Главный агроном Соловьев ежегодно дает юным опытникам задание на выявление высокоурожайных сортов пшеницы и ячменя для последующего внедрения в производство. Ребята внедрили в производство такие copra, как «ильичевка», «партизанка»,. амфидиплоид. Опытничество — великий рычаг воспитания, где сливаются труд, интеллект и искусство. Ребята там же ведут опыты по получению гибридных семян подсолнечника, огурцов. На базе бригады проходят нередко даже выездные заседания ВАСХНИЛа. Опытническая работа ребят по достоинству оценена ВДНХ. Грамотами на Выставке награждены 120 учащихся школы, а 48 вручены медали «Юный участник ВДНХ». Педагоги школы награждены медалями. А всей школе вручена медаль И. В. Мичурина.
Есть, однако, и у бригады резервы неиспользованные.
___________
1 ВИР — Всесоюзный институт растениеводства.
Они знают иного полезных частностей, но к широкому земледельческому мировоззрению надо бы приложить культуру земледельческого труда через знания о породе, сортах, семенах с рассказами о замечательных испытателях и создателях пород животных. Когда я беседовал с десятью девочками на стане, выяснилось, что ни одна из этих девятиклассниц не знает, какую породу коров она доит и сколько в год литров дает ее корова. В числе десяти девочек была и бригадир всей бригады Лена Ме-ренчукова. Она, кстати, смутилась, когда я спросил ее, что значит хозрасчет.
Кстати, те же мальчики, которые заняты техникой, знали, что колхоз приобрел коров черно-пестрой породы, которые дают до шести тысяч литров молока в год. Верховодят мальчики, энают они неизмеримо больше, хозяйству преданы, а бригадиром назначают девочку. Спрашивается: для чего? Удобства, видимо, ради. Это, увы, тенденция не григорополисская, а рудименты застойности. Из школы мы зашли к парторгу колхоза Зинаиде Ивановне Чернышевой. Она из первого набора бригады, ставшего теперь почти легендой. Зинаида Ивановна не расставалась со станицей эти десятилетия. Дочь ее Галя кончила школу и была в свое время бригадиром ученической бригады, сейчас она Галина Александровна, завуч школы по воспитательной работе. Бригадирствовала с 1974 по 1976 год. Ей довелось принять награду бригаде — премию Ленинского комсомола.
Мы беседовали с парторгом о колхозе. Вспомнили Лыскина, первые годы становления, поговорили о станице, об оттоке в город. Сравнили уклады города и деревни, и Зинаида Ивановна, всю жизнь честно проработавшая на благо родного колхоэа, с горечью заметила, что ее ровесницы в городе выглядят гораздо моложе ее. В этой простой реплике много было наболевшего и бездна недосказанного. Я выразил сомнение в особой моложавости городских дам. Зинаида Ивановна горячо возразила и сказала, что у нее сестра в городе, которая старше ее на десять лет. А когда Зинаида Ивановна приезжает к ней в гости, то все спрашивают, не старшая ли она сестра. Какое монолитное единство сегодня проявили женщины в отношении к селу — от поварихи до парторга, а между ними десять лучших девочек, все, как один, недовольны в глубине души своей судьбой, глухо, непрерывно ропщут. Мы должны им дать единственно то, что им нужно: чувство престижа и высокого социального ранга их доли. Мы начали очерк с этого и пришли к тому же. Деревня, погнавшись за городом, утратила драгоценную часть своего наследия — одухотворенность и нравственность своего бытия.
Пешком я добрался через всю станицу в свою гостиницу-усадьбу в пойме Кубани. Вечерело. Хлопали калитки. Ушли на насест куры. С характерным звуком ударили в днища ведер струи парного молока. Звезды высыпали на небосклон. Я стал перечитывать страницы, написанные в станице, и подумал, что лучшее из былого мы должны взять с собой, а кое-что и вновь вживлять и прививать к деревенскому стволу жизни. Пушкин зря не бросался словами. Он о Жуковском сказал: «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его». Жуковский, как никто, постиг тайну души нашей деревни, быть может, потому, что он был величайшим педагогом России, — как-никак в прямых его учениках не только Пушкин и Гоголь, а главное, он знал тайну всех тайн учительства, которая вылилась в строки его любимого изречения: «Все в жизни к прекрасному средство».
Мне хотелось бы заключить эти записки субботним вечером прославленным стихотворением Жуковского «Воскресное утро в деревне» (тоже из Хебеля), без которого также не обходилась ни одна хрестоматия. Стихи эти очень нужны эдесь. Не назидания или противопоставления ради и не для украшения, а только ради воспоминания, которое, по Пушкину, есть сильнейшее свойство человеческой души. Оно нужно нам, чтобы напомнить о той задумчивости, которая уходит из села и удержать которую мы еще в силах.
— Слушай, дружок — говорит Воскресенью Суббота. — Деревня Вся уж заснула давво; в окрестности все уж спокойно; Полночь блиэка!.. — И только успела Суббота промолвить: «Полночь!» — А полночь уж тут и ее принимает безмолвно В тихое лоно. — Моя череда! — говорит Воскресенье; Легкой рукою, тихонько двери свои отворило. Вышло и смотрит на ввезды, звезды ярко сияют; На небе темно и чисто; у солнышка вавес задернут. Долго еще до рассвета; все спит; иногда навевает Свежий ночной ветерок, сквозь сон встрепенувшись, как будто Утра далекий приход боясь- пропустить. Невидимкой Ходит, как дух бестелесный, неслышной стопой Воскресенье? В рощу ваглянет — там тихо, листья молчат; сквозь вершины Темных дерев, как бесчисленны очи, ввевдочки смотрят; Кое-где яркий светляк на листочке горит, как лампада В келье отшельника. По лугу тихо пройдет — там незримый Шепчет ручей, пробираясь по камням; кругом вся окрестность, холмы, деревья в неверные тени слилися и молча Слушают шепот. Зайдет на кладбище — могилы в глубоком Сне, и под легким их дерном как будто что дышит свободным, Сверим дыханьем. В село вавернет — и там все покойно. Пусто на улице; спят петухи, и сельская церковь С темной своей колокольней, внутри озаренная слабым Блеском свечи перед иконой, стоит, как будто безмолвный Сторож деревни. — Спокойно на паперти сев, Воскресенье Ждет посреди глубокой тьмы и молчанья, чтоб утро На небе тронулось... Тронулось утро; во тьму и молчанье Что-то живое проникло; стало свежее, и 8ве8ды Начали тускнеть... Петух закричал. Воскресенье тихонько Подняло ванавес спящего солнца, тихонько шепнуло: «Солнышко, встань!»... И разом подернулся бледной струею Темный восток; началось там движенье, и, следом за яркой Утренней ввевдочкой, рой облаков прилетел и усыпал Небо, и луч за лучом полились, облака зажигая... Вдруг между ними, как радостный ангел, солнце явилось. Вся деревня проснулась и видит — стоит Воскресенье В свежем венке из цветов, и сияя на солнце, «Доброе утро!» всем говорит. И торжественно-тихий Праздник приходит на смену заботливо-трудной неделе; Благовест звонкий в церковь зовет — ив одежде воскресной Старый и малый идут на молитву... В деревне молчанье; В церкви дымятся кадила, и тихое слышится пенье.
В допетровской Руси учебники были полны еще высокого учительства и староотеческих наставлений о том, как прожить человеку достойно жизнь. Теперь эту мудрость мы называем народной. Каждый малыш по слогам читал тогда:
«Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости; аще обрящеши кротость, то и одолеши мудрость; не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит».
Сможете ли вы выбросить хоть слово из этого поучения? Разве что заменить слово «кротость», к примеру, на «скромность». Из всех западных мыслителей более всех на русскую педагогику повлияли взгляды английского философа того же, XVII века Джона Локка. Это он отвергал школьную премудрость с ее схоластикой, программой, начетничеством и казенными теориями и требовал, чтобы обучение было как можно ближе к жизни.
Мы начали этот очерк с английского джентльмена, который «обыкновенно живет в деревне». Что, если мы и кончим англичанином Локком, который был убежден, что «молодому английскому джентльмену нужны самые простые вещи, не толстая и не теплая одежда, простая пища, приученные к холоду ноги, жесткая постель, свежий воздух, здравый рассудок, знание людей и природы, привычка молиться богу утром и вечером, правдивое сердце». Простим и великому мыслителю веру в бытие бога. Вместо привычки молиться не грех было бы упражнять историческую память в стихах и прозе.
Скажете: а при чем тут ученическая бригада? Сегодня нет школы или бригады, которых не касались бы и эти идеи. Именно в этой стратегии нуждается наша школа. Когда в обществе думают, спорят и пишут о воспитании писатели, учителя, инженеры, военные, это признак нравственного пробуждения и здоровья. После Лок-ка в следующем столетии француз Дюкло скажет: «У нас много выучки, но мало воспитания; из нас образуют ученых, всевозможных художников, но еще не надумались образовать людей, то есть воспитывать их друг для друга...»
Люди со всей страны, собравшиеся в Москву на учредительную конференцию советского Детского фонда имени В. И. Ленина в Колонном зале Дома союзов, не читая ни Дюкло, ни азбук XVII века о мудрости, другими словами говорили взволнованно о том же. Что отвлеченность и эгоизм высушили души и породили сиротство. В зале многие плакали, слушая рассказы о судьбах детей, брошенных родителями. В перерыве в коридорах вдруг показалась фигура высокого и широкоплечего мужчины, он шагал широко, как в поле. То был Вольдемар Фран-цевич Врана, председатель колхоза «Россия», ученик Лы-скина. Врана был глубоко растроган тем, что услышал в зале. Он, человек, который сделал для своих сельских детей, как мало кто в России, обрадовался неожиданной встрече, а потом, вздохнув глубоко, сказал с искренним сокрушением:
— Эх, если бы раньше знать. Сколько можно было бы сделать для детей. Прозреешь — а жизнь прошла!
«Тот мудр, кто много добра творит». Уверен, Врана увидит новыми глазами родную станицу.
<<<---