Раздел К-023 Гаврюшин Николай Константинович СОКРОВИЩА У ПОРОГАЭстет, воспитание в краеведческой работе. Кн. для учителя. —М.: Просвещение, 1982.—128 с.
В книге рассматриваются актуальные задачи краеведения в свете эстетического воспитания подрастающего поколения. Автор, обращаясь к самым разнообразным материалам — от архивных документов до памятников техники, в живой, занимательное форме раскрывает эстетическое богатство окружающего нас мира. В книге выявляется патриотическое, нравственно-воспитательное значение деятельности краеведа, даются содержательные рекомендации по использованию краеведческого материала в учебном процессе, внеклассной и культурно-просветительной работе. | Содержание: Слово к читателю Пути краеведения Школа радости Эстетика истории Колея Александра Островского Семейная родословная Ярмонка в сосновом бору Чарующая скань Случай в Сепыче Самозвон замысловатый Непримечательные Талицы «Россия! Сердцу милый край!» Что читать? Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать Памяти отца, в разум детям СОКРОВИЩА У ПОРОГА
СЛОВО к ЧИТАТЕЛЮ Как соединяется прошлое с будущим, возвышенное с земным, иначе — вечное с временным? Нестареющими этими вопросами невольно должен задаваться каждый учитель, наставник молодежи, если хочет найти живой отклик в сердцах своих воспитанников. XXVI съезд КПСС особо подчеркнул, что «вся идейно-воспитательная работа должна вестись живо и интересно, без штампованных фраз и стандартного набора готовых формул»'. Отмечалась на съезде и необходимость повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе. Пути решения этих задач многоразличны, но не последнее место среди них должно, по-видимому, принадлежать развитию того особенного настроения и интереса, которые присущи краеведческой работе. Воспитываемая в ходе краеведческих поисков любознательность к прошлому Отечества, чувство красоты родной природы, исторических памятников, нравственная ответственность за судьбу края как раз и дают не отвлеченные, а вполне конкретные ответы на извечные вопросы о связи истории и современности, духовных исканий и повседневных хозяйственных забот. В последние годы краеведческое движение в нашей стране стремительно развивается. Немало способствуют тому принятый 29 октября 1976 г. закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и новая Конституция нашего государства, глава VII, 68-я статья которой гласит: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР». Предусматривают участие краеведов и многочисленные природоохранительные мероприятия. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» намечено «шире привлекать общественность к охране природы»2. Значительны успехи школьного краеведения: все больше появляется пособий по истории и географии родного края в различных областях страны, шире входят в практику краеведческие экскурсии, множатся школьные музеи. В то же время— нечего греха таить — неоправданная наукообразная ла-
1 Материалы XXVI съезда КПСС. М„ 1981, с. 75. 2 Там же, с. 184. 3 пидарность, порой просто безликость изложения, характерные для многих учебников, отражаются и на краеведческих изданиях. К ним не в последнюю очередь должно быть отнесено прозвучавшее на съезде требование улучшить качество учебников. Существенно оживить, сделать более привлекательным и наглядным изложение краеведческого материала мог бы, как нам представляется, продуманный и последовательно проводимый эстетический подход. «Во всякой науке,— писал великий русский педагог К- Д. Ушинский,— более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник»1. Краеведение же, вовсе не являясь какой-то особой наукой, отнюдь не должно быть — зачастую обременительным — довеском к курсам истории, литературы, географии. Оно может, и в этом его неповторимое своеобразие, открывать новый взгляд на мир, опираясь на события, вещи, явления близкие, с детства знакомые. Родной край — ведь это маленькая вселенная, микрокосмос, в котором преломились законы мироздания, судьбы Отечества. Научиться проникать умным чутким взором во внутреннюю жизнь нашего маленького мира, различать нешумные голоса природы и истории, обрести способность видеть великое в малом—разве можно без этих качеств воспитать настоящего человека и гражданина? Настоящая книга задумана прежде всего как попытка раскрыть эстетическое содержание самых разнообразных сторон краеведческой деятельности, показать их внутреннее единство, в конечном счете правомерность постановки вопроса о фактически существующем уже давно эстетическом краеведении. Выдвигая таким образом в качестве основной темы книги эстетические аспекты краеведческой работы, автор не мог, разумеется, не затронуть и более общих проблем идейно-политического и нравственно-патриотического воспитания.
1 Ушинский к. д. Собр. соч. М,—Л., 1950, т. 10, с. 609. *** |