Хозяйство
Страницы прошлого
В истории Русского государства огромную роль всегда играла Волга. Не случайно ее называют «главной улицей России». Как улицы и переулки, к ней стекается целая сеть рек, начинающихся в центральных районах страны. По Волге и Каспию они соединены с Юго-Востоком, включая Кавказ и Среднюю Азию, а по левым ее притокам — с Уралом и далее с Сибирью. Хозяйственная жизнь земель, лежащих по среднему и нижнему течению Волги, издавна неразрывно связана с экономикой всей страны.
Этапы развития производительных сил Поволжья сложны и разнообразны. В XVI— XVII вв. хозяйственное, главным образом земледельческое, освоение и заселение его территории шло под прикрытием городов-крепостей.
Постепенно они превращались в пункты торговли с восточными районами страны и зарубежными государствами и центры различных промыслов. Способствовали они и земледельческому освоению края: на тянувшихся от них в глубь территории оборонительных рубежах создавались небольшие укрепленные «острожки» с постоянным контингентом «служилых людей». А вокруг острожков возникали деревни и села, хутора и слободы, в которых жили землепашцы — выходцы из центральных частей страны. Крестьян сюда целыми селами переводили помещики и монастыри, захватывавшие огромные площади плодородных земель. Волжские берега в то время были также прибежищем и вольных людей, бежавших от крепостнического гнета. Все это способствовало росту земледелия, и к началу XVIII в. Среднее Поволжье стало значительным производителем хлеба. Отсюда зерно по Волге вы-
95
возилось в центральные районы страны, а вверх по Каме — на горнозаводской Урал.
С крепостничеством связано и развитие промышленных производств. На протяжении XVIII в. в Среднем Поволжье возникло много крепостных мануфактур, вырабатывавших по заказам военного ведомства парусину, канаты и сукна. Правительство предоставило помещикам монополию на винокурение, после чего во многих дворянских имениях появились спиртовые заводы, продукция которых также закупалась государством.
Иначе развивалось хозяйство Нижнего Поволжья. Крепостнические отношения сюда почти не распространялись, но они тормозили хозяйственное освоение нижневолжских степей, так как задерживали их заселение. Из-за нехватки рабочих рук лежала нетронутой целина; Земледелие складывалось лишь очагами, преимущественно на правобережье Волги, а в обширных заволжских и прикаспийских степях сохранялось пастбищное скотоводство. На его фоне выделялись рыболовство в низовьях Волги, добыча соли на озере Эльтон, которая велась государством, и сосредоточенная в Астрахани торговля со странами, прилегавшими к Каспийскому морю.
После реформы 1861 г. хозяйство района развивалось по капиталистическому пути, но различия севера и юга продолжали сохраняться. В сельское хозяйство Среднего Поволжья капиталистические отношения внедрялись сравнительно медленно. Здесь сохранялось крупное помещичье землевладение. Крестьянство же было почти обезземелено реформой, и в деревне образовался избыток свободных рабочих рук. За мизерную плату крестьяне батрачили в по-
мещичьих имениях или же искали заработка в «отхожих промыслах» на стороне.
Иным стало и промышленное производство. Большинство принадлежавших помещикам крепостных мануфактур закрылось. Часть их перешла в руки купцов и превратилась в капиталистические предприятия. Это были суконные фабрики, мельницы, кожевенные заводы и т. п. Купцам принадлежало и судоходство, а также вся хлебная торговля.
Напротив, в степных районах капиталистические отношения развивались очень быстро. Сохранившиеся обширные пространства нераспаханных плодородных земель привлекали сюда большое число переселенцев — требовались дешевые рабочие руки. Переселенцы осваивали земли для производства зерна на продажу.
В поисках куска хлеба обезземеленные крестьяне из Центральной Россия, с Украины и Средней Волги ехали «на Самару», как называли тогда в народе поволжские степи. В это время в Покровской слободе и селе Балакове, в городах Хвалынске, Вольске и Сызрани создаются подлинные рабочие рынки, «где собираются тысячи рабочих и куда съезжаются наниматели» *.
На Нижней Волге складывалось торговое зерновое хозяйство. Анализируя процесс его формирования, В. И. Ленин отмечал, что степные окраины были в пореформенную эпоху колонией центральной, давно заселенной Европейской России и что «развитие промышленности в Центральной России и развитие торгового земледелия на окраинах стоят в неразрывной связи,
* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 238.
96
Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС
p01
создают взаимно рынок одно для другого» *. В итоге развитие торгового земледелия вызвало, по меткому выражению В. И. Ленина, «перемещение главного центра производства зерна» из среднечернозем-ных в степные и нижневолжские губернии **.
В новых районах развивалась и самая крупная в России мукомольная промышленность. Рост ее особенно ускорился после того, как Волгу пересекли линии железных дорог, протннувшнхся из центральных районов к Уралу.
Со второй половины XIX в. важной отраслью промышленности Нижнего Поволжья стало лесопиление, призванное удовлетворить спрос горной и нефтяной промышленности Юга на крепежные и строительные лесоматериалы. Лес в плотах поступал по Волге на лесопильные заводы Царицына и Астрахани, а из этих городов отправлялся пиловочник на угольные шахты Донбасса и на нефтяные промыслы Кавказа.
В это время Волга превращается в главный путь движения кавказской нефти. В городах Нижнего Поволжья появились первые небольшие нефтеперегонные заводы, поставляющие свою продукцию речному флоту, а также центральным районам и Украине. Увеличение массовых перевозок нефти, зерна, соли, рыбы и других грузов требовало развития транспорта. При этом расширились судостроение, железнодорожное строительство, а они резко повысили спрос на металл. Производство
* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 253.
** Там же.
его возникло в Царицыне, лежащем на пересечении потоков бакинского мазута и донецкого чугуна.
Таким образом, в то время как на Средней Волге складывалась преимущественно легкая и пищевая промышленность — наследницы крепостных мануфактур, на Нижней, кроме мукомолья, шло становление новой, тяжелой индустрии, приуроченной, однако, к немногим городам. В целом же Поволжье оставалось преимущественно аграрным районом, в котором развивались лишь отдельные крупные торгово-промышленные города. По уровню развития производительных сил оно уступало важнейшим промышленным районам страны — Центру, Донбассу и другим, но опережало многие сельскохозяйственные, такие, как Черноземный Центр и Северный Кавказ.
Бурный рост производительных сил наступил только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Во время гражданской войны рабочим и крестьянам России пришлось вести упорную борьбу с контрреволюцией, чтобы помешать ей отрезать Советскую республику от источников снабжения хлебом и нефтью. Неприступными крепостями на пути врагов революции встали Царицын и Астрахань, оборона которых вписала блестящую главу в историю вооруженной борьбы народов нашей страны за социализм.
Гражданская война сильно подорвала хозяйство района. Хозяйственную разруху еще более увеличили неурожай 1921 г. и вызванный им голод; для преодоления их последствий страна должна была напрячь все силы. Однако уже в те тяжелые годы началась борьба за социалистическую индустриализацию. Идея ее впервые была
97
выдвинута в ленинском плане ГОЭЛРО, в котором Поволжье (в плане оно именовалось Приволжским районом) рассматривалось как будущая житница Центральной России, а также район развитой энергетической, машиностроительной, химической и пищевой промышленности. Здесь намечалось построить тепловые электростанции на местных горючих сланцах и организовать переработку этих полезных ископаемых в целый ряд химических продуктов. Поволжье должно было обеспечить техническое перевооружение сельского хозяйства, водного и железнодорожного транспорта, кавказских и эмбенских нефтяных промыслов. Устанавливая такие перспективы развития хозяйства, план ГОЭЛРО исходил из исключительно благоприятного географического (в плане — «промежуточного») положения Поволжья между «центром будущего перемещения хозяйственной жизни востоком и юго-востоком и центральным и Донецким районами» *.
В начале периода социалистической реконструкции народного хозяйства СССР строительство на севере и юге Поволжья шло несколько отличными путями. Перед Средней Волгой выдвигалась задача развивать преимущественно сельское хозяйство и связанную с ним пищевую и легкую промышленность. Эта часть района, хорошо обеспеченная транспортными связями с близлежащими центральными районами, рассматривалась как их продовольственная база. Напротив, на Нижней Волге должно было более быстро развиваться машиностроение, особенно сельскохозяйственное
99
• «План ГОЭЛРО», изд. II, стр. 475, 477-478.
и транспортное, кроме того, район должен был превратиться в одну из баз хлебного экспорта. Для вывоза хлеба намечалось по* строить Волго-Донской канал, который предполагалось ввести в строй уже на рубеже 20-х и 30-х годов.
В несколько измененном виде эти планы были реализованы в годы первых пятилеток. Пришедшие на смену единоличным крестьянским хозяйствам крупные колхозы и совхозы сумели освоить большие пространства целинных степей и превратить Поволжье в одну из важнейших житниц страны. Тракторный и другие машиностроительные заводы обеспечили сельское хозяйство могучей техникой. Новые судостроительные заводы оснастили волжский флот танкерами и другими специализированными судами, что позволило увеличить транзитные перевозки кавказских нефтепродуктов, донецкого угля, хлеба, леса, соли и других массовых грузов. Из намечаемых планами мероприятий пришлось отложить строительство Волго-Донского канала — он был создан лишь в начале 50-х годов.
Новые хозяйственные задачи наметились незадолго до Отечественной войны. Для дальнейшего укрепления экономической мощи страны необходимо было позаботиться о более рациональном размещении производительных сил и прежде всего создать в восточных районах предприятия-дублеры, профиль которых был бы аналогичен профилю крупных предприятий, построенных в центральных районах в годы первых пятилеток. Это касалось прежде всего машиностроительных, нефтеперерабатывающих и химических заводов. Географическая близость к Центру, удаленность от границ и выгодное транспортное положе-
ние благоприятствовали размещению в По волжье таких предприятий-дублеров. Во второй половине 30-х годов в нем были построены нефтеперерабатывающие, станкостроительные, подшипниковые и другие заводы. Они сильно увеличили промышленное значение района, а во время войны стали базой размещения большого числа предприятий, эвакуированных из прифронтовой полосы.
В 1942—1943 гг. часть территории Нижнего Поволжья стала ареной ожесточенной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, плацдармом их разгрома. Конечно, хозяйству района, лежащего между Волгой и Доном, был нанесен очень большой урон, но его последствия были быстро ликвидированы с помощью всей страны. Уже к 1950 г. выпуск промышленной продукции в Волгограде превысил довоенный уровень. В целом же в годы Отечественной войны производительные силы Поволжья продолжали быстро развиваться. По машиностроению, например, оно вошло в ряд ведущих районов страны. Сильно изменилась и нефтяная промышленность. До войны здесь только началась добыча нефти. Разведка военных лет резко увеличила ее запасы. Добыча и переработка нефти возросли в несколько раз, обеспечивая наряду с Кавказом снабжение фронта и тыла горючими и смазочными материалами.
<Рост экономики
После войны производительные силы района получили еще более мощный размах. Поволжье становится ареной решепия важнейших общесоюзных задач. Так, решение проблемы повышения энерговооруженно-
100
сти народного хозяйства страны и создание Единой энергетической системы Европейской части СССР стало возможно только на базе освоения гидроэнергетических ресурсов Волги. Построенные на ней сверхмощные гидравлические электростанции, прежде всего ГЭС имени В. И. Ленина и имени XXII съезда КПСС, соединенные линиями высоковольтных электропередач с энергетическими системами Центра, Урала и Юга, стали главным связующим звеном этой объединенной энергосистемы. Дешевая электрическая энергия явилась в свою очередь важнейшей движущей силой дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства.
Огромную роль в масштабе всей страны стала играть нефтяная промышленность Поволжья. Переломный этап ее развития — середина 50-х годов, когда были наконец открыты богатейшие месторождения нефти в Татарской АССР и Куйбышевской области и крупные запасы природного газа в Саратовской и Волгоградской. С этого момента Поволжье превратилось в главную базу добычи и переработки нефти в страпе и в межрайонного поставщика голубого топлива.
В курсе на химизацию нашего народного хозяйства Поволжье играет исключительную роль — в ней формируется основная база химической промышленности страны. Большая химия района опирается на богатейшие ресурсы нефти и газа, серы, различных солей, сланцев и т. д.
Энергетика, нефтяная, газовая и химическая промышленность усилили развитие машиностроения. Появились его новые отрасли, обеспечивающие иефтегазохимию самым сложным оборудованием, сформировались самые «верхние этажи» машиностроительной промышленности, включая приборостроение.
Еще отчетливее выявилось значение района как одной из ведущих зерново-жи-вотноводческих баз и важного звена единой транспортной системы Советской страны.
Совсем иной, чем прежде, стала, таким образом, роль Поволжья в народном хозяйстве страны. По сравнению с дореволюционным уровнем валовая продукция его крупной промышленности выросла более чем в 100 раз, она дает до 75% добываемой в СССР нефти, значительную часть всех вырабатываемых в стране нефтепродуктов. По производству электроэнергии этот район уступает в РСФСР только одному Уралу. Здесь заготавливается больше зерна, чем в любом из экономических районов Российской Федерации. По продаже государству семян подсолнечника Поволжье занимает третье место в стране (после Украины и Северного Кавказа) и выступает как один из главных в СССР поставщиков мяса, шерсти, овощей и бахчевых культур. Хозяйство района почти целиком опирается на свои топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что очень благоприятно для его дальнейшего развития и скорейшего выполнения главной экономической задачи — построения материально-технической базы коммунизма.
<<<---