Раздел П-233
Доктор философских наук профессор
В. А. Фомина.
ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. В. ПЛЕХАНОВА
| Содержание
Этапы политической и литературной деятельности Г. В. Плеханова
Г. В. Плеханов как философ-марксист
Борьба Плеханова за передовую русскую культуру
***
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
В.А.Фомина
ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. В. ПЛЕХАНОВА
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. В. ПЛЕХАНОВА
В 1956 году исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова, принадлежащего к числу замечательных деятелей международного рабочего движения. В историю нашей страны он вошел как крупнейший мыслитель, давший ощутимый толчок развитию в России передовой культуры и науки. Он продолжал и защищал ее великие традиции. Основоположник Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленин высоко ценил Г. В. Плеханова. Характеризуя демократическую культуру России, он наряду с именем Чернышевского назвал и Плеханова.
Г. В. Плеханов сыграл видную роль в расчистке почвы для победы марксизма в России. Он выступил страстным поборником. свободы и демократии, приобрел известность как основоположник первой марксистской организации в России.
Вся деятельность и творчество Плеханова как марксиста были проникнуты великой ненавистью к русскому самодержавию и капиталистическому строю и направлены на осуществление политического и общественного прогресса, на разоблачение эксплуататорского общества, на разъяснение его исторической обреченности.
Г. В. Плеханов широко известен как автор многих выдающихся трудов по философии, по истории социально-политических учений и атеизма, по вопросам литературы, истории и теории искусства, истории России и русской общественной мысли.
Но особенно велики заслуги Плеханова в области философии марксизма.
Ленин подчеркивал, что философские произведения Плеханова должны войти в серию общеобязательных учебников коммунизма. Ленин говорил, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом йез того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма»
1 В. И. Л е н и н. Соч., т. 32, стр. 73.
Еще в 80—90-х годах Плеханов выступил в России и на международной арене как один из виднейших* теоретиков марксизма, стоявший на голову выше многих социалистов Западной Европы и Америки. Он сыграл важную роль в пропаганде и разработке вопросов марксистской теории, внеся много нового в аргументацию и доказательства правильности марксистских идей. «Его личные заслуги громадны в прошлом,— указывал Ленин.— За 20 лет, 1883—1903, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников»
* * *
Г. В. Плеханов прошел сложный жизненный путь. Важнейшей вехой на его пути был переход от народничества (к которому он примыкал с 1875 до 1882 года) к марксизму.
Родился Г. В. Плеханов 11 декабря 1856 года в селе Гуда-ловка Липецкого уезда Тамбовской губернии в мелкопоместной дворянской семье отставного поручика В. П. Плеханова. Его мать М. Ф. Плеханова (племянница В. Г. Белинского), женщина передовых взглядов, сыграла большую роль в воспитании сына. Он блестяще окончил Воронежскую военную гимназию и, проучившись год в Константиновском военном училище в Петербурге, добился перевода в Горный институт.
В середине 70-х годов Плеханов появился на общественной арене Петербурга, примкнув к революционным народникам, которых тогда называли «властителями дум молодежи». Вскоре он уже один из самых энергичных и видных деятелей революционного народничества, редактор нелегального журнала «Земля и воля», автор программы «Земли и воли» и многих прокламаций и листовок, обращенных к рабочим Петербурга, руководитель рабочих кружков. Как народник-агитатор он дважды ходил в «народ» для подготовки восстания, веря в возможность крестьянской революции. В 1880 году, преследуемый за революционную деятельность, Плеханов вынужден был эмигрировать за границу, где изучал марксизм. В 1889 году он установил личную связь с Ф. Энгельсом. Изучая Маркса и участвуя в западноевропейском рабочем движении, он все яснее сознавал, что народничество изжило себя и при проверке практикой оказалось несостоятельным. К разрыву с народничеством Плеханов был подготовлен и основательным знанием философских и социологических воззрений передовых мыслителей Рос-'сии. Изучение произведений Белинского, Чернышевского способствовало усвоению Плехановым материалистических идей, облегчило его переход к марксизму.
Г. В. Плеханов — первый русский марксист. До Плеханова в России марксистов не было. В 70—80-е годы были лишь попу-
1 В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 333.
ляризатооы взглядов Маркса и Энгельса разделявшие некоторые стороны учения Маркса (Зибер и др.), но никто тогда не Принимал полностью марксистского учения и не ставил задачу распространения и применения марксизма в России. Порвав с народничеством, Плеханов искренне и без оговорок принял марксизм, стал зачинателем и блестящим пропагандистом марксизма в России.
С позиций марксизма Г. В. Плеханов первый начал разоблачение ненаучных взглядов идеологов народничества Лаврова, Ткачева, Михайловского и идеолога анархизма — Бакунина. В ту пору старое революционное народничество, которое вело самоотверженную борьбу за освобождение крестьян, за уничтожение самодержавного строя, пытаясь поднять крестьян на восстание против царского правительства, почти выродилось. Народники в 80—90-х годах стали выразителями интересов кулачества, защитниками интересов эксплуататоров.
Распространявшиеся в легальной печати антинаучные теории народников были совершенно оторваны от действительности и противоречили реальным потребностям материальной жизни общества. Они отвлекали внимание трудящихся масс от задач революционной борьбы, задерживали развитие классового самосознания и революционной активности рабочего класса. Народники сознательно искажали марксистское учение, перевирали взгляды Маркса и Энгельса, чтобы представить их в ложном и невыгодном свете, и отказывались признать применимость марксизма в русских условиях.
Маркс и Энгельс решительно выступали против ошибочных народнических доктрин. В России первой подняла знамя борьбы против народников марксистская группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым. Эта группа, объединившая первых представителей марксизма в России, защищала в 80-х годах XIX столетия теоретические основы революционного рабочего движения в России.
Большое значение для распространения марксизма в России имела литературная деятельность этой группы, особенно пере-' вод на русский язык сочинений Маркса и Энгельса. В 1882 году Плеханов лично перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии», а через несколько лет — «Людвиг Фейербах» Энгельса. Кроме того, силами других членов группы «Освобождение труда» были переведены на русский язык «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Нищета философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и другие произведения Маркса и Энгельса. Отпечатанные в собственной типографии группы за границей, они тайно распространялись в России. Плеханов, Засулич, Аксельрод написали также ряд брошюр, в которых разъясняли основы марксизма. Перу Плеханова принадлежали и "Первые два проекта программы русских социал-демократов (1884—1887 гг.). О проекте программы 1887 года Ленин говорил, что он в основном правильно определял задачи рабочего класса. В апреле 1895 года Ленин выехал за границу для объединения всей революционной работы русских марксистов. Он установил связь с Плехановым и группой «Освобождение труда». Приезд Ленина имел большое значение. Группа «Освобождение труда» впервые установила регулярные отношения с Россией.
Впоследствии Ленин писал: «Литературные произведения этой группы, печатавшиеся без цензуры за границей, стали впервые излагать систематически и со всеми практическими выводами идеи марксизма...»
Борясь против народников, Плеханов написал ряд марксистских работ, в которых стремился не только раскрыть реакционную сущность так называемой социологии народников и защитить марксизм, но и применить марксистскую теорию к экономическому развитию России, русскому революционному движению, дать марксистское освещение политических задач рабочего класса. Такие работы Плеханова, как «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), сыграли большую роль в победе марксизма в России.
В этих книгах Плеханов, исходя из материалистического понимания истории, наносил сокрушительный удар. прежде всего по русской социологической школе, субъективизму и идеализму народников, ярко показывая ненаучность идеализма и метафизики. Он ставил и рассматривал основные вопросы экономического развития России и русского революционного движения.
Особая историческая заслуга Плеханова — выяснение вопроса о движущих силах политического развития России. Впервые в России он противопоставил утверждениям народников, что главной революционной силой является крестьянство, учение о всемирно-исторической роли рабочего класса в освободительной борьбе.
Поскольку Россия уже вступила на путь капиталистического развития, показывал Плеханов, задача революционеров состоит не в том, чтобы искусственно задерживать это развитие, а в том, чтобы опереться на ту мощную революционную силу, которая им порождается,— на промышленный пролетариат. Ему принадлежит решающая прогрессивная роль в дальнейшем развитии России.
Эта убежденность Плеханова в исторической будущности рабочего, класса России ярко проявилась в его выступлении на Международном рабочем социалистическом конгрессе в Париже в 1889 году. Он тогда провозгласил: революционное дви-
1 В. И. Л е н и н. Соч., т. 20, стр. 225.
жение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих, другого выхода у нас нет и быть не может.
В 1891 году он говорил: «В наше время наука обращается к работникам, и мы имеем полное право с восторгом смотреть на современный рабочий класс, к которому обращаются самые глубокие мыслители и перед которым выступают самые талантливые ораторы. Только теперь, наконец, заключен тесный и неразрывный союз между наукой и работниками,— союз, который положит начало великой и плодотворной эпохе во всемирной истории»1.
Плеханов призвал русскую революционную интеллигенцию распространять среди рабочих учение научного социализма, революционную теорию Маркса и Энгельса.
«Мы и указываем нашей социалистической молодежи на марксизм, эту алгебру революции... эту «программу», научающую своих приверженцев пользоваться каждым шагом общественного развития в интересах революционного воспитания рабочего класса»2.
Обращаясь к русской революционной молодежи, он писал: «Мы предлагаем ей роль Прометея. И когда она унывает, мы поддерживаем ее силы, указывая на стоящую за нею великую непобедимую армию народа» 3.
Первые русские марксисты именно под влиянием выступлений Плеханова обратили все свое внимание и все свои надежды на рабочий класс, свели свои задачи к развитию его классового самосознания и к его организации, направили всю свою деятельность на то, чтобы помочь рабочему классу подняться на борьбу против буржуазно-помещичьего режима. Образование а России социал-демократической партии в условиях, когда рабочий класс уже вступил на путь организованной борьбы (массовые стачки и т. п.), явилось главной целью усилий русских революционеров. К этому призывал Плеханов еще в «Наших разногласиях».
Марксистские работы Плеханова, направленные против либеральных народников — этих фальшивых «друзей народа» — и сегодня поучительны и актуальны. И в наши дни в капиталистических странах еще имеется немало различных псевдосоциалистических теорий. Имеются там и подобные народникам фальшивые «друзья народа», которые мешают пролетариату осознать свои коренные, классовые интересы, найти правильные пути борьбы за свое освобождение от капиталистического рабства.
В начале 90-х годов Г. В. Плеханов получил признание и как выдающийся деятель международного социалистического
1 Г. В. Плеханов. Соч., т. VII, стр. 51.
2 Г. В. Плеханов. Соч., т. II, стр. 104.
3 «Литературное наследие Г. В. Плеханова». Сборник IV, стр. 94.
движения. Он был широко популярен и авторитетен как один из лучших теоретиков марксизма на международной арене. Он много выступал с рефератами, лекциями, докладами в Париже, Цюрихе, Женеве, Лондоне и других городах Европы, которые проходили с огромным успехом. В Париже Плеханов читал на французском языке свои лекции «Об историческом материализме» и на другие темы.
Плеханов известен своими выступлениями против анархистов, критике которых он посвятил целый ряд работ, в том числе «Анархизм и социализм» (1894). Немалую роль сыграл он в разоблачении сущности мильеранизма, синдикализма и т. д.
Его знаменитая книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» была переведена на ряд западноевропейских языков и имела огромный успех. Известность получила и его статья, написанная в 1891 году на немецком языке «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля». На русском языке она вышла в свет в сборнике «Критика наших критиков». В 1894 году вышла на немецком языке статья «Н. Г, Чернышевский» и в 1896 году — «Очерки по истории материализма». В России из-за цензурного запрета «Очерки» в то время издать не удалось. Книга была переведена на русский язык лишь в 1922 году.
Энгельс читал работы Плеханова как в переводах, так и в оригинале на русском языке. В одном из писем к Плеханову Энгельс писал: «Заранее благодарю Вас за экземпляр Вашего Чернышевского, жду его с нетерпением» В другом письме, к В. Засулич, Энгельс пишет: «...предвкушаю большое удовольствие от чтения... статей Плеханова»2. Незадолго до своей смерти Энгельс интересовался вопросом о переводе работ Плеханова на иностранные языки. В специальном обращении в редакцию болгарского сборника «Социал-демократ» Энгельс писал: «Я очень рад был видеть перевод работ Плеханова на болгарский язык»3.
Появление работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», а вслед за нею «Очерков по истории материализма» приобрело особую важность. В середине 90-х годов, после смерти Энгельса, в Западной Европе и в России буржуазные противники учения Маркса развернули «критику» марксизма.
Буржуазные либералы Брентано, Зомбарт, Струве и другие стремились соединить марксизм с либерализмом. Лакомб, Зиммель, Кареев, Гольцев, Шульце-Геверниц «опровергали» материализм, диалектику и материалистическое понимание истории, примиряли марксизм с кантианством, социализм с
1 «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 309. 1951.
2 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. XXVIII, стр. 194.
3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 367.
дарвинизмом и т. д. В этих работах, а также в выдающейся работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «О материалистическом понимании истории» (1897) Плеханов противопоставил этим и другим формам буржуазной идеалистической ревизии марксизма защиту и обоснование диалектического и исторического материализма. Он вместе с тем дал замечательный марксистский очерк западноевропейской философии — французского материализма, немецкой классической философии, охарактеризовал идеи социалистов-утопистов XIX века и французских историков времен реставрации, разоблачал узость, ограниченность буржуазно-исторической науки домарксовского периода, опровергал народническую критику марксизма, буржуазный культ личности.
«Те ученики Маркса...—писал Ленин,—которые пошли назад не к Канту, а к философскому материализму до Маркса, с одной стороны, и к диалектическому идеализму, с другой стороны, дали замечательно стройное и ценное изложение диалектического материализма, показали, что он представляет из себя законный и неизбежный продукт всего новейшего развития философии и общественной науки. Мне достаточно сослаться на известный труд г. Бельтова в русской литературе и на «Bei-trage zur Geschichte des Materialismus» (Stuttgart, 1896) в немецкой литературе» Это последнее произведение принадлежит также перу Плеханова.
Плеханов наносил ощутимые удары западноевропейскому ревизионизму и бернштейнианству, боролся против русских ревизионистов — «экономистов» и «легальных» марксистов.
Бершптейн и другие «критики Маркса» объявили устарелыми основные положения марксизма, стремились теоретически разоружить западноевропейский рабочий класс и отравить его сознание разного рода «теориями» примирения с существующим порядком, проповедью сотрудничества классов и т. д. Ревизия марксизма представляла собой не что иное, как попытку «сузить теорию марксизма... превратить революционную рабочую партию в реформаторскую»2.
Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но и против философской основы марксизма — диалектического материализма. Бернштейн и другие ревизионисты отрывали марксизм от материализма, стремились заменить материалистическую диалектику вульгарной теорией эволюции, превращали философию марксизма в разновидность неокантианства, махизма и тем самым протаскивали реакционную идеалистическую идеологию в рабочий класс.
Плеханов был одним из первых, кто тогда на Западе решительно боролся против опошления и фальсификации учения
1 В. И. Л е н и н. Соч., т. 4, стр. "бб.
2 Г. В. Плеханов. Соч., т. XII, стр. 481.
11
Маркса, защищал марксизм как цельное и стройное революционное мировоззрение.
«...Единственным марксистом в международной социал-демократии,— писал Ленин,— давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили... ревизионисты,- с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» 1.
И действительно, статья Г. В. Плеханова «Бернштейн и материализм» (1898) была первой статьей, критиковавшей Берн-штейна, открывшего поход против марксизма в международной социалистической прессе. Вскоре последовал еще целый ряд его статей против Бернштейна, а также три известные статьи против К. Шмидта 2.
Под влиянием выступлений Плеханова в Центральном органе немецкой социал-демократической партии «Neue Zeit» появились статьи Ф. Меринга, Розы Люксембург и др., направленные против ревизионизма.
В условиях, когда в странах Европы господствовала политическая и идеологическая реакция, огромное значение имела поддержка со стороны Плеханова выступлений марксистов, направленных против буржуазной идеологии. Так, например, Плеханов свою известную работу «О материалистическом понимании истории» посвятил разбору взглядов итальянского философа-марксиста Антонио Лабриола. Благодаря работе Плеханова книга А. Лабриола стала широко известной среди марксистов многих стран мира.
Характерно, что труды А. Лабриола, на которые первым обратил внимание Плеханов, до сего времени играют большую роль в деле марксистского воспитания кадров Итальянской коммунистической партии. Это недавно отметил в специальной статье Пальмиро Тольятти.
В борьбе с «миролюбивыми» традициями II Интернационала и примиренчеством руководства немецкой социал-демократии (Каутский, например, печатал статьи Бернштейна без всяких оговорок и делал все, чтобы помешать публикации статей Плеханова) Плеханов настойчиво требовал исключения Бернштейна из партии. Это требование Плеханова Ленин приветствовал и спустя много лет писал: «...еще Плеханов в 1900—1903 годах требовал исключения Бернштейна из партии...» 3.
В России русские «экономисты» вели такую же линию отказа от революционной борьбы, от социализма, от диктатуры
1 в. И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 19.
2 «За что нам его благодарить?» (1898), «Об экономическом факторе» (1897—1898), «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898), «Материализм или кантианизм» (1899), «Cant против Канта, или Духовное завещание г. Бернштейна» (1901) и др.
3 В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 17.
пролетариата, как и ревизионисты Запада. «Экономисты» утверждали, что рабочие должны вести главным образом экономическую борьбу, предоставив борьбу за демократическую программу либеральной буржуазии, отрицали роль социалистической идеологии. Они защищали организационную распыленность и идейный разброд в рабочем движении и даже воспевали их, считая, что задача создания единой централизованной политической партии рабочего класса является якобы ненужной и надуманной.
В борьбе с «экономистами», главными противниками создания единой политической рабочей партии в России, шло объединение разбросанных по всем концам России рабочих кружков и социал-демократических групп в единую социал-демократическую партию. «Экономисты» пытались превратить рабочий класс в политический придаток буржуазии. Ленин развернул с «экономизмом» борьбу с первых же дней его появления. Написанный Лениным «Протест российских социал-демократов» сыграл решающую роль в разоблачении оппортунистических идей «экономизма».
Плеханов, ставший во главе заграничной организации социал-демократии и бывший тогда революционным социал-демократом, объявил войну Кусковой и Прокоповичу, как писал В. И. Ленин, «не на живот, а на смерть».
«Экономисты», подчеркивал Плеханов в своих работах против «экономистов», открыто выступили с «ревизией» взглядов Маркса. Характеризуя антиреволюционную сущность взглядов «экономистов», Плеханов называл их «чистокровными» оппортунистами и верными последователями Бернштейна.
В. И. Ленин оценил значение этой деятельности Плеханова против «экономизма». «Против экономистов,— писал он,— боролись сначала только Плеханов и вся группа «Освобождение труда» (журнал «Работник» и т. д.), потом «Искра» (с 1900 г. по август 1903 г., до II съезда РСДРП)»
Целиком против «экономистов» был направлен выпущенный Плехановым сборник под названием «Vademecum» (справочник) для редакции «Рабочего дела», в котором были собраны документы, разоблачающие подлинное лицо «экономистов», а также статьи «Еще раз социализм и политическая борьба», «О тактике» и др. По поводу этого сборника Ленин в письме к Крупской писал: . «Vademecum— это — вопль, прямо-таки вопль против пошлого экономизма, против «стыда и позора» социал-демократии» 2.
По требованию Плеханова был исключен из социал-демократической организации один из виднейших «экономистов» — Прокопович. <г
1 В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 227.
2 В. И. Ленин. Соч., т. 34, стр. 26.
Выступил Плеханов в 1901 году и против «легальных марксистов» — Струве, Туган-Барановского, Бердяева и др., но значительно позже Ленина. Это объясняется тем, что Плеханов не сразу разглядел либерально-буржуазное нутро этих интеллигентов, вырядившихся в марксистские одежды. Он ошибочно считал «легальных марксистов» союзниками революционных марксистов в борьбе с царизмом, неправильно расценил призыв Струве пойти «на выучку к капитализму», называя его «благородным увлечением западника».
Значительную роль в изменении отношения Плеханова к «легальным марксистам» сыграла та решительная борьба, которую вел против «легальных марксистов» Ленин. Плеханов признал своей ошибкой запоздание с критикой П. Струве.
Под влиянием Ленина, иногда на основе его прямых замечаний, Плеханов менял отдельные формулировки своих статей. В одном из своих писем Ленину Плеханов писал: «Посылаю Вам свою вторую статью против Струве и заранее трепещу».
Известные статьи Плеханова против Струве — «Г-н П. Струве в роли критика марксовой теории общественного развития» (1909) — направлены в защиту революционного марксизма. В этих статьях Плеханов популярно освещает вопросы применения марксистского диалектического метода к изучению общественной жизни, разоблачает ревизионизм, выросший на русской почве в своеобразной форме «легального марксизма», который он назвал буржуазной пародией на марксизм. Плеханов указал, что «идеалы» («легальных марксистов».— В. Ф.) не идут дальше «непрерывного» штопанья дыр капиталистического общества»
Превосходные статьи Плеханова против П. Струве и «экономистов», его памфлеты, отдельные статьи против западноевропейских ревизионистов публиковались на страницах «Искры» и «Зари». Ленин высоко ценил и помещал в «Искре» в качестве передовиц его политические статьи — «Отмена круговой поруки», «Последняя карта царизма» и др. Отдельные статьи Плеханова публиковались и в заграничной прессе. Они содействовали тогда воспитанию масс в духе марксизма.
В своих воспоминаниях об этом периоде Н. К. Крупская отмечает, что в формировании мировоззрения первого поколения русских марксистов Плеханов играл решающую роль2.
В те годы Плеханов пользовался огромным авторитетом в революционных кругах России. Ему было поручено открытие II съезда РСДРП, положившего начало существованию революционной партии рабочего класса России. Н. К- Крупская писала: «Так же страстно, как Ильич, ждал съезда и Плеханов. Он открывал съезд. Большое окно мучного склада около
1 Г. В. Плеханов. Соч., т. XI, стр. 257.
2 См. Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине,стр. 153. Партиздат. 1933.
импровизированной трибуны было завешено красной материей. Все были взволнованы. Торжественно звучала речь Плеханова, в ней слышался неподдельный пафос. И как могло быть иначе! Казалось, долгие годы эмиграции уходили в прошлое, он присутствовал, он открывал съезд Российской Социал-демократической рабочей партии»
* * *
Характеризуя Плеханова, Ленин писал в «Детской болезни «левизны» в коммунизме», что в течение 20 лет (в период с 1883 по 1903 год) Плеханов был революционером-марксистом.
Новая эпоха, эпоха империализма не была пойята Г. В. Плехановым. На II съезде РСДРП Плеханов шел вместе с В. И. Лениным. Но после II съезда РСДРП он дал запугать себя меньшевикам и повернул к меньшевизму. Вначале это был организационный оппортунизм, а затем, особенно в период революции 1905—1907 годов, он перерос в тактический оппортунизм. По основным общеполитическим вопросам марксизма: об отношении к крестьянству, о роли пролетариата в революции и его тактической линии, о формах классовой борьбы, по вопросу о государстве Плеханов допускал крупнейшие ошибки меньшевистского характера. «Не надо было браться за оружие» — так реагировал он на героическое восстание московских рабочих в декабре 1905 года. Ленин в 1906 году указывал, что теоретические работы Плеханова, главным образом критика народников и оппортунистов, остаются прочным приобретением социал-демократов всей России. Но как политический вождь русских социал-демократов в буржуазной российской революции, как тактик Плеханов оказался ниже всякой критики.
Позднее, в годы реакции, хотя и оставаясь по основным вопросам политики и тактики рабочего класса на меньшевистских позициях, Плеханов развернул борьбу против ликвидаторов, выступил как меньшевик-партиец. Являясь сторонником сохранения и укрепления нелегальной пролетарской партии, он развернул борьбу против ликвидаторства и предложил Ленину вести против них совместную борьбу. Ленин принял предложение Плеханова.
К сожалению, Плеханов, выступая против ликвидаторов, был непоследователен, колебался, не полностью порвал с ними политически. Указывая на эти недостатки Плеханова, Ленин писал: «жаль, что свою большую заслугу борьбы с ликвидаторами во время развала, борьбы с махистами в разгар махизма, он компрометирует теперь проповедью, которой сам не может разъяснить: с кем же единство? С «Нашей Зарей» с «Северной Рабочей газетой»? и на каких условиях?..
1 Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине, стр. 71.
(С Плехановым не миновать борьбы, раз он полез в идиотское дело,... подчеркнув: были заслуги, но жаль,что опять закружил, завертелся)»
В области науки и философии в это время обострилась борьба марксистов с махистами. Носителем русского махизма еще до революции 1905—1907 годов являлся А. Богданов; вульгаризировал марксизм Шулятиков и др. На эту ревизию марксизма в форме идеалистических и вульгарно-материалистических извращений неоднократно указывал Ленин.
Он был первый, кто дал отповедь всем перерожденцам в области теории. В своей знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм» он разгромил махизм и другие реакционные школки, отстоял и развил диалектический и исторический материализм.
Из числа лидеров II Интернационала только Плеханов выступил против махистов и других врагов марксизма и материализма.
В 1908 году он опубликовал работу «Основные вопросы марксизма» и письма к Богданову «Materialism milutans», а также статьи против Луначарского «О так называемых религиозных исканиях в России», статьи-рецензии на переводы статей и книг западноевропейских эмпириокритиков2. В этих статьях Плеханов отстаивал философские основы марксизма и подвергал критике русских последователей Маха, высмеивал идеалистов Оствальда, Авенариуса, критиковал вульгаризаторов марксизма типа Шулятикова и других.
Необходимо отметить, что борьба Плеханова против махизма содержала немало недостатков. Ленин отметил, что Плеханов в угоду своим фракционным интересам вел эту борьбу непоследовательно, не до конца.
В годы первой мировой войны меньшевистско-оппортунисти-ческие ошибки привели Плеханова вместе с другими «ортодоксами» II Интернационала к полному разрыву с революционным марксизмом. Плеханов стал социал-шовинистом. В 1917 году, после февральской буржуазной революции, прожив вдали от родины 37 лет, он вернулся в Россию, в Петроград. Оторванный долгими годами эмиграции от революционного движения, сохранив груз своих оппортунистических взглядов и догм, он неправильно оценил сложный переплет и своеобразие общественного развития России. Плеханов выступал против ленинской линии на социалистическую революцию, считал, как и
1 «Коммунист» Ni 5, 1966, стр. 37.
2 В меньшевистский период своей деятельности Плеханов опубликовал и другие работы: об утопическом социализме XIX века, неоконченный большой труд по истории русской общественной мысли, ряд философских работ по вопросам марксизма, борьбы против идеализма и т. д. Но в работах этого периода Плеханов в лучшем случае повторял основные положения своих старых работ, допуская при этом много ошибок по вопросам марксистской теории.
большинство западноевропейских социал-демократов, что февральская революция, как чисто буржуазная революция, должна положить начало длительной эпохе развития капитализма в России.
К великому историческому перевороту в жизни народов нашей Родины, к Великой Октябрьской социалистической революции, Плеханов отнесся отрицательно, увидев в ней «нарушение всех исторических законов». Но отрицая возможность победы социализма в России, Плеханов, к его чести, вместе с тем отказался выступить против рабочего класса и Советской власти.
Коммунистическая партия и ее вождь В. И. Ленин подходили к Плеханову, к его теоретическому наследству и практической деятельности конкретно исторически, выступая против неправильных оценок Плеханова в связи с выяснением его роли в истoрии марксизма и международного рабочего движения. Партия выступала как против полного отрицания и огульной критики богатейшего философского наследия Плеханова, так и против замазывания его ошибок.
|