RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 10.Краеведческая литература

к-060 Историческое краеведение. В.Н. Ашурков

Раздел К-060

Вадим Николаевич Ашурков Дмитрий Васильевич Кацюба, Геральд Николаевич Матюшин
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Художник А. Ю. Никулин
— М.: Просвещение, 1980.— 192 c., ил.

обложка издания

В пособии дана краткая история развития краеведения в нашей стране, охарактеризованы источники изучения истории края, а также основные методы и приемы использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе.

| Содержание
Предисловие
Введение
Глава 1. Археологические источники по истории родного края
§ 1. Археология и ее методы
§ 2. Археологическая служба в СССР
Глава 2. Этнографические материалы
§ 3. Этнография и ее развитие
§ 4. Методы сбора этнографического материала
Глава 3. Памятники архитектуры и искусства. Историко-революционные памятники
§ 5. Памятники архитектуры
§ 6. Памятники искусства
§ 7. Историко-революционные памятники
Глава 4. Письменные источники
§ 8. Рукописи
§ 9. Книги
§ 10. Периодическая печать
§ 11. Государственные архивы СССР
Глава 5. Устные источники исторического краеведения
§ 12. Ономастика
§ 13. Устное народное творчество
Глава 6. Краеведение в учебной работе
§ 14. Краеведение на уроках истории
§ 15. Факультативные занятия по краеведению
Глава 7. Основные формы внеклассной историко-краеведческой работы в школе
Приложение. Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры»


Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать


В.Н. Ашурков

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
К
оммунистическая партия и Советское государство заботятся о том, чтобы школа давала учащимся прочные знания основ наук, учила применять эти знания на практике, воспитывала школьников активными строителями коммунистического общества.
Для успешного разрешения этих задач необходимо, «чтобы в школе подготовлялось то, что в жизни осуществляется»1, чтобы обучение, воспитание подрастающего поколения было тесно связано с жизнью, с практикой коммунистического строительства, осуществляемого в нашей стране.
Одним из важных средств выполнения задач, поставленных перед советской средней общеобразовательной школой, является школьное краеведение. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Причем объектами изучения являются: социально-экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области, а также их природные данные.
«Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края...»2.
Школьное краеведение — одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой строительства коммунистического общества Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Значение исторического краеведения в процесс< исторического обучения велико и многообразно. Краеведение помогает при близить школьное обучение к вузовскому, к проблемному пониманию ма териала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю гордость за его прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируются гражданственность, гордость за свою социалистическую Родину Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у учащихся навыков общественной работы. При изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи ме жду историей страны и края необходимо руководствоваться ленинским положением о том, что «отдельное не существует иначе как в той связи, кото рая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное»1 По формам организации краеведение делится на государственное, общественное и школьное. Школьное краеведение, в свою очередь, имеет следующую предметную направленность: естествоведческое, географическое, историческое, экономическое, литературное и т. д.

1 Ленин В. И. О «культурно-национальной» автономии.— Полн. соб| соч., т. 24, с. 175.
2 Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М., 196 с. 80.
3 Ленин В. И. К вопросу о диалектике.— Полн. собр. соч., т. 2' с. 318.

Историческое краеведение, являясь частью школьного краеведения, подразделяется на историко-революционное, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое и др.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем поисково-исследовательской работы.
В школьном краеведении руководящая роль принадлежит учителю. На основе учебной программы, школьного плана воспитательной работы, учета состава учащихся и местных возможностей он намечает объекты для исследования, виды и методы работы, руководит работой краеведов.
Школьное краеведение включает в себя учебное (его содержание определяется учебной программой) и внеклассное, внешкольное (его содержание строится в соответствии с планом воспитательной работы школы). Эти два вида краеведения находятся в тесной связи и дополняют друг друга: они оба направлены на решение образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.
Однако между этими двумя видами краеведения имеются и различия по содержанию, формам работы, принципам комплектования его участников. Если в учебном краеведении обязаны участвовать все школьники, то во внеклассном — только по желанию.
Учебное краеведение проводится в основном в классе (на уроке), внеклассное же опирается на такие формы, как краеведческий кружок, вечера, экскурсии, экспедиции, туристские походы и т. д.
Школьное краеведение из методического приема превратилось в обще-педагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет ему увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края.
Большое значение школьное краеведение имеет в приобщении учащихся к работе по охране исторических памятников.
В учебных планах исторических факультетов педагогических институтов предусмотрен специальный курс «Историческое краеведение». Основное назначение данного курса — подготовить будущих учителей к самостоятельной работе по историческому краеведению в средней общеобразовательной школе.
Настоящее учебное пособие призвано помочь студентам исторических факультетов педагогических институтов овладеть навыками краеведческой работы.
Новое издание пособия значительно переработано. Переработка пособия произведена с учетом замечаний учителей, преподавателей вузов и методистов, высказанных как на официальном обсуждении первого издания пособия в Государственной исторической библиотеке РСФСР в декабре 1976 г., так и в частном порядке.
Новое издание отличается от предыдущего более упорядоченной структурой. Три группы основных источников исторического краеведения — вещественные, письменные и устные — систематизированы и расположены в строгой последовательности. За счет этого сокращено количество глав. Например, материалы, посвященные рукописям и книгам, объединены с материалами о периодической печати в одну главу —«Письменные источники», разделы об использовании различных типов краеведческих источников в учебной работе составляют теперь главу «Краеведение в учебной работе в школе» и т. д.
Освещая вопросы организации и проведения школьного краеведения на уроках истории и во внеурочное время, авторы исходили из того, что воспитательная работа в историческом краеведении только тогда будет эффективной, когда будет носить поисковый, исследовательский характер. Но для того, чтобы такую работу организовать, учитель должен четко знать:

1 См.: Строев К. Ф. Краеведение. 2-е изд. М., 1974, с. 8.
4
1) что искать,-, т. е. ясно представлять, что такое памятники истории и культуры (архитектурные, археологические, этнографические, устного творчества, прикладного искусства и т. п.);
2) как искать, т. е. знать, каковы основные научные методы поиска и исследования памятников истории, где искать те или Иные памятники, каковы их основные признаки. Помимо археологических и этнографических памятников, на местах еще встречаются ценнейшие памятники древнейшего зод-чертйа, прикладного искусства и т. п. Студенты должны научиться находить эти памятники и определять их место в истории художественной культуры;
3) как фиксировать и первично описывать памятники истории и культуры. Исторические памятники гибнут и подвергаются повреждениям прежде всего потому, что на местах пока еще мало специалистов, способных выявить и зафиксировать эти памятники, грамотно описать их до прибытия научной экспедиции. Пособие имеет цель помочь начинающим учителям овладеть этими навыками.
Исходя из всего этого, основное внимание в пособии уделено характеристике источников исторического краеведения, методам их выявления и описания.
Несмотря на то что учитель обычно не встречает затруднений в методике использования краеведческого материала в преподавании, так как количество часов, отводимых в пединститутах на педагогику, психологию, методику преподавания истории и педагогическую практику, достаточно велико, авторы сочли все же необходимым отвести две специальные главы, посвященные особенностям использования конкретного краеведческого источника на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В последних главах пособия дана методика организации учащихся в полевой и экскурсионной работе (количественный состав поискового коллектива учащихся, его организация, особенности индивидуальной работы с учащимися в кружке, экскурсии, походе, экспедиции), примерная тематика заданий для индивидуальной и групповой работы школьников и т. п.
Предисловие, главы 1—2, § 5—6 главы 3, § 9 главы 4 и глава 5 написаны Г. Н. Матюшиным; введение—В. Н. Ашурковым и Д. В. Кацюбой; §7 главы 3, § 8, 10 и 11 главы 4 — В. Н. Ашурковым; главы 6 и 7 — Д. В. Кацюбой (§ 14 и глава 7 в соавторстве с Г. Н. Матюшиным).
Авторы выражают благодарность кафедре истории СССР Башкирского государственного педагогического института, а также академику Б. А. Рыбакову, доктору искусствоведения Г. К- Вагнеру, заведующему кафедрой истории СССР Пермского государственного университета доценту В. А. Оборину, доктору исторических наук В. И. Марковину и кандидату исторических наук В. С. Горбунову, высказавшим ценные замечания и советы по рукописи настоящего пособия и оказавшим авторам значительную помощь в работе над данным изданием пособия.


 

ВВЕДЕНИЕ
И
стоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнат-цы» были знатоками родных мест. Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины издавна хранились в памяти народной. Свои знания исторического, географического, хозяйственного характера они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Являясь живыми хранителями и страстными поборниками местной истории, «краезнатцы» вносили свою лепту в воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю.
Краеведческие сведения отчасти отразились в летописях и стали рано использоваться представителями власти при размежевании государственных границ, описании дворов и земельных угодий в XV—XVII вв., при поисках руд, строительстве новых городов и т. д. Однако становление исторического краеведения, неразрывно связанного с исторической наукой, относится к эпохе преобразований начала XVIII в. Указом Петра I от 13 февраля 1718 г. предписывалось о всех любопытных находках краеведов докладывать царю и награждать за поиск древностей в своем крае. Позднее указами предписывалось гражданским и церковным властям «прежние жалованные грамоты и другие куриозные (любопытные.— Ред.) письма» пересмотреть, переписать и доставить в Сенат и Синод. Тем самым было признано государственное значение местных памятников прошлого. В поисках, собирании и систематизации краеведческих материалов большую роль сыграли русские ученые.
К началу XVIII в. боярский сын города Тобольска С. У. Ремезов (1642—1720) составил «Историю Сибирскую», положив начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства. В 1737 г. историк В. Н. Татищев (1686—1750) впервые разослал анкету на места с целью сбора материалов для своей «Истории Российской». Эту практику продолжил М. В. Ломоносов (1711—1765), который, приступая к работе над «Ландкартой Российской» (географическим атласом), составил «Академическую анкету», содержавшую вопросы по истории отдельных городов и губерний. Распространение таких анкет способствовало развитию краеведения. Во второй поло-
6
вине XVIII в. начинают появляться описания отдельных обла-стей, большую часть которых занимает характеристика их экономики. Первым таким описанием была напечатанная в 1762-г. «Топография Оренбургская» П. И. Рычкова, где освещалась и история этой сравнительно новой в составе России области.
Большое значение в накоплении сведений об отдельных районах страны имели описания путешествий ученых конца XVIII — начала XIX в. Основной целью этих экспедиций было изучение производительных сил страны, но они дали также обширный материал по истории областей и городов. Существенно дополняли их «Труды» Вольного экономического общества (выходили с перерывами с 1765 по 1915 г.), где освещалось состояние сельского хозяйства и крестьянства в различных областях России.
Интерес к краеведению проявлялся не только в дворянских кругах, но и среди нарождавшейся буржуазии. Например, видный представитель демократических кругов Архангельского посада В. В. Крестинин (1729—1795) издал в 1784 г. «Исторические начатки о двинском народе», в 1790 г.—«Начертание истории города Холмогор», в 1792 г.—«Краткую историю о городе Архангельске». Эти работы явились одними из первых краеведческих монографий по истории деревни и города. Стремясь привлечь своих земляков к изучению прошлого родного края, В. В. Крестинин вместе с купеческим сыном А. И. Фоминым основал в Архангельске «Общество для исторических исследований»— первое краеведческое общество в России.
Так, к концу XVIII в. в краеведении определяются два направления: официальное и общественно-демократическое. Для первого открылись значительные перспективы в связи с губернской реформой, когда указом Сената от 1 ноября 1777 г. предписывалось подготовить топографические описания всех губерний. В 1784—1786 гг. они составлялись по единой программе, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Особый интерес представляют обстоятельнейшие описания губерний, составленные знатоками-краеведами: по Черниговскому наместничеству— А. Шафонским (1786), Тульской губернии — В. Левшиным (1803), Пермской — И. Потаповым (1801) и др. Не все они увидели свет, но многие исторические сведения, собранные этими исследователями, были обобщены Афанасием Щекатовым в семитомном «Словаре географическом государства Российского», вышедшем в 1801—1809 гг.
Наряду с научным краеведением во второй половине XVIII в. в России возникло и школьное краеведение. Начало ему положил М. В. Ломоносов, который в своей анкете (1760) стремился привлечь «малых, особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней»1. К сбору мате-

1 См.: Рукописи М. В. Ломоносова. М.—Л., 1937, с. 47.
7
риала для «Ландкарты Российской» он привлек учеников гарнизонной школы и гимназии при Академии наук. В программах народных училищ в 1782 г. учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о «народах, тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют». Н. И. Новиков и Ф. И. Янкович первыми высказали мысль об использовании краеведческого материала для связи обучения с жизнью. Обращаясь к учителям, Н. И. Новиков писал: «Водите их (детей.— Ред.) в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия людей, научите их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, и почитать надлежащим образом людей, тем занимающихся»1. Составленный Ф. И. Янковичем устав народных училищ рекомендовал учителям производить записи важнейших местных событий, «дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники»2.
Дальнейшее развитие исторической науки в условиях начавшегося разложения крепостнического хозяйства и развития капиталистических отношений способствовало и краеведческим исследованиям. Многое сделали в этом отношении провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе) и местные отделения научных обществ: Истории и древностей Российских (осн. в 1804 г.), Географического (осн. в 1845 г.), Археологического (осн. в 1846 г.).
Научные общества оказывали влияние и на развитие школьного краеведения. Участвуя в их исследованиях, учителя не только сами собирали местный материал, но привлекали к этому и учащихся. Некоторые учителя опубликовали целый ряд работ по краеведению. Так, Н. Ф. Бунаков издал около двадцати книг историко-краеведческого содержания3. Ему принадлежит первая учебная программа по краеведению, разработанная им для костромских школ. Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе в связи с изучением учебных предметов принадлежит К. Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К. Д. Ушинский в 1863 г. писал: «Легко себе представить, сколько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса...»4. Сторонником использования местного материала в учебном процессе был Л. Н. Толстой. Он поддерживал идею создания школьных
1 Новиков Н. И. Избр. пед. соч. М., 1959, с. 130.
2 См.: Устав народным училищам в Российской империи. Спб., 1786, с. 27—28.
3 См.: Бунаков Н. Ф. Избр. пед. соч. М., 1953, с. 7—8, 401—406.
4 Ушинский К. Д. Собр. соч. М.—Л., 1948, т. 3, с. 171—172.
8
учебников на краеведческой основеНа необходимость разработки системы и методики использования местного материала в обучении указывали педагоги Н. X. Вессель, Д. Д. Семенов, прогрессивный земский деятель в области народного образования Е. А. Звягинцев.
Материалы краеведческого характера нередко помещались в литературных журналах «Сын отечества», «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Москвитянин» и др. Широко публиковались они и в начавших выходить с 1838 г. «Губернских ведомостях». Все это стимулировало работы краеведов. В 1840—1850 гг. появились новые исследования: «Историческое обозрение Тульской губернии» И. В. Афремова, «Чернигов» П. А. Маркевича, «Описание Москвы и ее достопримечательностей» И. Милютина и др.
Организационными центрами краеведческой работы 80-х гг. стали губернские ученые архивные комиссии и провинциальные ученые общества. Они издавали описи документов и источники, в том числе и по социально-экономической истории края2. Однако преобладание реакционных элементов в составе комиссий неблагоприятно сказывалось на их деятельности, придавая ей консервативно-дворянскую направленность.
В пореформенные годы развивается либерально-буржуазное краеведение. Центром его стало созданное в 1863 г. Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии, установившее связи на местах. Практические потребности земских учреждений в деле ведения местного хозяйства побуждали их проводить экономические, статистические и отчасти исторические исследования края, создавать музеи и библиотеки. В некоторых губерниях разработка местной истории велась достаточно интенсивно. Прошлое Нижегородского (сейчас Горьковского) края получило освещение в трудах демократически настроенного историка А. С. Гацисского, автора книг «Нижегородский летописец», «Люди нижегородского Поволжья», «Нижегород-ка» и др. По истории Урала и его городов и заводов в широком масштабе вели работу В. И. Геннин, И. Ф. Герман, Н. К. Чупин.
Много сделали для изучения истории Сибири ссыльные революционеры-декабристы. А. А. Бестужев в «Отрывках из рассказов о Сибири» описал быт якутов и тунгусов (эвенков). Н. А. Бестужеву принадлежит очерк «Бурятское хозяйство». Чуждый националистических предрассудков, он рассматривал бурят «наравне с лучшими племенами рода человеческого». М. Лунин написал «Исторические записки об Анадырском остроге», М. Бестужев — очерк о возникновении и развитии города Селенгинска. Начатое ими дело успешно продолжили оказав-
1 См.: Толстой Л. Н. Пед. соч. М., 1953, с. 215—216.
2 См.: Шведова О. И. Указатель «Трудов» губернских ученых архивных комиссий и отдельных их изданий.— Археографический ежегодник- за 1957 г. М., 1958, с. 377—433.
9
шиеся в сибиркой ссылке революционеры-народники. Сибирское отделение Русского географического общества с конца 60-х гг. широко привлекало их к изучению края. Стремясь распространить просвещение в народе, ссыльные создавали местные музеи. Нечаевец А. К. Кузнецов в 1886 г. основал общественный музей в Нерчинске, в 1894 г.— в Чите. «Местные музеи,—- писал он,— может быть, в недалеком будущем будут главными проводниками в народные массы как теоретических, так и практических знаний». Народоволец Д. А. Клеменц, работая в 1883—1889 гг. в Минусинском музее, написал книгу о его древностях, провел экспедиции в малоисследованные области Центральной Азии. Политические ссыльные, несмотря на препятствия, чинимые властями, широко привлекали к собирательской работе местное население.
Традиции декабристов и революционных демократов 60—70-х гг. в области краеведческой работы на принципиально иных идейных и методологических основах продолжили пролетарские революционеры-большевики. Сосланные царским правительством в далекую сибирскую ссылку, они своими историческими и социально-экономическими исследованиями местного материала внесли значительный вклад в историческую науку и заложили основы марксистского краеведения. Развитию капитализма в крестьянском хозяйстве Сибири была посвящена работа А. Г. Шлихтера «Кустарные промыслы Енисейской губернии» (1915). Я. М. Свердлов, находясь в Туруханском крае, подготовил несколько статей по истории Сибири и ссылки. В. А. Быстрянский (Ватин) опубликовал очерки истории Минусинского края в XVIII—XIX вв.
В. И. Ленин в сибирской ссылке в с. Шушенском закончил свой знаменитый труд «Развитие капитализма в России», где дал глубочайший анализ и обобщение местного материала. Марксистская теория открыла перед краеведением широкие перспективы. Основанное на идеалистической методологии, дореволюционное историческое краеведение не могло дать подлинно научного представления о прошлом, хотя и накопило значительный и полезный фактический материал, который, при критическом подходе к нему, и сейчас может служить исследователям-краеведам.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции явилась победой идей марксизма-ленинизма. Марксизм-ленинизм стал методологической основой советской исторической науки, призванной всемерно способствовать разрешению грандиозных задач, которые были поставлены партией и Советским государством в области социалистического строительства и идейно-политического воспитания трудящихся.
С установлением Советской власти все исторические и культурные ценности стали достоянием трудового народа. В ноябре 1917 г. Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов выступил с воззванием:
10
«Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу.
Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания — это воплощение духовной силы вашей и предков ваших...
Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы — все это ваша история, ваша гордость. Помните — все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство»1.
Сразу же после перехода власти в руки Советов были созданы государственные учреждения, ведавшие учетом и охраной памятников. Советское правительство и лично В. И. Ленин приняли ряд мер для охраны памятников старины. По предложению В. И. Ленина были отпущены средства на восстановление памятников Московского Кремля. 1 июня 1918 г. принимается декрет о реорганизации и централизации архивного дела, а 5 октября того же года—декрет о регистрации и охране памятников искусства и старины. В течение первых 5 лет Советской власти было взято на учет 2350 отдельных памятников и 520 усадеб2.
В программах советской единой трудовой школы было отведено значительное место краеведению. В решении IX Всероссийского съезда Советов говорилось, что съезд «предлагает еще более усилить связь школьной и внешкольной образовательной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной области и данной местности»8.
Исходя из ленинских указаний, уже в первых документах Советской власти о школе («Положение о единой трудовой школе РСФСР» и декларация «Основные принципы единой трудовой школы»), принятых в 1918 г., указывалось, что в качестве важных форм и методов работы в новой школе должны быть непосредственное наблюдение и самостоятельное исследование, кружковая работа и экскурсии, организация школьных краеведческих музеев.
С 1920/21 учебного года краеведение было включено в школьные программы. Новые задачи требовали объединения всех краеведческих сил. В декабре 1921 г. Наркомпрос РСФСР созвал в Москве I Всероссийскую конференцию научных обществ по краеведению, где было представлено 67 организаций. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, говоря о необходимости тесной связи школы с окружающей жизнью, подчеркивал, что нашей стране нужна «школа, примкнувшая к хозяйству данной области, а следовательно, к ее географии, к

1 Охрана памятников истории и культуры. Сб. документов. М., 1973, с. 14.
2 Там же, с. 8.
3 Ленин В. И. IX Всероссийский съезд Советов.— Полн. собр. соч., т. 44, с. 337.
11
ее историческим условиям, к ее этнографии»1. На конференции был заслушан и доклад о развитии исторического краеведения.
Был разработан типовой Устав краеведческих обществ и высказаны пожелания создать руководящий центр — Центральное бюро краеведения, ввести преподавание краеведения в университетах и педагогических институтах.
Советское правительство, поддерживая инициативу общественности, всячески способствовало дальнейшему развитию краеведческой работы. В январе 1922 г. при Академии наук было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК) с Петроградским и Московским отделениями, ЦБК было призвано стать организационным и научно-методическим центром краеведческой работы в нашей стране. При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия. С 1923 г. начал выходить орган ЦБК журнал «Краеведение», а с 1925 г.—«Известия ЦБК», посвященные методическим и информационным вопросам. В 1930 г. эти оба издания были объединены в журнал «Советское краеведение» (выходил до 1936 г.). Краеведческие журналы и сборники издавались в Москве, Воронеже, Твери, Вологде, Ростове-на-Дону, в Туле и других городах. Центральный комитет РКП (б) принял меры к тому, чтобы обеспечить партийное руководство краеведческой работой. Его непосредственно осуществляли: Н. К. Крупская — заместитель наркома просвещения, Ф. Н. Петров — начальник Главнауки Наркомпроса.
После Всероссийской конференции по краеведению и созданию Центрального бюро краеведения на местах активизировалась работа по изучению родного края. Краеведы участвовали в создании местных архивов, музеев, в мероприятиях по охране памятников истории и культуры. Существенное влияние на развитие исторического краеведения оказали созданные на местах в 20-х гг. комиссии для собирания и изучения материалов по истории Великой Октябрьской социалистической революции и РКП (б) (Истпарты).
Однако широкое внедрение краеведения в школьную практику началось лишь с 1924/25 учебного года, когда были введены новые программы Государственного ученого совета, составленные под непосредственным руководством Н. К. Крупской. Краеведческий материал в этих программах был обязательным как для начальных, так и для средних школ. Школьная комиссия ЦБК в 1927 г. определила основные направления краеведческой работы в школе, которые сводились к следующему: краеведческий материал должен приводить учащихся к выводам по курсу учебных предметов, знакомить школьников с некоторыми доступными для них методами исследований, .воспитывать любовь к родному краю.
Выдающийся педагог Н. К. Крупская разработала теоретические и методические основы советского школьного краеведе-

1 Дневник Всероссийской конференции научных обществ, № 3, с. 33, 35, 94—96.
12
ния. Раскрыв вопросы методики краеведческой работы в школе, Н. К. Крупская указывала прежде всего на такие активные методы обучения, как непосредственное наблюдение, исследовательский метод, экскурсии и обследования. В декабре 1927 г., выступая на III Всероссийской конференции по краеведению, Надежда Константиновна Крупская еще раз отметила громадное значение краеведения для народного образования. Если дореволюционное краеведение, говорила она, занималось узким кругом вопросов, теперь под давлением жизни, под давлением снизу необходимо расширить краеведческие исследования.
Подготовке кадров для краеведения способствовала созданная в 1928 г. студенческая секция ЦБК. В 1930 г. краеведение было введено в программы педагогических вузов. В этом же году при Коммунистической академии организуется секция по краеведению, а в 1931 г. создается Общество краеведов-марксистов для научной разработки и пропаганды марксистско-ленинской методологии в области краеведения.
Историческое краеведение играло важную роль в музейном и архивном строительстве, в охране памятников истории и культуры, в развитии политико-просветительной работы на местах. Оно имело известное значение и для исторической науки в целом, вводя в оборот новые материалы по истории революционного движения, по истории городов и сел.
В марте 1930 г. состоялась IV Всероссийская конференция по краеведению. Она заслушала доклады «Роль краеведов на путях социалистического строительства» и «О путях социалистического строительства», обсудила теоретические и организационные вопросы. Было принято решение перестроить сеть краеведческих организаций так, чтобы обеспечить их подлинную массовость. Областные общества краеведения упразднялись. Создавались краеведческие ячейки на фабриках, заводах, в колхозах, учреждениях, вузах, школах. Руководство их деятельностью осуществляли районные, окружные и областные бюро краеведения.
Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» предусматривало введение элементов краеведения в школьное преподавание. В постановлении партии указывалось: «Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести... и элементы краеведения СССР...»1. В свете этого постановления на местах была проведена большая работа по локализации школьных программ, нашедшая свое выражение в брошюрах, статьях, методических разработках. Историко-краеведческая работа вводила в научный оборот новые источники, способствовала работе местных музеев, выдвижению молодых кадров.

1 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР, 1931, № 16, с. 185.
13
В годы Великой Отечественной войны в обстановке всенародного патриотического подъема краеведческая работа в школе активизируется. С помощью учителей учащиеся ведут поиск документального материала о героизме и патриотизме земляков на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага, о злодеяниях фашистов на оккупированной территории и боевых подвигах подпольщиков, партизан. Создаются поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, возникает и развивается движение красных следопытов, которое охватило все школы страны.
Краеведческие изыскания и материалы стали необходимы для проведения политико-воспитательной работы среди трудящихся и воинов Советской Армии. В сложнейших условиях военного времени была развернута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения края в вооруженной борьбе против фашистских захватчиков и о. самоотверженном труде советских людей в тылу.
Дальнейшему развитию краеведения способствовало постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Краеведение становилось одним из средств для преодоления формализма в преподавании, развития способностей, выработки различных навыков, формирования научного мировоззрения у учащихся; оно получило широкое распространение в работе школ. Проведенная работа дала разнообразные материалы для организации в школах краеведческих уголков, комнат боевой и трудовой славы советского народа, школьных и народных музеев. Краеведение стало важным элементом в повышении квалификации учительства, в деле вовлечения его в научно-исследовательскую работу, прямым следствием чего было появление методических материалов по истории родного края.
В 50-е гг. крупную роль в повышении качества краеведческой работы играли созданные при областных музеях музей-но-краеведческие советы, целью которых было координировать различные направления изучения родного края, оказать научно-методическую помощь народным, школьным музеям, кружкам. Учитывая важность краеведения в системе обучения и воспитания учащихся, Министерство просвещения РСФСР в январе 1961 г. издает приказ «Об усилении краеведческой работы в школах и издании краеведческих пособий для школ». С 1966/67 учебного года краеведение включается в школьные программы по истории СССР в VII—X классах, а также в IV классе средней школы. В 1971 г. курс исторического краеведения вводится на исторических факультетах педагогических институтов.
Большую роль в развитии исторического краеведения сыграло основанное в 1966 г. «Общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИК). Значительная активизация школьного краеведения связана с празднованием юбилейных
14
дат и знаменательных событий нашей истории: 50-летием и 60-летием Великой Октябрьской социалистической революции, образованием СССР, 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, принятием новой Конституции, а также с проведением Всесоюзной экспедиции «Моя Родина — СССР». Тысячи отрядов отправились в походы и начали изучать революционную, боевую и трудовую славу своих земляков. Активно работают юношеские секции Общества охраны памятников истории и культуры. Школьные краеведы принимают участие в научных поисках. Так, в школах Украины стало массовым участие школьников в изучении истории своих сел. Учащиеся школ Марийской АССР под руководством учителей создавали краеведческие атласы по районам. Широкое распространение получило движение за создание школьных ленинских залов, краеведческих музеев. Некоторые школьные музеи преобразованы в народные и государственные.
Об интересной и разносторонней поисково-исследовательской работе говорит опыт многих учителей истории страны
Сегодня воспитание у школьников любви к родному краю получило воплощение в лозунге «Жить, работать в родном селе, городе, крае». Безусловно, краеведческая ориентация трудового воспитания учащихся имеет очень важное значение. На это было обращено внимание в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» от 22 декабря 1977 г.2. Оно обязывает к дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к поднятию теоретического и идейно-политического уровня преподавания, к организации эффективного трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся с учетом использования близлежащих к школе предприятий, колхозов и совхозов. В этой большой и важной работе историческое краеведение должно занять подобающее ему место.
Для дальнейшего теоретического и практического развития исторического краеведения большое значение имеет то внимание, которое повседневно уделяет партия вопросам воспитания советских людей. Эти вопросы нашли глубочайшее освещение в Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева XXV съезду КПСС. «Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма,— сказал Л. И. Брежнев,— гордости за Страну Советов, за

1 См., например: Внеклассная работа по истории краеведения. М., 1975; Матюшин Г. Н. Археология в школе. М., 1964; К а ц ю б а Д. В. Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965; Благинин М. Т., Муза-лев И. И. Воспитательное значение изучения учащимися истории колхоза. М., 1962.
2 См.: Правда, 1977, 29 дек.
15
нашу Родину, готовности встать на защиту завоевании социализма было и остается одной из важнейших задач партии»1. Осуществление этих задач предполагает еще больший подъем исторического краеведения, особенно в связи с необходимостью «дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы, и в первую очередь средней школы»2.
В статье 68 Конституции СССР говорится, что «забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей— долг и обязанность граждан СССР». Тем самым историческое краеведение получает государственное значение и актуальность и в учебно-воспитательной работе школы.

1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 75.
2 Там же, с. 77.

* * *
Категория: 10.Краеведческая литература | Добавил: foma (12.10.2014)
Просмотров: 4304 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0