RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 12.Книги о морали и этике

мнэ-115.0 Эстетика поведения
Раздел МНЭ-115
Составитель и редактор В. И. Толстых

ЭСТЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ


Художник Ф. Б. Збарский
M., Политиздат, 1965. 103 с. с илл. (Попул. б-чка по эстетике).
Типография «Красный пролетарий» Политиздата. Москва, Краснопролетарская, 16.

обложка издания

Книгу написали:
О. В. ЛЕПЕШИНСКАЯ,народная артистка СССР
Л. Р. ОРДАНСКАЯ, заслуженная артистка РСФСР
Р. М. ЖУКОВА, заслуженный мастер спорта
Л. К. ЕФРЕМОВА, модельер Центрального Дома моделей
Н. А. КОЛЧИНСКАЯ, искусствовед
3. М. ФИНИЦКАЯ, искусствовед
С. Т. КОНЕНКОВ, народный художник СССР
Н. П. АКИМОВ, народный артист СССР
Д. И. ЛАСС, профессор
М. Ф. ЛАДУР, заслуженный деятель искусств РСФСР.


| Содержание
Л. Р. Орданская. КАК РОДИЛАСЬ ЭТА КНИГА
С. Коненков. КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА
Н. Акимов. О ХОРОШИХ МАНЕРАХ
Л. Ефремова. И МОДНО, И КРАСИВО
Д. Ласс. КОСМЕТИКА: ЗА И ПРОТИВ
О. Лепешинская. ТАНЕЦ, ГРАЦИЯ, ПЛАСТИКА
Р. Жукова. «ИДУ КРАСИВЫЙ...»
3. Финицкая. В ГОСТЯХ И ДОМА
Н. Колчинская. ЧТО ВЫ ДАРИТЕ?
М. Ладур. ДВЕРЬ НАСТЕЖЬ—ПРЕКРАСНОМУ
***

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать


___________________

ЭСТЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ



КАК РОДИЛАСЬ ЭТА КНИГА


Те или иные идеи рождаются жизнью. Жизнь подсказала рождение этой книги. Значит, книга эта наверняка принесет свою пользу.
На повестку сегодняшнего дня встал вопроо создания нового человека, человека будущего коммунистического общества. Об этом новом человеке надо думать уже сегодня, не теряя времени.
Растет новое поколение. Не успеешь оглянуться, и появятся юноши и девушки из сегодняшних перво-и второклассников. И хочется видеть их такими же смелыми, музкественными, красивыми, обаятельны-ми, умными и — хочется подчеркнуть — воспитанны-ми, как, скажем, герои сегодняшнего дня, обессмертившие себя на века,— советские космонавты.
Все мы, взволнованные и потрясенные первым полетом человека в космос, обратили внимание на умение Юрия Гагарина великолепно себя держать: красиво и изящно шел он по дорожке к трибуне навстречу членам правительства, красиво стоял на Мавзолее. «Какая выдержка, какой воспитанный человек, как приятно на него смотреть»,— говорили мы. И в самом деле, приятно было смотреть на этого стройного, подтянутого, изящного человека. Думалось: «Да, вот с кого можно брать пример нашей молодежи, учиться лучшим человеческим качествам — и внутренним и внешним»«
А ведь это простой паренек, родившийся в колхозной семье, прошедший путь рабочего. Семья ли помогла ему стать таким воспитанным, подтянутым, летная школа ли? Но такой хотелось бы видеть нашу молодежь: благородной, обаятельной, воспитанной. Ни разу, ни в чем и ничем не скомпрометировал себя Юрий Алексеевич, ни одним взглядом, ни одним жестом, а он еще очень молод, ему только-только исполнилось двадцать восемь лет. Наша книга «Эстетика поведения» задумана была еще до того, как весь мир узнал Юрия Гагарина, Германа Титова, Андриана Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентину Терешкову. Тогда у нас, честно говоря, не было еще таких ярких примеров, на которые можно было бы наглядно сослаться.
Герои космоса помогли нам. И у каждого юноши и девушки нет-нет да и мелькнет перед глазами образ героев-космонавтов, захочется стать такими же красивыми, обаятельными, культурными, смелыми, мужественными и воспитанными, как наши первые космонавты.
Началась же эта книга немного раньше событий, потрясших мир.
В декабре 1959 года с группой актеров театра им. Ермоловой мы выехали в Клинский район Московской области на творческую встречу с двумя колхозами. Мы как-то Сразу сдружились с клинчанами, и родилось желание помочь им наладить культурную жизнь села-. Встретившись с молодежью села, хорошей, чистой, умной, мы сразу увидели, как нуждаются они в помощи по самым элементарным вопросам воспитания. Мы увидели, что на них подчас одежда из дорогих тканей, но сшита безвкусно, что они плохо двигаются, что на танцах неуклюжие юноши не умеют ни встать, ни сесть, ни пригласить девушку на танец, ни посадить ее на место. Что иные ребята понятия не имеют о том, что, придя в общественное место, надо снять головной убор, если в помещении тепло — раздеться, девушку или женщину надо пропустить вперед, если она несет тяжелую сумку, помочь ей, некрасиво ругаться вообще, а в присутствии женщины, девушки или ребенка тем более и т. д. и т. д.
Хорошие ребята, думали мы, но они как самородки, материал дорогой, но не отшлифованный. Они самоотверженно трудятся, честны, прямодушны, отзывчивы и просты. Но простота их нередко оборачивается грубостью, неуклюжестью, невоспитанностью. Кто же может помочь им? Конечно же, мы, работники культуры„ искусства. Кто может поделиться своими знаниями в области вкуса, в области культуры быта и поведения? Художники, компози-
торы, артисты, писатели, искусствоведы — советская интеллигенция. А раз мы сильны в этом, надо помочь — таков закон нашей страны. Так родилось напечатанное потом в центральной прессе обращение к деятелям советского искусства помочь культурному росту села.
Сама я взяла на себя два колхоза — «Ленинеця и «Динамо» Клинского района Московской области. Стала 'ездить туда два раза в неделю и вместе с местной интеллигенцией города Клина помогать культурной работе всего Клинского района. Так была проложена человеческая духовная «трасса» Москва — Клин. И если я говорю, что нашу книгу родила сама жизнь, то это соответствует истине.
Выезжая в совхозы, я увидела, что в вопросах культуры и быта, поведения и знаний пробелы есть не только у моих сельских питомцев, но и у городской молодежи. Я увидела, как вваливалась, горланя, городская молодежь в вагоны электричек, как она не разговаривала, а именно орала, не пела, а горланила, не считаясь ни с кем и ни с чем. Я слышала у городской молодежи такие словечки, выражения, песни, каких не слышала у своих сельских ребят. Я увидела, как молодые, здоровые парни не считали нужным уступить место старшим, как они подчас грубы, неотесанны, невоспитанны. Этот эгоизм, себялюбие, нежелание считаться с элементарными правилами общежития наталкивали на серьезные размышления. Можно ли с этим мириться? Разве с такими войдешь в коммунизм? Надо что-то делать.
А школьники? А наши малыши? Ведь человек воспитывается с самого дня рождения. Дикая яблоня дает мелкие и кислые плоды; ухоженная, «воспитанная» мичуринская яблоня дает плоды прекрасные. Так и человек. Представьте себе, что вместо Юрия Гагарина из самолета вышел бы медведеподобный, грубый парень, который вперевалку пошел бы к трибуне, а стоя на трибуне Мавзолея, скованно и неуклюже держал бы себя. Половина обаяния этого человека и, не ошибусь, половина обаяния его подвига пропали бы для нас, а между прочим, все это так просто не дается. Это все тренировка, результат самодисциплины и самовоспитания, превратившие нормы поведения в привычку, и тут все важно: и как сидишь за столом, и как соблюдаешь гигиену, и как тренируешь тело, и как относишься к окружающим. И главное*I— из этих «мелочей» складываются те нормы человеческого общежития, к которым мы все сейчас стремимся.
Нет, в воспитании внешней культуры нуждается не только сельская молодежь, нуждается и городская молодежь, студенты, школьники, и маленькие октябрята, и те, что в яслях,— все, в том числе и многие, многие взрослые люди старшего поколения. Человек будущего должен быть прекрасен во всех отношениях. Он должен быть гармоничен. Не только трудолюбив, честен, образован, начитан, умен, но и изящен, красив, воспитан.
Как это сделать в масштабах нашей страны? Как воспитать двести с лишним миллионов советских людей? Вот так и родилась мысль создать эту книгу. Мы не преувеличиваем ее значения. Начнем с малого. Начнем с того, что каждый мастер своего дела поделится своим опытом: кто в вопросах гигиены, танца, гимнастики, кто в умении одеваться, обставить свою квартиру со вкусом и т. д. и т. д.
Каждый опыт, каждый совет такого мастера драгоценен, сможет принести большую пользу. Ведь не секрет, что многие из нас и хотели бы вести себя лучше, но не знают как. А иные просто не задумывались над своей внешней культурой. Им-то, разным и хорошим советским людям, мы и хотим помочь этой книгой. По собственному опыту знаю, как много значит такая работа с человеком. Всего несколько месяцев занимались мы в кружках колхозов«Ленинец», «Динамо», в сельском интернате и увидели, как разительно меняется человек, как он хорошеет на глазах, каким становится обаятельным, приятным, если им осознается глубокий человеческий смысл норм культурного поведения. Как это, наконец, дисциплинирует человека, помогает ему и в общественной и в
личной жизни, в труде и на отдыхе. Да, дорогие товарищи, воспитание внешней культуры помогает и в труде. Человек ловкий, изящный, воспитанный, культурный и у станка работает артистически и теорию усваивает легче и быстрее, потому что он становится гибче, многограннее, свободнее.
Если вы обратитесь к словарю, то сможете прочесть: «культура» — от лат. «возделывание, обрабатывание», «культурный» — образованный, просвещенный. Так что же такое — культура человека, культурный человек? Умение вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами «хорошего тона»? Можно ли назвать культурным человека честного, образованного, но не знающего или пренебрегающего нормами внешнего этикета? Как совместить широту понятия «культура», куда входят и глубокие знания, эрудиция человека, и его навыки, и уровень этического и эстетического развития, вкусов, манер, чувств, с вполне конкретным применением понятия «культура», «культурный» в самой житейской практике?..
Так родилось название книги — «Эстетика поведения». Именно эстетика, ибо поведение человека коммунистического мира должно быть прекрасным, возвышенным, красивым.
Мы не собираемся назидательно поучать. Правило перестает быть правилом и становится живой потребностью личности, как только осознана его целесообразность, умный смысл. Поэтому мы приглашаем вас вместе с нами пройти по нашим улицам, заглянуть в спортзал, на танцевальную площадку, посетить Дом моделей, косметический кабинет, навестить новоселов. И поговорить, подумать. О том, что понравилось или вызвало сомнения, желание возразить. Разобраться в огромной пестроте впечатлений и разнообразии привычек, вкусов, цветов. И «сухие» правила прекрасного внешнего облика и поведение человека будущего превратятся в живой рассказ о жизни нашего современника, нашей с вами жизни, дорогой читатель.
Л. Оршанская



СЕРГЕЙ КОНЕНКОВ
Красота человека


Приступая к работе над скульптурным портретом Антона Павловича Чехова, я приобрел серию фотографических карточек, на которых великий писатель был запечатлен в разные поры жизни. Я поразился тому, как не похож Чехов-студент на Чехова-врача и начинающего писателя и насколько лицо молодого Чехова грубее возвышенно-прекрасного облика Антона Павловича в период творческой зрелости. Да, «Душечку», «Даму с собачкой», «Ионыча» и «Крыжовник» не мог написать тот юноша Чехов, с лицом и манерами бурсака, которого я видел па портрете 1883 года; я понял — эти и другие шедевры могли родиться в сознании человека высочайшего интеллекта, знатока людских сердец. Так знает людские болезни мудрый широкообразованный доктор.
Таким был Чехов на портрете 1893 года. Для одного десять лет жизпи — это 3650 дней, очень похожих друг на друга, одинаково мало дающих пищи для ума и сердца. За десять лет юноша превращается в мужчину. Живая непосредственность чувства уступает место так называемому житейскому опыту. Неустоявшиеся, по-юношески прелестные черты лица грубеют и окаменевают в этом состоянии. Приземляется походка, исчезает порывистость и живость выражения. И всякая грубость в устах мужчины звучит куда более жестоко, чем у несложившегося юнца.
Те же десять лет превратили Чехова, пытливого, насмешливого студента, в первого писателя своего времени. За десять лет грубоватое бурсацкое лицо Антоши Чехонте превратилось в нечто настолько прекрасное, что любой взыскательный художник долго будет раздумывать, прежде чем решится в живописном или скульптурном портрете поведать людям об этом умнейшем и добрейшем человеке, доброта которого совсем иного качества, чем ее понимали десятки поколений дочеховских времен. Ум которого, вместив в себя тысячи и тысячи частностей российской жизни, поднялся до решительного обобщения: «Скверно вы живете, господа». Ум которого сквозь густой мрак капиталистической действительности прозрел свет грядущего нового общества. Какой разительный контраст составляют два документальных снимка А. П. Чехова! Да, развивающийся внутренний мир человека самым решительным образом отражается в чертах лица, в выражении глаз, во всем облике человека, включая походку и осанку. Изучая те же фотоснимки, я во всей полноте осознал, что чеховские слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,— не благое пожелание для современников и потомков. Идеал был не только обрисован в словах — он осуществился в самом Чехове. Чем красив человек?
Не так просто коротко и исчерпывающе ответить на такой, казалось бы, простой вопрос. Чему отдать предпочтение: духовной ли, телесной ли красоте? Какой мерой измерять столь драгоценное качество?
Широкое и курносое лицо Сократа было некрасиво с точки зрения античного созерцателя. Но его высокое, крутое чело величаво. Оно заключает в себе те небывалые смелые мысли, которые составили многовековую славу великого философа древности.
Я еще и еще раз внимательно вглядываюсь в античный портрет греческого мыслителя. В чем же тут секрет? Почему некрасивое, заурядное лицо этого человека обладает столь притягательной силой, почему я, вопреки очевидному, убежден, что это и есть красота? Почему древний скульптор не пытался приукрасить и, как мы теперь говорим, облагородить лицо Сократа (ведь они умели это делать)? Почему обнаженная правда обернулась величием? Кто из художников не знает, какой это рискованный путь — открытие полной правды! Но, знать, мастер был под стать модели. Он не побоялся полной правды.
Как бы ни был человек совершенен внешне, привлекателен, если он не несет в себе правды, его «красоту» мы по справедливости берем в кавычки, мы называем ее «красивым» обманом. Весь мой немалый жизненный опыт говорит: человек красив прежде всего своим стремлением к правде, Кто из нас не поражался гению Льва Толстого, его редкому дару писателя, его титаническому характеру, его величавой внешности.
Этот «матерый человечище» неистово, неустанно, во весь размах своих могучих сил на протяжении десятилетий срывал бесчисленные покровы с эксплуататорского строя России, он отличался редким бесстрашием в стремлении дойти до корня, в стремлении найти правду. Ему, великому правдоискателю, на этом пути открывалась истинная красота человека. Высокая красота, жизненность героев Толстого западают в душу, и они становятся близкими нашими друзьями оттого, что мы не сомневаемся: их прародитель — Правда.
Анна Каренина — безукоризненная красавица, и художник слова воссоздает образ ее физической красоты. Но разве это качество толстовской героини заставляет нас еще и еще раз любоваться ее походкой и жестами, вдумываться в беспокойные мысли Анны? Нет, конечно. Сколько их, писаных красавиц, встречается и по сей день в романах русских и заграничных авторов, но трудно среди этого многообразия найти столь сильный и интересный характер, такой высокий разум, такую ненависть ко лжи. И она прекрасна в своей трагической участи. Ее боль — наша боль, ее красота — мера общечеловеческой красоты.
Человечество издавна ведет настойчивый поиск красоты, то есть истины. Джордано Бруно, Коперник, Галилей — могучие вспышки разума, во многом развеявшие густой туман церковного мракобесия, не одно столетие окружавший землю. Томазо Кампанелла — дерзновенный мечтатель, провидец социальной справедливости, Вольтер и Гёте, Ломоносов и Ньютон, Пушкин и Моцарт, Чернышевский и Циолковский — разве кто-нибудь из нас искал в них черты физической красоты? Человечество склоняется перед красотой их жизни, перед их духовной щедростью, перед их подвигами на пути к полной правде мира.
И вот родился человек, в котором мечта о Человеке нашла свое полное выражение. Он повел за собой весь трудовой люд земли, он открыл глаза слепым, стал примером человечности в отношениях между людьми, зажег свет большой правды. Будучи высоко поднятым над землей, он оставался земным: понятным и близким миллионам людей труда. Каждый, кто испытал на себе личное обаяние этого человека, каждый, кто видел или слышал его,— не задумываясь, искренне и убежденно скажет: более красивого человека я не знаю. Это — Ленин.
Мне посчастливилось несколько раз встречаться с Лениным.
Его походка — это уверенный, полнящийся поток, способный зачаровать любого. Его глаза, излучавшие всю гамму человеческих чувств! Одобряющие, гневные, иронические, смеющиеся, полные внимания и вдруг озорные. Его жесты — это удивительная гармония движений тела и полета его мыслей. И это высокое, просторное чело — жизнь всего мира умещалась здесь. И при том он не был красавцем.
Глядел скромней из самых скромных. Застенчивый простой и милый, Он вроде сфинкса предо мной. Я не пойму, какою силой Сумел потрясть он шар земной?) Но он потряс...
(С. Есенин, «Гуляй-поле»)
Именем Ленина открывается новая эпоха в развитии человеческой личности. Впервые за долгие века созданы такие условия, когда стремление человека к правде, к высшей красоте не вступает в противоречие, в жестокую борьбу с законами окружающего его общества. Этот процесс начался в октябре 1917 года и безостановочно развивается на Земле, завоевывая умы и чувства миллионов. Права свободного и прекрасного человека, Человека с большой буквы, о которых во все времена мечтали лучшие сыны человечества, ныне стали достоянием третьей части жителей нашей планеты. Будущее всех людей земли, коммунизм — это царство справедливости, царство красоты. Сегодня мы ежедневно и ежечасно заняты увлекательнейшим делом: мы заботливо и деловито строим этот мир счастья и красоты. Строим не по наитию, не вслепую. У нас перед глазами совершенные чертежи этого мира, у нас в руках научный проект будущего — программа построения коммунизма.
Рассудите же сами, какой другой критерий мы можем положить в основу рассуждений о красоте, кроме единственной меры — высокой правды, все возрастающей правды.
S- В наши дни всякий понимает: красота — это и телесное совершенство и в то же время это высокая духовность. Наш идеал красоты — их высшее развитие в единстве. Венера Милосская превосходна в своем роде. Говоря о телесной гармонии, мы затруднимся назвать более совершенный образец физической красоты. А как это много и в то же время мало — физическая красота человека. Когда осмысливаешь великие произведения, оставленные нам в наследство ваятелями античности, прежде всего поражает их сознательное стремление раскрыть все величие и безмерную красоту человека. Они отлично понимали, что высшая красота — красота человека. К этой заветной правде настойчиво шли талантливые ваятели Греции.
Культ идеального тела был рожден духом Эллады. Юноши тех времен и в жизни стремились походить на статуи, изваянные скульпторами. Культ здорового тела уже тогда означал борьбу и за высокое нравственное совершенство. Прекрасные человеческие формы воплощали в себе и лучшие черты характера человека.
Знаменитый скульптор Поликлет, живший в греческом городе Аргосе, современник и соперник Фидия, создал ряд прекрасных статуй, в которых воплотил самые идеальные и совершенные соотношения частей человеческого тела. Статуя обнаженного юноши «Дорифор» работы Поликлета заслужила название «канона», как модель и образец для других ваятелей.
Но жизнь оказалась сильнее самых безукоризненных канонов, основанных на математическом соотношении частей тела.
В каждом человеческом теле, в каждом образе — своя неповторимая красота, страсть и сила, которые не поддаются никаким, даже самым точным измерениям.
Великолепные знания соразмерности и гармонии, точность и строгость выполнения характеризуют лучшие произведения античности. Но именно тогда в результате многих исканий художники ясно осознали, что арифметика и «средние величины» не могут быть основой творческого вдохновения и воображения. Мастера античности уверенно отходили от скульптурных и иных канонов. Они не подражали, а, опираясь на свой эстетический вкус, как первооткрыватели красоты, создавали свое новое и неповторимое. С полной свободой стремились они раскрыть всю красоту и своеобразие прекрасного человеческого индивидуума. Скульпторов увлекали не только идеальные формы здорового человеческого тела, но прежде всего одухот* воренность образа, глубокое проникновение в сложный внутренний мир человека.
Так из века в век от схематических рельефов и статуй Египта, от условных, скованных и монотонных фигур, от неподвижности и однообразия целые поколения мастеров искусства шли к передаче движения, энергии, гибкости и силы.
«Дискобол» — бронзовое изваяние скульптора Мирона. Играют мускулы метателя диска. Он весь напряжен, чтобы бросить диск как можно дальше. Как смело скульптор передал и опоэтизировал движение напряженного человеческого тела! Какой это был вызов рутинным, застывшим формам, изображающим человека окаменевшим истуканом!
Поэтическая красота пронизывает создание Праксителя, его «Улыбающегося Гермеса» и обворожительную своей спокойной красотой Афродиту Книдскую, воплотившую в себе чудесную женственность и ослепительное очарование юности.
Сколько непринужденности, легкости, а главное, радости в творениях Праксителя! В них явно преобладает фидиевское вдохновение над соблюдением «средних» размеров, утвержденных Поликлетом.
Особенно ярко запечатлелась в моей памяти колоссальная статуя «Моисей». Как мощно передал Микеланджело могущественную силу пророка. Пронизывающий, ясный и далекий взгляд. А в мраморных жилах словно пульсирует живая кровь.
Мы зримо представляем свою мечту о прекрасном человеке.
Это человек, для которого труд — первая жизненная потребноеть. Причем мы без малейшей доли заблуждения, искренне и убежденно говорим: труд все более, день ото дня, будет переходить из общественной необходимости в потребность личности в творчестве. Труд станет увлекательным творчеством. Кто не работает, тот не ест! Этот справедливый закон общественных отношений не перестанет быть жизненной необходимостью и при коммунизме. Кто не работает, тот не ест — одно из основных положений морального кодекса строителей коммунизма.
Благороден не тот, кто бьет себя в грудь, провозглашая правильные лозунги, а тот, кто скромно, без новы, не теряя времени, (изо дня в день выполняет свой трудовой долг.Почетом и славой }мы окружаем тех, у кого слова не расходятся с делом. Вот краеугольный камень нашей этики, первый признак красивого человека. В этом пункте наших представлений о красоте не может быть двух мнений! Противоположная точка зрения у эстетиков по ту сторону баррикад, в мире, где труд — унизительная обязанность, где бездельник с денежным мешком воплощает собой «прекрасного» человека.
В наших советских космонавтах мне видятся многие черты прекрасного человека грядущей космической эры. Их мы с пол-Чйыэд правом можем назвать сыновьями века. Двадцать семь — тридцать лет от роду. В совершенстве постигнута новейшая авиационная техника. За короткий срок взят на вооружение весь арсенал космических наук. Пройдены труднейшие физические и моральные испытания на центрифугах и в сурдокамерах. Привычными человеческими чувствами постигнуто незнакомое людям состояние невесомости, и в том небывалом положенин спеты наши земные песни и сказаны крылатые слова о нашей Земле: «Красота-то какая!» Что это? Труд и творчество. Так было, так будет всегда. Красив тот человек, для которого целеустремленность, трудолюбие — естественное состояние, хребность души.

Красивый человек — это человек-коллективист, для которого каждый член общества — друг, брат и товарищ, для которого интересы коллектива, интересы советской Родины ближе, чем его личные интересы. В этом мы самым принципиальным образом отличаемся от индивидуалистической морали западных обывателей, у которых человек р человеку — волк. Красота человека в нашем обществе коллек-; тивистов целиком определяется степенью преобладания в характере черт общественного человека над качествами индивидуалиста.

Наш идеал, как и прежде, человек — борец за счастье народа, Ш за общее благоденствие, за большую правду во всем. Нет мелочей в этой святой борьбе. Даже малая уступка эгоистическим I интересам в ущерб общему делу наносит серьезный вред общест-венному престижу личности. Творить будущее по законам красоты — значит выращивать в себе общественного человека, всю свою жизнь без доли сомнения отдавать «временам на разрыв». В этом никогда не должна нас покидать революционная принципиальность^ Шику, эффектной красивости буржуазного комфорта (за сияющей оболочкой которого, кстати сказать, стоит пугающая пустота) мы противопоставляем наше коллективное достоинство людей, деловито созидающих идеал, заразительный для всего человечества.
Все вышесказанное не означает призыва к отрешенности от радостей жизни, к новоявленному аскетизму.
Я за нашу советскую гордость, подкрепленную делом. Да, у нас, «советских, собственная гордость», но надо, чтобы эта гордость не стала пустым фанфаронством, каждый из нас должен добиваться реализации справедливого требования времени: «советское, значит, лучшее, значит, самое качественное, самое красивое, самое добротное». Здесь широкий простор для каждого труженика.

Чувство красоты —это радостное, светлое чувство. Достигнув красоты, человек испытывает то состояние, которое на русском языке названо красивым и полноценным словом «счастье». Счастлива юная девушка, чувствуя, как дарованная природой сила легко несет по теплым дорогам ромашкового лета ее красоту. Счастлив скульптор, навеки запечатлев эту живую красоту.
Но есть едва ли различимая в выражении глаз юной девушки и убеленного сединами скульптора качественная разница в их одинаково полноценном счастье. Счастье старого скульптора — это победа над временем. Время безжалостно лишает красоты того, кто не встает в ее защиту во всеоружии своих духовных способностей.
Счастлив хлебороб, ощущая жесткой, мозолистой ладонью ласку полновесных золотых колосьев.
Счастлива портниха, любуясь чистотой линий сшитого ею платья.
Счастлив поэт, навеки запечатлевший в точных и емких словах долгие месяцы жившее в нем ощущение прекрасного.
Счастлив кузнец, уверенный, что в коленчатом валу, который от его механического молота понес в могучих руках кран, нет ни одной раковины и трещины.
Я думаю, нам еще рано забывать свое происхождение от рабочих и крестьян. Мы никогда не должны пренебрегать представлением о прекрасном, выработанном на протяжении веков труда и поисков правды. И правильные слова о том, что все мы друзья, товарищи, братья, надо понимать широко, каждое дело свое соизмеряя с их высоким смыслом.
По-настоящему красив и счастлив тот, кто находит время и силы постигать великую культуру человечества. Я думаю, недалеко то время, когда искусство станет жизненной потребностью каждого, когда к науке будут обращаться не только те, для кого она стала делом жизни. Такое время не за горами. Оно стучится в наш день. Не скрою: я всегда любуюсь молодыми (да только ли молодыми!) людьми, умеющими ценить свое время. Цена времени возрастает день ото дня. И те, кто разумно относится к своему времени, успевают во всем: и в труде, и в спорте, и в пополнении своего духовного багажа, и в делах дружбы и товарищества. Пусть вам не хватает времени, пусть ваш день до последней минуты заполнен полезными и неотложными делами. Ведь перед вами открыт весь мир — сокровища музеев и книгохранилищ, театры и спортивные встречи, письменный стол с занятиями и лаборатории, леса, горы, реки, неведомые и хорошо знакомые, встречи со старыми друзьями и незнакомыми интересными людьми. Не будьте соглядатаями в жизни. Красив тот, кто деятельно относится ко всему, с чем он соприкасается.

Досадно встречать людей, развитых крайне однобоко: один зубрит, причем чаще всего только то, что задано, и лишает себя радости общения с природой; другой неплохо трудится на производстве, но все в изобилии отпущенное ему время досуга проводит в тяжком размышлении: чем бы заняться; третий, но видимости, увлечен спортом, он знает всех футбольных знаменитостей, но ни разу в жизни не пришел на стадион в роли спортсмена; четвертый всерьез увлечен физикой и не считает себя обязанным хотя бы как-то представлять себе, кто такие Данте и Тициан, Баженов и Пикассо.
Представьте себе всю меру разочарования от встречи с современным молодым человеком, физически развитым, хорошо одетым (зачастую это и замечательный работник), когда ваша уверенность в его значительном интеллектуальном багаже оказывается глубоким заблуждением. Как тут не вспомнить до сего дня справедливую пословицу: «по одежке встречают — по уму провожают». Да, расетавание после такой встречи всерьез разочаровывает.

Всем, всем, всем в нашей стране открыт доступ к духовным богатствам. Не надо только забывать, что постижение интеллектуального наследства — это труд во многом более объемистый и тяжелый, чем ежедневный физический труд. Духовные богатства накапливаются постепенно. Зато ни с чем нельзя сравнить радость обретения этих богатств.
Гармонически развитый человек ничего общего не имеет с поверхностным дилетантом. Кому из вас не приходилось встречать краснобаев, способных разглагольствовать на любую тему. По разному поводу они варьируют одни и те же словечки, при случае щеголяют двумя-тремя цитатами; они даже в курсе жизни многих знаменитостей, но все эти сведения для них, как модный шарфик,— этакая элегантная деталь туалета. Такие люди даже в любви объясняются по вычитанным образцам. Это всезнайство непременно отражается на внешности. Печать дилетантского всезнайства —фатовство, неуместная игривость. Дилетантство — первый признак низкой культуры. Дилетантство ничего общего не имеет с нашим представлением о красивом в жизни.

В любом возрасте человек должен самоусовершенствоваться, воспитывать свои чувства, побеждать односторонность, уметь различать добро и зло. Уважать и растить в себе личность, усовершенствоваться, постигать прекрасное завещал А. П. Чехов. «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»,— писал он своему брату Николаю.
Без знания, без широкого кругозора сейчас нельзя сделать ни одного шага вперед.
Человек всегда должен стремиться знать неизмеримо больше того, что постигли его предшественники.

Красивый человек в нашем сегодняшнем понимании — это всесторонне и гармонически развитый человек.

Человечество всегда будет восхищаться гением Маркса. По пути гармонии шли Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Необозрим был круг их интересов, их связь с жизнью.
Леонардо боролся за свободу и был новатором в разных областях знания. Он проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни и создавал совершенные произведения живописи. В Льве Толстом даже противоречия проявлялись с необычайной силой, они не заслоняют, а только оттеняют толстовскую мощь. Какой, труд во всем! Лев Николаевич не был филологом, но кроме родного великорусского языка хорошо знал украинский, церковнославянский, английский, французский, немецкий, читал по-польски, по-чешски, по-сербски. Хорошо знал греческий, латинский, еврейский, любил итальянский. И этот же человек мастерски клал печи и косил не хуже косаря. Писатель — он был образованнейшим лесоводом своего времени и ни в одной области знания не был дилетантом. Вот почему образ этого неказистого в физическом отношении человека был овеян легендарной славой. Мне довелось однажды видеть Льва Николаевича. Это было зимой. Толстой был в шубе, валенках и крестьянской шапке, и, несмотря на это простецкое народное обличье, один его взгляд выказал такую мощную вспышку интеллекта, что и сейчас, спустя много десятилетий, я испытываю благоговейное чувство от «пугающей» красоты того взгляда.

Духовные богатства и знания накапливаются постепенно. Даже самые поверхностные представления можно углубить, но для этого не надо лениться мыслить. Существует много способов бездумного времяпрепровождения. Давно изобретены игры, которыми можно убить время. Но как обкрадывают себя эти люди. То, что не посеяно, не созревает. Печален финал, когда человек сознает, что жизнь промелькнула, как тень. Надо бороться за кругозор, за глубину знаний. Надо воспитывать в себе высшую человечность. Живите так, чтобы каждый день казался новым. Красива жизнь с расправленными крыльями.
Красота — это и полнокровное развитие физических возможностей человека. Никто до сего времени не усомнился в справедливости одного мудрого суждения древних: в здоровом теле — здоровый дух!
Законно спросить: так ли уж мы зависим от природы, как это кажется некоторым фаталистически настроенным людям. Наука одну за другой побеждает ранее неизлечимые болезни. Вопрос долголетия из области недостижимых гипотез становится насущной проблемой дня.

Наш эстетический идеал — физически совершенный человек, в котором красота внешнего облика органически слита с духовным богатством. Физическое совершенство не самоцель* Тому, кто здоров и крепок, нипочем большие нагрузки, напряженный ритм жизни передового человека современности. Разумно, необходимо все, что способствует нашему целеустремленному совершенствованию. Физическая культура, спорт помогают полнее ощутить радость жизни. Они способны исправить походку и осанку, они в силах побороть неверие в себя, они тренируют волю и мышцы, они во многом способствуют душевному здоровью общества.
Спорт тогда красив и целесообразен, когда он помогает в труде, когда в содружестве с искусством он дает человеку возможность открывать прекрасное среди великого многообразия мира. Вглядываясь в настоящее, каждый из нас, строителей коммунистической яви, обязан различать черты современности, которым назавтра суждено стать повсеместной нормой. У спорта большое будущее. Спорт завоюет во имя красоты, конечно в разумных пределах, все человеческие возрасты. Известно, что у человека, постоянно занимающегося спортом, как правило, красивая фигура и особая подтянутость в походке, в движениях. Я думаю, наступит такое время, когда не будет сгорбленных и неуклюжих. Эта мечта вполне достижима.
Нет у нас высшей задачи, чем обогащение духовного мира советского человека. Это наш лучший ответ всем человеконенавистникам. Здесь никогда не должна нас покидать боевая революционность. Жить не только для себя, во имя своего благополучия, но все силы своего растущего сердца, все свое волнение, все свои заботы отдавать борьбе за счастье на земле для всех. В этом заключено единство коллективного и индивидуального. В этом высшая красота советского человека.



НИКОЛАЙ АКИМОВ
О хороших манерах


ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
Н
астроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения людей, с которыми мы общаемся.
Понятно, что хорошее отношение к нам радует, а плохое огорчает, тревожит; что дружественные поступки в наш адрес нам приятны, враждебные — неприятны. Но важно также и то, что даже при отсутствии каких-либо существенных проявлений окружающих нас людей по отношению к нам, тончайшие оттенки их поведения нами учитываются и влияют на наше самочувствие.
Говорят, что первое впечатление бывает часто обманчиво. Однако, вращаясь среди людей, особенно в густонаселенных пунктах, мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством граждан, которых, может быть, больше никогда и не встретим. Таким образом, первое впечатление от них будет для нас последним и единственным. Такое же первое и окончательное впечатление произведем и мы на них. А сила этих первых впечатлений, как увидим дальше, в своей сумме способна в большой мере влиять на состояние нашей психики.
Припомните примеры из вашей повседневной практики. Каждый раз, когда вы делаетесь объектом внимания людей,— когда вы входите в вагон трамвая, поезда или троллейбуса, когда вы садитесь на скамейку в сквере, где уже сидят другие люди, вы, ощущая на себе их взгляды, непременно думаете: как они на вас смотрят, как они вас оценивают,— и это никогда не бывает для вас безразлично.
Если же вы вступаете с ними в прямое общение — спрашиваете о чем-либо, просите подвинуться и т. д., то из характера их ответов вы делаете еще более полный вывод о том, как вас воспринимают.
Здесь необходимо сделать отступление и коснуться вопроса, который изучают в театральных школах, но который полезно знать всем и каждому, а не только актерам.



--->>>
Категория: 12.Книги о морали и этике | Добавил: foma (06.12.2013)
Просмотров: 2396 | Теги: о морали, нравственность, Этика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0