Раздел НП-032
А. Г. Гильдебранд, Я. П. Садыкова, М. М. Уржумова.
СТЕНОГРАФИЯ
Учебник для двухгодичных трехгодичных курсов
Москва — Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1954
| Аннотация:
Настоящий учебник излагает государственную единую систему стенографии. Учебник составлен применительно к действующим программам курсов стенографии системы городских отделов народного образования и Высших центральных курсов стенографии. На двухгодичных курсах изучается весь материал первой и второй части учебника и приобретается умение записывать 100 слов в минуту. Материал третьей части изучается на третьем году обучения, причём приобретается умение записывать речь, произносимую со скоростью 120 и более слов в минуту. Учебник рассчитан на лиц, окончивших семилетку.
| Содержание
Предисловие.
ЧАСТЬ I
Раздел I
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ АЛФАВИТА, СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§ 1. Графическая характеристика знаков согласных.
§ 2. Соединение знаков согласных-.
§ 3. Гласная а.
§ 4. ъ и ь.
§ 5. Особые соединения знаков согласных.
§ 6. Гласная и.
§ 7. Гласная ы.
§ 8. Первая группа слитных знаков. Графическая характеристика пер вой группы слитных знаков.
§ 9. Правило пропуска при стенографической записи окончаний прила гательных, причастий, местоимений и числительных .
§ 10. Гласная е.
§ 11. Вторая группа слитных знаков. Графическая характеристика вто рой группы слитных знаков.
§ 12. Гласная я.
§ 13. Гласная о .
§ 14. Особые случаи записи гласной о.
§ 15. Гласная у.
§ 16. Особый случай записи гласной у.
§ 17. Гласная ю.
§ 18. Схематическое сопоставление начальных и конечных гласных i сравнительный обзор изображения гласных между согласными
§ 19. Третья группа слитных знаков. Графическая характеристика третьей группы слитных знаков.
§ 20. Полугласная й.
§ 21. Правило сохранения линейности (строчности) письма
§ 22. Правила стенографической записи двух рядом стоящих гласных букв
Раздел II
ПРИЕМЫ СОКРАЩЁННОЙ ЗАПИСИ
§ 23. Сокращённая запись слов начальными знаками
§ 24. Сокращённая запись слов начальными и конечными знаками
§ 25. Сокращённая запись словосочетаний
§ 26. Применение приёма подчёркивания
§ 27. Стенографическая запись цифр и числительных.
§ 28. Использование математических знаков при записи слов и словосочетаний
Раздел III
ПЕРВАЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СУФФИКСЫ И ОКОНЧАНИЯ
§ 29. Первая подгруппа сочетаний букв (в глаголах)
§ 30. Вторая подгруппа конечных сочетаний букв (в именах существительных)
§ 31. Третья подгруппа конечных сочетаний букв (в именах прилагательных)
§ 32. Четвёртая подгруппа конечных сочетаний букв (в причастиях)
§ 33. Пятая подгруппа конечных сочетаний букв (использование алфавитного знака а).
Раздел IV
ВТОРАЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРИСТАВОЧНАЯ
§ 34. Сочетания букв, не имеющие особых знаков.
§ 35. Сочетания букв, имеющие особые знаки (линейные начертания)
§ 36. Линейные начертания сочетаний букв в иноязычных словах .
§ 37. Подлинейные начертания второй группы сочетаний букв .
§ 38. Особые знаки сочетаний букв со знаком согласной н .
§ 39. Обозначение частицы не перед из- (ис~) и интер- .
§ 40. Правила записи слов, имеющих две приставки.
§41. Запись местоимений.
Раздел V
ТРЕТЬЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КОРНЕВАЯ
§ 42. Линейные начертания сочетаний букв третьей группы, не имеющие особых знаков .
§ 43. Линейные начертания сочетаний букв третьей группы, имеющие особые знаки.
§ 44. Подлинейные начертания сочетаний букв третьей группы, пересекающие основную линию.
§ 45. Подлинейные начертания сочетаний букв третьей группы, оканчивающиеся под основной линией.
ЧАСТЬ II
Раздел I
ПРАВИЛА ЗАПИСИ СЛОЖНЫХ СЛОВ
§ 1. Пропуск гласной и приставки перед вторым корнем
§ 2. Пропуск первого из одинаковых или однородных знаков
§ 3. Сокращённая запись корней
§ 4. Применение отрыва
§ 5. Пропуск начальных букв второго корня или всего второго корня
Раздел II
ЗАПИСЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
§ 6. Непосредственное соединение начертаний слов.
§ 7. Соединение начертаний определения и определяемого
§ 8. Запись словосочетаний, состоящих из нескольких слов
§ 9. Пропуск первого из одинаковых или однородных знаков
§ 10. Применение отрыва при записи словосочетаний.
§11. Запись начальных и конечных знаков слов, входящих в словосочетание
§ 12. Пропуск предлога в.
§ 13. Пропуск средних слов
§ 14. Обозначение слов, повторяющихся в словосочетаниях
§ 15. Условное обозначение пропущенных слов
§ 16. Условные обозначения словосочетаний
Раздел III
Упражнения для закрепления пройденного
Стенограммы для чтения
ЧАСТЬ III
Раздел I
ПРИЕМЫ СОКРАЩЕННОЙ ЗАПИСИ СЛОВ
§ 1. Запись слов начальными знаками
§ 2. Запись слов конечными знаками
§ 3. Запись слов начальными и конечными знаками
§ 4. Сокращённое обозначение сочетаний букв. Сокращённая запись словосочетаний
§ 5. Пропуск одного из одинаковых или однородных знаков при записи словосочетаний
§ 6. Слитная запись слов с дополнительным сокращением их начертаний
§ 7. Запись словосочетаний начальными знаками
§ 8. Запись словосочетаний начальными и конечными знаками соединяемых слов
§ 9. Запись словосочетаний с применением отрыва
§ 10. Сокращённая запись словосочетаний с пропуском, слов
§ 11. Сокращённое обозначение повторяющихся слов
§ 12. Условные обозначения
Раздел II
Упражнения для чтения и письма
Указания стенографу-практику
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий учебник излагает государственную единую систему стенографии. Учебник составлен применительно к действующим программам курсов стенографии системы городских отделов народного образования и Высших центральных курсов стенографии. На двухгодичных курсах изучается весь материал первой и второй части учебника и приобретается умение записывать 100 слов в минуту.
Материал третьей части изучается на третьем году обучения, причём приобретается умение записывать речь, произносимую со скоростью 120 и более слов в минуту. Учебник рассчитан на лиц, окончивших семилетку.
В целях устранения противоречий с грамматикой русского языка авторами принята следующая терминология, рекомендованная Институтом языкознания Академии наук СССР: а) первая группа сочетаний букв — преимущественно суффиксы и окончания; б) вторая группа сочетаний — преимущественно приставочная; в) третья группа сочетаний — преимущественно корневая.
Изложение материала, принятое в учебнике, подсказано многолетней практикой преподавателей курсов стенографии и является обобщением и систематизацией их опыта. Например,, первая группа сочетаний, преимущественно суффиксы и окончания, изучается раньше двух других, так как дидактически требуется дать применение в первую очередь именно её: усвоение её уже позволяет стенографически записывать значительное количество слов.
В целях обеспечения систематического закрепления полученных знаний в первой части учебника используются обобщающие таблицы, разработанные ранее А. Г. Гильдебрандом («Таблицы повторения»), которые могут служить иллюстрацией к ответам на вопросы для повторения.
В разработке третьей части учебника принимала непосредственное участие Е. С. Оконева.
Авторы считают своим долгом выразить глубокую признательность преподавателям стенографии г. Москвы, давшим в процессе работы над учебником ценную консультацию по отдельным его разделам.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Слово «стенография» происходит от двух греческих слов: «стенос» — узкий и «графо» — пишу. В буквальном переводе «стенография» означает «узкое письмо». Краткость стенографической записи даёт возможность писать со скоростью 120 и больше слов в минуту, т. е. в шесть-семь раз быстрее обычного письма.
Применение стенографии значительно сокращает время работы и облегчает труд. Владеть стенографией необходимо каждому человеку, которому по роду его деятельности приходится много писать, в частности работникам печати, лекторам, пропагандистам, инженерам, секретарям, студентам, учащимся старших классов средней школы и др.
Возникновение стенографии относится к глубокой древности. Древнейшим памятником сокращённого письма считается мраморная, так называемая «Акропольская плита», на которой высечены стенографические знаки. Плита эта найдена в Афинах и относится к 350 г. до н. э.
Позднее стенография появилась в древнем Риме, где получила широкое распространение система — «Значки Тирона», раба (впоследствии вольноотпущенника) известного оратора той эпохи Цицерона.
В средние века стенография была почти забыта.
Возродившись в конце XVI в., стенография в XVII—XVIII вв. получила дальнейшее развитие, расширился круг её применения.
Развитие и применение стенографии у нас можно условно разделить на три стадии: 1) до Великой Октябрьской социалистической революции, 2) до введения государственной единой системы стенографии (ГЕСС) и 3) после введения ГЕСС.
Строго разработанной системы стенографии в XV—XVIII вв. в России не существовало. Для быстрой записи применялись приёмы сокращений обычного письма, пропускались отдельные буквы, вводились разнообразные символы и условные обозначения. В конце XVIII в. появилось первое сочинение по стенографии . «Быстропись». Но эта система, как и другие, не имела практического значения.
Лишь система Иванина М. И. (1858) дала первых стенографов-практиков. В дальнейшем появился ряд разработок систем стенографии, авторами которых явились Ольхин, Терне, Гор-шенев и др., преследовавшие цель создания исключительно профессионального письма для записи речей ораторов.
Однако широкого распространения стенографических знаний и массового применения стенографии не было и не могло быть в дореволюционной России, при отсутствии свободы собраний, гласности.
В наследство от царской России Советское государство получило несколько различных систем стенографии, преимущественно иностранного происхождения, с многочисленными их переработками, и незначительное число квалифицированных стенографов. После Октябрьской революции, когда партия и правительство признали необходимость широкого применения стенографии в государственном аппарате и важность распространения знания стенографии среди трудящихся, изучение её значительно распространилось.
Постановлением ВЦИК от 10 июня 1933 г., опубликованным в «Известиях ВЦИК» 23 июня 1933 г., была введена в РСФСР государственная единая система стенографии, в основу которой была положена русская стенографическая система Н. Н. Соколова. Это дало возможность создать единые учебные пособия и освободиться от несовершенных, преимущественно заграничных, систем стенографии.
Советское правительство уделяет серьёзное внимание стенографическому образованию. В 1946 г. правительством было принято постановление «Об улучшении дела стенографического образования в СССР», которым предусмотрена организация Отдела стенографического образования, Высших центральных курсов стенографии, введение преподавания стенографии в средних школах и педагогических институтах, издание учебников и пособий по стенографии и т. д.
РАЗДЕЛ I
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ АЛФАВИТА, СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§ 1. Графическая характеристика знаков согласных
Стенографические знаки являются элементами букв обычного письма и представляют собой прямую, овал, части овала, а также различные комбинации прямой, частей овала, петель и округлений.
Стенографические знаки: ... .
|