V. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ И РАБОЧИЕ ПЕСНИ
XIX —НАЧАЛА XX ВЕКА
Данный раздел объединяет избранные рабочие и революционные песни XIX — начала XX века- Песни расположены в хронологической последовательности, от декабристской эпохи до эпохи массового рабочего движения включительно.
Автографов или первопечатных авторских текстов многие революционные песни не имеют, поэтому печатаются они по текстам подпольных изданий.
1. «Царь наш, немец прусский».— Одна из ранних революционных песен декабристской эпохи. Авторство этой песни советскими исследователями приписывается поэтам-декабристам К. Ф. Рылееву и А. А. Бестужеву. В первый раз была опубликована Герценом в «Полярной звезде», 1859, кн. V. Царь наш — Александр I. Князь Волконский П. М.— начальник генерального штаба при Александре I.
2. «Ах, где те острова» — сатирическая песня декабристской эпохи. Авторство приписывается К. Ф. Рылееву, и А. А. Бестужеву. В первый раз была опубликована Герценом единым и слитным текстом со следующей песней «Ты скажи, говори» («Полярная звезда», 1859, кн. V). «Pucelle»—антицерковная поэма Вольтера «Орлеанская девственница». Бестужев-драгун — поэт-декабрист А. А. Бестужев. Князь-чудодей — брат Александра I цесаревич Константин. Танта — прозвище в литературных кругах тетки жены писателя-реакционера Ф. В. Булгарияа. Мордвинов Н. С.— государственный и общественный деятель с прогрессивными тенденциями. Магницкий М. Л.— реакционер и мракобес. Греч Н. И.— журналист, в момент написания песен еще близкий к прогрессивным «ругам, позднее ставший реакционером. В песне дан намек на то, что Греч был в 1821 г. якобы выпорот в тайной полиции. Сперанский М. М.— видный государственный деятель александровского времени, автор проекта! государственных преобразований. Измайлов А/ Е.— поэт и беллетрист.
3. «Ты скажи, говори».— В песне речь идет о дворцовых пере воротах при воцарении Екатерины II и Александра I. В рукописных списках и сборниках она часто состазляла одно целое с песней «Ах, где те острова», с которой ее тесно связывает общий размер и строфика. Авторство приписывается К. Ф. Рылееву и А. А. Бестужеву.
4. «Отечество наше страдает».— Автор песни — поэт и драматург П. А. Катенин (1792—1853). Данный неполный текст песни сохранился только в воспоминаниях Ф. Ф. Вигеля, который слышал ее в 1820 г. в среде передовых офицеров («Записки», т. II, М. 1928, стр. 159). Эту песню пели декабристы и в сибирской ссылке.
5. «Ах, тошно мне».— Одна из лучших пропагандистских песен К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева. Копия ее была приложена Рылеевым к его показаниям. Впервые песня была опубликована Герценом («Полярная звезда», 1859, кн. V).
6. «Уж как шел кузнец» — агитационная песня декабристской эпохи, образность и стиль которой восходит к народным святочным («подблюдным») песням. А. А. Бестужев в своих показаниях па следствии по делу декабристов признал себя единственным автором таких «подблюдных» песен («Восстание декабристов», т. I, стр. 458). Опубликованная впервые Огаревым («Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861), песня «Уж как шел кузнец» до недавнего времени была единственной известной из «подблюдных» песен декабристской эпохи. Лишь в 1950 г. были разысканы тексты других «подблюдных» песен того времени, представляющих собою, вместе с песней «Уж как шел кузнец», целый цикл, объединенный общим агитационным содержанием и стилем.
7. 8, 9, 10, 1 Г, 12. «Слава богу на небе, а свободе на сей земле», «Вдоль Фонтанки-реки», «Как идет мужик», «Сей, Маша, мучицу, пеки пироги», «Уж как на небе две радуги», «Уж вы вейте веревки» — «подблюдные» песни, найденные в 1950 г. в архиве Вяземских, вместе с текстом опубликованной ранее песни «Уж как шел кузнец» (Государственный литературный архив, ф. 195, ед. хр. 5612, лл. 90—100 об.). Текст песни «Вдоль Фонтанки-реки» был найден в 1950 г. также в деле братьев Критских. В это же время трудно поддающийся прочтению текст был разобран в следственном деле декабриста М. И. Му-равьева-Апостола («Восстание декабристов»», т. 9, 1950, стр. 262). Печатаются по книге «Декабристы», 1951, стр. 672.
13. «Подгуляла я».— Название этой песни упоминается в следственных материалах по делу декабристов. Ее неполный текст был опубликован Огаревым («Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861). Полный, печатаемый здесь текст этой песни был разобран © 1950 г. в следственном деле декабриста М. И. Муравьеван Апостола («Восстание декабристов», 1950, т. 9, стр. 263).
14. «Что не ветр шумит во сыром бору».— Автор песни.— де-
676
даСрист М. А. Бестужев, который создал ее в сибирской ссылке в 1830 г. Впервые была напечатана в журнале «Былое», 1907, № VII! Песня посвящена восстанию Черниговского полка под руководством декабриста С. И. Муравьева-Апостола.
15. «Не слышно шуму городского».— Автор песни Ф. Н. Глинка (альманах «Венера», 1831р. В 60—70 гг. она печаталась в нелегальных заграничных изданиях (см., например, «Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861, отд. I, стр. 255). Народный вариант (записано А. М. Новиковой в . 1918 г. в Московской области).
16. «Русский император в вечность отошел».— Автор песни — В. И. Соколовский (1808—1839), поэт, друг Герцена и Огарева, погибший в царской ссылке. В песне в сатирическом плане изображена смерть Александра I, после которой претендентом на царский престол некоторое время считался брат его Константин. В 1834 г. за исполнение ее и других запретных песен были арестованы Герцен, Огарев и ряд их друзей (А. И. Герцен, Собр. соч. в тридцати томах, М. 1956, т. VIII, стр. 203—204).
17. «По чувствам братья мы с тобой».— До недавнего времени песня приписывалась поэту-декабристу К. Ф. Рылееву. В настоящее время советским литературоведением установлено, что ее подлинным автором является А. Н. Плещеев (1846) (см. «Лит. наследство», т. 59, 1954, I, Е. Г. Бушканц, «Мнимое стихотворение Рылеева»). Песня была широко распространена среди русской демократической интеллигенции. Так, например, согласно воспоминаниям А. И. Улья-повой-Елизаровой, ее знал и любил отец В. И. Ленина—И. Н. Ульянов (А. И. Ульянова-Елизарова, «Воспоминания об Александре Ильиче Ульянове», М. 1930, стр. 65—66).
18. «Вперед без страха и сомненья» — стихотворение А. Н. Плещеева («Стихотворения А. Плещеева», СПБ. 1846), бытовавшее среди русского студенчества и демократической интеллигенции в 60— 70-х гг. XIX в. как популярная песня. Авторский текст.
19. «Медленно движется время» — стихотворение И.С.Никитина, («Русская беседа», 1858, кн. X), которое стало популярной песней в среде демократической интеллигенции. Авторский текст.
20. «На старом кургане» — отрывок из стихотворения И. С. Никитина «Хозяин» («Время», 1861, кн. XI), получивший известность в качестве популярной песни. Авторский текст.
21. «Как четвертого числа».— Автор песни — Л. Н. Толстой, написавший ее во время севастопольской обороны (1854—1855). Конкретным поводом для создания этой песни было сражение на реке Черной 4 августа 1855 г. В содержании ее отражены оппозиционные настроения солдатских масс и передового офицерства севастопольской армии по отношению к бездарным командирам. Песня была очень популярна до конца XIX в. Авторский текст, извлеченный из сводного текста (Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, М.—Л. 1932, т. IV, стр. 307—308).
22. «Время пролетело» — стихотворение Э. И. Тубера (1814 — 1847) «Новгород» из его поэмы «Антоний» («Сочинения Э. И. Губера», СПБ. 1859, ч. И, стр. 288—299), которое пользовалось песенной известностью в среде демократической интеллигенции 60—70-х гг. Песенный вариант (И. Н. Розанов, «Русские песни», М. 1952, стр. 225—226).
23. «Долго нас помещики душили»— агитационная песня эпохи 60-х гг. Приписывается В. С. Курочкину (1831—1875). Впервые была опубликована Герценом («Колокол», 1866, от 15 января).
24. «Ах ты, сукин сын, проклятый становой»— агитационная песня эпохи 60-х гг. Автор не установлен. Впервые была напечатана в сборнике Герцена и Огарева «Свободные русские песни», 1863, стр. 37—38.
25. «Полоса ль ты моя, полоса»— стихотворение Вс. Крестовского («Стихи Всеволода Крестовского», т. I, СПБ. 1862), ставшее популярной революционной песней. Песенный вариант (записано А. М. Новиковой в 1918 г. в Московской области).
26. «Укажи мне такую обитель — часть известного стихотворения Н. А^Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (1858), ставшая популярной песней русской революционной интеллигенции с 60-х гг. XIX в. Песенный вариант («Песни каторги и ссылки», 1930, стр. 52).
27. «Стой, ямщик! жара несносная»— стихотворение Н. А. Некрасова «Песня Еремушке» («Современник», 1859, № 9), известное в эпоху 60-х гг. в качестве популярной агитационной песни. Авторский текст.
28. «Из стен тюрьмы, из стен неволи» — стихотворение создано коллективом студентов, которые осенью 1861 г., после студенческих волнений, были заключены в Петропавловскую крепость. Оно было обращено к поэту М. Л. Михайлову, тацже находившемуся в это время в Петропавловской крепости. Текст впервые напечатан Герценом в «Колоколе» (1862, прибавление к л. 19—20).
29. «Крепко, дружно вас в объятья»— поэтический ответ М. Л. Михайлова его «соседям по камере», заключенным в 1861 г. студентам («Колокол», 1862, прибавление к л. 19—20). Стихотворение стало популярной революционной песней, которая была известна под названием «Последнее прости». Авторский текст.
30. «Вечный враг всего живого» — стихотворение М. Л. Михайлова «Памяти Добролюбова», которое пользовалось песенной известностью в среде студенчества и участников революционного движения в 60—70-е гг. Песенный вариант («Первый сборник революционных песен, гармонизованных А. Д. Г.», без года издания, эпохи революции 1905 г.).
31. «Как дело измени»— стихотворение «Слушай!» («Современник», 1854, № 2) И. И. Гольц-Миллера (1842—1871), участника революционного движения 60-х гг. Одна из наиболее популярных революционных песен эпохи 60-х гг. Авторский текст.
32. «Не плачьте над трупами павших борцов»— стихотворение И. М. Пальмина (1841—1891), демократического поэта, участника студенческих волнений 1861 года («Искра». 1865, № 11). Оно приобрело затем песенную известность. Авторский текст.
33. «Смело, друзья, не теряйте—> Песня приписывается М. Л. Михайлову. В подпольных рукописных сборниках появилась в 1866 г. В 70-е гг. эта песня стала очень популярным «народовольческим маршем». Общеизвестный песенный вариант.
34. «Славься, свобода и честный наш труд».— Песня была создана студенческим коллективом в 1861 г. в Петропавловской крепости. По свидетельству Л. Пантелеева она была заключительным гимном студенческой оперы, созданной студентами, заключенными в Петропавловскую крепость в 1861 г. («Речь», 1917, № 61). Песенная популярность ее в освободительном движении была очень большой. Общеизвестный устойчивый вариант («Свободные русские песни», 1863, стр. 79).
35. «Много песен слыхал» (Дубинушка) —стихотворение «Дуби-нушка» поэта-шестидесятника В. И. Богданова (журнал «Будильник», 1865, № 16 от 10 августа, стр. 1). К концу 60-х гг. оно стало распространяться в песенном виде. Еще большую популярность «Дубинушка» приобрела с 70-х гг., когда ее текст был творчески переработан поэтом А. А. Ольхиным (1829—1897). Вариант 70-х гг. («Общее дело», 1885, декабрь, № 80, стр. 15),
36. «Есть на Волге утес» — стихотворение мало известного поэта А. А. Навроцкого (1839—1905) «Утес Стеньки Разина» («Вестник Европы», 1870, № 12), лриобретшее широкую песенную известность. Авторский текст.
37. «Ах ты, доля, моя доля».— Автор песни — народнический поэт Д. А. Клеменц (1848—1914). Первопечатный текст в сборнике «Свободные русские песни», 1873 г. В основе песни лежит действительный факт правительственных преследований одного из крестьянских ходатаев в Псковской губернии. Песня получила необычайную популярность в революционной и народной среде. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 1918 г. в Тульской области).
38. «Ой, ребята, плохо дело» — песня Д. А. Клеменда «Барка»
81
(«Сборник новых стихов и песен», 1873). Размер, первые строки, припев и мелодия в этой песне были заимствованы из народной «Дубинушки». Авторский текст.
39. «По дорожке по пыльной»,—Эта песня приписывается исследователями писателю С. Н. Атаве (Терпигореау) без достаточных оснований. Автора песни следует считать неизвестным (Китайник, стр. 74—75).
40. сОтречемся от старого мира».— Песня эта была создана народническим поэтом П. JI. Лавровым на размер французской «Марсельезы» в середине 70-х гг. как революционный гимн («Вперед», от 1 июля 1875 г., № 12, стр. 361—362). Широкую песенную популяр-кость песня получила в эпоху массового рабочего движения под названием «Рабочей марсельезы». Авторский текст.
41. сУж как в Третьем отделенье» — стихотворение поэтов-народников Н. А. Морозова и Д. А. Клеменца («Собрание стихотворений», СПБ. 1879). Песня была ими создана в 1879 г., когда, после убийства С. М. Кравчинским шефа жандармов Мезенцева, генерал Дрен-тсльн, назначенный на место Мезенцева, стал особенно активно «искоренять» революционную «крамолу» при помощи повальных обысков. Авторский текст.
42. «Прогремела труба, собиралась толпа».— Автор песни не установлен. По свидетельству участников революционного движения, содержание этой песни в революционной среде воспринималось сначала как отклик на казнь Каракозова, а затем стало связываться с именем казненного- в 70-х гг. революционера Валериана Осинского. Песенный вариант эпохи 60—70-х гг. (рукописный отдел Института русской литературы в Ленинграде, № 13899 XV б. 18).
43. «Спускается солнце за степи» — стихотворение А. К. Толстого «Колодники», посмертно напечатанное в 1876 г. («Вестник Европы», кн. 2, стр. 710—711). Став популярной песней, оно было дополнено характерным «кандальным» припевом. Песенный вариант («Песни подполья», 1924, стр. 6—8).
44. «Идет он усталый» — стихотворение А. Архангельского «В дороге» («Русское обозрение», 1878, № 6 от 5 февраля). Многие его строфы позднее в измененном виде вошли составной частью в известную революционную песню «Похоронный марш». (См. стр. 516). Авторский текст.
45. *Вы жертвою пали» — стихотворение конца 70-х гг. неизвестного автора, вызванное разгромом народнического движения. Впоследствии, в эпоху массового рабочего движения, эта песня также вошла в «Похоронный марш». Вариант 80-х гг. XIX в, приведенный в воспоминаниях С. П. Шестернина («Пережитое», Иваново, 1940, стр. 14.)
680
46. «*Замучен тяжелой неволей» — стихотворение Г. А. Мачтета (1852—1901) («Вперед», 1876, № 33), написанное на смерть участника революционного движения студента Чернышева. Став популярной революционной песней, оно исполняло роль своеобразного похоронного гимна. Одна из любимых песен В. И. Ленина и его брата А. И. Ульянова. Общеизвестный песенный вариант.
47. «Что мне она! —Не жена, не любовница»— стихотворение Я. П. Полонского («Вестник Европы», 1878, август), получившее песенную известность. Авторский текст.
48. «Отворите окно, отворите».— Автор песни Вас. И. Немирович-Данченко («Стихотворения В. И. Немировича-Данченко», СПБ. 1882, стр. 87—88). Песня была известна среди демократической интеллигенции, а также среди передовых рабочих и крестьян, как песня о жертвах революционной борьбы. В песенном бытовании авторский текст несколько изменился. Народный вариант (записано А. М. Новиковой в 20-е гг. в Тульской области).
49. «Пыльной дорогой телега несется» — революционная' песня польского происхождения, ставшая популярной к концу XIX в. Автор не установлен. Песенный вариант (записано А. М. Новиковой в 1924 г. в Нижегородской области).
50. Далеко, далеко степь за Волгу ушла».— Автор песни М. П. Ро-зенгейм (1820—1887). Первоначально она представляла собою лирическое вступление к его «Повести про купецкого сына Акима Сквор-цова и про боярскую дочь», в котором воспевалась волжская вольница. Была популярна в среде русской демократической интеллигенции с 80-х гг. XIX в. Песенный вариант (Архив сектора народного творчества в ИРЛИ. Рукописный сборник «Русские революционные песни», 1937, № 76).
51. «Как на дубе на высоком».— Автор песни не установлен. В 90-е гг. XIX в. она была популярна среди политических ссыльных. Песенный вариант (А. С. Шаповалов, «В борьбе за социализм», М. 1934, стр. 290—291).
52. «Ай, да вы, заводы» — песня, популярная среди рабочих Урала в дореволюционное время (Блинова, стр. 220, № 4).
53. «Как на свете живется» — песня, распространенная в дореволюционное время среди рабочих золотых приисков Урала (Блинова, стр. 223, № 8).
54. «Мы по собственной охоте» — песня приисковых рабочих Урала дореволюционного времени (Блинова, стр. 224, № 11).
55. «Мужики вы, мужики» — дореволюционная шахтерская рабочая песня (В. П. Бирюков, «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердловск, 1937, стр. 281, № 16).
56. «На донской земле привольной, на Макеевской степи»—рас-
681
пространенная дореволюционная шахтерская песня (С. И. Василе-нок, «Народное творчество», Минск, 1940, стр. 235—236).
57. «На донской земле привольной стоит рудник знаменит»— популярная дореволюционная шахтерская песня. (Ал. Ионов, «Песни и сказы шахтеров», Ростов н/Долу, 1940, стр. 23—24).
58. «Слава богу, наш хозяин» — Дореволюционная рабочая песня (Соболевский, т. VI, стр. 467, № 562).
59. «У нас на Волге-то, направо» — дореволюционная рабочая песня. («Вестник работниц и рабочих волокнистых производств», 1907, № 6, от 7 июля, стр. 16).
60. «На Нижнетагильском заводе» — рабочая уральская песня.
В основе ее лежит действительный факт ареста и ссылки революционера-рабочего на заводе Демидова. Автор песни—политический ссыльный. Песня записана в 1931 г. на Урале (Кашеваров и Боголюбов, стр. 17—19).
61. «Да горы мои, горы зауральские» — дореволюционная уральская песня (В. П. Бирюков, «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердловск, 1937, стр. 300, № i7).
62. «Мучит, терзает головушку бедную» — стихотворение поэта-народника С. С. Синегуба «Дума ткача»» («Сборник новых стихов и песен», 1873). Наибольшее песенное распространение в сильно сокращенном виде оно получило в начальный период развития массового рабочего движения. Песенный вариант, приложенный к книге Синегуба «Записки чайковца», 1929.
63. «Молодым пареньком».— Источником песни является стихотворение «Дума кузнеца», авторство которого, по устному заявлению Н. А. Морозова, приписывается Д. А. Клеменцу. Песенный вариант (Архив сектора! народного творчества в ИРЛИ, рукописный сборник «Русские революционные песни», 1937, № 26).
64. «Праздник светлый й свободный» — популярная рабочая песня, созданная неизвестным автором к десятилетию со дня установления праздника 1 мая («Рабочая мысль», 1899, № 6, апрель, стр. 1).
65. «Эх, и прост otce ты, рабочий человек» — популярная в русском рабочем движении «Рабочая камаринская», созданная неизвестным автором в конце 90-х гг. XIX в. Вариант начала 900-х гг. («Песни борьбы», Женева, 1902).
66. «В церкви, золотом залитой» — сатирическая песня, созданная неизвестным автором в конце 90-х гг. XIX в. Известная под названием «Сказки о попе и черте», песня эта пользовалась большой популярностью в среде передовых рабочих в период первой русской революции 1905 г. Первопечатный текст («Рабочая мысль», 1899, № 7, июнь, стр. 2).
67. «Далеко в стране иркутской» — вариант известной дореволю-
82
цнонной тюремной песнн «Александровский централ» («Песни каторги в ссылки», 1930, стр. 102).
68. сСмело, товарищи, в ногу».— Автор песни — один из первых русских марксистов Л. П. Радин (1860—1901). Песня была им создана в 1897 г. в Таганской тюрьме в Москве, где он в течение полутора'лет находился в одиночном заключении. Песня эта была боевым рабочим гимном в период подготовки и проведения первой русской революции 1905 г.
69, 70, 71. «Вихри враясдебные веют над нами» (Варшавянка), «Беснуйтесь, тираны» и «Слезами залит мир безбрежный» (Красное знамя) — песни, созданные соратником В. И. Ленина по революционной борьбе Г. М. Кржижановским в 1897 г., когда он был заключен в Московскую Бутырскую тюрьму по делу ленинского «Союза борьбы за» освобождение рабочего класса». Все эти песни являются творческой переработкой польских революционных песен. Из них особенно большой извествостью пользовалась «Варшавянка», на размер и мотив которой создавались и другие революционные песни и стихотворения.
72. «Как четвертого числа нас нелегкая несла смуту унимать».— Автор песни не установлен. В ее содержании отразились события 4 марта 1901 f., когда войска и полиция разогнали демонстрацию рабочих и студентов около Казанского собора* в Петербурге. Размер и первые строки песни были заимствованы из «Севастопольской песни» Л. Н. Толстого.
73. «Много песен слыхал»— вариант «Дубинушки» эпохи 900-х гг. и революции 1905 г. (песенник «Песни революции», 1917).
74. «За годами года проходили чредой» (Машинушка) — революционная песня, созданная в эпоху 1905 г. на основе размера и строфики «Дубинушки», но с новым содержанием (песенник «Песни революции», 1917).
75. «Вы жертвою пали» — «Похоронный марш» эпохи массового рабочего движения. Текст его, составленный из отдельных куплетоз стихотворений 70-х гг. «Идет он усталый» и «Вы жертвою пали», сделался как бы новым произведением, идейное содержание которого было тесно связано с современными революционными событиями. Вариант 1905 г. (песенник «Песни революции», 1917, стр. 4—5).
76. «Боже, царя храни! деспоту долги дни».— Первоначально эта сатирическая песня была стихотворной вставкой в прозаическую фантазию «Фельдфебель и тюремщик — отцы командиры народного образования», которая была напечатана за границей (Журнал «Свобода», Женева, 1901, № 1, стр. 74). Ее содержание тесно связано с событиями студенческого движения конца 90-х гг.
77. «Вставай, проклятьем заклейменный» (Интернационал) — международный рабочий гимн, созданный французским рабочим, членом Парижской Коммуны Эженом Потье. Русский перевод «Интернационала» А. Я. Коца был опубликован в 1902 г. в большевистском журнале «Листки жизни» (1902, № 2).
78. «Дело было у Артура».— Автор песни не установлен. В песне в пародийной форме высмеяны бездарные царские генералы* в период русско-японской войны. Песня исполнялась на мотив известной старой песни «Было дело под Полтавой», была очень популярной в период 1905 г. (Институт марксизма-ленинизма, отдел нелегальной литературы. Листовка 1905 г.).
79.«Славься, славься, царь Николай» — сатирическая рабочая песня эпохи 1905 г. (В. Ю. Крупянская, «Ярославский фольклор», Ярославль, 1938, стр. 208, № 129).
80. «Нагайка ты, нагайка» — рабочая сатирическая песня эпохи 1905 г. Автор не установлен (В. Ю. Крупянская, «Ярославский фольклор», Ярославль, 1938, стр. 208, № 128).
81. «Дело было в Петербурге» — одна из популярных песен о 9 января 1905 г., известная и под названием «Всероссийский император» (или «Всероссийский алкоголик») (Н. П. Андреев, «Русский фольклор», 1938, стр. 571).
82. «Мы мирно стояли пред Зимним дворцом — Песня представляет собою сильно сокращенный текст стихотворения неизвестного автора, которое появилось в подпольной печати после событий 9нго января. В 1905 г. она пользовалась большой известностью в рабочей среде (Кашеваров и Боголюбов, стр. 31—32).
83. «До поры кузнец идет».— Песня представляет собою переработанный в народной среде отрывок из подпольно распространявшейся в эпоху 1905 г. «Русской истории в стихах» («Сказки дедушки Тараса»). Записана Г. М. Купериной в Г955 г. от Е. Е. Волченковой, уроженки Владимирской области, которая слышала ее в 1910 г. в рабочей среде на фабрике Саввы Морозова.
84. «На десятой версте от столицы» — стихотворение П. Эдиета, посвященное жертвам 9-го января («Новая жизнь», 1905, от 25 ноября) , получившее песенную популярноств. Песенный вариант («Песни русских поэтов», 1950, стр. 518).
85. «Как у нас на троне чучело в короне» — сатирическая антицарская песня эпохи 1905 г., записанная уже в пооктябрьское время («Советское краеведение», 1935, № 9, стр. 30). Размер и припев в ней заимствованы из песни декабристской эпохи «Царь наш, немец прусский».
86. «Царь наш с виду жидок» — песня 1905 г., размер и припев которой, как и в предыдущей песне, восходят к декабристской песне «Царь наш, немец прусский» (газета «За народ», 1917, № 8).
87. «Что ты спишь, дурачок» — сатирическая аптицарская песня. 1905 г., размер и стиль которой восходят к песне А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужичок». Упоминание о ее распространении как листовки в Воронеже находим в большевистской газете «Пролетарий», 1905, № 3 (Кашеваров и Боголюбов, стр. 87—88).
88. «Дружно, братцы, песню грянем»— агитационная солдатская песня эпохи 1905 г., {распространявшаяся в войсках. Размер и стиль ее восходят к солдатской песне 60-х гг. XIX в. с таким же началом. (Институт марксизма-ленинизма, отдел нелегальной литературы. Рукописный сборник учащихся г. Казани эпохи 1905 г.).
89. «Постой-ка, товарищ» — агитационная солдатская песня эпохи 1905 г. (А. Дымшиц, «Революционная поэзия», JI. 1954,стр.227—228).
90. «Вытащил жребий недальний» — сокращенный песенный текст агитационного стихотворения неизвестного автора, печатавшегося в подпольных изданиях 1905 г. Песенный вариант («Песни и сказки на Онежском заводе», 1937, стр. 59).
91. «Стреляй, солдат, в кого велят» — агитационная солдатская песня эпохи 1905 г. («Литературная учеба», 1936, № 1, стр. 142—143).
92. «Эй ты, зимушка, зима» — одна из популярнейших рабочих песен эпохи 1905 г. Ее источником является сатирическая песня 70-х гг. «Уж как в Третьем отделенье». В песне высмеивается известный «усмиритель» революционных рабочих петербургский генерал-губернатор Трепов. Куплетное построение песни давало возможность широкого варьирования ее содержания. Различными были и начальные строки '(напр. «Уж как Трепов-генерал») и припевы (напр. «Эй. эй, русский народ, -в тюрьмах весело живет»). Данный вариант песни— один из самых полных (газета «Ленинец», Иваново, от 18 мая 1935 г.).
93. «По бурным волнам Черноморья» — песня о восстании на броненосце «Потемкин», редкая в записи (В. Сидельников, «Песни военно-черноморского флота», М. 1945, стр. 82, № 40).
94. «Задумал наш царь мир удивить» — одна из наиболее популярных рабочих песен 1905 г., созданная, очевидно коллективно, в рабочей среде. Была известна под именем «Нагаечки», так как в одном из ее вариантов есть слова:
Нагаечка, нагаечка, Нагаечка моя! Вспомни, как гуляла ты Девятого января.
Текст песни в вариантах был различным, как различны были и припевы. В других вариантах этой песни место царя занимает Трепов, и она имеет начало «Вздумал Трепов царя удивить». Песенный вариант. (Г. Г. Сушкин, «Нелегальные вечорки, 1900—1903 гг.», М. 1923.)
685
95. «Спи, младенец, год за годом» — Одна из самых острых «треповских» песен, созданная по мотивам песни М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня». Песня появилась после объявления царского «манифеста! свобод» 17 октября 1905 г. (сборник «Песни борьбы», без года" издания).
96. «Мы сами копали могилу свою».— Автор песни — участник революционного движения 1905 г. В. Г. Тан-Богораз (1865—1936). В ней изображена героическая смерть семерых кронштадтских матросов-минеров, расстрелянных в 1906 г. В период гражданской войны эта песня бытовала (см. стр. 551) уже с значительно измененным содержанием (Институт марксизма-ленинизма, отдел нелегальной литературы. Листовка эпохи 1905 г.).
97. «Море в ярости стонало».— Автор песни — Н. И. Ривкин, участник революционного движения 1905 г., привлекавшийся к ответственности по делу о матросских волнениях в Кронштадте. Песня связана с расстрелом девятнадцати кронштадтских моряков, зачинщиков волнений («Песни каторги и ссылки», 1930, стр. 111).
98. «От павших твердынь Порт-Артура».— Автор песни — Т. Л. Щепкина-Куперник. Созданная в конце 1905 г., песня и в более позднее время имела огромную популярность в среде передовых рабочих, крестьян» и марксистской интеллигенции. Авторский текст (Т. Л. Щепкина-Куперник, «Теаггр в моей жизни», 1948, стр. 339—340).
99. «Царь гуляет, тризну правит» — песня периода империалистической войны 1914—1917 гг. («Фольклор Дона и Кубани», Ростов н/Дону, 1938, стр. 158).
Ю0. «Во поле ветер веет» — солдатская песня периода империалистической войны 19Г4—1917 гг. (В. П. Бирюков, «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердловск, 1937, стр. 76—77, № 27).
101. «Да скуем мы, братцы» — рабочая уральская песня предоктябрьского времени (Блинова, стр. 224, № 12).
102. «Мы кузнецы, и дух наш молод» — стихотворение рабочего поэта Ф.Шкулева («Невская звезда», 1912,№ 8, от 27 мая). Наибольшую популярность песня приобрела в годы империалистической войны, когда ее революционное содержание особенно было созвучно революционным стремлениям широких народных масс. Песенный вариант (записано А. М. Новиковой в 1928 г. в Тульской области).
<<<---