Раздел Ж-033
Коллектив авторов
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
Факультатив, курс «Теория и практика сочинений разных жанров (VII—VIII кл.)».Художник С. Соколов
Пособие для учащихся/ Ю. И. Равенский, П. Ф. Ивченков, С. А. Никольская и др.; Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова.
— 2-е изд., испр.
— М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
Книга содержит краткие теоретические сведения и разнообразные виды упражнений, связанные с работой над сочинениями разных жанров.
| Содержание:
Тема и основная мысль сочинения
Тезисы и конспект
Доклад
Цитирование
Литературные заготовки
Репортаж
Интервью
Совершенствование написанного
Библиография и аннотация
Отзыв и рецензия
Описание местности Путевые заметки
Портретный очерк .
Сравнительная характеристика
Рассуждение проблемного характера
Статья в газету
Рассказ с необычным построением
Юмористический рассказ
Фельетон
Устный рассказ
***
Оно не звук окостенелый,
Не просто некий матерьял,
Нет, слово — это тоже дело,
Как Ленин часто повторял.
А. Твардовский
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Все вы станете людьми, приумножающими богатства и славу нашей Родины: рабочими, колхозниками, учителями, инженерами и т. д.
Но независимо от того, какую специальность вы изберете, вы должны уметь выражать свои мысли.
Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.
Развивайте дар слова!
В этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький
«Ты говоришь не о том», «Я тебя спрашиваю не об этом», «Написано не на тему», «Тема раскрыта не полностью», «Ты не доказал свою мысль» — такие замечания часто слышит ученик, когда учитель характеризует его ответы, изложения и сочинения. И в самом деле, чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы и основную мысль своего высказывания.
В сочинении, написанном школьником, ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы), в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения и способ изложения материала.
Тема ученического сочинения — это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится. Основная мысль сочинения — это ответ на поставленный темой вопрос. В любой формулировке темы содержится вопрос. Иногда сама тема сформулирована как вопрос, например: «Кого ты считаешь своим другом,?», «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?». Но чаще тема предлагается не в форме вопррса, например: «Мое любимое занятие», «Митрофан — «несчастное следствие дурного воспитания», однако и в этом случае также требуется ответить на вопрос: какое занятие я люблю? Как воспитывался Митрофан и каким он стал?
Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала и речевых средств, последовательностью изложения выражает основную мысль сочинения.
4
Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.
Основная мысль может быть выражена в названии сочинения, например: «Здравствуй, родная школа!», «Никто не забыт — ничто не забыто», «Смерть и бессмертие молодогвардейцев».
Сочинение может быть снабжено эпиграфом. Эпиграф, как правило, обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы. Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после ее завершения, когда автор выскажет до конца свою точку зрения. Естественно, что не к каждому сочинению необходим эпиграф.
Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. В печатных работах указание источника, откуда взят эпиграф, передается, как правило, другим шрифтом (см. эпиграф к этой главе). Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными в том случае, когда указание источника помещается на той же строке, что и эпиграф.
Эпиграфы оформляются следующим образом: ....
.............
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
|