5. КАК ВОСПИТЫВАТЬ У РЕБЕНКА СИЛУ ДУХА
Будь духовно сильным, твердым, выносливым, несгибаемым, мужественным. Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек — не молчаливо перетерпеть, перестрадать, а именно одолеть, выйти победителем, стать сильнее. В минуты, когда трудность кажется тебе непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по легкому пути, больше всего бойся жалеть себя. Жалость к себе — чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным — незавидный удел. У тщедушного — мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Помни, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом.
Как донести до детей это поучение, как добиться, чтобы оно стало принципом и правилом личного поведения? Здесь прежде всего важно то, чтобы у каждого вашего питомца с детства утвердилось — ив сознании, и в эмоциональном мире — глубоко личное отношение к силе духа: отвращение, презрение к тщедушию и увлеченность, одухотворенность духовной несгибаемостью. Без отрицательных чувств невозможны и положительные. От того, как удастся вам уже в младшем возрасте утвердить презрение к слабоволию, тщедушию, нытью, жалости к себе, зависит очень многое. В детстве исключительно большую роль играют духовное самовоспитание, самопознание, закалка, умение требовать от себя и отдавать приказы себе. Дух неотделим от тела; сила духа проявляется в умении напрягать физические силы, в слиянии физической выносливости с тонкими, нежными чувствами. Меня всегда удивляло, что физическое воспитание детей и в теории, и на практике отрывается от задач духовного становления личности. Этот разрыв недопустим. Физическое напряжение всегда должно захватывать духовную сферу и пробуждать отношение личности к силе собственного духа — лишь при таком условии человек приобретает способность воспитывать себя.
Я еще раз подчеркиваю исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. Упустите младший возраст — всё упустите. Совершенно недопустимо вселять в сознание первоклассников мысль: мы еще маленькие, нам и то непосильно, и это трудно. Ребенку не хочется думать и чувствовать, что он слабый, беззащитный и маленький. То, что он маленький и нуждается в вашей защите, то, что его надо постоянно ограждать от бед и опасностей, — держите это в уме, а в детском сознании и в сердце утверждайте мысль: я должен быть сильным и мужественным; не меня пусть защищают, а я должен защищать, мир полон существ, которые неизмеримо слабее меня, я должен быть их защитником. Очень важное правило воспитания: в детстве человек пусть тысячу раз изумится, сделав то, что казалось ему недостижимым, — изумится силой собственного духа. Только в этом изумлении корень презрения к тщедушию и слабоволию. Лишь тот, кто изумлялся силой собственного духа, способен стыдиться своего слабоволия, не может проявить слабость. То, что в жизни называют беззастенчивостью, — горький плод бесконечного вдалбливания в сознание маленьких детей мысли о том, что они маленькие.
До леса шесть километров; мамам кажется это невообразимо далеко: разве не сошел с ума учитель, уходя пешком с детьми в такую даль? Но дети в восторге, и учитель знает, что эта восторженность станет источником духовных сил. В конце концов из тридцати трех мам только две не пускают детей: маленькие. Дети собираются в школе на рассвете. Отправляются, сопутствуемые тревожными взглядами нескольких мам. За селом детей догоняют и двое маленьких, слабеньких: они просто убежали от мам, им стыдно бьггь маленькими и слабенькими. В пути дети вначале забывают о том, куда им идти и какие будут трудности. Когда становится трудно, мальчикам тяжело показать свою слабость перед девочками, а девочкам — перед мальчиками. Каждому хочется быть выносливым и несгибаемым. Собственная выносливость переживается как доблесть, это возвышает каждого ребенка в его глазах. Наконец дети в лесу. Никто из них никогда не проходил такого расстояния пешком: шесть километров. А еще и обратно —тоже шесть. Да и в лесу не усидят дети на месте. Учитель уговаривает детей отдохнуть: давайте ляжем, уснем... Но дети неутомимы. Они открывают множество интересного. Потом, к середине дня усталость все-таки берет свое, уставшие малыши спят под тенистым дубом, просыпаются со свежими силами, варят обед. Солнце склоняется к закату, когда дети выходят из лесу. Теперь усталость значительно сильнее, но никому не хочется выглядеть слабым. В село дети возвращаются в сумерках. Матери с нетерпением ожидают малышей. Дома — последняя вспышка бодрости: дети рассказывают о своих впечатлениях, все уверяют, что ноги не болят и вообще никакой усталости нет, но, едва прикоснувшись к подушке, засыпают.
6. КАК УЧИТЬ ПОНИМАНИЮ ИДЕИ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ
Человек должен. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны. Иначе жить было бы невозможно.
Живя в обществе, ты на каждом шагу соприкасаешься с другими людьми, каждое твое удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям — напряжения их духовных и физических сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Жизнь превратилась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на улицу, если бы не было человеческого долженствования. Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед другим человеком и перед людьми — это твоя подлинная свобода. Чем лучше ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья — свободы. Попытайся освободить себя от долженствования — и ты превратишься в раба своих прихотей. С того, что человек делает не то, что он должен делать, что надо делать, начинается нравственное опустошение, развращение и падение. Опасайся духовного порабощения. Если не будешь держать свои желания в узде и подчинять их воле долженствования, ты превратишься в безвольное существо.
В долженствовании человек всегда уступает в чем-то другому человеку. Одному человеку легче, другому — труднее, одному достается больше радостей, другому — меньше; одному — лучше, другому — хуже. Мудрость человеческого долженствования как раз и заключается в том, чтобы видеть и внутренне рассудить, где должен ты и где должны тебе. Если бы нам удалось раскрыть тонкости человеческих взаимоотношений и душа каждого человека всегда, буквально всегда считалась бы с ними, в нравственной жизни наступила бы всеобщая гармония. От самых, казалось бы, незначительных поступков повседневной жизни — от того, например, что ты уступаешь место в лифте, в трамвае, в автобусе пожилому человеку, — до великой человеческой ответственности за жизнь, судьбу, будущее человека — того, с которым ты соединил свою судьбу, — во всей жизни мудрым повелителем твоим пусть будет долженствование. Потеряешь долженствование, вначале станешь мелким себялюбивым существом, потом — подлецом, дальше — предателем. Помни, что великое горе человеческое, о котором уже шла речь выше, начинается с забвения долга, вначале в делах, казалось бы, маленьких, потом в больших, значительных.
Трудно переоценить важность этой педагогической и человеческой .мудрости — умения говорить с детьми о долженствовании. Говорить же об этом надо очень часто, слово учителя здесь незаменимо. Приучать к долженствованию — это значит прежде всего учить видеть жизнь, видеть людей, видеть то, что тебя окружает, понимать то, что все окружающее тебя в той или иной мере касается тебя, и не только понимать это, но и чувствовать сердцем, быть нетерпимым к равнодушию, презирать закрытость сердца, ненавидеть хамство.
Мы путешествуем с маленькими детьми в школьном саду, идем улицей села, садимся в поезд и едем к теплому морю — всегда и везде мы оказываемся в мире человеческих отношений, всегда и везде я вижу свою воспитательную миссию в том, чтобы говорить с детьми о должном, учу маленького человека поступать, как должно.
Мы увидели в саду надломленную ветку яблони. Это ветер повредил дерево; нет виновника, но мы не можем пройти мимо. Именно там, где, казалось бы, всё делается само собой, особенно важно чувствование долга. Дети могли бы равнодушно посмотреть на повисшую ветку и пройти мимо — это был бы урок равнодушия, и, чем больше таких уроков получил в детстве человек, тем больше опасность эгоизма, подлости, предательства. Мы останавливаемся, подвязываем надломленную веточку, дети чувствуют и радость, и беспокойство — не всё, что встречается им в мире, благополучно. Это уже урок долженствования. И так на каждом шагу. Мы идем улицей села, у магазина видим плачущую бабусю... Пройти мимо — урок равнодушия. Мы останавливаемся, узнаем, в чем дело, помогаем бабусе (у нее беда: потеряла рубль, а пришла за хлебом, а денег-то больше нет...). У нас по десять копеек — идем мы в кино. Отдаем деньги бабусе, она целует детей.
Трудно найти человеческое счастье полнее, чем счастье выполненного долга. Дети переживают большую радость, но это не радость потребления... Если путешествуешь по морю человеческих взаимоотношений внимательно и зорко, на каждом шагу видишь возможность для долженствования. Вначале детям приходится отказаться от какой-то радости, зато приобретается совершенно особая радость долженствования.
Если вам удалось открыть детям глаза на факты, в которых ярко раскрывается человеческое долженствование, если эти факты удивили, заставили задуматься, в такие минуты слово вашего поучения доходит до сокровенных уголков детского сердца, падает на благодатную почву и дает сильные всходы.
На узенькой лесной тропинке мы встречаем дедушку. Все тридцать человек освободили тропинку, стояли в густой лесной траве, пока прошел старик. Самый благоприятный момент для того, чтобы рассказать, как понять и почувствовать, когда должен ты и когда должны тебе. Я рассказываю детям рассказы и притчи о том, что радость всегда должна уступать место горю.
7. КАК РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ СВОИ ДОЛГ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
Если ты будешь делать только то, что хочется, если активность твоя будет побуждаться лишь предчувствием удовольствий, — в жизни у тебя не будет ничего дорогого и святого, душа твоя не постигнет, что такое любовь, преданность, желания твои будут низменными и убогими, а жизнь без благородных человеческих желаний пуста и уныла. Долженствование — единственная школа воспитания возвышающих человека желаний. Каждый человек должен достигнуть той вершины, где он, поступая так, как велит долг, делая возможным то, что кажется с первого взгляда немыслимым и недостижимым, проявляет величие духа. Только в величии духа постигается долг. Только величие духа рождает подлинно человеческую потребность —потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Счастье любви, преданности, привязанности — трудное счастье. Оно добывается, постигается только долженствованием и живет в долге.
Может быть, кому-то из читателей эти поучения покажутся слишком трудными для детей. Нет, каждое слово, каждую мысль поймет даже 10-летний ребенок, многое будет понятно и 7-летнему, но только при одном условии: взаимоотношения, через которые все это познается, должны быть проникнуты долженствованием. Когда ребенок находит в жизни дорогого, единственного в мире человека, его сознание становится чутким и восприимчивым к этим истинам. Как глухого не взволнует музыка, так духовно одинокому не постигнуть высоких слов о человеческом долженствовании.
Я вижу важный воспитательный смысл в том, чтобы в годы детства каждый человек пережил привлекательность, красоту стремления человеческого к вершине долга. Идеал заключается в том, чтобы каждый стремился к своей вершине, не утерял тропинки к ней, не прошел мимо нее. Настоящим человека делает сила духа.
Многим поколениям воспитанников я рассказываю быль «Как родился Василько» — о мужественном поступке отца мальчика. Своими рассказами о сильных духом я добиваюсь того, чтобы каждый мой питомец стремился к вершине духовных сил. Для меня подлинное рождение человеческой личности начинается с того, что питомец мой нашел, открыл, приобрел, «добыл» напряжением духа своего единственного в мире человека. Чаще всего таким человеком для моих питомцев становятся мать, отец, дедушка, бабушка, но бывают и чужие люди — старики, слабые, больные, нуждающиеся в помощи.
Для Василька таким человеком стала 3-летияя сестричка Наташа. Мальчик достиг первой вершины напряжения своих духовных сил во имя этой маленькой крошки, ставшей для него дороже всех на свете. К стенке колхозной мельницы — высокого каменного здания — кто-то поставил лестницу. Играя, Наташа залезла по лестнице на черепичную кровлю здания. Влезла, оглянулась и закричала от страха. Дома в это время не было ни отца, ни матери. Увидев из окна сестричку, ухватившуюся за черепицу, Василько бросился по лестнице на крышу. Через несколько мгновений он был рядом с Наташей. Но слезть вместе с сестричкой он не мог. Долго сидел мальчик с Наташей на крыше, поддерживая ее в прямом и переносном смысле, пока не пришел отец.
Как важно, чтобы каждый уже в раннем детстве пережил это счастье — счастье приобретения дорогого человека. Детское величие духа — это та ступенька воспитанности, достигнув которой человек начинает понимать свой долг. Мудрость и искусство воспитания в том, чтобы каждого поднять на эту ступеньку.
Для воспитания духовной стойкости, выносливости, несгибаемости особенно важны труд, зимние походы, военные игры. Десятилетний ребенок может пройти в морозный день несколько километров. В походе и во время военной игры дети с большим воодушевлением сооружают снежные крепости, ледяные укрепления — всё это требует большого напряжения и выносливости. Поистине волшебное влияние на духовные силы ребенка оказывают взаимоотношения в коллективе. Коллектив — самый могучий побудитель самовоспитания личности. Коллективное презрение к тщедушию, безволию, слабости, хныканью пробуждает здоровые силы души каждого отдельного человека. Но коллективная оценка духовных сил становится возможной лишь тогда, когда коллектив преодолевает трудности.
31
<<<---