RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 22.Книги по медицине

м-004.0 Основы медицинской психологии, этики и деонтологии
Раздел М-004

Валентин Федорович Матвеев.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ


М.: Медицина, 1989. — 176 е.: ил. — Учеб. пособие. Для учащихся мед. училищ


обложка издания

 

Во втором издании (первое вышло в 1984 г.) приведены современные данные по медицинской психологии, уточнен и расширен диапазон медицинской психологии применительно к деятельности медицинских работников в стационаре и во внебольничных условиях. Освещены новые принципы психотерапии алкоголизма, наркомании и токсикомании. Теоретический материал подкреплен практическими примерами. Для лучшего усвоения материала и самопроверки предложены контрольные вопросы и ситуационные задачи.

 

| Содержание:
Предисловие
Часть I. Основы общей и медицинской психологии
Глава 1. Введение в медицинскую психологию
Глава 2. Познавательные процессы в норме и патологии
Глава 3. Эмоции в норме и патологии
Глава 4. Двигательно-волевые (поведенческие) процессы в норме и патологии
Глава 5. Проблемы личности
Глава 6. Вопросы медицинской психологии в деятельности среднего медицинского работника
Глава 7. Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия

Часть II. Основы медицинской этики и деонтологии
Глава 8. Краткая история развития этических концепций и учений
Глава 9. Этические категории. Высокие принципы гуманизма и морали советского медицинского работника
Глава 10. Культура поведения и этика взаимоотношений средних медицинских работников между собой и с пациентами на различных этапах лечения
Глава 11. Краткая история формирования медико-деонтологических принципов
Глава 12. Особенности отношений среднего медицинского работника и больного при различных заболеваниях
Глава 13. Лечебный режим и его основные принципы
Глава 14. Этико-деонтологические принципы и вопросы, связанные с научным экспериментом, внедрением новых средств диагностики и лечения, пересадкой органов и тканей
Глава 15. Виды правовой ответственности медицинского работника и значение медицинской документации
Глава 16. Этика и деонтология в процессе обучения
Глава 17. Преемственность этико-деонтологических принципов


***

 

 

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

 

 

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ психологии, этики И ДЕОНТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


При общении медицинского работника с больным возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое. Один ждет от другого' помощи, облегчения своих страданий, другой изыскивает пути более рационального оказания ее. Чтобы это общение было продуктивным и оправдало ожидания больного, медицинский работник должен иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии. Различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с больными. Медицинский работник должен помнить об этом. Кроме того, необходимо учитывать личностные особенности больных и возможные невротические реакции, привнесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотношения между ними. Помимо заболевания каких-либо органов и систем, медицинский работник прежде всего должен видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться без знания основных вопросов общей психопатологии. Характер изменений в психике заболевшего может быть самым различным — от слабо выраженных невротических и неврозоподобных до кратковременных психотических, существенно изменяющих клиническую картину болезни. Нередко эти изменения и их выраженность неразрывно связаны с особенностями личности пациента, и разобраться в них без знания медицинской психологии очень трудно.
В настоящем учебном пособии осуществлена попытка изложить не только основные вопросы медицинской психологии, но и проблемы медицинской этики и деонтологии в их неразрывной связи. На данном этапе развития народного здравоохранения в процессе подготовки средних медицинских работников вопросы медицинской психологии, этики и деонтологии должны занять видное место, так как знание их способствует более качественному оказанию лечебной помощи. Осуществляя назначенное врачом лечение, средний медицинский работник принимает на себя значительную нагрузку по уходу за больным с использованием методов психотерапевтического воздействия и соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.
Первое издание учебного пособия вызвало довольно широкий отклик медицинской общественности, в основном преподавателей и преподавательских коллективов средних медицинских учебных заведений. Все замечания и предложения были учтены при подготовке переиздания.
Замечания читателей, которые возникнут при ознакомлении со вторым изданием, будут приняты автором с благодарностью.

 

 

 

Часть I
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
М
едицинская психология является отраслью общей психологии — науки, занимающейся изучением нормальных психических процессов и личностных свойств человека.
В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Развитие медицинской психологии связано с большими достижениями современной медицинской науки. В значительной степени этому развитию способствуют задачи, которые ставят перед медициной Коммунистическая партия и Советское правительство по предупреждению, своевременному выявлению, диагностике различных болезней и лечению больных.
В мае 1985 г. партией и правительством были приняты постановления, направленные на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом1. В них указаны пути устранения недостатков в этой очень важной работе и определены ее направления. Основная цель — единым фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его вообще из жизни общества и провозгласить трезвость как норму жизни советских людей.
Важными антиалкогольными законодательствами явились указы: Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» и Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Цель указов — повышение эффективности административно-правовых и других мер воздействия на лиц, совершивших правонарушения, связанные с пьянством.

1 «О Meрax по преодолению пьянства и алкоголизма». Постановление ЦК. КПСС от 7 мая 1985 г.

В этой борьбе, помимо социально-психологических и медицинских проблем, большие задачи стоят перед медицинской психологией. Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного и медицинского работника в различных условиях: при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике. В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т. д.
Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания, в частности реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.
Важнейшими вопросами медицинской психологии являются психотерапия, психопрофилактика и психогигиена. Решение указанных задач теснейшим образом связано с соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.
Основные методы медико-психологического исследования — беседа, наблюдение и эксперимент.
Наблюдение и беседа — очень важные приемы медико-психологического обследования больного. Они доступны, ими умело должен владеть каждый медицинский работник. Внимательное наблюдение дает для хорошо подготовленного и думающего медицинского работника любого профиля богатый материал для анализа болезненных проявлений у пациента, понимания его психологического состояния и построения тактики успокаивающе-сочувственной беседы с ним. Овладение искусством наблюдения и беседы с больным является одной из основных проблем медицинской психологии.
Подобно основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию в педагогических целях делят на общую и частную.
Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений. Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т. д.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
П
уть развития и утверждения психологии и медицинской психологии как самостоятельной дисциплины был довольно сложным и длительным. На развитие психологической науки оказывала большое влияние постоянная борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, •'акое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определялись уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.
Первый известный в истории труд по вопросам психологии принадлежит Аристотелю (384—322 гг. до н.э.). В своих работах Аристотель пользовался такими понятиями, как «ощущение», «память», «чувства», «произвольные и непроизвольные движения». В то же время он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, так как имеет божественное происхождение и, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей. Аристотель полагал, что у всего, что растет и развивается, есть душа. Она включает три части: душу растительную (ведает функциями питания, размножения), душу чувствующую, животную (чувство осязания, боли, удовольствия) и душу разумную. Следовательно, полагал он, у растений имеется только растительная душа, у животных — растительная и чувствующая, а у человека — все три ее разновидности.
Эти суждения господствовали много веков. Только в эпоху Возрождения (XV—XVI века) появились представления о том, что мышление есть свойство материи.
Большое влияние на развитие психологии оказало эволюционное учение Ч. Дарвина (1809—1882). Ведушее значение в динамике эволюционного развития психических процессов стало придаваться окружающей среде. Последователь Ч. Дарвина Э. Геккель (1834—1919) говорил, что вряд ли кто из образованных и мыслящих людей может усомниться в том, что основы психологии нужно искать только в физиологии нервной системы.
Большой вклад в развитие психологии внес В. Бунд (1832—1920), основав в 1879 г. в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальные исследования позволили достаточно подробно изучить память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу.
В 20-х годах нашего столетия на развитие психологии оказали большое влияние идеи Э. Кречмера (1888— 1964). Он по существу и стал одним из родоначальников нового направления в психологии — медицинской психологии. Им опубликована книга «Медицинская психология», где рассмотрены аномалии психической деятельности. Являясь представителем конституционально-биологического направления в психиатрии и медицинской психологии, Э. Кречмер переоценивал роль врожденных конституциональных факторов и недооценивал значение социальных условий в формировании личности.
В зарубежной психологии и медицине большое распространение получило другое идеалистическое течение — экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс). В качестве основы своей философии экзистенциализм выдвинул антропологическую проблему — учение о человеке, существование (экзистенция) которого трактуется как чисто индивидуальное бытие, изолированное от человеческого общества. Сторонники экзистенциализма в своем учении о так называемых пограничных ситуациях (страх, болезнь, смерть) пытаются доказать, не учитывая социальную сторону жизни человека, что индивидуальное существование человека есть лишь «бытие для смерти». Сторонники экзистенциализма проходят мимо того факта, что общественные условия могут не только вызывать, но и ограничивать страдания, имеющие физиологическую основу.
В дореволюционной России в психологии господствовали идеалистические течения. Активную борьбу с ними вели передовые представители русской науки. Большой вклад в разработку философских основ материалистического понимания психических процессов внесли М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Их научные идеи оказали большое влияние на развитие и формирование материалистических идей в медицине. Именно в России нашло благоприятную почву для развития учение о рефлексах головного мозга, разработанное крупнейшим физиологом второй половины XIX века И. М. Сеченовым (1829—1905). Он явился основателем не только отечественной нейрофизиологии, но и материалистической психологии.
Труды И. М. Сеченова в области нейрофизиологии теснейшим образом связаны с его психологическими и философскими исканиями, направленными на создание целостного представления об организме и его связях с окружающей средой. Он рассматривал психический компонент как интегральную часть головного мозга. И. М. Сеченовым был разработан объективный метод исследования психической деятельности.
В. М. Бехтерев (1857—1927) — выдающийся отечественный невропатолог, психиатр, психолог, морфолог и физиолог нервной системы, опираясь на учение И. М. Сеченова, развил и построил «объективную психологию». Рефлекторная теория стала прочной основой понимания как нормальных, так и патологических психических явлений.
И. П. Павлов (1849—1936) — великий отечественный ученый, физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Им разработано учение о нервизме, первой и второй сигнальных системах. И. П. Павлов поднял рефлекторную теорию на принципиально новый уровень, а теоретические высказывания И. М. Сеченова о рефлекторной природе деятельности мозга возвел в экспериментально обоснованное учение. Он доказал динамический характер локализации функций в коре большого мозга, внес четкость в понимание физиологической сущности типов нервной системы.
Они не только объяснили закономерности процессов высшей нервной деятельности животных и человека, но и создали основы для объединения различных разделов науки о мозге. Они явились подлинно научной базой психологии вообще и медицинской психологии в частности.
Первая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В. М. Бехтеревым в 1885 г. при медицинском факультете Казанского университета.
В 1896 г. такая же лаборатория была организавана С. С. Корсаковым в Москве, в психиатрической клинике. В дальнейшем подобные лаборатории были созданы также при медицинских факультетах Одесского, Киевского и Дерптского (Тартуского) университетов.
Преподавание основ психологии на медицинских факультетах университетов способствовало развитию медицинской психологии и, в частности, деонтологии — системы морально-этических требований к медицинскому работнику. Лучшие представители русской медицины считали служение больному человеку долгом своей совести. Большое влияние на развитие и внедрение этих идей оказали работы основоположников отечественной клинической медицины и физиологии: М. Я. Мудрова, Н. И. Пи-рогова, С. П. Боткина, С. С. Корсакова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, его ученика А. Ф. Лазур-ского и др.
Возникновение в России (1864) земской медицины способствовало притоку на медицинские факультеты университетов большого количества молодежи из среды разночинцев, прогрессивно и революционно настроенных под влиянием идей Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, В. Г. Белинского и др.
В последующем они оказали большое влияние на внедрение и утверждение передовых медико-психологических идей и, в частности, этикодеонтологических принципов в своей практической деятельности.
После Великой Октябрьской социалистической революции советские клиницисты, основываясь на традициях передовых ученых и врачей-гуманистов прошлого, продолжают успешно разрабатывать вопросы медицинской психологии, этики и деонтологии с позиций диалектического материализма. Особенно наглядно это проявилось при изучении общей психопатологии (В. А. Гиляровский, Е. А. Попов), психогенеза заболеваний, личности больного при неврозах, вопросов психотерапии и психопрофилактики (Е. К. Краснушкин, В. Н. Мясищев, М. С. Лебединский, О. В. Кербиков и др.>.
Широкий размах получило развитие эксперименталь-но-психологических, психофизиологических исследований (А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Б. В. Зайгарник).
Много ценных для практики данных получено советскими учеными при исследовании психологии и психогигиены труда, изучении особенностей снижения трудоспособности при соматических и нервно-психических заболеваниях, вопросов трудоустройства, реадаптации (Т. И. Гейер, Д. Е. Мелехов) и реабилитации (М. М. Кабанов).
Советская медицинская психология стоит на твердых материалистических позициях и имеет большие возможности для творческого решения стоящих перед ней задач. Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. Невозможно также понять психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Советская общая психология и медицинская психология изучают мозг и психику в их единстве.
Ученые, стоящие на идеалистических позициях, отрывают психику от мозга. Даже такой выдающийся физиолог, как Ч. Шерриигтон, рассматривал мозг и психику независимо друг от друга, полагая, что «мозг сотрудничает с психикой».
Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношений организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. При изучении мозга, как и при исследовании психики, одним из важнейших является вопрос о локализации функций в мозге. Л. Р. Лурия определяет функцию как результат рефлекторной деятельности, объединяющей в совместной работе «мозаику» из возбужденных и заторможенных участков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей и обеспечивают «уравновешивание организма со средой».
Психическая функция рассматривается как сложная приспособительная деятельность организма. При обсуждении вопроса о локализации высших психических функций, таких как память, мышление, сознание и др., признается, что «ответственность» за них не может быть возложена на какую-либо группу клеток в коре большого мозга. Каждая функция имеет множественное представительство, а не сосредоточена в так называемых корковых центрах. Высшие психические функции как бы размещены по всей коре больших полушарий. Можно сказать, что физиологической основой высших психических функций является интегративная деятельность нервных клеток вне какого-либо ограниченного анатомического субстрата.
Различные отделы мозга, принимающие участие в осуществлении психических процессов, обладают способностью взаимозаменяться. Известны многочисленные случаи из практики, когда нейрохирургам приходилось удалять в одном из полушарий значительную часть головного мозга, пораженную опухолевым процессом. Это должно было бы вызвать изменения психики. Однако спустя некоторое время (адаптационный период) после тяжелой черепно-мозговой операции близкие и знакомые не обнаруживали значительных изменений в психической деятельности этих больных. Симметричные области здорового полушария и другие группы клеток оперированного полушария взяли на себя функцию удаленных участков мозга. Иногда лишь с помощью экспериментально-психологического исследования обнаруживается утрата такими лицами способности к тонкой аналитико-синтетической деятельности. Подобные примеры подтверждают ошибочность концепции психоморфологического локализационизма о локализации высших психических функций в определенных корковых центрах мозга и доказывают правомерность теории о динамической локализации функций в коре головного мозга (И. П. Павлов).
П. К. Анохин показал, что одни и те же клетки мозга могут принимать участие в осуществлении самых различных функциональных связей. По-видимому, многозначность функций клетки объясняется многообразием синап-тических образований на ее дендритах.
Принцип динамической локализации означает и поэтапность локализации, и возможность замены в обеспечении того или иного психического процесса одних участков мозга другими, и вовлечение мозговых систем во вновь возникающие формы психической деятельности. Эта поэтапность особенно наглядно проявляется при поражении мозга в молодом возрасте.
В момент рождения или в первые месяцы и годы жизни головной мозг ребенка может быть поврежден в результате травмы, нейроинфекции или других факторов. Такие дети в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте значительно отстают от своих сверстников в интеллектуальном развитии. Однако под влиянием специально организованных мер социально-педагогического и психокоррекционного воздействия возможна хорошая компенсация: дети, чаще подростки, как бы «прозревают», начинают хорошо учиться, догоняют, а иногда даже перегоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
М
едицинская психология — сравнительно молодая дисциплина, однако к настоящему времени она накопила много новых данных, значительно обогатила и конкретизировала старые. Из дисциплины преимущественно теоретического уровня она становится практически значимой, так как позволяет предупредить возможные при многих соматических болезнях психические нарушения.
Может сложиться впечатление, что медицинская психология и психиатрия — родственные дисциплины. Это не совсем так. Дисциплины эти схожи тем, что используют в процессе обследования больных психологические методы. На стыке психологии и психиатрии возникло общее 12
учение о психических болезнях — психопатология (общая психиатрия).
Задачей психопатологии является изучение общих закономерностей проявления и течения расстройств психической деятельности.
На стыке общей психиатрии и психологии возникла патопсихология — наука о закономерностях нарушений психики (восприятие, память, мышление, эмоции, воля, различные личностные деформации) при различных соматических заболеваниях. Она является основным разделом медицинской психологии.
В настоящее время развивается новое направление медицинской психологии — нейропсихология, которая изучает изменения психических процессов при локальных поражениях головного мозга.
Помимо основных методов — беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется ряд тестов. Для диагностических целей в ряде клиник различного профиля применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы психических свойств: интеллекта и личности.
Тесты Бине— Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складывают и выводят средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70 % означает наличие олигофрении.
Дефект теста состоит в том, что не учитываются среда и условия развития.
Тесты Векслера. Этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого.
В систему входит 6 тестов словесных и 5 — практического действия.
Первые 6 тестов помогают исследовать: 1) осведомленность; 2) общую сообразительность; 3) способность воспроизведения чисел: 4) решение арифметических задач; 5) установление сходства; 6) определение 42 слов.
Пять тестов действия представляют собой следующие задачи: 1) на узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровка чисел, согласно коду, в течение 90 с.
По результатам тестирования составляют график и выводят так называемый интеллектуальный коэффициент. Однако этот коэффициент не является достаточно достоверным без учета культурного, общеобразовательного уровня, а также отношения испытуемого к исследованию.
Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятен. Метод Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.
Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) широко используется в модификации отечественных авторов.
Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей. Они лишь дополняют данные клинического обследования пациента (тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, результаты клинико-лабораторных исследований) .
Практические задачи, решаемые медицинскими психологами, не ограничиваются только получением материалов, используемых при постановке диагноза. Они охватывают широкий круг вопросов: оценка эффективности лечения, качество ремиссии, определение характера действующих на больного лекарственных средств, решение вопросов судебной экспертизы, степень утраты трудоспособности и компенсация возникающих дефектов.
В связи с большим числом больных терапевтического, хирургического, урологического и другого профиля, у которых обнаруживаются различные психические нарушения (соматогении), а также больных с функциональными соматическими расстройствами, обусловленными тяжелыми нервно-психическими переживаниями (психогении), возникла необходимость введения в штаты крупных соматических комплексов должности врача-психотерапевта, а в ряде случаев организации психотерапевтических отделений.
По характеру работы врач-психотерапевт является медицинским психологом. В перспективе при больницах будут организовываться психотерапевтические или медико-психологические отделения и для них необходимо готовить средних медицинских работников соответствующего профиля. Будущие медицинские сестры должны получить достаточное представление о проблемах общей и медицинской психологии.
На современном этапе социально-экономического развития советского общества, в период перестройки и интенсификации народного хозяйства, закономерно и необходимо значительное повышение качества лечебно-диагностического процесса во всех звеньях практического здравоохранения. Это в первую очередь высокий уровень медико-психологической подготовки медицинских работников.
Контрольные вопросы
1. Что такое общая психология? Медицинская психология?
2. Что является предметом изучения медицинской психологии?
3. Какие важнейшие вопросы стоят перед медицинской психологией и какими методами проводятся исследования?
4. В чем заключается принцип динамической локализации психических функций?
5. Что такое соматогенные и психогенные заболевания?

 

 

 

 



--->>>

 

Категория: 22.Книги по медицине | Добавил: foma (20.11.2013)
Просмотров: 14037 | Теги: книги по медицине | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0