RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » Журналы-

Эмлемы, рождённые Октябрём

СТАТЬЯ 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью ни языках союзных республик. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В верхней части герба - пятиконечная звезда.
(Из Конституции Союза Советских Социалистических Республик).



ЭМБЛЕМЫ РОЖДЕННЫЕ И ВОЗРОЖДЕННЫЕ ОКТЯБРЕМ


Кандидат исторических наук В.ПОХЛЕБКИН.

В Ленинграде на углу улицы Степана Халтурина, напротив Зимнего дворца, стоит скромное здание. К торцевой стене этого дома прибита мраморная доска, сообщающая, что отсюда в послеоктябрьские дни 1917 г. В.И.Ленин руководил разгромом контрреволюционных войс Керенского. А рядом с доской, рельефом изображен замысловатый знак. Если побродить по центру старого Питера, то можно заметить такие же знаки и на многих других зданиях, так или иначе связанных с историей Великой Октябрьской социалистической революции. Это Кадуцей, жезл Меркурия.Эмблема мира, торговли и промышленности. В первые годы революции она была распространена, как олицетворение мирного труда Советского государства, его сремления к созиданию. Этой эмблемой на языке международной символики молодая Советская республика выражала идею политики мирного сосуществования. Впоследствии кадуцей стал эмблемой работников внешней торговли (торговля - инструмент мира!), его можно увидеть на петлицах советских таможенников.

Первое пятилетие Совеской республики - 1917-1922 годы - период бурного эмблемотворчества. Новое время, новые идеи, новые отношения и новые учреждения требовали и нового отражения в форме эмблем. Эмблема - "нарисованная идея" - по своему изображению всегда условна, но зхато она проста, лаконична. Хорошая, построенная на народных образах эмблема должна быть понятна во всех уголках земного шара без дополтительных разъяснений.

За многовековую историю человечество накопило массу общепринятых эмблем, которые составляют своеобразный международный фонд. Так, например, пчела означает трудолюбие, подкова - счастье, якорь - надежду, зеркало - правду, лира- музыку, лев - могущество, меч - правосудие, рука, сжатая в кулак, - верность и т.д. Таким образом, язык эмблем в значительной степени интернационален. Это, конечно, не меняет того факта, что бывают и узконациональные эмблемы, "действующие" только в рамках одного народа или государства.

Вполен понятно, что в России 1917-1918 годов, где свчше 80 процентов населения было неграмотным, где ещё не знали таких мощных средств массового воздействия, как радио и кино, и где в то же время круто и бурно шла сложная политическая жизнь, партий - эмблема, как и плакат, сыграла значительную роль как опознавательное, информативное, агитационное и коммуникативное средство. Легко тиражируемые из любого материала - то ли в виде отпечатка на бумаге, то ли как нашивка из материи, или же значек из жести - эмблемы были в первые годы нашей республики важным политическим оружием.

Искусствовед А.Эфрос, вспоминая 1918 год, писал, что в те годы "Советская эмблематика - проработанная, вычеканенная, .., устойчивая, государственно-законченная.., - была для нас настолько же неожиданна и парадоксальна, насколько, спустя одно-два десятилетия, когда дети наши станут взрослыми, она покажется им обыкновенной, той самой, какую. они видели с детства, в первые годы советского строя, когда на зданиях, на автомобилях, на флагах, на околышках, на шинелях, на пушках, на джекретах, на воззваниях, на газетах, на календарях, - вдруг возникли, растеклись, распластались тысячами тысяч серпы, молоты, пятиверхие звезды и лозунги советского строя".

Придумать, создать заново совершенно новые символы для воплощения новых идей было нелегко. Ведь создатель эмблем должен сочетать прекрасную ориентацию в вопросах истории, идеологии, политики с таким же доскональным знанием истории искусств, геральдики и с умением найти адекватное графическое выражение любых идей и понятий.

Для изображения идей революции нельзя было воспользоваться арсеналом стары эмблем власти.

Как известно, дореволюционная геральдика брала свои эмблемы из мира животных и, а точнее из мира хищников - львао, леопардов, ястребов и т.д., либо же пользовалась для иносказания миром фантастических и, следовательно, еще более чудовищных животных - драконов, грифонов, двуглавых орлов, семиголовых змеев и гидр.

Стрелы, луки, кинжалы, сабли, палаши, ятаги, алебадры, а также ружья, ядра, пушки буквально испещряли старые гербы. В советской эмблематике от этого наследия прошлого было решено отказаться с первого же дня революции, отменившей старые звания, титулы, знаки отличия, ордена и использованные на них эмблемы.

Первым Декретом Советской власти был Декрет о мире. Не будем забывать, что первые четыре месяца Советской власти были временем ее мирного триумфального шествия по стране. Война с иностранными интервентами и с белогвардейцами была навязана советскому народу позднее. И это, естественно, усложнило вопрос об эмблемах.

В эпоху коммунизма, когда с оружием в руках отстаивались завоевания Октября, казалось, что и оружие - особенно такое солдатское, такое близкое массам, как штык и винтовка, - может войти в число эмблем Советской власти.

Из опубликованных ныне архивных документов, из воспоминаний современников и из переписки В.И.Ленина с А.В.Луначарским мы знает, что Владимиру Ильичу пришлось на протяжении трех месяцев, в течение десяти раз выступать на заседании Совнаркома по вопросу о советских эмблемах и доказывать, что нельзя включать меч или иное изображение оружия в герб Советской республики, поскольку в атрибутах власти социалистического государства в принципе не должно быть места военным эмблемам - ведь не оружие же источник его власти. "..Мы бьемся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата, - говорил В.И.Ленин, - и пока не выгоним из наших пределов и белогрвадейцев, и интервентов, но это не значит, что война, военщина, военное насилие будут когда-нибудь главенствовать у нас...

Братство народов будет провозглашено и осуществлено во всем мире, и меч нам не нужен, он не наша эмблема..."

В тоже время революция бережно сохранила все те эмблемы, сложившиеся с далеких времен, которые говорили о мире, созидательном труде, прогрессе, процветании народа и просвещении. Именно эти идеи нашли самое широкое выражение в советской эмблематике. Правда, не все они выдержали проверку временем. Но большинство сохранилось и вошло в золотой фонд социалистической эмблематики, который сослужил добрую службу ряду молодых народно-демократических государств, родившихся после второй мировой войны на четырех континентах.

Сам поиск наиболее точных, простых, лаконичных образов и особенно проблема совмещения, сочетания разных знаков в одной эмблеме было далеко не легким делом. Это наглядно можно увидеть из серии рисунков, размещенных на 5-й стр. цветной вкладки.

Они показывают (да и то далеко не полно, частично), как подбиралось наиболее ясное и выразительное изображение главной советской эмблемы - серпа и молота - этой основы нашего государственного герба. Идея этого изображения вовсе не "носилась в воздухе", как об этом часто принято писать. Эта идея была в начале марта 1918 года четко сформулирована в опубликованном правительственном постановлении о приведении конкурса на государственный флаг, печать, народный герб и монеты республики. Несколько художников - С.Чехонин, Н.Пуни, Н.Альтман, Н.Андреев, С.Митурч, Н.Арнштам и др. - работали над объединенным изображением серпа и молота. С.Чехонин нашел единственно приемлемое решение. Чтобы понять, сколь новаторским, смелым и неожиданным было введение серпа и молота в государственную эмблематику, надо вспомнить, что в дореволюционной геральдике орудия ремесла практически не употреблялись. Из более чем 10 тысяч русских гербов лишь несколько, менее десятка имеют изображения характерных инструментов или предметов своего ремесла - молот, подкову, колесо, кирку, наковальню как своего рода подпись. Старая геральдика не признавала их символами и не давала поэтому соответствующего толкования таким фигурам.

Революционная символика впервые дала высокий смысл эмблемам.


Молот - признанная и широко распространенная эмблема пролетариата, рабочего класса. Эта эмблема получила известность еще за долго до революции, по крайней мере с 1905 года, в революционной поэзии пролетарских литераторов и в партийной публицистике. Молот в сочетании с другими орудиями труда - с наковальней, киркой, разводным ключом - эмблема различных отрядов рабочего класса - металлистов, строителей, транспортников.

Серп как эмблема крестьянства возник в конце января 1918 года, после III Всероссийского съезда Советов, когда произошло слияние крестьянских Советов с рабочими и солдатскими в один орган - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В старой геральдике серп почти не встречался( два случая из 10 тысяч гербов).

Из орудий крестьянского труда встречались лиш цеп и соха, а также лукошко. Это символ патриархальной деревни не стали эмблемами советского крестьянства. Правда, лукошко было использовано в фигуре крестьянина-сеятеля на первых советских денежных знаках. Для советского крестьянства символом более технически совершенным казался в то время плуг. Однако плуг был крайне неудобен для изображения: он имел сложные очертания и в то же время крайне невыразительный, неясный силуэт. Напротив, серп был не только наиболее локоничным и простым для изображения, но и обладал еще двумя важными качествами, делавшими его незаменимой. Во-первых, он точно символизировал не какую-то одну сторону крестьянского труда (как, например, плуг или цеп - пахота и обмолот), а давал обобщенное представление о крестьянском труде и его результатах. Серп был прямым эквивалентом молоту: столь же массовое орудие в крестьянском труде, как молот- в руках рабочего. Это создавало логическую и художественно-эстетическую основу для наилучшего совмещения молота и серпа в единой эмблеме. И тем не менее конкретное изображение серпа и молота в "легко читаемом" совмещении пришло далеко не сразу. Это видно из серии приводимых рисунков ( на стр. цветной вкладки, раздел I).

Трудно было сразу найти оптимальное совмещение двух этих изображений в одну эмблему и ещё труднее, как мы видим, было отказаться от привнесения в эту эмблему и других, казалось бы, весьма важных символов и эмблем.

Не сразу был выбран поворот эмблемы серпа и молота на Гербе РСФСР (скульптор Н.А.Андреев, 1918гю) - рукоять молота расположена на серпе ( см.5-ю стр. цветной вкладки - I,15). В 1929 году положение рукоятки молота было изменено (I,16). Первоначально же в проекте художника С.В.Чехонина серп и молот изображались силуэтом, так как эта эмблема предназначалась для государственной печати (I,14).

Какие же эмблемы, кроме серпа и молота, получили особенное распространение в годы революции и что они означали? Часть из них можно увидеть на прилагаемых таблицах на странице 95, иллюстрирующих текст.

Огонь - символ жизни и света, выражался в советской эмблематике через изображение солнца, звезд, молнии, радуги, пламени.

Эти эмблемы заимствовали у античных философов-материалистов, у французских энциклопедистов XVIII века, у великих атеистов и просветителей прошлого, у социалистов-утопистов, которых ценили К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.

Солнце Источник света, огня, силы, богатства и жизни постепенно вобрало в себя понятие огня, как пламени, то есть символ революции и превратилось в 1922 году в эмблему источника силы Советского государства. именно в таком значении эмблема полуденно расположенного восходящего солнца (помещенного внизу, в центре герба) присутствует на государственном гербе СССР и союзных республик (см рис17 на стр.95).

Звезда. Издавна была символом и эмблемой прогресса, стремления вперед, к более совершенному. Это значение она сохранила и в революционной геральдике. Однако точнее установление числа ее лучей (пяти) и ее цвета( красного), а также придав ей дополнительных элементов и окантовок привело к тому, что возникло два основных изображения эмблемы пятиконечной звезды, каждая со своим определенным значением (5-я стр, цветной вкладки, IV,1-3).

Красная пятиконечная звезда с эмблемой серпа и молота - эмблема Красной Армии как армии рабочих и крестьян (РККА),несущей освобождение угнетенным и защищающей завоевания народа. Эта эмблема сформировалась в период с апреля по сентябрь 1918 года.

Красная пятиконечная звезда на государственных гербах - имеет чистое поле без дополнительных эмблем, она окантована золотой каймой, которая представляет собой условное изображение солнечных лучей или огня. В то же время на гербе Грузинской ССР солнечные лучи исходят непосредственно от звезды, они не изображаются условной золотой каймой.

Красная пятиконечная звезда, изображенная на флаге и гербе СССР , на государственных флагах всех союзных и автономных республик (кроме герба РСФСР), имеет более широкое значение, чем военная эмблема.

Пять ее лучей символизируют борьбу труда и капитала на пяти континентах, единство пролетариата во всем мире и пролетарский интернационализм. Золотая кайма вокруг звезды - отблеск огня революции - напоминает, что красная звезда в целом - священная частичка наших революционных и военных традиций, что власть Советов была завоевана в суровой борьбе и что ее помогли отстоять наши вооруженные силы. Эти традиции, как лучи солнца, как свет, неумирающий, вечны.

Пламя Среди эмблемы революции наиболее частым и распространенным было изображение пламени трехязыкового или пятиязыкового огня ( см рис3,4 на стр 95).

О значении этой эмблемы вдохновенно писал А.В.Луначарский в передовой статье к первому номеру журнала "Пламя" в 1918 году:"Пламя - грозная и сияющая эмблема силы - очистительной, буйной, гибкой, мощной, благодетельной. Эмблема света, знания, символ горячности сердечной, знак взлета вверх - великая аллегория революции",

Эта эмблема революции, более чем какой-либо другой образ, живо напоминала об истории революционной борьбы нескольких поколений: о декабристах, о тех, кто пришел за декабристами и был уверен, что из искры разгорится пламя - о ленинских марксистских кружках, об "Искре", о создании партии... И поэтому эпиграфом к журналу "Пламя" созданному после революции, был специально взят перефразированный эпиграф старой "Искры" - "Из искры разгорелось пламя".

Вот почему эмблема пламени как образ революции была особенно популярна в начале 20-х годов. Но так как огонь, пламя трудно и неудобно было изображать само по себе, то его старались на чем-то "укрепить", чтобы оно лучше смотрелось в рисунке или в пластике. Так возникли изображения огня в виде горящего факела или огня на полотнище (костер).

Факел. В основном эмблема просвещения, знаний, науки. В таком значении факел встречается в наши дни.

Чаша с огнем Использовалась в скульптуре, в барельефах, значках. Предлагалось включить ее даже в герб РСФСР (см рис.2). После Великой Отечественной войны чаша с огнем стала применяется для обозначения вечного огня.

Пламя на полотнище. Эмблема революции и революционных традиций, их вечного существования, передачи из поколения в поколение, вошла в пионерский значок.

Молния Эмблема озарения, мысли, борьбы света с мраком, тьмой. Ее образ использовался особенно часто в революционной поэзии Г.М.Кржижановского, Л.Радина, А. Коца, а также в театральных представлениях, посвященных истории революции в первое пятилетие Советской республики (рис13).

Радуга Одна из эмблем мечты человечества о светлом будущем, получила слабое распространение, в основном в поэзии и еще реже - в изобразительном искусстве. Одна из попыток использовать дугу, как эмблему советского крестьянства, принадлежала народному художнику СССР С.В.Герасимову

Эмблемы, взятые из растительного мира, имеющие в старой геральдике подчиненное значение, были выдвинуты в советской эмблематике на первый план и получили, как правило, более широкую обобщающую трактовку.

Это также продолжение революционных традиций прошлого. Вспомним, что именно французская революция создала свой собственный календарь, месяцы которого назывались по имени растений и плодов, в противовес "звериной" эмблематике феодализма (например, флореаль - месяц цветения, флюктидор - месяц плодов, вандемьер- месяц винограда).

Так, масличные или оливковые ветви как эмблема мирного характера Советского государства были внесены в один из первых проектов государственного герба.

Как эмблема мира вошла также в советскую эмблематику пальмовая ветвь, хотя в старой геральдике пальмовая ветвь была эмблемой долголетия. Впервые изображена С.Каненковым на мемориальной доске "Памяти жертв революции", установленной на Кремлевской стене в 1918 году.) Как эмблема мира она употребляется и поныне, став элементом советской дипломатической униформы. Точно так же используется в советской эмблематике и другое классическое "геральдическое" растение - лавр, как эмблема воинской и революционной славы..

Однако все выше перечисленные эмблемы, построенные на основе экзотических, не свойственных России растений, не вошли в ряд основных атрибутов государственной власти - в герб страны и союзных республик.

Они были заменены другой, глубоко национальной эмблемой - хлебным колосом или колосьями (5-я стр. цветной вкладки,III,1-3).

Колос Сноп ржи или пшеницы или даже группа снопов - крестцы, бабки, коленки- хотя и изображались прежде в дореволюционной геральдике, но были лишь указанием на род занятий предков гербовладельца. Поэтому снопы, или, точнее, снопики, или крестцы помещались в прежних гербах как мелкие детали общим силуэтом.

Советская эмблематика обратила внимание на главное: основную ценность снопа составляет зерно. И дала эмблему колоса, зерна - крупным планом. Тем самым была возрождена исконная, идущая еще от античных времен трактовка колоса, хлебного зерна, как олицетворения жизнеспособности, вечной жизни, как эмблема животворной силы народа, эмблема процветания страны социализма.

В более узком смысле колос или группа колосьев служит также эмблемой плодородия.

Клещи Из орудий труда, кроме молота, кирки и серпа, в первые годы революции была попытка ввести еще эмблему клещей, как своего рода символ выкорчевывания прошлого. Однако наиболее популярным символом такого рода стало изображение молотобойца, разбивающего цепи на наковальне.

Вообще изображение человека, совершенно не принятые в старой геральдике, оказались чрезвычайно популярными в первые годы революции.

Поэтому ряд самых первоначальных советских эмблем, возникших в 1917-1918 годы, содержал в себе изображение человеческих фигур, что в корне отличало советскую эмблематику от классической.

Таковы были образы Прометея, разрывающего цепи рабства, Кузнецов, кующих счастье освобожденному пролетариату, Молотобойца, олицетворяющего рабочий класс ( эта эмблема была создана В.Маяковским), Красного пахаря, подымающего целину Новой жизни, Красногвардейца, Красноармейца и Матроса - защитников завоеваний рабоче-крестьянской республики.

Государственные эмблемы не только часть, но и квинтесенция революционных традиций нашей страны, нашего Советского социалистического государства. Вот почему мы вспоминаем о них в дни 60-летнего юбилея Октября, с гордостью оглядываясь на победоносный путь, пройденный нашей Родиной.


***
Категория: Журналы- | Добавил: foma (04.01.2014)
Просмотров: 2057 | Теги: Журналы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0