Глава 7
ПСИХОГИГИЕНА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОТЕРАПИЯ
В число задач медицинской психологии входит изучение влияния психического состояния на соматическое и соматических заболеваний на психику. Решение этой задачи имеет существенное значение для изучения этиологии (причины) и патогенеза (механизмы развития) ряда болезненных состояний.
Взаимосвязь «души» и «тела», иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. Впервые эта проблема нашла материалистическое обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их учеников. И. П. Павловым экспериментально доказана неразрывная связь между психическими и соматическими процессами.
Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.
Психогении — это нарушения (функционально обратимые, невротические), возникающие в организме и в психике под влиянием различных, обычно тяжелых для личности, психических травм.
Под влиянием психогенных факторов могут происходить следующие нарушения в соматической сфере: тошнота, рвота, поносы, запоры, анорексия (потеря аппетита); одышка, удушье, кашель; психогенное повышение артериального давления, учащение пульса (тахикардия), замедление пульса (брадикардия), боли в сердце, нарушение ритма сердечной деятельности вплоть до
83
коллапса с потерей сознания, психогенные обмороки. Нередки случаи, когда инфаркты и инсульты возникают у людей после тяжелых переживаний и психических потрясений. Психогенные нарушения могут проявляться задержкой мочи, иногда ее недержанием. Половая слабость у мужчин и половая холодность у женщин наиболее часто имеют психогенную природу.
Известны случаи психогенных нарушений внутрисекреторной деятельности, к которым относятся гипертире-оз, нарушение менструального цикла у женщин и отделения молока у кормящих матерей. Подобные случаи нередко имели место в дни тяжелых испытаний в период Великой Отечественной войны.
Большинство зарубежных ученых рассматривают психосоматические нарушения с позиций психоанализа и сводят этиологию ряда болезней внутренних органов к влиянию сексуальных конфликтов. При этом широко используется введенное Фрейдом понятие «конверсия», обозначающее якобы имеющий широкое значение в патологии факт перехода энергии сексуальных влечений в болезненные нарушения различных органов.
За рубежом большое число сторонников в трактовке психосоматических сдвигов в организме имеет теория Г. Селье о стрессе (см. главу 3). По мнению Селье, всякое раздражение (стрессор) вызывает напряжение — стресс. Эта реакция может быть локальной, но может быть и системной. Она тем более выражена, чем более жизненно значимо воздействующее на организм раздражение. Г. Селье признает значение нервной системы и психики в возникновении общего адаптационного синдрома, но разрабатывает лишь эндокринно-соматичес-кую сторону проблемы.
Концепция центрального нервного механизма расстройств, вызываемых сильными раздражителями, дана в учении Н. Е. Введенского и И. П. Павлова. Н. Е. Введенский ввел понятие о парабиозе. Чрезмерные по частоте, силе или длительности раздражения изменяют функциональное состояние центральной и периферической нервной системы, причем реакция организма вначале становится извращенной (парадоксальной), а в дальнейшем, в фазе торможения, вообще внешне не обнаруживается (парабиоз — состояние, близкое к патологическому).
И. П. Павлов и его сотрудники показали, что чрезмерно сильные раздражители, трудные задачи приводят к нарушению условнорефлекторной деятельности, к срыву
84
и сшибке. У животных при этом обнаруживаются похудание, одряхление, потеря аппетита, трофические нарушения кожных покровов, изъязвление слизистой оболочки желудка.
И. П. Павлов считал, что экспериментальные неврозы у животных — это аналог психогенных заболеваний у людей.
Типичным внутренним заболеванием, в котором особую роль играет психотравмирующий или перенапрягающий момент, является язвенная болезнь. Известен невроз ожидания, сущность которого заключается в том, что боязливое ожидание того или иного болезненного проявления способствует его возникновению. Например, боязнь покраснения вызывает само покраснение, боязнь половой слабости приводит к импотенции и т. д.
Психическая травма нередко влечет за собой психовегетативные и психомоторные нарушения. Эмоция страха нередко сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью (подкашивание ног, падение). Могут возникнуть психогенные параличи, которые имеют функциональный, преходящий характер. Сильное эмоциональное потрясение может вызвать развитие истерической слепоты. Нередко под влиянием тяжелых переживаний развиваются психогенные состояния с картинами настоящих психических заболеваний. Это психогенная депрессия, психогенный ступор и психогенный параноид.
На границе между нормой и психотическими расстройствами (бредоподобная боязливость с психозами) стоят неврозы, которые также имеют в основе различные психогении.
Соматогении, или соматогенные заболевания, — это психические нарушения, вызванные соматическими болезнями. Инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов нередко являются источником психических нарушений. Например, может быть состояние тревоги и страха при заболеваниях сердца, особенно остро возникающее при приступах стенокардии. Состояние тревоги и страха наблюдается при тиреотоксикозе. При этом у больного отмечаются повышенная впечатлительность, возбудимость, ускорение темпов психических процессов. Гипотиреоз сопровождается замедлением психической деятельности и даже задержкой умственного развития при условии раннего начала его.
Инфекционные болезни, особенно в состоянии рекон-валесценции, сопровождаются повышенной эмоциональной
85
лабильностью, астенией. Ревматизм может привести к тяжелым психическим расстройствам.
В отдельных случаях психогенные факторы могут комбинироваться с соматогенными, взаимно усиливая друг друга.
Ятрогения, или ятрогенное заболевание, — это заболевание или осложнение заболевания, обусловленное неосторожными высказываниями или действиями врача или медицинской сестры, оказавшими на больного отрицательное влияние. Наиболее часто ятрогения наблюдается у больных с определенными особенностями личности (тревожность, мнительность, склонность к ипохондрическим реакциям), усиленными болезнью. Это показывает, как важно медицинскому работнику контролировать свои высказывания при беседе с больным, следить за своими жестами и даже мимикой.
Кардиофобия часто развивается у лиц, склонных к невротическим реакциям, после того, как врач скорой медицинской помощи, вызванной при начавшихся у больного неприятных ощущениях в области сердца, предписывает строгий постельный режим. Позиция врача в таких случаях вполне оправдана: он стремится не пропустить серьезного сердечно-сосудистого заболевания. Однако больной может фиксировать внимание на действиях и словах врача. Вот почему при повторных посещениях врача необходим строгий дифференцированный подход к состоянию больного.
Известно немало случаев, когда в ятрогенных заболеваниях различной степени выраженности был повинен средний медицинский персонал. И. Хардин называл такие ятрогении соррогениями (от лат. sorror — сестра).
ПСИХОГИГИЕНА
Психогигиена — система' специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека. Борьба за психическое здоровье подразумевает и благополучие всего организма. Психогигиена настолько тесно связана с психопрофилактикой, что в некоторых случаях почти невозможно разделить их объекты и предметы изучения. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюление требований психогигиены
86
может играть несомненную и значительную роль в предупреждении инфарктов и мозговых инсультов, развитии гипертонической болезни и возникающих на ее почве гипертонических кризов. Известна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркоманий и некоторых психозов. Общая гигиена человека и все ее разделы не могут игнорировать личность человека и его психику. Сложные взаимоотношения психического и соматического здоровья делают совершенно необходимой тесную связь психогигиены с общей гигиеной. Например, гигиенический режим питания способен предупредить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Занятия физкультурой и спортом поддерживают здоровье и укрепляют нервную систему, а вместе с тем и психику.
Выделены следующие разделы психогигиены: 1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.
Возрастная психогигиена. Забота о психическом здоровье ребенка должна начинаться с внутриутробного периода (соблюдение матерью всех гигиенических требований во время беременности, самого процесса родов и др.). В последующем важное значение приобретают правильный режим, кормление, выработка привычек, положительные примеры, привитие чувства ответственности, дисциплины, установок на труд, чувства товарищества. Будут действенными воспитание уважения к коллективу, умения жить в коллективе, оберегание от дурного влияния, привитие этических норм и эстетических чувств. В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки. В период полового созревания серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, а также вопросы, связанные с сексуальной жизнью. Большое значение имеет разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя. Важны просвещение подростков в начале жизненного пути по вопросам пола и любви, выбора пути в жизни, оценки окружающего и др.
Большие и своеобразные психогигиенические проблемы возникают в пожилом и старческом возрасте. Они связаны с изменением привычного стереотипа, адаптацией пожилых к новому социальному положению, зависимости от окружающих. Для здоровья пожилого человека важно правильное отношение к нему детей.
Психогигиена труда и обучения. Следует различать общие и частные (специальные) вопросы. Если профессия
87
соответствует интересам и подготовке человека, то труд — источник радости, удовлетворения, психического здоровья. Дисциплина в труде, осознанная как подлинная необходимость, ставшая внутренней потребностью личности, является важным условием эффективности труда: она снижает утомляемость, облегчает труд.
Большое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений внутри коллектива. Нормальный ритм учебного процесса, удовлетворение результатами своего труда, постоянное повышение профессионального уровня — важные факторы, позволяющие человеку испытывать удовлетворение и радость от своей учебы или работы.
Психогигиена должна учитывать особенности труда при работе на сложнейших машинах. Важно изучить и, пользуясь научно обоснованными данными, улучшать гигиенические и психогигиенические условия работающих на автоматах, во «вредных» цехах. Необходимо, чтобы автоматы проектировались с учетом психофизиологических особенностей человека (длительность времени между раздражителем — сигналом автомата и реакцией на него человека, количество информации, которое способен воспринять работающий в соответствующее время, и др.).
Эти вопросы разрабатываются представителями новой области науки эргономики — особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке.
Проблема сенсорного голода (недостаточность впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает в настоящее время внимание представителей космической медицины. Там, где труд протекает в условиях, особо однообразных и бедных впечатлениями, где образуется своеобразный сенсорный голод, для предупреждения отрицательных последствий, в частности сонливости, могут быть полезны некоторые добавочные раздражители, дополнительные впечатления. На некоторых предприятиях создаются кабинеты психоэмоциональной разгрузки. Развитие техники ставит перед психологией труда ряд новых проблем, которые должны решаться в тесной связи с новым разделом психологии — инженерной психологией.
При решении вопросов научной организации труда (НОТ) необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека.
88
Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда. Здесь большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических норм умственного труда для людей различных возрастов. Подлежит дальнейшему изучению вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда. Для работников умственного труда отдых целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.
Психогигиена быта. Под психогигиеной быта прежде всего понимают вопросы взаимоотношений людей в быту. В ряде случаев в конфликтах могут участвовать лица, страдающие невротическими расстройствами, психопатией, психически больные. Лечение таких людей — важное психогигиеническое мероприятие. Борьба с алкоголизмом и наркоманией, токсикоманией составляет одну из задач общественной психогигиены.
Серьезной проблемой психогигиены становится изучение влияния на организм человека телевидения и радио. Немалое значение имеет культурно-психологический климат в семье. Важно, чтобы каждая семья имела отдельную квартиру, особенно молодая семья, так как жизнь молодоженов в семье мужа или жены связана со множеством мелких конфликтов, которые, суммируясь, нередко приносят большие страдания.
Психогигиена семьи и половой жизни. Прочность семьи, любовь , дружба и взаимное уважение друг к другу старших членов семьи, справедливость в отношении младших, общность взглядов и интересов, необходимая уступчивость во взаимоотношениях — все это содействует созданию счастливой семьи, обеспечивает правильное воспитание детей. Неврозы особенно часто развиваются в неблагополучных семьях.
В психогигиеническом аспекте брака важны возраст вступления в брак, различие в возрасте супругов. Важно, чтобы до брака у будущих супругов было достаточно времени лучше узнать друг друга, особенности характера и привычек. Несерьезное отношение к супружеству является причиной довольно многочисленных разводов. Лица, решившие вступить в брак, должны знать о наследственности своего избранника. К сожалению, есть немало болезней, передающихся по наследству (семейная наследственная отягощенность).
Одна из важнейших задач психогигиены — помочь в создании гармоничной половой жизни. Нарушения в этой
89
области часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств. Неправильно построенная половая жизнь становится нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов Именно на почве отклонений в половой жизни и неумении видеть ее эстетическую сторону часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин. Распущенность, погоня за мимолетным удовлетворением половой потребности тесно связаны с общими чертами характера человека, с общим моральным обликом личности. Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей следует считать признаком патологического развития личности.
Медицинским работникам нужно расширять психотерапевтическую помощь при психогенных и непсихогенных нарушениях половой функции, при патологических отклонениями от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.
Психогигиена коллективной жизни. Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в студенческой группе, в общежитии, клубе и в других коллективах ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих. При комплектовании коллективов (бригады, команды, экспедиции и т. д.) необходимо учитывать взаимную совместимость по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и др. Это сложный вопрос, который каждый раз должен решаться в зависимости от стоящей задачи, условий работы и многих других моментов.
Вопросы психологии коллективной жизни в нашей стране широко разрабатываются. В решении их большая роль, помимо психологов и психиатров, должна отводиться и медицинским работникам многих специальностей и, в частности, средним медицинским работникам.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Психопрофилактика — это система меропиятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.
В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, советское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. Мероприятия по предупреждению различных
90
психических расстройств и заболеваний должны быть своевременны и широко внедряться в жизнь и практику здравоохранения. Под психопрофилактикой понимается часть общей профилактики. Методы психопрофилактики включают и предупреждение обострений психического заболевания. Вот почему важно изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. С помощью ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д). С нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.
Вопросы охраны здоровья советского народа получили широкое отражение в решениях XXVII съезда КПСС, а реализация их стала конкретной и насущной задачей всех органов и учреждений здравоохранения.
Медики и педагоги объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, борьбе с алкоголизмом, а также по вопросам психопрофилактической работы по воспитанию подрастающего поколения.
Создаются специальные логопедические, сурдологичес-кие и психотерапевтические кабинеты в психиатрических диспансерах, детские сады для детей, страдающих заиканием и косноязычием. Большое значение имеет создание условий для специального обучения детей с недоразвитием интеллектуально-мнестических функций, слепых и глухонемых. Делу психопрофилактики успешно слулсит широкая сеть оздоровительных и санаторных пионерских лагерей, детских площадок, школ-санаториев и других учреждений.
Сохранению психического здоровья советских людей способствуют различные спортивные мероприятия, которые приобрели в нашей стране широкий размах. Вся организация общественной жизни должна способствовать целям и выполнению задач психопрофилактики.
В профилактике психических нарушений и заболеваний большая роль отводится борьбе с алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. Алкоголь и наркотики губительно действуют на психическую деятельность лиц. Особенно пагубно их влияние на психическое состояние детей и подростков. Алкоголь и наркотики тормозят нормальное психическое развитие, вызывают тяжелые заболевания внутренних органов (печень.
91
почки, сердце, поджелудочная железа и др.). Дети и подростки, употребляющие алкоголь и наркотики, в результате пагубного влияния этих средств на мозг и организм в целом начинают плохо учиться, пропускают уроки, часто болеют. Они отдаляются от коллектива сверстников и нередко попадают в компанию асоциальных подростков. Ранняя алкоголизация и употребление наркотиков способствуют появлению в раннем возрасте различных психических отклонений. Алкоголизм и наркомания отрицательно влияют на наследственность. Дети у лиц, страдающих указанными расстройствами, рождаются болезненными, у них нередко с детства проявляются различные нервно-психические отклонения. Алкоголизация взрослых также способствует психической деградации. Вредное влияние на психосоматическое здоровье оказывает курение.
Борьба с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и табакокурением в нашей стране стала не только общемедицинской, но и общенародной проблемой. Врачи и медицинские сестры, работающие с различными кон-тингентами населения (медсанчасти при промышленных предприятиях, медкабинеты школ, посещение больных на дому и т. д.), встречающиеся с проявлениями пьянства, алкоголизма и наркоманиями, не должны проходить мимо этих явлений. Большие задачи стоят и перед кабинетами психотерапии в деле профилактики пограничных психических расстройств.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия — планомерное использование психического воздействия с лечебными целями. Психотерапия включает дифференцированный и чуткий подход к больному, влияние режима, но главное — комплекс мероприятий, направленных на воздействие словом, — логотерапию.
История психотерапии уходит в глубь веков. В Древнем Египте, Индии, Греции это называлось особыми чарами, в средние века — черной магией, колдовством. Систематическое изучение явлений внушения и гипноза началось с конца XVIII века («животный магнетизм» Месмера). Английский ученый Бред, который ввел термин «гипноз», считал, что это состояние — следствие утомления органов чувств.
Французский невролог Ж. Шарко трактовал гипнотические явления как проявление искусственного невроза, т. е. заболевания ЦНС, психики. Его соотечественник Бернгейм утверждал, что гипноз — это внушенный сон.
Физиологический механизм гипноза был раскрыт в работах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева, К. И. Платонова. Гипноз рассматривается как частичный сон, в основе которого лежит условно-рефлекторный тормозной процесс в клетках коры. При этом с помощью «дежурного пункта» — рапорта (словесная связь врача с пациентом) можно вызывать разнообразные реакции со стороны организма человека, находя-
92
щегося в состоянии гипноза. По мнению И. П. Павлова, это возможно потому, что слово благодаря всей предшествующей жизни человека связано со всеми внешними и внутренними раздралсителями, приходящими в полушария большого мозга, обо всех их сигнализирует, всех их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают эти раздражения.
Психотерапия — это не всегда гипноз, это внушение в состоянии бодрствования и убеждение больного. Механизм такого воздействия близок к гипнотическому. Психотерапевтическое влияние на больного обязан оказывать каждый медицинский работник. В специальных случаях этим занимается психотерапевт. Психотерапевтическое воздействие должно быть строго индивидуальным: с учетом причин болезни, специфики синдромов, особенностей личности больного и его взаимоотношений с окружающей средой. Больному в доступной форме рассказывают о причине болезни, ее развитии и путях к устранению или смягчению тех или иных нарушений. В период между лечебными процедурами психотерапии включаются различные оздоровительные и тренирующие мероприятия. Во время бесед проводятся мероприятия по «перевоспитанию» личности, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу с заболеванием.
В настоящее время в распоряжении медиков имеется целый арсенал медикаментозных средств, воздействующих на психику преимущественно возбуждающе или успокаивающе. Эти средства (элениум, триоксазин, седуксен, мели-прамин, сиднокарб и др.) называются психотропными и могут быть использованы в общем плане психотерапевтического воздействия.
Психотерапия в бодрствующем состоянии проводится и индивидуально, и коллективно. Влияние коллектива при групповой психотерапии очень велико. Подбор группы определяется характером расстройств (лечение заикания, наркомании, при обезболивании родов и др.).
В ряде случаев применимо внушение наяву. Больному предлагают занять удобную позу, закрыть глаза и внимательно слушать человека, проводящего внушение, не отвлекаясь на собственные мысли и посторонние раздражители. Длительность мотивированного внушения наяву около 20—30 мин. Полезны повторные процедуры.
Используется также метод самовнушения. Сеансы продолжительностью 15—20 мин больной проводит самостоятельно, как правило, утром (после пробуждения) и вече-
93
ром (перед засыпанием). Текст дает врач, затем больной сам его усложняет и совершенствует. Методом самовнушения разрушаются необоснованные опасения за свое здоровье, облегчаются неприятные болевые ощущения и изменяется отношение к психотравмирующим обстоятельствам.
Особенно широкое применение получила гипнотерапия в разных модификациях. Методы гипнотерапии разнообразны. Длительность и частота сеансов, содержание внушения варьируют в зависимости от причин.
Гипнотерапией медицинский работник может заниматься лишь после прохождения специальных курсов, получив соответствующую теоретическую и практическую подготовку.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о взаимоотношениях между психогенными и соматическими . процессами.
2. Что такое психогении? Как они проявляются в разных соматических сферах?
3. Расскажите о механизмах психогений с позиций И. П. Павлова.
4. Перечислите психогенные заболевания.
5. Что такое соматогении? Расскажите о соматогенных нарушениях психики.
6. Что такое психопрофилактика?
7. Что такое психогигиена? Назовите разделы этой дисциплины.
8. Что такое психотерапия? Назовите психотерапевтические методы.
<<<--->>>