БАБУШКИН Иван Васильевич 1873—1906
Жизнь и деятельность этого замечательного большевика, ставшего, по определению В. И. Ленина, гордостью партии, народным героем революции, служит примером борьбы за свободу, классовые интересы пролетариев, беззаветной преданности идеалам коммунизма. «И. В. Бабушкин,— писал Владимир Ильич в 1910 году,— один из тех рабочих-передовиков, которые за 10 лет до революции начали создавать рабочую социал-демократическую партию. Без неустанной, геройски-упорной работы таких передовиков в пролетарских массах РСДРП не просуществовала бы не только десяти лет, но и десяти месяцев. Только благодаря деятельности таких передовиков, только благодаря их поддержке, РСДРП выросла к 1905 г. в партию, которая неразрывно слилась с пролетариатом...» 1
Передовые рабочие, вступавшие в партию коммунистов, воспитали в себе, подчеркивал Ленин позднее, ту закаленность к революционной борьбе, без которой, вместе с крепчайшей связанностью с массами, не могло бы быть успешной революции пролетариата в России 2.
И. В. Бабушкин был видным революционером, страстным пропагандистом ленинских идей, неутомимым борцом за дело освобождения трудового народа из-под гнета самодержавия и капитализма.
Страстное стремление учиться
Свой выбор революционного пути Бабушкин объяснил тем, что «ужасные приемы эксплуатации», которые он видел повсюду и на себе испытал с детства, вызывали протест юной души и пробуждали желание «точить оружие для борьбы, т. е. читать и развиваться» 3.
И. В. Бабушкин родился 3(15) января 1873 года в селе Леденгском (в годы Советской власти оно названо его именем) Тотемского уезда Вологодской губернии. Рано потеряв отца, он вместе с матерью переехал в Петербург и на пятнадцатом году жизни был определен учеником слесаря в торпедную мастерскую Кронштадтского порта. Работал юноша на износ, а платили ему жалкие гроши. Через три года Бабушкина вывели «из учеников в мастеровые». Молодой пролетарий перебрался в столицу России и устроился работать слесарем на Семянников-ский (ныне Невский машиностроительный) завод. Зарабатывать стал больше, но на предприятии царили те же «ужасный гнет и бесчеловечность», которые он изведал прежде 4. Это заставляло юношу все больше задумываться об окружающем, о бесправном положении себе подобных, о своем будущем. Порою он слышал разговоры о подвигах таинственных революционеров, казненных по велению царя. За что казнили тех революционеров и чего они добивались? Эти вопросы не давали покоя.
На помощь пришли передовые рабочие. Они посоветовали читать нелегальную литературу. Иван Бабушкин стал знакомиться с подпольными изданиями. Прочел, например, народовольческую прокламацию, переданную ему товарищем по ремеслу. Позже он напишет о впечатлении, произведенном ею: «...это что-то особенное, чего мне никогда в течение своей жизни не приходилось видеть и слышать... Отныне я навсегда стал антиправительственным элементом». Бабушкину импонировало, что в листке «в ругательной форме» говорилось «про попов, про царя и правительство». Возникло стремление пожертвовать для борьбы с указанным злом «всем, вплоть до своей жизни» 5.
Огромное влияние на идейную закалку Бабушкина оказали встречи и беседы с рабочими, знакомыми с марксистской литературой, имевшими опыт социал-демократического подполья. В числе тех, кто наибольшим образом повлиял на формирование мировоззрения Бабушкина, был, по его признанию, ткач П. А. Морозов, «самый образованный человек из рабочих», один из лучших агитаторов-марксистов среди петербургских пролетариев.
Желание получить серьезные знания привело молодого рабочего на Шлиссельбургский тракт, что за Невской заставой, в одно из самых крупных учебных заведений для рабочих — легальную бесплатную Корниловскую школу (Смоленские воскресные классы). В ней учительствовали Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, 3. П. Невзорова-Кржижановская. У них занимались участники ленинских кружков: рабочие Боровков, братья Бодровы, Грибакин, Жуков, их товарищи. В этот круг вошел и Бабушкин. Правилами школы предписывалось давать обучающимся лишь общеобразовательные знания. Но преподавательницы выходили за рамки дозволенного. На уроках экономической географии они, к примеру, разъясняли политическую экономию по Марксу. При изучении «благородных» историй о деяниях царей знакомили слушателей с фактами революционного движения, рассказывали о борьбе трудящихся, угнетенных против эксплуататоров и тиранов.
Однако настоящую школу классовой борьбы Бабушкин прошел под руководством В. И. Ленина, в подпольный кружок которого его вовлек выдающийся рабочий-марксист с Балтийского завода В. А. Шелгунов. С того времени вся дальнейшая судьба Бабушкина была тесно связана с Лениным, с борьбой за создание партии. Занятия ленинского кружка велись в комнате Ивана Васильевича. Своим слушателям молодой пропагандист излагал содержание первого тома «Капитала», иллюстрируя экономическое учение К- Маркса фактами из их собственной жизни и указывая на злободневные социально-политические проблемы, стоящие перед Россией. О занятиях этих Бабушкин вспоминал с восхищением: «Лектор излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызывать у нас или возражения, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставляя одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный, с претензией к навыку стать ораторами; этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями... Но эти лекции в то же время приучили нас к самостоятельной работе, к добыванию материалов» 6. От занятия к занятию повышался уровень знаний слушателей, острее становился взгляд на окружающую обстановку, зрело их классовое мировоззрение.
Упорнейшим трудом Бабушкин расширял свой кругозор, много читал, используя для этого каждый свободный час. Все мысли его были направлены на то, чтобы обогатить свои знания, столь нужные для революционного дела, для борьбы за освобождение рабочего класса. Ленин отмечал, что Бабушкин энергично вел в 1895 году работу за Невской заставой среди пролетариев Семянниковского, Александровского, Стеклянного заводов, создавал кружки, устраивал библиотеки и сам все время страстно учился 7. Его, как и других передовых рабочих, воспитывала непосредственно практика социал-демократического движения.
В тот период в рабочем классе России отчетливо определились три слоя. Первый — численно небольшой слой передовых рабочих с высокими умственными запросами. Это сознательные социал-демократы, или, говоря словами Ленина, «рабочая интеллигенция». Затем шел широкий слой средних рабочих. «И эти рабочие,— писал Ленин,— жадно стремятся к социализму, принимают участие в рабочих кружках, читают социалистические газеты и книги, участвуют в агитации, отличаясь от предыдущего слоя только тем, что они не могут стать вполне самостоятельными руководителями социал-демократического рабочего движения» 8. Наконец, за этим слоем, отмечал Владимир Ильич, идет масса низших слоев пролетариата, на которые, по его мысли, «должны действовать иные средства агитации и пропаганды: брошюры, написанные наиболее популярно, устная агитация и — главное — листки по поводу местных событий».
Отсюда и проистекало непреложное требование дифференцированного подхода социал-демократов к деятельности в рабочей массе. Однако в то время социал-демокра-тическая пропаганда велась главным образом с учетом уровня зрелости передового слоя рабочего класса. А между тем по мере роста рабочего движения остро встала задача перехода, не прекращая кружковых занятий и пропаганды марксизма, к злободневной агитации среди широких масс рабочих. Только массовая агитация могла обеспечить тесное взаимодействие социал-демократов со всеми слоями пролетариата. Это была новая тактика, выдвинутая Лениным. Отправным пунктом ее явилась идея соединения научного социализма с массовым рабочим движением. В коренной перестройке всей революционной работы деятельное участие принял'Бабушкин, вступивший в созданный Лениным «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он стал агитатором, учился у Ленина искусству доходчивого разъяснения марксистских идей среди различных слоев рабочих.
Вместе с тем Бабушкину принадлежит заслуга в пропаганде марксизма печатным словом, что было исключительно важно в осуществлении новой тактики ленинской группы социал-демократов, когда возникла необходимость издавать не только литературу, содержащую серьезные теоретические обобщения, но и листки, брошюры, рассчитанные на широкие массы рабочих, имевших низкий уровень развития. В них показывалось угнетенное положение рабочих, обличались злоупотребления со стороны хозяев предприятий и т. д. Одновременно выдвигались политические требования. Листовки и брошюры являлись органической частью марксистской рабочей печати.
Зачинатель пролетарской публицистики
Шел декабрь 1894 года. На Семянниковском заводе в Петербурге вспыхнула стихийная стачка из-за очередной задержки заработной платы. Владимир Ильич написал при участии Бабушкина листовку по поводу этого события. Ее текст был обсужден в рабочих кружках, размножен в виде листовки и разбросан на заводе. С тех пор по мере развития стачечного движения листовки революционных социал-демократов становились непременными спутниками почти каждого выступления рабочих. Когда на фабриках и заводах Петербурга возникали волнения и забастовки, члены ленинского «Союза борьбы» приходили на помощь рабочим, стремились возглавить их стихийную борьбу, направить ее в организованное русло. За 1895— 1896 годы ими было выпущено не менее 70 воззваний и прокламаций 10. Проблематика революционных листовок была самой разнообразной. Характерный пример — прокламация «Что такое социалист и политический преступник?» написана Бабушкиным в защиту оклеветанных царскими властями революционеров.
Братья, товарищи, обращался он к рабочим, сбитым с толку полицейскими побасенками и не сумевшим правильно разобраться в смысле слов «социалист» и «политический преступник». Давайте подумаем и разберемся, кто же в действительности те люди, которые вызывают звериную ненависть власть имущих. Правда ли, что они наши враги? Нет, решительно заявлял автор листовки, «социалисты — это те люди, которые стремятся к освобождению угнетенного рабочего народа из-под ярма капиталистов-хозяев, называют же их политическими или государственными преступниками потому, что они идут против целей нашего варварского правительства, которое защищает интересы фабрикантов и заводчиков...». Далее в листовке убедительно разъяснялось, что заклятыми врагами трудящихся выступают капиталисты и царизм, именно они стремятся всеми мерами разобщить пролетариев, чтобы каждый из них был сам но себе. Ведь над разобщенными, говорилось в прокламации, нетрудно глумиться, держать их в узде. Сплоченность перед капиталом и поддерживающим его полицейским государством — вот чем силен пролетариат: «...ничто не устоит перед нами, если мы будем идти рука об руку все вместе» .
Листовки, прокламации, выпускаемые «Союзом борьбы», были сильным средством воздействия революционной социал-демократии на рабочее движение. Они вызывали со стороны рабочих требования устранить вопиющие безобразия и готовность поддерживать эти требования стачками.
За Бабушкиным вскоре была установлена полицейская слежка. 6 января 1896 года он был арестован и 13 месяцев отсидел в тюрьме под строжайшим надзором. Власть предержащие считали Бабушкина особо опасным политическим преступником, вовлекавшим «на противоправительственный путь заводских и фабричных рабочих... для борьбы с капиталистами и правительством». В 1897 году революционера сослали в Екатеринослав (ныне Днепропетровск).
Установив прочные связи с местным подпольем, Бабушкин выяснил, что в нем преобладали узкая кружковщина и местнические тенденции. Рабочую толщу в этом городе социал-демократия не затронула. Иван Васильевич решительно перестроил работу, перевел ее на рельсы широкой пропаганды и массовой агитации. В декабре 1897 года энергичными стараниями Бабушкина, при активном участии И. X. Лалаянца, изучавшего марксизм в самарском подполье под руководством В. И. Ленина, был основан екатеринославский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». По примеру петербургского «Союза борьбы» разрозненные марксистские кружки и группы города объединились в единую социал-демократическую организацию. Ее влияние простиралось на всю губернию, включавшую тогда почти весь Донбасс, а также и на юг России. В 1898 году «Союз» был преобразован в Екатеринославский комитет РСДРП.
Работая в гуще масс, Бабушкин создавал марксистские кружки, стремился приобщить своих слушателей к самостоятельному овладению знаниями. Он умело применял метод практических заданий, которому научился в ленинских кружках в Петербурге. Каждый слушатель получал задание: собрать у себя в цехе, на заводе сведения о положении и нуждах рабочих, о продолжительности рабочего дня, заработках и т. д. Но добыть факты еще полдела. Надо было научить кружковцев отделять в собранных материалах типичное от второстепенного, случайного, освещать факты с позиций марксистской теории. Поэтому был установлен порядок, «чтобы всякий не только собирал материалы, но написал бы листок для завода, в котором он работает». Написанное обсуждалось в кружке, отбиралось лучшее, печаталось на гектографе и распространялось по заводам и шахтам. Плодотворным в этом отношении был 1899 год. Возглавляемый Бабушкиным Екатеринославский комитет РСДРП подготовил и распространил 12 прокламаций 12. Почти все листовки редактировались Бабушкиным, многие из них содержали его мысли о важности объединенных усилий пролетариев в борьбе с угнетателями. Так, в одной из листовок говорилось: «Каждый рабочий в отдельности не в состоянии улучшить своего положения — объединенные же рабочие представляют собою грозную силу, с которой приходится считаться начальству». Мысль эта повторяется и в другой прокламации, обращенной к рабочим железнодорожных мастерских: «Только объединенной борьбой можно заставить наше начальство делать улучшения в нашей жизни... Каждый из нас бессилен против него... Дружно, товарищи! Потребуем, и нам уступят, как не раз уступали» 13.
Под руководством социал-демократов рабочие Екате-ринослава приобщались к организованной борьбе с капиталистами и правительством, готовились к грядущим классовым боям.
В начале XX века Россия переживала революционный подъем. Экономических обличений жестокой эксплуатации рабочих фабрикантами и заводчиками уже было недостаточно. Теперь нужны были и политические обличения, служившие, по мысли Ленина, «объявлением войны правительству». Трибуной для них стала созданная Лениным общероссийская газета «Искра», воодушевлявшая рабочих на героическую борьбу против самодержавия. Ленин писал: «Для фабричных обличений на местах у нас всегда были и всегда должны будут остаться листки,— но тип газеты мы должны поднимать, а не принижать до фабричного листка. Для «газеты» нам нужны обличения не столько «мелочей», сколько крупных, типичных недостатков фабричной жизни, обличения, сделанные на примерах особенно рельефных и способные потому заинтересовать всех рабочих и всех руководителей движения, способные действительно обогатить их знания, расширить их кругозор, положить начало пробуждению нового района, нового профессионального слоя рабочих».
Создавая газету, равной которой по степени революционности еще не было в России, Владимир Ильич больше всего заботился о том, чтобы новый печатный орган не терпел недостатка «в чисто рабочих корреспонденциях». В обеспечении ее такими корреспонденциями Бабушкину отводилась первостепенная роль. Он отвечал как нельзя лучше ленинским требованиям к пролетарскому журналисту нового типа. Бабушкин был теоретически подготовлен, обладал литературным талантом, накопил к тому времени богатый агитационно-пропагандистский опыт.
Ему выпала великая честь стать первым рабочим корреспондентом ленинской «Искры».
Первый рабкор «Искры»
Местом, где сосредоточилась революционная деятельность Бабушкина, был избран Иваново-Вознесенский промышленный край, охватывавший крупные индустриальные центры, десятки городов и рабочих поселков. На посту корреспондента «Искры» Ивану Васильевичу предстояла исключительно сложная работа, полная опасностей и невзгод. Несмотря ни на что, Бабушкин добросовестно выполнял возложенные на него поручения и добился немалых результатов. Он бесперебойно снабжал «Искру» материалами из крупнейшего текстильного края России, а также из других районов страны. Под видом коробейника с корзиной через плечо, на дне которой лежали экземпляры «Искры», революционер появлялся в городах и рабочих поселках, не привлекая внимания «стражей порядка». Благодаря его сметке и энтузиазму между «Искрой» и промышленными центрами страны наладилась прочная связь, и рабочие регулярно получали свою газету.
Неоценимую помощь ленинскому посланцу оказывала секретарь редакции «Искры» Н. К- Крупская. Он получал от нее соответствующие инструкции, советы, на что обратить внимание в подпольной работе, какими документами руководствоваться и т. д. Так, 12 ноября 1901 года, сообщая Бабушкину в Покров о делах в редакции «Искры», она подчеркивала, что необходимо вести борьбу за создание общерусской социал-демократической организации. «План такой общерусской организации,— писала Надежда Константиновна,— будет развит в брошюре, которая скоро появится» 15. Речь шла о работе В. И. Ленина «Что делать?». В феврале 1902 года она была написана и в марте того же года вышла в свет в Штутгарте. В Россию ее доставляли нелегально, размножали здесь на гектографе и иным способом. Бабушкин внимательно изучил ленинский труд и руководствовался им во всей своей деятельности.
По замыслу Ленина, только политическая газета как «центр и основа политической организации» могла стать действительно воспитателем масс, освещать всю общественную жизнь, формировать из рабочих организаторов, агитаторов, пропагандистов. Именно такой газетой и явилась «Искра», широко привлекавшая самих рабочих в качестве своих авторов. Почти 500 их корреспонденции, сообщений, заметок было опубликовано редакцией в 44 номерах, выпущенных до II съезда РСДРП. «Иван Васильевич,— отмечал Ленин,— был самым усердным корреспондентом «Искры» и горячим ее сторонником» |6. В двадцати первых номерах «Искры» появились корреспонденции, подготовленные лично или организованные им. Он помог многим рабочим стать авторами «Искры», включиться в революционную работу.
Свои корреспондентские обязанности активный ленинец умело сочетал с организационно-пропагандистской деятельностью. Ее результатом явилось создание орехово-богородской организации, объявившей себя отделом «Искры». Это была первая социал-демократическая организация в России, вставшая на искровскую платформу. Рабочие под ее руководством вели экономическую и политическую борьбу. Однако в декабре 1901 года последовали репрессии. Бабушкин был арестован, отправлен в Екатеринослав и посажен в тюрьму. Схватили и других членов руководства организации. Связь с ленинской «Искрой» прервалась, но ненадолго. Как отмечал Иван Васильевич, «в Иваново-Вознесенске остаются еще развитые рабочие». Они сумели воссоздать подпольную организацию. Известие об этом пришло в «Искру» накануне II съезда РСДРП. Редакция напечатала заявление своих новых приверженцев из Иваново-Вознесенского края и «от всей души» приветствовала «смелый почин самовозрождающейся рабочей социал-демократической организации» '7.
Высоко оценивая деятельность Бабушкина как корреспондента и организатора масс, Ленин вместе с тем был глубоко убежден в способности Ивана Васильевича готовить обстоятельные пропагандистские работы. Когда возникла в начале 1901 года необходимость разоблачить некоего Дадонова, автора возмутительных статей, помещенных в либерально-народническом журнале «Русское богатство», в которых содержалась клевета на иваново-вознесенских рабочих, Ленин резонно посчитал, что лучше всего это сможет сделать Бабушкин, близко знакомый с жизнью Иваново-Вознесенского района. От имени Владимира Ильича Крупская обратилась с такой просьбой к Ивану Васильевичу. Бабушкин выполнил поручение Владимира Ильича. Написанное им яркое и захватывающее опровержение вылилось в брошюру. Эта работа под заголовком «В защиту иваново-вознесенских рабочих» за подписью «Рабочий за рабочих» была опубликована отдельным приложением к № 9 «Искры» за октябрь 1901 года |8. Выпуск брошюры в искровском издании — наглядное свидетельство высокого идейно-политического и литературного достоинства этого произведения. В нем рельефно проявились революционный темперамент литератора-партийца, большевистская непримиримость ко всякой оппортунистической беспринципности, горячая любовь к рабочим, страстное желание не только защитить их от инсинуаций находящейся на службе капитала прессы, но и нарисовать объективную картину идейно-нравственных запросов людей труда. Это удалось Ивану Васильевичу превосходно.
Рабочие теперь, с гордостью писал пролетарский публицист, не те, что несколько лет назад. Тогда «Русское богатство» и «не приняло бы возражения от рабочего, а тем более в настоящем его изложении. Но времена те, пожалуй, совсем миновали, и мы постараемся несколько отучить тыканье в нас пальцем». Приспешник капиталистов навесил русскому Манчестеру, как он по аналогии с текстильным центром Англии назвал Иваново-Вознесенский текстильный край, ярлык беспробудного невежества и дремучего бескультурья, в котором будто бы прозябало все здешнее фабричное население. При этом внимание Дадо-нов предвзято сфокусировал на пресловутом обычае «ма-гарычей», представив их «одним из страшных зол фабричной жизни».
Несомненно, признавал Бабушкин, обычай «магары-чей» существует, и это «есть зло», но отнюдь не самое страшное, и против него «уже ведется борьба каждым культурным рабочим». Главное же зло для рабочих не в пресловутых «магарычах», а в самодержавном правительстве и в господстве капитала, которые являются злейшими врагами культуры и просвещения трудящихся масс. С точки зрения царских правителей и капиталистов, подчеркивал Бабушкин, «культурность и самостоятельность... служат еще во вред рабочему». Они хотели бы сделать всех трудящихся пассивными к политике, равнодушными к науке и к знаниям, заставить их довольствоваться лишь религиозной духовной пищей.
Иван Васильевич горячо ратовал за политическое и культурное просвещение рабочих. С позиций воинствующего атеиста обрушивался он в брошюре на религию, которая есть не что иное, как обман масс, доказательно разоблачал вред церковной литературы. «Читать религиозно-нравственные книги может тот,— отмечал Бабушкин,— кто желает поглупеть, мы же искренне этого не желаем». Тем более, писал он, не желает их читать сознательная рабочая молодежь, которая «точно чутьем слышит их отупляющее и вредное направление».
Либералы дадоновского толка сетовали на непопулярность среди рабочих фабричных и городских библиотек, укоряя их в «равнодушии к знанию» и «в нежелании ничего читать». На многочисленных примерах и фактах Бабушкин опроверг эти лживые утверждения, показав огромную тягу рабочих к знаниям, к образованию. Рабочему, писал он, нужна литература, формирующая его материалистическое мировоззрение, помогающая ему успешнее бороться за свое социальное освобождение. «Настоящие читатели», как называет Иван Васильевич передовых рабочих, жаждут получить «настоящие знания» и поэтому пользуются подпольными библиотеками, в которых хотя и не хватает книг для удовлетворения спроса, но зато они отвечают социальным вкусам трудящегося человека. На такие книги никогда не снижается спрос «настоящего читателя». Вот почему, пока не будут завоеваны политические свободы в России, отвечал критикам из либеральной прессы Бабушкин, русскому рабочему приходится прибегать к нелегальному просвещению. Таким образом, снова и снова выдвигает революционер на первый план коренную проблему современного ему рабочего движения — классовое сплочение, революционное просвещение, организацию разобщенных сил пролетариата иод марксистским знаменем для борьбы за свержение царизма и капитализма. Одно из главных достоинств этой брошюры — глубокое осмысление в ней тщательно отобранного фактического материала, умение сделать упор на вытекающих из него обобщающих выводах, вскрывающих классовую подоплеку пробуржуазной политики либералов. Марксистский труд рабочего-журналиста в защиту пролетариев от либеральной лжи имел поистине историческое значение. Брошюра Бабушкина знаменовала собой появление и утверждение подлинно пролетарского публицистического жанра марксистского литературного творчества.
По настоянию Ленина Бабушкин продолжил публицистическую работу. Вырвавшись в июле 1902 года из тюрьмы (перепилил решетку окна и бежал вместе с другим товарищем), Иван Васильевич проделал невероятно рискованный путь и сумел приехать в Лондон к Ленину.
Здесь засел за воспоминания о прожитом и пережитом, о революционной борьбе. Прочитал их Н. К- Крупской, после чего передал написанное в собственность редакции газеты «Искра».
До самозабвения верный марксистским принципам и революционному делу, Бабушкин неизменно направлялся Лениным на самые трудные участки партийной работы и в ответственные моменты умел быть на требуемом обстоятельствами месте. Чем сложнее была работа, тем ярче проявлялся его недюжинный организаторский дар. Владимир Ильич это свойство особо ценил в своем воспитаннике. И когда в Петербурге потребовалась, как писал Ленин, «беспощадная война против малейших остатков экономизма и кустарничества» |9, партия послала туда Бабушкина.
Положение в столичной социал-демократии было напряженным из-за противодействия «экономистов» переходу социал-демократической организации Петербурга на искровские позиции. Они еще больше озлобились после решения о реорганизации петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» на принципах «Искры». Его оппортунистическая верхушка во главе с А. С. Токаревым (подпольный псевдоним Вышибало) выделилась в раскольническую группу, наименовав ее «Рабочей организацией», которая оставалась под идейным влиянием «экономизма»
И. В. Бабушкину принадлежит огромная заслуга в нанесении решающего удара по центробежным устремлениям оппортунистов, действовавших в Петербурге. Досконально разобравшись в сути разногласий, он (его знали под псевдонимом Новицкая) избрал, с учетом ленинских советов, верную тактику борьбы с оппортунистами, повел, как и требовал Ленин, решительную войну с раскольничеством.
Недолго находился Иван Васильевич в Питере — с поздней осени 1902 года по январь 1903 года, но сумел сделать немало. В короткий срок он сплотил питерских революционных марксистов на ленинской идейной и организационной платформе. Его стойкость и принципиальность обеспечили петербургским социал-демократам победу над вышибаловцами и их приверженцами.
В. И. Ленин, одобряя работу, проделанную Бабушкиным, писал ему в 1903 году в Петербург: «Приветствуем энергичное поведение Новицкой и еще раз просим продолжать в том же боевом духе, не допуская ни малейших колебаний. Война вышибаловцам и к черту всех примирителей, людей с «неуловимыми взглядами» и мямлей!!» 21
Владимир Ильич надеялся, что Иван Васильевич будет избран делегатом от питерцев на II партийный съезд. Но встретиться им не удалось: в январе 1903 года революционера арестовали и в августе того же года по «высочайшему повелению» выслали в Восточную Сибирь на пять лет. В ссылке времени даром он не терял, учился, занимался с рабочими, товарищами по борьбе с царизмом. Бабушкин терпеливо разъяснял ссыльным рабочим суть большевистской политики, увлеченно рассказывал о Владимире Ильиче, его многогранной революционной деятельности. Душевное обаяние, партийная страсть, эрудиция Ивана Васильевича производили на окружающих неотразимое впечатление.
И. В. Бабушкин и в ссылке неутомимо готовился к новым боям. И когда под натиском революционной бури 1905 года царское правительство амнистировало политзаключенных,, он немедленно выехал сначала в Иркутск, а затем в Читу, где вместе с В. К. Курнатовским и А. А. Ко-стюшко-Валюжаничем возглавил вооруженное восстание рабочих и солдат. При выполнении задания по доставке оружия рабочим Иркутска Бабушкина и пятерых его товарищей схватили царские каратели. В январе 1906 года на станции Мысовая (ныне г. Бабушкин) «усмирители» зверски расправились с революционерами. Никто из них своих фамилий палачам не назвал. Несколько лет большевистская партия ничего не знала о судьбе Бабушкина. Лишь в 1910 году В. И. Ленин узнал о последних часах стойкого борца, о мужестве своего талантливого сподвижника. Вождь партии с горечью и гневом писал в статье-некрологе, опубликованной в «Рабочей Газете», что мы живем в проклятых условиях, когда возможна такая вещь: крупный партийный работник, гордость партии, товарищ, всю свою жизнь беззаветно отдавший рабочему делу, пропадает без вести. Все, знавшие Бабушкина, отмечал Ленин, «любили и уважали его за его энергию, отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и горячую преданность делу» 22.
Успехи Бабушкина на пропагандистском поприще результат его постоянного общения с рабочими, знания их самых сокровенных помыслов и стремлений. Благодаря этому идеологическое оружие этого славного большевика никогда не ржавело, всегда остро действовало против всяких врагов пролетариата.
Профессия пропагандиста, подчеркивал революционер, требует к себе «отношения не случайного и мимолетного, а очень внимательного и серьезного». В арсенале пропагандистского мастерства Бабушкина были методические приемы и средства, которые поучительны и сегодня. Например, он с успехом прибегал к такой форме устного рассказа или письменного повествования: сначала формулировал вопрос, а затем давал на него краткий или развернутый ответ. Это, пожалуй, самый излюбленный его полемический и методический прием. Пользуясь им, он убедительно разоблачал буржуазных литераторов, ханжески обвинявших рабочих в равнодушии к знанию: «Что вы сделали, чтобы предотвратить у них такое равнодушие? Ничего! Книги, которые получает рабочий из библиотек, дают ли ему настоящие знания? Нет!»
Характерным для пропагандистского стиля Бабушкина было и то, что он не любил без особой надобности употреблять иностранные слова, предостерегал от этого и своих слушателей. Иноязычных заумных выражений нет в его устных и печатных выступлениях. Бережное отношение Бабушкина к русскому языку актуально и в наши дни, ибо встречаются еще любители пожонглировать неуместно или неправильно применяемыми иностранными терминами.
А вот несколько образчиков образности слова Бабушкина: «Больше всего возмущала меня их (народников.— А. Т.) заскорузлая система распространять свои взгляды чисто поповским способом, не терпящим ничьего вмешательства». «Полиции и жандармерии всякий пень чертом кажется». «Наше здоровье, наши силы превратились в частицу морозовских миллионов».
Исключительная скромность и самокритичность — существенная черта облика Бабушкина как пропагандиста и партийца. «В этом была моя ошибка», «Я в данном случае ошибался»,— искренне признавался он, осознав свою ошибку. Допущенные недостатки исправлял.
В борьбе за высокие революционные идеалы рождался облик строителя нового мира. «Мы были того мнения,— говорил Бабушкин,— что ни один сознательный социалист не должен пить водки, и даже курение табаку мы осуждали... Мы проповедовали также и нравственность в строгом смысле этого слова... Мы требовали, чтобы социалист был самым примерным человеком во всех отношениях, и сами старались всегда быть примерными».
Такие пропагандисты, как Бабушкин, с любовью и заботливостью садовника проращивали в своих подопечных ростки борцов за социальную справедливость. Формируя взгляды грядущего поколения, они стремились оградить его от бездуховности и мещанского меркантилизма, привить ему светлые нравственные устои.
Имя И. В. Бабушкина, входившего, говоря словами Ленина, в «коренное ядро нашей партии», навсегда вписано в героическую летопись Коммунистической партии.
А. Трофимов
УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 81.
2 См. там же, т. 38, с. 76.
3 Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина. 1893 1900 гг. М„ 1955, с. 33, 34.
* Там же, с. 22.
5 Там же, с. 24—25.
6 Там же, с. 44.
7 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 79.
8 Там же, т. 4, с. 269. 9. Там же, с. 270.
10 См.: Листовки петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». 1895—1897 гг. М., 1934. " Там же, с. 20 -21.
12 Мишкевич Г. И. Иван Васильевич Бабушкин. Л., 1983, с. 174.
13 Листовки революционных социал-демократических организаций Украины. 1896 1904. Киев, 1963, с. 54—57.
14 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 147,—148.
15 Переписка В. И. Ленина и редакции «Искра» с социал демократическими организациями в России. 1900 — 1903. Сборник документов. В 3-х т. М„ 1969, т. I.e. 301.
16 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 80.
17 Искра, 1903, 22 октября.
18 См.: Искра. Издание Иетпарта ЦК ВКП(б). Л., 1926, вып. 2, с. 47—52.
19 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 46, с. 205.
20 См. сб. Лениниана: Поиск. Источниковедение. Археография. Л., 1981, с. 176.
21 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 46, с. 256.
22 Там же, т. 20, с. 79.
<<<---