RSS Выход Мой профиль
 
Основы медицинской психологии, этики и деонтологии | Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ
Познавательный процесс, начавшись с простого ощущения, продолжается в форме восприятия. Восприняв и сохранив воспринятое, сознательно оживив прежние впечатления в виде представлений, человек далее совершает удивительное действие — мышление. Самое великое чудо природы — способность мозга, беря за основу общие свойства предметов и явлений, вскрывая между ними связи и отношения, делать обобщения.
Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важнейшее значение имеет слово, речь. Обобщенное
39
познание действительности с помощью мышления позволяет человеку использовать установленные на основе предшествующей практики развития знания общих закономерностей и связей предметов и явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на основании этих знаний ход событий и результаты собственных действий.
В. И. Ленин отмечал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1.
В некоторых капиталистических странах, например в ФРГ, развиваются идеи так называемой парапсихологии, т. е. внечувственного познания, передачи мыслей от человека человеку без участия органов чувств. Нельзя оторвать познание от чувственной его стороны. Ощущение и восприятие едины с мышлением. В настоящее время отечественными и зарубежными учеными установлено, что для поддержания оптимального тонуса коры большого мозга и подкорковых образований необходимо наличие постоянной импульсации от различных анализаторов. Особое значение при этом имеет поток импульсов, поступающих в мозг через различные органы чувств.
Зрительная и слуховая афферентация выполняет важнейшие функции в процессах раннего онтогенеза ребенка, участвуя в специфической дифференцировке и формировании различных физиологических систем мозга, обеспечивающих нормальное существование организма во внешней среде. Наблюдая окружающее и вступая в словесное общение с людьми, ребенок в относительно короткий срок усваивает образ поведения и деятельности, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Постоянно формируется психическая и вместе с тем осознаваемая деятельность.
Одновременное выключение зрения и слуха в результате патологического процесса оказывает существенное влияние на весь процесс жизнедеятельности организма, 'развитие психики, сознания и личности человека. Известно, что вынужденное одиночество приводит к психической деградации ребенка. Лица, рожденные слепоглухонемыми, без специального воспитания лишены возможности психического развития, какой-либо деятельности, так как в силу болезненного состояния не могут вступать в активное обще-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.
40
ние с людьми, познавать и перенимать их опыт. Слепоглухонемой ребенок обладает лишь потенциальной возможностью развития, но только собственными усилиями никогда не достигнет даже самого незначительного умственного развития. Без специального корригирующего педагогического воздействия такой ребенок останется полным инвалидом на всю жизнь. Обучение и воспитание слепоглухонемого ребенка подтверждают, что человеческая психика и поведение не врожденные, они развиваются не спонтанно, а лишь в общении с людьми.
В 20-х годах нашего века был начат эксперимент, связанный с именем замечательного педагога-новатора и ученого И. А. Соколянского — воспитателя известной писательницы О. И. Скороходовой. Более чем 30-летний опыт работы И. А. Соколянского и его учеников, в частности продолжателя его дела А. И. Мещерякова, показывает возможность высокого развития слепоглухонемых. До работы И. А. Соколянского было известно два случая воспитания слепоглухонемых. Это Лаура Бриджман, воспитанница американского педагога Хоува. Результаты работы Хоува были относительно скромны (Лаура, по свидетельству Лесгаф-та, была обречена «всю жизнь вязать чулок»). «Чудом века» стала Элен Келлер — воспитанница Анны Салливси. Она стала писательницей, центром великосветского салона. Марк Твен сравнивал ее подвиг с победами Александра Македонского и Наполеона.
О. И. Скороходова достигла более высоких результатов, чем Э. Келлер. Она стала не только поэтессой и писательницей, но и научным сотрудником и педагогом. Используя личный опыт и знания, которые передали ей ее учителя И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков, она много сделала, чтобы вырвать из вечной темноты и безмолвия слепоглухонемых детей.
Блестящие результаты, полученные И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым, стали возможны только потому, что они достигнуты на путях сближения лучших материалистических традиций отечественной науки (И. А. Соколянский начал свой путь как ученик В. М. Бехтерева и И. П. Павлова) с марксистско-ленинской философией, диалектико-ма-териалистическим пониманием природы сознания и мышления, их связи с внешним миром. Никакая другая философская концепция не давала и не могла дать ключ к решению проблемы обучения и формирования личности слепоглухонемых ни в теоретическом, ни в практическом педагогическом плане.
41
Медицинский работник на основании зрительного восприятия внешнего облика больного, цвета кожи, склер, слизистых оболочек, пальпации, перкуссии и чтения биохимических и других анализов ставит тот или иной диагноз. Это результат анализа и синтеза, обобщающий опыт медицины и медицинского работника. Это теоретические знания последнего, запечатленные как в речи, так и в образных представлениях.
С развитием форм труда, психики и речи постепенно развивается мышление, участвующее в процессе речевого общения. Развитие мозга человека создает предпосылки для индивидуального мышления со всеми его особенностями, присущими определенной исторической эпохе и соответствующими индивидуальным условиям развития в определенной социальной среде.
Мышление — продукт общественного развития. Индивидуальное развитие мышления, его особенности зависят от особенностей организма, состояния головного мозга и его функциональных возможностей.
Физиологический механизм мыслительных процессов впервые в истории был раскрыт в трудах И. П. Павлова и его учеников.
Всю совокупность высшей нервной деятельности человека И. П. Павлов объяснил работой нескольких систем головного мозга. Первой инстанцией являются подкорковые системы, деятельность которых вызывается безусловными агентами из внешнего или внутреннего мира. Вторая инстанция — полушария большого мозга без лобных долей и без отделов, воспринимающих словесный раздражитель. Данная инстанция является носительницей непосредственных впечатлений: ощущений, восприятий и представлений. Это — первая сигнальная система.
Третья инстанция обобщает бесчисленные сигналы, поступающие из первых двух. Это — вторая сигнальная система. Здесь происходят восприятие словесных раздражителей и замена речью непосредственных сигналов действительности. Деятельность второй сигнальной системы слагается из функции ^обных долей и трех анализаторов: речедвигательного, слухового и зрительного. Им соответствуют построения речи и появление слов, а далее восприятие и осмысление устного и письменного слова.
Физиологической основой мышления является деятельность коры полушарий большого мозга, осуществляемая во взаимодействии сигнальных систем. Мышление как процесс состоит в познании явлений внешнего мира путем
42
анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации с последующим переходом к образованию понятий.
Анализ — процесс мысленного расчленения целого (предмета или явления) на составные части, выделение отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез — мысленное соединение составных частей в одно целое. Анализ и синтез — противоположные друг другу операции. Однако они неразрывно связаны между собой, так как на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает либо анализ, либо синтез. Основу диагностики также составляют анализ и синтез, когда необходимо сопоставить разнородные симптомы одной болезни, а нередко и нескольких болезней.
Сравнение — установление сходства и (или) различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные значительные свойства предметов и явлений. Это одна из существенных сторон мышления.
Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения общего и главного, что может быть характерным и важным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Например, все соматические заболевания делят на две группы — терапевтические и хирургические. В терапевтических выделяют сердечно-сосудистые, брон-холегочные, желудочно-кишечные, мочеполовые; в хирургических — грудную хирургию, легочную хирургию и др. В терапевтическом отделении могут быть больные с сосудистой патологией, пороками сердца, онкологическими заболеваниями, патологией сердца, почек и др. Если рассматривать онкологию в целом, то можно выделить болезни, подлежащие консервативному или оперативному лечению, т. е. можно обобщить и по различным признакам с учетом возраста, пола, давности заболевания, профессии и др.
Абстракция — отвлечение от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта. Абстракция связана с обобщением, при этом исключается все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Примером абстракции является научное определение болезни (раковой, эндогенной и т. д.).
Конкретизация — показ, раскрытие предмета или явления на примере действительно существующего в объективном мире предмета или явления. В медицине это конкрет-
43
ная болезнь с известными этиологией, клинической картиной и исходом.
В мышлении ту или иную роль может играть интуиция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе как будто внезапно, путем «озарения». Такой мыслительный процесс принято называть интуицией. Здесь имеет место уплотненный во времени акт решения, в котором осталось неосознанным или не полностью осознанным использование накопленного ранее опыта.
Глубоко ошибочны взгляды на интуицию как на особую, едва ли не мистическую способность и форму познания, оторванную от практики, не совместимую с логикой. Часто понятие интуиции рассматривается вместе с понятием инстинкта. По существу между ними нет ничего общего. В основе инстинктивной деятельности лежит врожденная форма поведения как система безусловных рефлексов.
Основным элементом мышления является понятие. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. Процесс рождения понятий — сложный процесс обобщения данных опыта, итогов всестороннего изучения предметов, явлений. Формируются понятия на основе восприятий и представлений. Разница между представлением и понятием состоит в том, что если представление отражает определенный предмет, то понятие — лишь общие и главные свойства однородной группы предметов. Система понятий — продукт общественно-исторического развития.
«Понятия, — отмечал В. И. Ленин, — высший продукт мозга, высшего продукта материи»1. Понятия связаны со словами, они обозначаются словами. Связь понятий со словами делает возможным обмен мыслями. Содержание понятий в их историческом развитии может существенно изменяться. Так, в ходе развития науки изменились понятия о строении атома, Сущности болезней, о так называемых неизлечимых болезнях и др.
Каждый человек приобретает понятия в процессе общения с другими людьми, но овладевает ими в меру своего умственного развития, знаний, опыта.
Значение понятий для процесса мышления очень велико. Они являются тем инструментом, которым оперирует мышление. В результате мыслительной работы рождаются суждения, образуются умозаключения.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 149.
44
Суждение — это утверждение или отрицание чего-нибудь, например: «некоторые болезнй неизлечимы» и «некоторые болезни излечимы». Говоря «нет» или «да», человек наряду с констатацией какого-то положения, явления устанавливает свое отношение к объекту суждения. Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс, ибо мыслить — это прежде всего судить.
Умозаключение — это вид суждения, логическое следствие сопоставления суждений, полученных в ходе предварительного мыслительного процесса. Оно рождается вследствие сравнения двух или нескольких суждений. Весь процесс мышления по существу представляет собой цепь непрерывно следующих одно за другим суждений и умозаключений.
Если в своем умозаключении человек идет от отдельных, частных суждений к общему, то такое умозаключение индуктивное. Например, различные факторы тепла, сильные положительные эмоции, введение сульфата магния вызывают покраснение кожи лица. Покраснение кожи связано с расширением кровеносных сосудов вследствие воздействия различных частных факторов.
Индуктивному умозаключению противопоставляется дедуктивное. Дедукцией называется умозаключение, в котором на основании общих положений делаются выводы о данном конкретном случае. Например, пенициллин показан при различных воспалительных заболеваниях, следовательно, при воспалении легких целесообразно применять этот антибиотик.
Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект. Однако это не синонимы. Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний. Мышление представляет собой активную функцию интеллекта и совершенствуется по законам логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление — это интеллект в действии.
По характеру (глубина, широта охвата, самостоятельность, степень соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса
45
мышления и завершением сложных мыслительных операций, можно судить об интеллекте человека.
Понимание — одна из важнейших черт мышления. В понимании, как и в других мыслительных процессах, используются ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение.
Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение. Например, слово «гусь» обозначает одну из птиц, но в переносном смысле с отрицательным оттенком иногда применяется и в суждении о человеке. Некоторые больные с нарушением психики не могут оперировать символами — условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования, умственного развития в целом и других факторов. Больным с органическими поражениями ЦНС и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления.
Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать шутки бывает особенно выражена. В основе такой неспособности, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.
В клинической картине, особенно при больших поражениях в области лобных долей мозга, отмечается патологическая склонность к «шутливости», например при ге-бефренической форме шизофрении, однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной с тяжелым соматическим заболеванием бывает не способен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью одобрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоянием, не располагает к юмору. Медицинский работник должен знать, с кем и как можно шутить.
Нарушения мышления и интеллекта. Основными характеристиками мышления как ассоциативного процесса являются: 1) темп, скорость; 2) стройность (грамматическая и логическая); 3) целенаправленность; 4) продуктивность. В соответствии с этим исследователь
46
может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики. Мо~ ясет наблюдаться нарушение продуктивности мышления; речь бессвязна, представляет наоор логически не связанных слов и предложений.
Нарушения мышления
I. По темпу
1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).
2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).
II. По стройности
1. Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).
2. Бессвязность (нет связи между словами).
3. Инкогеренция (нет связи между слогами).
4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).
5. Паралогическое мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).
6. Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).
7. Перерыв мышления (шперунги).
III. П о целенаправленности
1. Резонерство (бесплодное мудрствование).
2. Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств) .
3. Персеверация (застревание на одной ассоциации).
4. Аутистическое мышление (одностороннее, за хватывающее лишь внутренний мир больного). ..
5. Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциа-Н ЦИЙ).
IV. По продуктивности
1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).
2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).
3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).
4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).
Нарушение мышления наблюдается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний. Так, при пернициозной анемии, тиреотоксикозе, туберкулезе легких (в стадии обострения процесса) отмечается некоторое ускорение мыслительного процесса. При различных тяжелых соматических интоксикациях и гипотиреозе темп образования ассоциаций замедленный.
Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.
47
При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличие у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние.
Основными факторами нарушения интеллекта являются олигофрения и деменция.
Олигофрения — врожденное недоразвитие интеллекта, бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность — легкая степень олигофрении. У лиц, страдающих дебильностыо, формируется речь, сохраняются некоторые способности к обучению в специальных школах; нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету; способность к обобщению и абстракции снижена. Такие лица безыни-циативы и способны только к малоквалифицированному физическому труду.
Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. У страдающих имбецильностью речь бедна и косноязычна. Они практически необучаемы, с большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пределах первого десятка. Дви-гательно эти лица очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложной работе под постоянным контролем и наблюдением.
Идиотия — тяжелая степень олигофрении. Психика и речь у больных практически отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.
Деменция — приобретенное слабоумие. Разделяется на тотальное (глобарное, диффузное) и (лакунарное) очаговое.
При тотальном (полном) слабоумии отмечается не только грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушена память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарное слабоумие может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.
При лакунарном (частичном) слабоумии интеллект нарушается частично; мыслительные процессы замедляются, отмечается умеренное снижение памяти. Кри-
48
тическое отношение больных к своему состоянию сохранено. Лакунарное слабоумие отмечается при церебральном атеросклерозе в предстарческом возрасте, при тяжелых соматических заболеваниях.
Тактика медицинского работника. Больных с нарушениями интеллекта непросто обслуживать. Они нередко неправильно понимают или по-своему истолковывают обращенный к ним вопрос. Неадекватные высказывания и поступки их вызывают раздражение окружающих. Большой выдержки и высокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.
Исследование мышления. Лучший вид исследования — опрос. Кроме того, используются специальные таблицы, экспериментально-психологические обследования — тесты и пробы (исследование способности к анализу и синтезу, критике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др.), из которых наибольшее значение имеет ассоциативный эксперимент. С успехом применяются тесты Бинё-Симбна и Вёкслера (см. главу 1).

Контрольные вопросы
1. Что такое мышление?
2. Может ли быть внечувствительным познание окружающего мира?
3. Какова взаимосвязь между мышлением и речью?
4. Расскажите о работе И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова.
5. Расскажите о физиологических механизмах мыслительных процессов, раскрытых в трудах И. П. Павлова и его учеников.
6. Перечислите основные виды мыслительных операций и дайте им краткое определение.
7. Что такое понятие? Чем оно отличается от представления?
8. Дайте определение суждения и умозаключения.
9. Что такое интеллект?
10. Расскажите об основных формах нарушения интеллекта.

РЕЧЬ
Расширение знаний среднего медицинского работника в области патологии речи и ее нарушений имеет большое значение. Длительное время больные с расстройствами речи или неправильным ее развитием не получали необходимой медицинской помощи в связи с отсутствием подготовленных кадров и учреждений, где бы им оказывалась квалифицированная медицинская помощь.
49
Речь — специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка.
Язык — это система средств, являющаяся орудием общения людей друг с другом, способом выражения мысли. Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов.
На протяжении длительного многовекового периода исторического развития в процессе речевого общения людей создаются национальные языки. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять.
Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психологической деятельности.
Используя язык в целях общения, люди развивают свое мышление. Отвлеченное мышление невозможно без участия речи. Непременное свойство всех без исключения понятий — это их формирование через посредство языка. Без речи, слов невозможно как образование, так и существование понятий. Чтобы лучше понять патогенетические механизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи.
Произнесение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами: функцией голосовых связок, органов речи (артикуляция) и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры полушарий большого мозга.
При звучании устной речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмоциональной окрашенности. При отдельных заболеваниях, например некоторых эндокринных, тембр существенно меняется. Неправильное положение периферических органов речи изменяет артикуляцию. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи приводит к физиологическому косноязычию. После 4-летнего возраста косноязычие обычно считается патологическим. В подобных случаях необходимо выяснить причину патологии и прибегнуть к лечебной педагогической помощи (логопедия — лечебная педагогика при расстройствах речи). Косноязычие может про-
50
являться в виде шепелявости, картавости, сюсюканья («холосо» вместо «хорошо»), пришептывания и т. д.
При нарушении движения органов мышц (мышцы языка, мягкое небо, голосовые связки), участвующих в членораздельной речи, а также в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга либо при перерыве путей, идущих от коры большого мозга к ядрам этих нервов, возникают расстройства произнесения звуков речи — дизартрии.
Иногда наблюдается временная функциональная потеря голоса — афония. Такое расстройство чаще отмечается при истерии.
Смысловая сторона речи находит выражение не только в отдельных словах, но и в их сочетании, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.
Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, ее содержании, темпе и ритме, ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, речь больных шизофренией монотонна, крайне бедна интонациями, эмоционально скудная. Больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. Речь больных эпилепсией однообразно монотонна и обстоятельна. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т. д.
В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития., Показателем развития речи является активный словарь — запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь — это запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.
У некоторых больных речь становится обедненной: например, при поражении лобных долей головного мозга, при атрофических (болезнь Пика, Альцгеймера, прогрессивный паралич) и органических заболеваниях мозга.
Кроме экспрессивной речи, выделяется внутренняя (импрессивная) речь. Это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение имеет внутрен-
61
няя речь также в самосознании, регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением.
Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления.
Письменная речь по сравнению с разговорной имеет свои особенности. Развитие письменной речи неразрывно связано с развитием самого речевого процесса. Письмо требует известной перестройки мыслительного и речевого процессов. Только на относительно высоком уровне развития письменной речи человек может строить ее так, что она по форме мало отличается от устной речи. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма — почерк. Почерк в известной степени зависит от типа личности, ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в определенной мере судить об особенностях личности, эмоциональном состоянии писавшего.
Различия между устной и письменной речью могут быть усилены болезнью. При заболеваниях ЦНС как органического, так и функционального характера значительно нарушаются письмо, почерк. Наиболее часто расстройства письменной речи наблюдаются при очаговых поражениях в оптической, речевой и двигательной зонах коры большого мозга. Расстройство письменной речи называется аграфией.
Характерно изменение почерка у больных шизофренией. Он приобретает черты вычурности: непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания, росчерки и т. д.
Нарушения речи. Расстройство речи называется афазией. Как правило, она вызывается очаговыми, локальными болезненными поражениями речевых зон коры большого мозга. Речь — единая функциональная система, все стороны которой взаимосвязаны. Выделяют несколько видов афазий, имеющих много общих черт, но отличающихся друг от друга.
У больных афазией нарушаются правильный подбор слов и звуков речи, а также грамматическое построение самостоятельной речи. Речь таких больных обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Проис-
52
ходит замена одних слов и слогов другими. Нарушаются связи между отдельными частями предложения. Могут отмечаться также расстройства чтения и письма, р. Выделяются афазии: моторная, сенсорная, амнестиче-ская, тотальная.
Моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Затруднена спонтанная речь. Больные стремятся говорить, но могут произнести лишь несколько слов или слогов: «та-та-та», «не могу», «да» и т. д. Это нарушение наблюдается при локализации очага поражения в нижней лобной извилине левого полушария у правшей — центр Брока. Понимание Обращенной речи у больных сохранено.
Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи окружающих. Отмечается грубое нарушение письма. Например, вместо «мете» больные пишут «мота». Исправить не могут, так как не в состоянии дифференцировать «та» от «те». У больных с сенсорной афазией в большей степени, чем у больных моторной афазией, нарушено понимание обращенной к ним речи. Нередко они не понимают не только вопросов, но и самых |вростых жестов. Такие больные говорят свободно, без напряжения и остановок для подыскивания слов, причем в речи, очень искаженной и малопонятной, допускают многочисленные замены одних слогов и слов другими. ^Нередко их речь превращается в набор слов типа словесной окрошки.
Для сенсорной афазии характерно речевое недержание (логорея).
Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы (поражена те-менно-затылочная область ведущего для речи полушария).
Нужное слово часто возникает не непосредственно из связи слов с предметами, а из сознаваемого больным контекста речи. Изображенную на картине саблю больной называет ружьем.
Тотальная афазия характеризуется утратой всех видов речи. Пытаясь говорить, больной иногда может произнести лишь тот или иной звук. Наблюдается тотальная афазия при острых нарушениях мозгового кровообращения (обширное поражение доминантного полушария, (Включающее речевые зоны) и исходных состояниях атро-фического поражения головного мозга (болезнь Альцгей-мера).
53
Тактика медицинского работника. Уход за больными с растройствами речи представляет немалые трудности: персонал часто не может понять больного, а больной не понимает обращенный к нему вопрос. При уходе за такими больными от медицинского персонала требуются большое терпение, наблюдательность и чуткость.
Исследование речи. Больному предлагают повторять слова, простые и сложные предложения. Нарушения артикуляции обнаруживаются при повторении особо сложных для артикуляции фраз: например, «Сшит колпак, да не по-колпаковски, его надо переколпаковать» и др.
Следует использовать названия часто и редко встречающихся предметов и их изображений, пересказ рассказа или описание картины, письмо под диктовку. Понимание речи можно проверить, давая простые и сложные словесные инструкции, которые больной должен выполнять.

Контрольные вопросы
1. Дайте определение речи и языка.
2. Расскажите об анатомо-физиологических механизмах речи.
3. Назовите виды косноязычия.
4. В чем состоит отличие косноязычия от дизартрии?
5. Что такое активный и пассивный словарь?
6. Перечислите основные виды речи.
7. Расскажите об особенностях внутренней речи.
8. Чем отличается письменная речь от устной?
9. Что такое афазия?
10. Чем отличается моторная афазия от сенсорной?
11. Расскажите об особенностях ухода за больными с афазическими расстройствами.



<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0