в верхней части листьев, и подвешивают для просыхания при комнатной температуре. После полного просыхания отделяют нижнюю часть листа с коротким стеблем, проглаживают утюгом. Толстые ленты разрезают острым ножом вдоль на две половины. Хранят в папках. Цвет сохраняется. Ленты аира используют для оформления неба с его оттенками и цветов, особенно сирени. Вырезанные из ленты лепестки при этом наклеивают по контурам рисунка сразу на фон.
Рогоз собирают в любое время года, но лучше заготавливать в августе. Срезают растение выше корневища на 3 см. Используют листья, стебель, початки. Обрабатывают так же, как листья аира. При разрезании толстого засушенного листа мякоть на внутренней поверхности удаляют тупым ножом, пока не проявится рисунок — сеточка светло-зеленого, голубоватого или темно-зеленого цвета. Листья, собранные поздней осенью, окрашены в коричневый цвет, а сетчатый рисунок внутренней части — светлый на темном фоне. Хорош для изображения различных деревянных деталей в архитектурных композициях, интерьерах.
Чем толще стебель рогоза, тем разнообразнее материал получают при «го обработка. Со стебля снимают оболочки. Легче отделяются оболочки от подсушенного ствола. Окраска их различна: внутренняя, прилегающая к стволу часть,— белая, гладкая, с перламутровым отливом; наружная чаще имеет цвет светлой древесины и схожа с ней по фактуре. Ленты от стеблей, срезанных осенью или ранней зимой, коричневые. Цвет лент можно изменить при помощи утюга или аппарата для выжигания, как уже говорилось. Следует быть осторожным: рогоз легко воспламеняется. Ленты рогоза хороши для выполнения деталей, изображающих стволы дерева, стебли, деревянные постройки.
Высушенный стебель рогоза можно расщепить в длину; из полученных половинок с гладкой, закругленной поверхностью можно сделать рамы для оформления картины: достаточно смазать клеем внутреннюю поверхность стеблей и наложить их на окантовку.
Засушивают стебли разных растений, например цветов бегонии-рекс, срезанные сразу после цветения: это хороший материал для изображения раскидистых веток у деревьев, стеблей цветов в композициях.
Стебли лютиков собирают в разное время года. Тонкие засушивают целиком, придав нужную форму, толстые — разрезают вдоль, расправляют и засушивают под грузом.
Стебли одуванчиков собирают летом и осенью. Осенью они более плотные, причудливо изогнутые, зеленые, коричневые с красноватым оттенком, красновато-вишневые. Наиболее толстые разрезают вдоль. Засушивают в бумаге под грузом. Цвет не сохраняется, стебли приобретают оттенки от светло-серого до темно-коричневого. Используются для оформления деталей деревянной архитектуры, изгородей, скамеек, стволов, стеблей.
Стебли хвощей красивы по форме и цвету. К сожалению, зеленый цвет мало устойчив. Засушивают как стебли одуванчиков.
Разнообразно окрашенные стебли ревеня разрезают вдоль, удаляют мякоть, проглаживают утюгом.
Стебли гладиолуса срезают поздней осенью, освобождают от обволакивающих их листьев. Нижняя часть оболочек ярко окрашена в красный, розовый, сиреневый, фиолетовый цвета. Снятые оболочки проглаживают теплым утюгом и получают прекрасный декоративный материал, пригодный для изображения цветов, ягод, ваз, деталей отделки.

<<<--- --->>>

Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0