Это — образец поминальной речи. Исполненное великой скорби по ушедшему, это ленинское слово одновременно одухотворено верой в неизбежное торжество тех идеалов, которым отдал свою жизнь Я. М. Свердлов. Эта ленинская речь, в которой чуть ли не каждая фраза эмоционально насыщена, как бы наэлектризована целиком. Образ выдающегося деятеля пролетарской революции предстает в ленинской характеристике как цельный, яркий и неповторимый. В этом образе «профессионального революционера», «талантливого организатора масс» и «вождя революции» как бы отражены существо и характер той революции, которую олицетворял Я. М. Свердлов.
V. Богословско-церковное красноречие — одно из древних, имеющее богатый опыт и традиции. Наиболее распространенным его видом является проповедь, произносимая с амвона.
Для церковной проповеди характерны морально-этическая назидательность, в частности слова милосердия и всепрощения, абстрактных любви и добра. Священно-служитель-проповедник не видит нужды в том, чтобы доказывать. Он говорит «словом божиим», а оно «не подлежит проверке». Проповедь нередко читается по ходу богослужения.
Другой вид богословско-церковного красноречия — это речь на соборе, всецело адресованная самим служителям церкви и только им! Предметом такого красноречия обычно являются внутрицерковные, внутриепархиальные вопросы, касающиеся данной религии, вероисповедания.
Таковы основные роды и виды ораторского искусства современности. Основные потому, что наша классификация не охватила всех видов красноречия. Ничего не сказано, например, о разновидности политического красноречия— дипломатической речи. Не коснулись мы также специфики дискуссионной речи, одинаково распространенной во всех родах красноречия.
Видовое многообразие современного ораторского искусства почти не поддается строгому разделению. Но нам думается, что классификация, которая дана выше, в общем верно и достаточно полно охватывает роды и виды современного ораторского искусства.
Родовая и видовая классификация красноречия будет неполной, если не остановиться еще на двух категориях: агитация и пропаганда.
«Пропаганда» в современном буржуазно-реакционном толковании — синоним дезориентации общественного мнения, средство преследования корыстных целей и орудие лжи. Вот, например, один из инструктивных документов Вашингтона, разосланный радиостанциями «Свободная Европа»: «...используйте прием натравливания одного народа на другой, одной группы населения на другую, если возможно, большинства против меньшинства. Это очень важно... Всегда стойте на стороне тех... кого вы можете лучше всего использовать для осуществления вашей цели. Если вам некого поддерживать, создайте такого сами». Фашистская пропаганда руководствовалась девизом: «Ври, ври как можно больше, от всякой лжи что-либо да останется». Это принцип лежит в основе современной реакционно-буржуазной пропаганды, орудия неоколониализма, расизма, империализма. Она изощрена в своих приемах, «хитра», нередко велеречива и «сладкозвучна». Она умеет убаюкивать неосведомленных людей, представляется объективной и честной, будто бы исполненной возвышенных идей.
В противоположность буржуазно-реакционной пропаганде революционное слово, а тем более социалистическая пропаганда и агитация являются могучим орудием общественного прогресса, революционного переустройства мира, а значит — соответствуют интересам широчайших народных масс.
Пропаганде и агитации постоянное внимание уделял В. И. Ленин. Составляя определенное единство, писал Ленин, они неразрывны со всей идеологической работой социалистов. Пропаганда и агитация — составные части деятельности партии рабочего класса. В брошюре «Задачи русских социал-демократов» (1897) Ленин писал, что социалистическая работа состоит прежде всего «в пропаганде учений научного социализма» и в агитации среди рабочих, откликающейся на стихийное проявление пролетарской борьбы, сливающейся с практической революционной деятельностью. Ленин подчеркивал «нераздельную близость социалистической и демократической пропаганды и агитации»9. Он подчеркивал, что только неразрывно связывая экономическую и политическую борьбу, только распространяя политическую пропаганду и агитацию в более и более широкие слои рабочего класса, может социал-демократия использовать свое призвание.
Ленин неизменно указывал на идейную направленность пропаганды и агитации, как первостепенных средств идеологии и политики. Пропагандировать и агитировать, утверждал Ленин, значит организовать людей для определенного действия, вдохновлять их на большое дело, вооружать знаниями и уверенностью в успех намечаемой цели. Вот почему Ленин придавал большое значение тому, какие мысли и идеи агитация и пропаганда несут в массы. Еще в проекте заявления редакций «Искры» и «Зари» (1900) Ленин отмечал, что без определенных взглядов по всем животрепещущим вопросам общественной жизни невозможна широкая и планомерная пропаганда и агитация.
В последующие годы Ленин вновь и вновь возвращался к этим вопросам. Наиболее широко и полно идейность пропаганды и агитации марксистской партии Ленин обосновал в статье «С чего начать?», а затем — в работе «Что делать?». Рассматривая ведение пропаганды и агитации как постоянную и важнейшую задачу партии, Ленин писал о необходимости их принципиальной выдержанности, о том, чтобы все формы политического просвещения народных масс отвечали духу марксистской идеологии, идеям социализма. Ибо, подчеркивал Ленин, идеи Марксистской партии, «идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело».
Пропаганда есть разъяснение учения марксизма, революционной теории, научного социализма, писал Ленин. Агитация же, в двух ее основных формах — экономической и политической — неразрывно, непосредственно связана с практической деятельностью революционной партии. Пропаганда служит «дальним», а агитация «ближайшим» нуждам революционной борьбы. Политическая агитация в соответствующих условиях состоит в прямом призыве к политическим действиям и борьбе. Не случайно Ленин говорил об «агитационном воздействии», о «тактике агитации», о том, что «агитация должна служить средством», о связи «политической организации и агитации».
Пропагандист, писал Ленин, действует по преимуществу печатным словом, а агитатор — живой публичной речью. При этом он подчеркивал, как важно именно личное воздействие агитатора и пропагандиста на массы, а значит — регулярные выступления наших агитаторов и пропагандистов среди разных категорий людей. Вот почему Ленин, особенно после победы Октябрьской революции, добивался выступлений видных деятелей партии в качестве агитаторов и пропагандистов перед трудящимися. По инициативе В. И. Ленина весной 1918 г. ЦК партии принял специальное решение о таких регулярных выступлениях. Ленин был первым среди партийных пропагандистов и агитаторов, часто выступая на заводах и фабриках, на съездах и конференциях, митингах и собраниях.
Ленин говорил и о значении устной пропаганды, и в связи с нею — о лекциях и докладах. Он даже писал о «пропаганде социализма рабочей песней». В связи с этим он указывал на огромное агитационно-политическое и пропагандистско-познавательное и воспитательное значение пролетарского гимна «Интернационал», революционных рабочих песен, рабочих хоров. Вместе с тем Ленин придавал существенное значение печатной агитации, в особенности революционным листовкам, популярным брошюрам.
В работе «Что делать?» Ленин писал, что пропаганда по одному и тому же вопросу дает «много идей», настолько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Агитатор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример... и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать «массе» одну идею...» 10. Агитация должна быть индивидуализирована, подчеркивает Ленин, и поэтому агитатор должен иметь возможность выбирать именно те средства и формы, которые наилучшим образом помогут такой индивидуализации. Говоря о возможностях пропаганды, Ленин писал: «Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой».
Публичные выступления Ленина дают наглядное представление о такой целеустремленности пропаганды и агитации, в частности о речи агитационной и речи пропагандистской («Речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей», «Задачи Союза молодежи»).
Изучение наследия Ленина дает основание сказать, что он поднял значение слова в революционно-преобразовательной борьбе, обосновал необходимость связи пропаганды с народной жизнью, единства пропаганды и просвещения массы и их организации для революционного творчества. Ленин разработал принцип партийности коммунистической пропаганды и необходимость руководства ею со стороны марксистской партии.
В каком же соотношении находятся разные виды красноречия к агитации и пропаганде?
Разумеется, любой род ораторского искусства несет функции агитации и пропаганды. Однако агитаторская и пропагандистская природа (сущность) родов и видов красноречия далеко не одинакова. Наиболее слабо она сказывается в социально-бытовом и сильнее, ярче — в социально-политических выступлениях. Церковно-богословская проповедь — безапелляционная, не допускающая никаких раздумий — пропаганда по преимуществу ложных идей, а вот в судебном красноречии функцию пропаганды несет в первую очередь прокурорская речь. Не указывая на другие примеры, следует, однако, отметить, что хороша лишь та пропаганда и агитация — содержательная и яркая по форме,— в которой не словесные ухищрения или внешний эффект, не голая тенденция, а научность ораторской мысли составляют ее пафос.
Сделаем некоторые выводы.
1. Ораторское искусство, пройдя многовековый путь развития, дифференцировалось в своей познавательной, социально-организующей функциональности, отражая многообразие реальной действительности и способов ее устно-речевого толкования. Такая дифференциация красноречия шла в органической связи с более общим процессом: отпочкованием все большего числа наук в сфере познания и различных видов художественной культуры.
2. Дифференцируясь, красноречие играет далеко не одинаковую роль в общественной жизни и к тому же его виды имеют разные перспективы или вовсе бесперспективны. Так, например, богословско-церковное красноречие, занимавшее в средние века главенствующее положение в риторике, в наше время, и особенно в Советском Союзе, закономерно лишилось былого смысла и значения. Рост атеизма и постоянное ослабление влияния церкви на чувства и умы людей несут смерть культивировавшейся ими риторике, святошескому проповедничеству.
Нет сомнения, что в будущем, -с отмиранием института суда, сойдет с исторической арены и судебное красноречие.
Вместе с тем будут развиваться другие роды и виды красноречия, например, социально-политическое и особенно академическое. Будут расти и совершенствоваться те формы публичной речи, которые являются средствами социального общения и действенного познания действительности, интеллектуального и духовного роста людей в условиях общественного прогресса.
<<<---