Раздел ХРК-371
Яков Петрович Полонский
ЛИРИКА.ПРОЗА.
Сост., вступ. ст. и ком, В. Г. Фридлянд; Ил. Ю. К. Бажанова.
—М. изд. Правда, 1984.—608 с,-ил.
Аннотация
В настоящее издание вошли лучшие образцы лирики, избранные поэмы, повести и рассказы замечательного русского поэта Якова Петровича Полонского (1819—1898), друга А. А. Фета и И. С. Тургенева.
Содержание
В. Фридлянд. Поэт сердечной и гражданской тревоги
СТИХОТВОРЕНИЯ 1840—1845
Солнце и Месяц
Бэд-проповедник
Дорога
«Пришли и стали тени ночи...»
На могиле
К NN .
Тишь
Узник
Цветок
Зимний путь
К демону
Кумир
Лунный свет
«Уже над ельником из-за вершин колючих...»
Магомет перед омовением
Прогулка верхом
V Вызов
Тени
Вальс «Луч надежды»
Последний разговор
Утро
Переход через Неман
Птичка
Закавказье (1346—1851)
Прогулка по Тифлису
Затворница
Грузинка
Татарская песня
Нищий
Горная дорога в Грузии
Грузинская песня
Грузинская ночь
Татарка
В Имеретии
Не жди
Кахетинцу
Агбар
Над развалинами в Имеретии
Старый сазандар
Качка в бурю
Ночь на восточном берегу Черного моря
Ночь
«Не мои ли страсти...»
Сатар
Саят-Нова
Тамара и певец ее Шота Руставель
Кн. С. А. Г — ной
Выбор уста-баша
В Имеретии
Караван
На пути из-за Кавказа
1850-е годы
Финский берег
Весна
Песня цыганки
Воспоминание
Вред
Последний вывод
V Колокольчик
Смерть малютки
В глуши
«Свет восходящих звезд — вся ночь, когда она...»
У Аспазии
«Моя судьба, старуха, нянька злая...»
На Черном море
Звезды
«Мое сердце родник, моя песня — волна...»
«—Подойди ко мне, старушка...»
И. С. Аксакову
На пути из гостей
Соловьиная любовь
На корабле
«Тень ангела прошла с величием царицы...»
Ночь в Крыму
А. Н. Майкову
На Женевском озере
Утрата
Ночь в Соренто
Чивита-Векиа
Холодеющая ночь
Сумасшедший
Женщине
Иная зима
Казачка
«Недавно ты из мрака вышел...»
Сны
1860-е годы
Чайка
Безумие горя
«Я читаю книгу песен...»
«Когда б любовь твоя мне спутницей была...»
«Признаться сказать, я забыл, господа...»
Беглый
Юбилей Шиллера
Двойник
Белая ночь
«Ползет ночная тишина...»
Поцелуй
Старый орел
Одному из усталых
«Твой скромный вид таит в себе...»
«Чтобы песня моя разлилась как поток...»
Чужое окно
Век
Последний вздох
Поэту-гражданину
«Любви не боялась ты, сердцем созревшая рано...»
«Заплетя свои темные косы венцом...»
«Рассказать ли тебе, как однажды...»
«Время новое повеяло — смотри...»
«И в праздности горе, и горе в труде...»
Ф. И. Тютчеву
Неизвестность
Плохой мертвец
«Слышу я, моей соседки...»
Поздняя молодость
Среди хаоса
Литературный враг
Детское геройство
Спустя 15 лет
Орел и змея
Цыганы
Муза
Напрасно
Влюбленный месяц
На железной дороге
Миазм
В альбом К. Ш.
1870-е годы
О Н. А. Некрасове
Откуда?!
Вложи свой меч
«Блажен озлобленный поэт...»
Из Бурдильёна
Казимир Великий
Диссонанс
V Слепой тапер
Царь-девица
Памяти Ф. И. Тютчева
У окна
Болгарка
Старая няня
В телеге жизни
Аллегория
На закате
И. С. Тургеневу
Под Красным Крестом
Узница
Н. А, Грибоедова
1880—1890-е годы
Памяти С. Я. Надсона
Орел и голубка
Н. И. Лорану
А. А. Фет
У двери
Памяти В. М. Гаршина
В день пятидесятилетнего юбилея А. А. Фета
«Зной — и все в томительном покос...»
В гостях у А. А. Фета
«Полонский здесь не без привета...»
«По торжищам влача тяжелый крест поэта...»
Ответ
Мгновения.
«И любя и злясь от колыбели...»
ПОЭМЫ
Кузнечик-музыкант
Новизна впечатлений <Глава из незаконченной поэмы «Братья»
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
Делибаштала
Квартира в татарском квартале
ч/ Тифлисские сакли
Статуя Весны
Груня
Дом в деревне
Медный лоб
Комментарии
ПОЭТ СЕРДЕЧНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ТРЕВОГИ
«Мое сердце — родник Моя песня — волна...»
Я. Полонский
«Тревоги духа, а не скуку Делил я с музой молодой...»
Я. Полонский
I
«Недавно нам случилось рассматривать бумаги, оставшиеся после Гоголя,— писал Некрасов в рецензии на издание стихотворений Полонского 1855 года.— Между прочим Гоголь имел привычку выписывать для себя каждое стихотворение, которое ему нравилось, не справляясь, кто его автор. В числе стихотворений, выписанных его собственною рукою, мы нашли стихотворение г. Полонского. Вот оно для любопытных:
Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак ее очей...» 1
Это вдохновенное стихотворение начинающего поэта взыскательный Некрасов счел необходимым полностью процитировать в рецензии. А своим появлением в печати оно обязано Белинскому, который опубликовал его в шестом номере «Отечественных записок» за 1842 год.
Не только Гоголь заносил понравившиеся ему строки Полонского в заветную тетрадь, но спустя десятилетия поэт уже другого века, Александр Блок, переписывал в свой дневник стихи Якова Полонского.
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен, мечты кипят...
От зари роскошный холод
Проникает в сад —
строфа из знаменитого стихотворения Полонского «Качка в бурю» особенно нравилась Блоку, а дерзкое сочетание «роскошный холод» вызвало его восхищение.
В своих воспоминаниях о Блоке Корней Иванович Чуковский приводит интересный разговор с поэтом о Полонском: «Как-то ра) <...> мы вышли от общих знакомых... мы пошли зимней ночью по спящему городу и почему-то заговорили о старых журналах, и я сказал, какую огромную роль сыграла в моем детском воспитании
1 Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем. М., 1950, T.IX, с. 274.
5
Почти все представленные в настоящем издании повести и рассказы автобиографичны. Повести «Груня» и «Дом в деревне»— своего рода маленькая дилогия, повествующая о жизни подростка в 14 и 15 лет, где много почерпнуто Полонским из своего отрочества. Автобиографичны и кавказские повести «Квартира в татарском квартале» и «Тифлисские сакли» — о последней Полонский вспоминал: «В Тифлис приезжал В. Ф. Тимм (издатель «Художественного листка») <...> Он хотел срисовать самую красивую женщину в Тифлисе— и я дал ему возможность срисовать ту армянку, которую я описал в рассказе «Тифлисские сакли», которая долго была близка мне и которая страшно измучила меня не столько физически, сколько нравственно. Она была «прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла». Ее звали Софья Гулгаз. Я уже выучился <...> рисовать, <...> но книга с рисунками, а в том числе и с портретом Софьи пропала <„.> Молодость и жизнь »той Софьи (под именем Магданы <...>) описана мною так правдиво, что слухи об этом рассказе дошли до моей бывшей возлюбленной — и она <...> просила <...> передать мне, что грех мне и стыдно так жестоко осмеять ее! Но кто еще раз прочтет мои «Тифлисские сакли», тот, конечно, увидит, что я и не думал ее осмеивать <...> Рассказ «Тифлисские сакли» я не мог продолжить, потому что цензура в это время моего пребывания в Петербурге не допускала существования любовниц, содержанок и тому подобное. Жива ли теперь эта поразительная красавица Софья Гулгаз...» (Я. П. Полонский. Стихотворения. Л., 1935, с. 652—553. Библиотека поэта. Большая серия). «Тифлисские сакли» впервые были опубликованы в «Современнике», 1853, № 7. В 1859 году они были напечатаны в «Русском слове», № 4.
В 1862 году была опубликована небольшая повесть Полонского «Медный лоб», которая раскрыла новую грань таланта автора— его несомненное сатирическое дарование. Друг Полонского, взыскательный и искушенный читатель Е. А. Штакеншнейдер, записала в своем дневнике: «Небольшая забавная вещь—война барина с лакеем <...> Или ему этот род лучше удается, или его проза окрепла как-то, стала гораздо лучше...» (Е. А. Штакеншнейдер. «Дневники и записки». Academia. М., 1934, с. 314),
В. Фридлянд
|