RSS Выход Мой профиль
 
Основы медицинской психологии, этики и деонтологии | Глава 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

(продолжение)

ляются в быстроте, глубине, полноте, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.
При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривация), например при слепоте и глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация (слуховая, зрительная) наступила в раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибуляторный и мышечно-суставной анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся на пути.
У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по движению губ («считывают с губ»).
Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни. У опытного медицинского работника наиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения.
Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы «инструментального осязания» и «ощупывания», например «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенном вливании.
Восприятие можно различать по степени активности личности. Такая черта личности, как способность к устойчивому и эффективному активному, планомерному и целеустремленному восприятию, называется наблюдательностью. Для медицинского работника огромное значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
Восприятие и ощущение являются процессами сознательными, осмысленными. В обеспечении их смысловой стороны важную роль играют мышление и речь, органически входящие в ощущение и восприятие. Опытный и думающий медицинский работник воспринимает симптомы
24
болезни и в то же время осмысливает их значение в данном конкретном случае, их отличие от сходных симптомов другой болезни и т. д.
Ощущения тесно связаны с эмоциями. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать средний медицинский работник при беседе с больным, выполнении различных манипуляций, предписанных врачом.
Представление — оживление в сознании образов, воспринимавшихся в прошлом. По сравнению с тем, что Происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия — далеко не копия его. Представления носят обобщенный характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис — память) особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроизведению в представлениях ранее бывшего восприятия. Этот феномен называется эйдетизмом и встречается чаще в детском возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др. р Нарушения ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствительность), гипестезия (пониженная чувствительность), анестезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жжение, покалывание, стягивание и т. д.). Они могут возникать при органическом или функциональном нарушении нервных проводников; в частности сосудистой иннервации. Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощущения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания, просверливания, отсасывания. Это так называемые сенестопатии.
К этой группе расстройств можно отнести и кожный зуд. Он является предвестником и спутником многих заболеваний (неврозы, органические поражения центральной и ^периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и функций эндокринных органов, болезни почек и крови и др.). Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляются раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении. . Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль.
25
В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Возникает боль как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условнорефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной. Сигнальное значение боли — предупреждение о грозящей опасности.
Сильная боль способна целиком овладеть мыслями и чувствами человека, сосредоточить на себе все его внимание. Она может привести к нарушению сна, различным невротическим реакциям.
Тактика медицинского работника. Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства. В настоящее время в арсенале лекарственных средств большое число анальгетиков. Если медицинская сестра не имеет указания врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство, то она должна пригласить дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль.
Нарушения восприятия. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, акт восприятия может нарушаться. Появляются иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха. Иллюзии разделяют по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.).
К сложным иллюзиям относятся парэйдолии, которые могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых при утомлении. В рисунке ковра, орнаменте обоев и т. д. человек видит страшные головы, причудливые, необычные узоры.
Галлюцинации — восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлюцинации различаются по органам чувств. Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях. При этом >у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении.
Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями. Различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Они возникают при локальных поражениях коры большого мозга в результате сосудистых за-
26
болеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или называют какой-нибудь другой предмет. Большие трудности представляет для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.
У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов: например, нарушается способность узнавать знакомых. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.
При оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т. д.).
Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия (астереогноз) не могут, ощупывая предмет (ключ, ручку, очки и т. д.) с закрытыми глазами, определить его форму, назвать его, с открытыми глазами легко и безошибочно узнают предмет.
При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными, и т. д.
Органические поражения головного мозга, реже интоксикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации. Это очень сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой» . Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко больные заявляют, что они все воспринимают, как через толстое стекло, которое как бы отделяет их от окружающего. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.
Тактика медицинского работника. Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий заключается во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда
27
не следует пытаться разубедить больного и спорить с ним. Если такие нарушения возникли впервые, медицинская сестра должна доложить о них лечащему врачу; если они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций, как правило, связано с развитием психического заболевания, поэтому о наличии их необходимо срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.
Исследование восприятия. В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристику чувств людей, лица которых схематически изображены на рисунках. Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным, собирание жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия.
Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается скрыть их (диссимулировать) , следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.
В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приемов исследования.

Контрольные вопросы
1. Что такое ощущения?
2. Что такое восприятие? Чем оно отличается от ощущения?
3. Что такое представления?
4. Каковы основные виды нарушений ощущений?
5. Назовите нарушения восприятия.
6. Чем отличаются иллюзии от галлюцинаций?
7. Что вы знаете об агнозиях?
8. Что такое боль?
9. Какова тактика медицинского работника при обслуживании больного, страдающего болями?

Ситуационные задачи
1. У больного на фоне высокой температуры тела появилось ощущение легкости, «как бы невесомости» тела; голова кажется ему огромной, занимает почти всю площадь подушки. Назовите болезненное расстройство.
28
2. Очнувшись в палате после операции по поводу ущемленной грыжи, больной почувствовал, что все кругом изменилось: стены другого цвета, комната иной формы, вытянутая, лица соседей по койке кажутся незнакомыми.
Назовите симптом.

ПАМЯТЬ
Память — одно из важнейших свойств психики. Любая форма психической деятельности опирается на память. Память — это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято, пережито или сделано. И. М. Сеченов считал память «основным усилием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития».
Физиологическая основа памяти — система условных рефлексов. Память является общемозговой функцией. В ней участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, все системы связей в головном мозге. Память тесно связана с анализаторами и речью. Благодаря накопленному клиницистами опыту представляется бесспорным большое значение для памяти височных долей головного мозга.
Возможность сохранения и последующего оживления временных связей — необходимая физиологическая основа памяти. Память ассоциативна. Различают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. И. П. Павлов выделил еще ассоциации причинно-следственные. Они имеют в основе своей логическое взаимодействие компонентов и являются переходом к сложным смысловым связям. Последние объединены и обобщены посредством слов в группы и целые системообразования, в которых обобщается наиболее существенное. Это смысловая память.
Путем образования ассоциаций в процессе получения информации происходит запоминание, которое может носить непроизвольный характер. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение, особое физиологическое состояние и др.). Этот способ запоминания имеет определенное положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний.
Основная роль в нашей жизни и деятельности принадлежит, однако, произвольной форме запоминаний. Наиболее характерной чертой произвольного запоминания, кроме волевого акта, является обязательное присутствие мотива, решающей задачи. Для произвольного запоминания
29
используются механический и смысловые способы. Механическое запоминание по своим качествам уступает смысловому: оно не столь прочно; воспроизведение запоминания, полученного с помощью механического способа, затруднено. К механическому запоминанию люди обращаются в том случае, если материал непонятен либо отсутствует желание его усвоить. Преимущество должно быть отдано смысловому способу ввода информации в сознание. При смысловом запоминании ярко выражена необходимость аналитико-синтетического разбора материала. В кибернетике в качестве единицы измерения информации пользуются битом (наименее возможное количество информации). Считается, что человек может в своей памяти закодировать 1015 битов.
Характерный вид активного целенаправленного запоминания — заучивание. В бодрствующей нормальной нервной системе возникает до 3 млрд импульсов в секунду, из них 2 млрд поступает из зрительного анализатора.
В процессе запоминания, как считают, большую роль играет РНК. Ослабление под действием электрического импульса связи одного из ее четырех оснований (аденин, гуанин, аланин, цитизин) способствует замещению его другим белком из фонда клетки и образованию новых РНК, отличающихся одним основанием, и вместе с тем синтезу нового белка. Вновь синтезированный белок обладает способностью реагировать на те же самые импульсы, под действием которых образовалась измененная РНК. При раздражении в результате диссоциации белка происходит выброс медиатора в синаптический аппарат, где нервная клетка сообщается со следующей клеткой цепи нейрона.
Физиологическая основа непроизвольного запоминания — образование временных связей преимущественно на уровне первой, произвольного — на уровне второй сигнальной системы.
Различают два вида сохранения информации в памяти: кратковременный и долговременный. Кратковременная память — сохранение информации от нескольких секунд до 1—2 сут, долговременная — удержание информации многие месяцы и год^я. Механическая кратковременная память имеет большое значение для процессов отбора поступающих в головной мозг сведений из текущей жизни и работы. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет из поступившей информации выбрать именно то, что должно сохраниться в памяти надолго. Без этого
30
физиологического механизма отбора долгосрочная память перегружалась бы постоянно поступающей из окружающего мира информацией, что способствовало бы быстрому истощению ЦНС.
Замечено, что у некоторых лиц номера, фамилии, имена и др. хуже удерживаются в памяти. Это объясняется тем, что запоминание в данном случае почти механическое, а поэтому менее стойкое, а при запоминании нарицательных имен, особенно понятий, имеются более прочные смысловые связи. Если же этому способствуют сильные эмоции и активные стремления, то материал в памяти удерживается лучше.
При заболевании уходит из памяти все второстепенное. Существенное оказывается более прочным, сохраняется полнее и более длительное время. О том, что в мозге почти всегда остаются следы после взаимодействия с предметами, образами и явлениями окружающего мира, свидетельствует тот факт, что даже при несистематическом повторении материала, казалось бы, уже забытое легко восстанавливается в памяти и при подкреплении может сохраняться на протяжении всей жизни.
Процесс сохранения теснейшим образом связан с мышлением: материал систематизируется, отделяется равное от второстепенного, производится анализ и синтез с соответствующими выводами и обобщениями.
Воспроизведение имеет в своей основе процесс активации следов, оставленных в головном мозге человека при отражении им действительности. Воспроизводится именно то, что соответствует установкам человека, потребностям конкретной ситуации. Остальной мнестический материал остается до поры до времени «в кладовых» нашей памяти. Воспроизводится то, что было хорошо закреплено. Способность воспроизведения зависит от состояния организма, в частности психики.
Память в процессе психической зрелости человека совершенствуется. У детей в связи с недостаточной зрелостью ЦНС (слабо развита вторая сигнальная система) воспроизведение в основном непроизвольное. У них еще очень несовершенна словесно-логическая память. Ребенок быстро забывает то, что запомнил, если не повторяет это вновь и вновь. Плохо развито у дошкольников восприятие времени, что затрудняет связывание хранящихся в памяти событий с определенным временем. В результате человек, как правило, не помнит, что было в его жизни до трехлетнего возраста. Эти особенности памяти детей надо учи-
31
тывать медицинскому персоналу, работающему в детских учреждениях.
В развитии памяти большая роль принадлежит второй сигнальной системе. На процесс воспроизведения (репродукции) влияют состояние утомляемости и различные отвлекающие факторы. При гипнозе воспроизведение осуществляется гораздо полнее.
Подобно запоминанию, различают воспроизведение произвольное и непроизвольное. Непроизвольной репродукции может способствовать сравнительно малозначащий факт, штрих (освещение, какой-то звук, сходные ситуации и т. д.). При непроизвольном воспроизведении одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой цепь так или иначе сопряженных с ней других связей. Произвольное воспроизведение имеет в жизни и деятельности человека основное значение. Обязательным является при этом определенный комплекс волевых усилий. Легкость, скорость, точность воспроизведения тесно связаны с рядом факторов: применялся ли смысловой метод запоминания, систематизирован ли был материал, имелись ли положительные эмоции и др.
В психологии часто используется термин «реминисценция» — непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено. В результате реминисценции запечатленные чужие мысли могут восприниматься как свои. Установление факта реминисценции важно при судебно-психиатрической экспертизе случаев плагиата. Скорости воспроизведения (экфорирование) способствует процесс узнавания, тесно связанный с процессом воспроизведения. Процесс узнавания — это объединение по тем или иным признакам непосредственно воспринимаемого в настоящее время с воспринятым ранее, происходит как бы наложение прошлого восприятия на текущее.
Известный писатель А. А. Игнатьев описывает интересный случай. В 27-летнем возрасте он оказался в Париже, где его поразил один дом и особенно чугунная, красивого литья решетка, ограждающая участок около дома. Этот дом и решетка показались ему удивительно знакомыми, ранее неоднократно виденными. Вернувшись домой, он рассказал об этом своим близким и узнал, что в раннем детстве, путешествуя с родителями по Франции, он жил в Париже в этом доме. В последующие годы он забыл об этом путешествии, однако след запечатленного сохранился.
Наиболее важными качествами памяти являются быстрота запоминания, объем усвоенного, прочность со-
32

33
хранения, точность воспроизведения, готовность к экфори-рованию. С возрастом, как правило, отмечается ослабление памяти, причем происходит это за счет уменьшения скорости запоминания и понижения возможности сосредоточить внимание на определенном объекте.
Различают образный и словесно-логический типы памяти. Первый чаще можно наблюдать у деятелей искусства. Смыловая память свойственна ученым. Наиболее часто встречается сочетание этих типов памяти.
Своеобразную форму памяти представляет память эмоциональная, связанная с определенными переживаниями человека. Среди других видов памяти можно отметить зрительную, слуховую (в частности, музыкальную), обонятельную, осязательную, вкусовую. Особый вид представляет собой двигательная память. Высокого уровня совершенства она достигает у балерин и людей, выполняющих сложные физические действия. Без этого вида памяти вообще невозможна целенаправленная деятельность. Перечисленные типы памяти в той или иной степени выраженности имеются у каждого человека.
Нарушения памяти. При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.
Наиболее частые расстройства — гипомнезия, амнезия, и парамнезия — соответственно ослабление, выпадение и ошибки памяти. Кроме того, возможна гипермнезия — повышенная способность к запоминанию (см. схему).
Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям памяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопедического интенсивного обучения.
Гипомнезия встречается при астенических состояниях, возникающих при переутомлении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний. По мере выздоровления память восстанавливается. В пожилом возрасте при выраженном церебральном атеросклерозе и дистрофических нарушениях резко ухудшаются запоминание и сохранение происходящего в данный период. Напротив, события далекого прошлого в памяти сохранены.
Полная амнезия (выпадение из памяти событий, происходящих в какие-либо отрезки времени) наблюдается при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода и др. Различают ретроградную амнезию, когда утрачивается память на события, пред-
34
шествовавшие заболеванию, травме и др., и антероград-ную, когда забывается то, что было после заболевания.
Один из основоположников отечественной психиатрии С. С. Корсаков описал психоз, возникающий при хроническом алкоголизме и названный в его честь корсаковским психозом. Описанный им симптомокомплекс, встречающийся при других заболеваниях, называют корсаковским синдромом. При корсаковском психозе (синдроме) ухудшается запоминание текущих событий. Больной не помнит, кто с ним сегодня беседовал, посещали ли его родные, что он ел за завтраком, не знает имен медицинских работников, постоянно его обслуживающих.
К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — конфабуляции и псевдореминисценции.
При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии памяти может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом, с поражением лобных долей головного мозга.
Пневдореминисценции (искажение воспоминания) отличаются от конфабуляций большей устойчивостью, причем, как о настоящем, больные рассказывают о событиях, которые были, возможно, в далеком прошлом, возможно, они их видели во сне или их никогда не было в жизни больных. Эти болезненные нарушения нередко наблюдаются у больных со старческими психозами.
Гипермнезия наблюдается у больных в состоянии маниакального возбуждения при маниакально-депрессивном психозе и маниакальном состоянии при шизофрении.
Тактика медицинского работника. Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезиями, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушится.
35
Исследование памяти. Память исследуется в процессе беседы и общения с больным. Широкое распространение получила проба представления для запоминания 10 слов. Подсчитывается количество слов, которые испытуемый воспроизвел верно после однократного и многократного произнесения их. Для изучения процессов сохранения в памяти испытуемого просят повторить те же слова через определенные промежутки времени. Для исследования логической или смысловой памяти испытуемого просят пересказать содержание прочитанных рассказов.

Контрольные вопросы
1. Что такое память?
2. Перечислите основные функции памяти.
3. Что такое смысловая память?
4. Назовите виды запоминания.
5. Что лежит в физиологической основе процесса запоминания?
6. Что такое кратковременная и долговременная память?
7. Расскажите об особенностях воспроизведения у детей.
8. Что такое узнавание?
9. Назовите типы памяти.
10. Назовите виды нарушения памяти.
11. Что называется антероградной и ретроградной амнезией?
12. Расскажите о конфабуляциях и псевдореминисценциях.
13. Расскажите об особенностях обслуживания больных с нарушениями памяти.

ВНИМАНИЕ
Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшими условиями любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышенной точности и отчетливости восприятия. Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоянии торможения (И. П. Павлов).
Принято различать внимание произвольное и непроиз-
36
вольное. Онепронзвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека. В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т. д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.
Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных функциональных системах полушарий большого мозга, соответствующих наиболее значительным для человека явлениям окружающего мира. Эти системы обладают поэтому способностью к оптимальной возбудимости. Следовательно, любой слабый, действующий в этом направлении раздражитель возбуждает именно эти системы, что и проявляется в виде активного внимания.
Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных играет спорт.
Среди важнейших черт внимания выделяется концентрация, или сосредоточенность его на ограниченном круге объектов. Количество этих объектов определяет объем внимания. Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта. Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: вследствие слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается при некоторых соматических заболеваниях.
Особенностью внимания является его устойчивость, т. е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте. Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих
37
возбудителей в окружающей среде, в мыслях и переживаниях человека, в его организме (болевые ощущения и т. д.), тем легче сохраняется устойчивость внимания. В связи с этим в целях психогигиены на предприятиях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять всякие отвлекающие факторы.
Расстройства внимания. Ослабление внимания проявляется в невнимательности. Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизи-рованных больных.
Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутринаправ-ленного внимания. Этот тип отмечается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии он характерен для лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. Своеобразное расстройство способности переключения внимания наблюдается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т. д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.
Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой его переключаемостью. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Исследование нарушенного внимания. Ввиду того что качество внимания зависит от многих условий, при его исследовании нужно учитывать: внимание в разных формах деятельности, изменение внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, эмоциональных переживаний и т. д.
Повышенная утомляемость очень часто выражается в снижении внимания. Поэтому важно выявить суточную, недельную или месячную кривую внимания. Следует уста-
38
повить, какие ошибки допускаются больными в работе и когда более всего. Нужно обратить внимание при опросе на допускаемые пропуски в письме, ошибки в счете.
Широкое распространение при исследовании внимания получил корректурный метод. Исследуемому дается текст, в котором в каждой строчке предлагается вычеркнуть одну (иногда две) буквы. Исследование проводится 5—8 мин. Целесообразно проводящему исследование .отмечать в тексте, сколько знаков вычеркнуть. При истечении времени подводят итог — количество правильно выполненных действий и сделанных ошибок. Важно обратить внимание на увеличение ошибок, что свидетельствует о нарастании утомления во времени, истощаемости нервных процессов. Последнее характерно для некоторых больных, страдающих неврозами или органическим заболеванием головного мозга.
Иногда для оценки внимания используется счет. Дается ряд чисел от 1 до 25, в каждом ряду имеются пропуски. Предлагается их заменить и восполнить. Можно исследовать истощаемость по Крепелину, предлагая вычитать от 100 по 7 или 13 с фиксацией времени выполнения задания, ошибок и т. д. Психологи используют различные наборы таблиц.

Контрольные вопросы
1. Что такое внимание?
2. Что является физиологической основой внимания?
3. Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?
4. Перечислите основные свойства внимания.
5. Расскажите о типах невнимательности.
6. Какие типы расстройств переключения внимания наблюдаются в клинике?



--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0