RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 5.Художественная иностранная литература

хил-202.0 Антарктическая одиссея. Реймонд Пристли
Раздел ХИЛ-202
Реймонд Пристли

АНТАРКТИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ.
Северная партия экспедиции Р. Скотта


ANTARCTIC ADVENTURES
Scott's Polar Party
BY
REYMOND E.PRIESTLEY
With a map and illustrations
NEW YORK
E. P. DUTTON & COMPANY 681 fifth avenue 1915
Перевод с английского Р. М. Солодовник
Научный редактор канд. геогр. наук Л. И. Дубровин
Л., Гидрометео-издат, 1985, 360 е., с илл.
Художник Н. Крылов

обложка издания

Реймонд Пристли — участник антарктической экспедиции английского полярного исследователя Р. Скотта (1911 —1914 годы). Однако, если Южной партии этой экспедиции, трагическому финалу похода к Южному полюсу посвящены десятки книг, то о Северной партии, судьба которой сложилась также достаточно драматично, хотя и не столь роковым образом, наш читатель не знает практически ничего. Эта книга заполняет не освещенные еще страницы экспедиции Р. Скотта.
Для широкого круга читателей.


Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕРВОЕ РАССТАВАНИЕ
Прощание с партией по устройству складов.— Расставание.— Историческое место.— Зов Юга.— Собаки и пони рвутся в путь.— Северная партия: планы и люди
ГЛАВА II. В ПОИСКАХ МЕСТА ДЛЯ ЛАГЕРЯ
Подготовительные работы.— Обеспечение судна водой.— Ледниковый язык.— Высадка Западной партии.— Мыс Баттер.— О складах.— Высадки на мысе Эванс и мысе Ройдс.— В окружении пингвинов Адели.— Вдоль Великого Ледяного Барьера.— Рождение айсбергов.— Невозможность высадки на Земле Короля ЭдуардаVII.— Встреча с Амундсеном.— Наши впечатления от норвежской экспедиции.— Собаки.— Возвращение на мыс Эванс.— Отправка пони на берег.— К мысу Адэр.— Семь дней шторма.— Мыс АДэр
ГЛАВА III. ВЫСАДКА НА МЫС АДЭР И СТРОИТЕЛЬСТВО ЗИМНЕГО ЛАГЕРЯ
Выгрузка.— Возведение каркаса хижины.— Уход «Терра-Новы».— Первый шторм.— Постройка хижины.— Трудности плотников-любителей.— Мы гордимся своей работой.— Укрепление дома.— Хлорная известь против гуано.— Противоядие опаснее самого яда.— Строительство холодильника.— Охота на пингвинов.— Можно обходиться без свежего мяса из Новой Зеландии.— Наступление моря
ГЛАВА IV. ОСЕНЬ НА МЫСЕ АДЭР
Восхождение на скалу.— Следы, оставленные пингвинами.— Эрратические валуны и их значение.— Могила Хансена.— Признаки приближения зимы.— Образование новой подошвы припая.— Осеннее море.— Пингвины, покалеченные прибоем.— Внутреннее убранство нашей хижины.— Ее размеры.— Кабинки.— Порядок мытья и стирки.— Исчезновение пингвинов.— Первый настоящий осенний буран.— Потеря палатки.— Фотографирование в Антарктике.— Снежные горы и айсберги
ГЛАВА V. НАШ БЫТ И НАУЧНАЯ РАБОТА
Распорядок дня.— Граммофон.— Состязания в стрельбе.— Субботняя уборка.— Зимовка в Антарктике уже не страшна.— Ацетиленовая установка.— Научные занятия.— Моряки-ученые.— Метеорология и биология.— Вылазки на плоскодонке.— Только общие усилия приносят успех в работе
ГЛАВА VI. ЗАМЕРЗАНИЕ МОРЯ И ВЕЛИКАЯ МАЙСКАЯ МЕТЕЛЬ
Несмотря на ветры, море замерзает.— Блинчатый лед.— Мы расширяем наши прогулки.— Один из складов Борхгревинка.— Его склад угля и провизии — важное подспорье для нас.— Драже с лимонным соком и «джемо-клей».— Начало метели.— Каменные ливни.— Муки метеоролога.— Незначительные потери.— За водой для мытья,— Что опаснее — порывы ветра или внезапное затишье? — Работа в стенах дома.— Буря испытывает наше течение.— «Карузофон».— Гимн ночного дежурного.— Восходы солнца.— Горная пещера.— Случай с порошком магния.— Граммофон, как всегда, откликается на происшествие.— Лучшее полярное сияние из виденных нами
ГЛАВА VII. СЕРЕДИНА ЗИМЫ. ПОДГОТОВКА К САННЫМ ПОХОДАМ
Книги, шахматы, карты.— Бокс при температуре ниже нуля.— Болезнь Браунинга.— Ветер уносит инструменты.— Картошка — в тазу, сухари — на койках.— Праздник Дня середины зимы.— Замороженное шампанское.— Подготовка к санным походам.— Упряжь.— Мешки для продуктов.— Продукты.— Да здравствует личная инициатива! — Чтение литературы об Антарктике.— Наш рацион на время санных походов.— Кухня.— Загрузка саней
ГЛАВА VIII. ВЕСЕННИЕ САННЫЕ ПОХОДЫ
Обычный походный день.— Разбивка лагеря.— Приготовление ужина.— Тяжкая участь кока.— Раздача пищи.— Казусы с коком.— Преимущества черного котла.— Как лучше спать в спальнике — вывернув его мехом наружу или наоборот? — Утренний подъем и завтрак.— Старт 29 июля.— Плохая дорога.— «Ледяная чечевица».— Остров Дькж-оф-Йорк.— Мои неприятности.— Пропажа мешка с солью.— Птичий базар на острове.— Метель.— Палатка-парус.— Aurora Frigidissi-ma.— Возвращение
ГЛАВА IX. АВГУСТ НА МЫСЕ АДЭР
Умеренность — вот лучший пир.— За санями.— Веселый поход.— Прекрасная погода и виды ей под стать.— Разводья на морском льду.— Невиданный ураган.— Склады разгромлены, морской лед унесен.— Термометр пробит камнем.— Утрата мареографа.— Сооружение гидросаней.— «Картодиаграмма» урагана.— Памятка наблюдателям.— Солнце пригревает
ГЛАВА X. ПОХОД НА ЗАПАД ДЛЯ УСТРОЙСТВА СКЛАДОВ
Подготовка пеммикана.— Пожарная тревога.— Колосники в трубе.— «Двухпалубник».— Железные полозья — большое подспорье на морском льду.— Экипировка.— Старт на запад.— Мыс Пенелопе.— Труднопроходимая бухта Рилей.— Прекрасные виды.— На лыжах — и то две мили в день.— Возвращение с мыса Вуд.— Концерт в пещере Эбби.— Тюлени Уэдделла.— Зона покоя.— Метели задерживают Левика на леднике Уорнинг.— Вылазка на ледник в конце месяца.— Мы едва не потеряли кухню.— Буря с метелью.— Бегом на мыс Адэр
ГЛАВА XI. ВТОРОЙ ПОХОД НА ЗАПАД И ПОЯВЛЕНИЕ ПИНГВИНОВ АДЕЛИ
Разница в скоростях движения.— Торосы и аварии.— Новый способ управления санями.— Фотографирование на лыжах.— Местность за мысом Барроу.— Вой сирены, лавина.— Предательский лед заставляет нас возвратиться.— Съемка побережья у входа в залив.— Сбор геологических образцов.— Рождение детеныша тюленя Уэдделла.— Жилище снежных буревестников.— Снова дома.— Появление пингвинов Адели.— Спаривание.— Драки.— Хищение строительных материалов
ГЛАВА XII. ДВА КОРОТКИХ ЛЕТНИХ ПОХОДА НА САНЯХ
На ледник Сэр-Джордж-Ньюнс.— Ветры.— Восхождения в финеско не рекомендуются.— Посещение гнездовий на острове Дьюк-оф-Йорк.— Кладки яиц на мысе Адэр.— Птичник Кейзи.— Воздушные пираты.— Работа на острове Дьюк-оф-Йорк.— Поход на мыс Пенелопе.— Снежные буревестники.— Возвращение Кемпбелла на мыс Адэр.— Усыновление в семействе тюленей Уэдделла.— Окончание последнего санного похода
ГЛАВА XIII. ИДЕАЛЬНОЕ АНТАРКТИЧЕСКОЕ ЛЕТО
Бои пингвинов.— «Хулиганы».— Забавное зрелище у кромки воды.— Смесь табака и чая «Кресчент-Бей».— Дни рождений.— «Ежегодник Адели».— Несчастье на птичьем базаре.— Затопленные и засыпанные пингвины.— Пингвиньи сборища на припае.— Первая косатка.— Насекомые.— Морские леопарды у кромки припая.— Пингвины предлагают нам дружбу и даже брачный союз.— Катастрофа уничтожает несколько колоний пингвинов.— Спасательные работы.— Подготовка к летним санным походам.— Наблюдательный пункт на мысе Адэр.— Прибытие судна.— Прощание с мысом
ГЛАВА XIV. ЛЕТНИЕ САННЫЕ ПОХОДЫ
Высадка близ Убежища Эванс.— Ледник Кемпбелла.— Разведка ледника Бумеранг.— Трещины.— Лагерь «Снежная Слепота».— Отсутствие партии Левика.— Ископаемый древесный уголь.— Ледник Пристли.— Воссоединение партий.— Злоключения Левика среди трещин.— Остров Веджетейшен.— Возвращение к складу «Врата Ада»
ГЛАВА XV. В ОЖИДАНИИ «ТЕРРА-НОВЫ»
На северных возвышенностях.— Кладбище тюленей.— Вылазка на юг.— Ветер с плато.— Морские раковины высоко над морем.— Буря удерживает нас в палатках.— Починка порванных палаток в трудных условиях.— Две недели одноразового питания.— Снова буря и снова неприятности.— Первый убитый тюлень.— Я ведаю продуктами.— И снова буря.— Мы переносим лагерь и начинаем готовиться к зиме
ГЛАВА XVI. ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ
Охота на тюленей и пингвинов.— Сокращение рациона сухарей.— В бурю ставим палатку.— Роем пещеру.— Ворвань в рационе.— Первая лампа для чтения.— Дни рождения.— Раздача сухарей.— Достоинства недосу-шенных сухарей.— Жеребьевка в Антарктике.— Непрекращающиеся ветры.— Переселение в пещеру.— Черная суббота.— Крушение палатки Левика.— Ночь страданий
ГЛАВА XVII. ЗИМНИЙ БЫТ
Суп из тюленины и сала.— Лакомства в малых дозах.— Скудный рацион — тайное благо.— Обязанности повара.— Рыба из чрева тюленя.— Дверь в пещеру.— Теплоизоляция.— Жировые печи.— Строительство тамбура.— Нам не страшна непогода.— Празднование последнего дня месяца.— Отсутствие табака.— Заменители табака — древесные стружки, чай, сеннеграс, грубошерстные носки.— Влияние мясной диеты на самочувствие.— Сновидения о еде и спасательной партии,— Пещера внутри.— Тюленья кровь — приправа к супам
ГЛАВА XVIII. АПРЕЛЬ
Погода улучшается.— Действие непрерывных ураганов на настроение партии.— Инцидент с жирником.— Кому крошки со дна мартовской коробки из-под сухарей? Жировая печь.— Развлечения.— Книги, пение.— Субботний и воскресный концерты,— Еще три тюленя Уэдделла в нашей кладовой.— Муки кока.— Первое радикальное усовершенствование жировой печи.— Определение времени в темноте.— Дымоход.— Метель.— Море без льда
ГЛАВА XIX. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СОЛНЦА, ИЛИ НАЧАЛО НАСТОЯЩЕЙ ЗИМЫ
Последнее солнце.— Жестокие обморожения.— Усовершенствование жировых печей.— Высохшие кости тюленей — хорошее топливо.— Спасательная партия из императорских пингвинов.— Пингвины пополняют собой наши запасы.— Горькая доля дневального.— Рубка мяса с помощью геологического молотка и долота.— «Духовка».— Окончательный распорядок дня.— День дневального.— Работа под открытым небом по-прежнему неприятна.— По контрасту мы еще больше ценим комфорт
ГЛАВА XX. В ОСНОВНОМ О ЕДЕ
Страница из дневника.— Мясо императорского пингвина лучше тюленьего.— Капли с потолка пещеры образуют на спальных мешках сосульки.— Слишком жирные супы.— Предположения о судьбе корабля.— Пересушенные сухари обостряют чувство голода.— Десерт из лимонной кислоты.— Тоска по «чистой» пище.— Приправы к супам.— Печень, сердце, почки и мозг тюленя.— Тюлений мозг — изысканное лакомство.— Добавление водорослей к еде.— Аптечка служит кухне.— Таблетки имбиря и горчичный пластырь в похлебке.— Нежелательные приправы.— Едим мы мало, но у нас достаточно сил.— Постоянное недомогание Браунинга.— Его главная опора — веселый нрав.— Трещины в потолке пещеры.— На волосок от гибели: мы едва не задохнулись.— Вставляем в дымоход бамбуковый шест
ГЛАВА XXI. В РАЗГАР ЗИМЫ
Эксперимент Левика.— Пение хором играет все более важную роль в нашей жизни.— Взаимосвязь запаха и звука.— Ассоциативное воспоминание: партия за обедом.— Песни и память.— Отсутствие льда на море.— Бамбуковые носилки.— Печь «Комплекс».— Ботинки разваливаются— Сновидение.— Описание недели из моего дневника.— Зубочистки.— Споры.— Экономия керосина.— Тюленья шкура — тоже неплохое топливо
ГЛАВА XXII. ВТОРОЙ ДЕНЬ СЕРЕДИНЫ ЗИМЫ В АНТАРКТИКЕ
Рацион в День середины зимы.— Торжество прошло лучше, чем в прошлом году.— Несчастный случай.— Морской юмор.— Муки голода.— «Умывание по Браунингу» и другие способы.— Соленое сало не имеет успеха.— Новые тревоги из-за плохой вентиляции.— Ночная вахта.— «Спина иглу». День работы на воздухе.— Тюлени.— Абботт перерезает сухожилия трех пальцев.— Снова тюлени.— Дни рождения.— Самый холодный ветер.— Плачевное состояние обуви
ГЛАВА XXIII. АВГУСТ В ПЕЩЕРЕ
Возвращение света.— Великолепное небо.— Поиски зарытого склада.— Еще раз о горькой доле дневального.— Записка на шесте у склада,— Мы отрыли сани и готовимся к старту.— «Предвестник дня».— Очаг затоплен.— Возвращение солнца.— День рождения Кемпбелла.— Воспоминания о начале зимы.— Подготовка к санному походу продолжается.— Ослабление крыши.— Спор и комичное пари.— Болезнь Браунинга.— «Радость моряка».— Предвестие болезни
ГЛАВА XXIV. ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сентябрь, грозный как лев.— Смола в супе.— Шведская гимнастика.— Суп с запахом.— Печень в чайном котле.— Птомаиновое отравление.— «Гранитный суп».— Снова отравление.— Больны все, кроме Кемпбелла.— Духовка, виновница наших несчастий, заменена новой.— Подготовка мяса и сала для похода.— Первый за десять дней выход.— Поиски склада геологических образцов.— Еще один убитый тюлень.— Образцы найдены.— Переноска продуктов и снаряжения к саням.— Старт откладывается из-за ветра.—, Тридцатого мы покидаем пещеру
ГЛАВА XXV. СПАСЕНИЕ СВОИМИ СИЛАМИ
Первый безветренный день.— Поначалу и весенний поход на санях в радость.— Ленчи из сырого мяса.— Новый рацион имеет успех.— Браунинг и Дикасон не в силах тащить сани.— Большая трещина.— Задержка из-за ветра.— Бухта Рилиф.— Драка двух тюленей.— Ледник Дригальского.— Задержка из-за барранко.— «Прошли ледник Дригальского».— Гора Эребус.— Прощай, гора Мельбурн.— По тяжелому льду.— Мираж.— Голод в санном походе.— Дань уважения партии профессора Дейвида.— Правила поведения в походе
ГЛАВА XXVI. С ЛЕДНИКА НОРДЕНШЕЛЬДА НА МЫС ЭВАНС
Мы закапываем лишнее снаряжение.— Улучшение еды вызывает недомогание.— Еще один убитый тюлень.— Остров Трипп.— Геологическая разведка.— Остров Депо, геологические образцы и склад, оставленные профессором Дейвидом.— Мы забираем образцы.— Браунинг в критическом положении.— Увеличение рациона сухарей.— Бухта Гранит.— Неожиданная находка на мысе Роберте.— Хорошие новости и изобилие сухарей.— Склад Гриффиса Тейлора.— Сутки отдыха.— Тяжелый пак за мысом Роберте.— Еще один склад.— Мы заметно набираем в весе.— Благодаря неограниченному количеству сухарей Браунинг выздоравливает.— Мыс Баттер.— Мы огибаем пролив Мак-Мёрдо.— Поломка саней.— Печальные вести, полученные на мысе Хат
ГЛАВА XXVII. ЛЕТО НА ОСТРОВЕ РОССА
На мысе Эванс.— В хижине Дебенхэм и мистер Арчер.— Несколько дней отдыха.— Возвращение поисковой партии.— Принесенные ею вести.— На мыс Ройдс.— Восхождение на гору Эребус.— Мы поднимаем сани на высоту 9500 футов.— Четверо на вершине вулкана.— Извержение.— Спуск скольжением.— Приход «Терра-Но-вы», возвращение в Новую Зеландию
ПЕРЕВОД АНГЛИЙСКИХ МЕР В МЕТРИЧЕСКИЕ
КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ



Если интересуемая информация не найдена, её можно
Заказать




Реймонд Пристли (1886—1974) —английский геолог и гляциолог, известный исследователь Антарктиды. Один из Основателей Полярного института им. Скотта в Кембридже. В 1961—1963 гг.— президент Королевского географического общества, почетный член Международного гляциологического общества (с 1959 г.). Один из основоположников (совместно с Ч. Райтом) современной гляциологии как науки о всех видах природных льдов.



АНТАРКТИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ.


ПРЕДИСЛОВИЕ


В книге Реймонда Пристли рассказывается об открытиях, приключениях и невзгодах, которые испытала Северная партия широко известной второй экспедиции английского полярного исследователя Роберта Скотта (1911 — 1914 годы), проводившая свои работы на северном и северовосточном участках побережья Земли Виктории. Эту партию, состоявшую из шести человек, возглавлял лейтенант военно-морского флота В. Кемпбелл. Пристли в этой партии исполнял обязанности геолога и гляциолога.
Хотя Р. Пристли (1886—1974) в то время было всего лишь 25 лет, он уже имел немалый опыт полярных путешествий и экспедиционных работ в Антарктике: в 1907— 1909 годах он участвовал в качестве геолога и гляциолога в известной экспедиции Э. Шеклтона. До конца своей жизни — а он дожил до почтенного возраста — Пристли оставался верен избранному им поприщу. Он был одним из основателей Полярного института имени Скотта в Кембридже и его первым директором. Совместно с Ч. Райтом Пристли стал основателем современной гляциологии как науки о всех видах природных льдов. С 1959 года он состоял почетным членом Международного гляциологического общества, а в период с 1961 по 1963 год занимал высокий пост президента Королевского географического общества. Его именем в Антарктике названы гора и довольно крупный долинный ледник на Земле Виктории.

Почти два года с их суровыми ураганными зимами и длительными полярными ночами работала Северная партия на Антарктическом побережье вдали от главной базы экспедиции, находившейся на полуострове Росса. Первую зиму шестерка английских полярников провела в сравнительно благоприятных условиях — у них был дом, запас продовольствия и все необходимое для жизни. Но вторая зима оказалась настоящим экзаменом на выживаемость в суровых условиях Антарктического побережья, среди камней и льда. Обстоятельства сложились так, что корабль, с которого они высадились на побережье, за ними не пришел, поэтому с наступлением весны им пришлось самостоятельно, пешком, волоча за собой сани с продовольствием и лагерным оборудованием, добираться до главной экспедиционной базы. Зима застала их на берегу залива Терра-Нова, в совершенно пустынном месте. На этот раз у них не было ни крыши над головой, ни надежных стен, чтобы укрыться от ураганов и морозов, заканчивалось продовольствие и топливо, почти вышел запас спичек, кончился табак, износилась одежда, не осталось даже соли.

Однако полярники сумели избежать грозной опасности, которая нависла над ними. Для жилья они оборудовали пещеру, вырытую в снегу. Температура в ней не поднималась выше нуля, но жить в ней все же было возможно. Правда, практически все время, свободное от научных наблюдений и хозяйственных работ, ее обитатели проводили в спальных мешках и только дежурные были вынуждены вылезать из них, чтобы приготовить пищу, сделать уборку и т. д. В качестве топлива и для освещения использовался тюлений жир. Основным продуктом питания стало мясо тюленей и пингвинов. Ради экономии скудного запаса спичек приходилось круглосуточно поддерживать огонь, как это делали наши далекие предки — пещерные люди — на заре развития человечества. Вместо соли использовалась морская вода. Полярники сумели запастись достаточным количеством тюленьего и пингвиньего мяса, чтобы им не грозила голодная смерть, однако рацион был крайне однообразен, поэтому немудрено, что пище, ее приготовлению, тоске по нормальной, привычной еде в книге уделяется так много внимания.

При чтении книги не следует забывать, что описываемые события происходили в начале нашего века, более 70 лет тому назад. Прошло менее ста лет со дня открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, и хотя Южную полярную область после этого посетили многие иностранные экспедиции и люди уже не раз оставались на зимовку на ледяном континенте, однако о его природе было известно еще очень мало. Неясны были контуры материка на большем протяжении его побережья, да и в существовании самого материка еще были сомнения.

Окончательно они были развеяны только во время Международного геофизического года в середине нашего столетия. Были сделаны еще только первые попытки проникнуть в глубь ледяного континента. Когда группа Кемпбелла после первой зимовки выполняла исследования у мыса Адэр и в заливе Терра-Нова, к Южному полюсу впервые в истории подходили полюсные партии Р. Амундсена и Р. Скотта. В то время еще не существовало науки о природных льдах — гляциологии, не было достаточно четких представлений о глобальной циркуляции атмосферы и т. д. Поэтому объяснения некоторых природных явлений, приведенных в книге, кажутся наивными. Это касается, в частности, объяснения природы сильных ветров на побережье Антарктики, осадки айсбергов, морских льдов.

Техника экспедиционных работ в то время, естественно, сильно отличалась от современной. В экспедиции Скотта не было надежной наземной транспортной техники. Были завезены мотосани, но они оказались мало пригодными для использования в антарктических условиях и вскоре вышли из строя. Не было авиации, которая могла бы обнаружить затерявшуюся полевую партию и быстро оказать необходимую помощь и доставить на главную базу. И, что особенно существенно, в этой экспедиции не было радиосвязи, поэтому партия Кемпбелла, застрявшая на вторую зимовку на берегу залива Терра-Нова, оказалась в полной изоляции и люди на главной базе уже считали, что они погибли.

Радиосвязь в то время уже существовала, и Скотт, отправляясь в свою последнюю экспедицию, намеревался применить ее в Антарктиде, однако это намерение не осуществилось: на экспедиционном корабле не хватило места для сравнительно громоздкого и тяжелого оборудования. Впрочем, и при наличии этого оборудования наладить в то время надежную радиосвязь в Антарктиде, как показал позднее опыт австралийской экспедиции Д. Моусона, было бы не так просто.

Отсутствие радиосвязи, без которой в настоящее время не обходится ни одна, даже самая захудалая, экспедиция, ставила экспедицию Скотта в ряд экспедиций прошлого века, когда корабли, уходя в дальние плавания, надолго теряли связь с родиной. Интересно отметить, что о таком важном событии, как достижение Южного полюса, которое состоялось 16 декабря 1911 года, мир узнал только через три месяца, в марте 1912 года, когда экспедиционный корабль норвежской экспедиции «Фрам» прибыл на остров Тасмания и Амундсен из города Хобарт сообщил по кабельной связи о своей победе и благополучном завершении экспедиции. Почти год мир ничего не знал о трагедии, которой закончился поход к Южному полюсу Скотта. Участникам его экспедиции, находившимся на главной базе на полуострове Росса, стало ясно, что полюсная партия погибла, еще в марте 1912 года, а в Англии и других странах об этом узнали только в феврале 1913 года, когда экспедиционный корабль «Терра-Нова» вернулся из Антарктики. Жена Р. Скотта, Кэтлин, не подозревая о трагедии, отправилась встречать экспедицию на пароходе и только уже вблизи Новой Зеландии узнала, что ее мужа давно нет в живых.

В современных условиях такая «одиссея» на побережье Антарктики маловероятна. Радиосвязь и авиация позволяют быстро связаться с потерпевшими бедствие и при первой же возможности оказать им необходимую помощь. Кроме того, сейчас в Антарктике работают не одна-две экспедиции, как во времена Скотта, а ежегодно больше десяти, и на материке и ближайших островах постоянно действуют около 40 научных станций 13—14 государств.

Действующий с 23 июня 1961 года Договор об Антарктике, узаконивший свободу научных исследований в Южной полярной области и объявивший ее демилитаризованной зоной, предусматривает также взаимопомощь экспедиций различных стран, работающих на ледяном континенте. И это положение свято соблюдается. Можно привести много примеров, когда полярники различных стран выручали друг друга в критических положениях. Так, в 1958 году экипаж советского самолета под командованием В. М. Перова спас от неминуемой гибели группу бельгийских полярников, оказавшихся в безвыходном положении в одном из горных районов Земли Королевы Мод в результате авиационной катастрофы. Не раз советские полярники оказывали экстренную помощь своим соседям — участникам Австралийской антарктической экспедиции и японцам.
Интересно отметить, что в книге упоминаются и русские участники экспедиции Скотта — каюр Дмитрий Горев и конюх Антон Омельченко. Горев по заданию Скотта приобрел собак в Сибири, а затем доставил их через Владивосток и Сидней в Новую Зеландию, в порт Литтел-тон, где стояло экспедиционное судно. А. Омельченко приобрел для экспедиции на Дальнем Востоке маньчжурских лошадей и также доставил их на «Терра-Нову». Они оба принимали участие в походах вспомогательных партий, обеспечивших поход Р. Скотта на Южный полюс, а также в походах поисковой партии после гибели Скотта. Пристли упоминает об Антоне Омельченко в эпизоде, где описывается разгрузка лошадей с корабля и доставка их на берег вплавь. Из этого эпизода видно, что Омельченко пользовался уважением среди членов экспедиции. Именем Горева Пристли назвал один из пиков вулкана Эребус (пик Дмитрия), что также свидетельствует об уважении, которое завоевал в этой экспедиции наш соотечественник.

За три четверти века, отделяющие нас от событий,описанных в книге Р. Пристли, многое изменилось. На ледяном континенте появились современные научные поселки с электростанциями и надежными средствами связи. В экспедиционных работах широко применяется авиация (самолеты и вертолеты). Ряд экспедиций, в том числе и Советская, используют для перевозки людей и научного оборудования в Антарктиду тяжелые межконтинентальные воздушные лайнеры, сократившие время поездки на ледяной континент с четырех-пяти недель до нескольких дней. Современные гусеничные снегоходы давно уже вытеснили собачьи упряжки как транспортное средство. Коренным образом изменились и методы экспедиционных работ. Для составления карт применяется аэрофотосъемка, а в последние десятилетия — и спутниковая информация. Современная аппаратура позволяет не только сфотографировать обширные пространства Антарктического материка, но и, измерив толщину мощного ледникового покрова, составить карты его ложа. Спутниковая информация позволяет оперативно следить за изменением ледовой обстановки в Южном океане, за изменением береговой линии, движением айсбергов и погодой на обширных пространствах Антарктики. Не изменилась только суровая природа Южной полярной области. Все так же, как и во время экспедиции Скотта, на побережье Антарктиды бушуют ураганные ветры, беснуются метели, а в глубине материка свирепствуют ужасающие морозы.
В настоящее время в тех местах, где происходили события, описанные в этой книге, ведут исследования экспедиции США и Новой Зеландии. Их базы — Мак-Мёрдо и Скотт — находятся на полуострове Росса, а англичане еще до Международного геофизического года сосредоточили свои усилия на противоположной стороне материка — Антарктическом полуострове и побережье моря Уэдделла, где создали сеть своих научных станций и развернули полевые маршрутные работы. О героях книги Р. Пристли напоминают в этом районе географические названия: кроме уже упоминавшегося ледника Пристли, на карте вы можете найти ледник Кемпбелла, а также горные вершины Дикасон, Браунинг, Левик и Абботт.


Л. И. Дубровин


ОТ АВТОРА


Большинство фотографий, воспроизведенных в этой книге, были сделаны доктором Левиком, который являлся официальным фотографом Северной партии. Автор выражает искреннюю признательность доктору Левику за то, что он разрешил воспользоваться снимками, а также поместить его стихи из «Aurora Australis» и запись о метели 17 и 18 марта 1912 года, сорвавшей палатку его партии. Остальные фотографии принадлежат автору и мистеру Дебенхэму. Автор низко ему кланяется.
Автор приносит глубочайшую благодарность леди Скотт и издательству «Смит, Сын и К0» за разрешение опубликовать эту повесть о наших злоключениях, без которого она не могла бы увидеть свет. Этим же издателям автор обязан предоставлением иллюстраций, уже опубликованных в официальном отчете о последней экспедиции Роберта Скотта. Схемы в тексте выполнены мистером Дебенхэмом по наброскам автора. Рисунок снежной пещеры, ее вида изнутри, сделан леди Скотт по эскизу начальника Северной партии Виктора Кемпбелла. И наконец, книга не была бы написана, не будь на то согласия и поощрения капитана Эванса, не сложись между автором и остальными пятью участниками Северной партии самых сердечных отношений, которые книга, надо надеяться, только укрепит.



ВВЕДЕНИЕ


Вокруг Южного полюса раскинулся континент, который по размерам не уступает другим материкам земного шара, а в высоту в значительной своей части достигает 6—10 тысяч футов1 над уровнем моря. Его исследование стало одной из главных задач современных географов. Два района этого континента изучены уже сравнительно хорошо. Предлагаемая вниманию читателя книга рассказывает о смелом предприятии кучки людей, стремившихся вписать новую главу в этот важный географический труд.
Человеку непосвященному, который не мыслит географическими категориями, трудно представить себе расположение отдаленных частей Антарктического континента, лежащего вокруг полюса и имеющего очертания, близкие к кругу. Для облегчения задачи я посоветовал бы соотносить районы Антарктики с более известными территориями к северу от нее. Этот метод хорош еще и тем, что положение того или иного участка определяется местом отправления исследовавших его экспедиций. Так, суда, совершавшие плавания в Западную Антарктику, базировались в Южной Америке, а те, что исследовали Восточную Антарктику (там находится и Земля Виктории, о которой пойдет речь в нашей книге), имели последние порты приписки в Австралии, Тасмании или Новой Зеландии.
Поэтому о Земле Виктории, являвшейся основной целью английских исследований на крайнем юге, принято говорить, что она принадлежит к австрало-азиатскому сектору Антарктики.
Двадцать пятого сентября 1839 года два небольших парусника, «Эребус» и «Террор», спустились по Темзе и, выйдя в океан, взяли курс на юг. Они намеревались совершить плавание, не уступающее знаменитым путешествиям величайшего английского мореплавателя капитана Кука*. Во главе экспедиции стоял капитан Джеймс Росс, уже прославившийся открытием Северного магнитного полюса. На сей раз перед ним стояла задача определить местонахождение Южного магнитного полюса и, если возможно, достигнуть его. Экспедиция Росса открыла Землю Виктории, и нынешнее оживление полярных исследований можно считать одним из ее отдаленных последствий. >
_____________
1 Таблицу перевода английских мер в метрические см. на с. 351.— Прим. перев.

В январе 1841 года, после двухлетнего плавания, насыщенного интересными и важными для науки наблюдениями, когда до Южного магнитного полюса оставалось всего лишь 200—300 миль, путь «Эребусу» и «Террору» преградил берег, где на высоту 12 тысяч футов вздымался горный хребет. В честь покровителей экспедиции Росс назвал его хребтом Адмиралти. Встреченная суша заставила суда изменить курс, несколько дней они шли вдоль берега в южном направлении, но 27 января путешественники, к своему удивлению, увидели прямо над собой «гору высотой 12 400 футов, которая испускала в большом количестве пламя и дым».
Остров*, где находился этот большой вулкан в виде правильного конуса, явился непреодолимым препятствием для дальнейшего продвижения на юг — его берег поворачивал на восток,— и Россу пришлось проститься с надеждой достигнуть Магнитного или географического Южного полюса. Со временем остров, преградивший Россу путь к югу, был назван его именем, действующий вулкан и соседний, потухший, получили наименования судов экспедиции «Эребус» и «Террор», а сравнительно свободное ото льда море было названо морем Росса. Все эти названия будут часто встречаться в нашем рассказе о том, что нам пришлось пережить в 1910—1913 годах.
Капитан Росс оставил гору Эребус по правому борту и пошел на восток. На протяжении более 400 миль он плыл вдоль ледяной стены, не пускавшей его на юг и тянувшейся в чистом от паковых льдов море, сколько хватал глаз, далеко на восток. Стену эту капитан Росс назвал, как нельзя более точно в его положении, «Великий Ледяной Барьер»** и описал в своей книге следующими словами: «Невозможно представить себе более монолитную массу льда; на всем ее протяжении мы не смогли обнаружить ничего похожего на щель или трещину, и, судя по интенсивно яркому небу над ней, она простиралась далеко к югу».
В этом плавании Росс достиг 77°46' южной широты, то есть продвинулся на юг намного дальше всех предшествующих исследователей и поставил рекорд, который в течение последующих пятидесяти лет не мог превзойти никто. Это удалось лишь после того, как на парусниках появились паровые машины, открывшие новую эру в исследовании Антарктики, ибо они несколько уменьшили зависимость судов от капризов паковых льдов. Теперь корабли отваживались приближаться к берегу и стоять на якоре

столько времени, сколько было необходимо для выгрузки снаряжения береговых партий и достаточного числа людей.
Дальнейшие исследования Росса, важные сами по себе, не представляют непосредственного интереса для нас, так как поле деятельности нашей экспедиции ограничивалось названными выше местами.
Следующее слово в истории Земли Виктории принадлежит плаванию норвежского китобойца под командой капитана Кристенсена. Шестнадцатого января 1895 года его люди увидели мыс Адэр на северной оконечности Земли Виктории, через два дня «Антарктик», продвинувшись на юг почти на три градуса, достигла острова Позешен и экипаж сошел на берег в том самом пункте, где 55 лет назад Росс водрузил английский флаг и объявил прилежащее побережье английским владением.
На борту «Антарктик» находился молодой австралиец норвежского происхождения по имени Карстенс Борхгре-винк, который так страстно желал побывать в Антарктике, что нанялся в рейс простым матросом. Этот смельчак, обуреваемый дерзкими замыслами, возвратившись из плавания, решил сам организовать экспедицию. Прошло несколько лет — и ему удалось увлечь своими планами сэра Джорджа Ньюнса*. Тот финансировал предприятие, и в 1899 году Борхгревинк во главе береговой партии высадился на мысе Адэр, отправил доставившее его судно «Южный крест» обратно в Австралию и перезимовал на Антарктическом континенте, чем положил начало новому этапу полярных исследований. Однако мыс Адэр, выбранный Борхгревинком для высадки случайно, только потому, что он на нем уже бывал, оказался плохой базой для санных вылазок: местность вокруг, как будет видно из нашего рассказа, была почти непроходимой, и это сильно ограничивало работу экспедиции. Тем не менее Борхгревинку принадлежит заслуга новаторства — он применил новую методику экспедиционных работ, и те из нас, кто шел по его следам, убеждены, что сделанное им не оценено по достоинству. Первая зимовка на Антарктическом континенте — дело нешуточное, а ее руководителю, успешно проведшему через это испытание почти всех своих людей, никак нельзя отказать по крайней мере в организаторском таланте.
Следующим летом «Южный крест» снял береговую партию и пошел дальше на юг. Люди Борхгревинка высаживались на Барьер и предпринимали небольшие санные

вылазки, но поставленный Россом рекорд продвижения на юг превзошли очень ненамного.
После того как Борхгревинк с успехом использовал для передвижения сани и на собственном примере доказал, что на Антарктическом континенте можно прожить год и даже больше, стало ясно, что темпы продвижения на юг могут быть существенно ускорены. Это дало новый могучий стимул полярным исследованиям, и непреодолимому для Росса «Барьеру» было суждено превратиться в «Южный тракт».
В 1901 году с территории Европы одновременно отправились три большие научные экспедиции для проведения международной программы научных исследований в Антарктике.*. Английская экспедиция на «Дисковери» во главе с покойным капитаном Р. Ф. Скоттом снова избрала полем своей деятельности район Земли Виктории. Во время предварительного летнего плавания англичане обследовали Барьер Росса и благодаря исключительно благоприятному состоянию льдов смогли добраться до его восточного края, где их взорам открылась низменная местность. Капитан Скотт окрестил ее именем короля Эдуарда VII. Паковые льды**, все время затиравшие судно, и плотный туман не давали произвести достаточно обстоятельные наблюдения. Экспедиция Шеклтона впоследствии и вовсе не сумела пробиться в эти места. Вот почему одной из задач нашей экспедиции 1910—1913 годов станет изучение Земли Короля Эдуарда VII.

***
Благополучно завершив плавание вдоль ледяного барьера, судно капитана Скотта «Дисковери» прибыло в бухту у юго-западной оконечности острова Росса, здесь вмерзло в лед и прозимовало два года. Отсюда в течение двух сезонов предпринимались дальние санные походы. Наиболее значительными из них были поход на юг Скотта, Шеклтона и Уилсона, достигших 82° 17' южной широты, то есть превысивших прежний рекорд приблизительно на 200 миль, и в следующем году — поход Скотта, Лэшли и Эванса на запад, когда исследователи почти на 300 миль проникли в глубь континента.
Далее попытку завоевать Южный полюс предпринял сэр Эрнест Шеклтон, сопровождавший Скотта в его броске к югу. В экспедиции Шеклтона автор этой книги получил боевое крещение. «Нимрод» вышел из Новой Зеландии 1 января 1908 года, провел в водах Антарктики всего лишь пятнадцать месяцев, но за это время был проделан неправдоподобно большой объем работы. В единственный сезон, допускающий передвижение на санях, все участники экспедиции были разделены на три партии: одна, с четырьмя пони, пробивалась к полюсу, другая, состоящая из трех человек, пошла на поиски Южного магнитного полюса, третья — в ее составе был я — занималась геологической разведкой в районе ледника Феррара.
Южной партии в составе Шеклтона, Маршалла, Адамса и Уайлда потребовалось двадцать пять дней, чтобы достигнуть самой южной точки, до которой дошел Скотт. Затем, хотя продвижению вперед мешал горный хребет, о существовании которого они и не подозревали, они приблизились к своей цели еще на шесть градусов широты (360 миль). От полюса их отделяли всего лишь 97 миль. Это было выдающимся достижением, исследователи сделали все что могли в тех условиях, не щадя своих сил и преодолевая большие лишения, достаточно сказать, что в самом конце похода им пришлось два дня идти голодными, пока они не достигли нижнего склада на огромном леднике Бирдмора. Будь погода хуже, их могла бы постичь катастрофа, подобная случившейся в 1912 году, но в экспедиции Шеклтона самое поразительное то, что ей неизменно сопутствовала удача. Когда, в начале марта, участники Южной партии, хотя и не выполнившей свою главную задачу, но поставившей блистательный рекорд, совершенно обессиленные вернулись к месту стоянки «Нимрода», они узнали, что группа профессора Дейвида добилась не меньшего — она таки достигла Южного магнитного полюса. Шестого октября ее участники вышли с мыса Ройдс — главной базы экспедиции на острове Росса,— пересекли пролив Мак-Мёрдо, заложили склад на мысе Баттер и проделали 200 миль вдоль побережья. Отсюда, по их мнению, начинался наиболее прямой путь к их цели. Они повернули в глубь континента, по небольшому выводному леднику поднялись на прибрежный хребет, вышли на плато и направились к полюсу. Если вспомнить, что у них не было иных средств передвижения кроме влекомых людьми саней, нельзя не признать, что их подвиг до сих пор не имеет себе равного в истории современных географических открытий.
Обратный путь, как и у Южной партии, был очень труден: продовольствия оставалось в обрез, одежда плохо защищала от морозов, царящих на плато, и все же они благополучно достигли побережья, хотя и с опозданием на несколько дней, и вскоре взошли на борт «Нимрода».

Между тем капитан Скотт, возвратившись на родину, не переставал думать о новой экспедиции в Антарктику, которая завершила бы его успешное начинание 1901 года. В конце концов ему удалось осуществить свои замыслы: в 1910 году вторая экспедиция Скотта — ее чаще называют последней экспедицией капитана Скотта — покинула берега Англии. Наш руководитель Роберт Скотт был прежде всего ученым, и этому обстоятельству обязана своим существованием в виде самостоятельной группы наша Северная партия. Хотя он с самого начала не скрывал, что его главная цель — достижение Южного полюса, он хотел, чтобы экспедиция принесла как можно больше пользы науке, а для этого были необходимы два отряда. И вот в декабре 1910 года «Терра-Нова» с шестьюдесятью человеками на борту — такого грандиозного предприятия еще не знала история Антарктики — пробивается сквозь паковые льды у входа в море Росса. Пересечение зоны паковых льдов, необычайно сплоченных в том месте, где мы пытались пройти, заняло три-четыре недели, и только 4 января 1911 года мы вышли на открытую воду. Здесь судно взяло курс на мыс Крозир, северо-восточный выступ острова Росса, но, обескураженные сильным прибоем, который затруднил бы высадку, мы произвели разведку берега с одной из наших китобойных шлюпок и медленно двинулись вдоль него, одновременно занимаясь наблюдениями. Удобная зимовочная база могла быть построена дальше, на мысе Ройдс, где базировалась экспедиция Шеклтона, но, обогнув мыс и пройдя дальше в пролив Мак-Мёрдо, мы увидели, что в этот сезон открытой воды было больше обычного и лед отступил намного дальше, чем мы предполагали. Это позволило нам -достигнуть другого места на суше — небольшого полуострова сглаженных очертаний, который капитан Скотт назвал в честь своего старшего помощника мысом Эванс. Мы высадили несколько человек, они убедились, что мыс довольно хорошо защищен и есть удобные площадки для дома и станции, и тут же началась переброска грузов на санях по еще сохранившемуся в заливе морскому льду, образовавшему как бы естественный причал, у которого ошвартовалась «Терра-Нова». Высадка и связанные с ней происшествия относятся скорее к истории главной партии, поэтому мое повествование о Северной партии начинается немного позднее, с момента ухода вспомогательной Южной партии, которой предстояло заняться устройством промежуточных складов.

Это краткое введение, где изложена, с момента открытия по сей день, история Земли Виктории (или австрало-азиатского сектора Антарктики), о которой пойдет речь в нашей книге, поможет читателям, не знакомым с предыдущими экспедициями, понять, где находятся географические пункты, называемые в ходе повествования, и лучше представить себе те события, с которыми они связаны.

***
Категория: 5.Художественная иностранная литература | Добавил: foma (18.12.2013)
Просмотров: 844 | Теги: иностранная литература | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0