RSS Выход Мой профиль
 
Крылья над океаном | Часть первая


Часть первая
ФЛОТ ОКРЫЛЯЕТСЯ
Г
идроавиация в России стала развиваться с 1911 года. Сначала гидросамолеты закупались за границей, однако вскоре русские авиаконструкторы В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько отечественных моделей летающих лодок. Модификации лодки М-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича превзошли лучшие зарубежные образцы.
Удивительно, что первое свое практическое применение гидросамолеты нашли в Арктике! Ведь в начале XX века там, по существу, не было обжитых мест и вовсе не изучались сложные гидрометеорологические условия.

РАЗВЕДКА АРКТИКИ
В
1909 году знаменитый американский путешественник Роберт Пири, первым покоривший Северный полюс, остановился перед огромной полыньей во льдах и воскликнул: «О, если б у меня были крылья!» Его мечту осуществил пять лет спустя офицер русского флота Ян Нагурский вместе с матросом первой статьи Евгением Кузнецовым. Их гидросамолет «фарман»
6
впервые совершил полет в Арктике, в районе Новой Земли.
Прежде чем отправиться за Полярный круг, Ян Нагурский написал письмо другому известному полярному исследователю — Руалю Амундсену, и легендарный норвежец ответил: «С вашими полетами связываются большие надежды. Если они осуществятся, Север будет наш, льды не будут препятствием для человека, вооруженного техникой. Желаю успеха в вашем начинании». Но позже, после перелета через Северный полюс на дирижабле «Норвегия» в 1926 году, когда Руаль Амундсен чуть не замерз на леденящем ветру в открытой гондоле, он усомнился в возможности человека стать хозяином в Арктике.
Ян Нагурский надеялся разыскать с воздуха русские арктические экспедиции Г. Я. Седова, Г. А. Брусилова и В. А. Русанова, пропавшие в бескрайних льдах накануне первой мировой войны. Он отправился за своим гидропланом во Францию и сам собирал его вместе с рабочими в цехах парижского завода. Совершив 18 тренировочных полетов, Ян Нагурский разобрал «фарман» и двинулся с ним в Мурманск. Здесь он и познакомился с матросом-мотористом Евгением Кузнецовым, ставшим его верным другом и помощником.
Погрузив на судно вновь собранный самолет, смельчаки отплыли на Новую Землю. 21 августа 1914 года состоялся первый полет. Нагурский и Кузнецов, взлетев с воды, прошли над береговой кромкой Новой Земли 400 километров. На это им понадобилось 4 часа 20 минут.
Разведка Арктики не обошлась без происшествий. В воздухе неожиданно отказал компас, а затем заглох Мотор. Во время вынужденной посадки ударом волны повредило поплавок. Авиаторы с трудом выбрались на пустынный берег Новой Земли. Две недели их жизнь была под угрозой, но они сами отремонтировали гидросамолет и снова поднялись в заполярное небо. : В общей сложности над побережьем Новой Земли Ян Нагурский и Евгений Кузнецов совершили пять Полетов. Во время одного из них моряки достигли мыса Литке и удалились на 100 километров к северо-западу от суши. Всего гидросамолет продержался в воздухе свыше десяти часов, преодолев около 1100 километров на высоте 800—1200 метров. Офицеру флота Нагурскому не удалось осущест-
7
вить свой замысел — отыскать пропавшие во льдах русские арктические экспедиции. Но память об этой дерзкой попытке навсегда осталась в истории освоения Арктики. Именем Яна Нагурского названа станция советских полярников на Земле Франца-Иосифа.

Первая в России «Офицерская школа морской авиации» открылась в июле 1915 года. Она базировалась в Петрограде, на Гуту веском острове. В октябре того же года состоялся первый выпуск из 16 морских военных летчиков.

Благодаря гидросамолетам М-9 конструкции Д. П. Григоровича кампания 1915 года и весны 1916 года на Балтийском море закончилась в пользу русских летчиков, успешно отражавших налеты немецкой гидроавиации.

ПЕРВЫЙ АВИАНОСЕЦ
В
1916 году, в разгар первой мировой войны, развязанной империалистами, один из кораблей Балтийского флота был переоборудован в авиационное судно, получившее название «Орлица». На верхней палубе ее, в носовой и кормовой частях, находились два ангара, где помещались по два гидросамолета. Кроме того, один разобранный аэроплан хранился в особом трюме.
На «Орлице» базировались летающие лодки М-9, отличавшиеся неплохими мореходными качествами. Они взлетали и садились близ судна даже при полуметровой волне. Для их спуска на воду и подъема на борт корабль имел специальные подъемные краны.
Гидросамолет М-9 с двигателем мощностью 150 лошадиных сил брал полезную нагрузку до 460 килограммов. Экипаж из трех человек мог находиться в воздухе пять часов, что позволяло производить разведку открытого моря и побережья на расстоянии 250—300 километров. Скорость летающей лодки достигла 137 километров в час. На случай встречи с воздушным противником на вооружении М-9 находился один пулемет, установленный впереди.
В трюмах корабля были устроены бензохранилище на 1000 пудов, маслохранилище на 500 пудов и бомбовый погреб. В кормовой части жилой палубы размещались мастерские. Вооружение первого русского авианосца состояло из шести 75-мм противосамолетных пушек и четырех пулеметов «максим». Борта судна не были защищены броней, но над машинным и котельным отделениями подвешивалась специальная сеть для задержания бомб еще над верхней палубой.
«Орлица» с находившимся на ней отрядом гидросамолетов включалась в состав корабельных группировок и передвигалась вместе с ними. Летающие лодки М-9 прикрывали русские корабли на огневых позициях от вражеской авиации, а также вели тактическую разведку.
4 июля 1916 года произошел воздушный бой, в котором четыре самолета с «Орлицы» сражались с четырьмя самолетами противника. Бой закончился полной победой русских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, два других поспешили покинуть место сражения. Русские летающие лодки без потерь вернулись на свою плавучую базу.
В этом бою один из русских морских летчиков применил новый для того времени тактический прием. Он зашел в хвост вражескому самолету и с близкой дистанции сбил его пулеметным огнем.
17 сентября 1916 года лейтенант русского флота Ян Нагурский (тот самый разведчик Арктики!) впервые в мире выполнил две петли Нестерова на гидросамолете М-9.

К октябрю 1917 года русский флот имел две воздушные дивизии: одну на Балтийском, другую на Черном море. В строю находились 269 самолетов разного типа и назначения и 101 летчик.
Значительная часть личного состава воздушной дивизии Балтийского моря поддерживала большевиков. Только на одном авиационном судне «Орлица» было 40 коммунистов.

Во время Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде отряды матросов-авиаторов участвовали в штурме Зимнего дворца и захвате Балтийского вокзала. В последние дни существования Временного правительства 70 белогвардейских офицеров Петроградской школы морской авиации в Ораниенбауме, главным образом летчики-инструкторы, готовились совершить воз душный налет на Смольный — штаб пролетарской революции. Благодаря бдительности революционно настроенных авиаторов во главе с А. Ф. Космодамианским осуществление этого замысла было сорвано. Я
Великий Октябрь поставил морскую авиацию на службу трудовому народу, она стала составной частью Вооруженных Сил республики. 28 ноября 1917 года главным комиссаром при Управлении морской авиации и воздухоплавания был назначен военный моряк А. П. Онуфриев, впоследствии один из активных
организаторов авиации ВМФ Советского Союза.

Известный факт: с вторжением войск кайзеровской Германии в марте — апреле 1918 года на Украину ив Крым Советское правительство вынуждено было отдать приказ о затоплении боевых кораблей Черноморского флота в Новороссийске. С гибелью флота перестала существовать и воздушная дивизия Черного моря.
По условиям Брестского мира Советская Россия должна была в самый короткий срок увести свои корабли из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса. Балтийские моряки в феврале — мае 1918 года совершили легендарный «Ледовый поход», приведя в Кронштадт 236 боевых кораблей. Но быстрый уход из Гельсингфорса не позволил эвакуировать северную группу морской авиации, расположенную в шхерах и на островах Финляндии. Попытка доставить самолеты в Петроград воздушным путем также не увенчалась успехом. Перелетел лишь один М-15, пилотируемый морлетом Л. Ковалевским. Большая часть аэропланов, базировавшихся на островах и побережье Рижского залива, была потеряна.
27 апреля 1918 года на базе воздушной дивизии Балтийского моря была сформирована воздушная бригада особого назначения в составе трех дивизионов. Эта дата считается днем рождения авиации Балтийского флота.
По личной инициативе В. И. Ленина в августе 1918 года была создана авиация Северного фронта. Основную часть ее составляли морские истребители и гидросамолеты.

В августе 1918 года формируется Волжская военная флотилия. В ее состав вошел авиационный гидроотряд из шести самолетов. Они базировались на переоборудованной нефтеналивной барже «Коммуна».

НА ВОЛГЕ И КАМЕ
К
расная Армия впервые применила гидроавиацию в боях под Казанью. 7 сентября 1918 года морской летчик Станислав Столярский совершил разведывательный полет вдоль русла Волги. Он обнаружил движение военных судов в районе деревень Матюшино и Шаланга, засек расположение береговых батарей и места сосредоточения войск белых. С летающей лодки над позициями противника было сброшено воззвание командующего Восточным фронтом И. И. Вацетиса о немедленном прекращении сопротивления.
...Станислав Столярский в 1917 году окончил школу морской авиации в Гапсале, а на следующий год — морскую школу воздушного боя в Красном Селе. Он командовал 1-м социалистическим отрядом на Украинском фронте, затем возглавил истребительный отряд Волжского воздушного дивизиона.
Под Казанью Столярский и другой известный в то время военморлет — Иван Свинарев налетали более сорока часов каждый. Их гидросамолеты снижались для обстрела позиций белогвардейцев до высоты 300 метров и нередко попадали под артиллерийский и пулеметный огонь. Но риск оправдывался — атаки с
11



<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0