RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 9.Журналистская литература

ж-069 "Пишу, печатаю, диктую..." Барыкин К.К.

Раздел Ж-069

К.Барыкин
"ПИШУ, ПЕЧАТАЮ, ДИКТУЮ..."

Рассказы о журналистском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. Советы.
— 2-е изд., переработ.
—М.: Политиздат, 1979.—125 с.


обложка издания


Пишу, печатаю, диктую...:
Книга написана журналистом, специальным корреспондентом журнала «Огонек», заместителем председателя Всесоюзной комиссии по научной организации труда в журналистике. В ней рассказывается об инструментальном оснащении творческого труда, об изделиях, служащих для обработки слова, помогающих сбору, накоплению, хранению и передаче информации. Понятно, тема, имеющая большую и богатую историю, тема, наполняющаяся в наши дни особым содержанием и сулящая много нового впереди, не может быть исчерпана одной публикацией. И собранные под обложкой «Пишу, печатаю, диктую...» страницы эти — скорее этюды о научной организации творческого труда.


| Содержание:
ХОТИМ МЕХАНИЗИРОВАТЬСЯ!
КОНФЕРЕНЦИИ ИДЕЙ. ЧТО ГОВОРЯТ ЗНАТОКИ?
ФАКТОР ВРЕМЕНИ РАБОЧЕЕ МЕСТО
Разбор практики. Советы.
РИТМ+РИТМ=РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПИШИТЕ ДИКТОФОНАМИ...
Разбор практики.
Советы ...И ПИШУЩИМИ МАШИНКАМИ
Раэбор практики.
Советы. ПЕЧАТАТЬ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ! РУКА — К ПЕРУ, ПЕРО — К БУМАГЕ
Разбор практики.
Советы. ХОТИТЕ БЫСТРО ЧИТАТЬ? АЛЛО, ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ? КОПИЯ ЗА ДВЕ СЕКУНДЫ КОЭФФИЦИЕНТ ДЕЛОВИТОСТИ
Разбор практики.
Советы. ЖУРНАЛИСТ У ДИСПЛЕЯ

***

 


Журналист у дисплея
В
идный исследователь в области газетного дела болгарский журналист и ученый Димитр Георгиев отмечает, что «каждое десятилетие приносит новые открытия и новые возможности для развития газеты — социальные, эстетические, профессиональные и прежде всего производственно-технические». В последующем газеты будут выходить в большем, чем сейчас, объеме. «Некоторые наши коллеги мечтают о ежедневных газетах объемом от 32 до 64 полос. Едва ли это нужно. Если читатель отводит на чтение газеты 20 минут (как считают американские исследователи) или 40 минут (как считают советские исследователи), зачем же ему подносить толстенную пачку газетных листов, которые теоретически требуют для их прочтения 900 или 1800 минут — все или почти все время, которое живет газета?»,— резонно спрашивает Димитр Георгиев. Газеты постепенно станут переходить на фотоофсетный способ печати (что влечет за собой и некоторое изменение редакционной технологии, заметим мы.— К. Б.). «Когда в 1967 году «Нойес Дойчланд» отпечатала один и тот же номер двумя способами (офсетным и способом высокой печати.— if. £►.), преимущество нового сразу же стало очевидно: и набор и иллюстрации приобрели мягкость, успокаивающую глаз, создающую благоприятный режим чтения».
Беспристрастно перечисляя позиции то утихающей, то вновь оживляющейся на Западе дискуссии о возможностях хотя бы частичной замены журналиста машиной, Д. Георгиев не уходит от рассмотрения и этой далеко не технической проблемы: «...не вытеснит ли нашествие техники и автоматики из газеты главную фигуру, ее создателя — журналиста? Наши коллеги на Западе бьют тревогу по этому поводу. Канадские и австрийские журналисты с беспокойством говорят, что в ближайшие годы может быть безработица среди журналистов как следствие технической революции. Сейчас много дискутируют о замене труда журналиста электронными машинами — не только в переводе, но и в самом процессе творчества. Многие исследователи категорически отвергают подобную замену журналиста машиной. Они придерживаются мнения, что техника
116
значительно облегчит работу журналиста, освободит его от мелких и тяжелых забот, высвободит время для творчества. Записывающая и запоминающая аппаратура, электронизированная документация (уже в ближайшие годы, возможно, будут с помощью электронной техники созданы условия для пользования международной документацией — например, материалами ЮНЕСКО), самые современные транспортные средства — все будет взято на вооружение журналистикой, чтобы освободить творческих работников от обременительного и не свойственного им труда».
Д. Георгиев старательно перечисляет частности, потому что каждая из них не случайна, а звено в цепи. Наш болгарский коллега убежден, что техника неминуемо придет в редакционные и издательские кабинеты. И если мы ныне противимся этому, если проявляем свой консерватизм, понятно, не признаваясь в том даже самим себе, то усложняем проблему, «загоняем болезнь вглубь», прикрываясь при этом рассуждениями о нетленности творческого труда, о вредности его инструментализации, о якобы отрицательном ее влиянии на пишущего человека, на образ его мышления... Но никто и не призывает писать с помощью диктофона рассказы и эссе, хотя и это не противопоказано. Однако подготовить и передать в редакцию репортаж о сверхзвуковом перелете Москва — Владивосток все же лучше (и быстрее) с помощью диктофона и телефона. Иначе почему бы не вернуться к прежнему способу, которым пользовался еще Владимир Гиляровский,— к заметке, посланной на перекладных или с рассыльным? Ритм времени следует принять как должное и влиться в этот ритм. А этому поможет техника.
Мы, журналисты, такая же частичка населения нашей страны, как сталевары и пекари, как кинематографисты, летчики, научные работники, шоферы. Но они-то не пренебрегают новейшим инструментом! У нас другие условия работы, у нас чисто творческие категории? Но кто говорит, что они пострадают от хорошей авторучки и диктофона. Следует ли возводить хрупкие по аргументам барьеры...
Журналистика — область идеологической работы. Подчиненная высшим задачам страны, являющаяся ближайшей помощницей нашей Коммунистической партии, журналистика должна идти в своем техническом осна-
117
щении вровень с веком, с требованиями, предъявляемыми к каждому из всех советских людей, без исключения.
Чтобы факты героизма наших людей, их творческий, самоотверженный труд во имя Родины становились точно и быстро известными всей стране, всему миру.
На журналистском съезде председатель Правления Союза журналистов СССР В. Г. Афанасьев сообщил о том, что в стране «в основном завершена механизация набора районных и городских газет. В типографиях установлено свыше 3,5 тысячи различных машин. Около 80 районных и городских газет переведены с высокого способа печати на более прогрессивный — офсетный».
Как видим, типография в техническом оснащении, в модернизации заметно опережает редакцию и издательские службы. И этот разрыв с каждым годом становится все тревожнее: на современную типографию должен работать журналист, вооруженный современным инструментарием. И мы не можем ждать, когда дистанция сократится сама собой. Будем помогать этому. А для этого, в частности, не мешает знать о том, каким видят обустройство редакции близкого будущего специалисты.
Поэтому несколько слов из парижского «Экспресс». Здесь была опубликована статья «Как будет выглядеть газета в 2000 году?». Это любопытный прогноз. Прежде всего своей реальностью, основанной на уже имеющихся разработках. Более того, можно сказать, что автор перестраховался, отодвинув все на столь дальний срок. «В 2000 году главный редактор будет напоминать режиссера с телевизионной студии, сидящего в застекленной кабине. Его редакция станет совсем непохожей на ту, о которой писал Бальзак: автомат будет расшифровывать телеграммы агентств, приходящие из различных концов мира, и регистрировать передаваемые фото. Робот (ему отведена роль переводчика) будет принимать телеграммы на различных языках и автоматически переводить их на язык, на котором выходит газета; статьи и комментарии будут передаваться в типографии в виде перфолент. Возможность опечаток полностью исключена — за это отвечает специальный автоматический контролер».
Заметим тут же, что проходившие у нас выставки «Электропполиграфмаш» и «Офсет» уже познакомили нас со многими подобными приспособлениями. Авторский текст «печатается» не на бумаге, а проецируется на
118
телеэкран, может быть тут же выправлен и откорректирован с необходимой тщательностью и тут же, закодированный на перфоленте или магнитной пластине, отправлен в типографию. На выставках было много интересного, практически полезного. Нам, журналистам, вообще не мешает присматриваться к новинкам на смотрах, устраиваемых Торгово-промышленной палатой СССР и другими организациями.
В одном из научно-исследовательских институтов объединения «Союзоргтехника» создана и выпускается промышленностью машина «Оргтекст», предназначенная, в частности, и для автоматизации машинописных бюро в редакциях и издательствах, в вычислительных центрах. Составленная программа редактирования рукописи вводится в «Оргтекст» — для этого используются знаки корректорской правки. Всю остальную работу аппарат выполняет автоматически. Печать ведется на листах обычной бумаги, но одновременно набивается и перфолента, которую в последующем, если понадобится, выправляют и передают наборной машипе.
«Оргтекст» и его модификации — машины редакционного обихода.
Одна из американских газет писала (этот материал был опубликован и в газете Союза журналистов СССР «За рубежом»), что все чаще слышны голоса, утверждающие, что дни «ручного труда» в журналистике сочтены, что «скоро газетчики станут не только мастерами слова, но и специалистами в области компьютеров». Почему компьютеров? Вчитаемся. «Важное нововведение в процесс механизации газетного дела — редактирование с помощью компьютера. Эта система опробована в редакциях крупнейших информационных агентств, а также в ряде ежедневных газет». Результат: резкое сокращение времени с момента, когда статья написана, до момента, когда ее читают. Там, где используются терминалы с электронно-лучевыми трубками, репортер может электронным путем производить все операции, которые в обычных условиях ему пришлось бы делать «вручную» (с помощью авторучки),— вставлять или вычеркивать слова или целые предложения, переставлять абзацы и так далее.
Готовая статья засылается в блок памяти компьютера, откуда ее в любой момент может затребовать редактор. Редактор имеет также возможность простым нажа-
119
тием кнопки мгновенно получить перечень статей, содержащихся в блоке памяти...
Появляются и оказывают все более заметное влияние довольно сложные редактирующие системы, включающие комплекс самых совершенных средств и приспособлений. Центром многих таких систем является видеотерминальное устройство; оно может быть установлено в кабинете любого редакционного работника. «Решения, которые принимает редактор, передаются на печатающее устройство (тайпсеттер) без участия человека», так было сказано о новейшей редактирующей системе. Пошло было в ход даже название такое «видео-пишмаш» — устройство, которое ловит на небольшой экран текст, одновременно с тем, как он появляется на заправленной в машинку бумаге. Существуют терминальные приспособления для макетирования, для других редакционных нужд. Машина готова взять на себя разметку оригинала и создание макета, кодирование, распечатку, вычитку, корректуру...
Рассказ о редакции будущего одно из специальных изданий озаглавило: «Человек со световым карандашом». «Машины-редакторы! Новости на экране!» ~~ возглашала газета. «Какой будет газета через сорок лет?» - спрашивал автор публикации.
И отвечал: «Кресла редакторов будут стоять у панелей с огромным числом кнопок и клавиатурой наборной машины. Со всех сторон редакторов будут окружать экраны, а в руках у них вместо карандашей будут тонкие трубки — цветные карандаши и резинки, похожие на ручные электрические фонарики».
Автор рисует картину полностью автоматизированной редакции, в которой роботы возьмут на себя значительную часть редакционных забот, в которых одно нажатие кнопки вызовет на экран сверстанные умением электроники полосы газет. В таких редакциях, судя по описанию, человеку будет неуютно и нелегко... Не только потому, что надо будет овладеть комплексом не привычных для журналиста знаний. Но и потому, что общение с редактором-роботом — не лучший вариант, согласитесь. И можно с уверенностью сказать, что такого не случится. Журналист есть и всегда будет главной фигурой в любой редакции.
«Газета будущего не сможет обойтись без репортеров, корреспондентов и редакторов. Душой газетного
120
дела но-прежнему будут люди». Это признают даже авторы самого что ни на есть машинизированного прогноза, апологеты сплошной технизации редакционного и издательского дела. Более того, увеличится потребность в квалифицированных редакторах, но зато резко сократится потребность в технических работниках...
Вот такие перспективы. И в них мало такого, что могло бы вызвать опровержение. На международном журналистском коллоквиуме директор одной из зарубежных журналистских школ отметил, что машины должны избавить журналиста от механической работы, высвободить его время для творчества. Еще один докладчик добавил: «Но автоматизация потребует от журналиста повышения рабочей дисциплины, пунктуальности, методичности...» Ведь с недисциплинированным в работе журналистом машина не сможет вступить в общение: опоздания, неточности и недоговорки она не только не понимает, но и не принимает.
Без электроники в будущем не сможет обойтись ни одна редакция. Но суть в том, что навыки овладения всем этим электронно-лучевым, компьютерным хозяйством проходят через овладение разной, в том числе и простой, оргтехникой. Диктофоны, механизированные картотеки, микрофильмирование и ксерографирование и навыки общения с другими машинами и приборами подведут нас к овладению более сложной техникой, явятся той ступенькой, через которую дано перешагнуть далеко не всякому. Да и не надо перешагивать! Настойчивее, активнее осваивать оргтехнику — и процесс вживания в сложные автоматические устройства тогда пойдет быстрее и безболезненнее.
И если мы в открытую приветствуем нашествие электроники в другие отрасли знаний и деятельности, то должны с полным пониманием отнестись к редакционной технике, к тому, что не стало пройденным этапом еще и потому, что мы вдруг стали неповоротливыми и даже консервативными, когда дело коснулось технизации нашего с вами труда.
Подчас мы топчемся в преддверии освоения настоящей техники, нередко считаем репортера, овладевшего пишущей машинкой и диктофоном, человеком, который стремится за модой. Нет и не может быть моды в газетном деле. Но техника-то есть — современная, оперативная. Набирающее немыслимые еще вчера темпы печата-
121
иие газет и моменталыюсть радио пе будут прощать нам того, что работаем мы для них устаревшим инструментарием.
Центральный научно-исследовательский институт «Электроника» создал разработки в области автоматизации и механизации поиска информации. Только по вопросам электроники в мире ежегодно публикуется свыше 20 тысяч патентов, а ретроспективные патентные фонды достигают сотен тысяч документов. Попробуй отыскать их вручную. В «Электронике» для хранения патентных описаний применяется миниатюрный носитель информации — диамикрокарта. Для чтения и получения бумажных копий разработан читательно-копировальный аппарат и аппарат для оперативного дублирования самих микрокарт. За считанные секунды можно получить копию.
Поиск нужных документов осуществляется с помощью большой электронной вычислительной машины. Этим достигается огромное ускорение процесса поиска.
Существует также образец аппарата для чтения и копирования голограмм с записью той или иной информации. Это будущее миниатюризации информационных фондов: на стеклянной пластинке или пленке 9X12 мм разместятся 1500 обычных страниц текста. При освещении определенного участка пластинки лазерным лучом изображение формируется на экране любого размера.
Фантастика? Вовсе нет. Разговор идет только о уже созданной технике, которая может прийти и в наши рабочие кабинеты. Технический прогресс стремителен, он неотвратим и в редакционном и в издательском деле.
Снова сошлюсь на аргументированный, обстоятельный прогноз Димитра Георгиева. Сделавший перевод его книги советский журналист и ученый П. И. Пронин не раз отмечал, что наши коллеги в странах — членах СЭВ все с большим вниманием относятся к проблемам технической экипировки журналистики — от ЭВМ до хорошего блокнота. П. И. Пронин много лет работал в Международной организации журналистов, изучил ведение дела в журналистских коллективах некоторых стран мира. Рассказывая, он подчеркнул одно немаловажное обстоятельство: каждой технической новинке в редакции обеспечен режим наибольшего благоприятствования. Бе изучают, применяют на практике, выискивают новые технические возможности, приноравливают
ш
к уже имеющемся в редакции технике и приноравливаются к ней сами, делая это охотно и споро.
Когда наши коллеги из ГДР приглашали Д. Ф. Мамлеева и автора на выставку. новейшей редакционной техники, мы и не предполагали, что встретим там коллег из Венгрии, Польши, Чехословакии, которые проблемами всестороннего оснащения журналистов и редакций в целом техникой и технологией занимаются много лет, ведут эту работу не от случая к случаю, а системно, планово, обстоятельно. Хорошо бы и нам не только присмотреться к такой практике, но и позаимствовать ее.
В редакции завтрашнего дня, подчеркивает Д. Георгиев, подсчеты текстов, заголовков, иллюстраций, занимающие сейчас так много времени, произведет автоматика. Она же проследит за ходом верстки. Возможно, что в секретариате будет установлен специальный экран (по принципу автоматического чтения рукописей), посредством которого секретарь в течение нескольких ми-пут сможет испробовать несколько различных вариантов макета и выберет наиболее подходящий.
«...И когда у будущего секретаря вырвется свободная минута, он, возможно, раскроет одну из книг, датированных нынешним годом, и со снисходительной улыбкой прочтет об изнурительном, неэффективном нашем труде в цехе, где носится свинцовая пыль, всюду лежат грязные корректуры, где стоит невыносимый шум от линотипов. И, может быть, он уловит и почувствует то творческое волнение, охватывающее журналиста при рождении свежего номера газеты, которое одинаковой сегодня, и завтра, и в далеком будущем — всегда, пока будет газета».
Непреходящее, не подвластное ни одной машине — это наше, творческое. А машине можно и нужно отдать машинное.
На состоявшемся в Праге международном коллоквиуме журналистов один из докладчиков обратил внимание на то, что механизация и автоматизация потребуют от журналистов повышения рабочей дисциплины, пунктуальности, методичности, заметив при этом, что механизация в то же время освободит журналисту значительное количество времени. И это, скажем еще раз, не было случайным замечанием. Механизация журналистского труда, внедрение в редакционную практику современных технических средств — злоба дня и пока не счи-
123
тайный резерв улучшения условий нашего труда и, как итог этого, повышения его производительности. Обсуждался при этом на коллоквиуме и такой вопрос:
— Могут ли машины заменить труд журналиста?
Ответ был категорический:
— Не могут!
Конечно, не могут. Но оказывают на него значительное влияние.
В одном из докладов этого же собрания (в котором участвовали специалисты 14 стран, в их числе и СССР) отмечалось, что использование новой техники в редакциях потребует дополнительного вспомогательного и технического персонала. Зато журналисты освободятся от чисто механической работы.
Мы готовы к этому?

* * *

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать


Категория: 9.Журналистская литература | Добавил: foma (29.09.2014)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0