RSS Выход Мой профиль
 
Первушина. Природа и творчество. | ЧАСТЬ I, Глава2 (окончание)




Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО


Глава 2(окончание)

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ОСЕННЕГО СНОПА

Работы в технике графики.
Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), сам фон.
Чтобы добиться успеха в работе соломкой в этой технике, мы советуем прочитать учебные пособия для художественных школ по разделу графики, узнать об основных элементах рисунка — линии и штрихе. Попробуйте выполнить на листе бумаги все линии — толстые, тонкие, чуть заметные,— штрихи различного вида, разного направления, толщины. Затем на листе черной бумаги уже не пером, а с помощью наклеенных полосок соломки нанести такие же линии, штрихи, многослойное перекрещивание штрихов. При рисовании пером художники делают заливки для цветового пятна или выполняют его многослойным штрихованием. При работе соломкой «заливка» выполняется полным покрытием данного участка соломенными лентами, плотно, без просветов фона.

Итак, при работе флориста в технике графики перо и карандаш заменяют тонкие, узкие полосы соломки. Работают на листах плотной бумаги темного цвета. Лучший материал — соломенные ленты от трубок стебля культурных злаков, и их «рубашечек». Наиболее декоративны работы из овсяной соломы.
Выполняют работы в технике графики сразу на фоне. Лист выбранной бумаги укрепляют кнопками на большой (чертежной) доске, тонкими линиями переносят на фон весь рисунок через копирку желтого цвета.
На рабочей доске острым ножом из соломенных лент вырезают полоски нужной ширины, смазывают тонким слоем клея и размещают по контуру рисунка. Если надо изобразить изогнутую, волнистую, выпуклую линию, полоски наклеивают отдельными короткими частицами так, чтоб концы частиц плотно соединялись между собой. Необходимо строго следить за четким выполнением линии, как этого требует рисунок.
Готовую работу снимают с доски, крепят к основе, застекляют и окантовывают. Работы из соломки в технике графики можно выполнить на ткани (холст, полотно, матовый сатин, шелк). Ткань перед работой хорошо натягивают и укрепляют на ровную и плотную основу картины. Выполняют работы на цветном стекле, темных полированных досках. Доска или стекло одновременно являются и основой, и фоном. Такие работы не застекляют.

Можно использовать в работе не цветное, а обычное стекло толщиной 0,25—0,30 см. Стекло накладывают на бумагу с рисунком, на его поверхности выполняют всю работу, наклеивая полоски согласно рисунку, затем под стекло подводят темный фон, крепят к основе и окантовывают.
Тонкие полоски соломы, подобранные по оттенкам, подобно карандашным штрихам, прекрасно передают объем. Работы из соломы в технике графики отличаются тонкостью и изяществом.

Мозаика.
Так называются декоративные рисунки, выполненные из кусочков камня, цветного стекла (смальты), керамических плиток и т. п. Мозаика, составленная из мелких частиц, одинаковых по размеру, называется византийской. Если работа выполнена из кусков более крупных, подобранных в соответствии с размерами частей рисунка-оригинала,— это флорентийская мозаика.
Во флористике частицами мозаики служат кусочки растительного материала. В данном случае мы расскажем о мозаике из соломы. Для работы нужна солома одного цвета, но с различными оттенками, и солома различной окраски.

Выбор сюжета или темы композиции неограничен. Техника мозаики позволяет работать сразу на фоне. Им может служить бумага серого, бежевого, коричневого, черного цвета; плотная однотонная ткань (шелк, сукно, сатин, суровое полотно); гладкая, без рисунка, кожа или кожзаменители; деревянная доска, шпон. Не годится материал с ворсистой поверхностью. Фон можно выполнить из растительного материала в той же технике мозаики. Фон из бумаги прикрепляют кнопками к чертежной доске, переносят на него подробный эскиз, по которому выполняют мозаику, и потом уже укрепляют на основе. Текстильный фон натягивают и закрепляют на основе сразу. С помощью копирки переносят рисунок, расчерчивают его на квадраты, прямоугольники или другие геометрические фигуры. От ленты соломы острым ножом отрезают полоску, вырезают из нее ножницами кусочки нужного размера и формы. Смазывают их клеем, затем осторожно пинцетом переносят на фон и плотно прижимают. Следы клея удаляют немедленно. Так постепенно заполняют все клетки.
Можно использовать другой прием: не разрезая предварительно соломенную ленту на мелкие куски, смазывают ее клеем на длину, соответствующую размеру клетки, переносят на фон, прижимают и строго по линии клетки отрезают ненужную часть. Так же заполняют следующие клетки от одного участка к другому.

Этот прием облегчает переход от цвета к цвету, от оттенка к оттенку.
Нельзя плотно, без просветов, наклеивать кусочки одного цвета на каком-то участке — получится сплошная масса из наклеенного материала. Для получения узких просветов кусочки мозаики приклеивают с разным углом наклона. Фон и исполнительский материал не должны быть резко контрастными по цвету. Диапазон тем для растительной мозаики обширен — от геометрического орнамента, незатейливых рисунков до портретов, пейзажей, сложных композиций.
В этой технике можно выполнить отдельные детали в работе из соломки или другого растительного материала (например, узор на вазе, столешнице, ковер, мозаичный пол в интерьере). Мозаика — удобная техника и для выполнения паспарту из растительного материала. В этом случае она не должна быть яркой, пестрой.
Растительную мозаику не стоит покрывать бесцветным лаком. Работа, сохраняющая естественный цвет и блеск материала, более красива.

Инкрустация.
В технике инкрустации можно выполнить панно, оформить папку для бумаг, обложку для альбома, столешницу журнального столика. Фон — дерево, гладкая кожа. Можно использовать старый деревянный поднос, тарелку, шкатулку, вазу из дерева. Растительный материал— солома овса, ячменя, пшеницы, ржи. Выбранный рисунок переносят на дерево или кожу через копирку, вырезают гнезда с четкими ровными краями. Если фоном служит кожа, поверхность ее протирают тряпкой и приклеивают по краям к основе — плотному картону или фанере. Края окантовывают кожей, плотной бумагой или хлопчатобумажной материей. Окантовку можно украсить полосками соломы в виде рамки.
Затем в гнезда вклеивают вкладыши-вставки из соломы.

Крупные детали выполняют на выкройке, мелкие вырезают из соломенной ленты. Если необходимо много мелких деталей одинакового размера и формы, можно использовать самодельные штампы из металлических трубок с ровными, острорежущими краями. Детали смазывают тонким слоем клея и вставляют в гнезда. Вставки не должны оставлять в гнездах щелей, западать или выступать над поверхностью. Чтобы вкладыши не проваливались, на дно гнезда подклеивают кусочек плотного материала (бумага, картон). Не рекомендуется заранее готовить большое полотно из наклеенной соломки и выкраивать из него детали: в этом случае невозможно разместить соломенные ленты в нужном направлении, а значит, нельзя добиться необходимого цвета и оттенка.
Например, выбран рисунок: кисть черемухи. Переносят рисунок на фон, готовят гнезда, наклеивают стебель из соломы и тонкие веточки кисти. Штампом выкраивают лепестки цветов, наносят на них клей и укрепляют в гнездах.
Если выбран рисунок вьющегося растения (например, виноградной лозы), не просто изобразить курчавый усик. Для этого из соломенной ленты вырезают узкую длинную полоску, смачивают водой и влажную накручивают спиралью на стержень нужного диаметра. Конец фиксируют нитками, просушивают. Удалив стержень, получают объемную спираль. Ее кладут на доску под груз. В результате получаем плоское изображение вьющегося усика.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как подкрасить солому
Свое отношение к подкрашиванию соломы мы уже изложили. Тем не менее желающим можем подсказать, что для подкрашивания соломы применя* юте я такие красители: чернила, тушь разного цвета; бриллиантовая зелень, синька; морилка коричневого цвета; марганец; анилиновые красители (обычно используются для окрашивания тканей).
Красители разводят в горячей воде до желаемого цвета. В раствор погружают готовые соломенные ленты, в основном — ленты из трубок от стебля соломы. Один конец ленты оставляют непогруженным — за него время от времени достают всю ленту из раствора и смотрят, как идет окрашивание, получается ли нужный цвет.

Окраска соломенных лент достигает разной интенсивности — от ярко густого, насыщенного цвета до нежного, слабо окрашенного. Для получения желаемого результата ленты оставляют в красителе на 2—3 дня. Вынимают окрашенную соломенную ленту, дают красителю стечь, раскладывают на листе газетной бумаги и сушат при комнатной температуре. Краситель не уничтожает и не снижает блеска соломы. Если соломенная лента после просыхания немного закрутилась по краям, ее проглаживают по всей длине теплым утюгом или кольцом ножниц. Лента снова станет ровной и гладкой. При окрашивании в каждый краситель опускают несколько соломенных лент различного естественного цвета, разных оттенков, блестящие и матовые; различный исходный материал дает и различные результаты.
Наиболее интенсивно окрашивается наружная поверхность соломенных трубок, внутренняя впитывает краситель значительно слабее.




<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0