RSS Выход Мой профиль
 
Справочник журналиста | КНИЖНЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА (окончание)



ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С АВТОРОМ.
После разработки и утверждения плана выпуска литературы заведующие редакциями, главный редактор и директор издательства окончательно договариваются с авторами, которые прежде всего обязаны предварительно представить в издательство развернутый план (проспект) рукописи
Иногда авторы предлагают издательству тему или уже готовую рукопись по своей инициативе. В этом случае издательство рассматривает тему или рукопись и, если они по профилю издательства и содержанию подходят, ведут с автором переговоры. В дальнейшем издательство утверждает редактора той или иной книги.
С авторами будущих книг заключаются договоры, в которых оговариваются размер рукописи (в авторских листах), сроки сдачи, размер гонорара, сроки его уплаты и т. д. Существуют особые типовые договоры и тарифы оплаты в зависимости от выполняемой автором работы и типа издательства.

С 1 июня 1967 г. стали действовать новые авторские договоры. Комитет по печати при Совете Министров СССР утвердил два вида общесоюзных типовых издательских договоров. Один — для литературно-художественных произведений, другой — для политической, научной, учебной, производственно-технической литературы. В них значительно полнее определены права и обязанности автора и издательства. Что нового в этих договорах? Прежде всего в них точно определено время, в которое издательство обязано выпустить книгу в свет. Книга до 10 авторских листов должна быть сделана в течение года, большего объема — двух лет. Небольшие многокрасочные издания — в полтора года. В те же сроки выпускаются и переиздания. При нарушении издательством срока выпуска произведения автор может получить 100 процентов гонорара даже в том случае, когда книга еще не подписана к печати. Он имеет также право забрать из издательства свою рукопись. Автор может немного просрочить время сдачи своей рукописи в издательство. Если рукопись до 10 авторских листов, то разрешается задержка до месяца, если больше — два месяца.
Снижен размер материальной ответственности автора за правку и задержку авторской корректуры. Раньше за это у него удерживали до 40 процентов гонорара, теперь — до 20 процентов.

После выхода книги автор имеет право бесплатно получить в издательстве 10 экземпляров своего произведения, при переизданиях — 2 экземпляра. Кроме того, издательство обязано продать автору 50 экземпляров его книги.
Автор, пока действует его договор с издательством, не имеет права передавать свой труд или часть его в другие издательства, но может напечатать в газетах н журналах, а литературное произведение — в роман-газете.
Если автор нарушил условия, издательство может взыскать с него уже выплаченную сумму. Однако договор предусматривает возможность творческой неудачи. Тогда за автором сохраняется полученный им аванс.
Все взаимоотношения издательства с автором определяются законодательными постановлениями об авторском праве. Советское законодательство обеспечивает охрану прав и защиту интересов авторов.
В конце 1967 г пленум Верховного Суда СССР уточнил многие положения об авторском праве. Было принято постановление «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права». Пленум пояснил, что следует понимать иод словом «соавтор». Много внимания было уделено вопросу о материальной ответственности авторов и издательств за нарушение договорных обязательств. Более точно сформулировано понятие о недобросовестности автора Определено, какую научную работу следует считать плановой, и т. д. Как уже было сказано, размеры рукописи и оплата гонорара определяются количеством авторских листов. Авторский лист содержит 40 тыс. печатных знаков. Печатным знаком считается каждая буква, цифра, знак препинания. Неполные строки считаются за полные. Стандартная страница на пишущей машинке соответствует примерно 1700 знакам (длина строки 57—58 знаков, а количество строк на странице — 30). Значит, при приблизительном подсчете объема рукописи авторский лист равняется 24 страницам, напечатанным на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа.
Объем графических материалов (рисунков, схем, чертежей и т. д.) в том случае, если они по договору не оплачиваются автору аккордно или поштучно, определяется так: подсчитываются площади клише в квадратных сантиметрах и переводятся на авторские листы из расчета 3000 квадратных сантиметров за 1 авторский лист.
Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных текстов подсобного и технического значения (редакционные предисловия, введения, комментарии, аннотации и т. д.). Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица изменения — учетно-издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей па изготовление книги, служит печатный лист.
После заключения с автором договора в издательстве заводится специальная карточка издания, в которой отражаются все процессы работы над рукописью (посылка на рецензию, на доработку, редактирование, контрольное редактирование и т.д.). В отдельной папке в издательстве хранятся все документы по изданию рукописи: копия договора, отзывы ведущего редактора и рецензентов, заключения заведующего редакцией, копии писем от автора и к автору, паспорт рукописи и т. п.
Производственный отдел в свою очередь заводит на рукопись карточку, в которой отмечаются все этапы прохождения рукописи в производстве. С момента подписания договора автор извещает издательство о ходе работы над рукописью, сообщает о вопросах, в решении которых ему может оказать помощь редактор, ведущий книгу, знакомит редактора с написанными частями, главами, разделами рукописи. В случае задержки автор заранее договаривается с издательством о новых сроках сдачи рукописи.
Заканчивал работу, автор сдает в издательство 2 экземпляра пронумерованной рукописи, напечатанной на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа, и весь иллюстративный материал.
В процессе издательской обработки рукописи автор видит свой труд несколько раз. Однако это но значит, что он всякий раз может вносить в рукопись дополнительную правку. Исправления могут быть внесены только с одобрения редактора. Излишняя правка текста после набора вызывает производственные расходы.

Ставки авторского гонорара за первое издание определяются видами литературы. Литература по научно теоретическим вопросам, монографии но всем отраслям знаний оплачиваются от 150 до 300 рублей за авторский лист, массово-политическая литература — от 150 до 300 рублей, научно-популярная — от 100 до 300 рублей, научно-просветительная, производственно-техническая по всем отраслям знаний и народного хозяйства, календари-справочники — от 80 до 200 рублей, учебная литература — от 150 до 250 рублей, статьи для энциклопедий и энциклопедических словарей — от 2 до 350 рублей (за все произведение), словники для словарей — от 0,05 до 0,2 рубля (за слово), переводы — от 50 до 100 рублей, художественная литература — от 150 до 400 рублей за авторский лист, стихи — от 70 копеек до 2 рублей (за строку) и т. п. Ставки авторского гонорара на художественные произведения исчисляются из расчета 15 тыс. экземпляров (первый тираж) и массового тиража от 50 до 100 тыс. экземпляров. С 1 июля 1907 г введена потиражная оплата для книг массово-политической и научно-популярной литературы. Если книга издается тиражом свыше 100 тыс. экземпляров, то автору доплачивается 50 процентов гонорара, а за тираж свыше 200 тыс.— 75 процентов. Потиражная оплата введена также для монографий, учебников и учебных пособий Авторам монографий доплачивается 50 процентов гонорара при тираже свыше 50 тыс* экземпляров и 75 процентов при тираже свыше 100 тыс. экземпляров. Авторам учебников и учебных пособий доплата производится в размере 50 процентов гонорара за тиражи свыше 750 тыс экземпляров
За переиздание произведений автору выплачивается гонорар в следующих размерах: за второе и третье издание — 6О процентов. четвертое — 40. пятое — 35. шестое — 25, седьмое — 20, восьмое и последующие — 10 процентов ставки, принятой для оплаты за первое издание. Если последующее издание переработано я существенно дополнено автором, то новый материал оплачивается по ставкам первого издания, т. е. 100 процентов.
Выплата гонорара автору производится в два срока: 60 процентов всей суммы после сдачи рукописи в набор и 40 процентов при подписании книги в печать.
Рецензирование. При приеме от автора рукописи издательство передает ее на рецензирование.
В недалеком прошлом рецензированию обязательно подвергалась каждая впервые издаваемая книга. Для этой работы привлекались специалисты, хорошо знакомые с вопросами, освещаемыми автором. Фамилия рецензента автору обычно не сообщалась. Точно так же издательство при посылке рукописи на рецензию могло не сообщать рецензенту фамилию ее автора.
На каждую рукопись требовалось, как правило, две рецензии — одна коллективная (например, написанная группой ученых института) и другая — специалиста заинтересованного министерства или ведомства, новатора промышленности или сельского хозяйства. На рукопись художественного произведения необходим был отзыв Союза писателей.
Сейчас в интересах повышения ответственности авторов за создание книги в порядок обязательного рецензирования оригинальных рукописей внесены изменения. Опыт показал, что прежняя практика часто создавала излишние затруднения. Сроки сдачи рукописи в набор затягивались, снижалась ответственность автора, принижалась роль редактора Вопрос о том, надо ли рецензировать рукопись, теперь решается руководителями издательства.
Рецензия является серьезным документом, от которого часто зависит судьба рукописи. От рецензента требуется всесторонний анализ рукописи, объективная оценка ее положительных и отрицательных сторон, советы о том, что нужно сделать для исправления недостатков.
Независимо от типа и характера произведения рецензент отвечает па следующие основные вопросы:

1. Соответствует ли содержание рукописи генеральной липни Коммунистической партии и Советского правительства, верны ли в ней идеологические установки.
2. Представляет ли рукопись самостоятельную, оригинальную работу, нет ли в ней заимствовании.
3. Имеются ли аналогичные работы на ту же тему и чем от них отличается данное произведение.
4. Насколько рецензируемое произведение актуально, на какой круг читателей оно рассчитано, правильно ли учтены и отражены достижения отечественной и зарубежной науки и техники; пот ли ненаучных и нечетких формулировок и определений или ссылок на устаревшую литературу.
5. Верно ли логически построена рукопись, нет ли в ней ненужных повторений, излишних подробностей, отвлекающих внимание от главных вопросов темы; точны ли формулировки п цитаты, даты событий, ссылки па источники, нет ли разнобоя в терминологии.
6. Каким языком написана рукопись, доступно ли читателю изложение.
7. Верны ли иллюстрации, схемы, карты, чертежи, таблицы, формулы, расчеты, не перегружена ли рукопись ими; нет ли противоречий в тексте или таблицах, насколько чертежи, иллюстрации. таблицы соответствуют тексту.

Ведущий редактор, получив рецензию, на основании выводов рецензентов и своих личных составляет мотивированное письменное предложение заведующему редакцией, главному редактору или директору издательства об одобрении или отклонении рукописи (редакционное заключение). Следует подчеркнуть, что отзыв рецензента не уменьшает ответственности редактора за оценку рукописи. Если редактор согласен с мнением рецензента, рукопись подвергается необходимым исправлениям и изменениям. Доработка, исправления и изменения в рукописи производятся автором под контролем и при содействии редактора.
После возвращения автору рукописи па доработку или переработку издательство устанавливает новый срок представления исправленной рукописи.

РЕДАКТОР КНИГИ. Редакция —это основа издательства, редактор — ее ведущий сотрудник, от него в очень большой степени зависят качества книги и своевременность её выхода в свет.
Когда рукопись еще находится на рецензировании, редактор знакомится с ней по имеющемуся у него второму экземпляру, изучает ее в сравнении с имеющейся по данному вопросу литературой, официальными указаниями и другими материалами. Редактирование заключается в том, чтобы помочь автору довести рукопись до нужного научного и технического уровня, внести необходимые исправления в построение будущей книги, устранить фактические ошибки, исправить неправильные и неточные формулировки. Если в этом есть необходимость, редактор помогает улучшить композицию книги и ее литературный стиль. Редактор вносит в рукопись исправления, согласовывает их с автором. Наряду с этим редактор просматривает иллюстрации и графические материалы.
Отредактированная рукопись перепечатывается. Новый текст считывается с оригиналом младшим редактором или корректором. Особенно внимательно проверяются даты, наименования и цитаты. Затем рукопись вновь поступает к редактору. Редактор должен дать ее на прочтение автору и прочесть сам, лишь после этого они подписывают ее в набор. Затем рукопись читает заведующий редакцией и тоже подписывает к набору.
Наиболее важные рукописи до отправки в набор обсуждаются на редакционном совете. При участии редактора проводится и работа по полиграфическому оформлению книги, с ним согласовываются основные вопросы технического оформления. В период прохождения рукописи в типографии редактор просматривает гранки и листы, вносит в них необходимые исправления, контролирует качество издания с редакционной точки зрения, подписывает листы к печати. По получении первого готового (сигнального) экземпляра книги редактор обязан прочитать его и подписать к выходу в свет,

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР. После того как рукопись подготовлена к набору, ее передают в производственный отдел издательства. Оригинал, сданный в производство, должен соответствовать требованиям «Технических правил подготовки рукописей для книжно-журнальных издании». На нем должен быть поставлен штамп с установленными разрешительными подписями. Помимо основного текста рукопись должна содержать: текст обложки и титульного листа, аннотацию, оглавление, текст подписей под рисунками с указанием страниц рукописи, где должны быть размещены рисунки. Дополнительные текстовые и иллюстративные материалы сдавать в типографию пе рекомендуется.
В производственном отделе выделяется технический редактор, который ведет книгу до выхода в свет, следит за выполнением всех операций по графику.
После предварительного изучения полученной рукописи с точки зрения ее технической пригодности к производству технический редактор (совместно с художником) устанавливает тип оформления применительно к принятым в данном издательстве сериям. Если же рукопись не серийная, то он намечает специальное оформление, которое согласовывает с автором, редактором. директором издательства. Затем технический редактор производит подробную разметку рукописи: указывает размер и начертание шрифтов, систему выделений и т. д.
С 1 января 1967 г. Комитет по печати при Совете Министров СССР утвердил новые межреспубликанские «Выходные сведения в издательской продукции», т. е установил минимум выходных данных, которые должны иметься в книгах, брошюрах и других видах печатной продукции. Так, па переплете (обложке) книги указывается: автор, заглавие, порядковый номер тома (части, выпуска), название издательства. На последней (концевой) странице должны помещаться следующие сведения: фамилия. имя, отчество автора, заглавие книги, инициалы и фамилия редактора или ответственного за выпуск, инициалы и фамилия художественного и технического редакторов, а также корректоров. Кроме того, здесь должны быть опубликованы: дата сдачи оригинала в набор, дата подписания издания к печати (число, месяц, год), формат и сорт бумаги, объем книги в условных печатных и учетно-издательских листах, тираж, название и адрес издательства и полиграфического предприятия, номер заказа, цена.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИРАЖЕЙ. До недавнего времени издательства определяли тиражи книг самостоятельно, зачастую без глубокого изучения спроса читателей. Поэтому часть книг залеживалась на полках магазинов или складах, а другие было трудно приобрести. Теперь издательства определяют тиражи совместно с книготоргующими организациями.
Местное издательство действует в пределах своей области или края. Проект плана оно посылает для ознакомления в краевую или областную контору книжной торговли. После этого созывается совещание, на которое кроме работников издательства приглашаются работники книготоргующих организаций, библио-течного коллектора, библиотек. На этом совещании изучаются аннотации будущих книг и устанавливаются предварительные тиражи.
Когда книга сверстана, верстку посылают в книготоргующие организации. Здесь определяют окончательный тираж книги, увеличивая пли уменьшая предварительно установленную цифру.
Тиражи книг и брошюр, подлежащих реализации на территории всего Советского Союза, определяются иначе. Издательства (центральные и местные) посылают свои планы во Всесоюзное объединение книжной торговли Комитета по печати при Совете Министров СССР — «Союзкнигу». Отсюда списки книг, намеченных к выпуску в следующем году, с краткими аннотациями на них рассылаются во все книжные магазины страны, которые заполняют бланки-заказы, указывая в них, сколько экземпляров книги берется реализовать магазин.
На основе обработки бланков-заказов «Союзкнига» сообщает свою заявку о тираже книги издательству.

МАССОВАЯ РАБОТА ИЗДАТЕЛЬСТВА. Важным звеном в деятельности каждого издательства является проводимая им массовая работа. Она дает возможность изучать запросы читателей, их оценки вышедших в свет книг.
Существуют различные формы работы с читателями. В частности, широко практикуется проведение в библиотеках, па предприятиях, в научных учреждениях, вузах, школах, в книжных магазинах читательских совещаний, конференций; с докладом обычно выступают директор, главный редактор или заведующие редакциями (последние чаще всего в том случае, когда обсуждаются книги и брошюры, выпущенные той или иной редакцией). После доклада заслушиваются выступления присутствующих па конференции. Сопоставление мнений читателей из раз-пых городов, предприятий, учреждений дает возможность издательству сделать выводы: правильно ли оно поступило, выпустив намеченные планом книги и брошюры.
Помимо совещаний и конференций издательства составляют и печатают каталоги, библиографические указатели. Часто сведения о новых книгах даются в кратких аннотациях, которые публикуются в других, ранее вышедших книгах. Большую роль в ознакомлении читателя с новыми книгами играет периодическая печать — газеты, журналы, а также радио и телевидение. Издательствам следует поддерживать с ними тесную связь — посылать списки выпущенных книг, а если есть возможность, то и сами книги. Это поможет редакциям публиковать или передавать по радио и телевидению «книжные полки», краткие сообщения о выходе новых книг и развернутые рецензии.




<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0