Раздел О-025
Любовь Андреевна ПЕТРОВА
О ТЕХНИКЕ РЕЧИ
— М., 1981 — 40 с. — (В помощь лектору)
— В надзаг.: О-во «Знание» РСФСР. Науч.-метод, совет по теории и методике лекционной пропаганды.
|Аннотация
В брошюре рассмотрены пути совершенствования техники и выразительности речи лектора.
|Содержание
Роль интонации в воздействии лектора на слушателей.
Информация интонационными средствами .
О работе речевого аппарата .
Влияние речевых недостатков на качество звучания .
Управление аудиторией .
Литература.
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
О ТЕХНИКЕ РЕЧИ
Роль интонации в воздействии лектора на слушателей.
Слышим ли мы, как звучит наша речь? Пожалуй нет. Мы судим о ее действенности, выразительности по тому, как нас слушают. «Не всегда важно—что говорят, но всегда важно, как говорят»1. Это не значит, что можно пренебречь содержанием выступления. Вместе с тем не так уж редки случаи, когда глубокая и логически стройная лекция не находит живого отклика у аудитории только потому, что лектор не владеет необходимыми навыками произнесения. Данная брошюра посвящена вопросам действенной целенаправленности, выразительности звучащего с лекторской трибуны слова. Цель пособия — определить некоторые критерии оценки устной речи, проанализировать причины и следствия отдельных типичных ошибок, помочь начинающему лектору в более полном овладении основами мастерства.
Роль интонации в воздействии лектора на слушателей.
Передача и восприятие информации протекают по трем каналам: лингвистическому (язык), интонационному (мелодика, динамика, темп, тембр) и кинесическо-му (жест, мимика, движения тела). Интонация и кине-сика возникли как средство общения в животном мире до появления языка. И сейчас маленькие дети, еще не воспринимая смысла каждого обращенного к ним слова, реагируют на ласковое или сердитое звучание голоса, поощрительный или останавливающий жест. Уже на первом году жизни они не только воспринимают интонационные выражения недовольства, радости, вопроса, повествования, просьбы, удивления, но и начинают их воспроизводить. Формирование навыка устной речи, то есть приобретение лексики — словарного состава языка и овладение грамматикой — формами словоизменения, видами словосочетаний, типами построения фраз происходит на фоне уже освоенной интонационной системы.
1 Горький М. Собр. соч.. т. 18. М„ 1963, с. 258.
3
Язык в жизни человека, будучи более поздней и совершенной формой общения, занимает ведущее положение. Но это не значит, что при изложении мыслей вслух, разговоре мы формально озвучиваем его знаки К Слово «лектор» может быть произнесено с оттенком информирования, уважения, пренебрежения, недоумения, узнавания, приветствия и т. д. То есть на первый уровень устной речи — знак языка — накладывается интонационный — отражение происходящих в человеке психических процессов. Мышлению, воле, эмоции, восприятию соответствуют смысловые, волевые, эмоциональные, изобразительные оттенки звучания. Именно поэтому средства речевого воздействия, сопутствующие языку, продолжают сохранять свою собственную знаковую систему и помогают конкретизировать заложенный в словах смысл. Правда, в процессе анализа нам легче разграничить язык и кинесику, сложнее — язык и интонацию, так как во втором случае обе системы имеют один и тот же строительный материал: голосовые модуляции повышения, понижения, усиления, ослабления звучания, разный темп произнесения. Но, скажем, словесное ударение — выделение одного из слогов в слове (товарищи) само по себе смысловой нагрузки не несет, присутствует всегда, независимо от ситуации общения и места слова в речевом потоке, а поэтому с явлением интонации не отождествляется. Аналогичные звуковые переходы, окрашенные отношением, например, при ответе на вопрос: «Кто у тебя?» или при обращении лектора к аудитории, и есть надстроечный интонационный уровень. В дальнейшем, говоря об интонационных модуляциях, мы будем иметь в виду окраску знака языка, несущую психологическое содержание.
Интонация способна сама по себе передать значение высказывания. Просьба, приказ, сомнение и т. д. могут прозвучать независимо от лексического и грамматического строя фразы. Настроение лектора, его отношение к излагаемому материалу, к аудитории непроизвольно отражаются в интонации. И когда слушатели чувствуют,
1 «Слово или выражение^ общее для всех г воряшпх на данном языке, связанное для них с одним и тем же предметом, явлением, событием (или совокупностью, классом предметов, явлений), можно назвать знаком языка». А. А. Леонтьев. Лекция как общение. М., 1974, с. 13.
4
что лектор глубоко убежден в правоте пропагандируемых идей, искренне заинтересован в единомыслии и сопереживании, вероятность доверия и более полного контакта возрастает.
В зависимости о'т интонации меняется смысл одного и того же текста. Без точного и выразительного звукового рисунка трудно достигнуть желаемой реакции на юмор, иронию, сатиру. Например, антифразаприем, в котором словесное утверждение употребляется в противоположном смысле и опровергается интонацией, может быть просто не понята. Цитирование идейного противника не всегда требует комментария, если лектор сумеет в звучании передать ошибочность или ложность его положений. Причем в некоторых случаях это оказывается более острым и действенным оружием, чем подробное разоблачение. Лектор таким образом, не навязывая готового решения, помогает аудитории найти правильную оценку, заставляет активно думать, сопоставлять, делать выводы.
И наконец, когда интонационные значения совпадают с лексическими и грамматическими, объем передаваемой информации увеличивается, не вызывая ее избыточности 2. В данном случае мы достигаем наибольшего эффекта воздействия на аудиторию. Если же несоответствие между языковыми и интонационными компонентами не обусловлено ситуацией и задачей общения, резко снижается эффективность хорошо подготовленной лекции.
Лекция требует большей внятности и выразительности устной речи, чем в повседневных- условиях. Наша задача научиться говорить так, чтобы звучащее слово в соответствии с целевой установкой помогало полнее и ярче донести до слушателей смысл выступления.
1 Пример антифразы: «У меня есть третий знакомый, который мог бы быть весьма приятным публицистом, если бы перо его собственным своим побуждением не производило всякий раз такого клякса, после которого деятельность публициста становится совершенно невозможной». М. Е. С а л т ы к о в-Щ е д р и н. В сб. «Об ораторском искусстве». М., 1973, с. 141.
2 Мы остановились на главной функции интонации — выражении значения. Подробно о функционировании интонации и ее компонентов см.: Л. К. Цеплитис. Анализ речевой интонации. Рига, 1974.
5
|