RSS Выход Мой профиль
 
Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. | ЭСТЕТИКА КЛАССИЦИЗМА




ЭСТЕТИКА КЛАССИЦИЗМА
Классицизм (от лат. classicus — первоклассный) — это направление в искусстве, литературе и эстетике Западной Европы и России XVII—XVIII вв.
Наиболее отчетливо принципы классицизма получили обоснование во Франции. В литературе — это П. Корнель, Ж. Расин; в живописи — Н. Пуссен, Ш. Лебрен; в архитектуре — Ф. Мансар, А. Ленотр, авторы дворцово-пар-кового комплекса.

В русской литературе классицизм представлен в творчестве А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Сторонниками классицизма этого направления в архитектуре были М. Ф. Казаков, Д. Ж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Во-ронихин. Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность — синонимы. Рационалистический характер эстетики классицизма проявился в отвлеченной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художественного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Родиной классицизма являлась Франция, которая была классической страной абсолютизма, при котором неограниченная власть принадлежит монарху, где он выступил «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества» (Маркс К., Э н г е л ь с Ф. Соч. — Т. 10. — С. 431).
Прогрессивная роль абсолютизма оборотной стороной имела усиление эксплуатации крестьян, утяжеление налогового бремени, что приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, жестоко подавляемым королевской властью. Блестящая культура абсолютизма создавалась за счет беспощадного ограбления народа. От наслаждения же благами культуры народные массы были отстранены, ими пользовались лишь высшие слои общества. Социальная база культуры абсолютизма явно сузилась по сравнению с культурой Возрождения. Следует отметить, что по социальному содержанию культура абсолютизма была двойственной: в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии.
Упрочение абсолютизма означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни — начиная от экономики и кончая духовной жизнью. Всякое проявление личной инициативы, свободы индивида теперь решительно подавляется. Долг — вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяет собою долг и выступает как некая отчужденная от индивида сущность. Подчинение государству, исполнение государственного долга — высшая добродетель индивида. Человек-мыслитель уже не как свободное существо, что характерно для ренессансного мировоззрения, а подчиненное чуждым ему нормам и правилам, ограниченное неподвластными ему силами. Регламентирующая и ограничивающая сила выступает в форме безличного разума, которому должен подчиниться индивид и действовать, следуя его велениям и предписаниям.

Этот период характеризуется не только упрочением абсолютистской власти, но и расцветом мануфактуры, чего не знало Возрождение. В мануфактуре уже выявляется калечащее действие разделения труда. Мануфактуры своим широко разветвленным разделением труда разрушают утопическое представление гуманистов о безграничных возможностях универсального и гармонического развития человека.
Таким образом, характеризуемый период отличается победой регламентирующего мануфактурного производства, успехами в области точных наук, расцветом рационализма в философии. В этих условиях складывается теория и практика эстетики классицизма.


Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало (1636—1711). Свою теорию он изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674). Правда, основные принципы классицизма были высказаны ранее Декартом в его трех письмах к Гез де Бальзаку, а также в других сочинениях. Искусство, по мнению Декарта, должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. Требования ясности, четкости анализа распространяются философом и на эстетику. Язык произведения должен отличаться рационалистичностью, а композиция может строиться только на строго установленных правилах.

Главная задача художника — убеждать силой и логикой мыслей.
Однако Декарт занимался больше вопросами математики и естествознания, поэтому систематизированного изложения эстетических идей не дал. Это осуществил Буало в названном выше трактате, состоящем из четырех частей.
В первой части говорится о предназначении поэта, его моральной ответственности, о необходимости овладения поэтическим искусством; во второй — анализируются лирические жанры: ода, элегия, баллада, эпиграмма, идиллия; в третьей, явлющейся средоточием обще эстетической проблематики, дается изложение теории трагедии и комедии; в заключительной части Буало возвращается опять к личности поэта, рассматривая этические проблемы творчества. В своем трактате Буало выступает и как эстетик, и как литературный критик; с одной стороны, он опирается на метафизику, т. е. на рационализм Декарта, с другой — на художественное творчество Корнеля, Расина, Мольера — выдающихся писателей французского классицизма.
Одним из основных положений эстетики Буало является требование во всем следовать античности. Он даже выступает за сохранение античной мифологии как источника нового искусства. Корнель и Расин очень часто обращаются к античным сюжетам, но трактовку им дают современную. В чем специфика истолкования античности французскими классицистами? Прежде всего в том, что они в основном ориентируются на суровое римское искусство, а не на древнегреческое. Так, положительными героями Корнеля являются Август, Гораций. В них он видит олицетворение долга, патриотизма. Это суровые, неподкупные люди, ставящие интересы государства выше личных интересов и страстей. Образцами подражания для классицистов являются «Энеида» Вергилия, комедия Теренция, сатиры Горация, трагедии Сенеки. Из римской истории берет материал для трагедий и Расин («Британик», «Береник», «Митридат»), хотя он проявляет симпатию и к греческой истории («Федра», «Андромаха», «Ифигения»), а также к греческой литературе (его любимым писателем был Еврипид).
В трактовке категории прекрасного классицисты исходят из идеалистических положений. Так, художник-классицист Н. Пуссен пишет: «Прекрасное не имеет ничего общего с материей, которая никогда к прекрасному не приблизится, если не будет одухотворена соответствующей подготовкой». На идеалистической точке зрения в понимании прекрасного стоит и Буало. Красота в его понимании — это гармония и закономерность Вселенной, но источником ее является не сама природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю и противостоящее ей. Духовная красота ставится выше физической, а произведения искусства выше творений природы, которая уже не представляется в виде нормы, образца для художника, как полагали гуманисты. В понимании сущности искусства Буало также исходит из идеалистических установок. Правда, он говорит о подражании природе, но природа при этом должна быть очищена, освобождена от первоначальной грубости, оформлена упорядочивающей деятельностью разума. В этом смысле Буало говорит «об изящной природе»: «изящная природа» — это, скорее, отвлеченное понятие о природе, чем сама природа, как таковая. Природа для Буало — нечто противостоящее духовному началу. Последнее упорядочивает материальный мир, и художник, равно как и писатель, воплощает как раз духовные сущности, лежащие в основе природы. Разум и есть это духовное начало. Не случайно Буало превыше всего ценит «смысл» разума. Это, собственно, исходная точка зрения всякого рационализма.
Свой блеск и достоинство произведение должно черпать в разуме. Буало требует от поэта точности, ясности, простоты, обдуманности. Он решительно заявляет, что нет красоты вне истины. Критерием красоты, как истины, являются ясность и очевидность, все непонятное некрасиво. Ясность содержания и, как его следствие, ясность воплощения — это основные признаки красоты художественного произведения. Ясность должна касаться не только частей, но и целого. Отсюда гармония частей и целого провозглашается как непременная основа прекрасного в искусстве. Все, что туманно, нечетко, непонятно, объявляется уродливым. Красота связана с разумом, с ясностью, отчетливостью. Поскольку разум абстрагирует, обобщает, т. е. имеет дело главным образом с общими понятиями, ясно, почему рационалистическая эстетика ориентируется на общее, родовое, общетипическое.
Характер, согласно Буало, должен изображаться неподвижным, лишенным развития и противоречий. Этим самым Буало увековечивает художественную практику своего времени. Действительно, большинство характеров Мольера отличается статичностью. Такое же положение мы встречаем и у Расина. Теоретик классицизма выступает против того, чтобы показывать характер в развитии, в становлении; он игнорирует изображение тех условий, в которых формируется характер. В этом Буало исходит из художественной практики своего времени. Так, Мольеру нет дела до того, почему и при каких обстоятельствах Гарпагон («Скупой») стал олицетворением скупости, а Тартюф («Тартюф») — лицемерия. Ему важно показать Скупость и Лицемерие. Типический образ превращается в сухую геометрическую абстракцию. Это обстоятельство очень точно подмечено Пушкиным: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков... У Мольера скупой скуп — и только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера Лицемер волочится за женою своего благодетеля — лицемеря; принимает имение под сохранение — лицемеря; спрашивает стакан воды — лицемеря».
Способ типизации в теории и практике классицизма находится в полном соответствии с характером философии и естествознания XVII в., т. е. метафизичен. Он непосредственно вытекает из особенностей мировоззрения классицистов, требовавших подчинения личного общему в интересах торжества абстрактного долга, олицетворяемого монархом.
События, изображаемые в трагедии, касаются важных государственных вопросов: зачастую борьба развивается вокруг трона, престолонаследия. Поскольку все решается великими людьми, то действие концентрируется вокруг царственных особ. Причем само действие, как правило, сводится к душевной борьбе, которая происходит в герое. Внешнее развитие драматических действий заменяется в трагедии изображением психологических состояний героев-одиночек. Весь объем трагического конфликта сосредоточивается в душевной сфере. Внешние события чаще всего выносятся за сцену, о которых рассказывают вестники и наперсники. Вследствие этого трагедия становится несценичной, статичной: произносятся эффектные монологи; ведутся словесные диспуты по всем правилам ораторского искусства; герои постоянно занимаются самоанализом, рефлексируют и рассудочно повествуют о своих переживаниях, непосредственность чувств им недоступна.
Комедия резко противопоставляется трагедии. В ней всегда должно выступать низкое и порочное. Такого рода отрицательные качества, по глубокому убеждению Буало, встречаются в основном в простонародье. В таком толковании комические персонажи не отражают социальных противоречий. У Буало метафизично не только абсолютное противопоставление трагического и комического, высокого и низкого, но столь же метафизичен отрыв характера от ситуации. В этом отношении Буало непосредственно исходит из художественной практики своего времени, т. е. теоретически защищает лишь комедию характеров. Комедия характеров в значительной мере снижала разоблачительную силу комедийного жанра. Воплощенная абстракция порока направлялась против носителей порока всех времен и всех народов и по одному этому не была направлена против кого-либо. Следует отметить, что теория комедии Буало стояла даже ниже художественной практики своего времени.


При всех недостатках и исторической ограниченности эстетика классицизма все же была шагом вперед в художественном развитии человечества. Руководствуясь ее принципами, Корнель и Расин, Мольер и Лафонтен и другие крупные писатели Франции XVII в. создали выдающиеся художественные произведения.
Основной заслугой эстетики классицизма является культ разума. Возвышая разум, сторонники принципов классициз- Вольтер ма устраняли авторитет церкви, священное писание, религиозные предания в практике художественного творчества. Несомненно, было прогрессивным требование Буало исключить из искусства христианскую мифологию с ее чудесами и мистикой.
Французский классицизм оказал значительное влияние на теорию и практику искусства других стран. У французов были последователи в Англии (Драйден и др.), Германии (Готшед и др.), Италии (Альфьери и др.), России (Ломоносов, Фонвизин и др.). В каждой стране классицистическая доктрина преломлялась в согласии с национальными особенностями данной страны.
В середине XVIII в. в эпоху Просвещения классицизм претерпевает эволюцию, и прежде всего в плане идейного содержания: выдвигаются темы и конфликты, в которых находит отражение борьба за политическую и религиозную свободу (Вольтер, драматург Лемьер). В эпоху Великой французской революции в классицизме получают развитие антифеодальные тенденции (М. Ж. Шенье, Давид). Своеобразную интерпретацию классицизм приобретает у Гете и Шиллера — это так называемый веймарский классицизм. В эпоху наполеоновской империи классицизм теряет свое идейно-эстетическое содержание и ценность, становится официальной эстетической доктриной начала XIX в., превращается в пустой академизм — это так называемый ампир.


Как мы уже отмечали, эстетика классицизма наиболее самостоятельно разработана ф р а и ц у з с к и м и теоретиками XVII в. Однако классицизм получил развитие и в других европейских странах. Дж. Аддисон и А. Поп — известные представители классицизма в Англии — делают попытку соединить рационалистические принципы этого эстетиче-ски-художественного направления с идеями Просвещения. В Германии классицизм не получил значительного развития. И. X. Готшед, представитель этого направления, мало внес оригинального в развитие немецкой художественной культуры.

Эстетика и искусство классицизма получили распространение и в России. Деятельность представителей этого направления относится к XVIII в. Представителями русского классицизма являются: Феофан Прокопович, Антиох Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Русский классицизм, как и западный, представлен не только поэтами, но и художниками, архитекторами, скульпторами и отражает специфические особенности исторического развития страны. Он тесно связан с просветительской идеологией. Здесь нельзя не учитывать значение реформ Петра I. Исследователи русской художественной культуры указывают на некоторые особенности этого направления в эстетике и искусстве: высокий гражданско-пат-риотический пафос; воплощение в художественных образах прогрессивных философских и научных идей (Ломоносов, Сумароков); выдвижение на первый план не античных сюжетов, а заимствованных из национальной истории (Сумароков); значительное развитие различных жанров комического (сатира Кантемира, комедии Фонвизина). Таким образом, русский классицизм по своей идейной направленности отражает прогрессивные явления национальной истории страны. Он теснее связан с демократическими и историческими тенденциями, чем западноевропейский. Искусство и эстетика классицизма подвергаются критике со стороны просветителей, несмотря на то что отдельные представители Просвещения отражают влияние классицистов. Просвещение — это новый этап в развитии мировой эстетической мысли. Рассмотрим его основные положения.




<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0