RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

ХРК-597. Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно

Раздел ХРК-597

Менделеев Д. И.

Границ познанию предвидеть невозможно

Сост., вступ. ст. и ком мент. Ю. И. Соловьева.

— М.: Сов. Россия, 1991.— 592 с.— (Публицистика классиков отечественной науки

обложка издания

| портрет Д.И.Менделеева

| Оглавление

Аннотация Великий русский ученый Д. И. Менделеев вошел в историю отечественной и мировой науки как автор Периодического закона химических элементов, знаменитых «Основ химии», выдержавших многочисленные издании. Однако особый интерес в наши дни представляют его менее известные труды по проблемам экономики, индустриализации России, развития сельского хозяйства и производительных сил страны, охраны природы, образования и педагогики. Эти работы и составляют содержание книги. В ней находит отражение также высказывания Д. И. Менделеева о мире и сотрудничестве между народами, в чем он видел залог дальнейшего прогресса цивилизации.


***


Если интересуемая информация не найдена, её можно ЗАКАЗАТЬ

© Ю. И. Соловьев, вступительная статья, комментарии

Истинный сын России

Автор собранных в данной книге публицистических материалов — Дмитрии Иванович Менделеев. Он занимает почетное место среди отечественных и зарубежных ученых второй половины XIX — начала XX столетия.

Широко известна величайшая заслуга Менделеева — открытие им Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов. Но только одно это еще не дает представления о разнообразии его интересов, о его воздействии на науку, культуру, образование, которое вышло за рамки того времени. Менделеев был (и остается в нашем восприятии сегодня) выдающимся общественным деятелем, ученым-просветителем.

Перу Менделеева принадлежат труды по различным вопросам экономики, организации промышленности и сельского хозяйства, образования и просвещения. Выйдя в свет, они становились событием в жизни страны, их держали как настольные книги те, кто осознал необходимость для России кардинальных перемен.

Лейтмотив многогранного творчества Менделеева — пристальное внимание к науке как средству познания мира, неустанная забота о повышении благосостояния народа, об укреплении Российского государства. Подобно М. В. Ломоносову, Менделеев считал, что наука должна служить Отечеству, и он во всеоружии своих энциклопедических знаний старался максимально способствовать тому, чтобы светлая мечта лучших людей России увидеть ее экономически независимой, на передовых рубежах прогресса не осталась несбыточной фантазией.

Читатель сам убедится в том, как настойчиво Менделеев пропагандировал свои мысли о развитии производительных сил России, познакомившись с работами, взятыми из 25 увесистых томов его Сочинений — нисколько не устаревшими, более того, как бы предвидевшими проблемы, вставшие перед нами сейчас, хотя ученый выступал в период крепнувшего капитализма в стране. В сознании, подчеркивал Менделеев, «еще не разделяется промышленное развитие от развития капиталистического влияния, а между тем в существе дела ныне соединенное глубоко различно: промышленное развитие есть высшее благо, современностью выработанное, а капитализм есть сознанное ало, которое оставляют существовать лишь потому, что нет еще выработанных средств достигать промышленного развития без развития капитализма. Но это сочетание лишь временное, лишь простая эволюция роста человечества, и раз только зло сознано — а зло капитализма сознано,— средства избежать его найдутся».

Менделеев не уставал повторять, что залог успеха — мир, труд и образование: «Труд надобен промышленности как начало созидающее, а свободным он надобен по той причине, что только такой оказывается наиболее производительным. Л образование, развитое во всем народе, относится к числу требований, заявляемых сильнее всего в среде современной промышленности по той причине, что для успешного ведения промышленных предприятий приходится соперничать, а при этой мирной борьбе перевес сильнее всего клонится на сторону полного знания не только технических приемов и способов производства, но всех реальных сторон просвещения, начиная от знания живых языков до знания законов природы и всяких людских отношений, включая сюда юридические и общественные. Таким образом, промышленность волей или неволей настолько побуждает людей содействовать миру, труду и образованию, что эти формы жизни из мечтательных становятся на наших глазах действительными»

Просветительское слово ученого, его статьи, отличавшиеся характерным стилем, оказывали магическое влияние на современников. Незадолго до смерти Менделеев не без гордости писал: «...мой голос в свое время слышали в сферах как административных, так и предпринимательских. Последним я много помогал, не только советами, но и на практике...» Биографы Менделеева совершенно правы, утверждая, что он внес и немалый вклад в стилистическое богатство русской научной прозы и публицистики*.

Научную и педагогическую деятельность Дмитрий Иванович начал в конце пятидесятых годов прошлого века, когда уже приближалась «весна» отечественного естествознания, когда пробуждались новые силы, готовые послужить расцвету науки и культуры родной страны. Их объединял девиз: «Великая русская земля требует и усилий великих». Душой и сердцем восприняв патриотический призыв, Менделеев собственным творчеством подтвердил его необходимость и актуальность.

Каковы основные вехи биографии ученого, могущие послужить нам ориентиром в его публицистическом наследии?

Дмитрий Иванович Менделеев родился в далеком Тобольске 27 января (7 февраля) 1834 года в семье директора гимназий и народных училищ. (Это дата, так сказать, его физического появления на свет. Но благодаря неизбывной памяти потомков он и ныне «рождается» в разнообразных обличьях: существует подводный хребет Менделеева, обнаруженный в Северном Ледовитом океане; стоит на Каме город Менделеевск; есть на Курилах действующий вулкан Менделеева... Постепенно заполняются, что почетно для науки, пустые клеточки в Периодической таблице — детище Менделеева. Родился он семнадцатым ребенком в семье, а в таблице стал 101-м «ребенком» — искусственно полученным элементом менделевием.)

См.: Макареня А. А., Рысев Ю. В. Д. И. Менделеев.— 2-е изд.— М., 1983.

...Семи лет Митя поступил в Тобольскую гимназию, окончил ее в 1849 году, после чего было решено, что он продолжит образование в столице. И вот на естественном отделении физико-математического факультета петербургского Главного педагогического института — новый студент. Больше всего здесь его заинтересовал курс химии, который читал Александр Абрамович Воскресенский (впоследствии член-корреспондент Академии наук), по словам Менделеева — «дедушка русских химиков». Лабораторные работы он тоже выполнял под руководством Воскресенского.

«Принадлежа к числу учеников Воскресенского,— рассказывал впоследствии Менделеев,— я живо помню ту обаятельность безыскусственной простоты изложения и то постоянное наталкивание на пользу самостоятельной разработки научных данных, какими Воскресенский вербовал много свежих сил в область химии. Другие говорили часто о внешних трудностях научного дела, а у Воскресенского мы в лаборатории чаще всего слышали его любимую поговорку: «Не боги горшки обжигают и кирпичи делают», а потому в лабораториях, которыми заведовал Воскресенский, не боялись приложить руки к делу науки, а старались лепить и обжигать кирпичи, из которых слагается здание химических знаний».

В 1855 году Менделеев заканчивает институт с золотой медалью. Через короткий срок защищает магистерскую диссертацию в области неорганической химии и в 1857 году утверждается в звании приват-доцента по кафедре химии Петербургского университета.

Вскоре Дмитрию Ивановичу дают двухгодичную командировку в Германию, в университетский город Гейдельберг. Там он проводит самостоятельные исследования, позволившие ему сделать первое открытие. Менделеев экспериментально установил, что для всех жидкостей существует своя определенная температура, при которой сцепление частиц исчезает и из жидкости получается газ, не переходящий обратно в жидкость. Благодаря Менделееву в научный обиход вошел термин «температура абсолютного кипения». Это позволяло понять условия, когда оказывается возможным при сильном охлаждении сжижать постоянные газы (кислород, аэот, водород). Жидкий кислород и азот впервые были получены в 1884 году, а в 1898-м удалось превратить в жидкость водород и гелий. Наука открыла двери в криогенную технику, столь важную в наши дни.

После возвращения из-за границы Менделеев приступает к чтению курса органической химии в Петербургском университете и в том же 1861 году издает первый русский учебник по своему предмету, за что ему присуждается полная Демидовская премия. Как свидетельствовал Климент Аркадьевич Тимирязев, учебник «Органическая химия» «не имел себе подобного в европейской литературе, и кто знает, насколько эта книга способствовала тому, что в этом главным образом направлении двинулось вперед ближайшее поколение молодых русских химиков».

Интересно отметить момент, когда Менделеев избирается профессором химии Петербургского технологического института. Именно тогда в лекциях и публикуемых статьях он начинает активно выступать за промышленное развитие России.

В университете 31 января 1865 года состоялась защита докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водою». Исследование имело и большое практическое значение (в спирто-водочном производстве), и теоретическую ценность, так как содержало разработку учения о растворах.

С октября 1867-го Менделеев возглавил кафедру общей химии Петербургского университета, и с этого времени ведет отсчет самый блестящий период его научной и педагогической деятельности.

Университетским студентам естественного отделения физико-математического факультета выпало редкое счастье: слушать лекции ученого, который шел к великому обобщению в химии — открытию закона периодичности. Он читал им курс неорганической химии и тогда же создал свои «Основы химии» — энциклопедию химических знаний того времени. «В них мой образ,— пояснял Менделеев,— мой опыт педагога и мои задушевные мысли».

Первое издание «Основ химии» (в трех выпусках) вышло в 1868—1871 годах, последнее прижизненное издание (восьмое) — в 1906 году.

Берясь за «Основы химии», Менделеев ставил целью не только собрать и обобщить огромный материал, но и «развить у читателей дух пытливости, не довольствующийся простым описанием, а возбуждающий, приучающий к упорному труду...». Сохранились многочисленные воспоминания «читателей», где они подчеркивали, что как раз «Основы химии» побудили их всерьез заняться наукой. Дмитрий Иванович впоследствии писал: «Тут много самостоятельного в мелочах, а главное — периодичность элементов, найденная именно при обработке «Основ химии».

В 1871 году увидела свет знаменитая статья Менделеева «Периодическая законность химических элементов», в которой впервые дана формулировка закона периодичности: «свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости (т. е. правильно повторяются) от их атомного веса».

Весной 1889 года из Англии на имя Менделеева пришло почетное приглашение выступить с Фа раде е вс кой лекцией. После смерти великого Фараде я (1867) Лондонское химическое общество — в память о нем — приглашало выдающихся иностранных ученых на торжественном заседании общества прочесть Фарадеевекую лекцию. Среди читавших такую лекцию были французские (Ж. Дюма, А. Вюрц), итальянские (С. Канницца-ро) и немецкие (Г. Гельмгольц) ученые. Теперь слово было предоставлено русскому химику.

«Призыв быть между чтецами «Faradau Lecture» глубочайшим образом затронул меня, не ради личного, а ради русского имени, которому выпала доля международной научной почести» — так воспринял Менделеев это событие. Его Фа радее вс-кая лекция «Периодическая законность химических элементов» вошла в историю как яркий, глубокого философского смысла документ.

В 1880—1890 годах жизнь Дмитрия Ивановича складывалась не только из одних удач и триумфального шествия в науке. Тяжелый осадок оставил день 11 ноября 1880 года — тогда он не был избран в действительные члены Петербургской Академии наук. Конечно, гневное отношение ведущих русских ученых и общественности России к столь несправедливой акции не могло не радовать Дмитрия Ивановича, но сам факт забаллотирования был возмутителен.

Причины случившегося сомнений не вызывали.

Реакционное академическое большинство понимало, что значило бы для императорской Академии наук избрание в ее состав Менделеева. В подтверждение своих подозрений почтенные академики через некоторое время прочитали бы его статью «Какая же Академия нужна в России?», в которой предлагалась программа радикальной реорганизации замкнутой ученой корпорации.

В одном из своих писем (профессору Киевского университета П. П. Алексееву) Менделеев откровенно признался, что «готов хоть сам себя кадить, чтобы черта выкурить, иначе сказать, чтобы основы академии преобразовать во что-нибудь новое, русское, свое, годное для всех вообще и, в частности, для научного движения в России».

Легко понять, с какими взглядами и смелыми предложениями вошел бы Менделеев в состав

Академии наук. Он постарался бы многое в ней изменить, неуютно было бы тем ее членам, которые рассматривали Академию как вожделенное место, руководствуясь материальными (а отнюдь не научными) соображениями.

По свидетельству современников, Менделеев обладал мужественным, неустрашимым характером. В марте 1890 года студенты Петербургского университета приняли на сходке петицию против антидемократической политики правительства и обратились с просьбой к Менделееву передать ее министру народного просвещения И. Д. Доля-иону. Министр, однако, возвратил ее обратно с таким текстом: «По приказанию Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается Действ. Стат. Сов. профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет право принимать подобные бумаги». Этот оскорбительный ответ фактически означал одно: несовместимость данного «поступка» с государственной службой у «его императорского величества». И Дмитрий Иванович вынужден был покинуть университет, которому было отдано более 33 лет.

С уходом из университета его деятельность изменилась, он стал заниматься непосредственно вопросами практики. Управляющий морским министерством Николай Матвеевич Чихачев предложил Менделееву «послужить научной постановке русского порохового дела». Ученый охотно откликнулся, и за весьма короткое время с его помощью была разработана-вся технология производства пи-роколлодия, основной составляющей бездымного пороха. Порох высоко оценили специалисты, в том числе вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

В 1892 году Менделеев назначается ученым хранителем мер и весов в Депо образцовых мер и весов, реорганизованное по его инициативе в Главную палату мер и весов, государственное метрологическое учреждение (с 1931 года — Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева). Здесь Дмитрий Иванович работает до конца своих дней.

Исследования и открытия Менделеева получили уже при его жизни широчайшее признание. Он был избран членом Лондонского королевского общества, Римской, Парижской, Берлинской Академий наук, а также почетным членом многих научных обществ России, Западной Европы и Америки.

Дмитрий Иванович Менделеев скончался 20 января 1907 года. Похороны состоялись на Волховом кладбище. Тысячи людей провожали в последний путь великого соотечественника.

В год смерти Менделеева революционер-народник и ученый Николай Александрович Морозов писал: «Ньютон и Кеплер, Дарвин и Маркс, а с ними и Менделеев, в своих теоретических выводах являются достоянием всего мыслящего человечества. Их открытия ложатся в основу мировоззрения каждого из нас и лягут в основу мировоззрения будущих поколений»

После отмены крепостного права пришло сознание, что Россия переросла земледельческий период своей истории, что она постепенно, но верно встает на рельсы промышленного развития. По словам Менделеева, «два столетия она готовилась к этому, рубила окна на Запад, должала на постройку железных путей, проникалась миром, накопляла силу и собирала землю».

Среди тех немногих людей шестидесятых годов, кто распознал зарождавшийся исторический процесс, был и молодой Менделеев. Первоначально он думал, что основой экономического укрепления страны может быть рационально организованное сельское хозяйство. У себя в имении Боблово Московской губернии, купленном в 1865 году, он доказал, что за короткое время вполне реально существенно поднять урожай зерновых и других культур. Ярко проиллюстрировал успехи прогрессивного подхода к делу известный русский химик-агроном Александр Николаевич Энгельгардт, народник, член «Земли и воли», сосланный в 1871 году в село Батищево Смоленской губернии. Там он создал образцовое хозяйство и описал его Но это были лишь единичные проблески. Как ни ценил Менделеев свой личный опыт ученого-агронома, он все-таки постиг, что дорога среди пшеничных нолей не сможет вывести Россию в ряд экономически независимых государств. С одним земледелием, говорил ученый, Россия не двинется к прогрессу, богатству и силе, останется страной бедной. Он постепенно убеждался в необходимости промышленного развития, увидел в фабрично-заводской деятельности новые формы труда, использование новых рычагов, неведомых в сельском хозяйстве и могущих способствовать благосостоянию народа.

С глубокой убежденностью последовательно утверждал Менделеев свои идеи. Он буквально будоражил русскую общественную мысль второй половины XIX века. Неоднократно обращался с письмами к царям Александру III и Николаю II, с докладными записками к министрам, приаывая оказать помощь и поддержку индустриализации России. Министр финансов Сергей Юльевич Витте свидетельствовал: «...вопрос о значении промышленности в России еще не оценен и не понят. Только наш великий ученый Менделеев, мой верный до смерти сотрудник и друг, вопрос этот понял и постарался просветить русскую публику». Менделеев писал яркие публицистические статьи. Принимал самое активное участие в работе государственных комиссий, где обсуждалось множество «жгучих вопросов». Выступал с докладами в различных научно-технических обществах, на промышленных съездах и выставках, вербуя себе сторонников.

Дмитрий Иванович стремился к тому, чтобы под знамена грандиозной программы переустройства российской действительности встала лучшая часть интеллигенции. Многое она свершила в русской истории, размышлял ученый, и на новом поприще должна выступить лидером движения, К демократически настроенной интеллигенции Менделеев адресовался потому, что не представлял иной силы, способной взять на себя решение выдвигаемых им проблем. По мысли Менделеева, интеллигенция, если она хочет занять подобающее ей место, обязана возглавить многие предстоящие дела, связанные с развертыванием промышленности, с изучением и использованием природных богатств России. Без активного участия ученых и инженеров страна не достигнет «ни внутренней силы, ни свободы, ни определяемого ими благосостояния и условий для дальнейшего развития».

Так Менделеев сформулировал программу действий для самого себя и для своих единомышленников. Его призыв был услышан, и за Менделеевым пошла славная когорта русских ученых и инженеров. Среди них были Н. И. Андрусов,А. А. Байкоп, В. И. Вернадский, И. М. Губкин, А. П. Карпинский, Д. П. Коновалов, Н. С. Курников, В. В. Марковников, В. Г. Хлопин, А. Б. Ферсман, Ю. А. Чугаев.

Если Кара-Богаа-Гол начал отдавать химической промышленности свои несметные богатства глауберовой соли (мирабилита), хибинская тундра — апатиты, если калийные месторождения Соликамска, тихвинские бокситы и радиевые руды, месторождения Курской магнитной аномалии перестали лежать нетронутыми сокровищами, то в этом заслуга ученых, выполнивших завет их духовного отца.

В 1867 году Дмитрий Иванович всячески «подталкивал». организацию Общества для содействия русской промышленности и торговле. На торжественном заседании, посвященном 25-летнему юбилею общества, 8 декабря 1892 года Менделеев выступил с докладом «О фабрично-заводской промышленности России». Он сказал, в частности, что деятели общества «не устрашились выкинуть, в отличие от общих вкусов, знамя содействия промышленности и торговле и сразу стали указывать на те способы, которыми можно усилить благосостояние страны, развивая в ней горную, заводскую, фабричную и торговую промышленности». Доклад свой Дмитрий Иванович заключил пророческими словами: «...союз земледелия и заводеко-фабричной промышленности составляет единственный путь дальнейшего развития нашей страны и должен быть без устали выставлен на вид, потому что многие и поныне считают эту связь еще недостаточно выясненною».

В сентябре 1889 года Иван Алексеевич Вышне-градский — поборник профессионально-технического образования, почетный член Петербургской Академии наук, основатель научной школы по конструированию машин, а в 1887—1892 годах министр финансов — предложил великому химику (они были друзьями по Технологическому институту) помочь пересмотру и выработке новых таможенных тарифов. Два года жизни (1890— 1892) Дмитрий Иванович отдал этой, крайне необходимой, задаче. Она поглотила буквально все его внимание, поскольку впрямую была связана с будущей экономикой России,— речь шла о благоприятствовании внутреннему рынку.

Участие в пересмотре таможенных русских тарифов отвечало самым заветным чаяниям Менделеева, которые он, с глубоким фактическим обоснованием, изложил в капитальном — более чем на 900 страницах — труде «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» (1892). Во Введении Менделеев пояснил, почему он так назвал книгу: «...мне желательно, по мере сил, истолковать, разъяснить новый русский тариф...»

Опираясь на исторический опыт, на многочисленные статистические данные о состоянии промышленности и сельского хозяйства, он достиг, по его словам, «сознания великого значения промышленного развития для роста благосостояния и просвещения всех классов народа», Убежденный в том, что необходимо двигаться вперед, окончательно ломая феодальные рамки н пользу капиталистических отношений, Менделеев всеми способами старался содействовать дальнейшей индустриализации отечества. Немало страниц книги он посвятил борьбе с теми, кто осуждал его за пропаганду и утверждение капитализма в России. Желание некоторой части русской интеллигенции «перескочить чрез капитализм» Менделеев рассматривал как утопию. Он отвечал своим противникам:

«...другая же часть русского народа, в которой находится, по моему мнению, громаднейшее большинство, видя и сознавая зло капитализма, не видит возможности обойтись без него и принимает его не как цель, а как неизбежное историческое средство, придуманное людьми, подобно многому, многому другому, для того, чтобы чрез него, как чрез войны и таможенные границы, достигать основных национальных целей и общечеловеческих. Сюда, не без колебаний в прошлом, примкнула и моя мысль. А потому она временно мирится с капитализмом и только стремится найти пути для освобождения от его всесильного влияния и способы к обузданию его, подчас неумеренных, аппетитов. А так как мне ясно, что чем менее капиталов в стране, тем она дальше от намеченных целей, тем сильнее значение немногих капиталов и тем они эгоистичнее, то я и стою за создание новых капиталов в России, за конкуренцию или борьбу капиталов между собою и за их встречу с усилиями бескапитальных предпринимателей. Толковые усилия последних мне симпатичнее всего, потому что более всего разливают выгоды промышленности на всю страну и более всего обязывают изучать природу вещей и людей. В этих приемах я даже вижу и путь к достижению желаемой дальнейшей эпохи экономического развития человечества, когда оно, не исключая капитал из его участия в общей деятельности, отведет ему должное место».

В «Толковом тарифе» Менделеев представил комплексную программу экономического прогресса России, предусматривавшую разработку сырьевой и энергетической базы промышленности. Это и топливно-энергетическая проблема Донецкого угольного бассейна, и химико-технологическая проблема бакинской нефти, и металлургия Урала, и газификация каменного угля, и многое другое, особенно хозяйственное освоение далеких окраин.

На Дальнем Востоке, по мнению ученого, совершенно необходимо, «не отлагая и не жалея денег», организовать строительство кораблей, доменных печей, переделочных заводов; в Сибири создавать промышленные районы. «Надо будить Урал», где «все строить по-новому, а не повторять зады». Удивительна прозорливость Менделеева. В районах каменноугольных месторождений, на которые он указывал как на будущие центры металлургической, химической и других видов промышленности, в 1930-е годы возникли индустриальные гиганты Донбасса, Кузбасса, Магнитогорска и пр.

Менделеев выступил в «Толковом тарифе» убежденным сторонником политики протекционизма (покровительства промышленности и торговле). Неоднократные поездки Дмитрия Ивановича в Баку, на Донбасс, Урал позволили ему составить личное впечатление о положении дел в нефтедобывающей, угольной, металлургической промышленности. Ростки индустрии стали быстро прорастать на российской земле, но эти ростки надо было очень оберегать, обеспечивая им благоприятные условия. А потому требовалось значительно повысить тарифные пошлины на почти все ввозимые в страну товары, «покровительством создавать в России новый класс людей и новую чуткость».

Покровительственную систему Менделеев понимал как «всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промышленности и торговле».

Свою роль как ученого Менделеев видел в том, чтобы как можно больше осветить светом науки все сферы экономической деятельности в стране. По его глубокому убеждению, влить жизненные соки в процесс обновлении мог не только новый тариф, но и тесный союз науки и производства.

«Промышленность и истинная наука друг без друга не живут,— не уставал говорить Дмитрий Иванович,— друг от друга получают силу, и этот союз родит блага, без него не веданные, обеспеченность, самобытность и спокойную уверенность в предстоящем. Насажденная и окрепшая промышленность дает возможность развиться всем сторонам народного гения, если его окрылит и укрепит в самосознании истинная наука-Союз точных знаний с промышленностью, при должном уважении к труду, как материальному, так и духовному, стал мировой и мирной силой, на которой одной и может успокоиться пытливый ум, приподнимая завесу будущего».

Вера в возможность индустриализации страны родилась у Менделеева не на пустом месте. Мы уже отметили, что он видел главный источник сырьевого и финансового обеспечения промышленных предприятий в добыче и переработке богатейших месторождений полезных ископаемых, прежде всего каменного угля, нефти и железных руд.

В 1888 году для литературного, научного и политического журнала «Северный вестник» (Петербург) Дмитрий Иванович написал публицистическую статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», призванную распространить сумму практических данных, необходимых для «привлечения общего русского внимания к донецким углям». Ученый образно называет каменный уголь «черными каменными великанами», «их поднимают, и они идут в услугу», «шутя двигают корабли... вертят затейливые машины, катят... поезда... куют, прядут, силу хозяйскую, спокойствие и досуг во много раз увеличили». Но «эти поднятые великаны» можно и нужно заставить «работать» еще эффективнее, и подвластны они «знахарям» — науке и промышленности, которым ведомо, куда направить эту могучую силу и как ее применить.

Настало время, напоминал Менделеев, подумать и о рациональном использовании «черного золота». Понимая значимость нефти для «будущего богатства в России», ученый расценивал ее не только как источник энергии, но и как драгоценное сырье для получения многих ценных продуктов. Развитие нефтяной промышленности России он ставил в прямую зависимость от активного участия науки в решении еще не решенных задач химии и тёхнологии нефти: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки».

На страницах петербургских газет («Голос», «Новое время») Менделеев заинтересованно обсуждал вопросы о том, что надо размещать нефтеперерабатывающие заводы в непосредственной близости от потребителей, что нужно строительство керосинопровода Баку — Батуми, называл и ряд других мер, которые помогли бы совершенствованию отечественного нефтяного дела.

В экономических трудах Менделеева есть такие положения, какие и ныне воспринимаются как наказ, звучат на редкость современно. Дмитрий Иванович был, например, совершенно прав, когда говорил, что нам следует отправлять за границу сырье — и ископаемое, и растительное (нефть, уголь, лес, лен, хлопок, зерно и т. д.) -«только в переработанном виде». Россия, по словам Менделеева, «и богата, и бедна»; для того чтобы стать «только богатой», она должна вывозить вместо сырья исключительно обработанные продукты. Вывоз сырья допустим лишь для стран, стоящих на самых низких ступенях экономической культуры. Так же современно мнение ученого: «Пусть каждый народ или государство развивают только те виды производств, которые наиболее подходят к их естественным условиям. Пусть в этих продуктах производство каждой страны превзойдет ее внутренние потребности, а избыток поступит в общее пользование, составит предмет международного обмена».

Русский человек «сметлив и предприимчив»; дай ему свободу, и Россия освободится от «потребности в заграничных фабрикатах». «Надо... помогать ему, не сбивать с толку... прислушиваться к каждому его движению и каждому слову. Надо верить в него».

Рост промышленности, расширение добычи нефти и каменного угля, потребляемых на предприятиях, налаживание производства минеральных удобрений несли с собой не только блага цивилизации. Увеличивались вредные воздействия на окружающую среду. Менделеев все это сознавал и с осуждением констатировал факт, сегодня, к сожалению, весьма распространенный: «...нередко фабрики и заводы составляют наказание окрестных жителей в отношении загрязнения как воздуха, так и воды и окрестностей отбросами».

Как химик, Менделеев концентрировал внимание на «химической» стороне вопроса. Прежде всего нужна замена в химической промышленности периодических процессов непрерывными. «Бели непрерывность,— писал он,— есть первый признак заводского дела, то вторым должно считать, по моему мнению, отсутствие отбросов. Производство совершенствуется явно, когда оно, во-первых, становится непрерывно равномерным, во-вторых, когда оно не дает отбросов».

Для Менделеева было абсолютно очевидным, что промышленные отходы — результат рутинной технологии, объективный показатель низкого уровня тех или иных задействованных процессов. Принцип безотходности Менделеев считал одной из отправных точек при совершенствовании производства. «В идеале все отбросы... могут находить свое приложение и покрывать часть расходов производства»,— убежденно повторял ученый. Он выступал с требованиями, чтобы то, что попадает в воздух и воду, не причиняло вреда биосфере.

Последующий ход индустриализации подтвердил правильность его взглядов и обоснованность тревоги за судьбу природной среды.

Менделеев не сомневался, что если интеллект человека породил удивительную технику и разнообразные технологии, то он найдет и способы борьбы с негативными последствиями научно-технического прогресса. Сейчас, когда экологическая проблема обрела глобальные масштабы, когда она затрагивает буквально каждого жителя Земли, надо верить в то, во что верил наш великий соотечественник: объединенный разум человечества обладает достаточной силой, чтобы и сохранить среду обитания на планете, и украсить ее. Только пора уже «включить» эту силу — ждать больше нельзя!

Россия с ее необозримыми полями и «разнохарактерными» угодьями долго была житницей Запада, но времена менялись, и хлеба порой не хватало ей самой. Тревога за русское земледелие, за беспросветный крестьянский труд становилась все сильнее и сильнее. Многие искали те рычаги, которые помогли бы облегчить положение, сложившееся в деревне. Искал эти рычаги и Менделеев: он «нашел» их в механизации и химизации сельского хозяйства как главных факторах подъема производства сельскохозяйственных продуктов. По справедливому мнению ученого, рациональное земледелие не сможет восторжествовать без должного наличия совершенствуемых орудий труда и минеральных удобрений: «Промышленные предприятия — не враги, а истинные союзники или родные братья сельскохозяйственной промышленности».

Тогда же, к концу XIX века, остро встал вопрос о новых формах организации труда в сельском хозяйстве. Менделеев предвидел, какие беды могут ожидать деревню, если не думать об использовании огромного крестьянского «потенциала» в течение всего года. Рождались и быстро росли крупные города, которые, как магнит, тянули к себе рабочую силу: ее отток из села мог приобрести угрожающие размеры. В сущности, по сумме причин так и произошло. В наши дни проблема нового «приучения» человека к земле приобрела государственное значение.

Но и сто лет назад судьба деревни волновала иередовых людей русского общества. Думал об этом и Менделеев. Размышления привели его к выводу, что лучшая форма организации заинтересованного труда в сельском хозяйстве — агроин-дустриальная земельная община: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности».

«Ближайшим русским идеалом» Менделеев считал общину потому, что именно она позволяла «под руководством лучших и образованных сочленов вести летом земледельческую работу, а зимой фабрично-заводскую на общинной фабрике или на своем общественном руднике». Такая организация труда, по убеждению ученого, «подсказывала», где искать лучший способ приложения труда и получения заработков сельскому населению в долгие зимние месяцы.

Для оказания материальной поддержки артелям и «союзам сельских тружеников» Менделеев предлагал создать кредитное сельскохозяйственное общество, которое, предоставляя удобные краткосрочные кредиты, помогло бы самым мелким производителям. Крестьяне, «составив артели или общины», должны примкнуть к обществу, чтобы освободиться от влияния местных скупщиков.

Иными словами, Менделеев выступил за такой способ хозяйствования на земле, при котором крестьяне, добровольно объединенные в артельно-кооперативные союзы, самостоятельно будут решать, как им заниматься земледелием и продавать полученные продукты. Мысль, как будто пришедшая из сегодняшнего дня. А может быть, наоборот — мы только теперь начинаем черпать из сокровищницы мудрости прошлого?

В этой связи уместно вспомнить выступление В. И. Ленина в марте 1919 года на VIII съезде партии: «...мы — учащиеся у крестьян, а не учителя их... Задача здесь сводится... к тому, чтобы учиться у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать!.. Лишь те объединения ценны, которые проведены самими крестьянами по их свободному почину и выгоды коих проверены ими на практике»

...В апреле 1902 года Менделеев по просьбе Витте подготовил записку «О нуждах русского сельского хозяйства», которую сам определил как «очень интересную». Интересную потому, что в ней он предлагал прозорливые мероприятия общегосударственного характера для «увеличения выгодности» сельского хозяйства — подъем скотоводства и кормовой базы, разведение интенсивных культур, орошение. Менделеев снова настаивал на том, чтобы правительственные усилия были направлены на широкое развитие «артельно-коонеративного начала», ибо «свободный кооперативный путь может многое дать в будущем, потому что крестьянин ясно будет видеть прямые выгоды». Без особых личных выгод, подчеркивал Менделеев, нигде и никто не станет пачкать рук об орудия труда.

И опять в своей «Записке» он обращает внимание на благотворность умелого сочетания сельского хозяйства с другими видами промышленности. Менделеев уже писал в 1892 году:

«Будущее столетие... увидит Россию в новом виде — страной нормальной комбинации сельского труда с заводеко-фабричным...

Вся будущность России заключается в гармоничном сочетании двух элементов народного хозяйства: земледелия (непосредственных даров природы) и искусства переработки нашего природного сырья».

Интересно и поучительно, какую службу сослужила эта мысль Менделеева. В 1920-х годах, когда так бурно обсуждался вопрос о перспективных путях Советской России, Н. И. Бухарин выступил с менделеевским тезисом о развитии индустрии в прямой зависимости от нормального товарооборота между городом и деревней. Мы знаем, что его позиция была отвергнута и восторжествовала полярно ей противоположная — несильная перекачка средств из сельского хозяйства. В «Заметке экономиста» (Правда. 1928. 30 сент.) Бухарин, опираясь на ленинские идеи использования нэпа в возрождении экономики страны, обратил особое внимание на то, что максимальная перекачка средств из крестьянских хозяйств в промышленность не сможет длительно питать максимальный темп индустриализации. Наивысший темп будет достигнут при таком сочетании, когда развитие промышленности станет опираться на активно растущее сельское хозяйство, обеспечивающее быстрое реальное накопление.

Бухарин считал, что «социалистическая индустриализация — это не паразитарный процесс по отношению к деревне... а средство ее величайшего преобразования и подъема». Идея эта, как видим, пошла от Менделеева, жила в умах многих ученых и политиков, переждала затянувшийся период административно-бюрократического правления и вновь дает свои всходы. Сейчас хотелось бы на «умелом сочетании индустрий с сельским хозяйством» строить стратегию научно-технического прогресса, решать продовольственную проблему.

Вторая половина XIX и начало XX столетия остались в истории в том числе и как годы повышенного интереса к естественным наукам. Их впечатляющие успехи привлекли к себе пристальное внимание общественности. «Уже настало время,— читаем мы у Менделеева (1889),— когда знание физики и химии стало таким же заветом образования, каким за двести лет было знание классиков».

В университеты и политехнические институты в те годы устремилась молодежь из среды разночинной интеллигенции, поклонявшаяся возникшему «кумиру» — физике, химии, биологии и геологии.

Менделеев, конечно, не мог оставаться в стороне от подготовки новых научных кадров, способных решать масштабные народнохозяйственные задачи. «Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство» — так оценил эту службу сам ученый. «Как педагог я клал в дело и возбуждение, и душу, а о том, что не бесследно, свидетельствовало множество свободных, независимых и зрелых людей. Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мысли».

Огромная безграмотная Россия слишком долго не знала света просвещения. Между тем в деревнях, поселках и городах жили те, от чьих усилий и зависело, быть или не быть индустриализации. Но как ее осуществлять без надлежащего образования широких масс населения? «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность, для того чтобы мы могли сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Распространение физико-химических знаний поэтому было первым неизбежным условием расширения заводской деятельности, ибо «заводы сильны естествознанием».

Свою книгу «Учение о промышленности» Менделеев открывает главой, где ведет речь о социальном значении технического перевооружения хозяйства. Он подробно обсуждает волновавший его всегда вопрос о том, что производительный труд, «творец богатства народного», не может быть рабской работой, что индустриализация коренным образом должна изменить культуру труда, в атмосфере которой будут воспитываться подлинные мастера.

«Без промышленного развития народ мало нуждается в просвещении, ему некуда его прилагать»,— неустанно твердил Дмитрий Иванович. Большой опыт педагога позволял ему высказывать не досужие кабинетные мечтания, а конкретные предложения насчет того, как строить профессиональное образование, процесс подготовки деятельных и находчивых работников на поприще всех отраслей жизни».

Многие формы действительности стали новыми, говорил Менделеев, а формы обучения обветшали, и настала нора подумать об их усовершенствовании. Начинать надо со средней школы. Широко бытовавшая в то время классическая система среднего образования с ее утомительным изучением древних языков (латинского и греческого) не готовила молодежь к главному практическому делу. Дмитрий Иванович восстал против этой системы, ибо за долгие годы преподавания неоднократно убеждался, что на ее почве часто вырастали «резонеры, чуждые предстоящей трудовой жизни и деятельности». Не мертвые языки, а предметы по естественным наукам должны составить основу гимназического курса.

В 1871 году Менделеев написал публицистическую статью «Заметка по вопросу о преобразовании гимназии», в которой впервые выдвинул важный тезис о непрерывном образовании. Под этим Менделеев подразумевал возможность для «талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения... Первоначальные школы должны дать подготовку для средних, а эти — для высших учебных заведений... Без условия непрерывности искусственно оборванное образование представляет даже опасность, а именно — для наиболее талантливых лиц, судьба которых должна быть дорога всему обществу».

Кажется, будто Менделеев видел наше время и предостерегал от разного рода «новаций» на поприще обучения, вводимых волевым решением. Конечно, он не мог предвидеть конкретных жизненных реалий, наступивших после Октября 1917 года, тех или иных ходов культурной революции, менявшей тактику применительно к исторической обстановке. Но вне чрезвычайных ситуаций что заставляло намеренно рвать цепочку постепенного накопления знаний? Почему школы потеряли «квалификацию» и отказались от подготовки учеников в вузы? Зачем понадобилось призывать в армию студентов после первого курса института?..

Сейчас государство исправляет допущенные ошибки. Концепция непрерывного образования вновь стоит на повестке дня.

...Менделеев придавал большое значение подготовке учителей, которые призваны не только преподавать свой предмет, но и воспитывать в человеке с детских лет основные черты личности.

«...Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений».

Письменно и устно Дмитрий Иванович не раз обращал внимание на то, что «педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад».

Главная задача среднего образования, согласно Менделееву, заключается в том, чтобы привить ученику сознательное отношение к окружающему, любознательность и трудолюбие. Главная задача высшего образования — формирование специалиста, способного принять активное участие в экономическом и культурном росте страны. Кратко эти задачи Менделеев выразил так: «...в начальном и среднем образовании должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании — общественное и государственное». Чтобы готовить высокообразованные кадры, следует «как можно шире открыть двери высших учебных заведений для всех достаточно к нему подготовленных и для этого... иметь много учебных заведений»*.

Если непременное условие для развития промышленности — просвещение, то надо увеличивать число технически грамотных людей, открывать повсеместно профессиональные училища и технические учебные заведения. «России,— говорил ученый,— необходимы просвещенные земледельцы, просвещенные промышленники и образованные купцы».

Менделеев, горячо отстаивавший неотложность проблемы — поднять уровень образования и просвещения в стране, всегда стремился в лекциях, публикациях заронить искру любви к науке, разжечь и поддержать в среде своих разнообразных слушателей и читателей интерес к знаниям. «Из тысяч моих учеников,— отмечал Дмитрий Иванович в 1906 году,— много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

По свидетельству профессора Б. П. Вейнберга, слушавшего лекции Менделеева, «особенно он останавливался на роли фонаря науки в технике и промышленности, и нам часто он проповедовал необходимость светить этим фонарем науки, указывая, что кроме тех минеральных богатств, которые имели случай выступить на земную поверхность, есть еще гораздо большие массы в глубинах и недрах Земли. Он говорил, что надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте. Если вы этот фонарь знаний внесете в Россию, вы сделаете на самом деле то, от чего зависит ее благосостояние и благосостояние ее народа, ее международная свобода. Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная».

Для пропаганды и популяризации идей, способствовавших прогрессу, Менделеев использовал все возможности того времени. Он охотно сотрудничал в книгоиздательском товариществе просветительского толка «Общественная польза», где опубликовал 23 работы, в том числе свое любимое детище — «Основы химии». С 1862 по 1869 год под редакцией Дмитрия Ивановича вышло восемь выпусков «Технической энциклопедии», в которых были отражены процессы производства пищевых продуктов, спирта, стекла, бумаги, кожевенных товаров и т. п. Энциклопедия, таким образом, выступила распространителем тех или иных нужных технологий.

29 марта 1890 года Менделеев, заслуженный профессор, подал в Главное управление по делам печати прошение разрешить ему издавать в Санкт-Петербурге ежедневную бесцензурную газету по-литико-литературного и экономического направления с многозначительным названием «Подъем». «Главною целью предполагаемой газеты,— пояснял он,— я поставлю всестороннее разъяснение живых вопросов, относящихся к промышленному развитию России, ибо в нем вижу естественный и надежный путь к дальнейшему преуспеянию отечества и способ к улучшению благосостояния всех слоев народа».

Так велико было желание одного человека, но истинного патриота, помочь подъему страны. Нет сомнения, что газета Менделеева сыграла бы значительную роль. Однако, к большому сожалению, это прогрессивное начинание не состоялось

Но очень удачным оказалось сотрудничество Менделеева в русском универсальном «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефро на (Петербург, 1890—1907,82 основных и 4 дополнительных тома). Ученый смог убедить издателей в том, что время требует освещения в словаре состояния дел в фабрично-заводской промышленности. Будучи редактором этого отдела, Дмитрий Иванович сам написал программную статью, увидевшую свет в 1891 году. В знаменитой энциклопедии, ставшей явлением в научной и культурной жизни Росии конца XIX — начала XX столетия, Менделеев опубликовал оригинальные статьи «Вещество», «Элементы (химические)», которые воспроизводятся в данной книге.

В течение нескольких лет ученый добивался издания «Библиотеки промышленных знаний». В 1899 году он взял на себя всю организацию и научное редактирование трудов, предназначенных для «Библиотеки». Предполагалось сделать 80 выпусков, общим объемом 1000 печатных листов. Дмитрий Иванович верил и надеялся, что в законченном виде такая солидная сумма сведений поможет техническому прогрессу, без которого «немыслимо благоденствие, преуспевание и нравственное могущество России».

В «Библиотеке промышленных знаний» Менделеев в 1900 году напечатал большую монографию «Учение о промышленности». (Некоторые разделы ее будут предложены вниманию читателей в этом сборнике.)

В 1900 году Менделеев принял участие в фундаментальном труде «Россия в конце XIX века», для которого специально написал статью «Химическая и нефтяная промышленность». Книга под общей редакцией директора департамента торговли и мануфактур В. И. Ковалевского, приуроченная к Всемирной выставке в Париже, в целом давала богатый материал для суждения о размерах производительных сил России, а также о результатах «непрерывной созидательной работы русского народа».

Возможность реализации своих идей, связанных с индустриализацией страны, развитием прогрессивного сельского хозяйства, демократической системы непрерывного образования, Менделеев видел (мы уже это отмечали) только в условиях мира и международного сотрудничества.

Здесь он принял эстафету от великих естествоиспытателей, создававших новые ценности во имя общечеловеческой цивилизации. Бе фундамент -содружество наций, единение ученых в решении актуальных научных и технических проблем.

Через всю жизнь Дмитрий Иванович пронес мечту о культурном и экономическом совершенствовании человеческого общества на «поле мирного международного состязания». Он неоднократно

указывал, что гарантии всеобщего мира надо искать больше в развертывании промышленности и торговли, нежели во всеобщей воинской повинности. «Что России нужны мир, труд и просвещение не менее, чем всякой другой стране,— то знает каждый из русских».

Словно предвидя то, что скажут космонавты о нашей планете, когда она зримо предстанет перед ними как частичка мироздания, Менделеев в 1885 году писал: «Земля кругла, выхода из нее нет, но развитие и на шаре, несмотря на его замкнутость, идет..*. Стало понятным, что с враждой не уйдешь далеко, погибнет весь быт... надо держаться вместе и помогать друг другу».

Ученый был глубоко убежден, что «свет объе-дииония» должен рассеять «мрак розни и подозрений», ведущий к «предрассудочным опасениям». Не сеять вражду между народами, а мирно сотрудничать. Путь к укреплению взаимопонимания — дружеские контакты на всех уровнях государственной жизни.

«Как принципиально убежденный реалист,— заявлял Менделеев,— я принадлежу к числу, уже немалочисленных ныне, противников всяких войн, поклонников мирного улаживания всяких международных столкновений...»

Не военная конфронтация, а торговля, постоянно повторял Менделеев, нужна для многих видов людского общения. Именно торговля — одно из средств, позволяющих устранять преграды, разъединяющие людей. Не военные флотилии, гоно рил он, а торговые суда должны бороздить океаны.

Высказывания Менделеева о мире между народами, об укреплении содружества не были ни громкой фразой, ни общей декларацией. Это была его твердая, последовательная позиция.

Многие начинания Менделеева воспринимались в дореволюционной России как «профессорские мечтания». Сановников и чиновников, аако-ванных в бюрократическую броню, раздражал «возмутитель спокойствия». Ворча и осуждая, они умело пользовались министерскими ухищрениями, пеленали в паутину консерватизма прогрессивные инициативы ученого.

Правда, в лице С. Ю. Витте Менделеев нашел активного сторонника, но и Витте встречал сопротивление. Шестого декабря 1899 года Менделеев получил от В. И. Ковалевского письмо, в котором он сообщал, что царь препятствует мероприятиям министерства финансов по развитию промышленности России. На письме пометка Менделеева: «Огорчен за Витте...» ,

«Во время управления моего финансами (а в то время министр финансов был одновременно и министром торговли и промышленности),— вспоминал Витте,— я твердо утроил нашу промышленность. Это тоже мне постоянно ставили и ныне ставят в вину. Глупцы!!. Современное государство не может быть великим без национальной промышленности».

Сам Менделеев сознавал, что его программа экономического развития России выглядела утопией на фоне безрадостной действительности, его окружавшей. Буквально за несколько дней до смерти он говорил с горечью корреспонденту «Петербургской газеты»: «...в стране с неразвитой или первобытной правительственной машиной нет спроса для истинного образования, особенно высшего, и там, где господствует власть и формализм, самостоятельные специалисты с высшим образованием не находят себе места в общественных и государственных сферах».

Менделеевская программа предназначалась не столько для тогдашних промышленников и купцов, сколько для нового поколения инициативных людей земли русской. Пожалуй, только однажды, в связи с судьбой своего любимого детища — нефтяной промышленности России,— Менделеев адресовался к «господам московским и всяким иным русским капиталистам», дабы они не пускали зарубежных дельцов «эксплуатировать это русское богатство», чтобы наживать на нем хорошие барыши. «Покажите миру,— обращался к ним ученый,— хоть в этом... что можете сами справиться». Тревога Менделеева была обоснованной: на его глазах чужие фирмы ирибирали к рукам русские промыслы. К 1916 году капитал в горном деле (включая нефть) составил 917,8 миллиона рублей, из них 834,3 миллиона (то есть 91 процент) принадлежало иностранному капиталу.

Менделеев жил мыслями о будущем. Он горячо верил в то, что придет историческая весна и тогда «посев научный взойдет для жатвы народной». Всем своим одухотворенным творчеством он готовил почву и семена для такого посева.

Каков принцип, по которому составлен данный сборник? Структура книги соответствует комплексной программе переустройства страны, разработанной Менделеевым. Она отражает ряд проблем, тесно увязанных между собой. Начало ее в индустриализации (часть 1), которая должна опираться на «умелое сочетание индустрий с сельским хозяйством» (часть 2). Чтобы поднять и то и другое на требуемый уровень, нужны «просвещенные земледельцы и просвещенные промышленники». Службе на ниве народного просвещения (часть 3) Менделеев посвятил, как мы знаем, многие годы жизни. Завершают программу (часть 4) фундаментальные задачи науки, от решения которых зависит научно-технический прогресс. Публикуемые в этой части материалы выбраны так, чтобы читатель познакомился с мыслями ученого по кардинальным вопросам познания вещества.

В тексте даются термины, собственные имена, географические названия в той орфографии, какой пользовался Менделеев; сохранены его — в большинстве случаев интонационные — знаки препинания. Это помогает «сократить расстояние», приблизить ученого к нашей действительности, заставить вновь заговорить в полный голос.

В бурном океане экономики компасом для государственного корабля должны послужить компетентные рекомендации науки. И здесь слово Менделеева должно быть услышано. Читаешь его труды и думаешь: как бы продвинулась вперед наша страна, если бы его советы, практические предложения были воплощены в жизнь. Стоит внимательно вдуматься в них, сопоставить с тем, что обсуждается сегодня в качестве срочных мер, чтобы ликвидировать экономический кризис, как станет очевидной мудрость Менделеева. Он жил в свое время, но основные положения его программы звучат современно, помогают нам теперь осуществлять перестройку. И для нас, и для наших потомков в силе останется призыв ученого приложить труд к изучению производительного потенциала страны, чтобы «богатство, с трудолюбием связанное, возросло». Он хотел видеть Россию обильной и знал, как это сделать.

Ю. И. Соловьев

<<< - - - >>>
Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (31.07.2013)
Просмотров: 2151 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0