Раздел ХРК-623 Людмила Михайловна Старикова ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СТАРИННОЙ МОСКВЫЭпоха. Быт. Нравы. — М.: Искусство, 1988. — 334 с.: ил. Тираж 25000.
Аннотация: Автор прослеживает театральную жизнь Москвы с конца XVII в. и на протяжении всего XVIII в. Читатель побывает на первых спектаклях в палатах царя Алексея Михайловича, заглянет на комедию в село Измайлово, будет свидетелем школьных представлений в Славяно-греко-латинской академии. Далее читатель станет наблюдателем публичных забав и общественных увеселений начала XVIII в., узнает о «муках рождения» профессионального московского театра в середине XVIII в. и о его расцвете в 80-е гг., посетит подмосковные усадьбы, где уже в последней трети XVIII в. давались великолепные домашние постановки. Анализ явлений и событий театральной жизни старинной Москвы дается автором на широком историческом и бытовом фоне.
Содержание От автора ГЛАВА I Центр Московии. «Журфиксы» в доме боярина Матвеева. Шаг в другую эпоху. Магистр Грегори. Комедийная хоромина. «Артаксерксово действо» и балет об Орфее. Первые актеры и первые зрители.(читать и просмотривать) ГЛАВА II Рынки Москвы. В гостях у князя Голицына. Шатровая палата. «Притча о Блудном сыне». Царевна Софья и ее учитель. Просвещенный боярин. ГЛАВА III Царская дача. Возвращение Петра Алексеевича. Новый, 7207 год. Измайловский зверинец. «Шутовская свадьба». Ужин государя. Виселицы и плахи. ГЛАВА IV Начало нового века. Указ о смене одежды. Царевны учатся по-французски. Российские Афины. Школьные представления. ГЛАВА V Приезд немецких актеров. Строительство «Комедиальной храмины». Создание русской труппы. Выходки Тразо. Триумфальные врата. Будни и праздники московского театра. Отъезд в Петербург. ГЛАВА VI Путешествие из Москвы в Петербург. Комендантские скоморохи. Губернатор юной столицы. Центр публичной жизни. Свадьбы, маскарады, ассамблеи. «Комедия о пророке Данииле». Фейерверки. ГЛАВА VII Внук Петра Великого. Ослепительная коронация. Императрица борется с волшебниками. Итальянские комедианты. Действо, длившееся три дня. «Охотники» и Тайная канцелярия. ГЛАВА VIII «Петрова дщерь» Елизавета. Торжественный въезд в Москву. Самая веселая коронация. Государевы певчие. Балы, маскарады, щегольство. Небывалая опера. ГЛАВА IX Директор «комедиантской банды». Дом кукольника на Поварской. Бурлески и механические чудеса. Театромания. Конец Немецкой комедии. ГЛАВАХ 30 августа 1756 года. «Охотники» из крепостных и разных сословий. Диковинные представления. «Оперист» Локателли. Перемены на российском троне. Судьба московской антрепризы. Ужасный скандал. Чума. ГЛАВА XI Чета Шереметевых. Начало домашнего театра. Кусковский рай. Параша Жемчугова. «Браки самнитян». Актеры и их хозяева. «Всеобщее холопство». ГЛАВА XII Москва осенью 1786 года. «Воксальные гуляния». ^ «Изящные искусства» в Воспитательном доме. «Мода на образование». Именинный концерт. «Московский проказа». Зимняя кутерьма. ГЛАВА XIII Петровский театр. «Фигарова свадьба» и «первые сюжеты». Мода и театральное платье. «Благородный» театр Апраксина. Домашний столыпинский спектакль. Смерть Екатерины Великой. ГЛАВА XIV Домашние театры при Павле I. Конец шереметевской сцены. Закат антрепризы Медокса. «Феномен» Познякова. Пожар. Список использованной литературы.
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
От автора
Главным объектом нашего внимания станет жизнь театральной Москвы с момента возникновения на Руси театра в последней трети XVII века и до пожара 1812 года. При этом автор стремился не просто описать цепь отдельных, пусть даже очень интересных и значительных эпизодов театральной истории древней столицы, но показать процесс формирования отечественного театра на ранних этапах его развития: ведь он зарождался именно в Москве и потом, с перемещением общегосударственного центра в Петербург, в старой столице театральные традиции оставались настолько жизнестойкими, что многие явления, связанные с развитием национальной культуры, в частности сценической, проявлялись здесь намного ярче. И с появлением в середине XVIII века русского профессионального театрального искусства московская сцена еще долго сохраняла свою самобытность, так как принципы организации театрального дела были здесь иными, нежели в Петербурге, где задавал тон прежде всего театр придворный. Одна из основных задач книги — восстановить и воспроизвести атмосферу театральной жизни Москвы в конкретностях эпохи, быта, нравов на протяжении почти ста пятидесяти лет, что поможет читателю определить место отечественной сцены и ее роль в жизни русского общества последней трети XVII—начала XIX столетия. Поэтому в книге отсутствует сколько-нибудь полное портретирование отдельных, даже очень выдающихся деятелей национального театра. Это цель другой работы. В культурной и общественной жизни России описываемого времени далеко не последнюю роль играла театрализация всевозможных аспектов быта. Разнообразные зрелища — празднества, приемы, процессии, маскарады, фейерверки и т. д. — сосуществовали рядом с театром, порой опережая его в развитии, иногда тесно переплетаясь с ним, и представляли вместе со сценическим искусством некое единое целое. Они дополняют наше понимание театра той поры и занимают известное место в книге. Достаточное внимание уделено «переломному» моменту в русской культуре —эпохе Петровских реформ и преобразований, когда на первое место выдвинулся как раз не театр, а театрализованные формы общественной жизни, что способствовало активному развитию зрительских потребностей в русском обществе. Поэтому автор счел нужным перенести читателя на какое-то время в Петербург. Автор старался, чтобы читатель смог почувствовать себя как бы очевидцем описываемых событий, и поэтому для книги выбран жанр путешествия, столь популярный в литературе XVIII века. И еще автору очень хотелось бы заразить читателя тем необыкновенным чувством, которое испытывает исследователь, открывая не известную пока никому страницу истории русского театра или воскрешая заново старую, давно забытую . . . 7 Как в каждом путешествии в мир далекий и в чем-то совсем новый, читателя ждут неожиданности: издали многие предметы кажутся совсем иными, нежели при ближайшем и пристальном рассмотрении; теперь очертания их станут более реальны и узнаваемы. Вдобавок форма путешествия дает известную свободу в обозрении явлений: одни хочется разглядеть более внимательно, а по другим только скользнуть взглядом, подмечая лишь отдельные, дополнительные к предыдущим впечатлениям штрихи и подробности. Книга построена на документальных материалах и различных свидетельствах современников. В ней цитируются весьма разнородные источники: архивные документы (известные ранее и вновь найденные автором); воспоминания (повествующие о событиях с оттенком личностного отношения к ним мемуариста-очевидца и сообщенные последующими поколениями — детьми и внуками, передающими кое-что в виде легенд, в каждой из которых, однако, обязательно присутствует дух времени); литературные и драматургические произведения описываемой эпохи. Все это в совокупности и создает неповторимое ощущение конкретного исторического периода. Избранную манеру повествования, позволяющую читателю глубже погрузиться в театральную атмосферу того времени и явственно почувствовать его особые приметы, можно рассматривать как некую беллетризацию документально обоснованного текста. Для того чтобы книга нашла самый широкий круг читателей, пришлось прибегнуть к несколько непривычному (в научных работах) способу цитирования: автор отказался от постраничных ссылок на источник, так как большое количество сносок сделало бы чтение крайне затруднительным. Цитаты даются в орфографии подлинника, однако пунктуация (зачастую в документах отсутствующая) приближена к современным правилам. Тексты иностранных авторов цитируются по русским переводам, сделанным и опубликованным с XVIII по XX век. Библиографический аппарат оформлен в конце книги в виде списка использованных источников отдельно к каждой главе. Автор постарался не только описать, но и возможно полнее проиллюстрировать театральные и связанные с ними бытовые явления. Задача эта оказалась очень нелегкой, так как изобразительного материала, оставшегося от тех эпох, сохранилось крайне мало: в белокаменной столице свирепствовал далеко не один пожар. Пока не удалось, например, найти портреты даже таких знаменитых московских актеров, как М. Синявская и Я. Шушерин. Что касается внешнего оформления спектаклей, то кроме материалов, относящихся к конкретным театрам и постановкам, автор использовал, где это возможно, принцип исторических аналогий. Поэтому в книгу включены эскизы французского художника JI.-Р. Боке и итальянского—JI. Марини. Эти мастера являлись творцами театральных костюмов, бывших эталоном для многих западноевропейских трупп, и, естественно, оказали влияние на русскую сцену. Представлены также эскизы декораций как отечественных, так и иностранных художников — в частности, П.Гонзаго, работавшего в России в конце XVIII — начале XIX века, и Санквирико, создававшего, если можно так выразиться, стереотипные для своего времени комплекты декораций к оперным и балетным спектаклям, которые служили образцом для многих театров начала XIX века. 8 В заключение мне хочется обратиться со словами благодарности к тем, кто способствовал созданию этой книги. Прежде всего выражаю глубокую признательность ее рецензентам: академику Д.С.Лихачеву, кандидату искусствоведения Т. Б. Князевской и доктору искусствоведения Е. И. Поляковой за их советы, кропотливый критический разбор и доброжелательное отношение. Большую благодарность приношу доктору искусствоведения К. Л. Рудницкому за замечания, сделанные им при чтении одного из вариантов рукописи. Самые теплые и даже нежные слова адресую моим друзьям и товарищам по работе — сотрудникам Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина: они были первыми читателями начальных глав этой книги; они поддерживали меня своим дружеским участием и советами; они помогали созданию иллюстративного ряда будущего издания. Большую благодарность за помощь в подборке изобразительного материала приношу сотрудникам ИЗО Государственного Исторического музея, а также сотрудникам Музея-дворца творчества крепостных «Останкино». Панорама Москвы. Ок. 1700 г. По рис. К. де Бруина
* * * |