Раздел О-005
Михневич Арнольд Ефимович
(автор-составитель)
Ораторское искусство лектора
Хрестоматия
(Пособие для школ молодого лектора).
— М.: Знание, 1986.— 256 с. (Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.), тираж 60 000 экз
Автор: МИХНЕВИЧ А. Е. — доктор филологических наук, профессор, профессионально занимается теорией ораторского искусства и лекционной пропаганды; широко известен лекторам страны как автор пособий по методике предмета и превосходный популяризатор знаний.
Рецензенты: Ф. Н. Грецкий — начальник отдела методики Правления Всесоюзного общества «Знание»; Г. В. Лазутина — кандидат филологических наук, член сектора пропаганды Комиссии по лекторскому мастерству при Правлении Всесоюзного общества «Знание».
С основами методической теории слушатели школ молодого лектора могут познакомиться по ряду книг, вышедших в издательствах страны. Данное пособие представляет собой хрестоматию, которая дает возможность практически изучить публичные выступления великих трибунов революции К.Маркса. Ф. Энгельса, В. И. Ленина, замечательного оратора ленинской школы А. В. Луначарского, советских ученых — популяризаторов науки С. И. Вавилова, А. Е. Ферсмана, П. С. Александрова и других мастеров публичного выступления.
Хрестоматия дает возможность читателю поразмыслить над проблемами искусства устной речи, выполнить задания методического характера на материале конкретных текстов лекций.
| Содержание
Предисловие
К. Маркс. Наемный труд и капитал
Ф. Энгельс. Эльберфельдские речи
B. И. Ленин. О государстве
А. В. Луначарский. Что такое литература
Г. В. Плеханов. Материалистическое понимание истории
Н. И. Лобачевский. Речь о важнейших предметах воспитания
П. С. Александров. О важнейших предметах воспитания
А. С. Макаренко. О родительском авторитете
А. А. Ухтомский. О знаниях
C. И. Вавилов. Холодный свет
К. А. Тимирязев. Растение-сфинкс
А. Е. Ферсман. Самоцветы России
М. И. Ромм. О профессии кинорежиссера
Б. В. Гнеденко. Научно-технический прогресс и математика
И. А. Крывелев. Лекция атеиста
Л. М. Леонов. Лекция профессора Вихрова о русском лесе
Краткий словарь терминов красноречия
***
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Хрестоматия
Ораторское искусство лектора
Предисловие
Данная книга представляет собой хрестоматию, которая дает возможность практически изучить публичные выступления замечательных лекторов прошлого и настоящего, поразмыслить над проблемами искусства устной речи, выполнить задания методического характера на материале конкретных текстов лекций.
Разумеется, письменный текст лекции не сохраняет многих достоинств некогда звучавшей речи. Мы не слышим ораторской интонации, не ощущаем атмосферы живого, непосредственного общения слушающих и говорящих, не знаем настроения и реакции аудитории. И все же письменный вариант лекции доносит до нас очень многое. По нему мы с полным основанием можем судить о глубине, силе и оригинальности идей, о логике развития мысли автора, о языковом мастерстве, композиции и других особенностях речи. Если всесторонне проанализировать тексты речей выдающихся ораторов, можно составить достаточно полное представление о многих слагаемых лекторского мастерства, получить наглядный урок политического и научного просвещения трудящихся.
Однако такой анализ непрост, ибо для того, чтобы обнаружить в тексте лекции нечто поучительное,— то, что нужно перенести в собственную практику,— нужно иметь ясное представление что и как искать. Поэтому работа с хрестоматией предполагает как определенное знание теоретических вопросов методики лекционной пропаганды, так и сознательное, методически нацеленное вчитывание в тексты лекций, включенных в книгу.
Чтобы эти тексты принесли изучающему максимальную пользу, а также для того, чтобы облегчить читателю самостоятельную аналитическую работу, при подготовке хрестоматии выдержаны определенные принципы отбора и методического оснащения материала.
Лекции подбирались с учетом индивидуальных особенностей оратора, разнообразия тематики и актуальности публичных выступлений, жанра, характера письменного оформления материала.
Хрестоматия открывается текстами блестящих выступлений классиков научного коммунизма, основоположников пролетарского красноречия и его величайших представителей — Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина. В их богатейшем ораторском наследии представлены публичные выступления самых различных жанров. В хрестоматию включены работа К. Маркса «Наемный труд и капитал», в основу которой положены его публичные лекции перед немецкими рабочими на ту же тему; выступление Ф. Энгельса на социалистическом собрании в городе Эльберфельде, которое по жанру может быть определено как политическая речь-лекция; классическая ^ лекция В. И. Ленина «О государстве», текст которой, как известно, восстановлен по конспектам слушателей, но ярко и полно отражает все особенности живого слова великого оратора революции.
Далее читатель найдет лекции на разнообразные общественно-политические и естественнонаучные темы (идеология и политика, педагогика и атеизм, экология и искусство, математика и физика, биология и минералогия и др.), среди которых и вступительная лекция (А. В. Луначарский, М. И. Ромм), и одна из лекций цикла (Г. В. Плеханов), и лекция по случаю торжественного события (Н. И. Лобачевский), и лекция-напутствие (А. А. Ухтомский), и радиолекция (А. С. Макаренко), и реферат лекции (П. С. Александров), и другие разновидности красноречия этого рода.
Обратим внимание читателей на то, что две лекции — Н. И. Лобачевского и П. С. Александрова — особым образом взаимосвязаны: первая послужила поводом для произнесения второй. Это обстоятельство, по нашему мнению, представляет особый интерес для молодого лектора, так как позволяет, во-первых, проследить живую связь содержания выступления со временем и, во-вто-рых, познакомиться с приемом комментирования, играющим важную роль в популяризации знаний. Большой интерес представляет и лекция литературного героя, текст которой написан выдающимся мастером художественного слова писателем Леонидом Максимовичем Леоновым.
Все это, отраженное в хрестоматии, многообразие тем и форм призвано ввести молодого лектора в гущу актуальных проблем лекционной пропаганды как в области
4
ее содержания, так и в сфере методического поиска и методических решений.
Перед каждым публикуемым текстом дается краткая справка о лекторе и характере его выступления. После текста указывается источник перепечатки лекции. В самих текстах в некоторых случаях сделаны сокращения, отмечаемые многоточием в угольных скобках<...>.
Каждая из вошедших в хрестоматию лекций сопровождается конкретными заданиями, в совокупности охватывающими основную проблематику методики лекционной пропаганды. Таким образом, наилучший результат может быть достигнут лишь в том случае, если будут последовательно проработаны все задания ко всем текстам.
Однако в дидактических целях возможен, разумеется, и методический разбор отдельно взятого текста. Но в таком случае анализ должен выходить за пределы заданий к данному тексту и охватывать значительно более широкий круг вопросов, касающихся содержания лекции и ее методических особенностей. К числу наиболее важных вопросов такого рода относятся, в частности, следующие:
— В чем заключается предмет речи, какие научные знания популяризирует лектор?
— Перед какой аудиторией он выступает? Как характер аудитории отражается на методике публичного выступления?
— Какую главную идейно-политическую задачу ставит перед собой оратор?
— Какова непосредственная цель выступления? Какие средства использованы для ее достижения?
— В чем состоит методическая специфика анализируемой лекции (аргументация, композиция, язык, стиль, особенности общения с аудиторией и т. д.)?
— Как в тексте и через текст лекции выявляется творческая индивидуальность оратора?
Ответы на эти вопросы, а также выполнение конкретных заданий к каждому из публикуемых текстов, требующее их углубленного предметного изучения, дадут возможность найти, проанализировать, понять и усвоить в лекциях то, что составляет их достоинство и может быть использовано в дальнейшей собственной практике публичных выступлений. Важный момент в выполнении общих и частных заданий — сравнение ораторских при-
5
емов, которыми пользовались лекторы, выступавшие в разные эпохи перед различными аудиториями с разнообразными целями. Такое сравнение позволит лучше усвоить сами эти приемы, отобрать для себя наиболее подходящие.
Задания к текстам лекций насыщены методическими понятиями, осмыслить которые поможет краткий словарь терминов красноречия, помещенный в конце хрестоматии. Терминология ораторского искусства обширна. В нее входят как термины, выработанные античной теорией красноречия, так и терминологические единицы, отражающие современные представления о сущности и назначении искусства публичной речи. В этом заключалась одна из трудностей составления (даже краткого) словаря терминов риторики. Их отбор для данной хрестоматии осложнялся еще и тем, что словарь должен был иметь целевое назначение — облегчить пользование пособием, выполнение заданий, сопровождающих тексты лекций. Составитель хрестоматии стремился, таким образом, предложить читателю такую совокупность терминов, которая, с одной стороны, давала бы некоторое общее представление о современном ораторском искусстве, Лекционном красноречии, его принципах и методических основах, а с другой — содержала понятия, необходимые для анализа лекционных текстов, для выполнения практических заданий.
Целевое назначение словаря, а также краткость предопределили его неполноту. В словаре не отражены многие важнейшие понятия ораторского искусства из области техники речи, психологии, логики, педагогики и других общественных наук, играющих важную роль в формировании научных основ методики лекционной пропаганды и ораторского искусства в целом.
При толковании слов, особенно многозначных, раскрывалось только то значение термина, которое имеет непосредственное отношение к методике лекционной пропаганды. Примеры из работ В. И. Ленина даются в словаре по Полному собранию сочинений, из работ К. Маркса — по второму изданию трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. В этих случаях в скобках после фамилии указывается том и страница» Ряд иллюстраций взят из книги: Ораторы рабочего класса. М.: Политиздат, 1962 (сокращенно в словаре: Ор. рабоч. кл., с. ...). В остальных случаях источник указывается полностью.
Примеры из языка писателей и устной речи приводятся без ссылок на первоисточник.
Таковы дидактические особенности и методический аппарат данного пособия.
«Изобретать самому прекрасно, но то, что другими найдено, знать и ценить — меньше ли, чем создавать?»— спрашивал некогда И. Гёте!. И это — мудрый вопрос-утверждение. Хрестоматия и предназначена прежде всего для того, чтобы дать возможность начинающему лектору усвоить «то, что другими найдено», следовать по пути изучения богатого опыта других лекторов. Но — подчеркнем еще раз! — подобное немыслимо, если не сопровождается собственной мыслительной работой, углублением теоретических знаний, и бесплодно, если не преследует цели использовать имеющийся опыт на практике. Хрестоматия позволяет молодому лектору приблизиться к решению этой триединой задачи.
Выдающиеся лекторы — люди, для которых революционная теория, наука, практическое действие, жизнь были неразрывны. Они понимали, что познание, поиск истины, революционное преобразование действительности, воспитание человека будущего — дело многих поколений, и потому столько сил и энергии, ума и таланта отдавали поискам просвещающего, убеждающего и вдохновляющего слова.
Живое лекторское слово звучит сегодня в многочисленных и разнообразных аудиториях. Растет армия лекторов. Учителями тех, кто приобщается ныне к распространению знаний, по праву являются выдающиеся лекторы прошлого и настоящего, и среди них — замечательные революционеры и ученые — творцы науки и ее пропагандисты, подлинные авторы этой книги.
1 Афоризмы. М.г Прогресс, 1966, с. 80.
______________________
= Изучите текст лекции и установите, какими приемами популяризации философских знаний пользуется оратор (иллюстрации, примеры, цитирование, комментирование, пересказ, краткое формулирование и последующее подробное разъяснение и т. п.).
= Найдите в тексте все вопросительные предложения и определите их функции. В чем методическая ценность вопросительной формы выражения мысли? ф Почему в некоторых случаях Г. В. Плеханов перефразирует, переформулирует только что им же изложенную мысль?
= Как вы понимаете следующее замечание лектора после цитирования К- Маркса: «Я хорошо понимаю, что этот язык, хотя и чрезвычайно ясный и точный, может показаться довольно темным. Поэтому я спешу разъяснить основную мысль материалистического понимания истории»? Какое важное методическое положение заключено в этом замечании?
= Дайте краткую характеристику композиционных особенностей лекции Г. В. Плеханова.
|