Раздел НП-038
Андрей Богданов
ТАЙНЫ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
Пермь, Пермское книжное издательство 1990г, Тираж 10 000 экз
Художники А. и Н. Филипповы
| Аннотация:
Московский патриарший престол, основанный в ходе борьбы Бориса Годунова за власть, простоял целое столетие. В этот период православные патриархи играли вторую после царей, а во времена Смуты — главную роль в спасении и укреплении Российского государства.
Автор этой книги берется заново прочитать загадочные страницы русской истории. Кропотливо восстанавливая истинную картину тех лет по источникам, А. Богданов приходит ко многим неожиданным открытиям.
| Содержание
От автора.
Часть первая. ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ
Глава первая. Учреждение патриаршего престола
Глава вторая. «Житие и подвиги».
Часть вторая. ПАСТЫРЬ «ЛОЖНОГО ЦАРЯ»
Глава первая. Снисходительный Игнатий.
Глава вторая. В сетях государственной измены .
Глава третья. Путь к гражданской войне.
Часть третья. НЕПРЕКЛОННЫЙ ГЕРМОГЕН
Глава первая. Пастырь для смятенного стада .
Глава вторая. Между царем и народом.
Глава третья. На пепелище.
Глава четвертая. Свидетельства и документы .
Список сокращений.
Источники и литература.
■
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ТАЙНЫ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
ОТ АВТОРА
Каждая Поместная Церковь имеет свою священную историю. Как замечают богословы, в этой истории есть не только свои Благовещения, но и свои Гефси-манские сады и Голгофы...
Установление Московского и всея Руси Патриархата произошло в относительно спокойное и благополучное царствование Федора Иоанновича. К тому времени уже полтора века Русская Церковь была фактически самоуправляемой (автокефальной) и уже столетие московские государи титуловали себя царями. И кажется вполне естественным, что русская митрополия (номинально — одна из епархий Константинопольской церкви) получила наконец соответствующий ее истинному значению и достоинству статус. Хотя и странно — что не обрела его ранее. Но почему это событие не произошло при столь знаменитых само-властцах, какими были Иван III и Иван IV? Ведь они так заботились о блеске своего царствования. И не позднее — при правлении искушенного политика Бориса Годунова, с его авторитетом в тогдашнем мире?
Это — изначальная тайна Московской патриархии, в которой мы постараемся разобраться.
Но так или иначе — Русская Церковь и ее архипастыри получили более высокий политический статус, и тут же история предъявила к ним спрос по самой высокой мерке — Россия была ввергнута в Смутное время и патриархи оказались одними из тех, кто решал судьбу Государства Российского.
Каждый из первых патриархов московских шел своим крестным путем. И каждый делал выбор — с кем и за что выступить. Написано о первых патриархах немало. Но в силу сложности эпохи и церковные и светские историки, выносившие о них суждения, чаще опирались больше на легенды или на сложившиеся в свое время однозначные оценки, чем на достоверные источники. В этом я убедился, работая в российских архивах. Некоторые документы, факты были недостаточно исследованы, а что-то лежало на поверхности, но этого никто не замечал. А главное — фигуры архипастырей Православной Церкви виделись последующими историками словно бы только на фоне эпохи, а не в реальной исторической среде, в которой выросли и которую определяли в силу своих возможностей и своего положения. Пристальный и объективный взгляд на вещи неизбежно вел меня к переоценке личностей и фактов.
Первый патриарх — Иов (1589 — 1605). Была какая-то мистика в том, что происходило с ним. Он блистал многими талантами, был глубоко образован, обладал удивительным даром слова. Но все, кого он любил,— гибли, созидаемое им —разорялось, запрещаемое — совершалось со умножением; все, от чего предостерегал архипастырь,— воплощалось в жизнь с жестокой последовательностью.
Патриарха Игнатия (1605 —1606), второго по счету, часто вовсе не включают в перечень русских патриархов. Названный простым пособником интервентов, Игнатий почти не удостаивался внимания к своей личности. Представленные в книге материалы дают возможность читателю судить о делах и мотивах этого вычеркнутого из истории архипастыря.
Мученический венец принял несомненный патриот России патриарх Гермоген (1606 — 1612). Но именно этот яркий ореол мученика мешал многим поколениям исследователей разобраться в том, что именно и почему делал Гермоген, к чему именно и когда призывал.
Образы первых патриархов историку приходится извлекать буквально из-под завала предубеждений и слухов, сообщений более оценочных, чем информативных,— такими характерно всякое смутное время... Исследователь здесь работает на пределе возможного, и единственное, что может оправдать этот труд,— надежда, что будущий читатель пойдет вслед за ним.
АНДРЕЙ БОГДАНОВ, доктор исторических наук
--->>> |