RSS Выход Мой профиль
 
Авиация против подводных лодок. Сотников И. М., Брусинцев Н. А. | Глава I


Глава I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ САМОЛЕТОВ, ВЕРТОЛЕТОВ И ДИРИЖАБЛЕЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
РАЗВИТИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИИ НАПИТАЛИСТИЧЕСИИХ СТРАН В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
В
развитии противолодочной авиации США, Англии и других капиталистических стран за период после второй мировой войны можно проследить два этапа, совпадающих по времени с этапами в развитии флота США.
Первый этап (1946—1955 гг.) характерен строительством крупных авианосцев, дизельных подводных лодок и других классов кораблей, кроме линкоров. В это же время были развернуты крупные экспериментальные работы по созданию корабельных атомных силовых установок и проектированию опытных атомных подводных лодок. Одновременно военно-морские силы США, Великобритании, Франции, Канады и других стран НАТО в нарастающих темпах пополняются разнообразными силами и средствами противолодочной обороны (ПЛО) для борьбы с дизельными подводными лодками.
Создавая новые базовые и палубные противолодочные самолеты, англичане и американцы, используя опыт борьбы авиации ПЛО с немецкими подводными лодками во второй мировой войне, стремились в первую очередь, обеспечить им большую дальность и продолжительность полета, значительную боевую нагрузку и одновременно оснастить их современными средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок.
После второй мировой войны сохраняется на вооружении и продолжает строиться противолодочный гидросамолет Мартин РВМ-5 «Маринер». В начале 1951 г. для замены «Маринер» по заказу ВМС США фирма
9
Мартин начала серийное производство гидросамолета Р5М-1 «Марлин» с лучшими по сравнению с РВМ-5 «Маринер» летно-тактическими качествами.
В июне 1954 г. на вооружение базовой авиации поступили гидросамолеты Мартин Тр5М-2 «Марлин», имеющие более совершенную поисковую радиолокационную станцию. В октябре 1952 г. фирма Мартин закончила проектирование и начала строительство опытной многоцелевой, в том числе и для решения противолодочных задач, летающей лодки Р6М-1 «Си Мастер» со скоростью до 960 км/ч (рис. 1). Вследствие ряда конструктив-

Рис. 1. Многоцелевой гидросамолет Мартин «Си-Мастер»

ных дефектов в 1955 и 1956 гг. при испытаниях два опытных самолета потерпели катастрофу. Всего было построено 14 гидросамолетов «Си Мастер», и на этом их выпуск был прекращен.
После неудач с Мартин Р6М-1 «Си Мастер» в США гидросамолеты вновь не разрабатывались. Последнее было обусловлено и тем, что противолодочные самолеты с колесным шасси при равных с гидросамолетами взлетных весах имеют более высокие летно-тактические характеристики.
В декабре 1945 г. в больших количествах на вооружение базовой авиации стал поступать патрульный самолет Локхид P2V-1 «Нептун» (рис. 2). Этот самолет до начала шестидесятых годов являлся основным типом
10
Самолета базовой авиации ВМС США и своеобразным стендом, на котором испытывалось новое оборудование для противолодочных самолетов.
С декабря 1945 г. по декабрь 1963 г. фирмой Лок-хид было проведено шесть модификаций первоначального варианта самолета P2V-1, в результате которых существенно улучшались его летно-эксплуатационные и боевые качества.

Рис. 2. Патрульный самолет Локхид P2V-1 «Нептун»

На смену палубным противолодочным самолетам периода второй мировой войны Грумман «Авэнджер» в 1949 г. в США были приняты на вооружение самолеты Грумман «Гардиен», которые строились в двух вариантах. Самолет AF-2W, имея поисковую радиолокационную станцию, предназначался только для поиска подводных лодок, а самолет AF-2S для уничтожения обнаруженной и наблюдаемой подводной лодки. В отличие от AF-2W он имел лишь бомбардировочное вооружение. Таким образом, поиск и уничтожение подводных лодок должны были осуществляться совместными действиями двух самолетов. Это было неудобно и невыгодно: выход из строя любого из двух самолетов срывал выполнение боевой задачи.
В 1952 г. в США был выпущен самолет AF-3S, который являлся модификацией AF-2S. На этом самолете было установлено оборудование и для поиска, и для уничтожения подводных лодок.
В Великобритании вскоре после окончания войны фирмой Авро был построен и принят на вооружение Берегового командования четырехмоторный патрульный противолодочный самолет «Шэклтон», обладавший боль-
11
шой дальностью полета и мощным вооружением для борьбы с подводными лодками.
На смену самолету военных лет «Суордфиш» по заказу английского Адмиралтейства фирмы Фейри и Шорт разработали несколько типов палубных противолодочных самолетов, в том числе «Файрфлай» A.S.Mk5 и A.S.Mk7, Шорт «Си Мю». Но после выпуска небольшого количества этих самолетов они, как бесперспективные с точки зрения возможности их модификации, были сняты с производства и вооружения.
По заказу Адмиралтейства фирма Фейри разработала палубный противолодочный самолет «Ганнет» A.S.MkI . В сентябре 1949 г. состоялся его первый полет. В 1953 г. серийные самолеты «Ганнет» A.S.MkI начали поступать на вооружение авианосцев ВМС Великобритании. В последующие годы было разработано и построено несколько модификаций этого самолета.
Второй этап развития противолодочной авиации связан с началом строительства новых подводных сил США. В 1956 г. в США стали создавать атомный ракетоносный флот, основу которого должны были составлять атомные ракетные подводные лодки. Им отводится все большая роль в нанесении стратегических ядерных ударов по объектам на территории Советского Союза и других стран социализма.
Но американские военно-морские специалисты не без оснований считали, что если бы США и их союзники по НАТО начали войну против стран социализма, они встретили бы сокрушительное противодействие Советского Союза и других социалистических стран с использованием современных сил и боевых средств, в том числе и атомных подводных лодок. В связи с этим в середине пятидесятых годов в США резко повышаются требования к разнородным противолодочным силам, в том числе к противолодочной авиации.
В 1957 г. фирма Локхид по заказу ВМС США начала разработку проекта нового базового патрульного самолета Локхид Р-ЗА «Орион» более грузоподъемного, чем самолет Локхид P2V «Нептун», имеющего дозвуковую скорость и большую дальность полета, способного нести разнообразное поисковое оборудование и мощные средства поражения, в том числе атомные глубинные бомбы. Одновременно неоднократно модифици-
12
руется принятый на вооружение в начале 1953 г. палубный поисково-ударный противолодочный самолет Грум-ман S-2 «Треккер».
В Канаде на базе пассажирского самолета «Британия» был построен и с мая 1958 г. выпускался серийно патрульный самолет CL-28 «Аргус».
Во Франции фирмой Бреге создается палубный противолодочный самолет Бреге 1050 «Ализе», который в мае 1959 г. начал поступать на авианосцы и до настоящего времени состоит на вооружении ВМС Франции.
В других союзных и зависимых от США странах (Италия, Нидерланды, Португалия и др.) палубных и берегового базирования противолодочных самолетов не создавалось, а использовались американские самолеты Локхид P2V-7 «Нептун», Грумман S-2 «Треккер» и английские Фейри «Ганнет» и Авро «Шэклтон».
Противолодочные вертолеты впервые появились на вооружении противолодочных сил США в начале пятидесятых годов.
На базе вертолета S-55 фирмой Сикорский был разработан и построен первый противолодочный вертолет H04S-1, на котором был установлен гидролокатор. В последующем были построены две модификации этого вертолета H04S-2 и H04S-3.
Командование авиации ВМС США положительно оценивало преимущества противолодочных вертолетов:
— поисковая скорость противолодочного вертолета, превосходящая скорость противолодочных кораблей, позволяла значительно быстрее прибывать в район, где другими средствами была обнаружена или предположительно могла находиться подводная лодка;
— неуязвимость вертолета со стороны подводной лодки;
— гидрофоны противолодочных вертолетов не подвержены помехам от силовой установки, что позволяет успешно использовать возможности гидроакустических станций противолодочных вертолетов;
— в пределах равных тактических радиусов полета с авианосца противолодочные вертолеты, имея гидролокатор, более эффективны при поиске и уничтожении подводных лодок, чем палубные противолодочные самолеты;
13
противолодочные вертолеты значительно Дешевле палубных противолодочных самолетов и во много раз дешевле надводных противолодочных кораблей.
На основе опыта ВМС США в Великобритании был принят на вооружение авианосцев противолодочный вертолет «Уирлуинд» Мк7, подобный H04S, построенный самолетостроительной фирмой Уэстленд1 по лицензии, приобретенной в США. Лицензия на изготовление для японского флота вертолетов H04S также была приобретена японской фирмой Мицубиси.
Первые типы противолодочных вертолетов, так же как и палубные противолодочные самолеты, выпускались в США в поисковом и ударном вариантах.
В начале 1954 г. на вооружение ВМС США был принят противолодочный вертолет SH-34, разработанный на базе вертолета S-58. На вертолетах SH-34 были установлены: система автоматической стабилизации по заданному курсу, тангажу и крену; допплеровская радиолокационная станция, автопилот и автомат для поддержания постоянства режима работы силовой установки; УКВ радиопеленгатор, автоматический радиокомпас (АРК), система ближней навигации «Такан» и радиостанция УКВ и KB диапазонов.
Вертолеты SH-34 могли летать днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях, с высокой точностью выполнять полет на скорости до 150 км/ч на высоте 50—60 м, переходить в заданную точку моря и висеть над ней на высоте 15 м с опущенным гидролокатором для обнаружения подводной лодки.
Вертолеты типа SH-34 по лицензии выпускались в Великобритании («Уэссекс»), Канаде (CHSS-1) и Японии и использовались в других капиталистических странах до 1964 г., а в ряде стран применяются и в настоящее время.
К концу пятидесятых годов и в США, и в Великобритании окончательно перешли к постройке многоцелевых, поисково-ударных противолодочных самолетов и вертолетов.
В конце 1957 г. по заказу военно-морских сил США на базе вертолета S-61B фирма Сикорский приступила к

1 До начала выпуска противолодочных вертолетов «Уирлуинд» фирма Уэстленд по лицензии строила вертолеты Сикорский S-54.
14
разработке поисково-ударного противолодочного вертолета. В сентябре 1961 г. первые экземпляры серийных SH-3A «Си Кинг» (фирменное обозначение HSS-2) были переданы флоту США. С конца 1963 г. канадская авиастроительная фирма United Aircraft Canada Ltd по лицензии строила вертолеты SH-3A «Си Кинг» (фирменное обозначение CHSS-2) для ВМС Канады. В августе 1962 г. фирма Сикорский продала 11 вертолетов HSS-2 ВМФ Японии. Одновременно японская фирма Мицубиси приобрела лицензию на строительство этого вертолета на своих заводах.
Начало развития тяжелых вертолетов во Франции относят к 1955 г., когда по заказу военного командования авиастроительная фирма Франции Сюд-Авиасьон предприняла разработку вертолета для ВМС и ВВС. Были построены два опытных образца вертолета «Фрелон» (взлетный вес 7 т, полезная нагрузка 2,5 т), которые в начале 1959 г. проходили летные испытания. Но вертолет «Фрелон» не удовлетворил требования всех видов вооруженных сил Франции. В 1961 г. началась постройка двух новых опытных экземпляров всепогодных вертолетов SA-3210-01 «Супер Фрелон» с большой грузоподъемностью, скоростью и дальностью полета. В строительстве опытных экземпляров вертолета «Супер Фрелон» принимали участие фирма Сикорский (изготовление втулки и лопастей несущего винта) и итальянская фирма Фиат (изготовление главного редуктора). В декабре 1962 г. начались летные испытания опытных образцов вертолета SA-3210-01, которые показали, что по своим качествам эти вертолеты превосходят американские вертолеты того же класса.
В 1958—1959 гг. в США и Великобритании было принято решение вооружить вертолетами модернизируемые миноносцы, сторожевые корабли и фрегаты, построенные в период второй мировой войны, чтобы повысить их возможности в борьбе с подводными лодками и тем самым продлить срок нахождения их в боевом составе флотов. Кроме того, в США указанные корабли имели беспилотные радиоуправляемые вертолеты, которые получили кодовое обозначение DASH (D3III)l.

1 DASH — Drone Antisubmarine Helicopter.
15
По контракту с ВМС США фирма Джиродайн разработала и построила три образца радиоуправляемых вертолетов QH-50A, QH-50B и QH-50C. Вертолет QH-50C в апреле 1961 г. совершил первый полет с обеспечивающим пилотом на борту, а в январе 1962 г. один из вертолетов QH-50C совершил полностью радиоуправляемый полет, т. е. без пилота на борту. В начале 1962 г. вертолеты QH-50C были приняты на вооружение ВМС США. В январе 1963 г. QH-50C осуществил радиоуправляемый перелет с острова Св. Климент (Калифорния) на корабль.
По планам ВМС США намечалось вооружить системой D3III 279 кораблей, для чего программой внедрения системы оружия D3III предполагалось построить 900 радиоуправляемых противолодочных вертолетов из расчета на каждый корабль по два действующих и одному запасному.
В английском флоте по ряду соображений на вооружение противолодочных кораблей был принят пилотируемый вертолет Уэстленд, «Уосп» A.S.1, и система оружия получила обозначение MASH (МАШ) 4.


* * *
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0