RSS Выход Мой профиль
 

Роспись по дереву Махмутова Х.И.| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ «ОРНАМЕНТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЦВЕТ В РОСПИСИ»

 

 

Вводное занятие
К
раткие сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных учащимися в предыдущие годы в кружке. Показ слайдов, репродукций и диафильмов о народном искусстве. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в современном интерьере. Знакомство с кабинетом и его оборудованием. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву. Правила техники безопасности. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы в кружке и его режимом. Организационные вопросы.
На первом занятии кружка преподаватель знакомит кружковцев с историей росписи по дереву в России, с основными направлениями развития этого вида декоративно-прикладного искусства, характерными особенностями, присущими известным центрам росписи. Преподавателю надо так построить свою беседу с ребятами, чтобы суметь заинтересовать их, показать красоту народного творчества, дать первый импульс на пути самостоятельного творчества.
Рассказ можно начать с того, что искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встретились бы расписные изделия. Росписью украшают посуду, игрушки, мебель, дома. Наиболее известны росписи Поволжья, знаменитый Городец, Семенов, архангельские и вологодские росписи, своеобразная роспись Карелии, северодвинская и пер-могорская росписи, роспись Великого Устюга. Не менее известны теперь росписи Урала и Приуралья. Именно там найдены великолепные по своему колористическому и композиционному решению росписи жилых помещений: ставен, наличников, ворот, карнизов, стен и потолков. Рассказы о крупных центрах народной живописи надо обязательно сопровождать показом иллюстраций, открыток с видами характерных росписей. Далее ребятам следует объяснить, что для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое (т. е. свободное кистевое письмо).
В начале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделий черной краской, а. затем раскрашивал нанесенные детали разными красками, т. е. как бы заливал краской намеченные контуры. Роспись, отнесенная учеными к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Эта роспись, распространенная на огромной территории нашей страны, несмотря на ряд обших черт, очень разнообразна не только по композиционному решению, но и по сочетанию графики в рисунке и цвету. Представление о ней дадут слайды, открытки, показанные руководителем во время рассказа.
Графическая манера. письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относят росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Нижней Тоймы, пичугскую и ракуловскую росписи. Этим своеобразным школам присущи общие черты народной росписи в построении композиций, в цветовом решении, в орнаментальной трактовке.
Другое направление в росписи по дереву — кистевое. Широко известны своеобразные и оригинальные росписи старинных русских центров — Хохломы и Городца.
С первых дней Советской власти Советское правительство и лично В. И. Ленин предприняли ряд мер для восстановления народных художественных промыслов.
В программе партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 года, говорилось: «По отношению к кустарной и мелкой промышленности необходимо широкое использование ее путем дачи государственных заказов кустарям; включение кустарной и мелкой промышленности в общий план снабжения сырьем и топливом, а также ее финансовая поддержка, при условии объединения отдельных кустарей, кустарных артелей, производительных кооперативов и мелких предприятий в более крупные производительные и промышленные единицы»1.
На занятиях в кружке ребята будут изучать приемы росписи Хохломы и Городца, и поэтому руководитель обращает внимание кружковцев именно на эти два промысла. В конце XIX — начале XX века хохломской промысел пришел в упадок, так как в это время резко снизился спрос на деревянную расписную посуду в связи с появлением на рынке дешевой фабричной. После победы Великой Октябрьской социалистической революции положение сразу изменилось.
Великая Отечественная война приостановила все начинания на промысле. Мастера уходили на фронт. В те тяжелые годы Советское правительство вновь оказало хохломскому промыслу огромную помощь.
В первой беседе с ребятами необходимо рассказать о таких мастерах народных художественных промыслов, как А. Г. Подогов, А. М. Серов, С. С. Юзиков, И. Е. Тюкалов. С их именами связаны замечательные страницы истории хохломского промысла. Война унесла жизни этих талантливых художников.
_______________
1 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.— М., 1970.— Т. 2.— С. 50. ф

В послевоенные годы хохломской промысел продолжал существовать в селе Семнно и в городе Семенове (Горьков-ская область). Артели хохломской росписи выросли в большие предприятия. Например, артель «Кустарь-художник» в г. Семенове переросла в большое художественное объединение «Хохломская роспись». Рассказывая об этом объединении, необходимо назвать ведущих художников, показать слайды, открытки с видами их работ. Много талантливых художников работает в объединении, среди них Н. И. Иванов, Н. В. Морозова, Е. Н. Доспалова, Н. И. Сальникова и др.
В Ковернйнском районе, в селе Семино из артели образовалась фабрика «Хохломской художник». На фабрике работают прекрасные мастера росписи: О. П. Лушина, Е. В. Моей на, О. Н. Веселова, А. С. Карпова, А. Т. Бусова, которые являются наставниками молодежи. Ребятам надо рассказать о творческом пути этих мастеров.
В сегодняшнем промысле изменилась не только сама роспись, но и принцип работы над изделием в целом. Если раньше токари, вытачивающие изделие, художники, занимающиеся росписью, никогда не работали совместно, то теперь художник и токарь создают произведение вместе: продумывают форму будущего изделия, решают сообща пропорциональные членения и места конструктивных линий. Созданное в тесном содружестве изделие бывает всегда лаконично по форме и по украшающему его орнаменту.
Роспись Городца также знала время расцвета и упадка. Городецкая роспись зазвучала совсем по-новому в советское время. В росписи стали появляться новые сюжеты, которые воплощались уже на новых формах изделий. Внедрению новых форм способствовало появление нового поколения молодых художников, учившихся у таких старых мастеров, как Аристарх Евстафьевич Коновалов. Свой опыт и знания он отдавал делу воспитания молодежи. Неутомимый труженик, энтузиаст городецкой росписи, талантливый художник внес большой вклад в дело восстановления традиционного письма в Городце, которое постепенно исчезало. Именно "ему в большей степени обязана городецкая роспись своим вторым рождением, так как в самые тяжелые времена он пришел на помощь промыслу и не дал погибнуть Городецкому письму. В эти годы в г. Семенове в профтехшколе открылось отделение городецкой росписи, где А. Е. Коновалов вел практические занятия с мастерами и молодыми художниками. Об этом мастере городецкой росписи следует рассказать ребятам более подробно. Ведь именно он составил первые учебные пособия по основам городецкой росписи и композиционным принципам построения изделий. Позже этот талантливый мастер, потомственный художник стал художественным руководителем созданной в Городце фабрики «Городецкая роспись». Его ученики — ведущие художники промысла — составляют ядро творческого коллектива фабрики.

На фабрике много делается для сохранения традиций народного городецкого промысла, постоянно ведется работа по поиску новых форм изделий, создан учебно-методический фонд, включающий альбомы, фотографии и зарисовки городецких изделий из различных музейных собраний страны.
Краткие сведения по цветоведению
Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Ахроматический и хроматический цвета. Насыщенность цвета. Светлота. Основные и дополнительные, родственные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его значение в произведении. Физическое, эмоциональное, психологическое и символическое значение цвета.
Практическая работа. Основные цвета. Выкраска основных цветов. Родственные цвета. Прямоугольники, нарисованные на бумаге под выкраской с основными цветами, закрашиваются родственными цветами. Дополнительные цвета. Рядом с фигурами, заполненными основными цветами, помещаются прямоугольники, закрашенные дополнительными цветами. Если, например, один прямоугольник заливается синим цветом, то рядом размещается прямоугольник желтого цвета и т. д.
Задание для самостоятельной работы. Привести примеры цветового контраста.
С основными законами цветоведения дети познакомились в начальной школе. Изучая в кружке цвет и основы цветоведения, они дополняют полученные ранее знания, расширяют пред-, ставление о цвете, учатся на практике применять эти знания. На занятии по цветоведению в беседе с ребятами руководитель напоминает им, что наука о цвете существует с древнейших времен.
Первым пытался объяснить происхождение цвета и связанные с ним цветовые явления величайший ученый Греции Аристотель, живший в IV веке до н. э. Леонардо да Винчи, выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения, глубоко анализируя происхождение и свойства цвета, создал «Трактат о живописи», который по сведениям, содержащимся в нем, актуален и сейчас. Научные аспекты явлений восприятия цвета занимали и немецкого поэта Гете, который на основании проведенных наблюдений написал свой знаменитый труд «Теория цвета». Проблемы возникновения цвета волновали и нашего соотечественника — Михаила Васильевича Ломоносова, посвятившего многие свои труды их разрешению. Многие ученые занимались изучением цветовых явлений, но наука о цвете получила развитие только тогда, когда ее законы стали связывать с деятельностью головного мозга. Именно мозг, по мнению ученых, отвечает за проявление тех или иных ощущений, в том числе связанных с цветом. В науке о цвете восприятие цвета мозгом имеет свое обозначение и называется цветовым ответом.

Принято считать, что человек способен воспринимать цвет в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом. Не будет лишним, если руководитель более подробно остановится на занятиях на свойствах цвета, так как вся последующа^ деятельность ребят в кружке будет непосредственно связана с цветовыми явлениями.
Лучше начать с изучения физических свойств цвета, которые определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. На этом занятии рассматривается вопрос о восприятии организмом человека цвета в физическом смысле. Цвет в повседневной жизни воспринимается нами как свойства материалов, которые мы оцениваем только при определенном освещении. Не освещенный светом предмет не будет нами восприниматься как предмет, обладающий определенными свойствами. Ведь мы его не увидим и, следовательно, не сможем оценить его цветовых качеств. Но на видимый цвет предметов оказывает влияние само окружающее пространство, которое, несмотря на кажущуюся прозрачность, содержит массу мельчайших частиц пыли, влаги, которые-то и создают главные препятствия цвету. Руководителю необходимо подтверждать свой рассказ примерами из окружающей жизни. Например, красные, оранжевые и желтые лучи проходят через эти преграды свободно, не изменяясь, а фиолетовые и синие цвета отражаются, рассеиваясь во все стороны. Вот почему цвет предмета, удаленного от зрителя на большое расстояние, приобретает оттенок синевы. Обычно ребята сами подсказывают примеры: лес, удаленный от наблюдателя, кажется всегда синеватым и т. д.
В процессе беседы ребята узнают, что цвет многих предметов мы определяем по их способности отражать падающий на них свет, а свет, попадая в наши глаза, проходя сложный путь через хрусталик глаза, сетчатку, два слоя нервных клеток, и создает ощущение цвета.
Световые волны сами по себе не цветные. Но цвет воспринимается разным, так как световые волны, создающие ощущение различных цветов, бывают разной длины. Красные, желтые и их производные цвета — это всего лишь длинные световые волны, а синие и фиолетовые — короткие. Эти сведения (только в более подробном изложении) дети узнают на уроках физики в старших классах, но, если физические свойства цвета будут изучаться уже в кружке, это поможет ребятам в будущем и не только в учебе при изучении законов физики. Изучая свойства цвета, нельзя обойти стороной свойства белого цвета, который воспринимается, особенно младшими школьниками, как бесцветный. Необходимо объяснить им, что белый цвет, как и все остальные цвета, тоже существует в природе, но он состоит из многих составных компонентов. Например, солнечный свет мы воспринимаем как белый, но ведь он имеет очень сложный состав цветов и получается при смешении всех цветовых волн. Это нетрудно обнаружить, пропустив луч света через стеклянную призму. При этом белый цвет разложится на ряд составляющих цветов, постепенно переходящих один в другой. Эти цвета, включенные в состав белого цвета, называют спектром. Спектр можно наблюдать и в естественных условиях (радуга, которая является результатом преломления и отражения солнечных лучей в каплях дождя, рассеянных в воздухе). В лабораторных условиях в зависимости от специального оборудования получают спектр больших или меньших размеров. При этом неизменны-


Рис 3. Цветовой спектр

ми остаются последовательность цветов и их переходов (всегда один конец спектра включает фиолетовые цвета, а другой — красные). Таким образом, цвета в спектре располагаются в строгой последовательности — от самых длинных цветовых волн до самых коротких. Для большей наглядности необходимо показать ребятам цветовой спектр на бумаге, который можно расположить и в круге (рис. 3). В спектр входят красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета.
Цвета, которые можно охарактеризовать цветовым тоном, относят к хроматическим цветам. Ахроматические цвета — черный и белый.
Но цвет нам представляется всегда разным и не только по тону, но и по насыщенности и светлоте. Термином «насыщенность» определяют степень отличия хроматического цвета от ахроматического при одинаковой светлоте. Светлоту, относящуюся к свойствам цвета, определить нетрудно. Все цвета без труда можно разделить на светлые и темные. Так, желтый, розовый, голубой — светлые цвета, а синий, фиолетовый — темные. Рассматривая свойства цвета, нельзя не обратить внимание кружковцев на то, что в цветоведении существуют два метода смешения цветов — оптический и механический. Почти все краски (за исключением основных, которые воспринимаются чистыми, а не как смеси) получаются за счет смешения. Смешение красок на палитре называют механическим. А оптическое смешение цветов происходит при слиянии цветов, нанесенных на поверхность диска при быстром его вращении. Как правило, результаты оптического и механического смешения бывают различны. Например, механическое смешение оранжевой и синей краски приведет к образованию грязного зеленого цвета. А при оптическом смешении этих цветов получится серый цвет. Цвета, образующие при оптическом смешении ахроматический цвет, называют дополнительными.

Кружковцы в этом легко могут убедиться, проведя соединяющие линии через весь спектр между двумя противолежащими цветами. Так, у желтого цвета дополнительный — фиолетовый, у оранжевого — синий. Знание дополнительных цветов пригодится ребятам в кружке при создании эскизов будущего изделия, так как у дополнительных цветов есть своя особенность: находясь рядом, они как бы зрительно усиливают насыщенность, яркость и звучность основных цветов. Например, локальный зеленый цвет будет казаться ярче, если рядом расположить красный цвет. Это явление художники используют в своих произведениях в том случае, когда необходимо цветом усилить какой-либо элемент в работе.
Для того чтобы самим понять различные особенности цветов, ребята на следующем этапе рисуют на листе бумаги (или в альбоме) несколько прямоугольников, которые заполняются основными цветами: красным, желтым, синим. Под каждым прямоугольником ребята рисуют такой же, но заполняют его дополнительными цветами. Чередование рассказа преподавателя с практическими занятиями кружковцев позволит им переключить внимание, сосредоточиться на работе с карандашом и красками. Даже очень интересный рассказ может утомить ребенка, ослабить его внимание. Поэтому рекомендуется сопровождать объяснение демонстрацией ярких, наглядных примеров.
На этом занятии ребята знакомятся с родственными цветами. Родственными цвету будут являться цвета, расположенные как слева, так и справа от него. К родственным цветам относятся желтый — оранжевый, синий — зеленый. Следует учитывать, что при близком расположении родственных цветов происходит уменьшение их насыщенности. Для примера можно показать ребятам сочетания родственных цветов на работах хохломских мастеров.
Практическая работа на этом этапе выполняется в той же последовательности, что и с дополнительными цветами. Сначала прямоугольники закрашиваются основными цветами, а затем рядом располагаются прямоугольники с родственными цветами.
Для школьников младшего возраста можно облегчить задачу: не заливать прямоугольники основными цветами, а заранее заготовить прямоугольники нужного цвета из цветной бумаги и применять краски только при подборе родственных или дополнительных цветов. Этот метод позволит им работать быстрее, не отставая от старших товарищей.
Один из важных законов цветоведения — закон контраста. О нем необходимо рассказать на этом занятии. Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: темный предмет смотрится отчетливее, если его расположить на светлом фоне, и, наоборот, светлый предмет лучше заметен на темном фоне. Чем больше различие между темным и светлым, тем резче выступают предметы. Это 'несложно, и ребята сами смогут подсказать примеры из окружающей жизни.
Более подробно на этом занятии необходимо остановиться на изучении цветового контраста. Сущность цветового контраста состоит во взаимном влиянии двух хроматических цветов друг на друга по цветовому тону. Цвет одного предмета всегда влияет на цвет другого предмета, стоящего рядом, и изменяет его в сторону дополнительного цвета. Если светлотный контраст понятен ребятам даже без показа образцов, то цветовой контраст, или, как его еще называют, хроматический,— более сложное явление. Например, на зеленом фоне орнамент серого цвета имеет красноватый оттенок. Происходит это от того, что ахроматический (т. е. нейтральный) цвет, расположенный на цветном фоне, приобретает контрастный оттенок по отношению к фону. Поэтому на орнаменте серого цвета — красноватый оттенок, так как красный цвет — дополнительный зеленому. На желтом фоне ахроматический цвет воспринимается с фиолетовым оттенком, так как дополнительный желтому цвету — фиолетовый. Примеров может быть множество, и ребята сами называют их, предварительно найдя результат на своих рабочих листах с вы-красками. Наличие светлотного и цветового контрастов в одном произведении, делает элементы композиции выпуклыми, особенно заметными и четко выделяющимися на границах соприкасающихся предметов или плоскостей. Такой контраст называется краевым.
Эмоционально-психологический фактор влияния цвета на человека не менее важен, чем физический. После изучения физических свойств цвета руководитель кружка обращает внимание ребят на эмоционально-психологические особенности восприятия цвета человеком.
Необходимо построить беседу так, чтобы ребята сами захотели дополнить, подсказать примеры из окружающей их жизни. Можно показать им лист бумаги голубого цвета и попросить ответить на вопрос: какой предмет ассоциативно связан с этим цветом? Наверняка, у всех голубой цвет ассоциируется с морем. Красный цвет многие воспримут как цвет огня, крови и т. п. Цвета могут оказывать на человека возбуждающее, успокаивающее, даже угнетающее действие. Человек воспринимает цвета как радостные, печальные, теплые или холодные. К теплым цветам относятся красный, оранжевый, желтый, ассоциативно связанные с цветом солнца. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего истинного расположения. Так, сочный красный цвет всегда будет доминировать над зеленым и синим цветами. А синий, фиолетовый цвета и их производные называются холодными цветами. Холодные цвета связываются с представлениями о дали, кажутся удаленными.
Рассказывая о теплых и холодных цветах, руководитель может вновь обратиться к контрастности, так как теплые и холодные цвета противоположны в живописном отношении друг к другу и, находясь в произведении рядом, всегда создают видимость контраста. Холодный цвет рядом с теплым будет казаться намного звучнее, так же как и теплый цвет в окружении холодных. Применяя цветовой контраст теплых и холодных цветов, можно достичь очень интересных эффектов. Поэтому можно посоветовать ребятам использовать в своих работах приемы взаимодействия этих цветов для создания большей выразительности всего изделия. Если взять, например, теплый цвет (желтый), а рядом положить цвет с меньшим проявлением теплоты (желто-зеленый), то желтый цвет будет восприниматься как холодный. Если в холодный цвет добавить теплого, то его цветовой тон изменится и он станет теплее.
Можно предложить ребятам самим провести такие опыты на бумаге.
На последнем этапе изучения основ цветоведения руководитель объясняет символическое значение цвета. У каждого народа существуют свои, связанные с тем или иным цветом, символы.


--->>>

 

Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0