RSS Выход Мой профиль
 
Авиация против подводных лодок. Сотников И. М., Брусинцев Н. А.| Глава I (продолжение)


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Противолодочные самолеты берегового базирования

Локхид P2V «Нептун». Принятый на вооружение базовой авиации ВМС США в начале 1945 г. самолет Локхид P2V «Нептун» до недавнего времени был самым распространенным патрульным самолетом флота США (рис. 3). Из шести модификаций этого самолета четыре, и в их числе P2V-7 «Нептун», являются противолодочными вариантами. Самолет P2V выпускался фирмой Локхид серийно до конца 1963 г. Всего было построено более 1000 самолетов всех модификаций, из которых 838 было приобретено ВМС США. Самолеты P2V «Нептун» до настоящего времени состоят на вооружении флотов

1 MASH — Manned Antisubmarine Helicopter,
Австралии и Аргентины, Бразилии и Нидерландов, Канады и Португалии, Франции и Японии.

Широкая распространенность самолета P2V «Нептун» обусловлена не только его качествами. В большой степени это связано с диктатом США по отношению ко многим капиталистическим странам — соучастникам агрессивных блоков, созданных и руководимых США.

Рис. 3. Базовый патрульный самолет Локхид P2V-7 «Нептун»

По своей конструктивной схеме P2V-7 «Нептун» является двухмоторным цельнометаллическим, со средним расположением крыла и типовым трехколесным шасси самолетом. Как и все предыдущие модификации, P2V-7 может быть использован как для противолодочного патрулирования — основное предназначение, так и для минных постановок и торпедо-бомбовых ударов по кораблям в море.
Для поиска и опознавания подводных лодок на самолете имеются радиолокационная станция, аэромагнитометр, аппаратура радиоразведки, маркерные и радиогидроакустические буи, системы «Джезебел» и «Джу-ли». Для поражения подводных лодок на самолет могут быть взяты две самонаводящиеся противолодочные торпеды, глубинные бомбы, в том числе и атомные.
Навигационное и пилотажное оборудование на самолете «Нептун» позволяет совершать полеты в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. На самолете имеются средства дальней радионавигации системы «Лоран». Самолет обычно эксплуатируется на аэродромах с твердым покрытием,
17
Противолодочные самолеты P2V-7 «Нептун» до настоящего времени состоят на вооружении ВМС США.
Авро «Шэклтон» M.R.3. Патрульный бомбардировщик, он же противолодочный самолет «Шэклтон» (рис. 4), является модификацией распространенного во время второй мировой войны английского бомбардировщика «Ланкастер».

Рис. 4. Патрульный самолет Авро «Шэклтон> M.R.3

Первый полет опытного самолета «Шэклтон» M.R.1 состоялся в 1949 г., «Шэклтон» M.R.2 — в 1952 г., «Шэклтон» M.R.3— в 1955 г., в этом же году он уже выпускался серийно. Состав экипажа 10 человек.
«Шэклтон» M.R.3 отличается от своих предшественников убирающимися в полете шасси. Существенно увеличенная емкость топливных баков обеспечивала большую дальность и продолжительность полета. На верхней фюзеляжной турели были поставлены две пушки «Бритиш Испано» калибра 20 мм.
На «Шэклтон» M.R.3 созданы условия для отдыха экипажа, что считалось необходимым ввиду большой продолжительности полета самолета. Для поиска подводных лодок, кроме радиолокаторов, на самолете имеются: аэромагнитометр, аппаратура радиотехнической разведки, радиогидроакустические буи, мощный поисковый прожектор, аппаратура «Аутолокус» для обнаружения подводных лодок, идущих под РДП, по выхлопным газам. Всего было построено 30 таких самолетов, и на этом производство их прекратилось.
В конце 1965 г. английская фирма Хаукер Сиддли приступила к строительству нового патрульного самолета с кодовым обозначением HS-801, прототипом для
18
которого послужил пассажирский самолет Де ХевиленД «Комета» 4С (рис. 5). Самолет HS-801 имеет навигационную систему «Десса» и оборудование радионавигационной системы «Лоран С»; допплеровскую радиолокационную станцию; радиолокационную станцию кругового обзора ASW21D для обнаружения подводных лодок,

Рис. 5. Пассажирский самолет Де Хевиленд «Комета» 4С

идущих под РДП и перископом; автоматический радиопеленгатор (ADF); средства радиопротиводействия (ЕСМ); аэромагнитометр, мощный прожектор-искатель.
Первый -полет опытного самолета HS-801 «Нимрод» состоялся 23 мая 1967 г. ВВС Великобритании заказали 38 самолетов, начало поставки которых Береговому командованию ВВС намечалась в 1969 г.
Канадиер CL-28 «Аргус». Патрульный бомбардировщик, он же противолодочный самолет берегового бази-

Рис. 6. Патрульный бомбардировщик Канадиер CL-28 «Аргус»
19
рования Канадиер CL-28 «Аргус», состоит на вооружении ВВС Канады с мая 1958 г. (рис. 6). Этот самолет был построен на базе английского серийного пассажирского самолета Бристоль «Британия» 310.
Работа над проектом CL-28 была начата в апреле 1954 г. В 1958 г. серийные самолеты CL-28 «Аргус» (военное обозначение CP-107) стали поступать на вооружение морской авиации Канады. Всего было построено 33 самолета «Аргус». В 1960 г. строительство их было прекращено.
По конструкции Канадиер CL-28 «Аргус» четырехмоторный цельнометаллический, с низко расположенным крылом и большой емкости фюзеляжем самолет.
В крыльях размещены четыре топливных бака суммарной емкостью 32676 л, что обеспечивает самолету продолжительность полета до 26 ч, а дальность полета до 6440 км.
Два бомбовых отсека длиной по 5,5 м каждый расположены в нижней части фюзеляжа. Кроме того, под консольной частью каждого крыла имеются держатели для подвески по одной ракете весом до 1725 кг. Максимальный вес боезапаса на самолете около 7000 кг.
Навигационное оборудование самолета включает: систему дальней навигации «Лоран»; автоматический радиопеленгатор; радионавигационную систему ближнего действия «Такан»; комплекс навигационно-пилотажных приборов и устройство «АНТАК»специально разработанный для CL-28; средства радиоразведки и радиопротиводействия. Для поиска подводных лодок и надводных кораблей имеются две радиолокационные станции. Работа обеих станций синхронизирована и обеспечивает круговой обзор водной поверхности. На самолете имеется аэромагнитометр, датчик которого на штанге вынесен за хвостовое оперение, чтобы уменьшить искажения в показаниях магнитометра от воздействия электромагнитного поля самолета. На самолете используются радиогидроакустические и маркерные буи. На самолете имеется мощный прожектор.

1 АНТАК (ANTAC) — air navigation and tacticol air control. Фирма, разработавшая навигационно-пилотажный комплекс. ANTAC — Computing Denises of Canada.
20
В составе экипажа три летчика, три штурмана, два бортинженера и семь операторов. При максимальной скорости самолета до 470 км/ч его крейсерская скорость («скорость броска») в полете от аэродрома в район, где обнаружена или предполагается подводная лодка, только 320 км/ч. Такая скорость при ведении боевых действий против атомных подводных лодок недостаточна. Самолет «Аргус» снят с производства, но пока еще состоит на вооружении.
Локхид Р-ЗА «Орион». Базовый патрульный самолет предназначался для выполнения следующих основных задач:
1. Патрулирование прибрежной полосы океана для обнаружения подхода морских десантов, соединений надводных кораблей и подводных лодок.
2. Патрулирование в удаленном от базы (аэродрома) районе океана, при сопровождении ударных соединений флота и судов, а также при проведении общего поиска подводных лодок.
3. Заградительное патрулирование на противолодочном рубеже или другой линии наблюдения (блокадной, барьерной) для обнаружения, опознавания и атаки проникающих подводных лодок, надводных кораблей или судов противника.
4. Опознавание (классификация). При получении информации о предполагаемом наличии подводных и надводных целей в каком-либо районе океана самолет должен в минимальное время прибыть в названный район для установления контакта с целью и длительно там находиться, ведя наблюдение за ней или вести поиск цели. Для этого самолет должен иметь большую скорость при полете от аэродрома в заданный район океана и значительную дальность действия бортовых систем для обнаружения надводных кораблей, а главное, подводных лодок.
Тактико-техническими требованиями предусматривался вариант использования самолета как воздушного поста управления в противолодочных операциях.
В апреле 1958 г. фирма Локхид предложила создать патрульный самолет на базе фирменного серийного пассажирского самолета «Электра». Предложение фирмы Локхид было признано лучшим и ВМС США заключили с ней контракт.
21
в ноябре 1959 г были начаты летные Испытаний опытного самолета, а в 1962 г. первый самолет Р-ЗА «Орион» поступил на вооружение базовой авиации ВМС США.
В общей сложности со времени выдачи тактико-технических требований (ТТТ) на разработку базового патрульного самолета (1957 г.) до поставки в часть первого серийного самолета Р-ЗА «Орион» (1962 г.) потребовалось 5 лет.

Рис. 7. Базовый патрульный самолет Локхид Р-ЗА «Орион»

В связи с тем что большая часть полета патрульного самолета проходит на малых высотах, где при болтанке резко возрастают динамические нагрузки, было упрочено большинство элементов конструкции самолета и допустимая эксплуатационная перегрузка была доведена до 3,0 (против 2,5 на самолете «Электра»), коэффициент безопасности до 1,5, расчетная максимальная перегрузка до 4,5.
Фюзеляж самолета (рис. 7) полумонококовой конструкции, круглый, диаметром 3,43 м. Объем герметизированной кабины 195 м3, что дает возможность удобно разместить в ней экипаж, поисковое оборудование, средства связи и управление оружием. Площадь остекленения передних и боковых стенок пилотской кабины 1,86 ж2, что обеспечивает летчикам хороший обзор. Средства поражения размещаются в нижней негерметизированной передней части фюзеляжа и на держателях под крыльями.
22
Крыло в передней кромке имеет канал для горячего воздуха системы антиобледенителя. Киль и стабилизатор снабжены электрической антиобледенительной системой. При полном полетном весе самолет может совершать горизонтальный полет и даже набирать высоту с двумя работающими двигателями.
Фирмой Локхид разработаны модификации самолета «Орион» Р-ЗВ и Р-ЗС, на которых предусматривается установка более экономичных по расходу топлива ТВД с регенерацией тепла выхлопных газов. Это позволило увеличить продолжительность и дальность полета самолета.
Экипаж самолета: два летчика, командир самолета, офицер по тактической координации, радист и пять специалистов-операторов по применению средств поиска подводных лодок.
Организация комплексного использования разнообразных бортовых средств и подготовка решений командира экипажа на поиск и уничтожение подводной лодки являются обязанностью офицера по тактической координации, который впервые введен в состав экипажа Р-ЗА «Орион».
Для обнаружения, опознавания и уничтожения подводных лодок на самолете Р-ЗА «Орион» имеются следующие средства.
Аппаратура для обнаружения и определения места подводных лодок: радиолокационные станции; системы «Джезебел» и «Джули», аэромагнитометр; ультракоротковолновый радиопеленгатор (AN/APA-25A), который позволяет мгновенно определять направление на работающую радиостанцию и станцию радиопротиводействия, а также их рабочую частоту и частоту следования импульсов; установка для обнаружения выхлопных газов в атмосфере от работающих дизелей подводной лодки (аппаратура типа «Снифер»); две радиолокационные станции (AN/ARC-52 и AN/ARC-84).
Опознавание ведется по совокупности данных всех средств поиска. Общий вес поискового оборудования самолета Р-ЗА «Орион» около 2,5 т.
Средства уничтожения подводных лодок и надводных целей: 3—4 противолодочные самонаводящиеся торпеды; глубинные бомбы, снаряженные обычными ВВ;
23
атомная глубинная бомба типа «Лулу»; обычные противолодочные авиабомбы, мины, реактивные снаряды класса «воздух — корабль». Вес боевой нагрузки на самолете нормальный — около 4950 кг, максимальный — до 6800 кг.
На самолете нет оборонительного вооружения, но, имея средства радиопротиводействия, экипаж может создавать помехи радиоэлектронным прицелам истребителей, системам управления ракет класса «земля — воздух» и «воздух — воздух».
Основой навигационного оборудования самолета является инерциальная навигационная система AN/APN-42 с коррекцией от магнитного компаса. Система выдает магнитный и истинный курс, путевую скорость, пройденный путь, путевой угол и координаты места самолета. На самолете имеется допплеровская система AN/APN-122. При полетах в высоких северных и южных широтах (70° и более) для навигации используется ортодромиче-ская система координат. В полетах на большую дальность используется установленная на самолете система дальней радионавигации «Лоран» AN/APN-70, а также перископический секстан и измеритель сноса В6.
Тактическая система навигации обеспечивает экипажу наглядное (графическое) изображение линии пути и выдает с высокой точностью координаты действительного места самолета относительно определенного пункта. Для этого имеется автоштурман (PT-396/AS), вычерчивающий на планшете-индикаторе штурмана линию пути самолета, аналогичный прибор (OA-1768/A/ASA-13) выдает данные летчикам на их планшеты-индикаторы.
Все необходимые навигационные данные автоматически выдаются на все посты операторов противолодочной борьбы.
Связь на самолете осуществляется с помощью двух приемопередающих радиостанций AN/ARC-84 и AN/ARC-52, которые подключены во внутрисамолетное переговорное устройство для связи между членами экипажа, что позволяет каждому члену экипажа слушать любой приемник. Обе радиостанции связаны с самолетным телетайпом.
На самолете имеются автопилот и специальные пилотажные приборы, которые дают возможность экипажу с высокой степенью точности выдерживать заданный ре-
24
жим при полетах в любое время суток, в простых и сложных метеорологических условиях.
При взлетном весе 56700 кг длина разбега 1140 м. Взлетная скорость 240 км/ч.
Самолет рассчитан для эксплуатации на аэродромах с твердым покрытием. Посадочная дистанция в стандартных условиях при посадочном весе самолета 41 277 кг — 520 м, а пробег после посадки — 410 м.
В расчете на значительную продолжительность полета (до 17 ч) в самолете для отдыха экипажа оборудованы удобные кабины с системой кондиционирования воздуха. •
Сообщалось, что в начале 1967 г. фирма Локхид имела заказ на 297 самолетов Р-3 «Орион».
Бреге 1150 «Атлантик». Самолет Бреге 1150 «Атлан-тик» — двухмоторный с низко расположенным крылом и емким фюзеляжем самолет, типичный по своим фор-

Рис. 8. Базовый противолодочный самолет Бреге 1150 «Атлантик»

мам для большинства пассажирских самолетов средней дальности (рис. 8).
В конструкции самолета широко применены слоистые панели с сотовым заполнителем и заложены принципы безопасно разрушающейся конструкции.
25
Фюзеляж в сечении представляет две пересекающиеся окружности. По линии их пересечения пол разделяет фюзеляж на верхнюю и нижнюю половины. В большей части верхняя половина фюзеляжа герметизирована. Там размещаются 12 человек экипажа самолета, а также аппаратура и приборы для поиска и опознавания надводных и подводных целей, приборы и устройства для самолетовождения и управления самолетом и оружием.
Кабина пилота находится в передней части верхней половины фюзеляжа. В кабине размещаются два летчика и наблюдатель. За пилотской кабиной расположен отсек аппаратуры и приборов, там же размещаются операторы и радист. За аппаратным отсеком расположены кабины для отдыха экипажа с койками, кухня, столовая и туалет.
Многое из электронного оборудования для самолета поставляется из США. Комплекс оборудования для поиска и опознавания подводных целей, имеющийся на Бреге 1150 «Атлантик», аналогичен аппаратуре, установленной на Локхид Р-ЗА «Орион». Он включает: две синхронно работающие поисковые радиолокационные станции, обеспечивающие обзор водной поверхности на 360°; аппаратуру обнаружения в воздухе газов от работающих двигателей дизельных подводных лодок; радиогидроакустические буи; аэромагнитометр; станцию радиоразведки и радиопротиводействия.
Опознавание целей осуществляется по совокупности информации от всех средств поиска, имеющихся на самолете, с учетом оперативно-тактической обстановки в районе поиска.
Отсек боевых средств длиной 9 м, разделенный на четыре секции, находится в нижней негерметизирован-ной части фюзеляжа. В боевую нагрузку самолета могут входить в различных комбинациях все типовые авиабомбы, принятые в ОВС НАТО; американские и французские глубинные бомбы калибра 175 кг\ электроакустические торпеды LK-4, принятые в НАТО, или американские противолодочные торпеды Мк44.
Под правой и левой плоскостями имеется по одному пилону, на которые могут быть подвешены реактивные снаряды с бронебойными головками типа NVAR.
Проектом самолета был предусмотрен запас мощности силовой установки, который позволяет совершать
26
полет на крейсерском режиме при одном работающем двигателе.
Для навигации используются система дальней радионавигации «Лоран С»; система ближней тактической навигации «Такан»; навигационный индикатор (РН-1); автоматический радиопеленгатор (АД); радиолокационные станции.
Навигационное оборудование, установленное на самолете, обеспечивает возможность полетов в светлое и темное время суток, в простых и сложных метеоусловиях, автоматически определять действительное место самолета в любой момент полета.
Как сообщалось в прессе, для ВМС Франции заказано 40 самолетов и для ВМС ФРГ —20. К началу 1967 г. использовалось в боевой подготовке морской авиации Франции и ФРГ по 8 самолетов.
Несмотря на то что английская фирма Авро участвовала в разработке самолета «Атлантик», ВВС Великобритании отказались принять его на вооружение.


<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0