Раздел ДР-11
Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина, А. А. Илюшина; Оформ. Г.А.Диодорова,
— М.: Сов. Россия, 1989.— 480 с.
Аннотация: В книге впервые собраны древнерусские вирши первой половины XVIIв., представлен широкий неизвестный и малоизвестный материал, воссоздающий артину первоначального этапа русской письменной поэзии.
Адресованная широкому читателю. книга строится таким образом, чтобы с возможной полнотой показать ранние достижения отечественной стиховой культуры, ее становление в условиях растущего многообразия литературных фанров, познакомить с богатой плеядой первых русских стихотворцев.
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Содержание:
В. К. Былинин, А. А. Илюшин. Начало русского виршеписания
ПРОВОЗВЕСТНИКИ ВИРШЕВОЙ ПОЭЗИИ
Иван Фуников
Послание дворянина к дворянину.
Федор Гозвинский
Вирши на Езопа.
Слово о правах сребролюбца.
Авторская помета.
Антоний Подольский
Послание священноиерею Симеону Федоровичу.
Послание некоему сребролюбителю <в защиту Косого>.
Послание к некоему горду н величаву.
Послание к некоему:
Слово 1-е. О человечестем нраве.
Слово 2-е. О прелестном сем и видимом нами свете.
Слово 3-е. О человсчестен плоти.
Слово 4-е. О чести родителей своих.
Слово 5-е. О пьянстве и о блуде.
Авраамий Палицын
Стихи о том, «како господь немощных укрепи...».
Стихи о «побиваемых у дров».
Евстратий
«Единому богу в Троицы...».
Иван Шепелев-Наседка
Из «Изложения на люторы».
Написание о лютом враге Мартине.
О римских и латынских панежах.
Семен Шаховской,
Послание князю Д. М. Пожарскому.
Послание к некоему другу зело полезно.
Молитва против разлучения супружества.
Молитва преподобному Димитрию, Вологодскому чюдотворцу.
Иван Хворостинин
Молитва Христу Богу.
О гонении на святую церковь краегранИе сие по буквам .
Двоестрочное согласие, вместо предисловия, к читателю.
Иван Катырев-Ростовский
Начало виршем, мятежным вещем.
Федор Шелешпанский
Послание князю Семиону Ивановичу.
Послание князю Алексею Никитичу.
АлексеЙ Зюзин
Послание Стефану Матвеевичу.
Михаил ТатиЩев
Послание царю.
Борис Репнин-Оболенский
Казаиие о человеческой жизни двоестрочно.
ПРИКАЗНАЯ ШКОЛА СТИХОТВОРСТВА
Стефан Горчак
Послание Ивану Васильевичу. Двоестрочие.
Послаиие справщику Арсению Глухому.
Послание старцу Венедикту .
Послание старцу Симеону.
Послание Федору Кузьмичу.
Биржевый Домострой.
Сын Стефана Горчака
Послание от сына ко своему отцу.
Послание к матерем.
Справщик Савватий
Послание Силе Матвеевичу.
Послание князю Алексею Ивановичу.
Послание Кизолбаю Петровичу.
Послание боярину Ивану Никитичу.
Второе послание боярину Ивану Никитичу.
Послание Алексею Саввичу.
О слабом обычае человечестем.
Послание архиерею, взыскующему мудрости.
От дидаскала некого к высокоумну.
Фрагмент послания некоему, обвиняющему в неразумном исправлении книг.
Послание дьяку Василию Сергеевичу.
Послание дьяку Василию «Львовичу.
Послание князю Семену Ивановичу.
Послание Михаилу.
Послание князю Алипию Никитичу.
Послание протопопу Никите Васильевичу .
Послание царю Михаилу Федоровичу.
Наставления ученику князю Михаилу Никитичу.
Алексей Романчуков
Послание.
Запись в альбом Гартману Грамману.
Нафанаил
Послание.
Мартирий
Послание.
Мардарий
Послание.
Михаил Злобин
Послание дьяку Василию Львовичу.
Дружеское послание Алексею Саввичу. Прошение Михалка Злобина.
Ино <послание> ко иному о щедротстве.
Агафон Тимофеев
Послание боярину Борису Ивановичу.
Михаил Рогов
Предисловие к «Кирилловой книге».
Ларион
К Феоктисту.
Феоктист
От Феоктиста к Лариону старцу отвещание.
Петр Самсонов
Послания Михаилу Стефановичу
Послание Фоме Стефановичу.
Послание Василию Иосифовичу.
Послание Михаилу Федоровичу.
Послание Ивану Киприановичу.
Послание Григорию Евдокимовичу.
Послание Михаилу Игнатьевичу.
Михаил Игнатьевич
Ответ Петру Самсонову.
Ермолай Азанчеев
Послание Марку Ивановичу.
Тимофей Акундинов
Декларация Московскому посольству.
Евфимин Смоленская
Молитва Господу Богу благодарная и песнь плачевная .
Алексей Онуфриев
Стихи двоестрочни о книзе сей.
Стихи кресту господню похвални двоестрочни.
Ини стихи всечестному и животворящему кресту.
Молитва честному и животворящему кресту.
АНОНИМНОЕ СТИХОТВОРСТВО
Послаиие дворительное недругу.
Обличительное послание подьячему Семену Горяинову.
Сатира на духовенство.
Предисловие к книге «Лабиринт». Сие слово двоестрочнем сложено.
Вирши, или согласный стишки о человечестем естестве.
Сказание и написание к разумным.
Предисловие к Хронографу 1627 г.
ПРЕДИСЛОВИЯ МНОГОРАЗЛИЧНА
Предисловие к «Шестодиеву» Василия Великого.
Предисловие к Истории о Варлааме и Иоасафе.
Предисловие на еретики.
Предисловие на книгу иронии Григория Амиритского.
Предисловие Песней Песнем.
Предисловие в Лествицу.
Надписание или приповедь.
Предисловие к Царьственной книге, сиречь к Гранографу.
Из книги «Пчела».
Предисловие о Первоучебней сей малой книжице Азбуце».
Предисловие книги сея добрый читателю.
Предисловие.
Стихотворные подписи к «Соборнику» 1647 г.
Посланейце.
Послание с покаянием от духовнаго сына ко отцу духовному.
Стишки согласныи что есть человек.
Молитва на вирш ко Господу Богу.
Комментарии.
Словарь древнерусских и иноязычных слов
Список иллюстраций.
***
Начало русского виршеписания
История русской поэзии, если представлять ее не иначе как через более или менее заметные имена творцов, мастеров стиха, обращена к нам «всего лишь» тремя с небольшим веками своего существовании и развития: от Симеона Полоцкого (70-е гг. XVII в.) до текущего момента. и между этими хронологическими рубежами располагается практически все, что долгое время было известно широкому читателю о нашей поэзии. Стихи, конечно, писались и раньше: всякая история имеет предысторию, всякое литературное явление - свои истоки и предыстоки. Начало XVII в.— это и начало русского виршеписания, время новизны, ознаменовавшееся возникновением в литературе особой отрасли.
Характеристика этой новизны — в чем. собственно, она заключается требует осторожности и четкости. Никак нельзя сказать, что и до XVII в. у нас не было поэзии, не было стиха. Иначе мы зачеркнем н фольклор (былины, песни исторические, лирические, обрядовые), и церковное молитвословие. И то и другое было, звучало, пелось. Господствовал стих напевным в без рифменный — как в народной поэзии, так и в богослужебных текстах, что и позволяет при всем их несходстве приписать им некую общность: хоть и совершенно разные напевы, но все же напевы! И противопоставить им стих говорной, для пения не предназначенный, и к тому же рифмованный. Таковой и возобладал в виршах XVII в.
Необходима еще одна оговорка. Явление рифмы было знакомо русской словесности с древних времен. Ею пользовались, но нерегулярно, от случая к случаю, и скорое даже в прозаических произведениях, чем в стихотворных. В XVI в. она изредка дает о себе знать и в стихотворных сочинениях. И только в XVII в. рифмовка становится регулярной, охватывающей весь в целом текст стихотворения, будь оно маленькое или большое по объему. Нормой становится и независимость текста от напева — самостоятельность поэтического слова, гораздо реже сказывавшаяся в предшествующие времена, когда стих предпочитали «петь», а не «глаголати».
Новизна еще и в том, что поззия стала но преимуществу оригинальной, тогда как была по преимуществу переводной — с греческого, позже с польского (имеется в виду, конечно, письменность, о фольклоре нет речи). Многие тексты церковной славянской типографии, относящиеся ко времени до XV в., вообще трудно воспринимать как факты русской поэзии: мало того, что это переводы, — они скорее всего и сделаны-то не на Руси: а у южных славян, и лишь потом переписаны у нас... Другое дело — XVII в. с его половодьем оригинального сочинительства, в котором ощущается русская действительность, дыхание исторического и повседневного.
Вирши — слово, заимствованное в 70-е гг. XVI в. из польского языка: ...
*** |